Введение
Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания. Хотелось бы найти эффективные способы и приемы запоминания английских слов.
Цель работы: найти и использовать эффективные способы и приёмы запоминания английских слов, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Задачи: дать определение термину «память», на какие виды подразделяется память человека, классифицировать самые эффективные способы запоминания слов, определить какие способы и приёмы запоминания слов используются учащимися на практике при изучении английского языка.
Актуальность: так как у учащихся возникают проблемы при запоминании новых слов по изучаемым темам, возникла необходимость рассмотреть более эффективные способы и приемы запоминания английских слов.
Проблема моего проекта состоит в том, что ученикам сложно учить английский язык, потому что трудно учить слова наизусть.
Цель работы: выявить и использовать эффективные способы запоминания английских слов, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Гипотеза исследования: при условии, что будут использованы эффективные способы и приёмы запоминания слов при изучении английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком, пониманию современной повседневной речи.
Цель работы: выявить и использовать эффективные способы запоминания английских слов, что расширит и пополнит активный и пассивный словарный запас обучающегося, необходимого для успешного владения английским языком.
Гипотеза исследования: при условии, что будут использованы эффективные способы и приёмы запоминания слов при изучении английского языка, произойдет расширение и пополнение активного и пассивного словарного запаса обучающихся, который будет способствовать успешному овладению английским языком, пониманию современной повседневной речи.
Задачи: узнать, как происходит процесс запоминания слов; определить какие способы и приёмы запоминания слов используют мои одноклассники при изучении английского языка; выявить самые эффективные способы запоминания английских слов.
Глава 1 Теоретическая часть
Проблема запоминания слов
Многие люди осознают и пытаются выучить английский язык, который является самым популярным на сегодняшний день, понимают его практически в любой стране мира. Но, пытаетесь ли вы освоить язык самостоятельно, либо обратились за помощью к специалистам, в любом случае основной проблемой, с которой вы столкнетесь, будет сложность запоминания огромного количества незнакомых слов.
Понятно, что знание лексики является необходимым при изучении любого языка, но именно ее изучение и представляет основную проблему.
Я с удовольствием изучаю английский язык, мне нравится, как он звучит, я люблю слушать стихи и петь песни на английском языке. Но мне иногда трудно запомнить некоторые фразы и слова. А учитель всегда говорит нам, что без знания лексики, нельзя заговорить на английском языке. Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания, поэтому приходится придумывать разные способы запоминания. Хотелось бы найти эффективные способы запоминания новой лексики, разработанные учеными. Какой бы путь изучения языка мы не избрали, основа успеха – хороший словарный запас. Существуют достаточно простые и эффективные способы и приемы, позволяющие значительно ускорить процесс обучения и сделать его менее скучным. Часто мы используем эти способы, не задумываясь, что если взять их за правило, то можно учить английские слова гораздо более результативно.
1.2. Память и механизмы работы памяти
Па́мять — обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о каких-то процессах, через которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а впоследствии ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота, точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д. Запоминание и воспроизведение обычно происходит в виде и произвольных и непроизвольных процессов. Человек очень много запоминает и воспроизводит без особых усилий. Забывание- это обычно непроизвольный процесс.
1.3. Что такое память, как она возникает
Все мыслительные процессы начинаются в нашей голове. Вот с нее я и начну. Что такое память, как она возникает?
В статье Натальи Розановой «Как улучшить память?», я нашла определение памяти, «Память – это свойство человеческого мозга, позволяющее записывать, хранить и при необходимости воспроизводить информацию». Мозг человека можно сравнить с новейшим компьютером, которого еще не существует в реальности, так как он еще не изучен даже наполовину.
Правое полушарие заведует левой стороной тела, а левое – правой стороной. Считается, что у людей с исследовательским складом ума сильнее развито правое полушарие, а у людей творческих – левое. Все дело в том, что правое полушарие отвечает за образное, синтетическое, эмоциональное восприятие действительности, то есть за воспроизведение образов, картин и зрительных ассоциаций. У тех людей, у которых оно хорошо развито, прекрасная зрительная или слуховая память. К ним относятся художники, композиторы, скульпторы. У них прекрасная зрительная или слуховая память.
Левое же полушарие хранит словесные воспоминания. Это полушарие логики, абстрактных построений, классификаций и аналитических выводов. В его ведении находятся письмо, чтение, решение задач и все логические операции.
У людей с развитым левым полушарием хорошо развита словесно-логическая память. К ним относятся мыслители, ученые и первооткрыватели.
Память можно разделить на 3 вида. Весь процесс обработки и хранения информации, которые напрямую связаны с функциями, выполняемыми памятью:1) сенсорная память; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.
Глава 2. Этапы процесса запоминания информации
Этапы процесса запоминания представлены в Приложении № 1.
Для успешной работы механизма памяти важны механизмы ее восприятия, то есть способы восприятия информации: эмоции, запахи, зрительные образы, звуки, прикосновения и движения.
