Введение.
Холодным декабрьским днём 1941 года на станции Новая Заимка встречали ленинградцев. Исхудавшие, грязные, еле живые, пассажиры вагонов могли выйти на платформу только с помощью взрослых. От вокзала до села их везли на подводах, закрытых тулупами, так как дети были в осенней одежде, чулках и туфлях. В здание школы взрослые их переносили на руках.
И.Ф.Кнапик «Согретые Сибирью»[1].
До сих пор волнуют архивные кадры восьмидесятилетней давности: с октября 1941 года тюменцы принимают эвакуированных детей из Ленинграда, Москвы, Запорожья, Калининградской, Сталинградской, Курской, Орловской, Харьковской, Ворошиловской областей. Для двенадцати тысяч детей-сирот Тюменская область стала вторым домом. Документы, изученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что выживание в условиях военного времени потребовали от детей и взрослых сплоченности, терпения, взаимовыручки и невероятных трудовых усилий. Эти события имеют огромный воспитательный потенциал, который может быть использован во всех формах внеурочной занятости детей, в частности «Разговорах о важном». Актуальность исследования очевидна: никакие войны «не стоят хотя бы одной слезинки замученного ребенка», - предупреждал Ф.М. Достоевский. Дети - это главная ценность любого цивилизованного общества. И сегодня тема «дети и война» является значимой, так как дети и сейчас являются жертвами военных конфликтов. Проблема: в поле зрения изучения событий Великой Отечественной войны чаще попадают героические события на поле боя. Недостаточно раскрыт мир тылового детства, его трагедия и героизм.
Целью работы является создание Рекомендаций для проведения занятия в рамках проекта «Разговора о важном» о пребывании эвакуированных детей Ленинграда на Тюменской земле.
Гипотеза исследования – в годы войны, несмотря на трудности тыла, были созданы все условия для повседневной жизни, воспитания и образования эвакуированных детей.
Задачи: - собрать и изучить фактический материал о пребывании детей- ленинградцев на Тюменской земле;
- дать рекомендации педагогическому сообществу по использованию материалов исследуемой темы в реализации проекта «Разговоры о важном» в соответствии с целями и задачами проекта;
- апробировать Рекомендации в МАОУ «СОШ №22» и образовательных учреждениях города Тюмени в ноябре – декабре 2023года.
Объект исследования – ленинградские дети - воспитанники детских домов Тюменского края в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования–условия проживания, образования, воспитания эвакуированных ленинградцев.
Методы исследования: сбор и анализ информации, описательный метод исследования, ретроспективный метод исследования, сравнение, обобщение, проекция, апробация. Основные термины: эвакуация, детские дома, социальная политика государства, формы семейного воспитания, детская смертность, реэвакуация, мотивация, ценностное отношение, патриотизм.
Ход исследования. Изучен теоретический материал благодаря научным трудам А.М.Нечаевой «Правовая охрана детства в СССР» [2], Л.И. Рогачевой «Деятельность государственных и общественных организаций по охране детства и юношества страны в годы Великой Отечественной войны»[3].
Началом в изучении истории вопроса является знакомство с постановлениями военных лет Совета Народных Комиссаров СССР и Президиума Верховного Совета СССР с комментариями А.М.Нечаевой [2]. Изучены архивные документы Тюменской области, найдена и проанализирована информация об обеспечении условий проживания ленинградцев. Из воспоминаний респондентов книги И.Ф.Кнапика «Согретые Сибирью» найдены примеры отношения ленинградцев к своему второму дому, отношению к учебе, включение в жизнь тыловой Тюмени.
Изучена правовая основа создания и реализации проекта «Разговоры о важном», цели и задачи проекта, методические рекомендации для проведения мероприятий. Спроецированы воспитательные ресурсы поисковой работы на основные цели и задачи проекта. Выстроена траектория внедрения Рекомендаций. В пакет материалов включены рекомендации для учителя, сценарный план занятия, видеофрагмент для мотивационной части, интерактивные задания, плакат, анонсирующий занятие, дополнительные материалы.
Новизна работы и практическая значимость в том, что само исследование – это демонстрация участия школьников в проекте «Разговоры о важном» в качестве соавторов. Это повышает популярность «Разговоров…», мотивирует подростков к созданию собственных образовательных проектов, повышает интерес к обучению.О подвиге тюменцев, ставших семьей для 12 000 эвакуированных детей, мало кто знает в полном объёме.
