Гид в системе высшего образования в Германии

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гид в системе высшего образования в Германии

Гарифзянов С.Ф. 1
1МБОУ "СОШ#26" НМР РТ
Викторовна Виктория Вьюкова 1
1МБОУ "СОШ#26" НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Качественное образование есть фундамент для экономического роста и основа для процветания общества. Высшее образование в Германии занимает одно из передовых мест в Европе. В Германии методика преподавания в вузах ориентирована на академическую свободу. Данная страна является одним из эталонов качества. В связи с этим возрос спрос абитуриентов на высшее образование именно тут.

Проблема исследовательской работы заключается в том, что для студентов, желающих получить образование в Германии, не хватает знаний о ней, требований для поступления в ВУЗы, необходимом уровне языка, а также в незнании существовании различных учебных заведений, которые подойдут для получения нужной специальности, где при этом будет располагающая для этого среда.

Исследование темы является актуальным, так как для многих выпускников школ возникает необходимость рассмотрения всех альтернатив для продолжения своего дальнейшего образования.

Цель работы: открыть секрет системы образования в Германии, разработать сообщество-путеводитель в социальной сети ВКонтакте с полезной информацией для поступающих в зарубежные вузы абитуриентов.

Осуществление цели данного исследования потребовало решения ряда задач:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Изучить историю становления образования в Германии.

  3. Изучить систему образования в Германии.

  4. Рассмотреть основные университеты для поступления.

  5. Узнать условия поступления в вузы Германии.

  6. Сделать выводы на полученной информации.

  7. Подготовить и провести опрос 9 и 11 классах в социальной сети ВКонтакте.

  8. Проанализировать полученные результаты.

  9. Подготовить сообщество­­–путеводитель в социальной сети ВКонтакте.

  10. Сделать физический путеводитель для абитуриентов.

Объектом данного исследования выступает система образования Германии.

Предметом исследования является - изучение требований и условий для поступления в немецкие университеты.

Гипотеза: путеводитель является полезным инструментом для поступающих.

Продуктами проектной деятельности являются сообщество во ВКонтакте и путеводитель по высшим учебным заведениям

Методы, с помощью которых проводилось данное исследование:

- изучение и анализ литературы

- опрос в сети интернет

- метод поискового чтения

- сравнительный анализ

- обобщающий метод

Этапы:

- на подготовительном этапе работы над проектом была подобрана и конкретизирована тема исследования.

- на этап планирования была определена цель работы и обозначены задачи, которые необходимо решить для её достижения.

- в процессе выполнения практического этапа был осуществлён сбор и анализ информации, подготовлено введение, теоретическая и практическая части, сделаны выводы по результатам выполнения работы, произведено оформление проекта.

- на заключительном этапе была подготовлена презентация и осуществлена защита работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на уроках немецкого языка в 8 и 9 классах как дополнительный материал, также представляют большую ценность для тех, кто хотел бы получить образование в европейских странах.

Наша работа делится на две части: теоретическую и практическую. В первой части рассмотрены такие элементы как изучение темы и анализ полученной информации. Во второй части работы представлены результаты полученных данных опроса и разработка информационной страницы ‒ сообщество - путеводитель, где размещена информация по университетам Германии, а также полезные сведения про требования для поступления.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. История становления системы образования в Германии.

Образование в Германии имеет древнюю историю, начиная с раннего средневековья1 (Mittelalter). В этом времени образование было преимущественно религиозным, ориентированным на церковь и осуществлялось через монастырские и церковные школы. Мартин Лютер0 призывал к образованию и созданию публичных школ, что привело к возникновению гимназий и начальных школ.

В эпоху Просвещения0 была сформирована классическая система образования, включающая в себя тривиум (грамматику, риторику, диалектику) и квадривиум (арифметику, геометрию, музыку и астрономию). Университеты также получили развитие.

После объединения Германии в 1871 году была внедрена общая система образования. Образование стало обязательным, и были разработаны общешкольные программы. Во время нацистского режима образование подверглось идеологическому влиянию.

