По следам «Котобоя» от Белого моря до Торресова пролива

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

По следам «Котобоя» от Белого моря до Торресова пролива

Ковригин П.И. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 города Тюмени
Смирнова А.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 города Тюмени
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Все дети любят сказки, особенно приключения. А все взрослые помнят ту самую книгу от которой захватывало дух, где можно представить себя героем сказки, погрузившись в мечтания и отправиться в путешествие или полетать на ковре-самолёте, а может найти сокровища и сразится с пиратами.

Вот и моя книга позволила мне стать мореходом-воздухоплавателем и испытать настоящие приключения.

В детском саду на выпускной нам подарили книгу Андрея Усачёва «Полный «Котобой». Она мне очень понравилась и увлекла, особенно история «Воздушный «Котобой» или Приключения на небе и земле». В ней коты мореплаватели отправились в путешествие на своей рыболовной лодке «Котобой» к берегам Австралии, но не морским путём, а воздушным. Для этого они привязали воздушный шар к лодке, запаслись провизией, освоили азы воздухоплавания и полетели!

Актуальность. Взрослые говорят, что сказки — это вымысел, что такое никогда не происходило. Мне стало интересно и захотелось проверить действительно ли такое приключение могло состоятся в нашем мире?

Цель: исследовать возможность совершения перелёта на рыболовной лодке привязанной к аэростату от берегов Белого моря до Торресова пролива.

Задачи:

  1. Определить на карте точки взлёта и посадки аэростата.

  2. Проложить маршрут на карте и отметить места над которыми пролетал «Котобой». Измерить расстояние от старта до посадки.

  3. Установить судно, выяснить его вес с экипажем, вещами и провизией.

  4. Узнать какой вес может поднять в воздух аэростат.

  5. Определить с какой скоростью летел аэростат с «Котобоем», и может ли аэростат в реальном мире летать с такой скоростью.

  6. Узнать бывают ли потоки воздуха способные перенести аэростат от Белого моря до Торресова пролива.

  7. Изучить возможность многодневного перелёта на аэростате без остановки на шести газовых баллонах.

  8. Развить самостоятельную деятельность, сформировать исследовательские умения и навыки выдвигать предположения.

  9. Сделать вывод о вымысле и реальности сюжета сказки.

Методы исследования:

  1. Сбор информации из книги «Полный «Котобой».

  2. Работа с географической картой.

  3. Сбор информации по средствам сети Интернет.

  4. Взвешивание вещей и провизии.

  5. Получение экспертного мнения от сотрудника «РОСБАЛ».

  6. Просмотр фильма «Повелитель ветра».

  7. Анализ полученных данных.

Объект исследования: аэростат с рыболовной лодкой «Котобой»

Предмет исследования: путешествие «Котобоя» на аэростате от Белого моря до Торресова пролива.

Гипотеза: предположим, что аэростат действительно смог поднять рыболовную лодку «Котобой» с экипажем, провизией, вещами, и проплыть по воздуху от Белого моря до Торресова пролива, тем самым совершить безостановочный семидневный перелёт длинной в 14 000 километров.

  1. ТЕОРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Знакомство с экипажем «Котобоя»

История путешествия котов мореплавателей начинается в деревне Котьме, что стоит на берегу Белого моря, недалеко от города. (Приложение 1. Картинка 1) Все жители деревни — это коты, вот и команда «Котобоя» состоит из котов, а именно капитана Котаускаса, старшего помощника Афанасия, его младшего сына Тимы, которого взяли юнгой, и мышонка младшего матроса Шустера. (Приложение 1. Картинка 2) Судно изначально должно было называться «Китобой», но на букву «И» на свежую краску прилип спасательный круг, котам название показалось прекрасным. Китобоев много, а «Котобой» такой один, подумала команда. И для симметрии приклеили второй круг на другой борт.

В этот раз они отправляются на поиски старшего сына Афанасия — Коти и экипажа яхты «Виктория», которая потерпела крушение в районе Большого Барьерного рифа 1у берегов Австралии.

    1. Спасательная экспедиция

Команда «Котобоя» обсуждала все возможные морские пути до Австралии, но самый короткий через Северный морской путь занимал полтора-два месяца хода. Да и он встанет через месяц из-за льда. А в это время экипаж «Виктории» мог бы уже погибнуть от голода или жажды, даже если они и добрались до ближайшего необитаемого острова Большого Барьерного рифа.

