Восприятие грамматических ошибок в текстах популярных песен

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Восприятие грамматических ошибок в текстах популярных песен

Уадати А.А. 1
1МБОУ-Лицей г.Владикавказа
Джуссоева В.А. 1
1МБОУ-Лицей г.Владикавказа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Большая часть текстов песен, популярных во всем мире, написана на английском языке. Творчество современных музыкантов, в первую очередь британских и американских, стало одним из источников знакомства с английским языком для детей и молодежи.

Мы часто запоминаем слова понравившихся песен и таким образом учим английский язык, запоминая популярные слова и фразы. Но при этом мы не анализируем песни на предмет их соответствия правилам английской грамматики, которые мы изучаем в школе. Как часто авторы песен отклоняются от грамматических норм и почему? Как много ошибок можно встретить в песнях и как эти ошибки воспринимаются слушателями? Умеем ли мы отличать неправильные грамматические конструкции, встречая их в текстах песен?

Цель данной исследовательской работы - установить, как школьники, изучающие английский язык, воспринимают отклонения от грамматических правил и ошибки, встречающиеся в текстах песен английских и американских авторов, и какое влияние эти отклонения и ошибки могут оказывать на правильное изучение английского языка.

Задачи данной исследовательской работы:

определить важность изучения грамматики и грамматических ошибок в изучении английского языка,

понять как текст песен влияет на восприятие и изучение языка,

определить, какое влияние имеют грамматические ошибки в текстах песен на изучение школьниками английского языка,

понять, как школьники, изучающие английский язык, могут находить и распознавать отклонения от грамматических правил и грамматические ошибки в текстах известных песен, и какие именно грамматические конструкции вызывают наибольшие затруднения.

Данная исследовательская работа состоит из двух частей: в первой (теоретической) части мы рассматриваем понятие «грамматика», а также анализируется содержание понятия «грамматическая ошибка». Также в этой части мы раскрываем основные характеристики песни как отдельного музыкального продукта и анализируем текст как составную часть песни.

Во второй (практической) части данной исследовательской работы мы анализируем результаты анкетирования, которое мы провели среди обучающихся нашей школы. В анкете предлагалось определить грамматически правильные/неправильные фразы, взятые из текстов известных песен.

Основная часть.

Глава I. Грамматика и грамматические ошибки.

    1. Грамматика.

Изучение иностранного языка – это постоянный процесс, который может продолжаться всю жизнь, и грамматика играет в этом процессе ключевую роль. Без понимания основ грамматики мы бы не смогли правильно использовать слова и составлять предложения. Грамматика позволяет правильно передавать и понимать смысловые значения и выстраивать эффективную коммуникацию. Но, прежде чем изучать грамматику необходимо определить, чем же она является.

Термин «грамматика» - греческого происхождения, он означает «науку о письме», совокупность правил и закономерностей языка, регулирующих правильность построения слов, словосочетаний6 предложений и текстов. Можно сравнить грамматику с цементным раствором, которым скрепляются кирпичи при строительстве дома – можно складывать кирпичи один на другой без раствора, но такая стена не будет прочной. Так и с грамматикой. Можно выучить много отдельных слов, но без знания грамматики не получится выстроить правильное предложение.

Люди изучали грамматику на протяжении многих веков. Большинство исследователей сходятся во мнении, что грамматика появилась в 5 веке до н.э. в языке Санскрит на территории современной Индии. Современная «традиционная» грамматика была сформирована в Древней Греции, там же была изобретена письменность, основанная на алфавите. Основываясь на греческой грамматике, древние римляне разработали свою собственную, латинскую грамматическую систему, которая стала основой для многих современных индоевропейских языков, включая английский.

Ключевыми частями грамматики традиционно являются учение о частях речи и их грамматических категориях, а также учение об общих правилах сочетания слов в более протяжённые речевые конструкции: словосочетания, предложения, и о структуре этих речевых конструкций - синтаксисе. Семантика, лексикология и фонетика, как правило, не включаются в грамматику.

