ЧИСТОТА НА МОЕЙ УЛИЦЕ. ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ЧИСТОТА НА МОЕЙ УЛИЦЕ. ЧТО Я МОГУ СДЕЛАТЬ С МУСОРОМ

Тупицин А.А. 1
1МБОУ Лицей 11 филиал
Ткачук Л.Г. 1
1МБОУ Лицей 11 филиал
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

На уроках окружающего мира мы говорим о различных экологических проблемах. Одна из важных проблем – проблема мусора. Эта тема заинтересовала нас и стала предметом нашей работы.

Каждый день мы ходим в школу, гуляем по улицам города Челябинска, ходим в наш реликтовый бор, играем на детской площадке и видим картину, которая нас ужасает. Всюду лежат пустые бутылки из-под сока, лимонада, пива, бумаги, пакеты и многое другое.

У нас в школе проходят мероприятия на экологическую тему, субботники. Эта тема меня заинтересовала и стала объектом моей исследовательской работы.

Актуальность: проблема утилизации мусора актуальна во всем мире. Люди думают о том, как решить эту проблему, и мы не исключение. Мы сталкиваемся с мусором на улицах нашего города, на берегу реки, в лесу.

Гипотеза: бытовые отходы загрязняют экологическую обстановку города Челябинска. Попробуем предложить, как знание и применение раздельного сбора мусора могут повлиять на окружающую среду среди жителей нашего дома. Мы предположили, что, если люди будут больше знать о раздельном сборе и каждый начнет сознательно и целенаправленно бороться с ним, это улучшит общую картину экологического загрязнения.

Цель работы: раскрыть проблему мусора в городе Челябинске по ул. Лесопарковая 8, узнать о вреде мусора и способах его утилизации, предложить пути решения этой проблемы, рассмотреть, как поможет раздельный сбор мусора улучшить экологическую ситуацию в нашем дворе.

Задачи:

  • Рассмотреть, какие бывают виды отходов;

  • описать влияние отходов на окружающую среду;

  • провести опрос среди жителей моего дома и учеников в классе на предмет раздельного сбора мусора;

  • разработать дополнительную табличку «раздельный сбор мусора на территории дома и детской площадке»;

• убедить ровесников и взрослых не вредить окружающей среде;

• воспитывать в себе и других бережное отношение к природе;

Предмет исследования: мусор и отходы.

Объект исследования: ситуация с мусором в городе Челябинск по адресу ул. Лесопарковая 8.

Методы: изучение литературы и интернет –источников,поисковый анализ, анкетирование, сравнение, эксперимент, наблюдение, обобщение.

Продукт: исследовательская работа, фотографии, презентация.

Практическая значимость полученных мной результатов заключается в возможности использования их на уроках биологии, внеклассных мероприятий по защите окружающей среды и классных часах по экологии.

Глава I. Теоретическая часть

1.1. Определение и виды мусора.

Что же такое мусор? Мусор – это остатки, отходы, это то, что потеряло свои потребительские свойства. В современном толковом словаре русского языка Татьяны Федоровны Ефремовой – «МУСОР» - отбросы, крупный сор [Ефремова]. А вот в толковом словаре живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля – «МУСОР» - остатки, сор от каменной кладки и печной работы; битый камень, кирпич, глина, известь, иногда с золою и с угольем, окалиной, черепками; сор, мелкие остатки каменного, древесного уголья [Даль]. В толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова – «МУСОР» - отбросы, крупный сор. Измельченный кирпичный щебень или смесь глины и толченого угля, служащие для разных технических целей [Ушаков]. Исследованием мусора, его состава и его утилизации занимается целая наука – Гарбология (от англ. garbage «мусор»), проще говоря, Мусорология. В западных странах люди уделяют проблеме переработки мусора больше внимания, чем в России. Но можно с уверенностью сказать, что гарбология - наука будущего.

Люди за последние десятилетия произвели такое непомерное количество отходов, что их можно смело разбить на группы: отходы пищевые и отходы бумажные, стекла и пластик, медицинские и металлургические, древесные и резиновые, радиоактивные и многие другие.

Разумеется, все они неравнозначны по своему негативному воздействию на окружающую среду. Все отходы можно разделить легкие отходы, отходы средней тяжести и самые тяжелые.

