Небо-вдохновитель моих экспериментов с красками

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Небо-вдохновитель моих экспериментов с красками

Пономарева Т.А. 1
1МАОУ СОШ №132 г. Перми
Пишальникова Н.Л. 1
1МАОУ СОШ №132 г. Перми
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Какое бывает небо? Синее … Голубое …

Розовое на рассвете, черное – если ночное …»

Галина Брусницына

Введение:

Небо … А каким вы его представляете? Какой цвет приходит сразу на ум, когда слышите фразу «рисуем небо»? Для того, чтобы узнать ответ я провела совсем небольшую анкету среди своих одноклассников. Анкета содержала только один вопрос: какого цвета небо? В анкетировании приняло участие 28 учащихся. Ответы распределились следующим образом:

Количество участников анкеты

Назвали 1 цвет неба

Назвали 2 цвета неба

Назвали 3 цвета неба

28

4

13

11

Результаты анкеты показали, что большинство моих одноклассников ассоциируют слово «небо» с двумя цветами.

Какие же это цвета?

Количество участников анкеты

Голубой

Синий

Белый

Черный

Серый

Циановый

розовый

28

28

18

5

2

2

1

1

Опрос одноклассников показал, что практически все из них назвали голубой цвет неба, на втором месте синий.

Да-да, практика показывает, что многие ребята, услышав, эту фразу, сразу берутся за краску голубого цвета. Ничего удивительного в этом нет, у многих слово «небо» ассоциируется с чистотой, прозрачностью, даже есть сочетание «небесно-голубой», или поэтическая строчка: «Взгляни, взгляни – по небу голубому, как легкий дым несутся облака.»

А если понаблюдать за небом внимательно, то можно увидеть, что оно разноцветное. Самые наблюдательные ребята в анкете указали, что небо бывает и черным, и серым, и белым, и даже, розовым и циановым. Хотя циановый цвет по своему оттенку очень близок к голубому или бирюзовому. Интересно, почему оно все время разное, никогда не повторяется, всегда дарит новые сюжеты и картины? А смогу ли я при помощи красок передать все то разнообразие, которое наблюдаю не только в зависимости от времени суток, но и от погоды? Эти вопросы у меня возникают всякий раз, когда заглядываюсь на живописные полотна, созданные талантливым художником по имени Природа.

Небо – это завораживающее, постоянно изменяющееся воздушное пространство над поверхностью Земли. С точки зрения науки небо – это пространство над планетой, панорама, которая открывается при взгляде с ее поверхности вверх, в сторону космоса. Но меня,как человека, увлекающегося рисованием, небо интересует именно как источник вдохновения для создания небесных пейзажей при помощи тех техник и красок, которыми я уже могу пользоваться.

Цель моей работы: изучение особенностей изображения разноцветного неба акварельными красками или гуашью.

Задачи:

  • Изучить доступную литературу;

  • Создать словарь терминов, используемых в моей работе;

  • Провести анкетирование среди моих одноклассников.

  • Выбрать наиболее подходящий вид водорастворимых красок для изображения неба путем практического эксперимента;

  • Провести эксперимент по созданию необходимых цветов и их оттенков, изменяя соотношения разных красок и количества воды;

  • Зафиксировать результаты эксперимента путем фото-видео съемки и описания;

  • Создать рисунки неба, на основе сделанных фотографий и с использованием подходящих водорастворимых красок;

  • Представить результаты экспериментов в виде компьютерной презентации;

Гипотеза:

Если знать особенности каждой разновидности водорастворимых красок и владеть основами цветоведения, можно создать палитру для максимально точного изображения выбранного объекта, в нашем случае неба.

Теоретическая часть:

На данном этапе я оттачиваю умение рисовать водорастворимыми красками.

