Влияние зубной пасты на прочность зубов

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние зубной пасты на прочность зубов

Бахтизина С.И. 1
1МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево, 4 "Б" класс
Нигматянова Г.Ф. 1
1МБОУ СОШ №4 с.Верхнеяркеево, 4 "Б" класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данном проекте раскрыта тема: влияет ли зубная паста на прочность зубов.

Актуальность темы заключается в том, что зубная паста – специализированная лекарственная форма, предназначенная для гигиены, профилактики и лечений заболеваний органов полости рта. С помощью зубной пасты обеспечивается эффективное очищение полости рта и лечебное профилактическое воздействие на ее состояние. В наше время зубные пасты являются наиболее используемым средством по уходу за полостью рта. И чтобы не навредить, надо знать и грамотно использовать зубные пасты по их назначению.

Практическая значимость проекта. Работа над темой позволила автору узнать больше о зубах и зубной пасты и донести ученикам начальной школы мысль о необходимости бережного отношения к зубам.

Практическим результатом проектной работы является составление памятки - рекомендации «Влияние зубной пасты на прочность зубов», а также проведение классного часа о бережном отношении к своему здоровью и зубам в частности.

План работы:

  1. Подбор художественной литературы по теме «Влияние зубной пасты на прочность зубов»

  2. Изучение теоретической стороны вопроса

  3. Проведение анкетирования у учащихся 4 «А» и «Б» класса по данной проблеме и проведение классного часа на данную тему.

  4. Составление памятки с рекомендациями по бережному отношению к зубам.

Введение

Чтобы зубы не болели,

Как жемчужины белели,

Чтоб прочнее стали

Зубки наши стали,

Нужно пастою зубной,

Щеточкой ворсистой

Ежедневно начищать

Зубы чисто-чисто!

Если у человека красивые, белые зубы, то на него приятно смотреть, с ним хочется общаться. Красивая улыбка не только привлекает внимание, помогает в общении, но и говорит о том, что у вас здоровые, крепкие зубы. В каменных веках, у пещерных людей не было зубных щеток, но они все равно ухаживали за зубами, вытаскивали кусочки мяса маленькими палочками с острыми концами. На протяжении многих веков человечество пробовало самые разнообразные средства для того, чтобы очистить зубы и придать им белизну. Эти поиски привели к созданию зубной пасты, которая сегодня является основным средством гигиенического уходы за полостью рта.

Красивые и здоровые зубы – мечта каждого. Больные зубы не угрожают жизни. Однако их лечение - хлопотное и сложное дело, да и стоит дорого. Я считаю, что моя тема актуальна, потому что надо научиться беречь зубы смолоду. Стоматологические заболевания чаще всего начинаются еще в детстве. Затем неуклонно прогрессируют и со временем приводят к необратимому поражению зубов, боли и дискомфорту. Если процесс не становить, зуб разрушается окончательно.

Актуальность исследования состоит в том, что очень много ребят игнорируют требование чистить зубы или делают это крайне редко и недостаточно хорошо, и на опыте я хотела бы показать какое влияние оказывает зубная паста. Выбор зубной пасты- это ответственный этап, потому что от этого выбора зависит здоровье зубов и десен. Для того, чтобы сделать хороший и полезный выбор, надо уметь ориентироваться в составах разных зубных паст.

Гипотеза исследования: предположим, что зубная паста способна защитить зубы от разрушающего действия пищевых кислот.

Цель моей исследовательской работы: выяснить влияние зубной пасты на прочность зубов и донести ученикам начальной школы мысль о необходимости бережного отношения к своим зубам.

Для достижения целей были поставлены задачи:

  1. Изучение литературы по проблемам заболевания зубов

  2. Изучение истории создания, состав и действие компонентов зубных паст

  3. Проведение экспериментов в домашних условиях

  4. Проведение анкетирование у учащихся 4 «А» класса по данной проблеме

  5. Проведение классного часа на тему «Влияет ли зубная паста на прочность зубов»

  6. Посещение стоматолога в ГБУЗ Верхнеяркеевскакя ЦРБ

Объект исследования: зубная паста.

