Насекомые нашего двора

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Насекомые нашего двора

Горбунов Д.С. 1
1Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Хабаровска «Детский экологический центр «Косатка»
Донец О.Ю. 1
1МАУ ДО ДЭЦ «Косатка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Насекомые являются самыми многочисленными и разнообразными представителями животного мира на нашей планете. Они играют важную роль в экосистеме, выполняя функции опылителей растений, регуляторов численности других организмов, а также в качестве пищи для многих видов животных.

Мы живем в доме с достаточной большой территорией и каждый раз при посадке огорода, уборке территории, да и просто прогулке, я сталкивался с разными видами насекомых. Многие из них постоянно живут в нашем дворе, строят дома и выводят потомство (муравьи, жужелицы, хрущи, медведки и др), а кто-то прилетает к нам погостить (бабочки, стрекозы).

Меня заинтересовала, а сколько видов насекомых у меня бывает во дворе за сезон? Я решил провести исследование.

Исследование проводилась в период с мая месяца по конец октября.

Предмет исследования – насекомые моего двора

Объект исследования: приусадебный участок нашего дама.

Цель работы: изучиние видовое разнообразие насекомых, обитающих на территории нашего двора.

Задачи работы:

  1. Изучить по литературным источникам жизнедеятельность насекомых.

  2. Изучить методы исследования насекомых и применить их на практике.

  3. Провести наблюдения за насекомыми нашего двора.

  4. Составить список видового разнообразия насекомых нашего двора.

  5. Проанализировать и систематизировать полученные результаты наблюдения.

Методы исследования: метод кошения, ловли в воздухе; техника извлечения насекомых из сачка; метод ловушек-суток; анализ литературы и научных источников по теме исследования; сбор материалов; наблюдение; описание; обобщение и систематизация данных, полученных в ходе исследования.

  1. Класс Насекомые

    1. Общая характеристика насекомых.

Класс Насекомые представляют собой самую многочисленную группу в составе типа членистоногих. Известно около 1 млн видов этих животных. Насекомые распространены повсеместно и встречаются во всех экосистемах, кроме морей и океанов.

Тело насекомых окружено хитиновым покровом, содержащий пигменты, которые определяют окраску насекомого. Рост сопровождается линьками — периодическим сбрасыванием кутикулы. Взрослые насекомые называется имаго, они не растут и не линяют.

Изнутри к покровам прикреплены мышцы. У насекомых они поперечнополосатые, способные к очень высокой частоте сокращений. Мышечная система позволяет насекомым совершать разнообразные сложные движения.

Отделы тела: голова, грудь и брюшко. Три пары ходильных ног. Одна пара усиков. Глаза сложные и простые.

Дышат трахеями. Есть внешние отверстия — дыхальца. Кровеносная система незамкнутая. Кровь не участвует в газообмене. Пищеварительная система состоит из переднего, среднего и заднего отделов кишечника. Развита мускулатура желудка — способствует дополнительному перетиранию пищи.[13]

Размножение: Насекомые — раздельнополые животные, иногда с выраженным половым диморфизмом. У многих видов наблюдается сложное половое поведение: брачные «танцы» или полёты, схватки самцов, подношения «подарка» (добычи) самке. Оплодотворение внутреннее. Некоторые (пчёлы, тли, палочники) способны к партеногенезу (когда самки могут откладывать яйца при отсутствии самцов). Насекомые откладывают яйца, реже наблюдается яйцеживорождение — выход личинки из яйца в момент откладывания его самкой. [14]

По типу развития насекомых подразделяют на две группы.

Насекомые с полным превращением проходят в жизненном цикле четыре стадии развития: яйцо, личинка, куколка, взрослое насекомое. Личинки в этом случае обычно имеют червеобразную или гусеницеобразную форму, а личинка в последней стадии развития превращается в куколку — покоящуюся форму (малоподвижную, не способную питаться), внутри которой происходит перестройка организма. Из куколки выходит взрослое насекомое, абсолютно не похожее на личинку.

