C разговорников в руках

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

C разговорников в руках

Корноухова А.Н. 1
1МБОУ"СОШ№26"НМР РТ
Вьюкова Виктория Викторовна 1
1МБОУ"СОШ№26"НМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Немецкий язык является одним из наиболее популярных иностранных языков в мире. Более 105 миллионов людей используют его в повседневном общении, и он является официальным языком множества международных организаций. В России немецкий язык становится все более популярным, не только среди туристов и студентов, но и среди других групп населения. Таким образом, словари-разговорники стали неотъемлемой частью повседневной жизни многих россиян. Они помогают справиться с языковыми преградами, сохранить и развить иностранные языки, а также поддерживать использование родного языка.

Наша работа является актуальной, так как в современном мире многие профессии и путешествия требуют знания немецкого языка. Многие из людей сталкиваются с трудностями в реальных языковых ситуациях, особенно когда они находятся за границей и не могут использовать интернет или переводчик. Обучающиеся также испытывают проблемы с разговорной речью при общении с носителями языка.

Целью данной работы является систематизация основных разговорных фраз, которыми можно будет воспользоваться и записать их в разговорник в различных ситуациях общения с иностранцами.

Исходя из цели были выделены следующие задачи:

– собрать материал по поставленным вопросам

– изучить понятие словарей-разговорников и их виды

– провести опрос обучающихся и проанализировать полученные данные

– изготовить карманный разговорник

Объект исследования: наиболее распространенные сферы общения и фразы, которые в основном используются в повседневной жизни.

Предмет исследования: полезные фразы на немецком.

Гипотeза: разговорник является неотъемлемым подручным средством в ситуациях живого общения с иностранцем, а также он один из важных источников запоминания разговорной речи.

Методы исследования:

– изучение и анализ литературы

– метод анкетирования

– обобщающий метод

– анализ проделанной работы

Работа проводилась поэтапно:

– определить направление работы, выбрать руководителя работы

– проанализировать источники информации

– подготовить введение и основную часть

– провести исследование и разработку проекта

– подготовить заключение

– защита проекта и определение его эффективности

Практическая значимость выбранной темы заключается в том, что разработанный карманный разговорник можно будет использовать не только во время путешествий или бизнес поездок, а также в развитии навыков общения с иностранцами.

Проблема заключается в том, что многим не хватает словарного запаса и навыков построения определённого набора фраз при живом общении с иностранцами. Разработка немецко-русского разговорника является одним из путей ее решения.

Новизна работы состоит в изучении полезных выражений для обогащения языковых навыков, с целью их сиюминутного применения в момент речи.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Немецкий вокруг нас и каждый день.

Немецкий язык – один из самых распространенных и востребованных в мире. Множество людей по всему земному шару изучают и говорят на немецком, делая его языком не только Германии, но и всеми узнаваемым и востребованным международным средством коммуникации.

Немецкий язык занимает важное положение в Европе, являясь официальным языком Германии, Австрии, Лихтенштейна, Люксембурга и нескольких кантонов Швейцарии. Кроме того, он является одним из шести официальных языков Европейского союза. Это значит, что немецкий язык играет важную роль в экономическом, политическом, искусственном и социокультурном развитии этого региона.

В современном мире немецкий язык широко используется в бизнесе, торговле, науке и технике. Множество крупных компаний, в том числе автомобильных гигантов, медицинских учреждений и научно-исследовательских институтов, базируются в Германии и действуют в международном масштабе. Поэтому знание немецкого языка дает огромные преимущества в карьерном росте и профессиональном развитии.

1.2. Исторические факты появления словарей-разговорник

В России предшественниками разговорников были глоссы – рукописные толкования иноязычных терминов, появившиеся в XI–XIII веках. Впервые глоссы стали применять греки при изучении поэзии Гомера, затем–при толковании непонятных мест Библии, а также текстов юридического характера. В XV–XVI веках появились тематически организованные словари-разговорники, включая такой, как «Речь тонкословия греческаго»1.

История словарей-разговорников начинается с древних тематических глоссариев и средневековых учебников разговорной речи, которые появились задолго до появления полноценных переводных словарей. Необходимость перевода сложных слов возникла из-за широкого распространения иностранных языков, в основном греческого, в римских учебных заведениях. Глоссы, простые эквиваленты трудных слов на родном языке, изначально размещались в тексте рядом с соответствующими словами, между строками. Позже глоссы собирались в притекстовые перечни.

