Транспортная система города Перми - развитие и влияние на экологию

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Транспортная система города Перми - развитие и влияние на экологию

Бояршинов А.В. 1
1Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №123 города Перми
Бояршинова Н.А. 1
1МАОУ СОШ №123 г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Транспортные системы в современных городах развиваются стремительно: увеличивается разнообразие видов транспорта, его количество. В городе Пермь причиной более 60 % загрязнения окружающей среды является автомобильный транспорт.

Цель исследования: Изучить перспективы развития транспортной системы города Перми и ее воздействия на экологию.

Задачи: 1. Охарактеризовать транспортную систему города Перми.

2. Определить виды транспорта и степень их воздействия на экологию города.

3. Изучить планы города Перми по развитию транспорта в сторону улучшения экологической обстановки.

Можно ли найти экологически чистый транспорт, который не вредил бы природе и любимому городу? И можно ли его приспособить к городской среде, заменив вредный и неэкологичный?

В свое исследовании я пользовался методами анализа, наблюдения, сравнения, моделирования и др.

Для исследования этой важной проблемы я обратился к статьям официальных источников на сайте администрации города Перми, Администрации Пермского края, а также изучил статистические данные опубликованные в открытых источниках Интернет.

  1. Теоретическая часть

    1. Транспортная система города Перми

Транспортная инфраструктура города многосторонне развита и современна. Она включает в себя следующие виды транспорта:

  1. Железнодорожное сообщение:

Через город Пермь проходит множество пассажирских поездов, связывающих Центральный, Северо-Западный, Приволжский федеральные округа страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Также железнодорожным путем, предполагающим прохождение железнодорожных составов через город Пермь, связаны столица России – город Москва – со столицами Китая и Монголии, а также второй по численности населения город Российской Федерации – Санкт-Петербург – со столицей Казахстана.

  1. Воздушный транспорт:

Город Пермь обслуживается международным аэропортом «Пермь». Аэропорт способен принимать все типы современных воздушных судов.

  1. Водный транспорт:

Протекающая по территории края и города река Кама является важным звеном единой глубоководной системы Европейской части России, в свою очередь связанной с водными путями европейских стран.

  1. Автомобильный транспорт:

Общая площадь проезжей части автомобильных дорог на территории города Перми составляет более 19 635тыс.кв.м.. Автомобильный транспорт можно разделить на общественный, личный транспорт и специальный технический транспорт.

Эксперты из компании SIMETRA провели оценку качества общественного транспорта в 82 городах России (Москву и Санкт-Петербург в этот рейтинг не включили). Пермь заняла в этом рейтинге первое место и набрала 73 балла. Качество оценивали по пяти показателям: физическая доступность, ценовая доступность, функциональность транспортной сети, комфорт и удобство, безопасность и устойчивость развития. В показатель безопасности входит критерий среднего экологического класса автобусов, где отмечено повышение с 3,2 до 4,9.

    1. Виды транспорта в городе Перми наносящие вред экологии

Последние годы отмечен рост количества автотранспорта в Перми и области. По данным УГИБДД ГУВД, в городе зарегистрировано более 190 тысяч автотранспортных средств, из которых на долю грузовых машин приходится свыше 30 тысяч, автобусов – около 5,5 тысячи, а количество легковых автомобилей достигло отметки в 130 тысяч.

Личный автотранспорт горожан составляет почти 70% от общей численности автотранспорта. Автомобили - безоговорочный лидер по объемам загрязнения воздуха в Перми. Это официальные данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю. В среднем ежегодно вклад автотранспорта в суммарные выбросы в атмосферу города достигают 60-70%. При этом, вредные выбросы от автотранспорта растут со скоростью, превосходящей другие источники. Побочный продукт от сжигания топлива в двигателе машины — CO2. Это один из основных парниковых газов, влияющих на изменение климата. По подсчетам экологов, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных компонентов. 
Автобусы Перми

Автобусная транспортная сеть — самая развитая в Перми: 68 автобусных маршрутов и 7 маршрутов маршрутных такси охватывают все городские районы.

Индивидуальные и групповые пассажирские перевозки осуществляет несколько городских таксомоторных служб.

