Здоровье зубов

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Здоровье зубов

Шистеров М.Д. 1
1МАОУ Лицей № 8 г. Перми
Маковая С.В. 1
1МАОУ Лицей № 8 г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

На приёме у врача-стоматолога я узнал, что одним из самых частых поводов обращения к нему является кариес зубов. Так называют поражение твердых тканей, которое начинается с разрушения эмали. Мне захотелось узнать, каким образом можно защитить эмаль от разрушения и сохранить здоровье зубов. Я провел исследовательскую работу, целью которой было выяснить, важна ли чистка зубов два раза в день. 

Актуальность. Я считаю тему здоровья зубов очень актуальной, так как стоматолог рассказал мне, что сейчас в питании людей избыток сахара и мало овощей и фруктов, которые тоже являются профилактикой образования зубного налёта. Если при этом не соблюдать гигиену, то кариеса не избежать. Своим исследованием я хочу показать, насколько большую роль играет чистка зубов в сохранении их здоровья. Если после моей работы зубы других людей станут более здоровыми, то моё исследование принесло большую пользу.

Объект исследования: Зубы.

Предмет исследования: Зубной налёт.

Цель исследования: Познакомиться с процессом образования зубного налёта, средствами его обнаружения и способами ухода за зубами.

Задачи исследования:

  • выяснить, почему так важны зубы и как они устроены;

  • узнать, что такое кариес и какую роль в его образовании имеет зубной налёт;

  • узнать способы обнаружения зубного налёта;

  • определить правила и средства ухода за зубами;

  • показать памятку, которая будет полезна для школьников.

Гипотеза исследования. Предположим, что здоровье зубов зависит от ежедневной чистки.

Основные этапы исследования:

  • сбор и анализ информации из печатных и интернет источников;

  • анкетирование младших школьников;

  • проведение опыта с индикатором зубного налёта.

Методы исследования:

  • изучение информации из различных источников;

  • сравнение;

  • анализ информации;

  • анкетирование;

  • наблюдение;

  • эксперимент.

Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что я подробно рассказал одноклассникам о строении и роли зубов, выявил и описал проблемы в уходе за ними, а также доказал опытным путем, что плохая гигиена может привести к образованию налёта, а затем и кариеса на зубах.

2. Строение зубов и их роль в жизни человека.

Зубы — единственные видимые кости человека, так как они не покрыты кожей. С помощью зубов человек откусывает и пережёвывает пищу. Мы используем зубы, когда произносим многие звуки (например “д”, “з”, “л”, “с”, “т”). Также зубы влияют на внешний вид человека. Поэтому очень важно беречь и вовремя лечить зубы. В течение жизни зубы у человека вырастают дважды. Молочные зубы появляются на первом году жизни, к 2-3 годам их становится 20. После 6 лет их сменяют постоянные: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. На каждой челюсти 4 резца, 2 клыка и 10 коренных зубов. Последними (к 14-20 годам) появляются “зубы мудрости”. Зубы у человека меняются только один раз. Если человек потеряет постоянный зуб, то новый уже не вырастет никогда. Зуб — это живой орган.

Рисунок 1.

Каждый зуб состоит из трех основных частей - коронка, шейка, корень. Коронка – часть зуба, которая видна в полости рта. Корни - уходят в десну и прочно закрепляют зуб в челюсти. Шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной. Коронка сверху покрыта эмалью. Эмаль - это самая твёрдая ткань организма. Под эмалью располагается дентин, а затем - пульпа. Пульпа – это мягкая рыхлая ткань, пронизанная кровеносными сосудами и нервами. Она является самой чувствительной тканью зуба (рисунок 1).

3.Что такое кариес?

Кариес – это разрушение эмали зуба. Когда разрушение доходит до образования дырки, больной зуб начинает давать знать о себе болями в ответ на принятие холодной и горячей пищи, сладких, соленых и кислых блюд. Если вовремя не вылечить кариес, все заканчивается удалением зуба.

