Природа в истории человечества и в жизни отдельного человека

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природа в истории человечества и в жизни отдельного человека

Осипов В.П. 1
1Исследовательская работа «Природа в истории человечества и в жизни отдельного человека»
Исаенко Т.Н. 1
1ГБОУ г. Москвы «Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Земля и море

Мне моря сладкий шум милее.

Когда же волны по брегам

Ревут, кипят и пеной плещут,

И гром гремит по небесам,

И молнии во мраке блещут, —

Я удаляюсь от морей

В гостеприимные дубровы;

Земля мне кажется верней,

И жалок мне рыбак суровый:

Живет на утлом он челне,

Игралище слепой пучины.

А я в надежной тишине

Внимаю шум ручья долины.

***

Это отрывок стихотворения А.С. Пушкина о море и земле. Этим летом я отдыхал на Черном море и много думал о силе природы.

Мы получаем от природы все необходимое: воздух и воду, тепло и свет, пищу и место для жизни. Природа влияет на наше здоровье, дает нам материал для строительства и хозяйства. Природа – источник красоты и невероятной мощной силы, способной менять жизнь людей.

В древности первобытные люди полностью зависели от окружающей среды. Огонь, вода, земля, деревья, воздух и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения.

И это не удивительно. Ведь иногда кажется, что природа – существо, которое не просто живёт по собственным законам, но и создает законы, управляющие жизнью людей.

Размышляя об этом, я решил узнать о роли природы в истории человечества, о том, как природа меняет нашу существование и как это отражается на моей жизни.

Для этого я решил провести исследование.

Цели и задачи исследования

Цель исследования: узнать, как природа влияет на жизнь людей и как культура человечества меняет природу.

Задачи исследования:

  • Узнать о роли природы в истории человечества

  • Найти информацию об интересных исторических фактах, связанных с природными явлениями

  • Проследить, как природа влияет на мою жизнь и жизнь других людей

  • Узнать, как человек влияет на развитие природы.

  • Провести эксперименты

Гипотезы исследования

  • Предполагаю, что природа меняется под воздействием человека

  • Допускаю, что природа влияет на жизнь людей

  • Полагаю, что для здоровья людей и развития человечества важно сохранять природу и жить в согласии с ней

Методы исследования

  • Наблюдение

  • Поиск информации

  • Изучение

  • Эксперимент

  1. Мои наблюдения

Можете представить, что гроздь винограда, которую вы недавно ели, будет храниться в музее? Не могли этого, наверное, представить и жители древнего города Гермонасса, который был расположен на территории современного российского города Тамань.

Много веков назад город оказался в плену лавы, затопившей его. С того времени и сохранилась веточка винограда, застывшая в лаве. Эта история очень похожа на историю древнего римского города Помпеи, который был погребен под слоем вулканического пепла в результате извержения вулкана Везувия в 79 г. н. э.

Крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852), работа над которой была завершена в 1833 году.

Можно сказать, что и в том, и в другом случае природа повлияла на жизнь людей, сильно её изменив.

О б удивительной истории ветки винограда мне рассказала мама, которая в детстве была на археологических раскопках в городе Тамань на побережье Черного моря.

Фото 1. Моя мама на раскопках в г. Тамань, 2003 г.

А я побывал на побережье Черного моря ровно через 20 лет после моей мамы, в 2023 году, и своими глазами видел природу побережья, изучал его ландшафт и даже подержал в руках фрагмент древней посуды VI -V-го вв. до н. э.

  1. Отношение к природе в разные времена

Для начала я решил узнать, как человечество относилось к природе в разные периоды своего развития.

В античные времена человек воспринимал себя неотъемлемой частью природы. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.

В средневековой христианской культуре природа рассматривалась как нечто более низкое, чем сам человек, и нередко понималась как источник зла, который нужно преодолеть или подчинить.

В эпоху Возрождения человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости и наслаждения.

В Новое время стали понимать, что природу нужно изучать.

Зависимость человека от природы существовала всегда, но и состояние природы зачастую зависело от поведения человека.

