Стилистические средства и приёмы при создании сборника стихов Шела Сильверстайна "Где кончается тротуар"

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стилистические средства и приёмы при создании сборника стихов Шела Сильверстайна "Где кончается тротуар"

Волкова Т.В. 1
1МЮОУ СОШ №3 г. Кузнецк
Тупичак Юлия Александровна 1
1МБОУ СОШ №3 г. Кузнецка
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Чтение художественной литературы способствует всестороннему развитию человека, расширяет его кругозор и словарный запас. Поэтому при изучении иностранного языка очень важно обращаться к творчеству писателей – носителей языка, и особенно современных классиков. Однако в учебниках английского языка, на которых построено обучение в школе, недостаточно аутентичных текстов английских и американских писателей. Чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их к более глубокому изучению языка, педагоги нашей школы знакомят учеников с творчеством наиболее известных англоязычных писателей и их произведениями на внеклассных занятиях.

Одним из таких популярных американских детских писателей является Шел Сильверстайн (известный как Дядюшка Шелби), творчество которого малоизвестно в среде юного российского читателя. Шел Сильверстайн является одним из самых продаваемых на английском языке писателей для детей, книги которого издаются миллионными тиражами. В чем же секрет его популярности? Каковы особенности его творчества?

Цель работы: выявить набор стилистических приемов и языковых средств, используемых Шелом Сильверстайном в сборнике стихов «WheretheSidewalkEnds».

Поставленная цель определила следующие задачи:

  1. Изучить творческий путь американского писателя Шела Сильверстайна;

  2. Познакомиться с психологическими особенностями детей 6-12 лет;

  3. Дать определения стилистических приёмов и средств;

  4. Выявить и описать набор стилистических приёмов и средств английского языка, используемых в сборнике стихов Шела Сильверстайна «WheretheSidewalkEnds»;

  5. Провести статистический анализ исследуемых языковых единиц и определить частность их использования в сборнике стихов Шела Сильверстайна «WheretheSidewalkEnds»;

Исходя из этого, объектом исследования являютсястилистические приёмы исредства английского языка, а предметом исследования оригинальные стихи Шела Сильверстайна из книги «WheretheSidewalkEnds»;

Гипотеза исследования: Автор преимущественноиспользует лексические и графические стилистические средства, так как данная книга предназначена детям, которым свойственно зрительное и образное восприятие мира.

Методы исследования:описательный, сопоставительный, метод анализа, графические интерпретации.

Практическая значимость: Стихи Шела Сильверстайна могут быть использованы для нестандартной отработки грамматического и лексического материала, изучаемого в рамках школьной программы.

Глава 1.

Творчество Шела Сильверстайна и причины его популярности

    1. Творческий путь писателяШела Сильверстайна

Шелдон Алан Сильверстин родился в тысяча девятьсот тридцатом году в Чикаго, штат Иллинойс. Уже в детстве он увлекся рисованием и карикатурой, выработав свой собственный стиль. После окончания школы он поступил в Чикагский художественный институт, но ушёл оттуда, проучившись лишь год. Поступив на военную службу, он не переставал рисовать комиксы. Вернувшись с войны в Карее, он сделал карьеру продавца хот догов, и, по- прежнему зарабатывал себе на жизнь карикатуристом для журналов Look, This Week, Sports Illustrated. Кроме того, он писал сценарии, пьесы и музыку. В области детской литературы он не планировал себя реализовывать. Он начал писать для детей по настоятельной рекомендации своего редактора издательства Harper & Row. Скоро его имя стало широко известно благодаря книгам, которые он сам иллюстрировал. В числе его самых известных работ для детей – бестселлер «Щедрое дерево» (The Giving Tree), «Полтора жирафа» (A Giraffe and a Half), «Лафкадио, или лев, который отстреливался» (Lafcadio, the Lion who Shot Back). Его книги переведены на тридцать языков и изданы тиражом более двадцати миллионов экземпляров. В 1984 году он получил премию Грэмми в номинации «Лучший детский альбом» за работу, записанную по книге «Где кончается тротуар».

Завоевав сердца американских детей в прошлом веке, Дядюшка Шелби продолжает пользоваться популярностью. Книга «Щедрое дерево» является обязательной в библиотеке любого американца. Книги Шела Сильверстайна являются интересными не только для детей, но и для взрослых. Некоторые заставляют сильно задуматься или загрустить.Его стихи смешные и печальные, абсурдные и мудрые. Сборник стихов «Where the Sidewalk Ends» описывает различия между миром взрослых, изображаемым жестоким и сухим, и детским, где обыкновенные вещи оказываются волшебными.