Тут на помощь мореплавателям пришёл котёнок Тима с мыльными пузырями. Он выдул огромный мыльный пузырь и закричал, что на таком можно и взлететь. Младший матрос Шустер подхватил это высказывание и превратил его в отличную идею. «Котобой» должен не плыть, а лететь напрямую, без всяких ледовых заторов. Нужно только привязать воздушный шар к лодке. Стали искать шар.

Обратились коты к Степану Ивановичу Морозу, к жителю деревни «Котьма» за советом. Оказалось, он знаком с владельцем фирмы Василием Мефодьевичем Маманиным, который занимается полётами на аэростатах2. Тот по просьбе Мороза предоставил аэростат для спасательной экспедиции.

    1. Подготовка к полёту

Экипаж стал готовиться к полёту. Решили вместо корзины к аэростату привязать свою лодку. Но чтобы хватило подъёмной силы с «Котобоя» сняли мачту, рубку, двигатель, и отвязали якоря. Обратно собрались идти морем под парусом, соорудив мачту из пальмы.

В центре лодки установили газовую горелку и поставили шесть баллонов со сниженным газом. Владелец аэростата объяснил, как управлять воздушным шаром. Аэростат поднимается, когда открываете вентиль на горелке и горящий газ разогревает воздух в шаре. А захотите опуститься, надо закрыть вентиль. В право-влево управляют тоже вентилем, так как на разной высоте воздушные потоки движутся в разные стороны.

После освоения азов воздухоплавателей коты занялись подготовкой провизии. Взяли на борт три баклажки с водой, мешок сушёной рыбы, сухари в наволочке, топор, спиннинг, большой морской атлас, компас, подзорную трубу, телефон и шерстяное одеяло.

    1. По следам «Котобоя»

Когда сборы закончились и аэростат, наполненный горячим воздухом покачивался над землёй, капитан Котаускас скомандовал: — Отдать концы! И аэростат стал подниматься в небо. Набрав высоту, «Котобой» поймал северный ветер и устремился на юг. Расстояние от Архангельска до Сиднея по прямой было четырнадцать тысяч триста сорок километров. Барьерный риф, в районе которого предположительно потерпела крушение «Виктория», шёл возле северо-восточ-ного побережья Австралии.

Прямая выглядела так:

Россия — Монголия —Китай — Филиппины — Новая Гвинея — Австралия

Маршрут по дням:

За первый сутки коты пролетели две тысячи километров. Со средней скоростью восемьдесят пять километров в час.

К вечеру вторых суток пролетели Южный Урал.

На третьи сутки «Котобой» пролетал над Горным Алтаем со скоростью 110 километров в час, и чуть-чуть не столкнулся с горной вершиной, торчавшей из облаков.

Утро четвёртого дня началось над Монголией, пролетали пустыню Гоби с рекордной скоростью 120 километров в час.

В ночь с четвёртого на утро пятого дня перешли границу с Китаем, пролетели над Великой Китайской стеной.

Весь пятый день и половину шестого летели над Китаем. Котаускас вспомнил, что китайцы придумали не только воздушных змеев, бумагу, самовары, матрёшки, пельмени, но и фейерверки. Поэтому поднял аэростат выше, чтобы салют в них не попал.

К обеду шестого дня вылетели к морю. Провизия почти закончилась. Поэтому Афанасий достал спиннинг и решил попытать удачу. В этот день у экипажа был праздник живота. Афанасий поймал пятикилограммового тунца.

Вечером шестого дня пролетел над Филиппинами.

На седьмой день «Котобой» летел над Новой Гвинеей. И у них оставался последний баллон с газом. Капитан Котаускас вёл судно к Торресову проливу, отделяющему Новую Гвинею от Австралии.

Здесь, судя по карте, и начинался Большой Барьерный риф.

Оставалось километровая полоска джунглей, когда газ закончился и аэростат пошёл на снижение. За это время «Котобой» преодолел четырнадцать тысяч километров. Шар зацепился за ветку стоявшего на берегу дерева, и лодка повисла над водой. Когда лодку сняли с дерева, то сделали мачту из растущего рядом бамбука, а из куска ткани аэростата — парус.

