От зернышка к хлебушку

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От зернышка к хлебушку

Бахтизина С.И. 1
1МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево, 4 "Б" класс
Нигматянова Г.Ф. 1
1МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево, 4 "Б" класс
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«От зернышка к хлебушку»

 

Работу выполнила: Бахтизина Самира Ильнаровна, ученица 4Б класса МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево.

В данном проекте раскрыта тема: какой путь проходит зерно, прежде чем станет ароматным хлебом.

Актуальность темы заключается в том, что дети, как правило, не знают цену хлеба. Нет, они, конечно, знают, что хлеб стоит 35 рублей. Но ведь его можно оценить и тем, сколько в него вложено труда, сколько полезных и питательных веществ содержит хлеб, сколько людей было спасено в тяжёлые времена, благодаря этому незаменимому продукту.

Практическая значимость проекта. Работа над темой проекта позволила автору узнать больше о производстве хлеба и донести ученикам начальной школы мысль о необходимости бережного отношения к хлебу.

Практическимрезультатом проектной работы является составление памятки-рекомендации «От зернышка к хлебушку», а также проведение классного часа о бережном отношении к хлебу.

План работы:

  1. Подбор художественной литературы по теме «Хлеб».

  2. Изучение теоретической стороны вопроса.

  3. Изучение технологии приготовления хлеба в пекарне с.Верхнеяркеево.

  4. Проведение анкетирования у учащихся 4 «Б» класса по данной проблеме.

  5. Составление памятки с рекомендациями по бережному отношению к хлебу.

Введение

Вот он хлебушек душистый 

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем — земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

С. Погореловский

В жизни каждого человека есть понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это мама, мир, солнце. К ним можно отнести и хлеб. Народная мудрость гласит: «Хлеб – всему голова».

Хлеб – это наш добрый друг, который сопровождает нас от рождения до глубокой старости. Его имя на всех языках люди произносят с теплотой и любовью.

Наше поколение живет в мирное время. Мы не знаем что такое война, что такое голод. Но рядом с нами живут люди, которые испытали все ужасы Великой Отечественной войны. Много людей погибло от голода. В блокадном Ленинграде маленький кусочек хлеба мог спасти целую  жизнь! 

Хлеб для нашего поколения очень привычный продукт. Мы привыкли всегда его видеть на столе. Однажды на улице ребята кидались хлебом. Моя мама наказала этих ребят и сказала, что в одном маленьком кусочке хлеба – большая работа окружающих нас людей, в том числе и их же родителей.

Ещё я заметила, что на свадьбах и на других торжественных мероприятиях дорогим гостям преподносят хлеб с солью. Почему люди так ценят хлеб и дорожат им? Меня заинтересовала эта проблема и я решила исследовать её.

Актуальность:

Тема отношения к хлебу, наверное, будет актуальна всегда. Потому что дети, как правило, не знают цену хлеба. Нет, они, конечно, знают, что хлеб стоит 37 рублей. Но ведь его можно оценить и тем, сколько в него вложено труда, сколько полезных и питательных веществ содержит хлеб, сколько людей было спасено в тяжёлые времена, благодаря этому незаменимому продукту.

Гипотеза исследования:

Я предполагаю, что если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Цель:

Выяснить, как выращивают и изготавливают хлебные изделия, и донести ученикам начальной школы мысль о необходимости бережного отношения к хлебу.

Выбрав тему исследования я поставила себе задачи:

• Познакомиться с проблемой по литературным источникам по теме.

• Изучить технологию приготовления хлеба в пекарне с.Верхнеяркеево.

• Провести анкетирование учащихся 4 «Б» класса по данной проблеме.

Теоретическая часть исследовательской работы

В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий: пирожки, печенье, кексы, булочки, блины, пончики.

Такое изобилие было не всегда. Хлеб имеет очень длинную историю. Он появился на земле более 15 тысяч лет назад.