После Второй мировой войны Германия разделилась на Западную (Bundesrepublik Deutschland) и Восточную (Ostdeutschland) части. В Западной Германии образовалась демократическая система образования, ориентированная на демократические ценности и личностное развитие. В Восточной Германии, являющейся Германской демократической республикой, образование сильно контролировалось государством и было направлено на идеологическую подготовку в духе коммунизма и социализма.

После объединения Германии в 1990 году проводились реформы для гармонизации систем образования в Западной и Восточной частях страны. Стандартизировались экзамены, стремясь установить общий уровень образования по всей стране.

1.2. Система образования в Германии

В Германии есть детские сады, начальные школы, гимназии и университеты. Количество детских садов ограничено, и они находятся в частном ведении. В детский сад в Германии принимают детей с 3 лет на полдня или целый день. Дети начинают учиться с 6 лет и обычно заканчивают школу в 15–16 лет.

Первую ступень образования составляет начальная школа (Grundshule) с 1–4 классами. В этих классах проводят комплексное обучение, включающее язык, математику, краеведение, искусство и религию. С 3 класса начинают отдельно учить предметы, но и затем комплексные уроки остаются. Ученики переходят на вторую ступень образования в 4-6 классах с учетом их способностей и интересов, а не материального положения родителей.

Вторая ступень образования – полная народная школа (Hauptshule) продолжается до 9­–10 классов. Этот тип школы уделяет большое внимание практическим навыкам, а также религии, истории, обществоведению и родному языку. В расписании есть время для труда, физкультуры, рисования и музыки.

Если ученик талантливый, он может учиться в реальной школе (Realshule), где должен учить физику, химию, биологию и иностранный язык. Успешно обучающиеся ученики могут перейти в гимназии.

Гимназии (Gymnasium) - единственное образовательное учреждение, предоставляющее доступ к высшему образованию. Поступают туда лишь самые способные ученики. В гимназиях, кроме обязательных предметов, есть предметы на выбор, и в старших классах они становятся более специализированными. Например, гимназии делятся на классические, естественно-математические, современные языковые, инженерные, экономические и педагогические. В гимназии дети учат латынь, греческий и, возможно, другие языки.

1.3 Дуальная система образования в Германии.

Дуальная система образования (Duales Bildungssystem) в Германии объединяет теорию и практику, позволяя студентам обучаться на предприятиях, применяя полученные знания в реальных проектах и получая практический опыт.

На время обучения студенты становятся практикантами, которые применяют знания на опыте, получают зарплату, им легче финансировать обучение.

При этом есть и минусы: дуальное образование не имеет каникул между семестрами, и прервать учебную деятельность может быть сложно из-за обязательств перед предприятием. Чтобы избежать проблем, студентам нужно чётко определиться с выбором специальности ещё до начала обучения.

1.4 Университеты Германии

В Германии есть множество университетов, на которые стоит обратить своё внимание абитуриенту, собирающемуся получить высшее образовании за пределами своей страны.

Гейдельбергский университет, который был основан в 1386 году. Он является центром образования Европы. Его программы по философии, теологии, медицине и праве очень востребованы.

Университет Лейпцига, основанный в 1409 году, предлагает обучение истории, археологии и медицине. Студенты имеют возможность участвовать в исследовательских проектах и программам обмена, что способствует росту.

Берлинский университет, имеющий хорошие связи с другими учреждениями. основан в 1809 году. Здесь преподают гуманитарные, социальные и экономические науки

Мюнхенский университет Людвига–Максимилиана – один из старейших университетов Германии, основанный в 1472 году. Тут созданы факультеты: теологии, юриспруденции, управления и бизнеса, экономики, медицины.

Штутгартский университет основан в 1829 году и является одним из ведущих технических университетов государства. Сильнейшее направление его – факультет машиностроения. Стоит обратить внимание на лингвистику

Университет Кёльна - один из старейших и крупнейших университетов Европы, основанный в 1398 году. Он популярен своими достижениями в области биохимии. Там проводят мероприятия и конференции. Заведение славится программами медицины, археологии, менеджмента.

Университет Гёттингена, основанный в 1737 году, стал одним из ведущих учебных заведений в Германии. Знаменит юридическим факультетом, отмечается центром открытий в сфере физики и математики. В учебном процессе внимание фокусируется на недавние исследования.