"Легкие" отходы. Бумажные. Сюда относятся старые газеты, книги, листовки, наклейки, бумажные втулки и картон, глянцевые журналы и все остальное. Переработка и утилизация отходов бумажного характера является одной из самых простых - большая часть из них является так называемой макулатурой и в дальнейшем вновь превращается в газеты, журналы и картонные коробки. А те бумажные отходы, которые не переработаны распадаются в короткие сроки, не нанося природе ощутимого вреда, помимо попадающей в почву и воду краски с печатных страниц.

Пищевые. Все органические отходы кухонь и пищевых фабрик - все то, что было "недоедено" человеком. Пищевые отходы также разлагаются быстро, даже если учесть, что за последние десятилетия в еде все меньше натуральных компонентов и все больше химии. Как раз она и наносит вред природе - например, ГМО-вещества и консерванты. ГМО, генно-модифицированные продукты, являются предметом горячих споров их противников и сторонников. Консерванты же являются блокираторами естественного разложения органики.

Стекло и его разнообразные виды являются, наверное, самым древним видом "искусственных отходов". С одной стороны, они инертны, и ничего не выделяют в окружающую среду, не отравляют воздух и воду. С другой, при достаточно большом количестве стекло разрушает естественные биотопы - сообщества живых организмов. Для примера можно привести животных, которые получают раны и погибают, не имея механизмов защиты от повсеместно разбросанных острых осколков - и это не говоря о неудобстве для самих людей. Срок разложения стекла составляет примерно тысячу лет. Наши далекие потомки уже будут покорять далекие галактики, а бутылки, выброшенные сегодня в мусоропровод, будут все так же неизменно лежать в земле. Размещение отходов стекла не является проблемой первостепенной важности, и поэтому их количество множится с каждым годом.

Отходы "средней тяжести" Пластик. Количество пластиковых отходов на сегодняшний день просто поражает воображение - простое перечисление его видов заняло бы пару страниц. Не будет большим преувеличением сказать, что сегодня из пластика делают почти все - упаковку и бытовые приборы, бутылки и одежду, снаряжение и автомобили, посуду и яхты. Разлагается пластик вдвое быстрее стекла - всего 500 лет. Но в отличие от него, он почти всегда выделяет в окружающую среду отравляющие вещества. Также некоторые свойства пластика делают его "идеальным убийцей". Немногие знают о том, что в мировых океанах появились целые "острова" из принесенных течениями бутылок, пробок, пакетов и прочего "профильного" мусора. Они уничтожают миллионы морских организмов. К примеру, морские птицы не способны отличить пластиковые фрагменты от еды, и закономерно гибнут от засорения организма. Отходы потребления пластика являются одной из серьезнейших проблем экологии на сегодняшний день.

Металлургические отходы, нерафинированные нефтепродукты, часть химических отходов, строительные и часть автомобильных отходов (в том числе старые покрышки). Все это засоряет окружающую среду довольно сильно (особенно если представить масштабы), но относительно быстро разлагаются - в течение 30-50 лет.

Самые "тяжелые" отходы содержащие ртуть. Разбитые градусники и лампы, некоторые другие приборы. Крайняя токсичность ртути одинаково опасна как для человека, так и для почвы - ежегодно десятки тонн этого вещества просто выбрасываются, нанося природе непоправимый вред. Именно поэтому ртути присвоен первый (высший) класс опасности - организуются специальные пункты по приему содержащих ртуть отходов, а контейнеры с этим опасным веществом помещаются в герметичные контейнеры, маркируются и складируются до лучших времен, когда их можно будет безопасно утилизировать - на данный момент переработка отхода из ртути очень неэффективна.

Аккумуляторы. Батарейки, бытовые, промышленные и автомобильные аккумуляторы содержат не только свинец, но и серную кислоту, а также целый набор других токсичных веществ, наносящий серьезнейший ущерб окружающей среде. Одна обыкновенная батарейка, которую вы достали из телевизионного пульта и выбросили на улице, отравит десятки квадратных метров почвы. В последние годы во многих крупных городах появились мобильные пункты приема отработавших бытовых батареек и аккумуляторов, что говорит о высокой опасности, создаваемой такими отходами.