Первые краски на водной основе создали в Древнем Египте, позже китайцы изобрели бумагу и стали использовать похожую технику. Первоначально художники писали черной краской, но с помощью добавления разного количества воды получали различные оттенки от серебристо-серого до грязно-черного. Черный, серый и белый называются ахроматическими нейтралами. Основное их отличие друг от друга – светлота. Самый яркий – белый, а самый темный – черный, между ними существует большое количество серых оттенков. Ахроматические цвета отсутствуют в спектре солнечного белого цвета, поэтому не являются цветами, они называются нейтралами.

Постепенно древние египтяне начали использовать различные минералы в качестве красок. Например, холодный синий цвет давала лазурь, а зеленый – малахит.

В Европе водорастворимые краски появились гораздо позже, примерно в 1400 году.

К водорастворимым краскам относятся гуашь и акварель.

Акварель – самый распространенный среди детей вид красок, практически каждый ребенок пользуется акварелью на уроках изобразительного искусства. Акварельные краски созданы на водной основе, по своей консистенции достаточно прозрачные, сквозь них видна бумага. Они состоят из пигмента и связующего вещества, разводятся водой, достаточно легко смываются. Способность растворяться в воде позволяет создавать не только тонкие цветовые переходы одного оттенка в другой, но и изобразить желаемый объект максимально точно. Но любая акварельная краска имеет и недостатки, например, у нее слабая светостойкость, то есть она подвержена быстрому выцветанию под воздействием света.

Гуашь тоже создана на водной основе, но она намного гуще и ярче, потому что в ее составе меньше воды, больше пигмента. Классический состав гуаши: пигмент, гуммиарабик и белила. Гуашь обладает отменными перекрывающими характеристиками, то есть нанесенный слой краски можно полностью перекрыть новым, любая ошибка может быть легко исправлена. Однако, увлекаться этим качеством гуаши не стоит, так как большое количество слоев может вызвать образование трещин, гуашь начнет крошиться и рисунок потеряет качество. Кроме того, перекрывающие характеристики гуаши осложняют процесс создания легких, полупрозрачных тонов и оттенков.

Одна из моих задач – выбрать разновидность краски для изображения неба, сравнив акварель и гуашь по следующим критериям:

  • Прозрачность;

  • Яркость цвета;

  • Растекаемость;

  • Скорость высыхания.

Выбрав разновидность краски, приступим к выбору необходимых цветов и оттенков. Владея понятием - ахроматические нейтралы, задаемся вопросом о существовании хроматических цветов. Оказывается, в природе существует три основных хроматических цвета: красный, синий и желтый. Это первичные цвета, потому что их нельзя получить смешением каких-либо цветов между собой. Зато, если смешивать эти три цвета между собой в разных пропорциях, можно получить множество других цветов и оттенков.

Например, вторичные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый получаются в результате смешивания в равной пропорции первичных цветов.

Третичные цвета получаются в результате смешивания одного первичного и рядом находящегося вторичного цвета. Их уже, в отличии от первичного и вторичного, не три, а шесть.

Все полученные цвета составляют цветовой круг, в котором заложена определенная последовательность цветов: желтый, желто-оранжевый, оранжевый, оранжево-красный, красный, красно-фиолетовый, фиолетовый, сине-фиолетовый, синий, сине-зеленый, зеленый, желто-зеленый. Все цвета цветового круга насыщенные, потому что в них нет примесей нейтралов. Для придания цветам более бледных, нежных, прозрачных оттенков нам понадобиться добавление ахроматических нейтралов.

Ахроматические нейтралы помогут нам изменять цвета и создавать теплые и холодные оттенки. Для получения теплых оттенков нам нужно смешать любой выбранный цвет с небольшим количеством желтой, оранжевой, красной или черной краски.

Для получения холодных оттенков необходимо смешать любой выбранный цвет с небольшим количеством белого или голубого.

Знание теоретических основ цветоведения позволяет юному художнику быстро определиться в какой цветовой гамме он представляет будущую картину, какие краски ему для этого потребуются, в каких пропорциях, а так же предвидеть, какие ошибки можно допустить, работая с той или иной разновидностью красок, а значит избежать их.