Университет Фрайбурга, основанный в 1457 году и известный своим акцентом на экологию, является центром активности по изучению природы. Он предлагает уникальные программы по экологическим исследованиям и сотрудничает с ведущими компаниями в индустрии.

Технический университет Мюнхена основан в 1868 году и предлагает образование в разных областях, включая инженерию и информационные технологии. Сюда идут для инженерных и технологических программ, притягивающие IT-специалистов со всего мира. TUM включают работу таких известных ученых, как Фридрих Людвиг Бауэр, Конрад Блох и Рудольф Дизель.

Мангеймкий университет основан в 1967 году и специализируется на социально–экономические направленности. Студентам предоставляется возможность применять знания на практике через стажировки и проекты с компаниями.

1.5 Условия поступления в немецкое высшее учебное заведение

Для вступления в университет Германии существуют определённые условия и требования. В начале, школьный аттестат или диплом об окончании учебного заведения нуждаются в признании. Российский аттестат о среднем общем не является достаточным. Абитуриенту требуется пройти год подготовительного курса (Studienkolleg) или доучиться 1 год в ВУЗе своей страны.

Ещё на что стоит обратить внимание, это то, что большинство программ в германских университетах преподаются на немецком языке, поэтому студентам часто требуется сдать экзамен на знание немецкого (например, TestDaF или DSH для получения допуска к обучению в ВУЗе).

Студенту также понадобится открыть «блокировочный счёт» (Sperrkonto) в немецком банке и положить на него достаточно средств на год, чтобы получить студенческую визу (Studentenvisum). Эта сумма должна обеспечить его существование в Германии.

Вузы требуют от студентов иметь медицинскую страховку (Krankenversicherung) на период учебы в Германии. Студент может выбрать страховку через университет или приобрести ее самостоятельно.

Университеты предлагают студенческие общежития, но мест в них часто не хватает, поэтому студентам приходится искать жилье.

После выполнения всех условий нужно написать соответствующее заявление, которое подаётся через платформу UniAssist, либо в сам ВУЗ.

1.6. Стоимость и оплата обучения в Германии

Стоимость обучения в Германии составляет из регистрационного взноса, оплачиваемого при регистрации на курс, и семестрового сбора, покрывающего административные расходы, использование библиотеки и студенческие сервисы. Оплата может производиться через банк, онлайн–банкинг или специальные сервисы. Обучение на бакалаврских программах в государственных университетах Германии в большинстве случаев для студентов, включая иностранных, является бесплатным. Существуют также различные стипендии и гранты, способные снизить расходы на обучение. Кроме того, программы обмена позволяют обучаться в Германии за счёт своего университета.

Выводы по первой главе

Мы выяснили, что основы системы образования начали складываться ещё во средневековье с участьем Мартина Лютера, инициатора реформации Германии, до объединения этой страны и по сей день.

Образованию в Германии присуща ориентированность на личные возможности учащихся и предлагает различные альтернативы обучения. От рождения до конца реального цикла школы ребёнок решает, куда будет ходить, в главную или реальную школу, или в гимназию, в зависимости от своих способностей. При достижении хороших результатов в реальной школе, ученик может перевестись в гимназию, что в дальнейшем открывает путь в университеты. По сравнению с реальной школой или гимназией, основная школа уже формирует профессиональные навыки работы.

Мы пришли к выводу, что у дуальной системы обучения есть свои сильные и слабые стороны. Она комбинирует теорию с практикой и требует точного выбора профессии перед началом обучения, ведь сменить его впоследствии трудно.

Мы выяснили, что в Германии есть достаточно престижных университетов для разных направлений, на которые стоит посмотреть, как на возможный выбор в качестве места для получения образования.

Мы узнали: чтобы поступить в немецкий вуз, абитуриенту нужно соблюсти много условий. Основные из них — это знания немецкого языка, наличие жилья, страховки и сдача местных экзаменов.

Нами сделан вывод что, стоимость обучения в Германии является конкурентоспособной на мировом уровне, а наличие стипендий и программ обмена делает образование ещё более доступным.

Из всего этого следует, что в Германии качественно обучают студентов. Иностранный студент должен иметь развитые глубокие знания в изучаемой сфере и знать местный язык и приспособиться к культурной среде для успешного обучения.