Из словаря Ожегова я узнала, что хлеб – это 1) колосовые растения с мучнистыми зернами; 2) плоды, семена злаков, перемолотые в муку; 3) пищевой продукт, выпекаемый из муки. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называемые «клибанос».

Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».

Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500 г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. И ничто в нашей жизни нам не заменит хлеб.

С древних времён к хлебу относились по – особому. Его сравнивали с золотом, с солнцем, и с самой жизнью. Хлеб берегли. Хлебом гордились. С хлебом связано много традиций и обычаев. Сложено немало стихов, песен, пословиц:

ХУД ОБЕД, КОГДА ХЛЕБА НЕТ.

ХЛЕБ ДА ВОДА – БОГАТЫРСКАЯ ЕДА.

ХЛЕБ БАТЮШКА – ВОДА МАТУШКА.

ПОСЕЙ В ПОРУ – БУДЕШЬ ИМЕТЬ ХЛЕБА ГОРУ.

МНОГО СНЕГА – МНОГО ХЛЕБА

ХЛЕБА НИ КУСКА, ТАК И В ДОМЕ ТОСКА.

Издавна к хлебу люди относятся уважительно и поэтому этому продукту установили много памятников. Первый в мире памятник пекарю был построен в Риме в 30м году до нашей эры. И выглядел он вот так (см. рис. 1)

Современный памятник хлеба выглядит немного иначе, их разновидностей множество. Один из них представлен ниже. Находится он в Ленинградской области городе Зеленогорск (см. рис 2).

Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелёгкой. Когда то древний человек нашёл зёрна, попробовал их, они показались ему очень вкусными. Затем люди научились растирать зёрна камнями и получать муку, а из муки месить тесто. Хлеб был грубым, тяжёлым и не таким вкусным, как сегодня.

Мы каждый день видим его на столе. Без него мы даже не представляем обед или завтрак. Хлеб даёт силы для жизни и работы. А ведь не просто приходит он к нам на стол. Хлебный каравай начинается с зёрнышка.

Долгий путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол.

Чтобы вырастить озимую пшеницу или рожь, в августе – сентябре в поле выходят трактора. Они тянут за собой плуги, которые пашут землю.

Ещё землю боронят, чтобы не было комочков.

Затем в поле выходят трактора с сеялкой, сеют зерно.

Пройдет немного времени и появятся маленькие зелёные всходы будущего хлеба.

Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом.

Весной снег растает, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку.

На каждом стебельке появится колосок наполненный зёрнами.

Вот и созрел урожай. Начинается жатва. В поля выходят комбайны.

От комбайнов зерно везут на элеватор. Элеватор – это место для хранения зерна. Там его перерабатывают в муку.

С элеватора мука отправляется на хлебозаводы и пекарни, где из неё выпекают различные хлебобулочные изделия.

Хлеб – основной продукт питания, он не приедается, содержит все питательные вещества необходимые человеку.

Не всегда в нашей стране был достаток хлеба. Тяжело доставался кусок хлеба людям на фронте, в глубоком тылу, в блокадном Ленинграде. Люди, пережившие войну знают, что такое голод и поэтому берегут каждую крошку.

Практическая часть проектной работы

1.Сбор информации.

В сентябре 2023 года я нашла и изучила теоретический материал по данной теме в сети Интернет.

2. Анкетирование.

10 октября 2023 года я провела опрос среди учеников 4 «Б» класса школы №4 с целью выяснить, знают ли ребята нашего класса, какую роль играет хлеб в жизни человека.

 

А Н К Е Т А

  1. Часто ли Вы едите хлеб?

  • каждый день

  • редко

  • вообще не едите

2. Знаете ли Вы, откуда к нам «приходит» хлеб на стол?

  • да

  • нет

3. Знаете ли Вы что нужно беречь хлеб?

  • да

  • нет

4. Представьте себе, что хлеб исчез с лица земли, что бы случилось?

  • еда перестанет быть вкусной

  • на земле был бы голод

3. Статистика

После проведения анкеты я составила диаграммы для того, чтобы наглядно представить полученную информацию.

