Введение
Актуальность темы. Тема импортозамещения очень актуальна в настоящее время в России. Импортозамещение – это один из планов государства, суть которого заключается в замене на внутреннем рынке товаров иностранного производства отечественными аналогами. Полки с импортозамещенными товарами уже давно никого не удивляют. Российские компании продолжают пополняться аналогами пропавших продуктов из-за введенных санкций. И мне захотелось узнать – отличаются ли некоторые зарубежные товары и их российские аналоги между собой или это те же товары только с новым названием? Поэтому была сформулирована тема исследования: «Замещение импортных торговых марок аналогами российского производства на примере Nesquik и Coca-Сola».
Объект исследования: импортные товары и их российские аналоги
Предмет исследования: вкусовые качества сухого завтрака Nesquik, газированной воды Coca-Сola и их российских аналогов
Цель: исследовать вкусовые качества товаров зарубежного и российского производства и в домашних условиях определить на сколько вкусы схожи или отличаются.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее положение: товары российского производства не уступают по вкусу и качеству аналогичным иностранным товарам.
Для достижения цели, я поставила следующие задачи:
Изучить литературу по теме исследования (интернет - ресурсы, статьи, буклеты торговых марок)
Провести дегустацию и сравнить вкусы товаров
Изучить составы товаров
Провести опрос среди одноклассников
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования:
Изучение интернет-источников
Анкетирование
Беседа
Анализ
Сравнение
Практическая значимость данного проекта заключается в сравнении импортных товаров с российскими аналогами.
Глава 1 Теоретическая часть
1.1 Из истории Coca-Cola и Nesquik
31 января 1893 года был зарегистрирован товарный знак самой знаменитой колы в мире — «Coca - Cola». А история напитка берет начало в марте 1886 года, когда Джон Пембертон пытался найти новое болеутоляющее средство. Взяв сахарный сироп и кофеин, добавив в него отвар коки, Пембертон получил уникальный сладкий напиток коричневого цвета. Основные ингредиенты были таковы: три части листьев коки на одну часть орехов тропического дерева колы. Получившийся напиток был зарегистрирован как лекарственное средство и начал продаваться через автомат в крупнейшей городской аптеке Америки. Продолжая экспериментировать с сиропом, Пембертон добавил в него газировку, а начинающий бизнесмен Аза Григгс Кэндлер, выходец из Ирландии, купил у Пембертона рецепт, зарегистрировал торговый знак «Coca - Cola» и основал одноименную компанию «The Coca - Cola Company».
Nesquik
Всем известные сухие завтраки Несквик впервые появились в США в 1948 году. Тогда это была шоколадная смесь, которая называлась Nestle Quik, что переводится как "быстрый" В 1950-ом году он пришел в Европу под названием Nesquik. Во всём мире Несквиком он стал называться только в 1999-ом году.
Изначально компания занималась только производством какао, но, постепенно расширяясь, наращивая торговые обороты и приобретая популярность, она увеличила ассортимент продукции. Сейчас при походе в магазин сладостей глаза разбегаются от того, насколько большой выбор разнообразных продуктов готова предложить нам компания.
Сухой завтрак производит компания Nestle. Она является крупнейшим в мире производителем продуктов питания. Компания родилась в Швейцарии в 1866 году. Её основатель – помощник фармацевта Анри Нестле хотел уменьшить детскую смертность, причиной которой было неполноценное питание. Он экспериментировал с различными комбинациями пшеничной муки, молока и сахара и создал продукт для младенцев (молочные сухие смеси). Позже его компания расширила деятельность и стала выпускать сгущённое молоко, какао, сухие завтраки, шоколадные батончики, которые сейчас известны во всем мире.
1.2 Российский аналог «Добрый Cola»
В продуктовых магазинах продают отечественные газированные напитки «Добрый», которые заменили ушедшую с рынка Coca-Сola из-за санкций. За год в магазинах появилось множество аналогов колы: их выпускают как российские бренды, так и зарубежные. Самый популярный — «Добрый Cola» — производит российское подразделение Coca-Cola, теперь работающее под названием «Мултон Партнерс». После появления на прилавках новая кола продавалась за ту же цену, что и Coca-Cola перед уходом с российского рынка. Покупатели приняли напиток благожелательно: в январе и феврале 2023 года он занимал первое место по популярности, его выбирали больше трети потребителей, по статистическим данным компании «Мултон Партнерс». Компания не рассказывала, на основе какого концентрата производит напиток, но это не та же самая эссенция, что в оригинальной коле. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, оригинальный концентрат — тщательно охраняемая коммерческая тайна, во-вторых, привозить его в Россию сложно из-за трудностей с логистикой после введения санкций.