Каждый язык выделяется своими специфическими особенностями. Грамматика обеспечивает идентичность восприятия информации. Без неё текст не будет выглядеть красиво, и читаться правильно.

Грамматика нужна и важна. Она представляет собой один из ключевых аспектов обучения языку. Именно на основе существующих грамматических догм слова строятся в словосочетания, а затем формируют целые предложения. Только благодаря грамматике, речь становится осмысленной и понятной большинству. Грамматика выступает в роли инструмента, отвечающего за логику. 

Без знания грамматики просто не получится качественно овладеть языковыми навыками, сделать собственную речь связной и понятной. Грамматика выделяется своей силой и способностью типизировать языковые явления. При этом она довольно далека от конкретных предложений и значений слов. Грамматика формирует у человека мышление, помогает развивать речь и не только.

    1. Грамматические ошибки.

Грамматические ошибки – необходимая и очень важная часть процесса изучения любого языка. Через распознавание и определение своих ошибок мы учимся и улучшаем свои языковые навыки.

Грамматическая ошибка означает нарушение правил или отклонение от них. При этом мы считаем, что ошибка и отклонение от правила – понятия пусть и во многом схожие, но имеющие свои отличительные особенности, которые будет полезно учитывать при изучении иностранного языка.

Ошибка – это результат незнания и/или отсутствия навыка, поэтому ошибки часто встречаются в начале любого обучения: учимся ли мы кататься на лыжах, играть на музыкальном инструменте или говорить на иностранном языке. Чем больше мы узнаем о предмете, чем больше навыков приобретаем, тем меньше ошибок мы совершаем.

Лингвисты различают системные и несистемные грамматические ошибки, и считают, что системные ошибки играют роль индикаторов и показывают пробелы в знаниях, которые обучающийся должен восполнить. Например, если в процессе изучения английского языка мы не освоили неправильные глаголы, то, конечно, мы будем неверно использовать их в прошедшем времени. Различают два вида грамматических ошибок – явные и скрытые.

Явные ошибки очевидны и различимы при первом взгляде, для их выявления не обязательно знать контекст. Например, Ihappy, здесь ошибка очевидна.

Для распознавания скрытой ошибки, как правило, нужно знать смысловой контекст. Например, предложение Iamastudent грамматически верно, но оно неправильно и не соответствует по смыслу если оно является ответом на вопрос Whatareyoudoinghere? а не вопрос Whatdoyoudo?

Несистемные грамматические ошибки, в отличие от системных, являются не результатом пробела в знаниях, а следствием недостаточного внимания, отсутствия концентрации, забывчивости, стресса. Например, оговорка или опечатка. Как правило, человек знает «как правильно», поэтому сам замечает и исправляет свои несистемные ошибки.

    1. Песня как отдельный музыкальный продукт

Большинство людей воспринимает песню не как самостоятельный жанр, а как некий сплав разных видов искусства – музыки, стихов и голоса. Изучив различные определения, можно сделать вывод, что песня – это сравнительно короткое музыкальное произведение, как правило, с текстом, который рифмуется. Чтобы песня получилась и стала популярной недостаточно иметь запоминающуюся мелодию, хорошие стихи и приятный голос исполнителя – важно, чтобы эти три компонента гармонично сочетались между собой и дополняли друг друга. У каждой песни есть своя внутренняя структура, представляющая собой различные комбинации основных элементов: вступление, куплет, припев, переход, завершение. В зависимости от жанра (поп, рок, джаз) какие-то из названных элементов могут отсутствовать либо последовательность может быть иной, уникальной для этой песни.

В современной культуре песня играет важную роль. Через песню автор рассказывает свою историю, выражает свои чувства и убеждения. И здесь очень важной составляющей частью песни является ее слова, то есть текст.