4.Наблюдение

В начале ноября 2023 года побывала в пекарне и пронаблюдала, как пекут хлеб.

Результаты работы

1.Сбор информации.

Из Интернет-источников я узнала, почему люди ценят хлеб и как он приходит

к нам на стол.

2. Анкетирование.

10 октября 2023 года я провела опрос среди учеников 4 «Б» класса школы №4 с целью выяснить, знают ли ребята нашего класса, какую роль играет хлеб в жизни человека. В анкетировании принимали учащиеся 4 «Б» класса школы №4. Всего 22 ученика.

3. Статистика

После проведения анкеты я составила диаграммы для того, чтобы наглядно представить полученную информацию.

На вопрос «Часто ли Вы едите хлеб?» голоса распределились таким образом (см. рис. 3):

каждый день – 19 чел.

редко – 3 чел.

вообще не едите – 0 чел

Из данной диаграммы видно, что все ребята употребляют хлеб.

На следующий вопрос «Знаете ли Вы, откуда к нам «приходит» хлеб на стол?», да- ответили всего 20 человек, нет- 2 человека. (см. рис. 4).

Мнения учеников о том, что надо беречь хлеб распределились таким образом (см. рис. 5): да, надо беречь хлеб считают 21 человек, нет, не надо – 1 ученик.

На вопрос «Представьте себе, что хлеб исчез с лица земли, что бы случилось?» «еда перестанет быть вкусной» ответили 7 человек, «на Земле был бы голод» - ответили 15 человек, «ничего не случится» - 0 человек. (см. рис.6).

Из данной диаграммы видно, что большинство детей понимает значимость хлеба.

Анкетирование показало, что основная масса детей употребляют в пищу хлеб ежедневно. Все понимают роль хлеба в жизни человека, знают из чего его делают, и что его надо беречь.

4.Наблюдение

В начале ноября 2023 года я побывала в пекарне нашего села и понаблюдала, как пекут хлеб.

По специальному рецепту замешивают тесто (см. рис.7).

Готовое тесто раскладывают в формы. В каждую форму кладут ровно 800 граммов теста. Для этого пользуются весами (см. рис. 8).

Тесто, разложенное по формам, отправляют в тепловой шкаф, чтобы оно расстронулось и поднялось. Потом ставят в печь. (см. рис 9).

И когда хлебушек готов его отправляют в магазин, где мы его и покупаем. (см. рис.10,11).

Приготовление хлеба в домашних условиях

Однако самый полезный хлеб – это приготовленный из качественной, не обработанной химикатами пшеничной муки, очищенной воды и натуральной закваски. Поэтому лучше всего выпекать хлеб самим. Ведь тогда вы контролируете весь процесс его изготовления. Мама мне рассказала, что раньше хлеб пекли сами, а в магазинах его не продавали. Мне стало интересно: Как это сами? И вот с подсказкой мамы в один из субботних дней мы решили самостоятельно испечь хлеб в домашних условиях.

Сначала мы замесили опару. Небольшое количество дрожжей залили теплой водой, добавили немного сахара и поставили в теплое место на 1 час. Затем мы замесили тесто, добавили в опару воды муки, соли, растительного масла и яиц. И поставили тесто в теплое место созревать до вечера, тесто несколько раз поднималось, мы его подбивали и ждали, когда оно созреет.

Потом мы раскатали тесто в круглую булочку положили его в форму и оставили расстаиваться на 1 час, чтобы хлебушек получился пышный.

Когда тесто приготовилось, мы выложили его в специальную форму для выпечки хлеба и поставили в духовку выпекаться.

Через 45 минут хлеб готов, да еще, какой вкусный!!! Оказывается, это целое искусство испечь хлеб. (см.рис.12, 13)

Заключение

1. Я узнала, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Производство хлеба начинается с проращивания пшеницы и задействованы в этом процессе множество людей-профессионалов, машин и механизмов.

