Восстановление лесов нашего края. Особенности посадки леса и ухода за ним

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Восстановление лесов нашего края. Особенности посадки леса и ухода за ним

Овсяникова О.Е. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки».
Большова Н.В. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки».
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
  1. Введение. Актуальность. Необходимость лесовосстановления.

Леса в России — это уникальная часть экосистемы на планете. Хвойные и лиственные лесные массивы находятся на территории почти половины всего нашего государства и занимают примерно четверть покрова планеты Земля. От сохранности и целостности лесов России во многом зависит судьба всех людей на планете.

Обладание такими богатствами предполагает большую ответственность за их сохранение и преумножение. С этой целью по всей стране проводятся лесовосстановительные проекты. Самые масштабные из них: «Сохраним лес» и «Сад памяти», ежегодно проводится «Всероссийский день посадки леса» и многие другие акции. Все они направлены не только на возобновление лесов, но и экологическое воспитание граждан, формирование культуры поведения в лесах.

Лесовосстановление – это полезное, необходимое и очень важное дело!!! Мне стало интересно:« Что же происходит с высаженными молодыми сеянцами сосны после посадки? Кто за ними ухаживает? И ухаживают ли вообще?»

Цель проекта: изучить процесс посадки леса и этапы ухода за ним , узнать о полезных свойствах сосны – дерева, которое пользуется приоритетом в лесопосадочных мероприятиях.

Задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме.

  2. Побеседовать с инспекторами Семеновского районного лесничества на тему лесовосстановления.

  3. Провести анкетирование одноклассников по теме.

  4. Организовать «круглый стол» для обсуждения приоритета саженцев сосны в лесопосадках.

  5. Собрать фото- и видеоматериалы со дня посадки леса в нашем лесничестве.

  6. Сделать выводы.

  7. Подготовить образовательный продукт по теме.

Гипотеза: лесовосстановление - очень важный, трудоемкий, сложный и долгий процесс, требующий профессионального подхода.

  1. Исследовательская часть.

2.1) Посещение Семёновского районного лесничества и беседа с главным специалистом.

Для того, чтобы побольше узнать о лесовосстановлении, мы обратились в Семеновское районное лесничество и побеседовали с главным специалистом Стрековым Александром Александровичем. Вот, что мы узнали (видео). Лесовосстановление – это комплекс работ по поддержанию лесной экосистемы. Оно предполагает высадку леса на участках, где велась лесозаготовка и восстановление лесов, пострадавших от пожаров, насекомых, болезней и других факторов. Высадкой леса занимаются лесничества и арендаторы леса.

Для того чтобы из посадок действительно вырос лес, необходима целая последовательность правильных и своевременных приемов ухода, включающая так называемый агротехнический и лесоводственный уход в самые первые годы после посадки, а также рубки ухода в молодняках – осветления (обычно до 10-летнего возраста) и прочистки (обычно в возрасте от 10 до 20 лет). Основная цель и смысл ухода – защита ценных молодых деревьев от чрезмерной конкуренции с бурьяном, порослью нежелательных деревьев и кустарников и разреживание их до оптимальной густоты. И еще, как правило, чем богаче и продуктивнее почва, тем чаще и интенсивнее приходится ухаживать за молодыми ценными деревьями после посадки.

2.2.«Круглый стол» с ребятами:

Для работы по теме мы с ребятами собрались в классе и провели «круглый стол», чтобы понять,почему именно саженцы сосны пользуются приоритетом в лесовосстановительных работах. Сосна не требовательна к плодородию почвы, хорошо приживается и является очень полезным деревом для здоровья и ценным материалом для строительства и производства. Я провела исследование дальше.

2.3.Опрос одноклассников.

После беседы с инспектором Стрековым А.А. я была удивлена тем, что, оказывается, посадка леса без последующего правильного ухода не дает никаких результатов, все труды напрасны. И решила провести опрос одноклассников и просто знакомых и задала следующие вопросы:

1 вопрос: Назовите основные причины сокращения лесов.

Большинство опрошенных считают причиной сокращения лесов вырубку, несколько человек считают, что это пожары. По одному ответили, что причина в засорении и в том, что за лесами не ухаживают.

2 вопрос: Как Вы считаете, необходимо ли высаживать деревья и возобновлять леса?

100 % опрошенных ответили «Да».

3 вопрос: Хотели бы Вы принять участие в посадке леса?

20 % опрашиваемых ответили «Нет», (Почему?) остальные с удовольствием примут участие в посадке.

4 вопрос: Как Вы думаете, после посадки саженцев нужно ухаживать за лесом или нет?

На этот вопрос все опрошенные ответили «Да».

5 вопрос: Как ухаживать за саженцами? Что нужно делать?