Текст песни содержит смыслы и информацию, которыми автор хочет поделиться с публикой. Текст песни и стихотворение имеют много общего, но главное различие в том, что песня воспринимается только в контексте мелодии и голоса исполнителя.

Песня воспринимается как слова, наложенные на мелодию с определенной гармонией и ритмом, которые автор должен при создании текста учитывать. Ритм (звуковой ряд с определенными интервалами) является важнейшим фактором, так как количество слогов в одной строке должно совпадать с ритмическим рисунком песни. Специалисты отмечают, что ритм является основой музыки. Можно комбинировать разные звуки, но, если они не выстроены в ритм, музыка не появляется. Примером может служить песня Moneyбританской группы PinkFloyd. Во вступительной части песни музыканты используют звуки работающего кассового аппарата и падающих металлических монет, выстраивая из этих звуков определенный ритмический рисунок.

Еще один важный создания текста песни – рифма. В переводе с греческого рифма - «размеренность, ритм»; она означает созвучие в окончании двух или нескольких слов, необходимое для того, чтобы пара слов или словосочетаний прочитывалась созвучно. Действие рифмы двояко: со стороны формы и со стороны содержания. Она, прежде всего, подчиняет стихотворную речь новой закономерности, делая её приятнее для слуха и легче для восприятия. Разграничивая отдельные стихи, она как бы разделяет их, а на самом деле связывает их созвучием. Роль рифмы аналогична с ролью ритма, но не тождественна; ритм также расчленяет стихотворные единицы, но рифма прибавляет к этому ещё созвучие.

    1. Почему авторы песен пишут тексты с грамматическими ошибками?

Грамматические ошибки в текстах песен появляются вследствие неграмотности или авторы допускают их намерено? Проанализировав несколько песен с ошибками, мы пришли к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос нет.

Наиболее распространенной причиной грамматических ошибок в песнях является желание авторов сохранить ритм и рифму. Например, название и заглавная строка песни группы TheHollies звучит так HeAintHeavy, HesMyBrother. Конечно, эта конструкция грамматически небезупречна, но фраза «He is not heavy, hes my brother» нарушила бы ритм и мелодику песни.

Еще один пример – песня Джастина Тимберлейка WhatGoesAroundComesAround. ОнпоетWhen you cheated girl, my heart bleeded girl. Глагол «to bleed» относится к неправильным глаголам, форма прошедшего времени «bled».

Еще одна причина нарушения грамматических правил – желание авторов подчеркнуть свою индивидуальность, свой стиль и принадлежность к особенной субкультуре. На первый взгляд, это непрофессионально, но этот авторский подход можно объяснить. Автор песни часть выступает в роли героя своей песни. Например, The Rolling Stones в своей знаменитой песне Satisfactionиспользуют совершенно неправильную грамматическую конструкцию с двумя отрицаниями ICantGetNoSatisfaction, но в контексте песни она представляется верной, так как ее герой разговаривает именно так, с ошибками.

    1. Роль песен в изучении английского языка.

Песня всегда была популярным элементом в изучении иностранных языков, особенно английского. Преподавателям и ученикам нравятся упражнения с песнями, так как они создают более игровую, неформальную и живую атмосферу в классе, а грамматический материал, основанный на песнях, лучше запоминается. Когда ученики запоминают тексты песен, понимая их значение, они активнее используют новый словарный запас и новые грамматические правила. Конечно, выбор песен должен всегда соответствовать возрасту учеников, уровню их языковых знаний и музыкальным интересам.

Песни полезны при изучении английского языка еще и потому, что в них, как правило, используется неформальный язык, несложные языковые конструкции, много повторений и понятных эмоций.

Обучение языку через песни всегда воспринимается учениками легче и естественнее, скорее, как развлечение, а не работа.

Интересно, что во многих современных аудио-курсах диалоги, которые предлагаются ученикам, звучат вместе с фоновой музыкой, чаще классической. Обычно диалоги читаются дважды: один раз медленно, и один раз в нормальном темпе. Специалисты говорят, что музыкальный фон диалога помогает «раскрепостить» ученика и раскрыть его внимание для новых слов и выражений. Неслучайно считается, что занятия музыкой помогают в изучении иностранных языков.