Глава 2. Практическая часть

2.1 Иерархия системы образования Германии

Изучая систему образования в Германии, можно сформировать следующую иерархию (Приложение №1): в 6 лет все дети идут в начальную школу, обучение там длится 4, иногда 6 лет. Первый этап завершается примерно в 15–17 лет. В это время выявляются способности ребёнка и обсуждаются варианты продолжения обучения.

Следующие 5 лет ученик находится в средней школе. Поступление зависит от навыков ученика. Для ленивых или не выявившихся учеников предлагаются основные школы. Лучших учеников могут направить в гимназию для получения высшего образования, но решение и тогда остаётся за ребёнком. Так как вступительных экзаменов в Германии нет, то все решают оценки в аттестате, которые получил ученик во время обучения в гимназии.

При желании ученик может перевестись с помощью усердия в реальную школу или гимназию. С основной школы также возможно дуальное обучение ­­– сочетание работы и учёбы.

После средней школы заканчивается обязательное образование. Каждый выбирает: работа или продолжение учёбы. Этот этап длится до примерно 19 лет, когда появляется выбор между вузом, колледжем, дуальным обучением или просто работой.

2.2. Анкетирование учащихся 9‒11 классов онлайн.

Нами было решено разработать опросник для выяснения степени заинтересованности у будущих студентов в получении высшего образования Германии, а также уровня знаний об устройстве образования в Германии, чтобы выяснить, какая информация требуется им. Он включал в себя 5 вопросов:

1. Слышали ли вы про какие-нибудь университеты в Германии?

2. Знаете ли вы стоимость и плату обучения в Германии?

3. Слышали ли вы про дуальную систему образования в Германии?

4. Слышали ли вы про какие-нибудь университеты в Германии?

5. Как вы думаете, какие основные требования для поступления на программы бакалавриат в Германии?

На основе созданных вопросов и результатов была изготовлена таблица (см. приложение №2)

2.3. Создание сообщества ‒ путеводителя в социальной сети ВКонтакте

На основе полученных данных с анкетирования было решено создать сообщество-путеводитель в интернете в социальной сети Вконтакте.

Полагаясь на анкетирование и обращения с вопросами, мы решили наполнить сообщество важной информацией: бесплатными ресурсами по немецкому языку, историей Германии и его языка, статьями, созданными из запросов подписчиков сообщества (см. приложение №3).

2.4. Немецко-русский словарик помощник для абитуриентов

В результате поискового метода изучения необходимой информации нами были найдены и систематизированы на группы новые слова на немецком языке. Мы выделили такие группы как образование, история, история Германии, предметы, учебные термины, наука и технология, финансы, студенческая жизнь и города Германии. Это дало возможность составить словарик для абитуриента. (Приложение 4.)

Выводы по второй главе.

Немецкая система образования даёт много возможностей учащимся с разными способностями и интересами и подготавливает их к последующему обучению или работе.

Опрос показал, что большинство (40%) желающих получить высшее образование хотели бы учиться в Германии. Оказалось, что многие (75%) не в курсе о стоимости обучения там. Только 40% респондентов знают о университетах Германии и половина (60%) отметили своё незнание или очень плохое владение информацией о них. Только 40% слышали о дуальной системе образования в Германии, а 70% дали неправильный ответ на вопрос об основных требованиях для поступления туда.

Следовательно наш сообщество-путеводитель является полезным дополнением для абитуриента, которой поможет в уверенном освоении обстановки новой страны. Путеводитель структурирован таким образом, чтобы предоставить читателям актуальный обзор и анализ университетов и предлагаемых ими программ обучения. Словарик русско-немецких терминов станет неотъемлемым помощником для абитуриентов.

Заключение

В заключение, наш виртуальный путеводитель (https://vk.com/club224299010) – это полезный инструмент для изучения университетов Германии. Он помогает снять затруднения, связанные с недостатком знания об ВУЗах Германии.

Университеты Германии на самом деле являются одними из лучших для выбора, это подтверждает дуальная система образования, стоимость обучения со стипендиями и их престижность, значимость на мировом рынке труда.