    1. Экологичные виды транспорта города Перми.

Как скажут приверженцы ЗОЖ, самое полезное для природы и человеческого организма – ходить пешком. Но в холод и непогоду много на ногах не походишь. Так есть ли комфортные и экологичные альтернативы?

Первый в списке экологически чистого городского транспорта – обычный поезд, или электричка. При том, что он производит всего 2% парниковых газов, его эффективность в плане перемещения людей велика. Проекту развития пригородных железнодорожных перевозок в Пермской агломерации «Компактный город» уже более двух лет. В медиасфере за ним закрепилось название «наземное метро». Это сеть из четырех диаметров и кольцевого маршрута, по которым курсируют «Ласточки». С момента запуска проекта до середины ноября 2023 года маршрутами пермского наземного метро перевезено 3,9 млн пассажиров. Наземное метро имеет отличительные характеристики: в отличие от городской электрички, оно встроено в транспортный каркас Пермской агломерации, имеет более разветвленную сеть сообщений между районами, там работает менее шумный современный транспорт, есть стыковочные элементы на другие виды транспорта, — отметили в пресс-службе ведомства. — Пермское наземное метро отличается всеми этими характеристиками.

Комментируя «наземное метро», в Минтрансе отмечают, что проект существует с новыми беспересадочными маршрутами — «пермскими диаметрами», входящими в сеть «метро»

Ежедневно 9 подвижных составов совершают порядка 150 рейсов, а комфорт в «Ласточках» не сравним с обычными поездами: тут и климат-контроль, и низкий уровень шума с USB-зарядками в салоне.

По словам руководителя Пермской пригородной компании, рост пассажиропотока на электричках в последние два года говорит о том, что поезда стали городским видом транспорта. Железнодорожники этого добились благодаря сокращению интервала движения поездов до 10 - 27 минут.

Для сокращения времени в пути по кольцевому маршруту необходимо построить сразу две скобы (на схеме они выделены серым)

Номер два по востребованности и экологичности в Перми – трамвай. Этот транспорт передвигается за счет электричества и не загрязняет окружающую среду продуктами горения. Он еще и перевозит в час больше людей, чем автобусы, личные автомобили и такси. За час трамвай перемещает в среднем 10-12 тысяч пассажиров. Протяжённость путей и контактной сети составляет более 110 км. В двух трамвайных депо обслуживается 144 вагона.

Новый вид городского транспорта в Перми-Электробус, уже стал популярным во многих крупных городах. Это аналог автобуса, но работающий не на топливе, а на аккумуляторе. Для зарядки электробуса на специальной станции хватает 10-15 минут, и этого достаточно, чтобы проехать 50 км. Новый для города транспорт хорошо показал себя в плане эксплуатации, а также, как подсчитали в отраслевом департаменте, привлек новых пассажиров.

Электробус считается более эффективным вариантом троллейбуса – он такой же экологичный и дешёвый в эксплуатации, а еще не имеет жёсткой привязки к проводам.

    1. Пути решения проблемы загрязнения экологии в городе Перми

Одна из стратегий развития устойчивого транспорта — стратегия совершенствования, она включает технологические изменения, в частности, переход на новые типы двигателей, использование более чистого топлива, повышение энергоэффективности двигателей. Растет популярность гибридных и электрических автомобилей и автобусов. Наибольшим потенциалом сокращения выбросов в атмосферу обладает электротранспорт, электричество для которого производится из возобновляемых источников энергии.

Изменения автобусных маршрутов, реконструкция трамвайных сетей, новые остановки наземного метро и регулирование правил работы сервисов аренды электросамокатов.

Вспоминаем наиболее значимые новшества 2023 года и рассказываем о планах по развитию транспорта в следующем году.

Власти города заключили договор на комплексную модернизацию трамвайной системы Перми до конца 2025 года. В нее войдет обновление инфраструктуры, а также приобретение 44 новых трамваев

Свое 95-летие пермский трамвай встретит обновленным, но при этом традиционно любимым горожанами.

Для развития «Наземного метро» планируется, что в 2024 году начнут строить новые остановочные пункты с высокими платформами. Одно из направлений развития наземного метро – запуск электричек в Закамск, продление железнодорожного маршрута в Краснокамск до местной автостанции.