    1. Какое влияние на обучение могут оказать грамматические ошибки в песнях?

Вопреки обычному представлению, восприятие грамматических ошибок в текстах песен совсем необязательно имеет отрицательный эффект для изучающего английский язык. Как и любое явление, это имеет свои положительные и негативные последствия. Отмечая и запоминая ошибки, мы учимся не допускать их в дальнейшем. А также учимся критически подходить и анализировать тексты, тем самым лишний раз тренируя свою грамматику. Негативный эффект может выражаться в том, что мы перестаем верить в твердость грамматических правил и следить за их соблюдением, если видим, что сами носители языка – авторы текстов песен – довольно легко их нарушают.

Учитывая названные аргументы «за» и «против», мы считаем необходимым в процессе обучения использовать для анализа тексты английских песен с грамматическими ошибками, они эффективны и полезны в обучении как инструмент освоения и запоминания нового материала.

ГлаваII.Практическаячасть

После описания грамматики, грамматических ошибок, песни и ее компонентов в первой, теоретической части нашей работы, мы переходим к практической части. Объектом нашего исследования являются грамматические ошибки в текстах популярных песен и то, как их восприятие влияет на изучение английского языка.

Чтобы выяснить это практическим путем мы разработали анкету с конкретными примерами грамматических ошибок в песнях и попросили учеников нашей школы найти эти ошибки и исправить их.

В данной исследовательской работе мы ставили перед собой задачи: (1) выяснить, влияют ли грамматические ошибки в песнях на изучающих английский язык; (2) выяснить, какие навыки «распознавания» и «исправления» грамматических ошибок в песнях у наших респондентов; (3) выяснить, какие грамматические ошибки в песнях вызывают у наших респондентов наибольшие затруднения и почему.

В анкету мы включили 15 вопросов - цитаты из известных песен английских и американских музыкантов (название песни и автор авторы были указаны рядом в скобках), в которых есть грамматические ошибки (см.приложение).

Мы попросили респондентов обнаружить грамматическую ошибку, подчеркнуть ее и написать правильный, на их взгляд, вариант. Если респондент считал, что ошибки нет, он мог поставить в строке знак +.

Анкета была анонимной, мы только просили указывать возраст респондента, в каком классе он/она учится, сколько лет изучает английский язык, изучает его только в школе или еще посещает дополнительные занятия.

Анкету предложили заполнить ученикам 9 -11 классов нашей школы на уроках английского языка.

Всего было заполнено, обработано и проанализировано 55 анкет.

Мы получили следующие результаты:

  1. We don’t need no education (Another Brick in The Wall by Pink Floyd). Основная грамматическая проблема здесь – это использование в одном предложении двойного отрицания, dont и no, которое не допускается в английской грамматике. Приемлемыйвариант We don’t need any education или We don’t need education. 90% респондентов выявили ошибку и предложили правильный вариант.

  2. Whentheysaidyouwashighclass,wellthatwasjust alie (Hound Dog by Elvis Presley). Здесь две причины того, почему глагол to be в прошедшем времени использован неправильно. Во-первых, с местоимением you должна была применяться форма were, а не was. Во-вторых, по смыслу должна была быть использована форма were для сослагательного наклонения. 55% наших респондентов обнаружили и исправили эту ошибку.

  3. I’ll treat you good (Girlfriend by NSYNC). В данном случае неверно используется прилагательное good вместо грамматически правильного well. Некоторые респонденты исправляли на right, мы также принимали это как корректный ответ. Тем не менее, только 35% респондентов распознали ошибку.

  4. Far too many stars have fell on me (Stars by Dan Fodelberg). Здесь – пример некорректного использования неправильного глагола to fall. Предложение в Present perfect tense, значит должна использоваться третья форма fallen. 70% респондентов обнаружили и исправили эту ошибку.

