Введение
Каждый ученик основной и средней школы, хоть раз, задумывался над тем, где продолжить обучение. Часть предвыпускников предпочитает выбирать ВУЗы в родном городе. Некоторые обучающиеся хотели бы получать дальнейшее образование за рубежом. Не все родители могут помочь выбрать правильно страну и образовательное учреждение высокого уровня. А на просторах интернет столько предложений от разных агентств, чтобы разобраться в них, потребуется немало времени и сил. Кроме того, чтобы жить и учиться в другой стране, российский школьник должен представлять себе, куда он может обратиться в случае возникновения у него определенных вопросов. В России мы, более или менее понимаем, какие институты представляют и защищают права граждан. А вот переезд за границу, хоть и временный, сопряжен с трудностями в этом отношении. В связи с тем, что многие мои сверстники хотели бы иметь представление о возможности получения образования за границей, тема данного проекта является актуальной.
Проблема: при всем разнообразии информации в сети Интернет, данные о возможности образования и проживания за рубежом разрознены, неполны. Необходим ресурс с полной и достоверной информацией об условиях и возможностях получения высшего и среднего специального образования в Великобритании, к которому можно обратиться в случае выбора образования за рубежом российскими школьниками.
Гипотеза: мы предполагаем, что создание информационно-социального проекта «Хочу учиться за границей» позволит подросткам изучить возможности и условия образования за рубежом.
Объект исследования: система высшего и среднего специального образования Великобритании.
Предмет исследования: условия и возможности получения высшего и среднего специального образования российскими выпускниками в Великобритании.
Целью проектаявляется изучение возможностей получения высшего образования за рубежом и информирование обучающихся об особенностях обучения за границей посредством электронного ресурса в сети интернет.
На основании цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить систему среднего специального и высшего образования на примере англоязычных стран: Великобритания;
2. Определить институты защиты прав граждан России на территории Великобритании;
3. Выявить преимущества и недостатки обучения за рубежом;
4. Провести опрос для выяснения осведомленности обучающихся 8-11 классов о возможностях получения образования за границей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы исследования: изучение и анализ литературы, сбор информации, анкетирование, наблюдение, проектирование. Для написания этого проекта мы использовали литературу и интернет источники об образовании за рубежом.
Представленные задачи определили план работы над проектом, который проходил в 4 этапа. На первом этапе был осуществлен анализ информации о системе среднего специального и высшего образования за рубежом на примере англоязычных стран: Великобритания, выявлены преимущества и недостатки зарубежного образования. На втором этапе проведен мониторинг среди обучающихся и получены данные о том, что обучающиеся МБОУ СОШ им Т. Рахманова знают про возможности получения образования в англоязычных странах. На четвертом этапе создание брошюры с необходимой информацией для тех, кто решил обучаться за границей.
Научная новизна исследования заключается в рассмотрении взаимосвязи и сравнении образовательных систем России, Великобритании.
Практическая значимость работы заключается в расширении возможностей и получении полноценной информации о зарубежном образовании.
Теоретическая часть
Система высшего и среднего специального образования в Великобритании.
Получение высшего образования, как за рубежом, так и в России, — важный и серьезный шаг в жизни каждого человека. Высшее образование, безусловно, играет большую роль в формировании личности. При получении высшего образования, человек поглощает огромное количество информации, приобретает новые навыки, расширяет границы мировоззрения. Будущее каждой страны во многом зависит от уровня образования её граждан.
Изучение иностранного языка в современном мире − это один из самых важных качеств современного, успешного человека. Английский язык сейчас − самый главный и самый распространенный язык в мире. Это государственный язык в пяти странах: Великобритании, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии. В настоящем исследовании мы рассмотрим систему среднего профессионального и высшего образования в англоязычных странах, как наиболее популярных.
Система образования Великобритании.
Система образования Великобритании, пожалуй, одна из самых консервативных в мире. Отчасти это связанно с ее возрастом – появление первых средних школ в стране и Оксфордского университета датируется XII веком. Начиная с тех времен и по сей день дисциплина, и высокий уровень качества преподавания остаются главными отличительными чертами британской образовательной системы. Однако это вовсе не значит, что она не претерпевает никаких изменений. Напротив, английская система образования не только идет в ногу со временем, но и зачастую его опережает: стремление к совершенству и почитание традиций здесь прекрасно уживается с новейшими образовательными программами и практиками.