Дальше «Котобой» пошёл морем по Торресову проливу к берегам Австралии, попутно исследуя встречные острова Большого Барьерного рифа на наличие следов кораблекрушения яхты «Виктория». Поиски продлились не долго, всего пару дней. Вскоре на одном из островов состоялась долгожданная встреча. Весь экипаж «Виктория» живой и невредимый выбежал из джунглей и радостно размахивал руками приветствуя «Котобой». Спасательная экспедиция завершилась удачно! [9]

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Место взлёта и посадки

Цель: определить на карте точки взлёта и посадки аэростата используя указанную информацию в книге.

Котьма — вымышленная деревня, стоящая на берегу Белого моря. Также из книги знаю, что капитан Котаускас считал расстояние от Архангельска до Сиднея. Поэтому за точку отправления я взял населённый пункт Маяк Зимнегорского, который находится рядом с Архангельском на берегу Двинской губы Белого моря. (Приложение 2. Карта 1) И в нем также, как и в Котьме проживают всего два человека.

Дальше определяем точку посадки аэростата, из текста я знаю, что это берег Новой Гвинеи у Торресова пролива. Поэтому за точку приземления я взял остров Дару Новой Гвинеи, это ближайшее место к Большому Барьерному рифу. (Приложение 2. Карта 2) Берега этого Гвинейского острова омывает Торресов пролив.

Вывод: теперь я знаю, где находятся точки взлёта и посадки аэростата используя данные из книги. У меня получилось довольно точно определить и отметить их на карте.

2.2 Маршрут построен

Цель: проложить маршрут на карте и отметить места над которыми пролетал «Котобой» и измерить расстояние от старта до посадки.

Первая точка — это старт в населённом пункте Маяк Зимнегорского.

Вторая точка — это Магнитогорск, город на Южном Урале.

Третья точка — проходит над Горным Алтаем, отметил гору Белуха.

Четвертая точка — это Монголия и пустыня Гоби.

Пятая точка —Китай, коты пролетели над Великой Китайской стеной.

Шестая точка — это море между Китаем и Филиппинами.

Седьмая точка — Филиппины.

Восьмая точка, заключительная, это остров Дару Новой Гвинеи, где закончился газ.

Вывод: я отметил все места на карте над которыми пролетел «Котобой» и измерил маршрут в Яндекс. Картах. У меня получилось расстояние в 12 514 километров от места старта до посадки. В книге указано 14 000 километров, однако без точных координат мой маршрут в целом близок к данным из книги. (Приложение 3. Фотография 1. Карта 1)

2.3 Сколько весит «Котобой»?

Цель: определить вес «Котобоя», чтобы понять, мог ли аэростат понять лодку с экипажем и провизией в небо.

Для определения веса «Котобоя» нужно знать, что это за судно. Из книги Андрея Усачёва «Полный Котобой» известно, что это деревянная старая рыболовная лодка с мотором, рубкой. Небольшая по своим размерам, и с пассажировместимостью не более 5 человек. Найдена была котами на берегу Белого моря.

Из информационных источников сети интернет мы узнали, что именно здесь, на Белом море, сложилась уникальная народная судостроительная и морская культура. А город Архангельск был колыбелью русского кораблестроения. С давних времён местные жители строили традиционные лодки и выходили в акваторию Белого моря за рыбой. Наши коты мореплаватели на своём «Котобое» тоже выходили в акваторию крайнего Севера на промысел. [10]

После пары таких запросов как «Поморские суда» и «Архангельские деревянные суда» мы нашли «Котобой», им оказался знаменитый катер «Соломбалец». (Приложение 4. Фотография 1)

Деревянные катера с небольшими дизельными двигателями появились в Архангельске давно, в сороковые годы, но расцвет их пришёлся на шестидесятые-семидесятые. Такой катер был в каждой семье. [7] (Приложение 4. Фотография 2)

Но, мне надо узнать вес не всего «Соломбальца», а катера без рубки, якоря, мотора и мачты с парусом, то есть вес обычной деревянной лодки. Так как коты сняли все лишнее, чтобы аэростат смог взлететь.

