ВВЕДЕНИЕ
Как часто в эпилоге мы с удивлением обнаруживаем,
что некое «нечто» было для нас «всем».
Виктор Фрайда
XXI век – век, когда от человека требуются не только овладение новыми знаниями, но и умение применять их на практике, для решения возникающих проблем. Раскрытие новых возможностей и качеств – требования нового мира по отношению к развитию личности учащегося.
Не секрет, что все большую популярность приобретают различные сервисы сети Интернет. Данные сервисы открывают возможности для учащихся – творческую, познавательную, активную, исследовательскую.
Для насыщения уроков, сделать процесс обучения более ярким и интересным позволяет освоение Интернет-сервисов. В то же самое время, учащиеся получают возможность получить навыки работы с информационными технологиями; совершенствование навыков коллективной и самостоятельной работы; развитие и закрепление имеющихся знаний по предметам; умение применения получены знаний на практике и возможность получить мгновенный ответ на свои учебные действия.
Одним из многочисленных сервисов, с помощью которого учащиеся будут иметь возможность «здесь и сейчас» закрепить свои познания и проверить себя, является сервис LearningApps.org. Все эти наблюдения повлияли на выбор моего исследования «Использование интерактивного сервиса LearningApps.org при изучении английского языка и его влияние на успешность усвоения тем». В данной исследовательской работе хотелось бы разобрать возможности работы на интерактивном сервисе LearningApps.org и показать его влияние на повышение успеваемости на примере предмета «английский язык».
Исходя из вышеизложенного, объектом исследования являются интерактивные сервисы, используемые в процессе обучения английскому языку.
Предметом исследование является интерактивный сервис мультимедийных упражнений LearningApps.org.
Гипотеза – использование интерактивного сервиса LearningApps.org позволит улучшить показатели успеваемости по предмету «английский язык», закрепить полученные знания в более непринужденной и интересной форме.
Цель – показать положительную динамику (рост) в усвоении тем по английскому языку с использованием сервиса LearningApps.org, его влияние на повышение успеваемости по предмету «английский язык».
Задачи исследования:
Изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;
Познакомиться с основными понятиями;
Проанализировать возможности использования интерактивного сервиса LearningApps.org на уроках английского языка;
Провести наблюдение – влияние сервиса LearningApps.org на успеваемость обучающихся 6-х классов МБОУ СОШ им. Т.Рахманова с. Верхнеяркеево по английскому языку.
Новизна исследования заключается в том, что использование данного сервиса – LearningApps.org даст возможность для развития познавательной, исследовательской, проектной, творческой деятельности учащихся, тем самым развивая у них грамматические навыки и познавательные навыки и умения. Данный вопрос ранее не рассматривался с этой точки зрения.
Практическая ценность моего исследования – возможность использования результатов работы в процессе обучения и изучения иностранным языкам. Во-первых, работа будет полезна учителям, поможет им оживить их уроки и параллельно – повысить успеваемость и мотивацию к обучению по предмету. Интересна работа также будет и ребятам, потому что она позволит учащимся познакомиться с новыми сервисами, закреплять знания в непринужденной и игровой форме. Во-вторых, результаты и выводы моей работы я рекомендую использовать на уроках английского языка, классных часах и внеклассных мероприятиях.
Методы, которые мною были использованы в ходе исследования:
- поиск информации;
- анкетирование;
-использование компьютерных технологий;
- фотографирование;
- счет;
- измерение;
- перевод;
- консультации (с учителями английского языка);
- анализ и сравнение;
-наблюдение
ГЛАВА 1 ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Что такое «интерактивность», «интерактивное обучение», «интерактивные методы обучения»?
Прежде чем приступить к описанию интерактивных методов обучения, стоит разобраться, что это такое интерактивность и интерактивное обучение. Начнем с того, что объясним понятие «интерактивный».
Интepaктивный (-aя, -oe, пpилaгaтeльнoe, мyж. рoд.)- пpoиcxoдит oт aнглийcкoгo «interactive» и yпoтpeбляeтcя в двyx знaчeнияx:
Интерактивный – относящийся к компьютерным системам, воспринимающие ввoд кoмaнд, дaнныx oт пoльзoвaтeля в пpoцecce paбoты cиcтeм; оcнoвaнный нa двycтopoннeй cвязи мeждy чeлoвeкoм и cpeдcтвoм мaccoвoй инфopмaции [2,3].
Интерактивность (от англ. interaction — «взаимодействие») — понятие, которое описывает характер и степень взаимодействия между объектами (объектами могут быть «учитель-ученик», «ученик-упражнение»), когда цель достигается информационным обменом элементов системы. Ученик не просто получает инструкцию по выполнению задания, но и получает реакцию на свои действия: визуальную, звуковую.
