Водный мир в Кишертском районе Пермского края

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Водный мир в Кишертском районе Пермского края

Калинин А.С. 1
1МАОУ Лицей № 8 г. Перми
Денисова Е.В. 1
1МАОУ Лицей № 8 г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Летом я много отдыхаю в деревне у бабушки, в Кишертском районе Пермского края. Лето 2023 года было очень жаркое и мы часто ездили всей семьей на речку купаться и ловить рыбу.

После первой рыбалки мне стали интересны рыбы: какие рыбы обитают в местных водоемах, что они кушают и смогут ли выжить в домашних условиях без естественных для них условий.

Так я и решил провести свое маленькое исследование.

Актуальность.Я считаю мое увлечение изучение актуальным, так как в настоящее время школьники увлечены только компьютерными играми и мало выходят на улицу гулять. Своим исследованием мы показали, что можно не только ловить рыб в речке, но и узнавать новое о них. И если после моего выступления станет одним рыбаком больше, значит, я не зря проделал эту работу.

Объект исследования: речные рыбы.

Предмет исследования: рыбы в реках Солянка и Сылва Кишерсткого района Пермского края.

Цели исследования – познакомиться с некоторыми видами речных рыб, обитающих на территории Кишертского района Пермского края, узнать их особенности и провести исследование с мальками речных рыб.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

· выяснить какие рыбы обитают в реках Кишертского района;

· узнать особенности пойманных речных рыб;

· изучить информацию о питании речных рыб;

· провести анкетирование и узнать, владеют ли информацией младшие школьники о речных рыбах;

· провести опыт с мальками, проанализировать результаты;

· выступить перед классом с презентацией.

Гипотеза исследования: мы предположили, что мальки речных рыб не смогут прожить 1 неделю в искусственно-созданных условиях.

Основные этапы исследования:

· сбор и анализ информации из печатных и интернет источников;

· анкетирование младших школьников;

· проведение опыта с мальками;

· создание презентации.

Методы исследования:

· изучение информации из различных источников;

· сравнение;

· анализ информации;

· анкетирование;

· наблюдение;

· эксперимент.

Практическая значимостьнашей исследовательской работы заключается в том, что, мы рассказали одноклассникам, во время защиты своей работы, о некоторых видах рыб в Пермском крае, подробно описали их, а также доказали опытным путем, что малькам очень сложно выжить в отличающихся местах от их мест обитания.

рмского края

Река Сылва в Пермском крае – живописная и считается одной из самых рыбных рек уральского региона, которая популярна среди местных любителей рыбалки, водного туризма и активного отдыха на природе. Ее общая длина 493 км. Отличается чистыми водами, обилием подводных обитателей, населяющих ее глубины. Река Солянка протекает в Пермском крае на территории Кишерсткого района. Ее длина составляет всего 11 км. Это небольшая речка, которая протекает по живописным уголкам Кишертского района.

Самыми массовыми рыбами в реках Сылва и Солянка являются сорога, окунь, щука, густера, ерш, язь. Другие подводные жители не настолько многочисленны, но они также попадаются на удочки рыболовам: хариус, жерех, лещ, голавль, пескарь, елец, налим, уклейка, подкаменщик, гольян, подуст, судак, форель, чехонь, стерлядь.

Во время рыбалки нам удалось поймать линя, окуня, сорогу и карася (приложение 2, фото 1). Про них мы и расскажем.

3. Особенности рыбы Линь

Это медлительная (даже можно сказать – ленивая) рыба с достаточно толстым туловищем, которая любит тихую воду (приложение 2, фото 2). Он имеет немного укороченное, не слишком высокое и толстое тело. Плавники закругленные, без острых углов. Окрас достаточно разнообразен и меняется в зависимости от места, в котором он обитает. На песчаном дне можно встретить рыб, имеющих бронзовый или серебристо-оливковый оттенок. В водоемах с повышенным количеством ила и торфа встречаются темно-зеленые и практически черные особи. Наиболее распространенный окрас — желтые бока с золотыми переливами, зеленая спина и серые плавники. Такого линя мы и поймали в реке Солянка. Главные отличительные черты — ярко-красные небольшие глаза и мясистые толстые губы. Тело покрывает мелкая чешуя, прочно держащаяся на коже и имеющая сверху слой слизи.

Лини любят находиться среди водной растительности и проводят длительное время на одном месте. В случае опасности линь зарывается в илистое дно.

Отдельные представители этой рыбы могут вырастать до 60 см, при этом в течение жизни линь медленно растет. Средний вес линя – 200-700 гр.