В древности человек выживал, подражая природе. Люди научились строить дома, наблюдая, как птицы вьют гнезда, смогли выращивать хлеб, плавать, летать и даже писать, изучая явления природы, повадки животных. Люди веками меняли ландшафт, подстраивая его под свои нужды или любуясь его красотой. Таким образом природа становилась человеку другом и помощником. Но, к сожалению, люди не всегда понимали, что к природе нужно относиться бережно и использовать её с умом.

  1. Природа полуострова Тамань

3.1 История взаимодействия природы и человека на Таманской земле

Есть на западе Краснодарского края полуостров Тамань. Он омывается водами Азовского и Черного морей. Это необычная, древняя, богатая событиями земля.

Рис. 1. Карта Таманского полуострова

Я вижу картину: ночь, гора, густо покрытая деревьями. На её вершине поблёскивает огонёк, он манит путешественников. Это маяк. Спасение морякам и рыбакам в шторм, бурю, непогоду. Светает. Слева от горы равнина, оливковые рощи, множество птиц, зверей. Справа море, чёрное, таинственное. Рыбачьи лодки уже полны рыбой. Сегодня море спокойно. Свежий солёный ветер доносит запахи и звуки поселения человека.

Но не всегда богатой и мирной была жизнь Тамани. Эти места постоянно завоёвывали разные племена, потому что земля была плодородной, а пересечение множества путей удобно для торговли. Здесь жили скифы, греки, монголы, русские, генуэзцы, запорожские казаки. Каждый из этих народов вносил что-то своё. Старые постройки разрушались, строились новые, поля перекапывались, высаживались новые растения, много животных было уничтожено во время охоты. Так из века в век человек менял ландшафт, флору и фауну Тамани.

В древности Тамань была архипелагом. (Архипелаг – множество близко расположенных островов).

Потом архипелаг стал полуостровом. Но это не дело рук человека, а явление природы. Благодаря этому на полуострове появились большие поселения. Так природа помогла человеку укрепиться на новой территории.

В 18 веке казаки изменили часть ландшафта Таманского полуострова. К этому времени Тамань из-за опустошительных набегов различных племён из цветущего края превратилась в засушливую степь. Мотыгами и лопатами прорубали казаки канал до реки Кубань, чтобы у них была вода для питья и полива. Кроме того, по этому каналу на лодках легче стало добираться от станицы до станицы. (Станицабольшое казачье поселение). В результате зазеленела степь, запахло цветами, появились новые животные и растения. Природа откликнулась на старания человека.

В наше время флора и фауна Тамани обновляется медленно. Так, с Дальнего Востока привезли рыбу пеленгас, и теперь это самая знаменитая рыба на Таманском полуострове. Местные жители стали выращивать киви и артишоки.

Фото 2, 3. Мои фотографии киви и артишока. Побережье Чёрного моря

А вот великолепные оливковые рощи никто восстанавливать не собирается. К сожалению, не всегда люди понимают, что природе нужно помогать возрождаться.

3.2 Как природа хранит историю жизни человека. Тамань и Древняя Греция

Мало кто знает, что улица им. Лебедева в городе Тамань сохранилась со времен Древней Греции. Дома здесь новые, а во дворах ещё можно найти осколки древних амфор и средневековых пифосов. В городе постоянно ведутся археологические раскопки. Часть настоящих древних амфор хранится у меня дома.

В Тамани существует обычай: молодой человек дарит девушке древнюю монетку или, если повезет тому и другому, античное украшение.

Земля Таманского полуострова хранит много интересного. Здесь учеными были сделаны потрясающие открытия: найден клад драгоценных монет, затонувший корабль II – I вв. до н. э. и одна из самых древних (2 миллиона лет) стоянок человека.

Когда моя мама попала на раскопки городища Гермонасса – Тмутаракань, которые проводила экспедиция Государственного исторического музея, археологи объяснили маме, что это «раскоп с культурным слоем в 14 метров».

Ф ото 4. Исторический музей на раскопках

В одном из слоёв учёные обнаружили склад с амфорами VI - V вв. до н. э. (Амфора – сосуд с узким горлом) В древности амфоры использовали для транспортировки вина и оливкового масла.

В другом слое обнаружили пифосы (большие сосуды с широким горлом) для хранения зерна, светильники, бронзовые и серебряные монеты IV - II вв. до н.э.