Для сокращения времени электричек в пути железнодорожники планируют построить дополнительные соединения между существующими путями — скобы. Для сокращения времени в пути по кольцевому маршруту необходимо построить сразу две скобы (на схеме они выделены серым)

Напомним, в 2022 году Пермский край стал одним из регионов-участников федерального инвестпроекта комплексного развития электрического транспорта. Всего в Пермь поступит 16 электробусов.

Краевые власти стимулируют развитие рынка газомоторного топлива в Прикамье

Развитие рынка газомоторного топлива в регионе – один из приоритетов в деятельности министерства транспорта Пермского края. Ведомство последовательно работает над переводом общественного транспорта на метан как экологичный и экономичный вид топлива, а также способствует развитию газовых заправок в регионе.

В начале этого года в Перми на маршруты начали выходить автобусы на газомоторном топливе из завершающей партии, поступившей по программе «Развитие общественного транспорта» нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Машины рассчитаны на 96 пассажиров, приняты на баланс МУП «Пермгорэлектротранс» и являются муниципальной собственностью.

Работа на газомоторном топливе неслучайно является одним из значимых факторов при обновлении общественного транспорта в Прикамье. Природный газ – самый экологичный и экономичный вид топлива. Поэтому развитие рынка газомоторного топлива – один из приоритетов регионального минтранса.

Стратегия переключения подразумевает замену личного автотранспорта общественным или альтернативным: велосипедами, самокатами, гироскутерами, моноколесами. Велосипед и самокат в представлении не нуждаются. Электрификация альтернативного транспорта привела к значительному росту скорости перемещения в городе. Если на велосипед и самокат у вас возникает реакция: “Ой, нет, тяжело”, то электровелосипед или электросамокат вас выручит — электродвигатель избавляет от необходимости крутить педали или отталкиваться ногой. Ряды альтернативного электротранспорта недавно пополнили гироскутеры и моноколеса.

3. Практическая часть.

3.1. Анализ динамики развития экологичной транспортной сети г. Перми.

Чтоб понять эффективна ли работа по развитию транспорта в направлении уменьшения вреда окружающей среде нужно обратиться к цифрам.

Из статьи «Экономия и экология» газеты «Коммерсантъ» от 21.03.2023 года описывается, что с 2020 по 2022 год на газовое топливо были переоборудовано 4973 транспортных средства. А в 2023 году запланировано переоборудовать под метан 2 540 транспортных средств, что превышает средний показатель предыдущих трех лет. Это положительная динамика.

Анализируя тему появления в городе электробусов, можно прокомментировать на примере МУП «Пермгорэлектротранс». На сегодняшний день в парке числятся 84 газовых, 70 дизельных и 16 электрических автобусов. Конечно это очень малая доля от общего количества общественного транспорта, и быстро эта доля не увеличится. Но хочется верить в то, что такое перспективное направление будет развиваться и наш город не будет «задыхаться» от вредных выхлопных газов.

Проект «Компактный город», он же Пермское наземное метро, реализуется с 2020 года. Для сравнения, в 2018 году «Ласточки» выполняли по 4 рейса ежесуточно, а теперь — 55. 

В апреле 2022 года на выполнение маршрутов направили 47 пригородных поездов. С того времени средний интервал между электропоездами в городской черте сократился с 42 до 27 минут. В часы пик он составляет 10-20 минут.

Сейчас наземное метро включает пять маршрутов — это четыре диаметра и одно кольцо. Развитие данного безопасного для экологии вида транспорта за 3 года очень значительно, и хотя невозможно достичь 2-минутного интервала между поездами в силу возможностей железной дороги, но интервал в 10 минут тоже удобен для жителей и будет востребован в дальнейшем.

Еще одно направление, способствующее развитию микромобильности в городе в Перми, стал кикшеринг – прокат самокатов. За прошлый год только за счёт операторов кикшеринга нагрузка на автодорожную сеть снизилась на 500 тыс. поездок. Это очень положительная динамика.

3.2. Создание экологичного маршрута в г. Перми

Мне стало интересно, смогу ли я добраться из своего дома в отдаленном микрорайоне «Бумажник» до культурных центров города на экологичном транспорте.