Практическая часть:

Прежде, чем приступить к изображению неба, я решила протестировать имеющиеся краски, основываясь на четыре основных критерия: прозрачность, яркость, растекаемость и скорость высыхания. (смотри видео №1)

Цель эксперимента: определить, какая разновидность краски будет наиболее подходящей для изображения того или иного состояния неба.

Оборудование: белый лист плотной бумаги, любой цвет гуаши и акварельной краски, стакан с водой, широкая кисточка.

Взяла плотный лист белой бумаги, разделила его пополам. Одну половину листа покрасила зеленым цветом гуаши, а вторую половину – зеленой акварелью. На основе полученных данных заполнила таблицу.

Название разновидности краски

Прозрачность

Яркость цвета

Растекаемость

Скорость высыхания

Гуашь

Не прозрачная, так как белая основа листа не просматривается

Яркая, но при подсыхании цвет немного тускнеет

Слабо растекается

Наложенная одним слоем высыхает за 2 минуты

Акварель

Прозрачная, через слой акварели просматривается белая основа листа

Недостаточно яркий, скорее приглушенный, бледноватый

Слабо растекается

Наложенная одним слоем высыхает за 1,5 минут

Вывод:

  • гуашь ярче акварели, а значит более насыщенная. Может применяться для изображения неба интенсивных цветов, например, ночного или грозового.

  • Акварель, прозрачнее гуаши, легче, воздушнее, а значит можно использовать для изображения ясного, солнечного неба, легкого рассвета, спокойного заката.

  • По остальным критериям обе разновидности краски приблизительно одинаковые. (Фото №1 в Приложении)

Для того, чтобы удачно создать рисунок недостаточно знать только эти четыре основные качества акварели и гуаши. Необходимо знать и основные слабые стороны каждой разновидности красок.

Изучая теоретический материал, обнаружила, что основными недостатками гуаши, из-за ее вязкости и густоты, являются способность трескаться и пачкаться. Способность пачкаться проверить легко, достаточно провести пальцем по высохшему рисунку.

Для определения толщины слоя гуаши, при котором она начинает трескаться, а значит облетает, снижая качество рисунка, необходим эксперимент.

Цель эксперимента: определить максимальное количество слоев гуаши, не наносящих вред рисунку.

Оборудование: белый лист плотной бумаги, баночка гуаши любого цвета, стакан с водой и широкая кисточка.

Накладываем равномерно гуашь слой за слоем, наблюдая ее изменение. После пятого слоя гуашь становится гуще, ее тяжелее распределять по листу, появляются достаточно глубокие следы от ворсинок кисточки, которые при высыхании превращаются в трещины. Чем больше проходит время высыхания, тем глубже становятся трещины.

Вывод: для сохранения качества рисунка необходимо наносить не более 5 – 6 тонких слоев гуаши. (Фото №2 в Приложении)

Самым большим недостатком акварельной краски является ее способность выцветать со временем под влиянием дневного или искусственного света. Прочитав об этом недостатке в теории, столкнулась с проблемой на практике: бабушка показала рисунки папы, нарисованные акварельными красками, когда ему было 8 лет. Значит рисунки пролежали 27 лет, но совсем не выцвели, остались такими же насыщенными, как и во времена его детства. Почему? (Фото №3 «Папин рисунок» В Приложении)

Секрет прост: бабушка хранит рисунки в большом темном пакете в шкафу, в который свет не проникает.

9 ноября 2023 года запустила эксперимент, связанный с воздействием естественного света на интенсивность выцветания акварельной краски.

Цель эксперимента:

  • определить через какой промежуток времени акварельная краска на рисунке начнет выцветать;

Оборудование: 1 рисунок, выполненный акварельными красками, естественное освещение сквозь окно.

Ход эксперимента: повесить рисунок напротив окна. Ежедневно визуально фиксировать изменения путем наблюдения.