Половина ребят считают, что саженцы нужно поливать. Но это неверно. Природа сама справится с поливом. Порой посаженные делянки находятся так далеко, что к ним очень трудно пробраться, и уж тем более привезти воду для полива. 20 % считают, что саженцы нужно удобрять. Это тоже неверно. Саженцы привозятся из питомника, где при выращивании уже применялись необходимые удобрения, поэтому повторное внесение удобрений не требуется.10 % считают, что посадки нужно защищать от вредителей. Защита от вредителей может проводиться при массовом их появлении, и не только на посадках, а на лесном массиве в целом.

И только 20% опрошенных были близки к правде, которые считают, что необходимо рыхлить почву вокруг саженцев. Посаженные сосенки нужно не только рыхлить, но и скашивать траву, кустарники, освобождать от лишней растительности, осветлять саженцы.

  1. Теоретическая часть.

Как же осуществляется процесс лесовосстановления? Что предпринимается в нашем крае, чтоб сохранить и восстановить сосновые лесные угодья? Я обратилась к литературе, видеоинформации и побеседовала с родителями.

!!! Напомним, что цель посадки леса заключается не в том, чтобы он как можно быстрее появился после вырубки, а в том, чтобы вырастить новый лес определенного состава и качества.

Существует несколько способов лесовосстановления:

✅ естественное лесовосстановление осуществляется природными процессами, которым человек может содействовать, например, ухаживая за подростом и молодняком деревьев, проводя минерализацию почвы, огораживая участок;

✅ искусственное лесовосстановление полностью проводится человеком. Сюда входит выращивание, посадка, уход за сеянцами лесных растений. Леса восстанавливаются искусственно до тех пор, пока не будут способны развиваться дальше самостоятельно;

✅ комбинированное лесовосстановление – это сочетание естественного и искусственного восстановления леса.

Также существует компенсационное лесовосстановление. Оно подразумевает под собой искусственное и комбинированное восстановление лесов.

Наиболее распространено и эффективно искусственное лесовосстановление. С этим способом мы и познакомимся поближе.

3.1. Искусственное лесовосстановление (его этапы представлены на слайде)Искусственное лесовосстановление полностью проводится человеком и включает в себя следующие этапы: (слайд)

  1. Выращивание сеянцев

  2. Подготовка почвы

  3. Посадка леса

  4. Агротехнический уход за лесными культурами

  5. Лесоводственный уход за лесными культурами

  6. Рубки ухода в молодняках

      1. Выращивание сеянцев.

Сеянцы выращиваются в лесных питомниках. В нашем округе такой питомник находится в Осинках.Это современный селекционно-семеноводческий комплекс, включающий в себя работы, связанные с заготовкой, хранением как улучшенных, так и нормальных семян лесных растений и выращиванием посадочного материала, в том числе и с улучшенными наследственными свойствами, позволяющий обеспечить использование высококачественного посадочного материала в лесокультурном производстве, в озеленении.

   
   

В питомниках выращиваются саженцы и сеянцы основных древесных лесных пород, с помощью которых восстанавливают леса.

Сеянцы – это основной посадочный материал для лесовосстановления. Они растут и развиваются в одном месте. Сеянцы считаются пригодными к посадке в возрасте до 4 лет.
 Саженцы – это подросшие сеянцы в возрасте от 4 до 10 лет. Сажают их в одном месте, а затем для дальнейшего роста переселяют в другое. В лесной отрасли их используют для формирования защитных лесов, а также для посадки вокруг таких объектов, как дороги и водохранилища.

Семена сосны обыкновенной созревают в сентябре и всю зиму остаются в шишках. Поэтому сбор шишек происходит от начала заморозков до марта. (слайд)Шишки, в основном, собирают зимой на лесосеках – с веток спиленных деревьев. Их заготовкой занимаются лесники, лесопользователи, воспитанники школьных лесничеств.

Отборные раскрывшиеся шишки закладываются в сушильные камеры, где извлекаются семена. Затем на специальной линии их очищают от примесей, сортируют и просушивают до рекомендуемой влажности. В процессе обработки семенам подрезают «крылышки» – иначе для машинного сева не погодятся.

На пути от закрытой шишки до готового семечка – сушильные камеры, барабаны, сепараторы, фильтры. На выходе этого конвейера получают семена . Из полученных зерен уже к осени вырастут сеянцы.

Хранение в режимных условиях позволяют в течение 30 лет сохранять способность зерен к прорастанию и развитию. Часть семенного сырья пойдет на создание запаса, а часть посеют в лесных питомниках.

   
   
      1. Подготовка почвы.