Эмаль зуба – это самая твердая ткань в человеческом организме. По прочности она лишь немного уступает алмазу! Но, несмотря на такую фантастическую прочность, эмаль зуба подвержена разрушению кислотами, потому что она на 96% состоит из минералов.

Причина кариеса – разрушительное действие бактерий на твердые ткани зуба. После еды на поверхности зуба или между зубами остается пища. Постепенно она превращается в зубной налёт, который содержит огромное количество бактерий. Зубной налет вреден также тем, что может вызывать запах изо рта, неприятный вкус во рту, а также является основой для образования зубного камня.

Бактерии при взаимодействии с пищей образуют кислоту, которая разрушает эмаль зуба. Кислота разрушает эмаль, проникает сквозь дентин в пульпу. Нерв на это реагирует, зуб начинает болеть. Так начинается кариес (рисунок 2).

Рисунок 2.

И детям, и родителям обязательно нужно помнить про «правило 12 часов». Были проведены исследования, и оказалось, что за время, большее, чем 12 часов, налёт между зубами и деснами, успевает стать твердым. Так образуется зубной камень. Отсюда и пошло правило чистить зубы дважды в день – утром и вечером, чтобы значительно снизить вероятность возникновения кариеса. При регулярной и правильной чистке зубов мы удаляем зубной налет и не даем кариесу никакого шанса!

4. Анкетирование

Чтобы узнать какие проблемы в уходе за зубами есть у учащихся начальной школы, я провел анонимное анкетирование.

В опросе приняли участие 64 ученика 1- 4 классы.

Вопросы анкеты и количество учеников, выбравших один из вариантов:

1. Нужно ли чистить зубы?

Да – 64

2. Почему важно чистить зубы?

Чтобы не болели – 41

Чтобы не было неприятного запаха – 15

Не знаю – 8

3. Чистишь ли ты зубы? 

Да – 64

Иногда – 0

4. Как часто ты чистишь зубы?

Один раз в день – 22

Два раза в день – 39

Как получится – 3

5. Когда ты чистишь зубы: утром или вечером?

Только утром – 8

Только вечером – 19

Утром и вечером – 37

6. Как часто ходишь к стоматологу? 

Если заболит зуб – 38

Регулярно раз в полгода – 24

Никогда не был – 2

7. Как часто ты ешь сладкое?

Редко (раз в неделю или реже) – 1

Каждый день – 63

Подводя итог анкетирования, могу сказать, что часть ребят имеют проблемы с уходом за зубами. Надеюсь, что после презентации моей научной работы их процент снизится.

4. Правила ухода за зубами.

Как же правильно ухаживать за зубами?

Чистить зубы нужно не менее 2 раз в день: утром после завтрака и вечером, а также не забывать полоскать рот после еды!

Средства для ухода за зубами включают:

  • Зубную щетку, с подходящей для ваших зубов жесткостью щетины (её нужно менять примерно раз в 3 месяца).

  • Зубную пасту, выбор которой должен основываться на состоянии ротовой полости.

  • Зубные нити, ирригаторы, межзубные ершики.

  • Ополаскиватели для полости рта.

  • Зубная паста может быть любая детская, взрослой пастой детям нельзя чистить зубы до 18 лет!

Очень важно дважды в год посещать врача – стоматолога для профилактического осмотра. Также необходимы и профилактические процедуры для зубов фторсодержащими препаратами.

Я предлагаю использовать памятку, чтобы не забывать чистить зубы (рисунок 9).

Рисунок 9.

5. Практический опыт «Обнаружение зубного налёта».

Существуют различные способы обнаружения зубного налёта:

Таблетки для индикации.Жевательные таблетки состоят из глюкозы или лактозы, крахмала и пищевых красителей. Свежий налёт моментально окрасится в розовый цвет, а более плотный — в синий.

Жидкость для индикации.Водный раствор красителей с консервантом позволяет мгновенно определить участки эмали, покрытые налётом.

Ополаскиватели для индикации.Ополаскиватель для индикации представляет собой краситель, растворённый в воде. Применяют ополаскиватели перед чисткой зубов, чтобы повысить эффективность домашней гигиены.

