Внимание, или Как не попасть в ловушку

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Внимание, или Как не попасть в ловушку

Шкондина В.Д. 1
1МБОУ сош №6 г. Красный Сулин Ростовская область
Менжула Светлана Викторовна 1
1МБОУ сош №6 г. Красный Сулин Ростовская область
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Я, как и любой ребенок, люблю играть в разные игры: и настольные, и подвижные, и компьютерные – все одинаково увлекают. Однажды моя подруга предложила поиграть в игру и сказала, что я точно не смогу выиграть. Я не могла не ответить на этот вызов. Игра называется «Хочешь, я тебя запутаю?». Итак, суть игры в том, что ведущий вначале задает условие игры, в ходе игры игрок отвечает на высказывания/вопросы ведущего и в финале игры задается контрольный вопрос, на который нужно ответить в соответствии с условием игры, заданным в самом начале.

Пример:

Ведущий: Повторяй за мной

Ведущий: Дерево

Игрок: Дерево

Ведущий: Яблоко

Игрок: Яблоко

Ведущий: Лист

Игрок: Лист

Ведущий: Какого цвета крокодил?

Игрок: 1 вариант ответа - Какого цвета крокодил

2 вариант ответа - Зеленый

Если игрок ответит по 1 варианту, то он успешно справился с заданием, если ответил по второму варианту, то не справился и попал в ловушку.

Мне стало интересно, почему одни дети попадаются в ловушку, а другие – нет. Я предположила, что дети с высоким уровнем внимания успешно справляются с уловками ведущего, а у которых он низкий – попадают в ловушку.

Актуальность работы:

В современном мире, когда вокруг очень много отвлекающих факторов, (например, таких, как соцсети, гаджеты, многочисленные уличные мониторы, шум автомобилей) и мошенников, которые очень умело подгадывают, в какой именно момент подойти к своей жертве и именно как усыпить ее бдительность, очень важно понять, каким образом можно избежать неприятных и опасных для жизни ситуаций. Внимание очень важный аспект повседневной жизни. От уровня внимания зависит наша безопасность, эффективность работы и обучения. Если моя гипотеза подтвердится, то эту игру можно использовать как экспресс-тест уровня внимания человека.

Цель работы: узнать, что такое внимание, как можно измерить уровень внимания, выяснить есть ли связь между уровнем внимания и успешным прохождением игры с ловушкой.

Задачи:

  • выяснить, что такое внимание;

  • узнать какие есть методы для измерения уровня внимания;

  • измерить уровень внимания одноклассников;

  • исследовать влияние уровня внимания на результаты прохождения игры-ловушки.

Методы исследования: анализ информационных ресурсов, сравнение, опрос, тестирование, обобщение.

Объект исследования: внимание одноклассников.

Предмет исследования: влияние уровня внимания на результаты игры-ловушки.

Гипотеза: высокий уровень внимания является ключевым фактором победы в игре-ловушке.

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятие термина внимание

Перед контрольной работой мама всегда дает мне наставление быть внимательной. Быть внимательной в моем понимании – значит сосредоточиться на выполнении конкретного упражнения и не отвлекаться на какие-либо факторы, не относящиеся к этому упражнению. Верно ли мое понимание термина «внимание» мне поможет определить внимательный ученик и существующие определения «внимания».

Давайте представим себе ученика, который внимательно выполняет упражнение, и на его примере попробуем проиллюстрировать, что такое внимание.

Для того чтобы понять, что означает внимание, обратимся к научной литературе.

Начнем с происхождения слова «внимание». В этимологическом [1] словаре Г.А. Крылов указывает, что слово внимание является заимствованным из старославянского слова и образовано от вънимати – "слушать", произведенного с помощью приставки вън ("в") и глагола имати — "брать”. [2]

Слово вънимати (вън-имати) буквально означало «вбирать, принимать внутрь, воспринимать».

В средневековых книжных текстах это слово означало «воспринимать слухом, зрением, умом». Если человек сосредоточенно к чему-то прислушивался, или наблюдал за чем-либо, или что-то напряженно обдумывал – все перечисленные действия, как по отдельности, так и вместе, можно было обозначить глаголом внимати [3].

А теперь вернемся к нашему ученику. Внимательный ученик – это ученик, который воспринимает слухом, зрением, мышлением условие выполнения упражнения.

В толковом словаре Ожегова дано следующее определение слова «внимание»:

ВНИМА́НИЕ, -я, ср. 1. Сосредоточенность мыслей или зрения, слуха на чём-нибудь [4].