Предмет исследования: состав и влияние зубных паст на прочность зубов.

Методы исследования:

- Изучение литературы

- Анкетирование учащихся

- Эксперимент

Ожидаемые результаты:

  1. Через опыт установить, что зубная паста способна укрепить зубы

  2. Узнать, как кислота может разрушить зубную эмаль

  3. Разработать памятку по чистке зубов

Практическая значимость исследования:

Всю полученную нами информацию можно использовать на уроках по окружающему миру, на внеклассных мероприятиях.

  1. Теоретическая часть

I.I Когда появилась первая зубная паста?

Как вы считаете, давно ли люди стали использовать зубную пасту?

Средства ухода за полостью рта применяются в течении многих веков. Уже в античные времена люди знали, что некоторые вещества помогают удалять зубной налет и освежают дыхание. Основоположниками создания зубной пасты применять древних египтян. Упоминание об уходе за зубами встречается в письменных источниках Древнего Египта. В них описывается рецепт приготовления средства для очистки зубов, в состав которого входили пепел внутренностей быка, пемза и винный уксус.

Древние греки для очищения зубов использовали смеси золы, толченного стекла, каменного порошка жженных устричных раковин, шерсти. Полоскали зубы соленой водой Эгейского моря, способствующей укреплению десен.

В России чистили зубы березовым углем. Он отлично отбеливает зубы, освежали полость рта, разжевывая листок мяты, обладающей и приятным ароматом, и антибактериальным свойством. В северных районах мяту часто заменяли хвойными растениями: кедром, лиственницей, пихтой. А Петр I велел боярам чистить зубы толченым мелом и влажной тряпочкой.

Компоненты зубных порошков в древности:

- Растертая яичная скорлупа

- Пемза

- Порошок из оленьего рога

- Размельченные раковины улиток

- Травы

- Мед

- Ароматические масла

- Мыло

- Мел

- Смола

- Соль

-Угли из березовой древесины

В середине 19 века (1850-е годы) Джон Харрис предложил использовать для изготовления зубных порошков мел. Добавляли в мел измельченные лекарственные травы, плоды или цветы (шалфей, фиалку, корицу, мяту и др.) для придания приятного вкуса. Со второй половины 19 века началась работа над созданием зубных паст. Меловая пудра была равномерно распределена в желеобразной массе. Сначала в качестве связующего вещества использовали крахмал, из которого готовили специальный клейстер. Позже крахмал заменили натриевой солью.

Считается, что регулярное производство зубных паст в мире началось с конца 70-х годов 19 века в Америке.

В 50-е годы 20 века начинается производство зубных паст с соединениями фтора. Такие пасты способствуют укреплению эмали.

В 1956 году компания Proctor&Gamble представила первую зубную пасту против кариеса с фтором.

В России первая паста в тюбике была выпущена в 1950 году. До этого пасты продавались в жестяных или пластмассовых баночках.

Как же зубная паста попала в тюбик?

В 1873 году аптекарь Колгейт из Нью - Йорка (основатель компании «Colgate») впервые выпустил зубную пасту в стеклянных баночках. Баночки часто падали и разбивались.

Больше всех не нравилось это зубному врачу Вашингтон Шеффилду. Помучавшись несколько лет с неудобной упаковкой, Шеффилд, услышал об одном американском художнике, который еще в 1840-х годах хранил свои краски в оловянных трубочках. Вашингтон подумал, что подобные трубочки можно использовать, чтобы хранить зубную пасту, а также всевозможные мази и кремы.

В 1892 году зубной врач Вашингтон Шеффилд изобрел тюбик для зубной пасты.

С конца 19 века мир стал переходить на зубные пасты в тюбиках (первопроходцем в этом направлении стала компания «Colgate»).

I.II. Строение зуба

У новорожденных детей зубов нет, они начинают прорезываться примерно с 4-6 месяцев. Эти первые зубы называют молочными.