Радиоактивные отходы. Самые опасные отходы - смерть и разрушение в чистом виде. Радиоактивные отходы в достаточной концентрации уничтожают все живое даже без непосредственного контакта. Разумеется, никто не станет выбрасывать отработавшие урановые стержни на свалку - размещение и утилизация отходов из "тяжелых металлов" это очень серьезный процесс. Для низкоактивных и среднеактивных отходов (имеющих сравнительно небольшой срок полураспада) используются различные контейнеры, в которых отработавшие элементы заливаются цементным раствором или битумом. После истечения периода полураспада, такие отходы можно утилизировать как обычный мусор. Высокоактивные же отходы перерабатывают для вторичного использования по сложной и дорогостоящей технологии. Полная переработка отхода высокоактивных "грязных металлов", при современном уровне развития технологий, невозможна, и они, помещенные в специальные контейнеры, складируются на очень длительный срок - к примеру, период полураспада урана-234 составляет примерно сто тысяч лет!

1.2. Утилизация мусора

Так куда же девается мусор? В основном мусор свозится на свалки или полигоны — их в России около 11 тысяч и занимают они огромные площади. Захоронение – самый дешёвый способ избавиться от отходов. Но ресурсы нашей Земли ограничены, а отходов слишком много и они просто не успевают перерабатываться естественным путем.

Я выяснил, что для разложения бытовых отходов требуется много лет.

Стеклянные бутылки - 1000 лет; изделия из пластмасс - 100 лет; консервные банки – 50 - 80 лет; резиновые подошвы ботинок – 50 - 40 лет; кожи - 50 лет; изделия из нейлона – 30 - 40 лет; полиэтиленовый пакет – 10 - 20 лет; батарейки - 10 лет; окурки - 1 – 5 лет; шерстяной носок - 1 – 5 лет; бумага - 2 года; апельсиновая или банановая кожура - 2 - 5 недель.

Как же помочь Земле? Наиболее распространённым методом борьбы с мусором является сжигание. У этого метода есть серьезный недостаток – выбросы, образующиеся при сжигании, эти выбросы содержат очень опасные для здоровья вещества – диоксины, которые развивают у человека появление раковых клеток и всевозможных аллергий. На сегодняшний день в России существует около 40 мусоросжигательных заводов.

Эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование. Процесс сортировки отходов на пластик, стекло, бумагу и пищевые отходы должен осуществляться еще до вывоза мусора, для каждого из перечисленных видов отходов существуют специальные, отдельные контейнеры.

В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны. Мусора накопилось повсюду так много, что, если его не перерабатывать, он покроет всю планету.

Глава II. Практическая часть

2. 1. Проблемы с мусором с моем городе.

У нас развивающийся промышленный город. Наша школа и мой дом находятся рядом с реликтовым лесом. Челябинск – один из немногих городов, в центре которого находится реликтовый бор. Часто приходится видеть, как на тропинках леса стоят мусорные баки, наполненные отходами, а вокруг валяется ещё столько же мусора.

Мы решили выяснить обстановку в городе.

Я решил изучить общественное мнение и провел социологический опрос жителей своего двора. Взял интервью у соседей, жителей других улиц, как они собирают мусор. Во время встречи мы постарались выяснить интересовавшие нас вопросы по поводу экологии на улице и города в целом. В ходе бесед выяснилось, что у жителей сложилось неоднозначная оценка экологического состояния города и улицы: одни считают его удовлетворительным, другие оценивают отрицательно, а третьи считают, что состояние города и улицы оставляет желать лучшего.

В нашем доме по ул. Лесопарковая 8 следят за раздельным сбором мусора по категориям. У нас мусор вывозится два раза в неделю мусоровозом. Также у нас стоят урны для раздельного сбора мусора – бумага, картон, стекло и пластик. (Приложение1). Но как показали мои наблюдения, не все жители разделяют мусор по категориям. Я предположил, что решению этого вопроса поможет установка щита «раздельный сбор мусора» на детской площадке.

Не так давно жители нашего дома собирались для расчистки экотропы рядом с нашим домом для походов в лес. (Приложение 2). Это показывает высокую степень социальной ответственности наших жителей.

В нашей школе также говорят о проблемах загрязнения окружающей среды. Ежегодно, в весенне-летние периоды, в рамках взаимодействия между администрацией и нашей школой, несовершеннолетними детьми выполняются работы по санитарной очистке школьной территории от мусора. Все ребята и работники школы наводят порядок на территории школы и города. Думаю, каждый из ребят нашей школы впредь задумается о том, что мусорить не нужно. (Приложение 3)

2.2. Исследование по определению количества мусора

2.2.1. Анкетирование.