Насекомые с неполным превращением проходят в жизненном цикле три стадии развития: яйцо, личинка, взрослое насекомое. Личинка у таких насекомых похожа на взрослую особь, но отличается от неё недоразвитием половой системы и крыльев. В последнюю линьку образуются развитые крылья, и появляется взрослое насекомое. [14]

    1. Роль насекомых в природе, их практическое значение.

Насекомые составляют значительную долю наземной фауны и встречаются во всех районах суши, в том числе в пустынях, высоко в горах и в полярных районах, они очень сильно влияют на растительный и животный мир Земли.

Существование многих насекомых тесно связано с жизнью растений, так как они потребляют живые растения: корни, стебли, листья, плоды, семена. При массовом размножении насекомые уничтожают или повреждают растения на огромных территориях.

Приносят большую пользу растениеводству как опылители цветковых растений. В ходе эволюции выработалась взаимная приспособленность между многими видами насекомых и цветковыми растениями (у растений имеются различные приспособления для опыления их определенными видами насекомых, а у насекомых длина и форма хоботка строго соответствуют строению цветков тех растений, которые они опыляют).

Являются разрушителями отмерших частей растений. Многие взрослые формы и их личинки, обитая в земле, роя ходы и разрыхляя землю, ускоряют образование перегноя.

Многие позвоночные (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие) питаются насекомыми, находящимися на различных стадиях развития. Велико и эстетическое значение насекомых. [15]

Изучив литературу про насекомых можно сделать вывод, что насекомые играют ключевую роль в природе и имеют важное практическое значение для человека. Они опыляют растения, способствуют разложению органических остатков, являются пищей для многих животных и даже участвуют в формировании почв. Некоторые насекомые, такие как пчелы и шелкопряды, дают ценные продукты - мед, воск, шелк. Также насекомые являются вредителями сельскохозяйственных культур, переносчиками болезней и паразитов. Изучение насекомых помогает лучше понять их роль в экосистемах и разрабатывать методы борьбы с вредителями.

2. Результаты исследования

2.1 Расположение объекта исследования.

Местом исследования я выбрал территорию приусадебного участка нашего дома. который расположен в севера-восточной части города Хабаровска по переулку Мажерный д 7, в коттеджном поселке на окраине города. С левой стороны от дома коттеджный поселок до автомобильной трассы, ведущей в поселки и села. С правой стороны продолжение коттеджного поселка переходящего в лесной массив, расположенный на скалистой сопке, у подножья которой протекает река Амур. С севернее нашего дома дачи далее Воронежский лес, а с юга частный сектор и город Хабаровск (см приложение№1)

Добраться до него можно автобусами № 8, 35, 47, 114.

Территория приусадебного участка составляет 12 соток, почвенный покров ровный, из которых, наш дом занимает полторы сотки. Из построек на участке есть теплицы и беседка. Летом мы ставим бассейн.

Климат Хабаровска находится под влиянием Евроазиатского материка и Тихого океана и носит муссонный характер. Зимние ветры, дующие с материка, приносят холодный и сухой воздух, а летние ветры с Тихого океана - облачную и дождливую погоду. Зима малоснежная, холодная, лето - жаркое и влажное. Из-за соседства с самым холодным районом Северного полушария и проникновения морского воздуха с полуполярного Охотского моря климат города более суров, чем климат территорий, расположенных на тех же широтах в европейской части России. [11]

Средняя скорость ветра в Хабаровске на высоте 10 м составляет 4,1 м / сек, на берегу Амура - 5,1 м / сек. Колебания средних скоростей ветра из года в год составляют в среднем 0,6 м / сек. Наибольшие скорости ветра летом не превышали 24 м / сек, а зимой 34 м / сек. Зимний период в Хабаровске наиболее продолжительный из всех сезонов года. Длится он в среднем 137 дней. Самый холодный месяц в году - январь. Лето в Хабаровске наступает в первых числах июня и продолжается три месяца.

Циклоны, выходящие на бассейн Амура с запада и юго-запада, вызывают сильные дожди. Дождевые паводки являются основной фазой внешнего режима реки.[11]

2.2. Методика изучения насекомых.