    1. Психологические особенности детей 6-11 лет

Чтобы выяснить причины популярности стихов Шела Сильверстина в детской среде, были изучены возрастные психологические особенности младших школьников.

Согласно исследованиям, в возрасте 6-11 лет дети имеют сравнительную слабость произвольного внимания по сравнению с непроизвольным. Их привлекает все новое, неожиданное, яркое, интересное, даже если это что-то несущественное. Возрастной особенностью считается его неустойчивость. Дети еще не умеют длительно концентрироваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Произвольное внимание полностью развивается к 12-16 годам. Известно, что дети дошкольного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) если у них есть к нему особое эмоциональное отношение или оно включено в игровую деятельность.

Ведущие виды памяти у младших школьников — эмоциональная и образная. Дети быстрее и прочнее запоминают все яркое, интересное, все то, что вызывает эмоциональный отклик.

Воображение — это процесс преобразования имеющихся в памяти образов с целью создания новых, которые раньше никогда человеком не воспринимались. У ребенка воображение формируется в игре и вначале неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. У детей 6—7 лет воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на настоящие. Большинство детей не любят очень натуральные игрушки, предпочитая символические, самодельные, дающие простор фантазии.

Психологи считают, что данный возраст является наиболее ответственным этапом детства, так как полноценные проживания этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.

    1. Понятия стилистических приёмов и средств

В соответствии с функциональной классификацией языковые средства делятся на изобразительные и выразительные. Изобразительные средства языка – это все виды образного употребления слов и словосочетаний. Выразительные средства (фигуры речи) не создают образов, а повышают выразительность речи.

Выразительные средства используются для усиления эмоциональной окраски высказывания.К ним относятфонетические средства, грамматические, морфологические, лексические, фразеологические и синтаксические формы, а также средства словообразования.

Стилистический прием – это целенаправленное использование языковых явлений, включая и выразительные средства. Выразительные средства обладают большей степенью предсказуемости по сравнению со стилистическим приемом.

Существует множество видов классификаций выразительных средств и стилистических приемов. Лингвисты И. В. Арнольд, Т. А. Знаменская делят их на следующие 4 большие группы: фонетические, лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) и графические.

Фонетическая стилистика включает все явления звуковой организации стихов и прозы: ритм, аллитерацию, звукоподражание, рифму, ассонансы.

Предметом исследования лексической стилистики являются лексические образные средства языка, такие как аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Грамматическая стилистика подразделяется на морфологическую и синтаксическую. Морфологическая стилистика рассматривает стилистические возможности различных грамматических категорий, присущих тем или иным частям речи, например, стилистические возможности категории числа, противопоставлений в системе местоимений, связи художественного и грамматического времени и т.д.

Синтаксическая стилистика исследует экспрессивные возможности порядка слов, типов предложения, типов синтаксической связи, т.е. особые синтаксические построения, придающие речи добавочную выразительность. К синтаксической стилистике относятся также исследования структуры и свойств абзаца и рассмотрение других структур, размеры которых превышают размеры предложения. Эмоциональное и эстетическое восприятие художественного произведения зависит не только от его звуковой реализации, но и от графического оформления текста.

Графическая композиция текста отражает структуру произведения, настраивает читателя на его эмоциональное восприятие, помогает правильному исполнению. Такие выразительные средства как вопросительный и восклицательные знаки, многоточие, тире, дефис, кавычки, скобки, курсив, заглавные и строчные буквы могут передать на письме весь спектр эмоций, которые в устной речи передаются ударением, тоном голоса, паузами, удлинением некоторых звуков.

Глава 2. Стилистические средства и приёмы при создании сборника стихов Шела Сильверстайна «Там, где кончается тротуар»

2.1. Исследование стилистических приёмов и средств в сборнике стихов Шела Сильверстайна «Там, где кончается тротуар»

Были рассмотрены и дифференцированы те выразительные средства и стилистические приемы, которые использует Шел Сильверстайн в своей книге.

Первое, что привлекает внимание - графическое оформление стихов. Они, как правило, не имеют четкого деления на абзацы. Некоторые имеют особое графическое оформление, где каждое слово написано на отдельной строке, что создаёт эффект нарастания. Стихи состоят из неравного количества строк: от четырех до пятидесяти. Каждое стихотворение находится на отдельной странице книги и сопровождается авторскими рисунками, иллюстрирующими данное стихотворение.