Прежде всего я заинтересовался на каком топливе работают автобусы маршрута №32, следующие из нашего микрорайона в центр города, для этого написал письмо в компанию-перевозчик ООО «РТ Лайн» . Там мне сообщили: « На 32 маршруте работают 19 автобусов, все на газовом топливе. Еще доп.резерв +2 автобуса, тоже на газе.»

Таким образом я понял, что в центр города я могу добраться двумя экологичными способами –на электричке и автобусе № 32.

В центре города я планирую пересаживаться на трамвай или электросамокат и таким образом передвигаться в нужном мне направлении.

Примерные маршруты для посещения культурных учреждений получились следующими (см. приложение ).

Мкр «Бумажник» -

Театр юного зрителя

1. От остановки «Мозырьская» до остановки «Улица А.С. Пушкина»» - Автобус на метановом топливе маршрут №32 (перевозчик ООО «РТ Лайн»),

2. От ул. Пушкина до ТЮЗа на электрическом самокате.

Мкр «Бумажник» -

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

От остановки «Мозырьская» до остановки «Улица 1905 года» - Автобус на метановом топливе маршрут №32 (перевозчик ООО «РТ Лайн»),

2. От остановки «Улица 1905 года» до Остановки «Сибирская» - на трамвае №4

Мкр «Бумажник» -

Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

1.От остановки «Голованово» до остановки «Пермь I» наземное метро «Ласточка»

2. От остановки «Пермь I» до ул. Сибирской- электрический самокат.

Мкр «Бумажник» - Драматический театр «Театр-театр»

От остановки «Мозырьской» до конечной остановки «Пушкина»

От остановки «Пушкина» до остановки «Драмтеатр» - Электробус №81

На практике я убедился, что в моем родном городе Пермь в части общественного транспорта экологический транспорт это уже не далекое будущее, а реальное настоящее. Радует, что это уже реальные шаги к улучшению экологии в нашем городе.

4. Заключение.

Сегодня жизнь человека невозможно представить без транспорта. И хотя не только экологи, но и обычные люди понимают, насколько велики негативные последствия для окружающей среды и здоровья человека от использования транспорта, отказаться от него в 21 веке – полная утопия. Однако выбирать более экологичный транспорт – задача вполне реалистичная.

Транспортная система города Перми очень развита. Доля техники вредной для экологии значительно выше, чем транспорт безвредный для окружающей среды. Между тем, городские власти и предприятия стараются вводить в пассажирский транспорт технику на безопасной для экологии энергии – газовой и электрической. Пока это небольшая доля, но движение в этом направлении нужно продолжать. Такой транспорт доступен жителям города, удобен и способен перевезти в любую точку города.

 

  1. Используемые источники

  1. Портал ТАСС: Статья «Пермь заняла 1 место среди городов по качеству тарнспорта https://tass.ru/ekonomika/16319777?utm_source=rfinance

  2. Инвестиционный портал города Перми. Статья «Транспортная система» http://invest.gorodperm.ru/o-gorode/about-perm/transport/

  3. Портал «Bisiness Class» Статья «Рельсы, шпалы и колеса. Как поменялась транспортная сфера Перми в 2023 году и чего ждать дальше. https://dzen.ru/a/ZZjSTYA5BFuUzQB4

  4. Сайт «Коммерсантъ» Статья «Экономика и экология». https://www.kommersant.ru/doc/5887883

  5. Сайт «Туристер» Статья «Общественный транспорт Перми» https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/perm/publications/1275

  6. Сайт «+1» Статья «Как транспорт влияет на окружающую среду» https://plus-one.ru/manual/2021/09/24/kak-transport-vliyaet-na-okruzhayushchuyu-sredu?utm_source=web&utm_medium=manual&utm_content=link&utm_term=scroll

  7. Сайт «Greenologia» Статья «Пермь –индикатор экологического состояния Пермского края» https://greenologia.ru/eko-problemy/goroda/perm.html

  8. Сайт «Эковики» Статья «Как передвигаться по городу экологично. https://ecowiki.ru/articles/kak-peredvigatsya-po-gorodu-ekologichno/

Просмотров работы: 59