К трехлетнему возрасту у малыша насчитывается примерно 20 молочных зубов. После 6 лет их сменяют зубы постоянные.

У взрослого человека 32 зуба, 28 из них вырастают до 14 лет, остальные 4 зуба, которые называют зубами мудрости, вырастают после 17 лет. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый на его месте уже не вырастит.

Зубы отличаются друг от друга по форме. Форма зубов зависит от функции, которую они выполняют. Все они разделяются на 3 вида:

-резцы - откусывают кусочки пищи

- клыки – разгрызают плотную пищу

- коренные – дробят, перетирают пищу

Зуб состоит из основных частей:

  1. Коронка – это верхняя часть зуба, которая видна во рту

  2. Шейка – это часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем

  3. Корень – это самая нижняя часть зуба, расположенная в челюсти

Снаружи на каждом зубе коронка покрыта твердой эмалью. Она защищает зуб от повреждений. Внутри зуба имеется полость, в которой находятся кровеносные сосуды и нервы (пульпа).

I.III. Болезни зубов

Зубной налет – липкая пленка, состоящая из бактерий и остатков пищи. Бактерии вырабатывают кислоту, которая портит зубы. Это является причиной болезни десен (гингивит) и зубов (кариес).

Кариес – это заболевание твердых тканей зуба, при котором происходит разрушение его эмали и внутренних зубных тканей. В результате образуется дефект («дырочка») в тканях зуба. Это сложный, медленно текущий и медленно развивающийся, патологический процесс, возникающий в результате комплексного взаимодействия неблагоприятных факторов.

Гингивит – это воспаление десны, сопровождаемое отеком, покраснением и кровоточивостью. Как правило, гингивит возникает из-за скопления микробного налета на зубах, в результате несоблюдения гигиены полости рта.

I.IV. Уход за зубами

Нам с раннего детства известно, что зубы надо чистить. Но зачем?

Между зубов постоянно находятся остатки пищи и если их вовремя не убрать, то они начнут гнить. В гниющих остатках пищи очень много микробов. Эти микроорганизмы живут в зубном налете. Они питаются мельчайшими остатками пищи, налипшими на зубы, выделяя кислоту как результат своей жизнедеятельности. Эта кислота сначала разрушает эмаль зуба, затем начинается разрушение внутренних зубных тканей. Болезнетворные микроорганизмы опасны и для десен и зубов, из-за этого зубы начинают разрушать и болеть: в них развивается кариес.

Зачем нужна зубная паста?

У наших зубов есть три основных врага:

Первый – это налет, в котором живут и плодятся микроорганизмы, которые результатами своей жизнедеятельности и разрушают наши зубы.

Второй враг – это сахар, который не только является хорошей пищей для микроорганизмов, но еще и помогает зубному налету крепче «приклеиваться» к нашим зубам.

Третий – недостаток фтора, что является основной причиной возникновения кариеса.

Основным назначением зубных паст являются:

  1. Очищение поверхности зубов, десен; межзубных промежутков от остатков пищи и зубного налета;

  2. Лечебно – профилактическое воздействие на твердые ткани зубов и слизистую оболочку полости рта.

Как выбрать зубную пасту?

Сейчас практически на всех тюбиках зубной пасты можно встретить маркировку. При этом никто из производителей не объясняет, что она означает.

Многие привыкли верить, что черная полоска – обозначает самую вредную зубную пасту, на 100% состоящую из химических и абразивных веществ, которые вредны для детских зубов.

Синяя полоска – менее вредная, в составе которой 80% химических веществ.

Красная полоска – паста на 50% состоит из вредных веществ, она не подходит людям, имеющим проблемы с деснами.

Зеленая полоска – полностью натуральный продукт, рекомендованный стоматологами для постоянного использования.

На самом деле, цветовая маркировка зубной пасты НЕ НЕСЕТ никакой полезной информации для потребителя.

Некоторые производители выпускают зубную пасту с зеленым квадратиком на тюбике, хотя сама паста может быть на 100% синтетической. Самое интересное, что это не запрещено законом.