Интерактивное обучение (от англ. Inter – взаимный; Act – действовать; interation - взаимодействие) — обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. Учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность учителя уступает место активности учащихся, а задачей учителя становится создание условий для их инициативы [1].
Метод –
1)способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. Новые методы в медицине. Поточный м. производства.
2)способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием (в 3 знач.). Метод воздействия, внушения. [3].
Интерактивные методы – это методы обучения, когда мы видим следующие схемы взаимодействия: это "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть сейчас не только учитель, но учащиеся могут привлекать к процессу обучения, взаимодействуя друг с другом. В то же время изменяется и мотивация к обучению у учащихся. При использовании таких методов – учитель выступает помощником в усвоении тех или иных тем. Он создает условия для проявления инициативы учащихся.
Методы и приемы интерактивного обучения
Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма.
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ. Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
Круглый стол (обсуждение) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
Деловые игры — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
BarCamp, или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.
К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений, дерево решений [4].
Интерактивный сервис LearningApps.org как один из методов интерактивного обучения
Современный мир невозможно представить без знания английского языка. Изучение английского – одна из необходимых потребностей современного человека. Поэтому очень важным является то, что каждому ученику необходимо как можно лучше закрепить полученные знания и совершенствоваться в устной и письменной речи.
Очень удобным и простым приложением для создания и закрепления знаний является интерактивный сервис LearningApps.org.
Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий; он позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Сервис бесплатный как для создания, так и для использования готовых упражнений. Он представлен на 6 языках: английском, немецком, итальянском, французском, испанском и русском.
Созданные в данном сервисе работы можно опубликовать на своих сайтах (блогах), отправлять ссылки одноклассникам, а учителям – своим коллегам; делиться в социальных сетях и сохранять в коллекциях сайта.
На сайте имеется большая галерея доступных для использования задания, которые созданы пользователями данного сервиса. Сервис LearningApps.org имеет много возможностей для использования, удобен и прост для понимания и работы. При желании любой человек, даже ученик, который имеет самые минимальные навыки работы с компьютером, может создать свое упражнение, сможет подобрать для себя различные упражнения для закрепления школьных тем. На сайте можно найти более 30 различных интерактивных видов упражнений, 5 из них в форме игры для 2 –4 участников.
Возможности и алгоритм работы на сервисе LearningApps.org представлен в приложении к исследовательской работе (см. Приложение 1).
Если говорить о преимуществах и минусах данного сервиса, можно выделить следующие:
Преимущества:
на сервисе имеется огромное количество готовых упражнений по различным темам и блокам по предметам школьной программы;
простота и легкость создания упражнений как учителями, так и учащимися;
мгновенная проверка выполнения упражнений;
возможность работать с любых мобильных устройств.
Минусы:
наличие в шаблонах опечаток, которые невозможно исправить вручную.
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Повысить желание учащихся к учебе возможно с помощью интерактивных заданий. А также, такие задания способствуют более полному раскрытию возможностей учащихся на уроках.
2. С развитием технических средств и изменением времени возрастает популярность использования на уроках и во внеурочных занятиях интерактивных упражнений.
3. Работа с интерактивным сервисом LearningApps.org способствует закреплению полученных на уроках знаний и умений в непринужденной форме, видеть моментальные результаты работы.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО СЕРВИСА LEARNINGAPPS.ORG КАК УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
С целью проверки правильности выдвинутой мной гипотезы была проведена следующая работа. Я решила провести наблюдение за успеваемостью по предмету «английский язык» среди обучающихся 4-х классов. Для эксперимента я взяла два 6-х класса: 6Б класс (мой класс) – я взяла как класс, где буду работать с использованием сервиса LearningApps.org; 6В класс – где буду производить наблюдения за успеваемостью по предмету «английский язык», где учащиеся не знакомы с сервисом LearningApps.org.
Наблюдение я начала с сентября месяца. В начале учебного года своему классу я рассказала о возможности работы на интерактивном сервисе LearningApps.org., ознакомила с разновидностями заданий и упражнений, как находить упражнения, как выполнять и т.д. Моим одноклассникам очень понравился данный сервис и они активно начали работать на нем.
Для большей наглядности составила сравнительную таблицу успеваемости по английскому языку (см. Приложение 2) по некоторым темам 1 и 2 учебной четверти в своем классе.
Нашим классом была пройдена тема «Различия Present Simple/ Present Continuous». Большинству ребят эта тема почему-то давалась с трудом. Я решила составить упражнения на сервисе LearningApps.org для закрепления этой темы (см. Приложение 3) и предложить ребятам выполнить их дома.