Первые разговорники были напечатаны к концу XV века, примером такого издания является «Good Boke to Lerne»2. В Азии разговорники создавались для путешественников по Шелковому пути3. Шелковый путь – в древние времена и в Средневековье караванная дорога из Китая в страны Средней и Передней Азии. еще в первом тысячелетии нашей эры, например, Рукопись Дуньхуана. Рукописи Дуньхуана –являются тайником важных религиозных и светских документов, обнаруженных в пещерах Могао в Дуньхуане, Китай, которая содержит набор полезных фраз на санскрите.

1.3. Виды словарей–разговорников.

Электронный разговорник – это разговорник, представленный в специальном машинном формате, который функционирует в качестве части программного обеспечения компьютера.

Туристические разговорники разработаны для путешественников, которым нужно быстро научиться разговаривать на местном языке и решать типичные задачи, связанные с отдыхом и путешествиями. Туристические разговорники охватывают такие темы, как бронирование гостиницы, заказ еды в ресторане, аренда автомобиля и ориентация на местности. Они содержат полезные фразы и выражения, которые помогут путешественнику установить необходимый контакт и получить нужную информацию.

Еще одной разновидностью разговорников являются деловые разговорники. Они предназначены для бизнесменов, которым важно эффективно коммуницировать на иностранных языках в рабочей среде. Деловые разговорники фокусируются на таких темах, как ведение переговоров, деловая корреспонденция, презентации, поездки на выставки и многое другое. Они предлагают практические советы и стандартные фразы, которые помогут бизнесмену справиться с деловыми ситуациями на иностранном языке.

Социальные разговорники предназначены для людей, стремящихся расширить свой круг общения и понимать местные традиции и обычаи. Они содержат разговорные темы, такие как семья, работа, хобби, спорт, кино и многое другое. Социальные разговорники помогут свободно разговаривать с носителями языка, устанавливать дружественный контакт и погрузиться в местную культуру.

Еще одной группой разговорников являются специализированные разговорники, предназначенные для людей, работающих в определенных сферах деятельности, например, для врачей, полицейских, физиков и прочих специалистов с подготовкой. Специализированные разговорники также доступны для людей без специальной подготовки, в частности, для продавцов, мастеров маникюра и других работников сферы обслуживания.

1.4. Структура разговорников.

Одной из особенностей разговорника является его структура, облегчающая поиск нужной информации. Фразы и выражения разделены по тематике и организованы в логическом порядке. Это позволяет легко находить нужные выражения и использовать их в соответствии с ситуацией.

В разговорнике содержатся важные грамматические правила и таблицы основных языковых конструкций. Эти полезные инструменты помогают новичкам разобраться в сложностях грамматики и найти подходящие выражения для различных ситуаций. Они способствуют преодолению языкового барьера и подготавливают к любым ситуациям, которые могут возникнуть при общении с носителями языка. Как только вы освоите основные фразы и выражения, сможете смело начинать общение и постепенно совершенствовать свое владение языком.

Выводы по первой главе.

Разговорники играют важную роль в ситуациях, когда человек находится в другой стране или ему адресуют вопросы иностранцы. Они предоставляют возможность быстро ориентироваться с помощью базовых фраз и оперативно находить нужные слова, если они были забыты.

Исследование показало, что разговорники представлены в различных видах, что для нас очень интересно. Мы собрали обширные знания о том, какие виды разговорников существуют.

Происхождение и эволюция разговорников являются ярким примером того, как языковая коммуникация и культурное взаимодействие развивались на протяжении всей истории человечества. Благодаря разговорникам, люди разных культур и национальностей смогли обнаружить новые горизонты общения и строить мосты взаимопонимания.

В отличие от обычного словаря, разговорник сосредоточен на реальных жизненных ситуациях, которые могут возникнуть во время путешествия или командировки. Он включает в себя разделы, посвященные таким темам, как знакомство, покупки, поиск жилья, ориентация в городе, походы в рестораны и кафе, поездки на общественном транспорте, посещение достопримечательностей и многое другое.

Глава 2. Практическая часть.

2.1. Анкетирование учащихся.

Нами был разработан опросник (приложение 1) для выяснения наиболее значимых сфер общения со сверстниками, а также языковых ситуаций, которые вызывают затруднения при общении на немецком языке. В результате анализа опроса (приложение 2), мы выяснили, что 38% обучающимся интересен немецкий язык, и 48% хотели бы владеть немецким языком. Из чего можно сделать вывод о том, что значительная часть обучающихся видит ценность и важность немецкого языка и проявляет интерес к его изучению.