Изучая слои Таманского раскопа, можно понять, что именно природа сохранила для человека историю его жизни.

3.3 Как человек использовал природный материал для изготовления сосудов

Сосуды изготавливали из керамики, то есть обожжённой глины. Воду несколько раз сливали. Затем в глину добавляли песок, гранит и другие природные материалы. Для придания формы сосуду массу выкладывали слоями и разравнивали пальцами. Затем изделие помещали в открытое пламя и обжигали. Стенки сосудов получались толстыми и неровными, и на них оставались следы от пальцев. Сосуды были хрупкими из-за низкой температуры обжига.

После изобретения гончарного круга в III тыс. до н. э и печей для обжига сосуды стали тонкостенными, с гладкой поверхностью, с более совершенными росписями и лепными деталями. Амфоры обычно покрывали смолой, чтобы жидкость не вытекала. Горлышко закупоривали пробками из воска или дерева. Иногда сосуды имели крышки.

  1. Взаимовлияние природы и человека

Узнав из рассказов мамы много интересного о природе Тамани, я захотел больше узнать о том, как человек и природа влияют друг на друга.

Несколько лет подряд мы с семьей летом отдыхали в санатории у Чёрного моря, неподалёку от города Сочи. В этом санатории есть уникальный дендрологический парк. Четыре года я наблюдал за растениями этого парка, фотографировал их, искал о них информацию в энциклопедиях, беседовал с садовниками дендропарка.

О казалось, что в этом парке особый микроклимат. Парк считается лечебным, потому что здесь особенный воздух. Хвойные деревья выделяют фитонциды (полезные летучие вещества), а море – ионы морской соли. В парке более 400 видов растений. Многие из них привезены из разных стран

Фото 5. Магнолия. Magnolia

мира, а 82 вида уникальные, встречаются только на Черноморском побережье. Меня заинтересовали вечнозелёные деревья и кустарники. Оказалось, что они составляют 80% растительности нашего парка. Я наблюдал за пальмами, лавром, магнолией, эвкалиптом, секвойей, араукарией и агавой.

С еквойю привезли из Калифорнии (Северная Америка). Это один из самых высоких видов деревьев на Земле. Исчезающий вид. Мои секвойи ещё молодые.

Фото 6. Секвойядендрон. Sequoiadendron giganteum.

И з Чили привезли араукарию. Некоторые из её разновидностей полностью уничтожены человеком. Древесина араукарии используется в строительстве, а плоды дерева съедобны.

Фото 7. Араукария чилийская. Araucaria аraucana

Эвкалипт серебристый – целебное растение. Е го привезли из Австралии. Запах эвкалипта разносится по всему парку. Рядом с ним никогда не бывает комаров, а под его кроной прохладно в жару. Листья эвкалипта всегда поворачиваются ребром к солнцу, это защищает дерево от высыхания.

Фото 8. Eucalyptus cinerea. Эвкалипт пепельный (серебристый)

Но самым интересным растением парка я считаю агаву.

Фото 9, 10. Агава американская. Agave americana. Цветение агавы

Привезли её из Мексики. Мне невероятно повезло: я увидел цветение агавы. Садовники парка рассказали мне, что ждали цветение этого растения 14 лет. Это большое событие. Вообще агава цветёт очень редко, один раз в своей жизни, а некоторые растения никогда не зацветают. Стрелка цветка этого растения может достигать 10-ти метров в высоту. Цветение длится 1-2 месяца.

Учёные не только бережно относятся к привезённым растениям, но и спасают вымирающие виды. Высаженные в дендропарке и прошедшие акклиматизацию деревья и кустарники отправляют для озеленения городов и посёлков Сочинского побережья. Наш санаторий и дендропарк находятся в небольшом ущелье. До появления парка здесь были дикие заросли орешника, кизила, ежевики, плюща. Росли кипарисы и лавровишня. Учёные сохранили растительность этой местности, добавили растения, привезённые из других континентов. Это привлекло в парк новые виды животных.

Люди изменили ландшафт, создали особый микроклимат, и природа с благодарностью откликнулась на заботу о ней.

  1. Эксперимент

Мои опыты. Как я изучаю влияние природы на человека

В поисках ответа на вопрос, как природа влияет на жизнь людей, я решил провести 3 разных опыта.

