Зачем нам нужна луна?

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Зачем нам нужна луна?

Хохлова Е.А. 1
1ОАНО Школа НИКА
Крысова Е.Ю. 1
1ОАНО Школа НИКА
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Заскучала в небе тёмном, одинокая Луна…

Она в космосе далёком, словно перст — сейчас одна…

Млечный путь её поманит, в те далёкие Миры…

Будут снится ей в дороге, очень сказочные сны…

Но Земля не отпускает, скучно ей без той Луны…

Что дорогу освещает, ей с обратной стороны…

Видно, спрятана за ширмой, не Земная та любовь…

И душой не понимает, где таится — эта боль…

И скучает в небе звёздном, одинокая Луна…

Не понять ей — эти чувства, ведь она всегда одна…

Словно пленница Земная, ходит кольцами она…

И совсем не понимает, что Земле она нужна!

Каждой ночью, мы все привыкли видеть на небе светящийся шар, но никогда не задумывались, а откуда он произошёл? Как это небесное тело связано с Землей? Так ли Луна необходима для нашей планеты?

Актуальность: Луна- естественный спутник Земли. Человека всегда интересовала наша «соседка» Луна, ведь она оказывает воздействие на нашу планету и на живые организмы, живущие на Земле. Но все ли знают, насколько велико влияние Луны на нашу планету?

Объект исследования: Луна.

Предмет исследования: зависимость планеты Земля от Луны.

Цель исследовательской работы: выяснить, как луна влияет на планету Земля.

Гипотеза исследования: без Луны жизнь на Земле была бы невозможна.

Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи исследования:

  1. Познакомиться с историей появления Луны;

  2. Ознакомиться с характеристиками Луны;

  3. Узнать, какое влияние Луна оказывает на планету Земля;

  4. Провести анкетирование среди обучающихся 1 класса;

  5. Изготовить макет поверхности луны.

Основными методами исследования выступили теоретический анализ источников; анкетирование.

Глава 1. Теоретическая часть

    1. История возникновения луны
       

 

Рис. 1

Л уна очаровывала и притягивала людей с самой глубокой древности. На протяжении многих тысяч лет она была источником вдохновения – и по количеству мифов, легенд, фантастических романов, посвященных ей, обошла все другие планеты, даже Солнце.

Возможно, обстоятельства рождения нашей Луны были особенно печальными. Ученые выдвинули отличную гипотезу о том, как образовалась Луна. Более 4 миллиардов лет назад Земля была молодой и теплой, настолько горячей, что камни на её поверхности находились в расплавленном состоянии (как вулканическая лава).

Солнечная система была неспокойным местом — в ней появлялись множество небесных тел, которые так и не стали полноценными планетами. Тейя была одной из таких планет. Она была размером примерно с Марс и состояла из облаков пыли и газа. Во время своего путешествия, Тейя столкнулась с Землёй. В результате взрыва, в космос было выброшено огромное количество жидкой лавы. Это была смесь земной лавы и астероида. Часть его упала обратно на землю, а часть осталась в открытом космосе. Гравитация завершила процесс: выброшенные обломки стали вращаться на околоземной орбите и постепенно собрались в Луну. Удар был настолько сильным, что ось Земли сместилась на несколько градусов.

    1. Луна-спутник Земли

Луна – единственный естественный спутник Земли и ближайший к Солнцу среди всех спутников Солнечной системы. На небосводе нашей планеты – второй по яркости объект (после Солнца). При этом Луна сама по себе не светится, она лишь отражает солнечный свет. Расстояние от Луны до Земли меняется от 356 400 до 406 800 км. Луна делает оборот вокруг Земли за 29,5 дней (чуть меньше земного месяца) и вместе с Землей вращается вокруг Солнца. Оборот Земли вокруг Солнца – 365 дней.

Период вращения Луны вокруг своей оси относительно звёзд, практически в точности совпадает с периодом движения Луны по орбите вокруг Земли. Вследствие этого, Луна постоянно повернута к Земле одной и той же стороной, что позволяет говорить о видимой и обратной сторонах Луны.

    1. Почему мы видим луну по-разному? Фазы луны

 

Рис. 2

В процессе вращения Луны освещаются ее разные участки. Выделяется восемь фаз Луны.

Когда спутник располагается между Землей и Солнцем, наступает новолуние. В этот момент Луна не видна, так как лучи падают на нее сзади, и обращенная к нам сторона делается неосвещенной. Потом спутник огибает планету, и мы наблюдаем появление узкого серпа. Затем освещённость Луны всё увеличивается и наконец появляется круг. Это полнолуние. Затем видимый диск спутника понемногу убывает, и вновь наступает новолуние.

    1. Влияние Луны на Землю

Влияние Луны на Землю очень велико из-за ее значительного размера и близости к нашей планете.

Приливы и отливы

Г

Рис. 3

равитация (сила притяжения) Луны заставляет воду в океанах подниматься, формируя приливы и отливы. Не будь Луны из-за отсутствия притяжения огромные массы воды в океанах устремились бы из экваториальных зон в сторону полюсов. Люди научились использовать приливы как источник экологически чистой энергии. Для этого на берегах морей строятся приливные электростанции.

Продолжительность дня

Возникающие из-за Луны приливы и отливы замедляют вращение Земли. Когда-то (4,5 млрд лет назад) Земля вращалась вокруг своей оси очень быстро – с периодом всего 6 часов. Именно столько длились одни сутки. Сегодня они продолжаются 24 часа.

Наклон земной оси

Гравитация Луны поддерживает наклон земной оси (стабилизация оси). Не будь рядом Луны Земля бы сильно раскачивалась. Это привело бы к печальным последствиям для климата и жизни на Земле. Там, где в наши дни растут зеленые луга и леса, появились бы пустыни, и наоборот. Там, где лежит полярный лёд, могли вырасти леса. Сомнительно, что на такой раскачивающейся во все стороны Земле смогли бы жить люди.