Кроме того, автор использует разные виды шрифта: обычный и выделение отдельных слов заглавными буквами. Согласно правилам грамматики, заглавная буква используется в начале первого слова текста и в начале имен собственных. Автор же выделяет слово целиком заглавными буквами, чтобы обратить на него внимание читателя. Например, заглавные буквы нужны для выделения ключевых слов, важных для понимания внутреннего состояния главного героя. Так, в стихотворении «Я не проклюнусь» (I WILL NOT HATCH) цыплёнок отказывается проклёвываться, так как понимает, что окружающий мир таит много опасностей. Заглавные буквы в стихах для детей Шела Сильверстайна используются для олицетворения. Иллюстрацией служит стихотворение «Запреты» (Listen to The MUSTNTS), где глаголы, будучи написанные с заглавной буквы становятся именами собственными: the MUSTNTS, the DONTS, the SHOULDTS, the IMPOSSIBLES, the WONTS, the NEVER HAVES. Кроме того, заглавные буквы используются для выделения особенно громко произносимых слов, что видно в стихотворении «Четвёртое июля» (The Fourth). В нем описывается традиция праздновать национальный праздник США День независимости фейерверками, и заглавные буквы передают в нем силу салютных залпов: BANG! ZANG! WHOOSH! BAROOM! WHEW!

Тире и многоточие автор использует для создания эффекта затянутой паузы, а также для привлечения внимания. Например, в стихотворении «Болею» (Sick) ребёнок называет целый ряд причин, на его взгляд подходящих, чтобы не ходить в школу: My leg is cut, my eyes are blueit might be instamatic flu. В конце оказывается, что все старания были напрасны, так как была суббота: What? You say today isSaturday?

Многоточие используется для передачи неуверенности и затянувшейся паузы в речи говорящего, что иллюстрируют строки стихотворения «Флаг» (The Flag). Автор использует этот прием для передачи длинных пауз, которые делает ребёнок, перечисляя штаты, что указывает на его неуверенность в собственных знаниях. Признание самого ребёнка в конце стихотворения подтверждает догадки читателей.

Таким образом, проведенный анализ показал, что благодаря графическому оформлению текста восприятие при чтении может быть более активным, чем восприятие на слух.

На уровне звуковой организации текста, автор использует рифму. Рифма – это звуковой повтор в конце соответствующих ритмических групп (стиха, полустишия, периода), играющий связующую роль в композиции стихотворения.

Однако, в начале или в конце строфы автор часто вводит нерифмованную строку, выделяя, таким образом, какую-либо важную информацию и вводя читателя в ситуацию, как например в стихотворении «Лестер» (Lester):

Lester was given a magic wish

By the goblin who lives in the banyan tree.

Автор использует также такие фонетические средства как аллитерация, ономатопея и ассонанс. Аллитерация – это повтор согласных звуков вблизи расположенных ударных слогов. Аллитерируемые слова выделяют важнейшие понятия и фиксируют на них внимание читателя (the terrible Toy-Eating Tookle; well walk with a walk where the chalk-white arrows go, Hector the Collector, the slishity-slosh, making a sofa a mad mushy mess).

Ассонанс – намеренное многократное повторение одинаковых (или акустически сходных) гласных в близкой последовательности с целью звуковой и смысловой организации высказывания (And into the blue awaythey flew, away they flew with the flea, the Glurpy Slurpy Skakagrall).

Для изображения своих героев автор создаёт собственные слова - окказионализмы, используя приёмы ассонанса, ономатопеи (создание слов путем звукоподражания) и аллитерации одновременно, выделяя их графически с заглавных букв (the Yipiyuk, the Glurpy Slurpy Skakagrall).

Окказионализмы относятся к лексическим стилистическим средствам, которые создаются в соответствии со словообразовательной нормой или иногда противоречат ей. Это такие слова, которые были придуманы для одного конкретного случая и больше не употреблялись. Автор использует окказионализмы для названия несуществующих в реальности существ.

Эпитет – средство речевой выразительности, главное назначение которого описать значимые свойства объекта, дать ему образную характеристику, выразить собственное отношение автора. Эпитет выражается, как правило, именем прилагательным, но также наречием, именем существительным или числительным. Свойство быть эпитетом возникает в сочетании с названием предмета или явления, которое оно определяет (fluffy clouds, dusty ground, twinkly stars). Эпитет придает слову эмоциональную и экспрессивную окраску.