По окончании средней школы все ученики сдают свои первые выпускные экзамены - General Certificate of Secondary Education (GCSE), при успешной сдаче которых получают аттестат (сертификат) о среднем образовании. На сегодняшний день, GCSE является основным экзаменом, сдаваемым школьниками по окончании школы. Экзамен проверяет знания по каждому предмету и состоит из трех частей: курсовая работа, теоретическое и практическое задание. Существуют два вида экзамена GCSE: GCSE (External examination) и IGCSE (International GCSE). Единственное отличие экзамен IGCSE состоит в том, что он, в отличие от английского GCSE, соответствует международным стандартам.
Последующее образование (пред университетская подготовка A-Levels или IB).
После окончания средней школы (16 лет) и получения аттестата об общем среднем образовании GCSE, учащийся может поступить в профессиональный колледж. В случае, если человек хочет поступить в университет, он остается в школе или поступает в Tutorial Colleges до 18 лет и обучается по специальной двухгодичной программе подготовки к высшему учебному заведению Advanced Level, или A-Level. Для этого студент выбирает 4-5 профильных предмета, по которым он будет специализироваться в университете, в конце каждого года сдает экзамены, результаты которых оцениваются по пятибалльной шкале (A-E) и учитываются при поступлении. По завершении этого курса все студенты, в том числе и иностранные, могут готовить документы для поступления в университет. По сути Tutorial Colleges занимают в образовательной системе Великобритании ту нишу, которую в российской системе занимают репетиторы.
К сектору высшего образования в стране относят: классические университеты и университетские колледжи (University Colleges), в которых большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности; политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), где готовят специалистов по прикладным специальностям. Обучение включает 3 ступени: бакалавриат (3 года обучения, за исключением Шотландии), магистратуру (1-2 года) и докторантуру (2-3 года). Учебный год состоит из 3 триместров. Занятия проходят как в классических форматах лекций и семинаров, так и в виде самостоятельных работ и тьюториалов (работ в небольших группах с наставником-тьютором). Успеваемость студентов оценивается по промежуточным работам (эссе, курсовые, проекты) и по результатам итоговых экзаменов. Система подсчета среднего балла зависит от вуза и может быть либо бальной, либо в процентах. [6]
1.2. Защита прав русских студентов за рубежом
Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой и покровительством Российской Федерации. Как предусмотрено в ч. 2 ст. 61 Конституции, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Такую защиту обеспечивают российские дипломатические представительства и консульские учреждения. Данные учреждения обязаны содействовать тому, чтобы российским гражданам была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания российских граждан, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы. Деятельность консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и юридических лиц опирается на консульские конвенции и другие международные договоры РФ, иные правовые акты. Положение о Консульском учреждении РФ включает в круг основных задач и функций консульского учреждения, в частности: защиту в государстве пребывания прав и интересов Российской Федерации, российских граждан; оказание помощи и содействия российским гражданам; осуществление в установленном порядке и в пределах своей компетенции нотариальных действий, представительство или обеспечение надлежащего представительства российских граждан в судебных и иных учреждениях указанного государства с соблюдением его законодательства, если в связи с отсутствием или по другим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов; содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа. Консул принимает меры к тому, чтобы российские граждане пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены – к восстановлению нарушенных прав.
Поступив в ВУЗ Великобритании и получив официальный документ от учебного заведения, в котором содержится информация о программе и курсе обучения, абитуриент должен будет получить студенческую визу. Данный тип визы относится к категории неиммиграционных. Существуют единые критерии, на которые следует ориентироваться абитуриентам, чтобы не получить отказ в выдаче визы. Для получения студенческой визы необходимо заручиться письмом от учебного учреждения. Документ является подтверждением того, что абитуриент зачислен в университет. Вместе с письмом следует захватить с собой выписку из банка или же подтверждение того, что обучение или курсы полностью оплачены. Кроме того, визовому офицеру потребуется документ о финансовой состоятельности. Следует предоставить любой из документов: выписка по счету из банка, документ о владении сберегательным вкладом, справка о доходах с работы и тому подобное. [10]
Спонсорское письмо понадобится в том случае, если поездку, обучение и проживание в другой стране оплачивают родители или компания, в которой он работает, сам университет или любая другая организация (если абитуриент выиграл грант на обучение). В письме должна содержаться информация о спонсоре, а также гарантии того, что обучение будет оплачено.