Из статей про катер «Соломбалец» я знаю, что строился он на основе традиционной рыболовной лодке, то есть на основе карбаса3. Карбас является поморским синонимом слова «лодка».Документации на карбасы сохранилось очень мало,чертёж лодки нередко чертили просто на песке, на глаз. Сейчас активно возрождают поморские суда, по старым чертежам построили несколько карбасов, два скопированы с модели парусного карбаса конца XIX века из коллекции Краеведческого музея Архангельска, а остальные построены по старым чертежам сельдяного карбаса. [4, 6]

Наш катер «Котобой» как раз был построен по чертежам сельдяного карбаса, так как соответствует описанию из книги, имеет небольшие размеры и пассажировместимость не более 5 человек. Остальные карбасы были больше по размерам и вмещали 8-9 человек. (Приложение 4. Фотография 3)

Вес сельдяного карбаса с вооружением 120 килограмм, вес парусного вооружения (две мачты и два паруса) пусть будет 25 килограмм. Весел на «Котобое» не было, поэтому вычитаем вес четырёх весел это 6 килограмм, и парусного вооружения, получаем вес пустой лодки равный 89 килограмм.(Приложение 4.Таблица 1)

Теперь посчитаем вес экипажа. В книге указано, что Афанасий вместе с сыном Котей весили не больше 4,5 килограмм, добавим вес ещё одного взрослого кота, это примерно 4 килограмма и вес мышонка 25 грамм.

Итого получаем вес экипажа: 8,525 килограмм.

Осталось посчитать вес вещей, оборудования и провизии, взятых на борт котами.

  1. Я взял бутылку объёмом 5 литров и взвесил её. Вес одной бутылки составил 5 килограмм, а трёх бутылок с водой — 15 килограмм. Сухари в наволочке, телефон и шерстяное одеяло, компас, карту мира, и спиннинг — 6 килограмм.(Приложение 4. Фотография 4)

  2. Также взвесил топор, компас, подзорную трубу, вес всех вещей составил 2 килограмма 250 грамм. (Приложение 4. Фотография 5)

  3. Мешок сушёной рыбы будет весить примерно половину от объёма сырой рыбы, если рыба мелкая, то мешок может весить и 50 килограмм, значит мешок сушенной будет примерно 25 килограмм.

  4. На «Котобой» ещё установили газовую горелку, что весом 26 килограмм и 6 баллонов с газом общим весом 240 килограмм. [8]

Итого: общий вес 411 килограмм 775 грамм.

Вывод: я определил тип судна, и оно точно подходит под описание из книги, также я знаю общий вес лодки с экипажем, вещами и провизией. Значит я могу продолжить исследования и узнать смог ли подняться в небо аэростат с лодкой.

2.4 Аэростат

Цель: узнать какой вес может поднять в воздух аэростат.

Мне известно из книги, что аэростат был тепловым. Это значит, что он поднимался в небо за счёт тёплого воздуха, а нагревался с помощью горелки и газа. От объёма оболочки шара зависит какой вес аэростат может поднять. Существуют аэростаты способны поднять от 1 до 25 человек. Для расчёта я взял стандартный аэростат 80 ТА «Классика» на 4 человек, это наиболее распространённая модель для туристических полётов. Аэростат объёмом 2550 метров кубических имеет максимальную взлётную массу 830 килограмм. Оболочка данного аэростата весит 110 килограмм, я её вычел из общего веса и получилось, что аэростат сможет поднять 720 килограмм. [8] (Приложение 5. Фотография 1. Фотография 2)

Вывод: аэростат 80ТА 2550 может поднять 720 килограмм. Как мы уже знаем весь «Котобой» весил 411 килограмм 775 грамм, значит аэростат сможет поднять вес лодки и взлететь. Поэтому моя исследовательская работа продолжается.

2.5 Скорость ветра

Цель: определить с какой скоростью летел «Котобой» и сравнить скорость полёта аэростата с «Котобоем» со скоростью аэростатов в нашем мире.

Из книги я знаю, что коты пролетели 14 000 километров за 7 дней, то есть они пролетали по 2000 километров в сутки, что составляет 83,3 километра в час. (Приложение 6. Расчёт 1)

Теперь я хочу узнать с какой скоростью могут летать аэростаты в реальном мире. Оказывается, так как аэростат не имеет двигателя, то его скорость равна скорости ветра. Максимально разрешённая горизонтальная скорость у земли для полёта на аэростате объёмом 2550 метров кубических не более 7 метров в секунду. Что равно 25,2 километрам в час. Однако на соревнованиях и при установлении рекордов на тепловых аэростатах фиксируется скорость ветра 70, 90, 106 и более километров в час. Чем выше поднимаются в небо, тем больше скорость. [8] (Приложение 6. Расчёт 2. Фотография 1)

Вывод: я узнал, что скорость полёта «Котобоя» 83,3 километра в час, и в реальном мире аэростаты могут лететь с такой скоростью и даже больше. Это зафиксировано при установлении мирового рекорда по продолжительности полёта на тепловом аэростате. Значит аэростат с котами в действительности мог лететь с такой скоростью. Я продолжаю свою работу.