Глава 1. Проблемы первого года эвакуации.
В годы Великой Отечественной войны количество детских домов в Тюменском крае увеличилось вдвое – их стало 91 с контингентом 12000 человек. Проблемы начались с первых месяцев эвакуации: край был не готов к такому количеству прибывающих детей-сирот. Принимались важные решения: открывать новые и доукомплектовывать старые детские дома в сельской местности, там, где плодородная земля, где поселения защищены от наводнений. Все пригодные для проживания постройки: клубы, конторы, сельпо, школы, - срочно ремонтировались и передавались детям [4]. В первую и вторую военные зимы не хватало дров, в Нижнетавдинских, Ярковских, Тобольских детских домах, согласно акту проверки областного отдела образования, температура воздуха в помещениях опускалась до 5 градусов [5]. Не хватало зимней одежды. В том же акте областного отдела образования указано, что в Новозаимском детском доме на 240 воспитанников в наличии 112 одеял, 120 комплектов постельного белья, 81 зимнее пальто, 107 шапок, 92 пары валенок [5]. Заметно ухудшилось медико-санитарное состояние учреждений. Из 113 воспитанников детского дома №26 в деревне Петелино Ялуторовского района здоровыми были лишь 19. Дети страдали дистрофией (50 человек), туберкулезом (13 человек), трахомой (12 человек), чесоткой (9 человек), другими заболеваниями войны [5]. Было принято решение: за каждым предприятием, колхозным хозяйством закреплять детские дома, создавать попечительские советы. Безусловно, местные власти выделяли денежные средства на содержание детей из местного бюджета. Однако приобрести твердый и мягкий инвентарь руководителям детских учреждений было негде. Найдены документы, подтверждающие добровольную помощь Тюменского фанерокомбината [6]. На производственном собрании решено: в нерабочее время изготовить детские кровати, табуреты, столы обеденные. Материал для мебели – отходы производства, предназначенные для обогрева цехов. Рабочие Тюменских кожевенных мастерских в свободное от работы время из отходов производства шили детские шапки, меховые безрукавки, онучи (сапоги) [7]. Бывшие детдомовцы утверждали, что воспитанники детских домов не голодали. Вот обьемы помощи сельских хозяйств к концу 1941года: «Детские дома получили от колхозных хозяйств 40 тонн мяса, 108 голов скота, 116 тонн картофеля, 47 тонн овощей, 37 тонн молока, 300 кг масла, 4000 яиц» [8]. Выжить в условиях военного времени детским домам помогали и подсобные хозяйства. Урожаи с огородов играли большую роль в рационе воспитанников. Краевед Ермачкова Е.П. так рассказывает о становлении подсобного хозяйства в интернате № 26 Заводоуковского района: «В октябре 1941 помогли приобрести продуктивный скот: трёх свиней и двух коров, посадить овощи и картофель на площади 6 га. Близлежащие колхозы выделяли для этих нужд посевной материал» [9]. Так выглядела смета расходов интерната через 5 лет: доходы на 1 января 1945 года составили 54 615 руб. 35 коп., в том числе: от сельского хозяйства – 33 985 руб. 45 коп., пчеловодства – 1 178 руб., мастерских по плетению корзин– 2 245 руб., животноводства – 14 942 руб. 80 коп.[10]. Органы власти не допустили ни хаоса, ни массовой гибели детей от голода и холода, ни масштабной беспризорности. В тылу страна жила в крайне напряженном, но привычном трудовом ритме.
Глава 2. Они вместе пережили годы войны
В этот тяжелейший период войны всем было тяжело. В каждый дом пришла беда, дети становились сиротами. Но сибиряки не делили ее на свою и чужую, старались помочь маленьким ленинградцам. Вот как встретили настрадавшихся в дороге детей в селе Бердюжье: «…а на другой день, едва рассвело, потянулись к интернату местные женщины. Каждый нес что-нибудь: десяток яиц, кринку молока, ведерко картошки или теплые носочки» [1]. В Нижней Тавде в помощь детским домам собрали «32000 единиц зимней одежды, 1560 метров мануфактуры, 22000учебных принадлежностей, 12000единиц посуды» [1].