Вывод:

  • под воздействием естественного света акварельная краска начинают выцветать спустя месяц. С увеличением срока воздействия естественного освещения качество рисунка значительно снижается.

  • Для продления жизни рисунка, выполненного акварелью, хранить его необходимо в темном месте.

Итак, выполнив ряд практических экспериментов, мы определили основные отличия двух водорастворимых красок, выяснили их основные недостатки и способы, позволяющие их минимизировать. Проведенная работа позволяет нам определиться, какие краски использовать для создания рисунков неба по фотографиям, сделанным не только в разное время суток, но и в разные времена года.

Я выбрала несколько фотографий, которые послужили мне натурой для создания моих рисунков.

Первый рисунок я рисовала 31 октября 2023 года в День мистического праздника Хэллоуин, для этого рисунка я выбрала снимок, сделанный в августе этого года во время полнолуния. Небо выглядело очень зловещим, освещенным полной желтой луной. Если включить фантазию, можно себе представить огромное бушующее море с вздымающимися кипящими волнами, готовыми поглотить все, встречающееся на их пути. Луна – это отдаленный маяк, символ надежды, спасения и спокойствия.

Для этого рисунка я использовала гуашь: ахроматические нейтралы черный и белый, теплый желтый и холодный фиолетовый цвета. Черный ахроматический нейтрал послужил основой рисунка, белый помог изобразить серо-белые облака с оттенками разной интенсивности, при помощи желтого с добавлением белого изобразила луну. Фиолетовый цвет помог приглушить свет луны и оттенить нависшие, наводящие страх облака. (фото №4 в Приложении)

В основу второго рисунка легло уникальное природное явление, которое не оставило равнодушным ни одного человека, наблюдавшего его поздно вечером 5 ноября 2023 года. Жители нашего региона были свидетелями уникального для наших широт явления – Северного сияния. Около 11 часов вечера розово-красные и зеленые отблески заиграли на небосводе, это красивые перемены, которые происходят в верхних слоях атмосферы нашей планеты.

Северное сияние возникает, когда отделившиеся от Солнца взвешенные частицы – солнечный ветер – сталкивается с частицами атмосферы Земли. После такого взаимодействия появляются волшебные переливы огоньков.

Поскольку цвета северного сияния очень насыщенные, сочные, я так же использовала гуашь разных цветов и оттенков. Основой послужил ахроматический нейтрал черный, переливы и отблески изобразила при помощи теплых желтого, красного, оранжевого, холодных оттенков зеленого. (Фото №5 в Приложении)

Третий рисунок я рисовала с фотографии Летний закат.

В отличии от двух предыдущих рисунков, летний закат выполнен в светлых холодно-теплых тонах без использования основы из ахроматического нейтрала черного. Посмотрите, какой выразительный пейзаж! На переднем плане огромные прибрежные впадины заполнены водами временно отступившего океана. Между ними россыпи золотого песчаного пляжа, уходящего вглубь водной стихии. Большущий великан погрузил свое, натруженное за день, тело в прохладную водную гладь, предвкушая тихий, спокойный сон. Вокруг все замерло, готовясь к встрече с новым днем. (Фото №6 в Приложении).

Четвертый рисунок я сделала на основе фотографии, снятой во время одного из наших путешествий по Пермскому краю, нашей малой родине. В конце августа прошлого лета мы с семьей посетили окраины Губахи, место, где проходили съемки фильма Сердце Пармы.

Крутой склон правого берега Косьвы порос высокой травой и молодыми белоствольными березами. Над всей этой первозданной красотой возвышается бревенчатый частокол со сторожевыми башнями. Близился вечер, солнце медленно пряталось за облака, превращая небо в загадочное полотно, охваченное золотисто-желтыми отблесками. Будто природа напоминала современникам о тех тяжелых сражениях, которые проходили на нашей земле много веков назад.