  5. If the sun don't come you get to tan from standing in the English rain (I am a Walrus by The Beatles). Мы были уверены, что большинство респондентов обнаружит и исправит неправильное использование dont вместо правильного doesnt. Так и произошло, практически все 100% респондентов ответили правильно.

  6. When you cheated girl, my heart bleeded girl (What Goes Around Comes Around by Justin Timberlake). Как и в четвертом вопросе анкеты, проблема здесь в неверном использовании неправильного глагола to bleed. Фразадолжназвучатьтак: When you cheated girl, my heart bled girl. Но, в отличие от четвертого вопроса, в этом случае только 20% респондентов распознали и исправили ошибку. Вероятнее всего, большинство не было знакомо с глаголом to bleed, а глагол to fall является более распространенным, и изучение неправильных глаголом часто начинается с него.

  7. I feel good (I Got You (I Feel Good) by James Brown). Классическая и очень популярная во всем мире песня все-таки содержит ошибку – использование good вместо well. Это распространенная ошибка, которую иногда допускают и носители языка. Тем не менее 30% наших респондентов распознали эту ошибку.

  8. My mamma don’t like you (Love Yourself by Justin Bieber). Как и в случае с пятым вопросом, большинство респондентов обнаружило и исправило неправильное использование dont вместо правильного doesnt, практически все 100% респондентов ответили правильно.

  9. She’s got a ticket to ride, but she don’t care (Ticket To Ride by The Beatles). Ситуация практически такая же, как с пятым и восьмым вопросами – большинство респондентов ответили правильно заменили dont на doesnt.

  10. Song she sang to me, song she brang to me (Play Me by Neil Diamond). Как и в четвертом и шестом вопросах анкеты, проблема здесь в неверном использовании неправильного глагола to bring. Фразадолжназвучатьтак: Song she sang to me, song she brought to me. Автор выдумал свой неправильный глагол, чтобы получить рифму с формой прошедшего времени sang другого неправильного глагола to sing. К сожалению, эту задумку автора наши респонденты не разглядели.

  11. Can you handle me the way I are (The Way I Are by Timbaland). Здесь явно выраженное неправильное использование глагола to be, который в первом лице единственного числа настоящего времени должен быть am, а не are. Большинство наших респондентов, 85%, правильно ответили на вопрос.

  12. Love Me Do (Love Me Do by The Beatles). Ответ здесь не самый очевидный. С точки зрения классической грамматики фраза должна звучать Love me, do, или Do love me, или просто Love me. Никто из респондентов не указал на ошибку и, соответственно, не исправил ее.

  13. If they say I never loved you, you know they are a liar (L.A. Woman by The Doors). В данном случае 45% респондентов рассмотрели ошибочное использование артикля «a» в фразе they are a liar.

  14. Let there be drums and there was drums (Let There Be Rock by AC/DC). Здесь также явно выраженное неправильное использование глагола to be, который во множественном числе прошедшего времени должен быть were, а не was. 60% наших респондентов правильно ответили на вопрос.

  15. I can’t get no satisfaction (Satisfaction by The Rolling Stones). The Rolling Stones в своей знаменитой песне Satisfactionиспользуют совершенно неправильную грамматическую конструкцию с двумя отрицаниями ICantGetNoSatisfaction, но в контексте песни она представляется верной, так как ее герой разговаривает именно так, с ошибками. Большинство наших респондентов, 80%, правильно ответили на вопрос.

Заключение

В начале данной исследовательской работы мы искали и анализировали типичные случаи нарушения грамматических правил, встречающиеся в текстах популярных песен английских и американских авторов. Пятнадцать из них мы включили в анкету, которую предложили заполнить ученикам 9-11 классов нашей школы, чтобы в этом необычном для них контексте выяснить их языковой уровень и навыки самостоятельного распознавания и исправления грамматических ошибок.