По результатам работ моих одноклассников было видно, что многие учащиеся 6Б класса, в конце концов, начали узнавать Present Simple/ Present Continuous и не путают их при употреблении в предложениях (см. Приложение 4).
Проверить, действительно ли мои одноклассники поняли эту тему, я попросила сделать учителя срез по этой теме. Результаты действительно подтвердили мои предположения (см. Приложение 5).
В 6В классе учащиеся занимались только по учебникам английского языка. Также, как и в моем классе, по оценкам обучающихся было видно (см. Приложение 6), что некоторые ребята испытывают трудности в понимании тем. Особой динамики в изучении тем у учащихся не наблюдалось.
Можно сделать следующие выводы:
1) Сервис LearningApps.org является эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создает условия для мотивации к изучению английского языка.
2) Систематические занятия на сервисе позволяют учащимся даже с низкими данными по успеваемости значительно улучшить свои результаты по школьным темам.
3) Работа на интерактивном сервисе LearningApps.org является интересной формой работы, с которой может справиться любой ученик даже с низкими знаниями работы на компьютере.
Благодаря моему исследованию удалось предоставить еще одну возможность использования интернет ресурсов на пользу обучению школьным предметам. Мое исследование показывает, что при выполнении интерактивных заданий у учащихся любого возраста повышается восприятие и запоминание информации, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель данного исследования заключалась в демонстрации положительной динамики (роста) в усвоении тем по английскому языку с использованием сервиса LearningApps.org, его влияние на повышение успеваемости по предмету «английский язык». Эта цель достигнута. Поставленные задачи были успешно решены.
Гипотеза моего исследования подтвердилась. Да, действительно систематическая работа на интерактивном сервисе LearningApps.org помогает лучше запоминать грамматически темы, проверять свои знания в режиме – онлайн и видеть результаты своей работы.
Использование интерактивных сервисов при обучении дает возможность: повысить интерес к изучаемому предмету; развивается самостоятельность учащихся при усвоении учебного материала; закреплять школьные темы в интересной форме; интеллектуально развивать учащихся; разнообразить формы работы учащихся на уроке и дома [5].
Современный век – это век новых информационных технологий. Без информационных технологий не обходится никакая профессия: от слесаря до ученого. Процесс развития этих технологий движется вперед, и у школы нет другого выбора, как приспособить обучение к информационному веку. Необходимость применения информационных компьютерных технологий, использования Интернет-ресурсов, в том числе интерактивных заданий, в школьном образовании очевидна.
Библиография
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 107.
Мюллер В.К. Новый англо-русский словарь :ок. 200 000 слов и словосочетаний / В.К. Мюллер, Т.Е. Александрова, А.Я. Дворкина, С.П. Романова.- 15-е изд., испр.- М.: Рус.яз.- Медиа; Дрофа, 2008.- XII, [II], 945 стр, [1]
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное.- М. : Азбуковник, 1999.- 944 стр.
Электронные источники
https://pedsovet.su/metodika/5996_aktivnye_i_interaktivnye_metody_obucheniya - Активные и интерактивные методы обучения
https://www.pedalmanac.ru/wp-content/uploads/018332000-1591131087__Зырянова-Л.-И.-Гимназия-статья-об-интерактивных-методах-образования.docx
Приложения
Приложение 1
Как работать на интерактивном сервисе LearningApps.org
Ресурс LearningApps.org является конструктором интерактивных заданий; он позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения. Он представлен на 6 языках: английском, немецком, итальянском, французском, испанском и русском.
На сайте имеется большая галерея доступных для использования задания, которые созданы пользователями данного сервиса. На сайте можно найти более 30 различных интерактивных видов упражнений, 5 из них в форме игры для 2 –4 участников.
Итак, пишем в поисковике LearningApps.org. Перед вами откроется вот такое окно.
На правом верхнем углу имеется кнопка «Вход». С помощью нее можно зарегистрироваться на данном сервисе. Нажимаем. У вас откроется следующее окно.
Ниже мы видим кнопку «Создать новый аккаунт». Нажимаем на него и проходим регистрацию на сервисе. Она не сложная, все интуитивно понятно. Зарегистрировать вас может и ваш учитель. Тогда все ваши успехи не поражения ваш учитель сможет отслеживать и тем самым помогать вам в понимании непонятных тем.
После регистрации вы уже входите под своими логинами и паролями. У вас откроется вот такое окно
На правом верхнем углу уже вместо кнопки «Вход» будет виден ваш логин. Так как наши аккаунты созданы нашим учителем по английскому языку, у меня есть вкладка «Мой учебный кабинет». В нем наш учитель собирает для нас упражнения для закрепления. Но, я могу и сама найти для себя упражнения. Как я это делаю:
Я нажимаю на кнопку «Все упражнения». Мне откроется после вот такое окно.