У значительной части людей (22%) возникают языковые сложности при общении с местными. Также почти четверть (24%) испытывает языковые сложности в различных языковых ситуациях. Следовательно, обучающиеся чувствуют себя неуверенно без помощи нужных фраз рядом. Самыми интересными для изучения являются темы: спорт, архитектура, мода, путешествия, отдых, увлечения, образование и работа.

2.2. Систематизация разговорных фраз по группам.

Можно выделить следующие языковые ситуации, требующие знания базовых разговорных выражений и фраз, которые можно использовать в качестве шаблонов:

1. Приветствия: Привет – Hallo, Добрый вечер – Guten Abend, Доброе утро – Guten Morgen, Добрый день – Guten Tag, Здравствуйте (Добрый день) – Guten Tag.

2. Ориентация в городе:

Покажите мне… – Zeigen Sie mir bitte

Вы не могли бы показать мне…? – Können Sie mir bitte zeigen?

Где находится? – Wo ist …?

Подскажите, пожалуйста… – SagenSiebitte…

3. Транспорт:

С какого выхода отправляется мой рейс? – Von welchem Ausgang wird mein Flug abfliegen?

Где находится ближайшая железнодорожная станция? – Wo ist der nächste Bahnhof?

Во сколько поезд прибудет в пункт назначения? – Wann wird der Zug am Ziel ankommen?

4. Общественные места (кафе, кинотеатры, театры, парки, музеи):

У вас есть свободный столик на одного? – Haben Sie einen freien Tisch für einen?

У вас есть меню на английском языке? – Haben Sie ein englisches Menü?

Когда начнется фильм? – Wann beginnt der Film?

Остались ли места в ряду...? – Es gibt noch Plätze in der Reihe...?

5. Чрезвычайные ситуации:

Вы не могли бы помочь мне…? – Können Sie mir bitte helfen?

Помогите мне, пожалуйста! – Helfen Sie mir bitte!

Мне нужен доктор! – Ich brauche einen Arzt!

Все эти языковые ситуации были включены в наш разговорник. К каждым мы подобрали тематические фразы. Анкетирование так же показало, что эти группы очень полезны и многим нужны для различных ситуаций.

2.3. Разработка словаря-разговорника.

Узнав необходимые правила составления разговорников, мы выделили основную структуру для своего: введение (пояснения для целевой аудитории), основной корпус (словарная часть и разговорная часть). Основной корпус подразделяется на темы и подтемы. Входной язык – немецкий, выходной – русский. В разговорнике присутствуют фонетические материалы, чтобы обеспечить баланс между словарной и разговорной частью, мы также предоставляем грамматические правила и справочный материал, помогающий пользователям разобраться с основами немецкой грамматики и строить правильные предложения. По типологии наш разговорник является универсальным из-за широкого спектра тематики речи.

Темы разделов нашего разговорника, мы составили, собрав результаты опросов, учтя интересы обучающихся.

Далее мы изучили интернет-ресурсы и выделили слова и устойчивые выражения, а также дополнили все разделы фразами, которые могут использовать иностранцы в разговоре.

Выводы по второй главе

Разработанный нами разговорник содержит широкий спектр тем, начиная от приветствия и представления, и заканчивая заказом еды в ресторане или бронированием гостиницы. Он также включает в себя полезные фразы для путешествий, походов по магазинам, посещения врача и многих других ситуаций. Благодаря разговорнику, можно легко и быстро найти нужную фразу и использовать ее в общении.

Русско-немецкий разговорник является полезным дополнением к учебным материалам, помогающий обучающимся развивать навыки общения и уверенность в использовании иностранного языка. Он также может быть использован во время самостоятельного изучения, позволяя практиковать различные ситуации и улучшать устную речь.

Заключение

В заключение, разговорник – это не только неотъемлемый инструмент для общения на иностранном языке, но и незаменимый помощник в улучшении навыков разговорной речи. Он способствует преодолению затруднений и уверенности в общении на иностранном языке. Поэтому, мы глубоко убеждены в необходимости уделять большее внимание использованию разговорников при изучении иностранных языков, особенно на примере уроков немецкого языка.

Разговорник предоставляет широкий спектр разнообразных тем для обсуждения, позволяет узнать множество новых слов и выражений, а также помогает максимально приблизиться к реальным ситуациям общения на иностранном языке. С его помощью можно освоить не только базовые фразы и выражения, но и углубиться в изучение сложных языковых конструкций.