После анализа анкет мы выяснили, какие именно грамматические аспекты вызывают у наших респондентов наибольшие затруднения.

Больше всего затруднений вызвали вопросы с неправильными глаголами. Меньше всего затруднений вызвали вопросы с использованием отрицательной формы вспомогательного глагола do в третьем лице единственного числа: doesnt вместо dont.

Эти результаты могут быть использованы как преподавателями, так и заинтересованными учениками для того, чтобы акцентировать внимание на определенных пробелах в грамматике и закрепить их практическими упражнениями и заданиями, в том числе основанным на текстах популярных песен.

Важным результатом исследования является также то, что мы убедились, что не все тексты популярных песен соответствуют правилам английской грамматики. Это полезно для каждого человека, изучающего иностранный язык.

Мы выяснили, что тексты песен, содержащие грамматические ошибки, могут быть замечательным дополнительным учебным материалом для изучения грамматики, но использовать этот материал надо аккуратно и критически, тогда он принесет максимальную пользу.

Литература

Линн Виссон. Русские проблемы в английской речи. - Москва, 2005. – 191 стр.

Л.В.Бондарко, Л.А.Вербицкая, Г.Я. Мартыненко и др.; отв. ред. А.С.Герд. Прикладное языкознание. С.-Петербург, 1996 – 317 стр.

http://perevodovedcheskiy.academic.ru/

http://www.english-study-cafe.ru

www.metrolyrics.com

https://www.kaplaninternational.com/ru/blog/mistakes-in-english-lyrics

https://harvest.net/ru/mistakesinyourfavoritesongs/

 

Приложение

Добрый день,

Меня зовут Азамат Уадати, я ученик 5-го класса МБОУ Лицей г. Владикавказа.

Сейчас я занимаюсь исследовательской работой по теме «Восприятие грамматических ошибок в текстах популярных песен» и буду вам благодарен за помощь.

Пожалуйста, заполните эту анкету. Она анонимная, ваши ответы не оцениваются. Пожалуйста, заполните ее самостоятельно, без посторонней помощи.

В анкете представлены цитаты из известных песен английских и американских музыкантов (название песни и автор авторы указаны рядом в скобках), в которых есть грамматические ошибки.

Если вы обнаружите грамматическую ошибку, пожалуйста, подчеркните ее и напишите правильный, на ваш взгляд, вариант. Если вы считаете, что ошибки нет, поставьте, пожалуйста, в строке знак +.

Спасибо!

АНКЕТА

Мне _______ лет, я ученик ______ класса. Я изучаю английский язык _______ лет (только в школе/в школе и на дополнительных занятиях, нужное подчеркнуть)

  1. Wedon’t need no education (Another Brick in the Wall by Pink Floyd)

  1. Whentheysaidyouwashighclass,wellthatwasjust alie (Hound Dog by Elvis Presley)

  1. I’lltreatyougood (Girlfriend by NSYNC)

  1. Fartoomanystars have fellonme (Stars by Dan Fodelberg)

  1. Ifthesundon'tcomeyougettotanfromstandingintheEnglishrain (I am a Walrus by The Beatles)

  1. Whenyoucheatedgirl,myheartbleeded girl (What Goes Around Comes Around by Justin Timberlake)

  1. Ifeelgood (I Got You (I Feel Good) by James Brown)

  1. My mammadon’t likeyou (Love Yourself by Justin Bieber)

  1. She’s got a ticket to ride, but she don’t care (Ticket To Ride by The Beatles)

  1. Song she sang to me, song she brang to me (Play Me by Neil Diamond)

  1. Can you handle me the way I are (The Way I Are by Timbaland)

  1. Love Me Do (Love Me Do by The Beatles)

  1. If they say I never loved you, you know they are a liar (L.A. Woman by The Doors)

  1. Let there be drums and there was drums (Let There Be Rock by AC/DC)

  1. I can’t get no satisfaction (Satisfaction by The Rolling Stones)

Просмотров работы: 31