Таинственные колонны

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Таинственные колонны

Медведева А.А. 1
1МОУ "СОШ №48"
Петряева С.И. 1
1МОУ "СОШ №48" Копейского городского округа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

С раннего детства меня восхищали мощные колонны. Одни, как таинственные деревья, с мощным стволом и листьями на завершении, другие стройные и изящные. Я решила узнать какие колонны бывают и чем они отличаются. Так началось мое исследование.

Тема моего исследовательского проекта: «Таинственные колонны»

В ходе работы я узнала много интересной информации, которую оформила в виде обучающей книги лэпбук.

Цель проекта: изучение разного вида колонн.

Задачи: познакомиться с разными видами колонн, известными в истории архитектуры; изучить историю появления колонн, как архитектурного элемента; найти интересные факты и легенды о колоннах, разработать макет лэпбука.

Методы: изучение справочной литературы, сравнение, обобщение, анализ и синтез информации.

  1. Теоретическая часть

    1. Определение, строение, виды колонн.

Большая Российская энциклопедия дает такое определение колонны.

«Колонна – (франц. сolonne, от лат. сolumna - столб), архитектурно оформленная свободностоящая вертикальная опора, круглая в поперечном сечении; стержневой элемент здания и его несущей конструкции».

Колонна может быть сделана из дерева, металла, бетона, камня. От столба колонну отличает особое строение: база, фуст и капитель (рис.1).

База – основание, достаточно мощное, чтобы удержать колонну в вертикальном положении. Фуст – ствол, по которому распределяется основная нагрузка. Верхняя особенно украшенная часть колонны называется - капитель, что можно перевести с латинского языка как «голова».

Внимательно прочитав определение, я поняла, что существует 2 основные группы колонн:

- самостоятельный архитектурный элемент, который люди устанавливали для поклонения духам или богам (священные), в честь особенных событий (триумфальные), в честь морских побед (ростральные);

- часть стоечно-балочной конструкции, как вертикальная опора, которая должна удерживать вес горизонтальных элементов.

1.2. Виды отдельно стоящих колонн.

Священная колонна.

Вертикально поставленная колонна – могла быть образом соединения трех миров – нижнего, мира злых духов; среднего - мира людей; верхнего - мира богов, в которых верили. Тогда капитель колонны получала черты священных растений или животных: папируса или пальмы - в Древнем Египте; аканфа – в Древней Греции; быков, львов, грифонов – в Иране. Рядом с этими колоннами приносили жертвы, общались с духами, молились.

Триумфальные колонны.

Устанавливали в честь памятных событий или прославляли правителя. Триумф можно перевести с латинского языка, как успех, победа. Первая триумфальная колонна была установлена в 113 г. н.э. в Древнем Риме в честь императора Траяна и его побед над Дакийским государством. Колонна украшена сценами сражений и образами римских богов, которые помогали победить. На вершине колонны была установлена скульптура орла, после смерти императора туда поместили скульптуру Траяна, в 15 в. она была заменена на скульптуру Апостола Петра. Эта колонна стала образцом. По её подобию стали создавать триумфальные колонны в разных городах и странах.

Самая высокая колонна, которую создали из единого каменного блока, находится в Санкт-Петербурге. Я её видела на Дворцовой площади. Её возвели в честь победы Александра I над Наполеоном. Архитектор Огюст Монферран с 1830 – 1834 трудился над её созданием. Пьедестал украшен изображениями воинских доспехов. Над капителью размещена скульптура ангела с крестом. Интересные факты – в лице ангела скульптор Орловский изобразил черты лица Александра I; колонна высотой 47,5 м и весом около 600 тонн удерживается вертикально под силой собственной тяжести. Жители города сначала боялись ходить рядом, думали, что она упадёт. Чтобы успокоить горожан Монферран каждый день рядом с ней прогуливал свою собаку.

Удивил меня тот факт, что на Южном Урале тоже была колонна, посвященная Александру I. Её поставили в память о том, что император посетил прииск рядом с городом Миасс и даже участвовал в добыче золота (рис.2).

Ростральные колонны.