Так зачем же производитель маркирует свою продукцию и причем разными цветами. Разберемся.

Цветные полоски на тюбиках зубных паст это «разметка» или «светометка» для конвейера, а используется она для того, чтобы датчик на конвейере мог считывать эту разметку и в нужном месте отрезать тубу.

Таким образом, перед тем, как выбрать зубную пасту, необходимо изучить ее состав, понять, подходит ли она для ваших зубов и лишь тогда покупать.

  1. Практическая часть

II.I. Мой эксперимент

В первый день я съела на ночь конфету и легла спать, не почистив зубы. Проснувшись утром, я почувствовала кисловатый вкус и неприятное ощущение на языке. Конфета – это углеводы, а в процессе брожения углеводов вырабатывается кислота, которая разрушает наши зубы. Значит, за ночь во рту образовалась кислота.

На следующий день я опять съела на ночь конфету, но зубы почистила. Утром кислого вкуса не было.

Вывод: вечером надо обязательно чистить зубы, чтобы не образовалась кислота и не разрушалась зубная эмаль.

II.II. Анкетирование

Я решила узнать, как ухаживают за зубами мои одноклассники и ученики нашей школы. Я провела анкетирование среди учеников 4го «А» и «Б» класса. В опросе приняли участие 42 ученика. Ребята отвечали на 3 вопроса.

Анкета

  1. Как часто вы чистите зубы?

• 2 раза в день

• 1 раз в день

•не чищу вообще

  1. Как часто вы посещаете стоматолога?

• один раз год

• часто

• редко

  1. Какую зубную пасту вы выбираете?

• на травах

• укрепляющую

•отбеливающую

•сладкую

После проведения анкеты я составила диаграммы для того, чтобы наглядно представить полученную информацию.

На первый вопрос «Как часто вы чистите зубы?» ответили:

2 раза в день - 28 человек

1 раз в день – 12 человек

Не чищу вообще – 2 человека

На второй вопрос «Как часто вы посещаете стоматолога?» ответили

Один раз в год – 15 человек

Часто - 4 человека

Редко – 23 человека

На третий вопрос «Какую пасту вы выбираете?» ответили

На травах – 14 человек

Укрепляющую – 12 человек

Отбеливающую – 10 человек

Сладкую - 6 человек

Вывод: я выяснила, что у детей, которые регулярно чистят зубы и правильно ухаживают за ними, зубы болят редко или совсем не болят.

II.III. Эксперименты в домашних условиях

Как я уже выяснила, именно кислоты, образовавшиеся при брожении углеводов, приводят к разрушению поверхности эмали. Поэтому я решила провести эксперимент, чтобы посмотреть, как это происходит. В качестве модели зуба мы выбрали сырые куриные яйца. Потому что, издавна известно, что состав скорлупы куриных яиц совпадает с составом зубов и костей человека. И яичная скорлупа, и эмаль зубов на 90% состоят из кальция. Этим и объясняется наш выбор.

Эксперимент №1

Я поместила два сырых яйца в раствор уксусной и лимонной кислоты. Процесс контролировала каждые два часа.

В стакане с лимонной кислотой через несколько минут поднялись пузырьки, а в стакане с уксусной кислотой ничего не произошло.

Через 2 часа в стакане с лимонной кислотой скорлупа стала размягчаться и светлеть. В стакане с уксусной кислотой скорлупа осветлилась почти полностью.

Через четыре часа в стакане с лимонной кислотой скорлупа начала растворяться. В стакане с уксусной кислотой яйцо начало растворяться, произошло небольшое вытекание жидкости.

Через шесть часов в стакане с лимонной кислотой скорлупа стала мягкой и прозрачной, в стакане с уксусной кислотой яйцо растворилось.

Вывод: кислота разрушает зубную эмаль.

Цель моей работы, изучить влияние зубной пасты на прочность зубов, поэтому я провела второй эксперимент.

Эксперимент №2

Для эксперимента мы выбрали три вида зубной пасты: Образец №1, Образец №2, Образец №3 и пищевую соду.