1.3 Российский аналог Хрутка
Кролика Квики на полках больше нет, место ушедшего из России Nesquik заняла Хрутка. Утенку на логотипе придумали новый дизайн, сделавший его похожим на Билли из «Утиных историй». Выглядит странно, но, с другой стороны, на рынке постарались оставить хотя бы частично знакомое название.
Глава 2 Практическая часть
2.1 Какой газированный напиток и сладкий сухой завтрак предпочитают чаще?
В ходе работы я решила выяснить, пьют ли газированную воду Cola мои одноклассники и едят ли сладкие сухие завтраки. Я составила вопросы и предложила ребятам дать ответы на них (Приложение 1). Опрашивались учащиеся 1 «Г» класса нашей школы (30 человек). Получились следующие результаты:
Вопросы |
да |
нет |
|
26-87% |
4-13% |
|
9- 35% |
17 -65% |
|
18-69% |
8-31% |
|
28-93% |
2-7% |
|
7- 25% |
21- 75% |
|
23-82% |
5-18% |
В результате опроса выяснила:
Большинство опрошенных (87%) пьют газированные напитки. 35% (9 человек) ощущают разницу во вкусе у отечественного и импортного напитков. Импортный напиток Coca - Cola им кажется более газированным.
93% опрошенных (28 человек) едят сухие шоколадные завтраки. Большинство ребят (75%) не ощущают разницу во вкусе у шоколадного завтрака Nesquik и его российского аналога.
Большая часть опрошенных ребят выбрали бы товары российского производства.
Данные соотношения я продемонстрировала на диаграмме:
После опроса мы устроили в классе дегустацию. В тарелку №2 насыпали шоколадные шарики Nesquik, а в тарелку №1 – шоколадные шарики Хрутка. Ребята не знали в какой тарелке какие сухие завтраки находятся. После дегустации они проголосовали за понравившийся продукт.
За шоколадные шарики в тарелке №1 (Хрутка) - 16 голосов,
за шоколадные шарики в тарелке №2 (Nesquik) – 14 голосов.
Вывод: по вкусовым качествам сухой завтрак Хрутка не уступает импортному товару, шоколадные шарики российского производства понравились большинству ребят.
2.2 Беседа с администратором магазина
Чтобы узнать, пользуются ли спросом российские аналоги продуктов, мы с мамой пошли в магазин «Пятерочка» и задали несколько вопросов администратору Лобачевой К.Е. Она рассказала нам, что спрос на товары зависит от региона и предпочтений потребителя. Конечно, Coca Cola и Nesquik как международные бренды с долгой историей, имеют широкую популярность и узнаваемость, и поэтому первое время спрос на них оставался высоким. Однако, у Cola Добрый и Хрутки уже есть своя аудитория и популярность среди тех, кто предпочитает натуральные и экологически чистые продукты. Местные предпочтения и факторы, такие как доступность и цена, тоже влияют на спрос товара.
2.3 Сравнение вкуса и состава импортных товаров Nesquik и Coca-cola с российскими аналогами Хрутка и Добрый cola
Сейчас актуально стало слово «аналог». Когда ушли и пропали с полок наших магазинов Nesquik и Coca-cola, мы стали искать аналог. Выбора, кстати, сразу появилось очень много. Чтобы сравнить наши российские аналоги с иностранными оригиналами, мы решили заказать импортные товары доставкой, т.к. сейчас их не продают в магазинах.
Краткая характеристика сухих завтраков:
Nesquik |
Хрутка |
Вес 310гр |
Вес 230гр |
Цена 350р упаковка |
Цена 110р упаковка |
Купить можно на маркетплейсах и зарубежных сайтах |
Купить можно в любом розничном магазине |
Дизайны очень похожи: обе упаковки желтого цвета, разница в главном герое, у Nesquik- кролик, у Хрутки- уточка.