2.6 Куда дует ветер?

Цель: узнать бывают ли потоки воздуха способные перенести аэростат с «Котобоем» от Белого моря до Торресова пролива. Для совершения воздушного путешествия необходимо узнать ещё одно условие, влияющее на возможность перелёта — это ветер.

Ветер — это движение воздуха, из зоны высокого давления (холодного воздуха) в зону низкого давления (тёплого воздуха). Воздушные массы не равномерно прогреваются и остывают, тем самым образуются зоны с разными температурами. Воздух перемещается, горячий поднимается вверх, а холодный опускается вниз, что приводит к образованию ветра. Чем больше перепад температур, тем сильнее ветер. На разной высоте ветер дует в разные направления. Я это сам наблюдал, когда смотрел на небо, что одни облака плывут в одну сторону, а те что выше в другую. Ветры бывают: сезонные, это когда направление меняется в зимние и летние месяца; постоянные, это когда ветер преимущественно дует всегда в одном направлении; и местные, которые образуются в связи с особенностями местности (горы, реки, долины). Постоянного ветра дующего со стороны Архангельска в сторону Торресова пролива, нет. Однако, можно менять высоту полёта и подстраиваться под необходимые воздушные потоки. [1, 3, 5] (Приложение 7. Рисунок 1)

Вывод: одного цельного потока воздуха, который дует от Архангельска до Торресова пролива не существует. Но, так как ветер дует на разной высоте в разные направления, курс можно корректировать меняя высоту полёта, а для этого нужен точный прогноз погоды и ветра.

2.7 Рекордный перелёт

Цель: изучить возможность многодневного перелёта на аэростате без остановки на шести газовых баллонах.

Для изучения возможности перелёта на тепловом аэростате, я посмотрел художественный фильм «Повелитель ветра». И выделил условия, влияющие на многодневный перелёт. Хоть великий путешественник и летел на комбинированном гелиево-тепловом аэростате, многое применимо и к тепловому аэростату.

  1. Надо постоянно следить за высотой, направлением ветра и скоростью.

  2. Следить за горелками и переключать баллоны с газом.

  3. Во время полёта получать актуальные погодные данные.

4. Шар очень чувствителен к погодным условиям, поэтому полет возможен в тёплое время годя через час после рассвета и за два часа до заката. А в зимний сезон в течении светового дня.

5. Необходимо разрешение на пересечение границы, тех стран над которыми пролетаешь.

6. Нужна профессиональная экипировка и кислородное оборудование, так как на высоте от 3 000 метров уже очень холодно и мало кислорода.

7. И главное — количество газа, вот что влияет на многодневный перелёт. Дело в том, что у тепловых аэростатов не очень большая подъёмная сила, чем больше объём оболочки аэростата, тем больше он поднимет в небо.

Самый большой отечественный тепловой аэростат имеет оболочку 12 000 метров кубических, и способен поднять столько газовых баллонов, чтобы пролететь 2 540 километров. Кстати, это мировой рекорд по дальности перелёта на тепловом аэростате, и он тоже принадлежит нашему путешественнику Фёдору Конюхову. А так же ему принадлежит мировой рекорд по длительности перелёта на тепловом аэростате. И он составляет 55 часов 10 минут. [2] (Приложение 8. Фотография 1, Фотография 2)

Коты путешественники по данным из книги пролетели 14 000 километров за 7 дней, используя 6 газовых баллонов. Так на сколько по времени хватит 6 баллонов газа в реальном мире? Мы обратились к представителю научно-производственного предприятие «РУСБАЛ», что изготавливает аэростаты. Он сообщил, что газовый баллон на 50 литров может обеспечить полет на 30 минут – 1 час, в зависимости от погодных условий. Следовательно, коты могли пролететь максимум шесть часов на 6 баллонах.