Согласно данному толкованию мы можем сказать, что внимание – это деятельность ученика по удержанию своих мыслей, зрения или слуха на выполнении упражнения.

В психологии вниманием называют направленность и сосредоточенность индивида на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального [5].

Наш ученик направляет свой ум, зрение, слух на выполнение упражнения, не отвлекаясь на все остальное, например, на соседа по парте, на звуки шума, доносящиеся из коридора.

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что внимание – это избирательная направленность восприятия на конкретную деятельность или объект, игнорируя все остальное. А также можно сделать вывод, что мое понимание термина верное.

1.2 Свойства внимания.

Для того, чтобы понять, связаны ли провалы в игровой ловушке моих одноклассников с их вниманием, надо узнать, как можно измерить внимание.

Психологи говорят, что охарактеризовать внимание человека словами «хорошее» или «плохое» нельзя. Такая характеристика будет некорректной, так как существуют различные проявления качества внимания. Поэтому, и характеризовать внимание человека нужно с разных сторон.

Чаще всего мы, ученики, слышим от взрослых (родителей и учителей) «сосредоточьтесь на выполнении упражнения».

То есть внимание характеризуется тем, насколько оно сильно, напряженно, насколько сконцентрировано на объекте (выполнении упражнения), насколько ученику удается отвлечься от посторонних раздражителей (сосед по парте, посторонний шум). Соответствующее свойство называют сосредоточенностью внимания.

Но важно не только то, как сильно ученик сконцентрирован на выполнении упражнения, но и то, как долго ученик может удерживать внимание. Ведь для выполнения упражнения необходимо затратить некоторое время. Соответствующее свойство называют устойчивостью внимания.

Важно оценить внимание и с точки зрения его широты – насколько широко охватывает оно предметы и явления. Соответственно, различают такие два свойства внимания, как его объем и распределение.

Объем внимания – это количество объектов, которые человек может одновременно и отчетливо воспринимать [6]. Объем внимания обычно колеблется от 4 до 6 объектов у взрослых, у школьников от 2 до 5 в зависимости от возраста.

Распределение внимания — это способность человека удерживать внимание одновременно к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними [7]. То есть это умение одновременно выполнять две (или более) различные деятельности.

Например, ученик внимательно выполняет упражнение и следит, чтобы его сосед не списывал у него.

Важно знать, насколько гибко внимание, как быстро оно может переключаться с одного объекта на другой.

А теперь представьте ученика, который хочет списать у своего соседа. Дана контрольная работа, варианты у соседей по парте разные, алгоритмы решения задач одинаковы, а данные разные. Наш хитрый ученик сначала смотрит в тетрадь соседа, чтобы понять, как решить задачу, потом переключает внимание на свое условие задачи и пытается применить к ней алгоритм решения, подсмотренный у соседа.

В психологической литературе различают пять свойств внимания:

сосредоточенность,

устойчивость,

объем,

распределение,

переключение.

Для того, чтобы дать характеристику вниманию, необходимо исследовать каждое его свойство.

1.3 Методы диагностики внимания

Диагностика состояния внимания осуществляется с помощью методик, оценивающих отдельные свойства внимания.

Для изучения объема внимания используются две группы методов:

1) основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур;

2) основанные на отыскивании чисел.

В первом случае для проведения диагностики необходимы тахистоскоп, экран и набор диапозитивов [Приложение 1]. На экран проецируют изображение или слова, а вам нужно как можно быстрее его осознать и отреагировать - нажать кнопку или запомнить.

При изучении объема внимания методикой отыскивания чисел используются таблицы с расположенными вразброс числами (одно и двухзначными) [Приложение2]. Необходимо как можно быстрее отыскать и назвать (или записать) все числа в порядке возрастания. Для определения объема внимания используется косвенный показатель – скорость работы с таблицей [8].

Устойчивость внимания изучается в процессе длительной зрительно напряженной работы. Наиболее распространенным методом диагностики являются различные корректурные таблицы [Приложение3]. В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель.

Для изучения концентрации внимания используют различного рода корректурные таблицы (цифровые, буквенные, с кольцами Ландольдта, с простейшими геометрическими фигурами), в которых требуется в течение 5- 10 минут отыскивать и вычеркивать заданные знаки. Показателем хорошей концентрации при этом выступает минимальное количество допущенных ошибок. Второй способ диагностики концентрации внимания основан на прохождении лабиринтов и тест перепутанных линий [Приложение 4].