Опыт № 1.

Я изучил фрагмент древней посуды (VI-V вв. до н. э.) и сравнил её с современной керамикой.

Этапы эксперимента:

Я взял фрагмент древней амфоры, который когда-то подарили моей маме археологи, и внимательно его рассмотрел.

Фото 11, 12

Это круглый шероховатый элемент, небольшого размера. Он похож на очень старую и засохшую сушку. Такие «сушки» использовались как подставки под амфору.

Фото 13.

Я взвесил элемент. Его вес – 45 граммов.

Фото 14, 15

На нем нет рисунков и надписей. Если положить деталь древней посуды на стол, то будет видно, как её поверхность крошится, оставляя следы. В руках поверхность круглой детали амфоры тоже крошится. Но сама деталь довольно прочная.

Затем я взял современную кружку. Это тоже сосуд, но у него, в отличие от амфор, нет никаких специальных подставок и дополнительных элементов.

Фото 16, 17

Вес моей кружки – 173 грамма. Она тяжелее, чем одна часть древней посуды. Кружка гладкая, покрыта специальной эмалью. На ней есть рисунки. Кружка сделана в современных условиях, с применением примесей в природном материале, и на специальном оборудовании.

Мои выводы

Древняя посуда состояла из натуральных материалов и была сделана вручную. Археологи находят много древней посуды, часто даже целиком. Значит, можно утверждать, что древняя посуда прочная. Современная посуда выполнена из синтетических материалов, она выглядит лучше, но часто и легко бьется.

Опыт № 2.

Я решил пойти в гончарную мастерскую и сделать собственную посуду.

Этапы эксперимента:

Я пришел с мамой в гончарную мастерскую и выбрал, что хочу сделать. Решил, что это будет чашка.

Меня посадили за гончарный круг и дали кусок глины. Затем я включил круг, чтобы начать работу над своей чашкой. Начал постепенно раскатывать глину, обильно смочив ее водой. Вода не даёт глине прилипать к пальцам и делает глину мягкой и податливой.

Фото 18, 19, 20

Для того чтобы сделать углубление для изготовления чашки, мне понадобилось очень аккуратно поставить один палец на глину и надавить на неё.

Фото 21, 22, 23

Чем больше я давил, тем шире становилось дно моей чашки. Для того чтобы сделать стенки чашки тоньше, я взял мокрую губку и стал аккуратно надавливать на стенки моего изделия.

Фото 24, 25, 26

Профессиональные гончары не используют губку – новичкам же губка помогает не задевать и не ломать стенки.

После того как стенки чашки были готовы, специальным феном я высушил свою чашку. Затем мастер-гончар помог мне срезать чашку и снять её с гончарного круга.

После всего мне нужно было сделать ручку для чашки. Мастер-гончар помог мне её закрепить.

Фото 27, 28, 29, 30, 31

Ещё чашку можно было раскрасить. Но я не стал этого делать, а раскрасил пиалу, которую сделала мама. Для раскрашивания используются специальные краски.

После всех этапов моя чашка и пиала были покрыты глазурью и отправлены в печь для обжига. Теперь чашку и пиалу можно использовать в быту.

Фото 32, 33, 34

Мои выводы

Создавать свою собственную чашку очень интересно. Это очень длинный и кропотливый процесс, который требует знаний, умений, отработанных навыков, много времени и сил.

Опыт № 3.

В третьем опыте я решил проследить изменения в настроении и физическом самочувствии в солнечный и пасмурный день, на автотрассе и в дендропарке.

Этапы эксперимента:

Для начала я стал вести наблюдения за своим настроением и заметил, что в солнечную погоду оно лучше, чем в пасмурную. Мне легче вставать и проще делать разные дела.

Когда я был на море и гулял в дендропарке, то заметил, что на море и среди растений и деревьев мое настроение и самочувствие становится ещё лучше. Я чувствую прилив сил, лучше засыпаю и меньше устаю.

Фото. 35. На автотрассе. Настроение плохое, воздух тяжелый. Фото 36 -39. Солнце. Растения. Море. Настроение превосходное

Для того чтобы понять, почему так происходит, я читал энциклопедии и искал информацию в интернете. Оказалось, что под солнечными лучами повышается выработка серотонина, который играет ключевую роль в регуляции настроения и циклов сна и бодрствования.