Сравнение – средство уподобления одного предмета другому, относящихся к разным классам явлений по какому-либо признаку с целью установления сходства или различий между ними. Сравнениеобразуетсяспомощьюпредлогов like (как), as…as (такойкак) (tonsils are as big as rocks, like stacks of gold, twice as good, as if made of wood, just like ours, small as a peanut, big as a giant, rich as a sultan, poor as a mite).

Гипербола – преувеличение, нацеленное на усиление смысла и эмоциональности высказывания. (the loveliest of all, spaghetti are all over the place, up to my elbows-up to my face, making the sofa a mad mushy mess). В данных стихах гипербола придает тексту экспрессивность.

Метафора – перенос названия и свойств одного объекта на другой по принципу их сходства (the word web weaves, the shady story). Данный прием усиливает эмоциональность высказывания и придаёт особую необычность предметам, их качествам и действиям.

Лексический повтор – повторение слова или словосочетания в составе одного предложения, абзаца или текста. Прием имеет усилительно эмоциональную функцию, а с вариантом графического написания слов с новой строки создает эффект нарастания значения данных слов, как например в стихотворении «Ленивая Джейн» (Lazy Jane), где слово “lazy” повторяется шесть раз, а слово “waits” - пять.

Каламбурилииграслов- этошуткиизагадки, содержащиеигруслов (And into the blue away they flew, away they flew with the flea, Stone telling, Hector the Collector, a bicycle pie, some roasted ice cream, a nice notebook salad).

Междометие и восклицание - слова, которые служат для выражения чувств, ощущений, душевных состояний, но не называет и не описывает их: Hey! Oh, gee! Oh, my! Oh, fiddle! Oh, heck! Oh, dread!

Идиома или устойчивое выражение - словосочетание, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Из-за того, что идиому невозможно перевести дословно (теряется смысл) часто возникают трудности перевода и понимания. С другой стороны, такие фразеологизмы придают тексту яркую эмоциональную окраску, они используются автором, для усиления эмоциональности. (run wild, play at tug o’ war, feel blue, get red in the cheeks, blow the stack).

Ирония – выражение насмешки путём употребления слова в значении, противоположном его основному значению, и с явно противоположными смыслами. Автор использует иронию, чтобы показать своё отношение к поступкам героев и ситуациям. Так в стихотворении «Глупышка Розочка» (Ridiculous Rose) Шел Силверстайн показывает, как ребёнок реагирует на замечание мамы, не есть руками:

Her mama said, “Don’t eat with your fingers.”

OK,” said Ridiculous Rose,

So, she ate with her toes.

К синтаксическим стилистическим средствам относятся: инверсия, анафора, полисиндетон, апозиопезис, синтаксический параллелизм.

Анафора или единоначатие – повторение начальных частей (слов, созвучий или синтаксических структур) в начале двух или более относительно самостоятельных частей: строк, полустиший, предложений. В данном тексте анафора используется для фиксирования внимания на перечислении отдельных фактов:

No one’s hangin’stockin’s up,

No one’s bakin’pie,

No one’s lookin’ up to see

A new star in the sky. (MERRY…)

Кольцевой повтор – повтор и в начале, и в конце отрывка, что способствует большей напряженности повествования.

We are all the same size,

When we turn off the light.

We look the same,

When we turn off the light.

We’ll all worth the same,

When we turn off the light. (No difference)

Полисиндетон или многосоюзие – многократное использование союзов, в основном сочинительных, для достижения плавности речи, замедления ее темпа и придания большей эмоциональной силы.

Then Santa reached into his beard,

And he found a tiny flea,

And he put it into the reindeer’s ear,

And the reindeer said, “For me? Oh gee!” (Santa Claus and the Reindeer)

Апозиопезис – это внезапная остановке в речи, делающая ее незаконченной; прерывание одного предложения и начало нового.

And now comes the problem…

Biting into it! (Recipe for a Hippopotamus Sandwich)

Синтаксический параллелизм - стилистический приём синтаксического повторения состава нескольких предложений подряд. Параллелизм включает лексическое повторение и оказывает сильное воздействие, одновременно выделяя логичность, ритмичность, эмоциональность и выразительность высказывания:

Sandra’s seen a leprechaun,

Eddie touched a troll,

Laurie danced with witches once,

Charlie found some goblin’s gold. (MAGIC)

Наличие большого количества восклицательных предложений в стихах сигнализирует о наличии сильных эмоций героев: восхищение, восторг, радость.