Вывод: на данный момент не возможно повторить такой же перелёт какой совершил «Котобой», так как нет такого большого теплового аэростата, способного поднять достаточное количества газа для совершения перелёта без остановки дальностью 14 000 километров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы с книгой и в результате поисковой работы, я:

- научился работать с географической картой, нашёл место старта и посадки «Котобой». Перенёс маршрут в Яндекс.Карты, расстояние полёта составило 12 514 километров, и оно близко по значению с данными из книги.

- узнал историю катера «Соломбальца» и рассчитал его вес и экипажа с провизией, вещами и оборудованием, взятых на борт. Теперь я знаю, что «Котобой» весил 411 килограмм 775 грамм.

- исследовал аэростаты и установил, что они бывают тепловые, газовые и комбинированные, а также разной величины и каждый поднимает определённый вес. Выбранный мной вид теплового аэростата имеет максимальный подъёмный вес 720 килограмм. Я установил, что аэростат легко может поднять «Котобой» с экипажем, оборудованием, вещами и провизией.

- рассчитал скорость полёта «Котобой». Она составила 83,3 километра в час, что сравнимо со скоростью полёта в реальном мире. Это означает, что «Котобой» действительно мог за 7 дней преодолеть 14 000 километров.

- установил, что одного цельного потока воздуха, который дует от Архангельска до Торресова пролива не существует. Курс полёта можно корректировать меняя высоту, а для этого нужен точный прогноз погоды и ветра.

- выяснил, что газовый баллон на 50 литров может обеспечить полет на 30 минут – 1 час, в зависимости от погодных условий. Следовательно, коты могли пролететь максимум шесть часов на 6 баллонах. К сожалению перелёт длительностью 7 дней на таком количестве газа не совершить.

Моя гипотеза подтвердилась частично.

В мире пока не существует теплового аэростата способного поднять необходимое количество баллонов с газом для полёта от Белого моря до Торресова пролива.

История о путешествии «Котобоя» на аэростате, хоть и является вымыслом автора, но была написана с использованием событий и процессов реального мира. Это говорит о том, что автор использовал для написания сказки научные данные. Он изучил маршрут полёта, описал географические тонкости, знал историю лодки, характеристики аэростатов и воздушных потоков.

Я рекомендую эту сказку детям к прочтению, так как она развивает исследовательские способности и стремление к познанию мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Ананьев, Г. С. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ : Науч.-поп. издание для детей / Г. С. Ананьев, А. М. Берлянт [и др]. — Москва: РОСМЭН, 2021. — 96 с. — (Детская энциклопедия РОСМЭЕН).

  2. Жизнь и путешествия Фёдора Конюхова : [сайт] / Фёдор Конюхов. — URL : https://konyukhov.ru/fyodor-konyuhov-i-ivan-menyajlo-ustanovili-mirovoj-rekord-po-dalnosti-besposadochnogo-pereleta-na-teplovom-vozdushnom-share-fosagro/(дата обращения 27.12.2023). — Текст : электронный.

  3. Крумменерль, Р. Воздух и вода : справочное издание / Р. Крумменерль ; пер. с нем. Е. Ю. Жирновой.Москва : Мир книги, 2008. 48 с.: цв.ил.(Зачем и почему).

  4. Морские практики : [сайт] / Евгений Шкаруба. — URL : https://seapractic.ru/2023/05/13/karbas/ (дата обращения 28.11.2023). — Текст : электронный.

  5. Научно-популярный журнал: «Как и почему» : Сетевое издание : [сайт]. — 2019. — URL : https://kipmu.ru/veter/ (дата обращения 15.12.2023). — Текст : электронный.

  6. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. —2-е издание, испр. и доп.. — Москва : АЗЪ, 1994. — 928с. — Карбас : С. 256.

  7. Поморье : Новости Архангельска и Архангельской области : [сайт] / учредитель Федеральное государственное унитарное предприятие «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания». — 2014. — Обновляется в течении суток. — URL : https://www.pomorie.ru/2020/04/21/5e9d7c0c764de947f90d4652.html (дата обращения 22.11.2023). — Текст : электронный.

  8. Русбал : [сайт] / Научно-производственное предприятие "РУСБАЛ". — URL : https://www.rusbal.ru/balloons#aeroctety (дата обращения 10.12.2023). — Текст : электронный

  9. Усачёв, А. А. Полный «Котобой»! Все приключения знаменитых котов : сказочные истории / А. А. Усачёв ; художник Н. Воронцов. — Москва : РОСМЭН, 2023. — 448 с.: ил. — (Котобой).