Фото. 40-43. Мои фотографии природы Черноморского побережья

Растения и деревья очищают воздух. Кроме того, при виде зелёной листвы через клетчатку глаза в мозг поступает информация о том, что можно расслабиться, сердцебиение становится ровным и спокойным, улучшается общее физическое состояние человека.

Ещё я решил узнать, сколько солнечных дней бывает в Москве.

В интернете я нашел новость о солнечных днях в октябре. Оказалось, что за октябрь 2023 года солнце светило всего 41 час при норме 87 часов. В целом солнечных дней в Москве меньше, чем пасмурных. Среднее количество солнечных, пасмурных и облачных дней отмечено на диаграмме в процентном соотношении.

Рис.2

Мои выводы

Природа влияет на психическое и физическое состояние людей. Чем больше зелени и солнца, тем лучше настроение и самочувствие человека.

6. Почему важно беречь природу

Проведя опыты, я задумался о том, почему важно беречь природу. Из энциклопедии я узнал, что природа необходима человеку, чтобы жить. Природа дает нам пищу, воздух, воду, наполняет силой, предоставляет все необходимое для комфортной жизни.

Если не беречь природу, люди начнут погибать от различных заболеваний и даже экологических катастроф. Если атмосфера будет загрязнённой, то человеку не станет хватать чистого воздуха, что приведет к многочисленным заболеваниям, быстрому старению и преждевременной гибели.

Со временем экологические проблемы могут достичь таких масштабов, что один из сценариев фильмов-катастроф вполне может воплотиться в реальность.

Мой вывод

Природа – это не просто часть жизни людей, это сама жизнь. Люди должны оберегать природу, чтобы оставаться здоровыми, развиваться и продолжать свой род.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мое исследование закончилось. Оно было очень необычным и интересным.

Теперь я знаю, что природа – источник жизни и залог её продолжения.

Природа влияет на жизнь людей, но и люди влияют на природу. Природа и человек тесно связаны. Строя жилье, развивая сельское хозяйство и промышленность, подбирая новые места для жизни, люди не просто меняют облик природы, но и изменяют состав почвы, воды, способствуют распространению новых растений и животных.

Моя жизнь и жизнь других людей зависит от природы: мы чувствуем себя лучше, если светит солнце, укрепляем здоровье, если плаваем в море или гуляем среди зелени.

Мы используем природные ресурсы, чтобы есть и пить, строить здания и дороги, производить средства передвижения, изготавливать предметы быта, создавать прекрасные произведения искусства.

Во всём мире люди используют огромное количество природных ресурсов, и поэтому существует угроза их истощения. Мы должны научиться восстанавливать то, что даёт нам природа, заботиться о защите окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большая энциклопедия. Обо всем на свете. – Ростов: Владис, 2019. – 389 с.

  2. Детская энциклопедия. Земля. Вселенная. – М: РОСМЭН, 2009. – 130 с.

  3. Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – М: Аванта+, 2012. – 850 с.

  4. Энциклопедия для детей. Т 7. Искусство. Ч 1. – М: Аванта+, 2010. – 592 с.

  5. Введение в философию. Учебник в двух частях. / П/р Фролова С. М. - М.: 1989. – 346 с.

  6. Таманский археологический музей. Буклет. Тамань, Темрюкский район, 2003 г.

  7. Исанин Н. Н., Калинин В. С. Морской энциклопедический справочник — М.: Рипол Классик, 1986. — 508 с.

  8. Малое собрание сочинений А.С. Пушкина. – С-П: Азбука, 2011.

  9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Н. Ю. Шведова. – М: Азъ, 1994.

  10. Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Введение в латинский язык и античную культуру. Часть 1. – М: Прогресс, 1993. – 192 с.

  11. Философские проблемы взаимодействия общества и природы. / Воронович Б. А. - М.: 1982.

  12. Человек, цивилизация, общество. / Сорокин П. - М.: 1992.

  13. Большая российская энциклопедия – Электронная версия: https://bigenc.ru/biology

  14. http://www.krugosvet.ru – Универсальная научно-популярная энциклопедия «Кругосвет»

Просмотров работы: 37