Как сохранить Землю, как очистить планету от мусора? Оказывается, что это уже проблема не только ученых, взрослых людей, это дело каждого человека, даже каждого из нас. Для наглядности я провел анализ обычного мусорного ведра у себя дома, а также анкетирование «Знаете ли вы, что-нибудь о сортировке мусора?» (Приложение 4) среди жителей своего дома.

В моем доме за неделю скопилось 3 кг 800г мусора, что меня очень удивило. Я решил его рассортировать. То, что можно сжечь или то, что пригодится в хозяйстве, я отложил. В итоге на свалку отправилось лишь 500 г. Тогда я решил предложить ребятам анкету, об их понимании проблемы загрязнения окружающей среды.

Для наглядности мы провели анкетирование "Знаете ли вы, что-нибудь о сортировке мусора?" среди учащихся нашего класса. Анкету прошли 27 участников

В результате этого опроса мы получили следующие данные:

Анкетирование показало, что семьи учащихся нашего класса, знают о сортировке мусора, но не все его разделяют. Большинство бережно относится к вещам и не выбрасывает их в хорошем состоянии. Анкетирование показало, что не все ребята знают, как утилизируется мусор. Об этом можно говорить на уроках по окружающему миру в классе. В ходе опросы мы узнали, что большинство знакомы с сортировкой мусора.

На первый вопрос анкеты о том, выбрасываете ли вы мусор в урну вне дома, большинство ответили, что да, выбрасывают. Исходя из результатов исследования, можно сказать, что не все дети знают, как утилизируют мусор и что можно из него сделать. Поэтому показатели появления новых свалок и увеличение размеров растет с каждым днем.

2.2.2 Социологическое исследование

Я решил узнать, сколько пластиковой тары выбрасывает каждая семья, какие товары в пластиковой упаковке приобретаются, используются и куда девается упаковка.

Итоги анкетирования показали следующий результат:

На вопрос, покупают ли они продукты в пластиковой упаковке, все ответили утвердительно. Это: минеральная и газированная воды, соки, напитки, подсолнечное масло, майонез, кетчуп, йогурт, творожки, тортики, лапша, картофельное пюре, рыба, салаты, халва и т. д.

На вопрос, куда деваете пластиковые бутылки после использования, большинство ответили, что выбрасывают в мусорное ведро без сортировки. Некоторые используют в хозяйстве. Несколько человек ответили, что выбрасывают.

Анкетирование показало, что семьи покупают продукты в пластиковой упаковке и в большинстве случаев упаковку выбрасывают, а также используют в домашнем хозяйстве.

2.3. Проведение мероприятий

Итак, изучив литературу о применении и утилизации мусора, я выяснил различные виды переработок мусора.

Я изучил, как же сделать так, чтобы отходы отправились на переработку, а не на свалку. Если разделить мусор, то мы получим разные материалы, готовые к отправке на свой завод и превращению в новые полезные вещи. Для сортировки отходов нужно использовать специальные контейнеры.

Я предполагаю, что установка таблички «раздельный сбор мусора» на территории двора поможет обратить внимание жителей моего дома на проблему раздельного сбора мусора. С этим предложением мы обратились в Управляющую компанию Гагарин Резиденс.

Выводы:

1. В результате исследовательской работы и наблюдений, я пришёл к выводу, что мусор и его основные способы утилизации засоряют окружающую среду, наносят серьезный вред здоровью человека.

2. Для грамотной организации вывоза мусора необходимо учитывать его класс опасности и принадлежность к одному из видов отходов.

3. Эффективным способом решения проблемы мусора, и в первую очередь, опасных отходов является вторичная переработка, то есть повторное использование. Если мусор не перерабатывать, он покроет всю планету. 4. В целом проблема по устранению мусора, а именно бытового, в современном мире стоит особенно остро. В большей степени это касается нашей страны.

5. В результате проведенной работы, я узнал о проблемах, существующих в нашем городе и моем дворе.

6. В результате анкетирования я выяснил, что не все ребята знают, как утилизируют мусор и что из него можно сделать.

7. Установка дополнительной таблички «раздельный сбор мусора» принесет положительную динамику, а именно жители, а также мои соседи станут больше обращать внимание на разделение мусора.