Одним из важных механизмов памяти является запоминание.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. Выделяют два вида запоминания:
1. непреднамеренное (или непроизвольное)
2. преднамеренное (или произвольное)
Кроме этого, важно выяснить, визуал вы, аудиал, или кинестетик. Кинестетику лучше запоминается, когда он в процессе запоминания ходит, пишет или печатает. Аудиалу желательно чаще прослушивать аудио и видеозаписи (даже намеренно закрыв глаза), а визуалу — изучать фото - и картинные словари, использовать цветные фломастеры и рисовать наглядные схемы.
Глава 3. Эффективные способы запоминания английских слов
Есть в английском языке лексика, которая запоминается очень легко, но некоторые слова и выражения трудны для запоминания.
Я провела исследование c помощью анкетирования, чтобы узнать, как изучающие английский язык заучивают лексические единицы.
В анкетировании приняли участие около ста учеников нашей школы, изучающих английский язык. Вопросы для анкеты представлены в Приложении № 2. Результаты анкетирования приведены в Приложении 3.
Также в результате исследования я поняла, что у всех есть свои способы запоминания слов. В основном они делятся на три группы: первая – просто «зубрю», как стихотворение повторяю и повторяю, пока не запомню. Второй – пишу слова на листке несколько раз и повторяю про себя. Третий – запоминаю прямо на уроке – после многократного повторения за учителем, и при последующем выполнении упражнений, были ответы «Вообще не учу, перевожу при помощи переводчика».
Итак, как можно помочь, в первую очередь, тем ребятам, которым сложно запоминать английские слова?
Существуют следующие способы и приёмы запоминания английских слов, разработанные учеными:
Тематические карточки |
Чтение |
Рассказы |
Подсознание Разбивочно-сочетательный способ |
Написание короткого текста |
Попугай |
Метод ассоциаций |
Песни |
Метод карточек и иллюстрированных словарей |
Рифмовки, стихи и пословицы |
Метод физического действия |
Синонимы, антонимы |
Пассивное восприятие слов |
Учить слова в контексте |
Аудиолингвистический метод |
Метод ключевых слов |
Картинки |
Метод использования стикеров |
Метод «карта памяти». |
Метод толстой тетради |
Рассмотрим несколько способов и приемов запоминания английских слов
3.1. «Метод ассоциаций»
Ассоциация: Голодный хан гриб съел.
С помощью этой ассоциации легко запоминается слово hungry – голодный.
3.2. «Использование рифмовок, стихов и пословиц». Для запоминания правильной артикуляции английских звуков и запоминания слов используются: рифмовки; короткие стихи; пословицы.
- Ох, неспелый мандарин!
- Он совсем зеленый, значит, green!
- Очень черный негр Jack
- Черный по-английски - это black!
- Мама для стирки купила “Tide”
Вещи будут белыми, значит, white!
3.3. «Стикеры».
На стикерах вы пишете английские названия различных предметов, которые находятся у вас в комнате: «шкаф», «часы», «стол», «календарь» и т. д. и расклеиваете их на соответствующие предметы интерьера. Натыкаясь взглядом на развешанные повсюду «маячки», вы автоматически будете запоминать как пишутся английские слова и, практически не предпринимая никаких специальных усилий и не выделяя специального времени на запоминание слов, вы достаточно быстро сможете существенно пополнить свой словарный запас.
3.4. «Попугай».
Этот способ годится, если вы имеете возможность общаться с носителями английского языка. Все очень просто: когда ваш собеседник употребит незнакомое вам слово, и вы либо догадаетесь, что оно означает, либо переспросите его, постарайтесь в ближайшие несколько минут употребить это слово сами. Если лицо собеседника не превратилось в маску ужаса, значит, слово использовано правильно. Можно использовать на перемене общаясь с учителем английского языка.
3.5. «Карта памяти».
Более прогрессивный метод — карты памяти (Mind Maps) или, по-другому, блок-схемы, которые помогают учить слова тематически. Берем большой лист бумаги, пишем в центре тему, по которой будем собирать слова.
Например, тема «Путешествие». Теперь от этого слова рисуем лучики — подтемы – транспорт, отель, экскурсии. Следующий слой — еще более конкретный: самолет, завтрак, памятник. В итоге получается логичная схема, вмещающая в себя десятки слов, связанных по смыслу и графически друг с другом. Главное, чтобы карта была логичной и наглядной. Часть слов вам запомнится уже в самом процессе рисования схемы, остальные будут освоены, если схему часто внимательно разглядывать и размышлять над связями и зависимостями, а также воспроизводить по памяти.
В Приложении № 4 данный метод представлен в графическом виде.
3.6. «Тематические карточки».
Такое запоминание английских слов очень эффективно, поскольку при написании от руки тематических карточек и постоянном их использовании используется память воспроизведения, и слова попадают в активный реестр памяти. Например: Тематические карточки по теме: «Семья» и «Домашние питомцы».