Информация о семье. Визовому офицеру важно, чтобы у абитуриента было желание после обучения вернуться на родину в документе следует указать данные о родителях.
Документы о предполагаемом месте проживания. Письмо-подтверждение от принимающей семьи, бронь комнаты в университетском общежитии или бронь отеля. Как правило, в подобных документах отображается информация об оплате и месте проживания, также указываются адрес и телефон принимающей стороны.
Бронь авиабилетов. Документы о бронировании авиабилетов должны перекликаться с датой начала занятий в университете. Помимо билетов абитуриент должен предоставить медицинскую страховку.
Диплом о высшем образовании, аттестат или документ, подтверждающий обучение на курсах.
Абитуриентам, прибывшим в иностранное государство с целью получения образования, рекомендуется зарегистрироваться в ближайшем к месту жительства Российском дипломатическом представительстве или консульском учреждении. Не являясь обязательной, регистрация поможет в решении многих вопросов, не выезжая в Россию (оформление паспорта, участие в выборах и прочее). Со всеми особенностями нахождения в другом государстве лучше познакомиться заранее, поинтересовавшись законами и культурой страны, в которой предстоит получить образование.
Практическая часть
Сравнительный анализ системы образования России и англоязычных стран.
Современные системы высшего и среднего специального образования России и Великобритании имеют как сходную структуру, так и отличительные черты. В настоящем исследовании мы проанализировали систему высшего образования России и англоязычных стран по нескольким критериям: необходимый пакет документов и знаний для поступления, сроки окончания довузовского обучения, наличие или отсутствие образовательного стандарта, срок и ступени обучения в ВУЗе, специфика обучения.
Российская система послешкольного образования представлена рядом колледжей (среднее специальное образование) и университетов, академий, консерваторий, институтов, в которых можно получить высшее образование. В колледжи можно поступать для получения среднего специального образования, закончив 9 классов школы и сдав ОГЭ – основной государственный экзамен. Заведения высшего образования принимают в свои стены абитуриентов, завершивших 11-летнее обучение в школе. В США, Великобритании более длительное по продолжительности обучение в школе – 12 и 13 лет. Сдав соответствующие выпускные школьные экзамены, абитуриенты поступают в колледжи и ВУЗы. В Российские ВУЗы зачисление происходит в основном по результатам баллов за ЕГЭ. В ВУЗы Великобритании и Канады не попасть, не имея диплома международной школы. [1] В Российские ВУЗЫ как и в университеты Великобритании, абитуриент поступает на конкретный факультет, уже выбрав будущую специальность. В США поступают в целом в ВУЗ, а специальность можно выбрать позже. [2] В ВУЗах России самостоятельная работа и готовые знания даются, примерно, в равных пропорциях. В англоязычных странах самостоятельная работа занимает 80% времени. При этом пропуски обязательных занятий чреваты отчислением. Для проведения сравнительного анализа данные были помещены в таблицу № 1.
Таблица № 1
«Сравнительный анализ систем высшего образования России, США, Великобритании и Канады»
Критерий для сравнения |
Продолжительность школьного образования |
Россия |
Дети поступают в школу в 6,5-7 лет. После 9 лет школьного обучения – аттестат об основном общем образовании. После 11 лет школьного обучения - аттестат о среднем полном образовании. |
Великобритания |
Дети поступают в школу уже в 4–5 лет и учатся 13 лет. В 10 и 11 классе студенты занимаются по программе GCSE (General Certificate of Secondary Education). Школьники учатся по индивидуальному расписанию, куда входят обязательные предметы и курсы по выбору. |
Критерий для сравнения |
Вступительные испытания |
Россия |
Результаты ЕГЭ – единого государственного экзамена В ВУЗы России можно поступить, не имея диплома об окончании международной школы |
Великобритания |
По окончании программы студенты сдают экзамены и получают сертификат о среднем образовании. Далее они могут перейти в старшие классы, чтобы подготовиться к поступлению в вуз, или получить средне-специальное образование. В старшей школе студенты учатся по британской программе A-Level. К этому времени они уже определяются с будущей профессией, углубленно изучают 3–4 профильных предмета и готовятся к поступлению в вуз. По выбранным предметам старшеклассники сдают экзамены A-Level. Их результаты — главный показатель для поступления в университет. Для поступления гражданам других государств необходим диплом об окончании международной школы |
Критерий для сравнения |
Наличие единого государственного образовательного стандарта |
Россия |
В нашем государстве образование ведется на основе единого образовательного стандарта (ФГОС) |