Из книжек о насекомых, я узнал, о разных приспособлениях для сбора насекомых. Поэтому мы купили лупу, бинокуляр и приобрели в зоомагазине самый большой аквариумный сачок и приделали с папой к нему длинную и крепкую ручку из легкой алюминиевой рейке, тем самым удлинив ручку. С помощью такого сочка я ловил насекомых с чаще траве, а еще в кустах и ветвях деревьев.

Для изучения насекомых, мы использовали следующие методы:

Метод «Кошение» выполняли при помощи нашего сочка. Взяв сочок в руку за конец палки, я махал им по траве или кустам то в право, то налево и обратно, и так несколько раз. Потом проверял что попалось в сачок. Аккуратно вытряхивая содержимое сачка в специально заготовленную банку.

Некоторых насекомых мне удавалось поймать в воздухе. Видя как мимо пролетало какое-нибудь не известное мне насекомое, я сачком быстро проводил в воздухе, захватывая в мешок летящее насекомое. Затем быстро поворачивал сачок так, чтобы мешок перекинулся через обруч и извлекал насекомое.

Некоторых насекомых в основном это представители жесткокрылых (жуки, клопы, божьи коровки и т.п), а собирал ручным сбором или при помощи банки ловушки. Обычная небольшая стеклянная банка с крышкой, в которую я накидал немного бумаги туалетной, предварительно порвав ее на небольшие кусочки, чтоб пойманные животное могли зацепиться за бумагу и спрятаться друг от друга.

Для поимки почвенных насекомых я использовал ловушки-суток. Банки из под тушенки и использованные одноразовые бумажные стаканчики наполненные небольшим количеством воды, я вкапывал в разных метах своего участка, с веру прикрывая ловушку, корой или камнем. А через сутки проверял кто же у меня попался.

Мы старались фотографировать всех встреченных, пойманных нами насекомых, но, к сожалению, не всегда это удавалось сделать, чтоб фото было четких и насекомое хорошо было видно.

Пойманных насекомых мы определяли с помощью определителя в книжке, по картинкам. Насекомых, которых мы не могли распознать определяли их по фото на месте телефоном с помощью программы Google «найти фото» и через поиск, сравнивая фото с описанием и внешним видом насекомого. А еще мы ходили в краеведческий музей им Гродеково г Хабаровска и там по их коллекциям насекомых сверяли с нашими результатами. (см приложение 2)

2.3 Видовой состав насекомых нашего двора

В результате использованных мною методов нами составлен список насекомых нашего двора. В данный список вошли все встреченные нами насекомые на нашем приусадебном участке, не только которые постоянно проживают у нас на территории, но и временно случайно залетающие к нам в ограду.

  1. богомол обыкновенный, в

  2. хвостатый кузнечик, п

  3. певчий кузнечик, п

  4. чернополосая кобылка, в

  5. стрекоза коромысло, в

  6. лютка, в

  7. медведка, п

  8. уховертка, п

  9. клоп ягодный, п

  10. зеленый древесный клоп, п

  11. щавелевый клоп, в

  12. фиолетовая жужжалица, п

  13. хрущ мраморный , п

  14. обыкновенный (дальневосточный) хрущ, п

  15. золотистая бронзовки, п

  16. мягкотелка, в

  17. двухточечная коровка, в

  18. четырехпятнистая коровка,в

  19. семиточечная коровка,в

  20. божья коровка 24-х точечная или картофельная коровка,п

  21. удивительная божья коровка, в

  22. жук-долгоносик, в

  23. Отряд чешуекрылые. Бабочки Хвостаносец Маака , в

  24. Махаон линаус,в

  25. Боярашница,в

  26. Сем белянки,в

  27. Сем нимфалида,в

  28. Сем голубянки,в

  29. Дневной павлиний глаз,в

  30. Крапивница,в

  31. Сем парусников,в

  32. Шмель, п

  33. Пчела,в

  34. Оса, в

  35. Шершень, в

  36. Отряд двукрылые или мухи. Семейство Падальные мухи, в

  37. Синяя падальная муха, в

  38. Муха Обыкновенная зелёная падальница,в

  39. Семейство Журчалки обыкновенное пчеловидка, в

  40. Комар малерийный, в

  41. Комар альбопиктус, в

  42. Комар кусака, п

  43. Муравьи мамрика, п

  44. Муравьи красные, п

  45. Муравьи черные, п

За время проведения исследования нами встречено и зафиксирована 45 вида насекомых, из них 16 видов проживают постоянно на нашей территории (п - постоянно), питаются и размножаются (больше всего муравьев, жужжалец, комаров кусака, уховерток и кузнечиков) остальные 29 видом просто прилетают к нам на территорию в поисках пищи (в - временно). Самыми редкими являются бабочки

Выводы:

1. Изучил жизнедеятельность насекомых по литературным источникам.