Предложения:

  1. Возобновить выпуск молочных продуктов в бумажной и стеклянной таре, уменьшить количество выпускаемых полиэтиленовых пакетов (заменить их бумажными).

  2. Производить сортировку мусора перед выбрасыванием.

  3. Установить щит на детской площадке "Чистота города начинается с тебя!". С этим предложением мы обратились в управляющую компанию Гагарин Резиденс (Приложение 5)

  4. Прививать экологическую культуру с младшего возраста.

Заключение

Я узнал, что очень важно повторно использовать и перерабатывать отходы, материалы в масштабах поселка, города, страны и всего мира. Если мы всем миром начнем правильно относиться к проблеме мусора, то любой населенный пункт станет чистым, а люди станут здоровее, улучшится обстановка в окружающей нас среде.

Я узнал, какие бывают виды отходов и мусора, описал влияние отходов на окружающую среду.

Провел опрос среди жителей моего дома на предмет раздельного сбора мусора и выяснил, что не всем придерживаются принципов разделения мусорных отходов.

Предложил управляющей компании Гагарин Резиденс установить дополнительную табличку «Чистота города начинается с тебя!» и «Раздельный сбор мусора» на детской площадке и территории дома. На сегодняшний день установлена табличка раздельный сбор мусора рядом с контейнерной площадкой.

Цель, которую я ставил перед собой, выполняя исследовательскую работу, достигнута. Моя гипотеза, которую я выдвинул в начале исследовательской работы, подтвердилась.

Надеюсь, что взрослые и дети будут более ответственно относиться к этой проблеме, пока ещё не слишком поздно. Никогда не забывайте, природа – это наш дом, а в доме всегда должно быть чисто!

Список литературы:

1. Алексеев С.В., Рипачева Е.А. Отечественный и зарубежный опыт формирования экологической культуры населения // Экология и образование. 2006. № 1-2.

2. Гордлин Э. Экология Мира М., 1991

3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.

6. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Что нужно знать о твердых бытовых отходах? М.,1995.

7. Дрейер А.А., Сачков А.Н., Никольский К.С., Маринин Ю.И., Миронов А.В. «Твердые промышленные и бытовые отходы, их свойства и переработка»//«Экология городов». – М.: «Союз Российских городов, секция «Экология города», 2007г.-97с.

8. Володин В. А. «Человек. Энциклопедия для детей». Том 18, часть 2. – М.: «Аванта +», 2002г.-452с.

9. Око-Планеты: www.oko-planet.su

10. Никитин Д. П., Новиков Ю. В. «Окружающая среда и человек». – М.: «Высшая школа», 1986г.-415с.

11. «Экология». Учебное пособие/ под ред. С.А.Боголюбова – М.: «Знание», 1997г.-317с.

Приложения

Приложение 1

Фото раздельный сбор мусора по ул. Лесопарковая 8 г. Челябинск

Приложение 2

До уборки

После уборки

Приложение 3

Фото с субботников класса 1а

Приложение 4

Анкета «Знаете ли вы, что – нибудь о сортировке мусора?»

Анкета для жителей дома Лесопарковая 8

Вопросы

да

нет

1

Выбрасываете ли Вы мусор в урну вне дома?

   

2

Разделяете ли Вы мусор перед тем, как его выбрасываете?

   

3

Выбрасываете ли Вы не нужные вещи: технику, одежду, обувь, игрушки, в хорошем состоянии?

   

4

Знаете ли Вы, как утилизируется мусор?

   

5

Знаете ли Вы, как можно использовать вторично мусор?

   

6

Знаете ли Вы, что у нас в доме есть возможность раздельного сбора мусора?

   

7

Вы часто покупаете вещи, которые в скором времени становятся не нужными?

   

8

Знаете ли Вы, где у нас в городе находятся места для сбора вторичного мусора (пластиковые бутылки)?

   

Приложение 5. Предложение по установке щита на детской площадке Лесопарковая 8 .

Директору

ООО «Гагарин Резиденс»

Галимовой М.К..

От  Тупициной Ю.А.

Собственника нежилого помещения №1010

расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 8

Прошу рассмотреть мою инициативу по установке щита по раздельному сбору мусора на детскую площадку

Макет щита прикладываю

Дата «01» сентября 2023 г.                                  

подпись________________________

Приложение 7

Место для установки щита на ул. Лесопарковая 8

Просмотров работы: 44