Вкус:
- Хрутка шарики – это хрустящие злаковые шарики с шоколадным вкусом. Они имеют более нежный и хрустящий вкус, который добавляет текстуру и аромат молочным продуктам.
- Шарики Nesquik – это кондитерская сладость, которая представляет собой не большие шарики, покрытые слоем сухого шоколада.
Таким образом, можно сделать вывод, что вкус продуктов очень похож. Шарики Nesquik имеют более насыщенный шоколадный вкус.
Состав:
Nesquik |
Хрутка |
зерна пшеницы, сахар, какао в порошке, масло растительное, витамины А, В12, С, Д, железо, кальций. |
зерна пшеницы и риса, сахар, какао в порошке, масло растительное, соль, витамин В, кальций, магний |
Таким образом, мы видим, что состав продуктов практически идентичен. Оба продукта обогащены витаминами и минералами, но различаются витаминным составом, также разница в количестве питательных веществ. (Приложение 2).
Краткая характеристика газированных напитков:
Coca-Сola |
Добрый Сola |
Цена 200-300р в зависимости от объма |
Цена 60-120р в зависимости от объема |
Объем 1л, 2л |
Объем 0.33л, 1л,1.5л, 2л |
Купить можно на маркетплейсах и зарубежных сайтах |
Купить можно в любом розничном магазине |
Дизайны бутылок почти одинаковы: выпускаются в пластиковых бутылках с этикеткой красного цвета (кроме 0.33л- в жестяных банках), разница только в написании названия.
Вкус:
- Coca Cola имеет сладкий и освежающий вкус со специфической карамельной ноткой.
- Cola Добрый также имеет сладкий и освежающий вкус, но газация меньше, чем у Coca Cola, так как используется другой рецепт.
Состав:
Coca - Cola |
Добрый Сola |
вода газированная, сахар, карамельный краситель, фосфорная кислота, диоксид углерода (углекислый газ), натуральные ароматизаторы, кофеин. |
Очищенная вода, сахар, фосфорная кислота, натуральные ароматизаторы, кофеин, натуральный краситель сахарный колер IV |
Оба напитка содержат калории и сахар, их количество зависит от размера порции и концентрации сиропа, который используется при приготовлении (Приложение 3).
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что существенной разницы между импортными товарами Coca Cola и Nesquik и их российскими аналогами Хрутка и Cola Добрый нет. Товары очень схожи по вкусу и составу, а отличие имеются лишь во внешнем виде упаковки. Наша гипотеза подтвердилась, товары российского производства не уступают по вкусу и качеству аналогичным иностранным товарам. Конечно, предпочтения могут меняться у людей. Цены и доступность продуктов также могут влиять на выбор потребителей. Cola Добрый и Хрутка, возможно, еще не так широко распространены как импортные товары, но могут предложить конкурентоспособные цены и быть доступными в определенных магазинах или регионах.
Окончательный выбор будет зависеть от ваших вкусовых предпочтений и ингредиентов, которые вы предпочитаете в своих продуктах. Рекомендуем ознакомиться с этикеткой продукта и обратить внимание на состав, если у вас есть особые требования или ограничения.
Источники информации
Кока – кола. Википедия. Режим доступа:
Кока-кола — Википедия (wikipedia.org)
Несквик. Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Nesquik
Официальный сайт продукции бренда Хрутка. Режим доступа: https://hrutka.ru/
Полезны ли сухие завтраки Nesquik. Режим доступа: https://www.prosushka.ru/1852-suhoy-zavtrak-neskvik.html
Рекламные и информационные буклеты в магазинах
Приложение 1
Анкета
1. Пьешь ли ты газированную воду?
2. На твой взгляд отличается ли вкус газированной воды Cola Добрый от Coca - Cola?
3. Выбрал бы ты российскую Cola Добрый вместо импортной Coca - Cola?
4. Ешь ли ты сухие шоколадные завтраки?
5. На твой взгляд отличается ли вкус сухого шоколадного завтрака Хрутка от шоколадного завтрака Nesquik?
6. Выбрал бы ты российский сухой шоколадный завтрак Хрутка вместо импортного Nesquik?
Приложение 2
Приложение 3