Кроме того, разговорник предоставляет возможность практиковаться в различных ситуациях общения, таких как знакомство, покупки, заказ еды в ресторане и многое другое. Таким образом, обучение с использованием разговорника становится более интересным и позволяет развивать навыки общения на практике.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что разговорники играют ключевую роль в процессе изучения иностранного языка, особенно при изучении немецкого языка. Они помогают преодолеть языковые барьеры, повысить уверенность в общении и сделать процесс изучения более эффективным. Наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы

1. Георгий Геннис. Разговорник: русско-немецкий разговорник – Москва: Издательство АСТ, 2017 – 290с. – ISBN
978-5-17-104716-0 – Текст: непосредственный

2. Колыванов А.В. Разговорник: русско-немецкий разговорник/Митревич В.М. Колыванов А.В. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 290 с. – ISBN 978-5-17-146753-1. – Текст: непосредственный

3. Муллаева М. Ю. Разговорник: русско-немецкий разговорник – Москва: Эксмо, 2005 – 192c.; 11см. – ISBN 978-5-91503-015-1. – Текст: непосредственный.Родин И. О. Разговорник: русско-немецкий разговорник – Москва: Автор, 2001. – 185с. – ISBN 5-17-011276-9, 5-271-02782-1. – Текст: непосредственный.

4. Павел Васильев. Разговорник: немецко-русский разговорник – Санкт – Петербург: Хит-книга, 2012. – 220c. – ISBN 978-5-17-089407-9. – Текст: непосредственный.

5. Толстой М. Ф. Разговорник: русско-немецкий разговорник – Москва: Виктория плюс, 2015. – 208с.; 12см. – ISBN 978-5-91673-042-5. – Текст: непосредственный.

Интернет ресурсы

1. Краткий русско-немецкий разговорник: сайт – Москва. – URL: https://www.universalinternetlibrary.ru (дата обращения 12.11.23). – Текст: электронный.

2. Русско-немецкий разговорник: сайт – Москва. – URL: https://obuchalka.org (дата обращения 24.12.23). – Текст: электронный.

3. Русско-немецкий разговорник: сайт – Москва. – URL: https://obuchalka.org//russko-nemeckii-razgovornik (дата обращения 13.01.2024). – Текст: электронный

Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «Анкетирование»

Для проведения анкетирования были составлены следующие вопросы:

Вопрос 1: Интересен ли вам немецкий язык?

Вопрос 2: Хотели бы вы говорить на немецком?

Вопрос 3: Используете ли вы немецкий для поиска информации в интернете?

Вопрос 4: При решении, каких языковых ситуаций у вас возникают затруднения?

Вопрос 5: Что для вас является главным фактором, позволяющим свободно владеть немецким языком?

Результаты анкетирования:

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Один из пунктов содержания разговорника»

1. Приветствие и знакомство

  • Guten Tag! (Здравствуйте!)

  • Wie heißen Sie? – (Как вас зовут?)

  • Mein Name ist.. . – (Менязовут...)

  • Woher kommen Sie? – (Откуда вы родом?)

Пример диалога:

– Hallo, machen wir uns bekannt. – (Привет, давай познакомимся.)

– Hallo, ich heiße… Ich bin … Jahre alt. Und Sie? – (Привет, меня зовут… Мнелет. АВам?)

– Sie dürfen mich duzen. Mein Name ist… und ich bin … Jahre alt. – (Можете называть меня на «ты». Меня зовут… и мне… лет.)

– Sehr angenehm! Ich komme aus… Und woher kommst du? – (Очень приятно! Я из… А откуда ты?)

– Ich komme aus… Was bist du? Bist du Student? – (ЯизЧем ты занимаешься? Ты студент?)

– Nein, ich gehe noch in die Schule. Und du? – (Нет, я пока хожу в школу. Аты?)

– Ich auch! Liebst du deine Schule? – (Ятоже. Ты любишь свою школу?)

– Selbstverständlich! Mein Lieblingsfach ist… – (Самособой! Мой любимый предмет - …)

– Ich liebe … auch! Wir haben viel gemeinsames! – (ЯтожелюблюУнасмногообщего!)

– Kannst du mir bitte deine Telefonnummer geben? – (ЯтожелюблюУ нас много общего!)

– Warum nicht? – (Почему бы и нет?)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Авторский русско-немецкий разговорник»

1 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/322584

2https://en.wikipedia.org/wiki/Phrase_book

3https://okitay.ru/shelkovyy-put/

Просмотров работы: 108