3.7. «Аудиолингвистический метод».
Он подходит тем людям, у которых хорошо развита слуховая память. Суть метода заключается в том, чтобы учить язык посредством устного усвоения английского текста. Это возможно как через прослушивание аудиозаписей, так и путем просмотра фильмов на английском. Лучшим вариантом является именно просмотр фильмов, так как человек лучше воспринимает материал. На начальном этапе лучше всего просматривать фильмы с субтитрами, вначале на русском языке, а потом и на английском.
Данные семь методов – самые популярные методы запоминания английских слов. Но какие из этих методов самые эффективные?
Я нашла результаты одного анонимного голосования в Интернете. По мнению изучающих английский язык следующие способы являются самыми эффективными: «Стикеры», «Карта памяти», «Заучивание», «Тематические карточки», «Визуализация», «Аудиолингвистический метод», «Подсознание», «Попугай».
Что касается меня, то я визуал. Для меня методы «Стикеры», «Заучивание», «Карта памяти» являются самыми эффективными.
4. Заключение
В ходе проведенного мною исследования было выявлено, что большое количество учащихся испытывают трудности при изучении иностранного языка, потому что им трудно запоминать слова. В ходе анализа и изучения различной литературы я пришла к выводу, что существует большое количество интересных и эффективных способов, при помощи которых можно быстро пополнить свой словарный запас.
Исходя из найденной мною статистической информации, наиболее эффективные способы - метод «Стикеров», «Визуализация» и «Подсознание». Выбор способов и приемов зависит от типа личности: 1) Визуал; 2) Аудиал или 3) Кинестет. В основном, среди людей преобладают визуалы, для которых самые эффективные методы «Стикеры», «Заучивание», «Карта памяти».
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: способов запоминания лексики много, но каждый ученик должен сам выбрать именно тот, который подойдет именно ему. В любом случае необходимо понимать, что какой бы способ вы не выбрали, успех будет зависеть только от вашего желания, упорства и настойчивости. Только ежедневная и упорная работа приведет к желаемому результату. И знайте, что самый лучший способ правильно учить английские слова - это учить их с удовольствием!
Список литературы:
1. Авшарян Г.Э. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника.- Изд-во АСТ прайм - Еврознак АСТ Москва, 2008г.
2. Акимова М.К. Особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002г.
3. Кулиш В.Г. Эффективные способы запоминания английских слов. – Д. Сталкер, 2003г.
4.Курланд Майкл, Лупоф Ричард «Как улучшить память?» Изд-во АСТ, Москва, 2005г.
5.Трубанева Н.Н. Английский с удовольствием., 5 класс., Изд-во Титул, 2014г.
Электронные ресурсы:
https://cyberleninka.ru/article/n/metody-zapominaniya-angliyskih-slov
https://ienglish.ru/blog/interesno-ob-angliiskom/
https://media.foxford.ru/articles/kak-uchit-angliyskie-slova
https://puzzle-english.com/directory/wordsfast
Приложение№1
Процесс запоминания информации
Приложение № 2
Анкета
Нравится ли вам изучать английский язык?
Почему?
2.Труден ли английский язык для изучения?
3. Что вызывает особую трудность?
4. Любите ли вы заучивать иностранную лексику, английские слова?
5. Есть ли у вас особенные пути запоминания лексики? Какие?
6. Вы пишите словарные диктанты на уроках английского языка? Какую оценку вы обычно получаете за словарный диктант?
7. Легко ли вам дается изучение английского языка?
8. Почему вам нравится учить английский язык?
Приложение №3
Результаты анкетирования
Почему? |
Да – 43% |
Нет – 57% |
2. Труден ли английский язык для изучения? |
Да – 65% |
Нет – 35% |
3.Что вызывает особую трудность? |
|
|
4. Любите ли вы заучивать иностранную лексику, английские слова? |
Да -45% |
Нет - 55% |
5. Есть ли у вас особенные пути запоминания лексики? Какие? |
Есть – 40% (смотри Главу 3 моего проекта) |
Нет – 60% |
6. Вы пишите словарные диктанты на уроках английского языка? Какую оценку вы обычно получаете за словарный диктант? |
Да – 100%; «5» - 15% «4» - 40% «3» - 35% «2» - 10%. |
|
7. Легко ли вам дается изучение английского языка? |
Да – 43% |
Нет – 57% |
8. Почему вам нравится учить английский язык? |
Смотри ответы ниже в данном приложении |
Дополнительная информация к вопросу № 8 в таблице выше: «Почему вам нравится учить английский язык?» Самые популярные ответы:
· Он будет нужен при поступлении в высшие учебные заведения;
· Просто интересно;
· Ездить отдыхать заграницу и знакомиться с иностранцами;
· Нравится слушать английские песни;
· Хочу разговаривать на английском языке и понимать, что говорят англичане.
Приложение № 4
Карта памяти