К морфологическим стилистическим средствам относятся: суффиксация, словосложение и конверсия. С помощью суффиксации, конверсии и словосложения автор создает новые окказиональные слова, используя прием ономатопеи и аллитерации, выделяя их заглавными буквами: the Yipiyuk, the Glurpy Slurpy Skakagrall, the MUSTNTS, the DONTS, the SHOULDTS, the IMPOSSIBLES, the WONTS, the NEVER HAVES, DRATS. Часто у читателя появляется возможность не только «увидеть», но и «услышать» описываемую реальность: whoosh-swoosh-too-whit, slishity-slosh, glug-glug.

2.2. Статистический анализ исследуемых языковых единиц и частотность их использования в книге Шела Сильверстайна «Там, где кончается тротуар»

Статистический анализ показал, что наибольшее количество составляют лексические стилистические средства (46%), почти вдвое меньше – синтаксические (25%), графические (18%), фонетические стилистические средства составляют (8%). Наименьшее количество приходится на морфологические стилистические средства (3%).

Особенно широкий спектр использования имеют лексические стилистические средства (10 видов). Чаще всего используются эпитеты (38), гипербола (31), междометия и восклицания (30). Часто автор использует иронию (26) и окказионализмы (20). Примерно с одинаковой частотностью используются идиома (17), каламбур (16), лексический повтор (15) и сравнение (15). Наименьшее количество составляет метафора (3).

Вторую по величине группу составляют синтаксические стилистические средства. Среди них наибольшее количество составляют восклицательные предложения (30) и полисиндетон (29). Часто автор использует синтаксический параллелизм (18), апозиопезис (16), анафору (13). Иногда автор использует кольцевой повтор (9) и инверсию (3).

Графические стилистические средства представлены в книге четырьмя видами: тире и многоточие (43), восклицательный знак (30), заглавные буквы (14).

Небольшую группу представляют фонетические стилистические средства: аллитерация (14), ассонанс (9) и ономатопея (13).

Самой немногочисленной группой являются морфологические языковые средства (13): конверсия (9), суффиксация и словосложение (2).

Однако следует отметить, что одна и та же языковая единица может рассматриваться в качестве двух и более различных видов стилистических средств.

Вывод

Целью нашего исследования было выявление набора стилистических приемов и языковых средств, используемых Шелом Сильверстайном в создании сборника стихов «WheretheSidewalkEnds». В ходе исследования нами были выполнены все поставленные задачи.

В ходе изучения творческого пути американского писателя Шела Сильверстайна мы выяснили, что его книги пользуются особой популярностью среди детей и их родителей, так как имеют свой особый стиль, который определяется не только особым набором языковых средств и стилистических приёмов, но и наличием авторских иллюстраций к тексту.

Их популярность обоснована психологическими особенностями детского восприятия. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Они легко запоминают рифмованный материал, понятные разговорные слова и фразы стихотворений, повторяющиеся много раз.

В ходе исследования оригинального текста произведения Шела Сильверстайна «Where the Sidewalk Ends» мы выяснили, что именно таким набором выразительных средств и приёмов владеет писатель. Большая часть стихов представляет собой намеренно преувеличенные действия, поэтому для описания своих героев, их качеств и действий автор использует гиперболу, эпитеты и междометия. Часто автор создает собственные слова. Для их образования он использует несколько разных приёмов одновременно: аллитерацию и ассонанс, ономатопею, словосложение, суффиксацию и конверсию, выделяет слова с заглавных букв. Путём слияния данных стилистических средств автор создаёт запоминающийся образ. Для выражения чувств автор использует восклицательные предложения, восклицания и междометия. Апозиопезис и полисиндетон служат для создания моментов напряжения. Анафора в сочетании с лексическим повтором помогает автору фиксировать внимание на перечислении отдельных фактов, привлекая внимание читателей. Каждое стихотворение находится на отдельной странице книги и сопровождается авторскими рисунками, иллюстрирующими его, что заставляет читателя задержаться на особенно необычном и интересном.

Шел Сильверстайн смог не только заинтересовать маленьких читателей, заставить неоднократно перечитывать произведения, но и оставлял им простор для воображения и творчества.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась в том, что автор преимущественно использует лексические и графические стилистические средства, так как данная книга предназначена детям, которым свойственно зрительное и образное восприятие мира. Кроме того выяснилось, что синтаксические стилистические средства играют большую роль для эмоционального восприятии стихотворений.

Использованная литература

    1. Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка – Л.:1981. - 384 с.

    2. Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка – М.: Просвещение, 1981. – 460 с.

    3. https://archive.org/details/WhereTheSidewalkEndsByShelSilverstein/page/n33/mode/2up

Просмотров работы: 25