4. Особенности рыбы Карась

В Пермском крае обитает 2 вида карасей – Золотой карась и Серебряный карась. В реке Солянка водится Серебряный карась (приложение 2, фото 3). Карась легко отличается от всех других пресноводных рыб своим более или менее круглым туловищем, сильно сплющенным с боков, хотя он все-таки значительно толще леща. Своим высоким, сжатым телом и отсутствием усов карась легко отличается от ближайшего своего родственника – карпа, также как числом и положением глоточных зубов, которых у него по 4 с каждой стороны и в одном ряду. Чешуя на нем серебряная, но иногда принимает черноватый оттенок. Хвост более вырезан.

Серебряный карась более подвижен, чем Золотой и постоянно держится в траве. Обитает исключительно в стоячих водах, вот почему мы смогли поймать его в реке Солянка.

Взрослый карась достигает длины 15-20 см при массе 150-400 гр, хотя караси могут весить до 3-х кг. Рост карася, как и всякой другой рыбы, зависит от количества пищи, а так как он питается исключительно растительными веществами, то понятно, почему в водоемах с песчаным дном, лишенных водяных трав, он растет весьма медленно. Карась не нуждается в быстроте движений, так как корм у него, как говорится, под носом. Зарывшись наполовину, иногда выставив один хвост, копается он в вязком иле и в этом положении чаще других рыб подвергается нападению различных водяных насекомых, паразитных рачков, а также хищных рыб. Только по вечерам и ночам, в ясный жаркий день, иногда в полдень карась выходит отсюда к берегам и лакомится молодыми стеблями водяных растений, особенно побегами камыша.

Изо всех рыб карась, бесспорно, самый неприхотливый.

5. Особенности рыбы Сорога

Сорога – одна из самых распространенных рыб в нашей стране (приложение 2, фото 4). В разных местах её называют по разному – сорока, плотва, чебак, тарань, серушка, красноглазка и другие названия. В Пермском крае ее принято называть сорогой.

По виду сорога похожа на обычного язя, но имеет более высокое тело и менее яркие плавники. Её окрас зависит от среды обитания. Обычно у сороги тонкая с зеленоватым оттенком спина, серебристые бока и брюшко, серые с красноватым оттенком грудные и красные брюшные плавники. В реке Солянка мы поймала как раз сорогу именно такой окраски.

Максимальная масса сороги в реке Кама 500 гр, в редких случаях до 1 кг. Мы ловили рыбки массой 200 гр, это считается хорошим уловом.

Сорога стайная рыба и предпочитает тиховодье и слабое течение. Держится в зарослях водных растений и поблизости от них. Крупная рыба живет на небольшой глубине, чаще всего в местах с укрытиями – у коряг, у свай, вблизи берега.

Нерестится в мае, во время нереста и непосредственно после него активно питается главным образом личинками насекомых, самими насекомыми, водорослями.

6. Особенности рыбы Окунь

Окунь – это самая распространенная рыба в Пермском крае (приложение 2, фото 5). Тело окуня слегка горбатое, отсюда его прозвище «горбач». Тело сжатое с боков, довольно высокое, покрыто плотной мелкой чешуей. Голова большая. Уколы шипами и колючими лучами плавников окуня болезненны. На челюстях и небных костях многорядные щетинковидные зубы. Окраска яркая. Окрас окуня напрямую зависит о того, насколько прозрачна вода реки. Окуни, обитающие в прозрачной воде, более светлые, а в лесных озерах с темной водой – темные, с ярко-желтым брюхом, в озерах с очень кислой реакцией воды – беловато-желтые. Тело зеленовато-желтое, на боках 5-9 поперечных широких черных полос. Спина темно-зеленая. Глаза оранжевые. Плавники красноватые. Мы поймали светлого окуня, т.к. река Солянка достаточно спокойная вода, течения практически нет.

Окунь ведет стайный образ жизни, любит держаться в воде около травы, зотопленных деревьев, коряг либо на мелководьях, заросших водными растениями. В реках сторонится сильного течения. В течение суток более активен в утренние и вечерние часы. Очень подвижная рыба, прожорливый хищник. При недостатке какого-либо вида корма легко переходит на другой, кормится почти круглый год.

7. Питание пресноводных рыб

Для того чтобы рыба развивалась, ей необходимо правильное питание. Основной признак, который есть даже у маленькой рыбки, это то, что она может самостоятельно питаться. Но в это время, пока рыбка не подрастет, она остается уязвимой и легкой добычей для любого хищника, который привык питаться мальками. Чаще всего, небольшая рыбка старается держаться стаями, и, как правило, ближе ко дну. Основным рационом любого малька является растение или водоросли, которые находятся на дне водоема.