При исследовании распределения и переключения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Одной из самых распространенных методик диагностики этих свойств является методика «числового квадрата» [Приложение 5]. В квадрате с 25 клетками в случайном порядке расположены числа от 1 до 40. 15 чисел пропущены. Обследуемый должен зачеркнуть в числовом ряду числа, отсутствующие в квадрате. Время на работу – 1,5 минуты. При обработке подсчитывается количество правильных или неправильных ответов (пропуск, исправление — ошибка).

Проведенный сбор информации по методикам диагностики свойств внимания показал следующее: существуют многочисленные методы оценки внимания, но в основном эти методы имеют схожую организацию опыта. В работе я использовала основные подходы к изучению внимания, остальные методики являются их модификациями.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Ловушка для невнимательных одноклассников

Мне очень нравится играть с друзьями в словесную игру с уловкой. Часто в конце такой игры игрок отвечает неправильно на простой вопрос, а потом, когда ему об этом сообщают, не понимает, как так могло случиться.

Я провела опрос среди своих одноклассников, в ходе которого определила, кто попался на мою уловку, а кто нет [Приложение 6]. Результаты прохождения игры представлены в виде таблицы [Приложения 7,8].

Я предположила, что успехи и провалы в такой игре связаны с внимательностью опрашиваемого человека. Для проверки этого утверждения я провела несколько тестов с моими одноклассниками на определение уровня их внимания.

2.2 Диагностика уровня внимания моих одноклассников

Для диагностики концентрации внимания был выбран тест с перепутанными линиями. Испытуемым были розданы материалы с 10 перепутанными линиями [Приложения 9а, 9б]. Задание: необходимо проследить мысленно взором траекторию каждой линии слева направо и определить, где она кончается. Там, где она заканчивается, проставить ее номер. При окончании теста фиксировалось время, затраченное на его выполнение.

Вариант Рея - тест с 10 линиями для детей предлагает следующую интерпретацию тестов исходя из количества ошибок и потраченного времени на тест.

Высокий уровень устойчивости внимания - 10 правильных ответов при времени выполнения до 1 минуты 20 секунд (80 секунд).

Средний уровень устойчивости внимания - 8 - 10 правильных ответов за время до 2 минут, или 120 секунд.

Низкий уровень устойчивости внимания - 0 - 7 правильных ответов независимо от времени, или 8-10 правильных ответов за время более чем 120 секунд.

Результаты теста показали, что у 2 моих одноклассников высокий уровень концентрации внимания (13% испытуемых), у 5 – средний уровень (34%). У большей части учеников диагностирован низкий уровень концентрации внимания - 53% испытуемых [Приложения 10, 11]. Стоит отметить, что один из учеников, который показал низкий результат, был сильно расстроен в начале теста, что могло отразится на его результатах, так как внимание связано с эмоциями.

Сопоставив результаты теста «перепутанные линии» с результатами игры-ловушки, я пришла к выводу: мое предположение о том, что уровень внимания является ключевым фактором успешности прохождения игры, не подтвердилось [Приложение 12]. В ходе исследования я выявила 67 % несовпадений итогов игры с итогами теста согласно моей гипотезе.

У 7 из 9 испытуемых, которые правильно ответили на контрольный вопрос игры, выявился низкий уровень внимания. У 4 из 6 испытуемых, которые неправильно ответили на контрольный вопрос игры, выявился высокий и средний уровни внимания.

Далее одноклассникам было предложено 4 таблицы Шульте. Испытуемые отыскивали и показывали числа в порядке их возрастания, я фиксировала время, затраченное на прохождение каждой таблицы [Приложение 13]. Анализ результатов прохождения учениками 3 класса данного теста показал, что из числа тех учеников, которые неправильно ответили на контрольный вопрос игры, только у одного низкий показатель объема внимания, у остальных высокий.

Можно предположить, что дети, которые неправильно ответили на контрольный вопрос, быстро устают, и у них снижается уровень внимания. Но результаты теста, представленные графически, наглядно опровергают и эту версию [Приложения 14,15]. У 3 учеников из 6 неправильно ответивших на контрольный вопрос игры-ловушки эффективность работы не снижается, у 2 примерно на одном уровне, у 1 ученика время, требуемое для прохождения теста, увеличилось, т.е. эффективность работы снизилась.