2. Я посетила пекарню с.Верхнеяркеево, работники, которого мне наглядно показали, как замешивается тесто, как его формуют и как, в конечном итоге, выпекают хлеб, который мы с вами едим.

3. Я провела анкетирование и выяснили, что большинство опрошенных, употребляют хлеб каждый день. А самое главное, что все знают, что хлеб нужно беречь.

4. А так же я выступила перед учениками начальных классов с рекомендациями по бережному отношению к хлебу и выдала памятки. (см. рис. 14, 15).

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. В результате моей работы я выяснила, как много затрачено труда для того, чтобы хлеб пришёл к нам на стол, поэтому его надо беречь.

Вот он – хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем – здоровье наше сила,

В нем – чудесное тепло,

Сколько рук его растило.

Охраняло, берегло!

Список используемых ресурсов:

  • История хлеба - [Электронный ресурс]: Copyright MyCorp – Москва, 2016. – Режим доступа: http://renata.at.ua/publ/tradicii/iz_istorii_khleba/2-1-0-2 , свободный.

  • История создания хлеба - [Электронный ресурс]: компания «ПроХлеб» – Москва, 2014. – Режим доступа: http://www.prohleb.ru/index.php?page=9 , свободный.

  • Откуда хлеб к нам на стол пришёл - [Электронный ресурс]:– Москва, 2014. – Режим доступа: http://sundekor.ru/uchebnyj-material/2-kurs/otkuda-khleb-k-nam-na-stol-prishel/ , свободный.

Приложение 1.

Рис 1. Первый в мире памятник пекарю.

Рис 2. Современный памятник хлебу в Зеленогорске.

Приложение 2.

Рис 3. Диаграмма «Распределение ответов учеников 4 «Б» класса школы №4 на вопрос «Часто ли вы едите хлеб?»

Рис 4. Диаграмма «Распределение ответов учеников 4 «Б» класса школы №4 на вопрос « Знаете ли Вы, откуда к нам «приходит» хлеб на стол?»

Рис 5. Диаграмма «Распределение ответов учеников 4 «Б» класса школы №4 на вопрос «Знаете ли Вы, что нужно беречь хлеб?»

Рис 6. Диаграмма «Распределение ответов учеников 4 «Б» класса школы №4 на вопрос «Представьте себе, что хлеб исчез с лица Земли, что бы случилось?»

Приложение 3.

Рис. 7. Замес теста в пекарне с.Верхнеяркеево

Рис. 8. Формовка теста в пекарне с.Верхнеяркеево

Рис. 9. Выпекание хлеба в специальной печи.

Рис. 10, 11. Хлеб готов отправиться к Вам на стол.

фото

Рис.12,13. Приготовление хлеба в домашних условиях

Рис. 14, 15. Выступление перед учениками начальных классов с рекомендациями по бережному отношению к хлебу

Приложение 4.

МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево

«Хлеб к обеду в меру бери.

Хлеб- драгоценность,

им не сори!»

Автор: Бахтизина Самира,

4Б класс,

МБОУ СОШ №4

Верхнеяркеево, 2023 год

Испокон веков хлеб был не просто едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и мерилом человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывавшим особое, святое чувство.

Хочется верить, что и сегодня не зачерствели души наших людей, и они, по-прежнему, высоконравственно относятся к хлебу.

ПРАВИЛА БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ХЛЕБУ:

1. Не берите лишнего хлеба

2. Не берите хлеб грязными руками

3. Не допускайте шалостей с хлебом

4. Используйте чёрствый хлеб

5. Не выбрасывайте хлеб в мусор

6. Кладите хлеб на чистую салфетку или тарелку

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОСТАТКИ ХЛЕБА:

1. Хлебные запасы можно заморозить

2.Сухой хлеб можно освежить в микроволновке

3. Сделать сухари, кириешки

4. Приготовить квас

5. Использовать хлеб как удобрение

6. Покормить птиц или животных

 
Просмотров работы: 30