Кроме того, наше сообщество–путеводитель предоставляет знания о культуре страны, о правилах немецкого языка, истории страны. Таким образом, обучение вместе с путеводителем будет более простым. Ведь путеводитель структурирован таким образом, чтобы предоставить читателям актуальный обзор и анализ университетов и предлагаемых ими программ обучения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наш путеводитель может ознакомить с правилами страны. Он поможет преодолеть барьеры из-за нехватки знаний. Гипотеза подтвердилась.

Список используемой литературы.

1. Анатолий Гретченко, Александр Гретченко Болонский процесс. Интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. –: КноРус, 2008. – 426 с.

2. Ватлин А.Ю. Германия в ХХ веке: учебное пособие. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2005. – 476 с.

3. Владимир Б. Л. Знакомьтесь: Германия! Пособие по страноведению. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – 287 с.

4. Павлов Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие. Пособие по страноведению – М.: Высшая школа, 2001. – 368 с.

2. Томас Гетц, Стефани Паерш, Марике Лютге, Н. Мавричева, А. Гребенников Высшее образование в Германии. Практическое руководство для абитуриентов. –: Гребенников, 2011. – 220 с.

Интернет-ресурсы

1. Дуальная система образования в Германии — что это такое и с чем ее едят [Электронный ресурс]. - URL: https://habr.com/ru/articles/187666/ (Дата обращения: 27.09.2023). – Текст: электронный

2. Система образования Германии: структура, состояние, уровни [Электронный ресурс]. - URL: https://zaochnik.ru/blog/sistema-obrazovaniya-germanii-struktura-sostoyanie-urovni/ (Дата обращения: 29.10.2023). – Текст: электронный.

3. Система высшего образования Германии [Электронный ресурс]. - URL: https://estudy-ru.turbopages.org/estudy.ru/s/countries/germany/higher-education/sistema-vysshego-obrazovaniya/ (Дата обращения: 10.01.2024). – Текст: электронный.

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Иерархия образования в Германии

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Анкетирование»

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 «Сообщество в ВКонтакте Studienbereich Deutschland»

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 «Немецко-русский словарик помощник для абитуриентов»

Категория: Образование

1. гимназия (Gymnasium) – [ɡʏmˈnaːzi̯ʊm] – Gymnasium

2. детский сад (Kindergarten) – [ˈkɪndɐɡaːʁtn̩] – Kindergarten

3. докторская степень (Doktorgrad) – [ˈdɔktɔrɡʁaːt] – Doktorgrad

4. дуальная система образования (Duales Bildungssystem) – [ˈduːaːləs ˈbɪldʊŋssɪstɛm] – Duales Bildungssystem

5. институт (Institut) – [ɪnstituːt] – Institut

6. колледж (Fachhochschule) – [ˈfaːχhoːxˌʃuːlə] – Fachhochschule

7. курс (Der Kurs) – [der kʊʁs] – Kurs

8. магистерская степень (Magistratur) – [maˌɡɪstɐtʊr] – Magistratur

9. начальная школа (Grundschule) – [ˈɡʁʊntˌʃuːlə] – Grundschule

10. общеобразовательная школа (Gesamtschule) – [ɡəˈzamtˌʃuːlə] – Gesamtschule

11. основная школа, народная (Hauptschule) – [haʊptˈʃuːlə] – Hauptschule

12.профессиональный колледж (Berufshochschule) – [bəˈʁuːfspʁofɛˌsoːɐ̯ʊlfɪˈhɔçˌʃuːlə] – Berufshochschule

13. реальная школа (Realschule) – [ʁeːˈaːlˌʃuːlə] – Realschule

14. степень бакалавриата (bachelor) – [bakaloˈriːat] – Bachelor

15. университет (Universität) – [ʊnɪvɛɐ̯ziˈtɛːt] – Universität

Категория: История

1. средневековье (Mittelalter) – [ˈmɪtəlˌʔaltɐ] – Mittelalter

2. нацистский режим (Nazi regime) – [ˈnatsiː ˌrɛɡiˈmeː] – Naziregime

3 эпоха Просвещения (Aufklärung) – [ˈaʊfˌklɛːʀʊŋ] – Aufklärung.