Для оценки объема распределения и переключения внимания одноклассникам был предложен тест «Числовой квадрат». Анализ результатов теста показал, что только 1 ученик справился с заданием и показал высокий уровень переключения внимания, этот ученик правильно ответил на контрольный вопрос игры [Приложение 16]. Все остальные допустили большое количество ошибок, что не позволяет выявить закономерности между прохождением игры и внимательностью.

Вывод. В ходе проведенного исследования не удалось подтвердить мою гипотезу о том, что успешное прохождение игры с ловушкой зависит от внимания. Возможно, для того, чтобы выявить причины побед и поражений в этой игре, нужно оценивать не только внимание играющих, но и уровень эрудиции, и социальную адаптацию.

Также на результаты тестов могло повлиять эмоциональное состояние одноклассников: кто-то был в плохом настроении после неприятного разговора с родителями, кто-то боялся, что эти тесты повлияют на оценки, кому-то сложно было понять правила прохождения тестов. Эти факторы и другие неучтенные могли быть причиной, по которой не удалось выявить закономерности между вниманием и результатом игры.

Заключение

В психологии вниманием называют направленность и сосредоточенность человека на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Когда я играла с одноклассниками, родителями, родственниками в вышеописанную игру с ловушкой, я поражалась, как легко люди попадались на мою уловку, и потом на их лицах появлялось удивленное выражение, они не могли поверить, что так легко попались в ловушку.

Конечно, самым логичным объяснением этих поражений, по моему мнению, было то, что мои игроки были невнимательны.

Однако, результаты исследования не подтвердили моего мнения. Наверное, не так все просто, как мне кажется.

Возможно, для того, чтобы выявить причины побед и поражений в этой игре, нужно оценивать не только внимание играющих, но и их память, уровень их эрудиции и социальную адаптацию.

Также на результаты тестов могли повлиять эмоциональное состояние одноклассников, кто-то был в плохом настроении после неприятного разговора с родителями, кто-то боялся, что эти тесты повлияют на оценки, кому-то сложно было понять правила прохождения тестов. Эти факторы могли стать причиной, по которой не удалось выявить закономерности между вниманием и результатом игры.

Подводя итог проделанной работы, могу сказать, что все поставленные мною задачи, выполнены.

В ходе работы удалось на конкретном примере проиллюстрировать, что такое внимание.

Сбор информации по методикам диагностики внимания позволил выделить основные подходы к изучению внимания. Ведущие методы были использованы мной для изучения уровня внимания моих одноклассников.

Взаимосвязь уровня внимания с результатами игры-ловушки выявить не удалось. Зато, я теперь знаю, что у меня в классе учится мальчик, который может взять себя в руки и проявить невероятную силу концентрации и самоконтроля. Кроме того, некоторые из упражнений на внимание дети стали использовать после эксперимента.

Я хочу продолжить своё исследование, и, может быть, мне удастся выявить какую-то закономерность. Возможно даже, я когда-нибудь совершу открытие в этой области!

Список источников

  1. Большая российская энциклопедия 2004-2017гг.- Главный редактор: Кравец С. Л. [Электронный ресурс] URL: https://old.bigenc.ru/ (дата обращения 25.10.2023г.)

  2. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. – М.: ИД «Форум»: ИНФА-М, 2013. – 288 с.: ил.

  3. Кирдяшкина, Т.А. Методы исследования внимания. (Практикум по психологии): учебное пособие. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1999 – 72 с.

  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  5. О словах «внимать» и «внимание» [Электронный ресурс] URL: https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/o-slovah-vnimat-i-vnimanie/ (дата обращения 01.11.2023г.)

  6. Таблицы Шульте: тренировка внимания, памяти и скорочтения Электронный ресурс] URL: https://impsi.ru/testy/tablicy-shulte-trenirovka-vnimanija-pamjati-i-skorochtenija/?ysclid=lrambt4m8743346596 (дата обращения 15.11.2023г.)

  7. Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с. Составитель Г.А. Крылов

Приложение 1

Д иагностика объема внимания при помощи тахитоскопа.

Приложение 2

Диагностика объема внимания, таблица Шульте

Приложение 3

Корректурная проба

Приложение 4

Перепутанные линии.