Природа

Мир живой природы Земли также приспособился к режиму приливов и отливов, ночной освещенности, ритмам Луны. Многие насекомые, например, ночные мотыльки, ориентируются по лунному свету. Они летят так, чтобы лунный свет всегда падал под одним и тем же углом на сетчатку их глаз. При этом, если более ярким источником света окажется лампа, то мотылек устремится к ней.

Другой пример – ночные охотники. Глаза у представителей отряда кошачьих ярко светятся в темноте. Львы, гепарды и леопарды могут охотиться даже в темную ночь. Но когда светит яркая Луна, потенциальная добыча может увидеть хищника и вовремя убежать. В полнолуние «большим кошкам» часто приходится голодать.

    1. Путешествия на луну

Н а протяжении веков люди наблюдали за Луной, она влияла на их понимание мира и творчество. Такая близкая, но недоступная. Неудивительно, что с развитием космической отрасли и ракетостроения у людей возникло желание посетить Луну.

Н

Рис. 4

есмотря на то, что первым в космос полетел советский космонавт Юрий Гагарин (12 апреля в 1961 году), на Луне первыми оказались американские космонавты. И случилось это 20 июля 1969 года. Космическая миссия называлась «Аполлон-11», а лунный модуль, совершивший посадку на поверхность спутника, – «Орел».

Лунная программа Советского Союза началась в конце 1950-х. 2 января 1959 года с Байконура стартовала ракета-носитель «Восток-Л», она несла первую межпланетную станцию «Луна-1».

12 сентября 1959 года была запущена АМС «Луна-2», которая достигла поверхности Луны в районе Моря Дождей.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование и анализ результатов

Мне было необходимо выяснить, что ученики 1 класса знают о Луне. Для этого, я составила анкету про этот космический объект. Я опросила 30 первоклассников 6-8 лет (Приложение 1). Опрос показал следующее:

  • Луна- спутник Земли, знают- 93%;

  • Как появилась Луна, знают- 0%;

  • О Лунных фазах знают-37%;

  • Откуда на луне кратеры-67%;

На вопрос «Насколько сильное влияние оказывает Луна на нашу планету?», я получила следующие ответы. Верно ответили 33% опрошенных.

Из проведенного опроса, я сделала вывод, что знания о Луне у первоклассников очень малы. Моё исследование поможет узнать ребятам много новых и интересных фактов об этом светящемся шаре. Также, большая часть ребят уверена, что Луна совсем не оказывает влияние на Землю, что является ошибочным суждением.

2.2. Изготовление макета поверхности луны

Для того, чтобы более наглядно представить свою работу, я решила изготовить макет поверхности Луны.

М атериалы, необходимые для изготовления:

  • холст на круглом подрамнике;

  • полимерная глина;

  • текстурная паста;

  • акриловые краски.

Этап 1. Создать «рельеф». На этом этапе, я лепила из полимерной глины кратеры. Затем, закрепляла их на холст.

 

Рис. 5

Э тап 2. Для того, чтобы показать неровную поверхность спутника, я использовала текстурную пасту. Её я нанесла на всю поверхность холста.

Этап 3. После высыхания, осталось лишь раскрасить мой макет. Несмотря на то, что на фото мы привыкли видеть белую Луну, поверхность Луны-серая.

 

Рис. 6

Заключение

В ходе данной работы был изучен естественный спутник планеты Земля - Луна. Были изучены влияния Луны, которые она оказывает на Землю.

Изучение спутника и его воздействия не является еще до конца изученным. Однако, человек уже научился использовать такое свойство Луны, как гравитационную силу. Приливная электростанция- это особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.

В результате моего исследования, выдвинутая мной гипотеза нашла подтверждение: жизнь на нашей планете бе Луны была бы невозможна! К тому же, я окончательно убедилась в том, что Луна имеет огромные перспективы в использовании ее ресурсов человеком для получения чистой энергии, освоения и изучения космоса и других не менее важных целей.

Список используемой литературы

1.  Большая Советская энциклопедия;

2.  Детская энциклопедия. М., Академия педагогических наук, 2006г, том 2;

3.  Б. А. Воронцов - Вельяминов. Очерки о Вселенной. М., «Наука». 2005г;

4.  Болдуин Р. Что мы знаем о Луне. М, «Мир», 2010 г.;

5.  Уиппл Ф. Земля, Луна и планеты. М., «Наука», 1997 г.;

7.  http://selena.sai.msu.ru/Home/SolarSistem/moon.htm

8.  http://astrogalaxy.ru/104.html

9.  http://astrogalaxy.ru/! 61 .html

10. http://wap.wega.forum24.ru/?

Приложение 1

  1. Что такое Луна?

  • Луна- это самая яркая звезда на небе.

  • Луна- это естественный спутник Земли.

  • Луна- это планета, на которой зарождается жизнь.

  1. Как появилась Луна?

  • Из-за столкновения Земли с древней планетой Тейей

  • Луна сформировалась из космической пыли

  • Человеку это неизвестно

  1. Почему мы видим Луну на небе по-разному?

  • Луна каждый раз поворачивается к Земле по-разному

  • У Луны есть фазы. Они зависят от положения Луны вокруг Земли

  1. Откуда на луне кратеры?

  • Луноходы повредили поверхность Луны

  • Из-за многочисленных ударов метеоритов

  1. Насколько сильное влияние оказывает Луна на нашу планету?

  • Луна совсем не влияет на Землю

  • Луна приносит вред Земле

  • Луна влияет на многие процессы на Земле. Без нее жизнь была бы невозможна.

Просмотров работы: 22