Категория: История Германии

1. Восточная Германия (Ostdeutschland) – [ˈɔstˌdɔʏtʃlant] – Ostdeutschland

2. Федеративная Республика Германия (Bundesrepublik Deutschland) – [ˈbʊndəsˌʁepuˌbliːk ˈdɔʏtʃlant] – Bundesrepublik Deutschland

3. Гитлерюгенд (Hitlerjugend) – [ˈhɪtlɐˌjuːɡənt] – Hitlerjugend

Категория: Предметы

1. Биология (Biologie) – [bɪoˈloːɡiː] – Biologie

2. Иностранный язык (Fremdsprache) – [ˈfʁɛmtˌʃpʁaːχə] – Fremdsprache

3. История (Geschichte) – [ɡəˈʃɪçtə] – Geschichte

4. Математика (Mathematik) – [matəˈmaːtɪk] – Mathematik

5. Немецкий язык (Deutsch) – [ˈdɔʏtʃ] – Deutsch

6. Физика (Physik) – [ˈfyːzɪk] – Physik

Категория: Учебные термины

1. Оценка (Note) – [ˈnoːtə] – Note

2. Семестр (Semester) – [zɛˈmɛstɐ] – Semester

3. Экзамен (Prüfung) – [ˈpʁʏːfʊŋ] – Prüfung

Категория: Наука и технологии

1. Естественные науки (Naturwissenschaft) – [natuɐˈvɪsɛnʃaft] – Naturwissenschaft

2. Инженерия (Technik) – [tɛxˈniːk] – Technik

3. Медицина (die Medizin) – [diː mɛˈdiːt͡sin] – Medizin

4. Право (das Recht) – [das ʁɛçt] – Recht

5. Теология (Theologie) – [teːoˈloːɡiː] – Theologie

Категория: Финансы

  1. Блокировочный счёт (Sperrkonto) – [ˈʃpɛʁˌkɔnto] – Sperrkonto

  2. Медицинская страховка (Krankenversicherung) – [ˈkʁaŋkənˌvɛzɪçəˌʊŋ] – Krankenversicherung

  3. Онлайн-банкинг (Online-Banking) – [ˈɔnˌlaɪ̯n ˈbaŋkɪŋ] – Online-Banking

  4. Регистрационный взнос (Anmeldegebühr) – [anˈmɛldəˌɡeˌbyːɐ̯] – Anmeldegebühr

  5. Семестровый сбор (Semestergebühr) – [ˈzɛmɛstɐˌɡeˌbyːɐ̯] – Semestergebühr

Категория: Студенческая жизнь

1. Студенческая виза (Studentenvisum) – [ˈʃtudɛntʃəskaː ˈviːzə] – Studentenvisum

2. Студенческие общежития (Studentenwohnheim) – [ˈʃtudɛntʃəsɪɡə ˈɔpʃəɡəˌziːtɪən] – Studentenwohnheim

Категория: немецкие города

  1. Köln – [kœln] – Кёльн

  2. Hamburg – [hambʊrk] – Гамбург

  3. München – [ˈmʏnxən] – Мюнхен

  4. Heidelberg – [ˈhaɪ̯dl̩bɛʁk] – Гейдельберг

  5. Berlin – [bɛʁˈliːn] – Берлин

  6. Freiburg – [ˈfʁaɪbʊʁk] – Фрайбург

  7. Göttingen – [ˈɡœtɪŋən] – Геттинген

  8. Tübingen – [ˈtyːbɪŋən] – Тюбинген

  9. Bonn – [bɔn] – Бонн

  10. Leipzig – [ˈlaɪptsɪç] – Лейпциг

  11. Aachen – [ˈʔaːxn̩] – Аахен

  12. Heidelberg – [ˈhaɪ̯dl̩bɛʁk] – ХХайдельберг

1 исторический период (приблизительно V-XV века), характеризующийся феодальной системой, рыцарской культурой и церковным влиянием.

0 немецкий священник XVI века, с тезисами и Библией, инициировал Протестантскую Реформацию, распространяя христианство народу.

0 период просвещения (конец XVIII и начало XIX века) - эпоха в истории, когда люди начали активно искать знания и стремились к развитию, основываясь на разуме и науке.

Просмотров работы: 83