Перед посадкой леса необходима подготовка почвы, обычно механическая, с использованием специальной техники. Чаще всего применяется самый традиционный вариант подготовки – напашка параллельных борозд специальными лесными плугами.

Лесные плуги отличаются от сельскохозяйственных, они не просто переворачивают пласты дерна и грунта, а разваливают их в разные стороны с образованием довольно глубокой борозды с отвалами по краям. Смотрится борозда как довольно глубокая канава шириной вместе с отвалами до 130–150 см и глубиной 15–25 см относительно уровня ненарушенной почвы.

Посадка сеянцев проводится или в дно борозды, или в ее край, примерно на уровне исходной поверхности почвы, или в отвалы (пласты).

      1. Посадка леса.

Для посадки леса чаще всего используются сеянцы – маленькие молодые деревья, выращенные в специальных лесных питомниках на одном месте, без промежуточнойпересадки для доращивания. Если сеянцы с открытой корневой системой (ОКС) выращивают на специальном поле, и, когда выкапывают, вся земля с корней осыпается, то сеянцы с закрытой корневой системой (ЗКС) – в специальных тепличных комплексах, в кассетах, и доставляют к месту посадки в индивидуальных ячейках со специальным грунтом, при извлечении растения остающимся на корнях. Очень редко используются саженцы – более крупные растения, выращенные в питомниках из сеянцев, пересаженных на специальное поле или специальные емкости для доращивания. У каждого вида посадочного материала есть свои плюсы и минусы, а также особенности, которые нужно учитывать при посадке и оценке ее результатов.

   

Сеянец с открытой корневой системой

Сеянец с закрытой корневой системой

Любой посадочный материал должен быть жизнеспособным. Показателями жизнеспособности являются:

у хвойных – зеленая хвоя без признаков интенсивного пожелтения или усыхания; небольшое пожелтение или подсыхание допускается, но, чем оно интенсивнее, тем хуже будут приживаться сеянцы;

не пересохшая корневая система или комок почвы на корнях сеянцев с ЗКС; если корни сеянца высыхают, а в жаркую погоду или на теплом ветру это происходит за считаные минуты, обычно впоследствии он гибнет;

состояние покоя, то есть отсутствие молодых приростов текущего года; если сеянцы уже тронулись в рост, их приживаемость значительно снижается, особенно при ОКС, и чем активнее они выросли, тем ниже приживаемость.

Несвоевременная посадка сеянцев, когда они уже тронулись в рост, наиболее негативно сказывается на лиственных деревьях, а из хвойных – на лиственнице.

Закрытая корневая система действительно продлевает возможные сроки посадки, но немного. Если такие сеянцы уже очень сильно пошли в рост превышает, то приживаемость их снижается, особенно в сухую и жаркую погоду

Если сеянцы, особенно с ОКС, перед посадкой хранятся в неподобающих условиях, например, лежат на продуваемом солнечном месте без защиты корней от высыхания, это почти гарантированно свидетельствует о том, что сеянцы не приживутся.

При посадке леса мечом Колесова работают всегда попарно: мечник и сажальщик.Мечник обеими руками поднимает меч перед собой, резко углубляет его в почву на глубину 25…30 см, расшатывает в направлении от себя и к себе, делает таким образом углубление в виде узкой щели шириной не менее 10 см и вынимает меч из почвы. Сажальщик берет из ведра сеянцы по одному, вставляет сеянец с обнаженной корневой системой в щель, наблюдая, чтобы корни сеянцев хорошо опускались в углубления, бросает в нее немного земли, чтобы расправить корень (не допустить, чтобы оно переплелось или загнулось), и подтягивает сеянец немного кверху. При этом корневая шейка саженца должна быть на 1…2 см ниже поверхности почвы. Дальше мечник вгоняет меч в землю на расстоянии 8…10 см от первой щели и подтягивая ручку на себя защемляет нижнюю часть корневой системы, а отталкивая ручку от себя – верхнюю ее часть и корневую шейку. Повторным приемом, заглубляя меч на половину глубины щели, закрывают и эту щель, углубление остающееся после вынутого меча, заделывают ногой. В 2023 году в рамках международной акции «Сад Памяти» удалось получить видео и фото с дня посадки:

(Наглядно процесс посадки сеянцев в лесу в видео № 1 в Приложении к проекту)

      1. Агротехнический уход за лесными культурами.

Агротехнический уход проводится для хорошего роста сеянцев и их защиты. Выполняется такой уход механизированно, трактором со специальным культиватором. В первый год делают трехкратный агротехнический уход, во второй – двукратный, и в третий год после посадки – однократный. Основная задача агроухода – рыхление почвы и борьба с травянистой растительностью.

     

(процесс механизированного агротехнического ухода в видео №2 в Приложении к проекту)

      1. Лесоводственный уход за лесными культурами.