Своё название они получили от слова «ростры» - в переводе с латинского – «клюв». Так называли тараны на носу кораблей. Выиграв морское сражение, римские полководцы приказывали отрезать ростры у вражеских судов. Этими носами они украшали триумфальные колонны на берегу – в память о победе. Первая ростральная колонна была поставлена в Риме в 260 г. н.э. В Санкт Петербурге я тоже видела 2 ростральные колонны. Архитектор Тома де Томон придумал поставить такие колонны, чтобы показать, что Россия стала победительницей в сражениях на море. Но носы кораблей не настоящие, а скульптуры из камня.

1.3. Колонна как часть конструкции здания.

Главная роль – удерживать горизонтальные элементы в зданиях. В древности эту задачу выполняли стволы срубленного дерева, или пучок сухого папируса, обмазанный глиной. Они поддерживали крышу хижины из ветвей, соломы, глины и тростника. Так формировалась стоечно-балочная конструкция, когда 2 вертикальных столба удерживали горизонтальную балку. Шло время, улучшались технологии, люди научились обрабатывать камень. Появились колонны из твердых пород камня – мрамор, гранит, песчаник, известняк. Чтобы их создать надо было затратить много сил и времени – добыть камень в каменоломне, обработать его поверхность, доставить к месту строительства, поднять на высоту. Каменные колонны использовали для строительства особенно значимых зданий – храмов, святилищ, дворцов. Отдельные колонны или ряды колонн под общим перекрытием (колоннада) использовали как внутри здания, так и снаружи. Архитектурное решение колонн отражало культуру, традиции, мировоззрение, мифологию этих народов.

1.4. Колонны в Древнем Египте.

Колонны использовались при строительстве скальных святилищ, храмов и гробниц.

В нужное место устанавливали необработанный камень, затем покрывали резьбой и оформляли капитель, раскрашивали яркими красками. Египетские колонны массивные, мощные, выдерживали тяжесть каменного антаблемента.

В сети интернет и справочной литературе я нашла фотографии капителей каменных колонн и разделила их на 3 группы (таблица 1):

1.Капитель, которая напоминает растения: цветок папируса, ветви пальмы, лотос – бутон или распустившийся цветок. Обратилась к литературе и выяснила, что все эти растения почитались в Древнем Египте, как священные.

Папирус – растение похожее на осоку, высотой до 5 метров, его использовали, как строительный материал. Стебли связывали, обмазывали глиной и устанавливали на круглое глиняное основание. Такие ряды колонн могли выдержать легкую перекладину и плетеную крышу. Позже эта форма колонн была повторена в камне. При этом папирус в Древнем Египте считался священным растением, которое выросло первым в безграничной тьме мирового болота. Храмы возводили, как макет вселенной. Колонны в виде стеблей папируса держали не просто крышу, а само небо. Папирус стал символом Нижнего Египта.

Лотос (закрытый бутон или распустившийся бутон) – был символом Верхнего Египта. По преданию из вод первозданного океана вырос белый цветок лотоса, когда бутон раскрылся оттуда вылетел бог солнца Ра, так появилось солнце. В древности существовал обычай привязывать эти цветы к вершине шеста, который поддерживал крышу дома. А в храмах бутон и раскрытый цветок использовали в оформлении капители колонн. Обычно фуст таких колонн –гладкий, но встречается и папирусовидный. Возможно строители хотели объединить два смысла – появления мира и солнца.

Пальма в Древнем Египте была символом процветания и плодородия. По легендам именно из неё богиня Хатор достала пищу и питье для людей. Вокруг храмов этой богини высаживали пальмовые рощи, а внутри устанавливали каменные колонны с пальмовой капителью. Иногда и саму богиню изображали в виде финиковой пальмы.

2.Капители с изображением богини Хатор.

Первоначально Хатор почитали, как богиню неба и плодородия, считали богиней-матерью. Изображали с рогами и ушами коровы. Так её изображали с 4 сторон капители, фуст колонны гладкий, как у пальмовых колонн.

3.Геометрические колонны. На гладкие цилиндрические колонны, наносили 8 или 16 граней. Базы нет, простая капитель. Такие колонны принято называть «протодорическими».