Приложение 5

Числовой квадрат

Приложение 6

О
бсуждаем с одноклассницами в результаты игры «Хочешь я тебя запутаю»

Приложение 7

Результаты прохождения игры-ловушки

Ученики

Результат игры: попался/не попался

Ученик 1

нет

Ученик 2

да

Ученик 3

нет

Ученик 4

нет

Ученик 5

да

Ученик 6

нет

Ученик 7

нет

Ученик 8

нет

Ученик 9

нет

Ученик 10

да

Ученик 11

да

Ученик 12

да

Ученик 13

нет

Ученик 14

да

Ученик 15

нет

Приложение 8

Результаты игры-ловушки в процентном соотношении.

Приложение 9а, 9б

Проведение теста «Перепутанные линии»

Приложение 10

Результаты теста «перепутанные линии»

Имя испытуемого

Количество правильных ответов

Время, затраченное на прохождение теста в сек.

Уровень концентрации

Ученик 1

8

136

низкий

Ученик 2

10

109

средний

Ученик 3

7

80

низкий

Ученик 4

9

223

низкий

Ученик 5

10

91

средний

Ученик 6

8

215

низкий

Ученик 7

8

118

средний

Ученик 8

8

139

низкий

Ученик 9

10

70

высокий

Ученик 10

8

120

средний

Ученик 11

6

151

низкий

Ученик 12

9

280

низкий

Ученик 13

8

66

средний

Ученик 14

10

80

высокий

Ученик 15

7

101

низкий

Приложение 11

Результаты теста «перепутанные линии» в процентном соотношении

Приложение 12

Сравнение результатов теста «перепутанные линии» с результатами игры-ловушки

Имя испытуемого

Результат игры: попался/не попался

Уровень концентрации

Подтверждение моей гипотезы

Ученик 1

нет

низкий

-

Ученик 2

да

средний

-

Ученик 3

нет

низкий

-

Ученик 4

нет

низкий

-

Ученик 5

да

средний

-

Ученик 6

нет

низкий

-

Ученик 7

нет

средний

+

Ученик 8

нет

низкий

-

Ученик 9

нет

высокий

+

Ученик 10

да

средний

+

Ученик 11

да

низкий

+

Ученик 12

да

низкий

+

Ученик 13

нет

средний

-

Ученик 14

да

высокий

-

Ученик 15

нет

низкий

-

Приложение 12

Т
естирование учеников 3 «А»

Приложение 13

Результаты тестирования одноклассников по таблицам Шульте [9]

ФИО

время прохождения таблицы № 1

время прохождения таблицы № 2

время прохождения таблицы № 3

время прохождения таблицы № 4

Среднее время прохождения

Баллы

Ученик 1

34

33

27

44

34,5

5

Ученик 2

58

75

45

58

59

3

Ученик 3

76

65

66

71

69,5

2

Ученик 4

66

62

48

61

59,25

3

Ученик 5

37

35

43

38

38,25

5

Ученик 6

44

59

35

52

47,5

4

Ученик 7

48

42

49

45

46

4

Ученик 8

35

37

38

44

38,5

5

Ученик 9

40

43

43

34

40

5

Ученик 10

46

38

40

62

46,5

4

Ученик 11

37

48

46

39

42,5

5

Ученик 12

36

32

35

38

35,25

5

Ученик 13

65

88

81

79

78,25

1

Ученик 14

47

44

61

66

54,5

4

Ученик 15

44

44

49

44

45,25

5

1ЭТИМОЛО́ГИЯ (греч. ἐτυμολογία, от ἔτυμον – истина, основное значение слова и …логия), 1) раздел языкознания (наука о языке), изучающий происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.[Большая российская энциклопедия 2004-2017гг. Главный редактор: Кравец С. Л.]

2 Этимологический словарь русского языка. - СПб.: ООО «Полиграфуслуги», 2005. — 432 с. Составитель Г.А. Крылов

3 https://rus-et.ru/istoriya-yazyka/etimologiya/o-slovah-vnimat-i-vnimanie/

4 С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

5 Н.С. Ефремова. Основы общей психологии: учебник

6 Н.С. Ефремова. Основы общей психологии: учебник

7 Н.С. Ефремова. Основы общей психологии: учебник

8 Кирдяшкина Т.А. - Методы исследования внимания. (Практикум по психологии); Учебное пособие. - Челябинск: .Изд. ЮУрГУ, 1999 - 72 с.

9 Перевод показателей объема внимания в шкальные оценки произведен по материалам интернет ресурса: https://impsi.ru/testy/tablicy-shulte-trenirovka-vnimanija-pamjati-i-skorochtenija/?ysclid=lrambt4m8743346596

Просмотров работы: 13