Итак, мы приготовили пять емкостей с раствором 9% уксуса и пять сырых яиц. Далее каждое яйцо мы обрабатывали в течении 1 минуты зубной пастой и пищевой содой, пятое яйцо не обрабатывали ничем. Каждое яйцо погрузили в соответствующие емкости.

Во всех пяти емкостях сразу началась реакция, на поверхности яиц образовывались пузырьки, как будто пошел процесс кипения. Наиболее бурно шла реакция в емкости с уксусом, в котором находилось яйцо обработанное содой.

Сначала мы проверили состояние яиц через 2 часа. Яйца, покрытые зубной пастой, отличались от необработанного яйца и яйца покрытого пищевой содой. По всей поверхности необработанного яйца скорлупа начала растворяться под действием уксуса. На яйцах, покрытых зубной пастой и пищевой содой, скорлупа начала растворяться неравномерно. Скорлупа на яйцах, на которых была нанесена зубная паста Образец №3 и Образец №1, а так же пищевая сода, оказалась немного прочнее, чем необработанная скорлупа и скорлупа, обработанная зубной пастой Образец №2.

Конечный результат мы проверили уже через 24 часа. По истечении указанного времени мы вновь провели наблюдения. На необработанном яйце скорлупа истончилась полностью. Яйцо, обработанное зубной пастой Образец №2 истончилось и пожелтело. На яйцах, обработанных зубной пастой Образец №3 и Образец №1, а так же пищевой содой скорлупа не лопнула, все яйца остались упругими.

Итак, проведя свое исследование, мы можем сделать следующие выводы:

  1. Кислая среда разрушает зубную эмаль.

  2. Практически каждая зубная паста способна защитить зубную эмаль от разрушительного действия пищевых кислот, т.е. наша гипотеза подтвердилась.

  3. Чистить зубы нужно два раза в день, т.к. дольше, чем на 12 часов зубная паста защитить зубную эмаль не способна.

II.IV. Посещение стоматологического кабинета в ГБУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ»

В ноябре я посетила стоматологический кабинет в ГБУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ». Врач-стоматолог Регина Ренатовна У. провела осмотр полости рта, рассказала о гигиене и профилактике заболевания зубов.

На основании полученной мной информации и проведенных опытов, я составила памятку-рекомендацию «Влияние зубной пасты на прочность зубов», выступила на классном часу перед своими одноклассниками и раздала каждому памятку.

Вывод

Выполняя эту работу, мы узнали о строении зубов, как они растут, почему они болят. Изучена история создания, состав, действие компонентов зубных паст. Мы выяснили, что правильный и регулярный уход за полостью рта - это залог здоровых зубов. Для предупреждения кариеса необходимо использовать зубные пасты, препятствующие образованию кариеса, укрепляющие зубную эмаль.

Проведен эксперимент и сделаны следующие выводы о результате химического взаимодействия кислот и соединений кальция: кислоты действительно разрушают зубную эмаль; зубная паста укрепляет зубную эмаль.

На основе всей нашей исследовательской работы мы разработали соответствующую памятку по чистке зубов, которую можно использовать на уроках окружающего мира. 

 

Список используемых источников информации

  1. Энциклопедия «Все обо всем», Москва, ТКО «АСТ», 1994 г.

  2. Зубы человека https://ru.wikipedia.org

  3. Кравченко К. Как появилась зубная паста? https://zen.yandex.ru/media/id/5cbb42de24a36500b485ce62/kak-poiavilas-zubnaia-pasta-5cbc75fd621b6d00b28af5da

  4. Медицинская википедия http://medviki.com/

  5. Состав зубной пасты: http://health.wild

  6. Что такое зубной налёт? https://www.colgate.ru/oral-health/conditions/plaque-and-tartar/what-is-plaque

  7. Энциклопедия «Всё обо всём» https://chudo-udo.info/enciklopediya-dlya-detey/vse-obo-vsem/6145-dlya-chego-nuzhny-zuby

Просмотров работы: 28