После того, как малек подрастает, в его рационе, начинает появляться рачок-наутилус, а после того, как они станут совсем взрослыми, рацион питания ничем не будет отличаться от того, что употребляют взрослые рыбы.

Хищные рыбы, вырастая, охотятся на мальков, водоплавающих птиц, а иногда могут представлять опасность и для людей. Для того чтобы поймать добычу, некоторые рыбы, на протяжении длительного времени, выслеживают свою добычу, преследуют ее и нападают в тот момент, когда жертва выбивается из сил.

Что же касается мирной рыбы, то она вообще не прихотлива к питанию, так как в ее рационе есть растительный корм, водоросли. Хорошо рыба реагирует на мотыля, червя и даже на ракообразных.

Основой рациона рыбы линь является пища животного происхождения, хотя изредка они могут потреблять и растительный корм. Объектами охоты становятся беспозвоночные, которые обитают в воде и рядом с водоемами: насекомые и их личинки, моллюски, ракообразные, черви. В весенний период они с удовольствием питаются водорослями. У лини нет сезонных предпочтений, они совсем неприхотливы в питании и потребляют все съедобное, что им удастся отыскать.

Карась питается самой разнообразной пищей, как растительного, так и животного происхождения. Вылупившись из икры, мальки в течение первого месяца едят исключительно водоросли, способствующие их росту. Немного повзрослев, они переходят на органическую пищу – мотыль, личинки водяных насекомых. У взрослых карасей рацион еще шире. В него входят: черви, мелкие рачки, личинки насекомых, многочисленные водоросли.

В рацион питания сороги входит практически все, что может попасть в воду или находится под водой, в том числе и растительность. Как и любая другая рыба, сорога в летний период может перейти на корм растительного происхождения, особенно в жаркие периоды. Что касается весны и осени, то она больше предпочитает пищу животного происхождения. И все же, основной корм – это жучки, червячки, комары, мошка, кузнечики, мухи, гусеницы и личинки различных насекомых.

Главная пища окуня – мелкая рыба, раки, рачки. Окунь – прожорливая рыба, во время еды громко чавкает. Чавканье крупного окуня слышно за 100 метров.

Когда мы поехали на рыбалку, то приготовили для прикорма рыб кашу, накопали червяков. Оказалось, что и обычную кашу рыбки тоже любят, хоть это и не их естественная пища.

8. Анкетирование

Во время работы над исследованием, мы решили проверить знания младших школьников в области пресноводных (речных) рыб. Мы составили всего 3 вопроса для школьников. В анкетировании приняли учащиеся со 2 по 4 класс МАОУ «Лицей №8» г. Перми. Всего приняли участие в анкетировании 76 школьников.

Мы задали следующие вопросы:

1. Напишите какие названия пресноводных (речных) рыб вы знаете? (таблица 1)

2. Чем питаются пресноводные рыбы? (таблица 2)

3. В каких водоемах обитают пресноводные рыбы? (таблица 3)

В результате, проанализировав ответы всех ребят, у нас получилось следующее.

Таблица 1

Таблица 2

Таблица 3

В результате проведенного анкетирования, можно сделать следующий вывод.

63 школьника (83%) назвали самую популярную пресноводную рыбу – щуку. Следующими рыбами за щукой были окунь (63%), карась (43%), сом (36%) и лещ (18%). Огорчило, что 11 человек (14%) написали в качестве пресноводных рыб совсем не рыб – утка, бобр, лягушка и другие. И 1 человек совсем не написал ни одной пресноводной рыбы. 4 человека (5%), к сожалению написали названия морских рыб – треска, рыба-клоун, морской окунь. Лишь небольшое количество ребят показали себя знатоками пресноводных рыб и написали следующие названия рыб – ерш, лосось, карп, судак, линек, сорога, и ротан.

Самое большое количество ответов по вопросу питания пресноводных рыб пришлось на водоросли, тину и траву. Так ответили 35 школьников, что составило 46%. 29 человек (38%) написали – маленьких рыбок и мальков, 21 человек (28%) – черви, опарыши. А вот 10 человек (13%) совсем не знают, чем питаются речные рыбы, никакой ответ ими предложен не был. Небольшое количество ребят написали – насекомые, водомерки, ракообразные, хлеб, головастики, пиявки, личинки и другие. Очень удивило, что некоторые ребята считают кормом для пресноводных рыб – кораллы, камни, воздух и пузыри…

На мой взгляд, одним из самых легких вопросов был 3 вопрос про водоемы, однако и здесь не все ребята знают где обитают пресноводные рыбы. Итак, всего 54 человека (71%) из 76 опрошенных написали в качестве среды обитания пресноводных рыб – реку, 44 человека (58%) – озеро и 12 человек (16%) – пруд. 9 школьников (12%) даже написали названия рек (Кама, Волга, Мулянка и другие). А вот другие 9 человек не дали никакого ответа. Также огорчило, что 8 школьников (11%) посчитали местом обитания пресноводных рыб море, а 4 школьника (5%) – океан.