2. Изучил методы исследования насекомых и применил их на практике.

3. Провел наблюдения за насекомыми в своем дворе.

4. Составил список видового разнообразия насекомых нашего двора.

5. На территории нашего двора зафиксирована 45 вида насекомых.

6. Постоянно проживают на нашей территории 16 видов, питаются и размножаются (больше всего муравьев, жужжалец, комаров кусака, уховерток и кузнечиков) остальные 29 видом временно прилетают к нам на территорию в поисках пищи.

5. Насекомые играют важную роль в поддержании равновесия экосистем.

Условия окружающей среды влияют на жизнь насекомых и их взаимодействие друг с другом.

В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение за насекомыми нашего двора:

  1. Использовать новые методы изучения (свет ловушки и гаустер

  2. Изучить не только видовое разнообразие, но и количественное

  3. Составить атлас определитель насекомых с нашими фото.

Заключение

В данной исследовательской работе мы рассмотрим особенности насекомых, обитающих в нашем дворе, их разнообразие, условия жизни и взаимодействие друг с другом.

В ходе исследования были выявлены основные виды насекомых, проживающих на территории двора: муравьи, бабочки, пчелы, осы, божьи коровки, мухи, комары. Каждый вид имеет свои особенности питания, размножения, поведения, что обусловлено их эволюцией в различных экологических нишах.

Условия окружающей среды оказывают значительное влияние на жизнь насекомых: температура, влажность, наличие пищи, наличие укрытий. Так, в условиях нашего двора насекомые успешно адаптировались к местным условиям и занимают разнообразные экологические ниши.

Значимость насекомых для экосистем очень велика: они являются опылителями растений, регулируют численность других организмов и служат пищей для многих видов. Однако, деятельность человека может оказывать негативное воздействие на насекомых, например, использование пестицидов или изменение ландшафта.

Литература

  1. Большая энциклопедия животных. Издательство « ОЛМА-ПРЕСС » , Москва, 1999г.

  2. Захаров В.Б. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа,2009

  3. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М.: Просвещение,1991

  4. Мариковский П.И. Юному энтомологу. Москва «Детская литература», 1978г, с.207

  5. Новая энциклопедия для любознательных. – М.: ЗАО « РОСМЭН-ПРЕСС » , 2007г.

  6. Панфилов Д.В. В мире насекомых. Издательство «Лесная промышленность». Москва, 1969г, с.128

  7. Панфилов Д.В. В мире насекомых. – М.: Просвещение,1972

  8. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2000

  9. Сочивко А.В., Каабак Л.В. Определитель бабочек России. Дневные бабочки, -- М.: Мир инцеклопедий. Аванта+.Астрель. 2012. – 320с.с ил.

  10. Травина И.В. Насекомые/ Науч.-поп. изд. – М.: РОСМЭН, 2019г. – 96с.: ил – (Детская энциклопедия РОСМЭН)

  11. ЭГБО в школах Хабаровского края /Приложение к информационному буллетеню Кометета общего образования администрации Хабаровского края/ Выпуск № 4, 1999 с 21-37.

  12. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. – М.: Аванта+ , 2001

нтернет ресурсы, ссылки:

  1. [https://oblakoz.ru/conspect/488395/obschaya-harakteristika-nasekomyh

  2. https://foxford.ru/wiki/biologiya/klass-nasekomye?utm_referrer=https%3A%2F%2Fwww.yandex.ru%2F

  3. https://studfile.net/preview/9785827/page:23/

Приложение

Приложение№1

Приложение №2 Краеведческий музей им. Гродеково г. Хабаровска

Приложение№ 3

Просмотров работы: 18