Великобритания |
В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии. Все образование контролируется министерством образования |
Критерий для сравнения |
Специфика обучения в ВУЗах |
Россия |
Абитуриент поступает на конкретный факультет, а не в ВУЗ вообще. Зачастую, знания даются в готовом виде. Используется практика записи конспектов под диктовку. Опыт, полученный в университете, может не соотноситься с реальной жизнью, выпускникам приходится набираться опыта на собственных ошибках. Программы бакалавриата и магистратуры зачастую воспринимаются как части единой системы Учебная нагрузка и сложность обучения зависит от университета. Чем он престижнее, тем сложнее в нем обучаться. |
Великобритания |
Высокие стандарты в сфере обучения и дисциплины: за пропуски занятий без уважительной причины снижают баллы. Специальность нужно выбрать сразу. Нет возможности определяться в течение нескольких лет. Программы бакалавриата и магистратуры автономны. Много самостоятельной работы. Активная внеклассная жизнь. От студентов ждут демонстрации креативного способа мышления, основанного на полученных знаниях. У каждого студента есть куратор-тьютор. |
Критерий для сравнения |
Ступени высшего образования |
Россия |
Два года обучения в ВУЗе – неполное высшее образование Программы бакалавриата – 4 года обучения. 6 лет - магистратура |
Великобритания |
Высшее образование в Великобритании называется Higher Education и включает 3 уровня. Уровни высшего образования Британии, в основном, эквивалентны российским уровням высшего образования – бакалавриату, магистратуре и аспирантуре. |
Критерий для сравнения |
Необходимость оплаты за обучение |
Россия |
Во многих ВУЗах есть бюджетные места. Есть возможность и платного обучения. Вносить оплаты необходимо в ходе обучения |
Великобритания |
Высшее образование платное и для своих граждан, и для иностранцев. Но можно взять кредит на учебу, грант или стипендию. Оплата может вноситься после получения диплома и трудоустройства |
Критерий для сравнения |
Возможность стажировки и трудоустройства |
Россия |
В учебный план входят стажировки и производственная практика |
Великобритания |
Как правило, в учебный план включены стажировки |
Таким образом, системы образования России и Великобритании имеют как сходные черты, так и существенные различия. Во всех странах можно получить высокое качественное образования, важно определить какой процесс, какая система образования подойдут именно вам, какую профессию и какие возможности после ВУЗа хотелось бы иметь.
Проект «Хочу учиться за границей».
Изучая теоретическую часть, мы изучили особенности высшего и среднего специального образования в англоязычных странах – Великобритании. Составили и провели опрос среди обучающихся 8-х классов с целью выяснения следующей информации: интересно ли узнать о возможностях послешкольного образования за рубежом, владеют ли школьники информацией о такой возможности. Хотели бы узнать больше про образование в англоязычных странах. Обучающимся 8х классов гимназии было предложено перейти по ссылке (приложение 1) и ответить на несколько вопросов об образовании за рубежом. Результаты анкетирования представлены в приложении 2 (Приложение 2). Всего в опросе приняло участие 82 учащихся. Участники анкетирования отвечали на 5 вопросов, касающихся темы. Желающих получить высшее образование за рубежом оказалось 61%. Это говорит о достаточном интересе к получению высшего образования в ВУЗах Великобритании. Утвердительных ответов могло быть больше, если бы информации о возможностях обучения за рубежом была известна и доступна школьникам. На вопрос «Удобно бы было, если бы вся информация про возможности обучения в англоязычных странах была собрана в одном сайте» да ответило 84%респондентов. Причиной желания получить образование в университетах англоязычных стран было названо, в основном, качество образования, дающее преимущество в последующем трудоустройстве. Из тех, кто не хотел бы получить высшее образование за рубежом, причиной назвали боязнь переезда в другую страну.
Заключение
В настоящее время на всех ступенях образования происходит интеграция и глобализация. В систему высшего образования России приходят новые принципы, методы приемы и системы обучения, которые уже долгое время используются в Европейских странах. Высшее образование, полученное в известных колледжах или университетах Великобритании, признано во всех странах мира. Образование за рубежом открывает множество новых дверей – это возможность участвовать в передовых научных разработках и технологических стартапах, работать в лучших компаниях. Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году. Но Российские дипломы пока признаются не во всех странах мира. Все, кто нацелен на международную карьеру, стремятся получить высшее образование за рубежом.