Подводя итог по результатам анкетирования отмечаю, что все-таки большинство ребят младшего школьного возраста владеют информацией. Надеюсь, что те ребята, которые не знали или ответили неправильно, после моей презентации обязательно запомнят кто такие речные рыбы, что они едят и где живут.

9. Практический опыт «Выживаемость мальков в домашних условиях»

После рыбалки мы решили проверить смогут ли мальки выжить в домашних условиях без естественной для них среды и еды. Свое исследование с мальками мы записали на видео и я представил его в классе на защите моей работы.

Мальки речных рыб были нами пойманы на мелководье в реке Сылва (приложение 2, фото 6) и так как они были очень маленькие определить к какому виду рыб они относятся мы не смогли.

Мы поймали 24 малька речных рыбок и поместили их в неестественные для них условия жизни – в 3-х литровую банку с чистой водой (приложение 2, фото 7). Каждый день мы меняли им воду и кормили их манной крупой. К сожалению, уже на второй день больше половины наших мальков погибли, а на 3-й день остались только 2 малька (приложение 2, фото 8). К 4-му дню выжил только 1 малек самого маленького размера (приложение 2, фото 9).

День недели

Количество выживших мальков

Суббота (1 день)

24

Воскресенье (2 день)

14

Понедельник (3 день)

2

Вторник (4 день)

1

Среда (5 день)

1

Четверг (6 день)

1

Пятница (7 день)

1

В результате проведенного опыта можно сделать следующий вывод. Рыбки очень чувствительны к перемене места обитания и смене рациона питания. Пойманным малькам было очень тесно в банке, им не хватало воздуха на всех, особенно малькам покрупнее и в качестве корма была тоже неестественная для них еда – обычная манная крупа. Поэтому почти все мальки погибли. Выжил только 1 малек самого маленького размера, которого через 7 дней мы отпустили обратно в речку Сылва (приложение 2, фото 10).

Я очень люблю природу, животных, насекомых и птиц, стараюсь бережно относиться к природе и поэтому своим опытом с мальками я бы хотел сказать, что не нужно их вылавливать из речки, пытаться ухаживать за ними в домашних условиях. Нужно, наоборот, создать все условия, чтобы рыбкам хорошо жилось в реке, озере, пруду.

10. Заключение

Мне очень понравилось проводить исследование с мальками и узнавать новое о речных рыбах.

В результате проводимого исследования я узнал, какие рыбы водятся в реках Сылва и Солянка Кишертского района, сам порыбачил, вблизи посмотрел на окуня, линька, сорогу и карася, узнал их особенности. Узнал, что малькам очень сложно выжить в условиях, отличающихся от их мест обитания.

Провел в классе анкетирование и узнал, что многие ребята знают о речных рыбах и только малая часть не владеет информацией. Поэтому своей презентацией я помог в первую очередь тем ребятам, которые не знали какие рыбки обитают в речках. Надеюсь, что теперь все ребята знают какие рыбы речные, чем они питаются и где живут.

Наша гипотеза о том, что мальки речных рыб не смогут прожить 1 неделю в искусственно-созданных условиях доказана опытным путем. В домашних условиях маленьким рыбкам очень тяжело: еда не природная, вода из-под крана и очень тесная банка, в которой очень сложно им дышать, не хватает воздуха. Необходимо, наоборот, создавать все условия, чтобы рыбкам хорошо жилось в реке, озере, пруду.

11. Список использованной литературы

1. Зарайский Д.А. «Рыбная ловля», издательство «Эксмо», 2007г.,592с.

2. Исмаилова С.Т. Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология – 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Аванта+, 1996. – 704 с.

3. Сабанеев Л.П. «Жизнь и ловля пресноводных рыб». Россия, издательство «Эксмо», 2012г.,125с.

4. https://intellifishing.ru/river/reka-sylva-sverdlovskoy-oblasti?ysclid=lrepc1804w678531215

5. http://www.matchfishing.ru/fishing/articles/det1039/

6. http://reki-ozera.ru/riba/108925-chebak-belyy.html

7. http://fishprm.ru/

8. https://ferma.expert/ryba/rybovodstvo/vidy-rybovodstvo/lin

9. https://morefishing.ru/tag/karas/

12. Приложение 1. Презентация

13. Приложение 2. Фотоотчет

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Фото 7

Фото 8

Фото 9

Фото 10

Просмотров работы: 25