1.5. Колонны Древней Персии (Ирана)

Древнеиранские колонны удерживали легкие перекрытия из дерева и глины, поэтому могли быть очень тонкими (не больше 1,5 метров) при очень большой высоте – до 20 метров. Сложную капитель можно разделить на 3 элемента: верхний представлял собой передние части 2 животных (голова и грудь), смотрящих в разные стороны - быки, львы или лошади; средний – 4 ряда завитков, похожих на спираль, которые украшали колонну со всех четырех сторон; нижний – совмещает форму цветка, похожего на лотос и массивную перевернутую чашу, украшенную перистыми листьями (рис.3). Фуст колонны украшен вертикальными желобками – каннелюрами. Их было от 32 до 48.

База напоминает перевернутый цветок лотоса, который закрепился своими корнями на небе. В иранской мифологии лотос – символ богини воды и плодородия - Анахиты. Её изображали на древних рельефах в виде молодой женщины с завитыми локонами и цветком лотоса в руке.

1.6. Колонны Древней Греции.

Архитекторы Древней Греции особое внимание уделяли геометрии, гармонии, строгости форм. Для достижения идеальных пропорций, учитывали диаметр колонны, от которого должны были зависеть высота фуста и капители. В разных частях Древней Греции были разработаны особые архитектурные композиции.

Дорийцы, которые жили на Пелопоннесе в 7 в. до н.э. начали в храмах устанавливать колонны чем-то похожие на геометрические колонны Древнего Египта. У колонны нет базы; фуст - мощный с утолщением в центре и сужением ближе к капители, по всей высоте украшен 20 вертикальными желобками; капитель – круглая каменная подушка. Мужественный, суровый стиль получил название дорический.

Жители провинции Ионии в 6 в. до н.э. создали собственные уникальные колонны. Круглая база; тонкий фуст, слегка сужается в верхней части, украшен вертикальными желобками (24 или 48); капитель со спиральными завитками, между которыми орнамент из яйцеобразных форм. Своим видом напоминают колонны Персии. Племя ионийцев пришло в Грецию с Востока. Они сохранили свои восточные художественные образы.

В городе Коринф в 5 в. до н.э. появились колонны похожие на ионические, но с более торжественной капителью. Архитектор и исследователь Марк Витрувий в 1 в н.э. описывает её появление, как легенду. Однажды в Коринфе умерла девушка прямо перед своей свадьбой. Её кормилица принесла на могилу плетеную корзину с поминальной пищей, сверху от непогоды закрыла черепицей. Корзина стояла на корне аканта, который весной дал побеги молодых листьев. Это увидел афинский скульптор Каллимах, узнал историю девушки, вдохновился и создал капитель для колонны, похожую на эту корзину. Коринфская база – похожа на ионическую, но еще наряднее, так как украшена рельефным орнаментом. Фуст тонкий, изящный, его украшают 24 вертикальных желобка. Капитель похожа на колокол, покрытый двумя рядами листьев аканта.

Марк Витрувий сравнивает пропорции классических ордеров с телом человека: строгий дорический ордер – с мужчиной - воином, ионический – с женщиной, а коринфский с грацией юной девушки. В вертикальных желобках на греческих колоннах Марк Витрувий видит складки древнегреческой одежды (рис.4). Но иногда горизонтальный элемент конструкции поддерживали статуи – их называли Кариатиды.

Классические виды колонн вдохновляли архитекторов разных эпох. Даже на зданиях города Копейска можно увидеть колонны, которые напоминают дорические, ионические и коринфские. Так ДК Машиностроительного завода и Политехнический колледж встречают дорической колоннадой. Дворец творчества детей и молодежи – портиком с коринфскими капителями, а на боковом фасаде ТК Центральный (бывший кинотеатр им. М.И. Калинина) угадываются ионические полуколонны (рис.5).

  1. Практическая часть

Приступая к практической части, я столкнулась с проблемой выбора материала для лэпбука. Очень много интересного материала, который было сложно отобрать. Я придумала оформить обучающую книгу в виде альбома, где каждая страница рассказывает об особенностях одного вида колонн. Такие листы можно отделить и одновременно несколько человек могут с ними ознакомиться. Я придумала макет лепбука, нашла картинки. Придумала несколько игр. Родители и педагог помогли мне распечатать и оформить лепбук.