Я выбираю для себя предмет – например, «Английский язык», после мне откроются все доступные для выполнения задания и упражнения по различным темам курса английского языка. Я могу выбирать и другие предметы. Там также будут доступны всевозможные упражнения.
Например, я выбираю упражнения по недавней теме – школьные принадлежности. Мне откроется окно с упражнением.
По середине окна с упражнением мне видно само задание к упражнению. В данном случаи – мне нужно заполнить схему. Подобрать рисунки к подписям. Выполняю.
После того, как я выполнила упражнение я проверяю себя – нажимаю на кнопку в правом нижнем углу – кнопка «галочка»
Если все я выполнила правильно мне выйдет текст с одобрением. Если были ошибки они будут красного цвета. Например, вот так
Также есть такая возможность сохранять упражнения. Она находится также в правом нижнем углу, «Сохранить в «Моих упражнениях»». Я могу спустя некоторое время проверить себя, выполнив это упражнение еще раз. Оно будет находится в папке «Мои упражнения»
Приложение 2
Сравнительная таблица успеваемости по предмету «английский язык» в 6Б классе за 1 и 2 учебные четверти 2023-2024 года
№ п/п |
Ф.И. ученика |
1 четверть |
2 четверть |
||||||
08.09 |
22.09 |
09.10 |
16.10 |
13.11 |
27.11 |
||||
1 |
Б. Д. |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
||
2 |
Б.А. |
4 |
4 |
5 |
5 |
4 |
5 |
||
3 |
Г.И. |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
||
4 |
М.С. |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
5 |
||
5 |
М.И. |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
||
6 |
С.Т. |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
||
7 |
Г.А. |
4 |
5 |
3 |
4 |
4 |
4 |
||
8 |
Х.А. |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
||
9 |
Ш.А. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
||
10 |
С.С. |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
Примечание: 08.09- повторение темы «Моя страна»;
22.09 – К.Р. по теме «Кто есть кто?»;
09.10- Практика устной речи;
16.10- К.Р. по теме «Вот и мы»;
13.11- Введение темы «Повседневная жизнь»;
27.11 – Развитие навыков диалогической речи по теме «Назначение/отмена встречи».
Приложение 3
Упражнение на закрепление темы
«PresentSimpleVSPresentContinuous»
https://learningapps.org/watch?v=pm1vowbwa24
Приложение 4
Результаты работ учащихся 6Б класса по упражнению «Present Simple VS Present Continuous»
Примечание: 9 столбик – задание «Present Simple VS Present Continuous»
Приложение 5
Результатысрезапотеме «Present Simple VS Present Continuous»
№ п/п |
Ф.И. ученика |
Выполнил задание/не выполнил |
1 |
В. А. |
+ |
2 |
Г. Ю. |
+ |
3 |
Г. Р. |
+ |
4 |
Г. А. |
+ |
5 |
Г.Р. |
+ |
6 |
З.К. |
+ |
7 |
Л.Р. |
+ |
8 |
М.И. |
+ |
9 |
С.К. |
+ |
10 |
Ф.Л. |
+ |
Приложение 6
Показатели успеваемости учащихся 6В класса
№ п/п |
Ф.И. ученика |
1 четверть |
2 четверть |
||||||
15.09. |
29.09. |
06.10 |
15.10. |
17.11. |
|||||
1 |
А.Д. |
5 |
5 |
2 |
5 |
5 |
|||
2 |
Г.З. |
Н |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||
3 |
Г.Д. |
Н |
2 |
4 |
3 |
3 |
|||
4 |
Д.И. |
4 |
5 |
4 |
5 |
5 |
|||
5 |
З.А. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||
6 |
З.А. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
|||
7 |
К.Р. |
3 |
2 |
4 |
3 |
5 |
|||
8 |
Л.А. |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
|||
9 |
Н.Р. |
4 |
Н |
4 |
4 |
3 |
|||
10 |
Р.Т. |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
|||
11 |
У.Е. |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
|||
12 |
У.З. |
5 |
Н |
Н |
4 |
Н |
|||
13 |
Х.Д. |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
|||
14 |
Х.И. |
3 |
4 |
4 |
3 |
5 |
|||
15 |
Ш.Р. |
Н |
2 |
5 |
3 |
4 |
|||
16 |
Ш.Р. |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
|||
17 |
Ш.Р. |
3 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Примечание: 15.09. – Притяжательные местоимения.
29.09.- Контроль навыков чтения и письма.
06.10.- Контроль навыков говорения.
15.10.- Контрольная работа по теме «Вот и мы».
17.11. – Настоящее простое время. Вопросительные предложения. Короткие ответы