Лесоводственный уход за лесными культурами – это удаление кустарниковой растительности для сохранения и создания благоприятных условий для роста основной необходимой породы (сосны). Лесоводственный уход проводят начиная с 4-го года после посадки ежегодно на протяжении 7-ми лет. Это вид ухода выполнятся вручную кусторезом.

      1. Рубки ухода.

К рубкам ухода относятся рубки ухода в молодняках, прореживание и проходные рубки.

Рубки ухода в молодняках проводят в возрасте 10-20 лет с целью осветления основной породы, вырубки кустарников, молодых деревьев сопутствующих пород, препятствующих росту сосен. (проводят раз в 2-3 года).

Рубки прореживания выполняют в возрасте 20-40 лет. Рубки прореживания нужны для формирования хорошей формы ствола основной древесной породы. Она осуществляется методом удаления кривых и уродливых стволов. От формы ствола зависит качество древесины. Поэтому деревья, растущие неправильно, например, образовавшие боковые стволы из-за повреждения верхушечной точки роста, и потерявшие стройную структуру, подлежат вырубке. Проводят раз в 5-10 лет, вырубая 15-25 % леса.

Проходные рубки проводят в фазе образования ярусов леса, в возрасте старше 40 лет. Второй ярус образовывается сопутствующими растениями, которые с возрастом теряют энергию роста и уступают в высоте основной породе. Для хорошего прироста деревьев главных пород необходимо равномерное освещение и простор вокруг ствола. Удаляя загущенные экземпляры сопутствующих пород, проходные вырубы сопутствующих растений решают эти задачи, высвобождая место для активного развития и достижения технической спелости ценных деревьев. Этот метод ухода выполняются раз в 10-15 лет, сокращая общее количество лесных посадок на 10-15 %.

Спелым считается сосновый лес минимальным возрастом от 80 лет.

Таблица. Количество уходов за посадками до спелости леса.

Наименование ухода

Кратность уходов в зависимости от возраста леса

1 год

2 года

3 года

4-10 лет

10-20 лет

20-40 лет

Старше 40

Агротехнический уход

3

2

1

       

Лесоводственный уход

     

7

     

Рубки ухода в молодняках

       

4

   

Рубки прореживания

         

3

 

Проходные рубки

           

3

ИТОГО:

23

На протяжении 80 лет нужно ухаживать за лесом!!!! За это время нужно провести 23 ухода. И только после этого лес созревает, можно его спиливать и использовать древесину в промышленности.

  1. Заключение

В ходе исследовательской работы я узнала о заготовке семян, выращивании сеянцев в питомнике, познакомила одноклассников с полезными свойствами сосны. Подробно изучила процесс подготовки почвы, посадки леса. А самое важное, я считаю, это изучение процессов ухода за лесом. Раньше я никогда не задумывалась, что за лесом ухаживают. Как и многие другие. Я думала, что лес растет сам по себе, это полностью природный процесс. А оказалось, что важно не только сажать лес, но и последовательно, правильно и своевременно проводить уходы. И этим занимаются лесники. Необходимо выполнять различные мероприятия для защиты лесов от пожаров в пожароопасный период, содержать дороги в надлежащем состоянии. И вообще очень много мероприятий выполняется для сохранения и размножения лесов. Этим занимаются опытные лесники.

Работа над этим проектом была интересной. Я очень много нового узнала. Для меня было открытием, что все лесные участки разделены на кварталы и выделы. А я думаю, что это за столбики с цифрами, непонятными надписями встречаются в лесу, когда семьей за грибами ходим. А это указатель квартала, выдела, площади.

Удивительным оказалось и то, что лес нуждается в уходе на протяжении всей своей жизни. А это минимум 80 лет, почти целый век… Если мы сегодня с вами посадим дерево, то можем и не дожить до времени, когда это дерево можно срубить и использовать. Это значит, что сейчас мы делаем вклад в будущее, стараемся для своих потомков. И каким будет это будущее зависит только от нас с вами. Так давайте бережно, рационально, с любовью и трепетом относится к лесу, к нашей матушке-природе.

Думаю, что моя исследовательская работа будет полезна для учащихся и для учителей. Материалы моей можно использовать на уроках окружающего мира.

Все поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Список литературы:

  1. Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель. Книга для учащихся начальных классов. 10-е издание, стереотипное. Москва, «Просвещение», 2022.

  2. Приказ от 04 декабря 2020 года № 1014 Министерства природных ресурсов и экологии «Об утверждении правил лесовосстановления…»

  3. Родин А.Р., Калашникова Е.А, Родин С.А., Силаев Г.В. «Лесные культуры». Учебник. – 2009.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров работы: 34