Чтобы создать этот рисунок мне понадобился светло-серый тон, созданный путем смешения ахроматических нейтралов белого и черного, а также холодного фиолетового, теплые оттенки желтого и коричневого. (Фото №7 в Приложении )

Заключение:

Таким образом, я создала четыре рисунка с опорой на ранее сделанные фотографии. Мне удалось нарисовать ночное небо во время полнолуния, ночное небо, освещенное Северным сиянием, летний золотистый закат ясного погожего дня и прозрачно-розовый закат облачного дня.

  • Все рисунки я выполняла гуашью, потому что:

- гуашь хорошо смешивается для создания оттенков, насыщенность оттенка легко поправить, добавив недостающий цвет, нейтрал или воду.

- при высыхании цвет гуаши приглушается, приближаясь к естественно-природным оттенкам.

- рисунок, изображенный гуашью, дольше сохраняет свое качество, если слои накладывать тоньше и жиже.

  • Создавая рисунки, я на практике закрепила теоретические знания основ цветоведения.

  • Фотографии, сделанные моими родителями, родственниками и друзьями помогли мне увидеть красоту и разнообразие огромного неба, раскинувшегося над нашими головами.

  • Фотографии и рисунки, сделанные на их основе, помогают развивать очень ценный навык – воображение, которое в будущем позволит находить креативные решения.

  • Своими рисунками мне удалось показать ребятам, что голубой и синий – это не единственные цвета, которыми можно изображать небо. Цветовая гамма на много шире и разнообразнее.

  • Я пришла к выводу, что акварельными красками работать сложнее, мне потребуется еще время для освоения техники работы с акварельными красками.

Словарь терминов

  1. Ахроматические нейтралыбелый, серые, черный. Они отличаются друг от друга только по светлоте. Между ярким (белым) и самым темным (черным) существует множество серых оттенков. Ахроматические цвета отсутствуют в спектре солнечного белого света и не являются цветами – это нейтралы

  2. Гуммиарабик бесцветное вещество, полученное из застывшего на воздухе сока определенных разновидностей акации, растущих в Австралии, Африке или Индии; хорошо растворяется в воде, образуя клейкий слабокислый раствор. Оно практически не имеет вкуса и запаха.

  3. Палитраэто набор цветов, используемых в дизайне или изобразительном искусстве.

  4. Пейзажжанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная либо в той или иной степени преображённая человеком природа

  5. Пигмент – это порошкообразные красящие вещества, придающие материалам непрозрачность, цвет.

  6. Светостойкостьэто способность пигментов или красителей сохранять свойства при воздействии света.

  7. Теплые цветаэто группа цветов, которые ассоциируются с теплотой, энергией, уютом и комфортом

  8. Холодные цветаэто цвета, которые относятся к группе «холодных» и включают в себя голубые, синие, зеленые, фиолетовые и серые тона. Такие цвета ассоциируются с прохладой, свежестью и спокойствием.

  9. Хроматический цвет – этовсе цвета, кроме черного, серого и белого

  10. Цветоведениеэто комплексная наука о природе цвета, ее свойствах и характеристиках, закономерности восприятия и различения цвета

  11. Цветовая гамма – это набор цветов, которые используются в дизайне для создания определенного эффекта или настроения. Она определяет, какие цвета будут использоваться в проекте и как они будут сочетаться между собой

Список литературы:

  1. Детская энциклопедия «Хочу все знать»

  2. Энциклопедия для детей: Искусство, часть 2 – М.Аванта+, 2019

  3. Энциклопедический словарь юного художника. Составители Н.И. Платонова, В.Д. Сонюков, М., Педагогика, 1983

  4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. Дрофа, 2015

  5. Миронова Л.Н. Цвет в изобразительном искусстве – 3-е издание Мн. Беларусь, 2005

  6. Цветоведение. Температура цвета. – FAMILY – Арт-студия г. Пермь

Приложение

Фото №1

Фото №2

Фото №3

Фото №4 - фото – мой рисунок

Фото №5 - фото – мой рисунок

Фото №6

Фото №7

Просмотров работы: 27