1стр. Триумфальные колонны. Предложены очертания колонн, надо найти их изображения

2стр. Ростральные колонны очень загадочные, была создана игра «найди ростры».

3 стр. Для знакомства с Египетскими капителями был выбран формат цветка с лепестками. Так как в Египте по легенде раскрытый цветок лотоса выпустил бога солнца Ра, наш цветок выпускает знание о капителях колонн. На 6 лепестках разместили реконструкции капители, а в центре фотографии 5 священных растений и изображение богини Хатор.

Лотос и папирус – символы двух частей Древнего Египта, это было отмечено на карте.

4 стр. Марк Витрувий описывал колонны Древней Греции, через пропорции людей. Отобразить это в лэпбуке было решено используя иллюстрацию из книги «10 книг по архитектуре», которую удалось найти в сети интернет. Были вклеены изображения мужчины, женщины и девушки, пропорции которых архитектор связал с пропорциями дорической, ионической и коринфской колонн. Сами колонны разделены на 3 части – обозначили части колонн: база, фуст и капитель.

5 стр. Во время исследования я нашла 4 здания с колоннами на центральных улицах Копейска. По этому маршруту была создана игра-ходилка с заданиями.

6 стр. Для закрепления информации по капителям колонн древних цивилизаций была разработана игра. 3 кармашка – Египет, Персия и Греция. Конверт с табличками, на которых изображены различные капители. Задача – поместить таблички в нужный кармашек.

В будущем я планирую добавить в лепбук сведения о колоннах разных стран – Индии, Китая, России и др. Рассмотреть современные колонны, которые так непохожи на классические.

Заключение

В ходе работы я изучила разные виды колонн известные в истории архитектуры, историю появления колонн, как архитектурного элемента, одним поклонялись, другие были частью конструкции зданий. Познакомилась с разными видами колонн древних цивилизаций – Древнего Египта, Персии, Древней Греции и нашла здания с колоннами на улицах Копейска. Нашла интересные факты и легенды о колоннах, разработала макет лэпбука и реализовала его в виде альбома с различными заданиями для знакомства с видами колонн и закрепления материала.

С результатами своей работы и лэпбуком я познакомила своих одноклассников, учеников 2б класса школы №48. Эта тема вызвала у них интерес.

Литература.

  1. Афонькин С.Ю. Санкт – Петербург. Путеводитель для детей. – СПб: СЗКЭО, 2022. 160с. – ISBN 978-5-9603-0420-7

  2. Михайлов Б.П. Витрувий и Эллада. Основы античной теории архитектуры. М: Стройиздат, 1967. 280 с.

  3. Мюррей, М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / пер. с англ. Т.М. Шуликовой. М: Центрополиграф, 2008. 195с.ISBN: 978-5-9524-3792-0

  4. Мифы и сказки Древнего Египта / составитель. – Г.А.Мачинцев. – СПб: ПКФ «ОЮ – 92», 1993. 94c. – ISBN: 5-86197-001-7

  5. Энциклопедия для детей. Т7. Искусство / гл. ред. М.Д Аксёнова. – М: Аванта +, Ч.1 - 687с. – ISBN: 5-89501-005-9

  6. Большая российская энциклопедия 2004-2017. https://old.bigenc.ru/

Приложение

К АПИТЕЛЬ

ФУСТ

Б АЗА

рис. 1. Части колонны

рис. 2 Триумфальные колонны в честь Александра I

в Санкт-Петербурге и на Южном Урале

Т аблица 1. Виды Египетских колонн

растительные

протодорические

Богиня Хатор

     

 

капитель

2 животных

4 ряда спиралей

цветок лотоса

п еревернутая чаша

рис. 3. Сложная капитель Персии

Таблица 2. Виды греческих колонн.

 

дорическая

ионическая

коринфская

КАПИТЕЛЬ

ФУСТ

БАЗА

     

Рис.4 Витрувий. Пропорции колонн и пропорции тела человека.

Рис.5. Колонны на улицах Копейска

Просмотров работы: 19