Среди опрошенных восьмиклассников МБОУ СОШ им. Т. Рахманова оказалось 84% тех, кто хотел бы получить больше информации о возможностях получения образования в университетах Великобритании. О специфике среднего специального и высшего образования в изучаемых странах знает совсем небольшой процент опрошенных – 36%. А ведь знание специфики позволяет не ошибиться в выборе. Даже в англоязычных странах существует ряд принципиальных отличий в подходе к образованию. В Великобритании этого сделать невозможно. В Великобритании даются более академические знания, для тех, кто желает развивать себя в науке. Техническое образование довольно высокого качества можно получить в России. А вот гуманитарное и социальное лучше получать в университетах Великобритании. Для получения образования в Великобритании необходимо иметь диплом международной школы. Обычного школьного аттестата недостаточно. Системы образования англоязычных стран – Великобритании складывались с давних пор. Каждая из систем высшего образования в перечисленных странах имеет ряд своих специфических особенностей, обусловленных историческим, культурным и политическим и экономическим развитием.
Права российских студентов в любой зарубежной стране представляют и защищают консульские представительства и посольства. Абитуриентам, прибывшим в иностранное государство с целью получения образования, рекомендуется зарегистрироваться в ближайшем к месту жительства Российском дипломатическом представительстве или консульском учреждении.
Данные исследования позволили сделать вывод о возможности создания собственного социального проекта «Хочу учиться за границей» - сайта с информацией о возможностях и требованиях к поступлению в высшие учебные заведения Великобритании. Имея ресурс для быстрого поиска полезной информации, будущий студент сэкономит время для необходимой подготовки. Гипотеза нашла подтверждение в ходе исследования.
Таким образом, в ходе исследования были изучены системы среднего специального и высшего образования англоязычных стран: Великобритания, определены институты защиты прав граждан России на территории Великобритании, выявлены преимущества и недостатки обучения за рубежом, проведен опрос для выяснения осведомленности обучающихся 8 классов о возможностях получения образования за границей, создан собственный сайт с информационными материалами по образованию за рубежом. Знания возможностей создадут условия для получения действительно качественного, полезного, и, главное, интересного образования, что является безусловной инвестицией в будущее.
Литература
Высшее образование за рубежом. [Электронный ресурс]. URL: https://studinter.ru/text_vyshee_obrazobanie_za_rubezhom.html
Главные отличия систем образования Великобритании и США. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ef.ru/blog/language/glavnye-otlichija-sistem-obrazovanija-velikobritanii-i-ssha/
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования за рубежом. – М., 1998. [Электронный ресурс]. URL: https://www.studmed.ru/view/polat-es-novye-pedagogicheskie-i-informacionnye-tehnologii-v-sisteme-obrazovaniya_2acf2a8d0c8.html
Система образования Великобритании. [Электронный ресурс]. URL: https://www.globaldialog.ru/countries/great_britain/higher_education/
Системы высшего образования стран «группы восьми». [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistemy-vysshego-obrazovaniya-stran-gruppy-vosmi-kanada
Студенческие визы [Электронный ресурс]. URL: https://www.unipage.net/ru/visa_student
Приложение 1
Анкета для обучающихся
«Хочу учиться за границей: возможности получения высшего образования в Великобритании»
Хотели бы Вы получить высшее или среднее специальное образование за рубежом?
- да;
-нет;
- затрудняюсь ответить.
Почему Вы хотели (не хотели) обучаться за рубежом?
Владеете ли Вы информацией о возможностях получения высшего образования в Великобритании?
- да;
- нет;
- немного.
Удобно бы Вам было, если бы вся информация о возможностях послешкольного образования в Великобритании была собрана на страницах одного сайта?
- да;
- нет;
-затрудняюсь ответить.
Какие препятствия для себя Вы видите для поступления в ВУЗы англоязычных стран?
- не владею языком;
- думаю, это сложно;
- некогда изучать информацию о поступлении. Информации много, и она разбросана по сайтам;
- свой ответ.
Приложение 2
Результаты опроса обучающихся «Хочу учиться за границей: возможности получения высшего образования в Великобритании»
3.
4.
5.