  10. Федеральный портал Истории России : главный исторический портал страны / Российское военно-историческое общество. — 2012. — URL : https://histrf.ru/read/articles/arhangelsk-kolybel-russkogo-korablestroeniya (дата обращения 20.11.2023). — Текст : электронный.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картинка 1. Деревня Котьма

Картинка 2. Команда «Котобоя» в спасательной экспедиции к берегам Австралии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карта 1. Место стартаМаяк Зимнегорского.

Карта 2. Место посадки — остров Дару, Новая Гвинея

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фотография 1. Я построил маршрут «Котобоя» на карте и соединил точки.

Карта 1. Для расчёта расстояния весь маршрут перенесли в Яндекс.Карты. Точками отмечены места над которыми пролетал «Котобой» на аэростате. Расстояние от старта до посадки 12 514 километров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фотография 1. Катер «Соломбалец».

Фотография 2. Стоянка катеров на реке Соломбалка.

Фотография 3. Сельдяной карбас — традиционная лодка поморов.

Таблица 1.

Основные характеристики карбаса

Длина

5,77 метров

Ширина

1.77 метра

Осадка

0,28 метра

Вес корпуса с вооружением

120 килограмм

Общее парусное вооружение

11,5 метров квадратных

Гребные весла

4 штуки

Вес весла

1,5 килограмма

Экипаж

До 5 человек

Фотография 4. Взвешивание баклажки с водой, шерстяного одеяла, наволочки сухарей, карты мира, спиннинга и телефона.

Результаты взвешивания:

Бутылка с водой 5 литров — 5 килограмм (3 бутылки — 15 килограмм), шерстяное одеяло — 2 килограмма, наволочка сухарей — 3,5 килограмма, спиннинг — 300 грамм, карта мира — 100 грамм, телефон — 100 грамм.

Итого: 21 килограмм.

Фотография 5. Взвешивание топора, компаса, подзорной трубы.

Результаты взвешивания:

Топор — 2 килограмма, подзорная труба — 230 грамм, компас— 20 грамм.

Итого: 2 килограмма 250 грамм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Фотография 1. Аэростат «Классика».

Фотография 2. Карта данных Сертификата. Максимальная взлётная масса.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Расчёт 1. Определяем с какой скоростью летел аэростат с «Котобоем».

Расстояние полёта воздушного «Котобоя» составило 14 000 километров за 7 дней.

  1. 14 000 километров : 7 дней = 2 000 километров пролетали за сутки.

2) 2 000 километров : 24 часа = 83,3 километра в час в среднем пролетал «Котобой.

Ответ: 83,3 километра в час пролетал аэростат с «Котобоем».

Расчёт 2. Переводим максимально разрешённую скорость полёта на аэростате из метров в секунду в километры в час.

Руководством лётной эксплуатации определена максимальная разрешённая скорость ветра у земли, составляет 7 метров в секунду.

  1. 7 метров * 60 секунд = 420 метров в минуту.

Для того чтобы узнать сколько в час, умножим результат на 60 минут.

  1. 420 минут * 60 минут = 25,2 километра в час.

Ответ: 25,2 километра в час максимальная разрешённая скорость ветра.

Фотография 1. Карта данных Сертификата. Разрешённая скорость ветра у земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Рисунок 1. Образование ветра.

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Фотография 1. Мировой рекорд по длительности перелёта на тепловом аэростате.

Перелёт длился 55 часов 57 секунд. Команда: Фёдор Конюхов и Иван Меняйло.

Аэростат с оболочкой объёмом 10 000 метров кубических. 09 февраля 2017года.

Фотография 2. Мировой рекорд по дальности на тепловом аэростате. Преодолено расстояние в 2 540 километров. Команда: Фёдор Конюхов и Иван Меняйло.

Аэростат с оболочкой 12 000 метров кубических. Максимальная высота полёта – 5820 метров. Максимальная скорость — 109 километров в час.

1 Крупнейший в мире коралловый риф, который находится в Тихом океане. Протянулся на 2600 километров вдоль восточного побережья Австралии. Гряда насчитывает более 2900 отдельных коралловых рифов и 900 островов

2 Летательный аппарат, состоящий из наполненной горячим воздухом или лёгким газом оболочки и корзины или гондолы для пассажиров, или приборов.

3 На Севере: небольшое парусное судно для рыбного промысла, перевозки грузов.

Просмотров работы: 32