Зубные пасты для индикации. Краситель добавляют в зубную пасту, чтобы избежать необходимости использовать дополнительные средства. Пасты особенно удобны для детей и подростков. Индикатор зубного налёта моментально показывает, какие поверхности зубов нуждаются в более тщательной чистке.

В своём опыте под присмотром взрослых я использовал таблетки для индикации налёта на зубах PARO (рисунок 3).

Для окрашивания налёта необходимо разжевать одну таблетку. Провести языком по поверхностям зубов. Прополоскать рот. Старый налет окрасится в синий цвет, свежий - в красный (рисунок 4).

Далее необходимо провести тщательную чистку зубов щеткой и зубной нитью для полного удаления окрашенного налета.

Рисунок 3. Рисунок 4.

Для начала хочу показать исходное состояние зубов испытуемого (рисунок 5).

Рисунок 5.

Каждый раз перед чисткой зубов мы пользовались таблетками для индикации зубного налёта PARO.

В первый день мы не почистили зубы на ночь (рисунок 6). Как мы видим, налёт окрасился в красный цвет – это свежий налёт.

Рисунок 6.

На второй день мы не почистили зубы с утра (рисунок 7). Как мы видим, налёт окрасился в красный цвет – это свежий налёт.

Рисунок 7.

На третий день мы не почистили зубы утром и вечером. Таблетки окрасили налёт в синий и красный цвет (рисунок 8). Это говорит о том, что уже образовался старый налёт, который несёт риск образования зубного камня и кариеса.

Рисунок 8.

Примечание. Если полностью счищать окрашенный налёт самостоятельно уже не выходит, и после чистки индикация у более чем половины поверхности зубов, стоит посетить стоматолога. Он выполнит профессиональную гигиену полости рта, исправит технику чистки и порекомендует дополнительные средства для домашнего ухода.

Вывод: если не чистить зубы два раза в день, очень быстро образуется зубной налёт. Если же пропустить две чистки зубов подряд, уже возникает риск повреждения зубной эмали. Регулярная чистка зубов защищает зубы от образования налёта, воздействия кислоты и болезнетворных бактерий. Данный эксперимент подтверждает, что зубы нужно чистить как минимум два раза в день, чтобы не допустить развития кариеса.

7. Заключение.

Мне было очень интересно проводить анкетирование среди учеников лицея, а также в процессе эксперимента узнать больше об образовании налёта на зубах. Моя гипотеза подтвердилась: здоровье зубов напрямую зависит от ежедневной чистки.

В результате проводимого исследования я узнал больше о причинах развития кариеса и наблюдал образование зубного налёта при нарушении гигиены полости рта.

Также я провел в лицее анкетирование и узнал, что некоторые не знают важные правила ухода за полостью рта и иногда забывают чистить зубы. Думаю, что теперь большая часть ребят понимает важность ежедневной чистки зубов для их здоровья.

8.Список использованной литературы:

  1. Т. Бондарева. Свои зубы навсегда. Изд-во АСТ, 2020г.

  2. Детская энциклопедия. Я познаю мир.- М.; изд-во АСТ, 2000г.

  3. И. Радюнц. Зубная книга. Все о твоих молочных зубах. Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2022г.

  4. Справочник по детской стоматологии под ред. А.Камерона, Р.Уидлера - М.: Мед. пресс - Информ, 2003г.

  5. http://babydentist.ru/uxod-za-polostyu-rta/identifikatory-nalyota/

  6. https://doctorslon.ru/company/articles/kak-obrazuetsya-zubnoy-nalyet/

  7. https://dolzhenznat.ru/chelovek/zuby

  8. https://www.listerine.ru/karies-i-krepkie-zuby/karies-zubov

  9. https://podelkids.ru/podelki/1262-kalendar_chistki_zubov_.html

  10. https://probolezny.ru/zubnoy-nalet/

  11. http://www.u-lekar.ru/content/view/970/11/

Просмотров работы: 16