Одной из задач государства в те военные годы – поддержать все формы воспитания детей-сирот в семьях – патронат, опеку, усыновление в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении» [3]. В селе Малиновка Аромашевского района Устинья Алексеевна Гринченко приютила в своем доме 13 малышей ясельного возраста. М.П. Юткина, жительница села Шаблыкино, взяла на воспитание 8 ленинградцев [1]. Ишимский краевед Л. Сарафанникова писала, что интернатских, как называли их сельчане, можно было сразу отличить «по какой-то особой интеллигентности и недетской печали в глазах» [11]. Вера Вилкас, жительница Ишимского района, свидетельствует: «Они не были приспособлены к жизни в деревне, менталитет у нас абсолютно разный. Но они быстро учились. И, если честно, они со своей образованностью, внутренней интеллигентностью, культурой стали для нас лучом света»[1]. В интернатах, где учились эвакуированные дети, была хорошая успеваемость: «Стопроцентная успеваемость в 1943году, согласно отчетности, наблюдалась в 22 интернатах, 95% - в 19. Из 3439 учащихся отличников -733, успевающих на 4 и 5 -1547человек, оставшихся на второй год -128. Причина неуспеваемости – тяжелые хронические заболевания»[12]. Даже неуместно говорить о трудовом воспитании детей войны. Трудились круглый год, делали все, что касалось сельскохозяйственных работ, хотя никогда не умели этого делать. Когда подростку исполнялось 12 лет, он мог закончить ускоренные курсы по рабочей профессии слесаря, столяра, фрезеровщика, наладчика сельскохозяйственной техники. Учебные места не пустовали. После курсов подросток становился учеником, затем – самостоятельным рабочим с выполнением дневной нормы –в 50 процентов от взрослой. Ребята – ленинградцы показывали примеры трудового героизма. В архивных документах Тюменской области с 1941 по 1945г.г. найдено 168 приказов о награждении ребят-ленинградцев: «…бригада ученика 8 класса Ситниковского интерната Григория Мингалева погрузила 300 тонн сена, перевыполнив нормы взрослых на 120 процентов» [12]. Для учета детского труда были заведены трудовые книжки, выплачивалась минимальная заработная плата. Куда тратили свои деньги детдомовские? Маленькие блокадники собирали деньги на танк «Малютка», принимали участие в подписке на второй военный заем, устраивали концерты, сбор от которых шел в фонд обороны страны. Вот строки из письма воспитанников Урманного детского дома (Ханты-Мансийский район) от 6 февраля 1944 года председателю Ленсовета: «Товарищ Попков! Мы просим Вас вернуть нас в Ленинград и помочь в поступлении в школы ФЗО города Ленина. Наши родители уничтожили и прогнали врага от родного города. На нашу долю остается восстановить родной город». 5 апреля 1944 года в Урманный пришла телеграмма от заведующего гороно Ленинграда: «При объявлении набора в ремесленные училища и железнодорожные школы ваше желание будет удовлетворено. Вы будете возвращены»[13]. Из детей и подростков вырастала молодежь, способная заменить отцов и матерей на военном производстве и в сельском хозяйстве.
Глава 3 Создание рекомендаций для «Разговора о важном»
На основании собранного материала, изучения документов Министерства просвещения Российской Федерации, созданы Рекомендации по подготовке мероприятия Всероссийского проекта «Разговоры о важном». Чем руководствовались разработчики рекомендаций?
Во-первых, 27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. 22января 2024 года рекомендуется провести беседу «Непокоренные (Блокада)». В содержании беседы – разговор о тяготах блокадного Ленинграда, о провале планов немецких войск. Однако при планировании занятия педагог имеет право учитывать региональные особенности истории. В нашей рекомендации (приложение 1) темой беседы с обучающимися является самоотверженность тюменцев, сумевших сохранить жизни ленинградских детей, стойкость и героизм маленьких ленинградцев, сумевших выжить и стать настоящими людьми. Примеры истории тюменского края эмоционально ближе и понятнее современному подростку, легче воспринимаются и остаются в памяти, потому что это история малой родины, где он родился, вырос, живет.
Во-вторых, тема сохранения жизни ленинградских детей на тюменской земле будет способствовать формированию у подростков чувств сострадания и милосердия, поможет понять, что главная ценность – это люди, социальное служение, взаимопомощь и взаимная поддержка.
В-третьих, изучение трагических событий блокады Ленинграда отражает одну из основных традиционных российских ценностей – историческую память. Содержание занятия позволит ощутить благодарность, уважение, гордость за то, что сделано нашими земляками 80 лет тому назад.
Согласно предложенным рекомендациям, мотивационная часть занятия должна быть короткой, эмоционально насыщенной, максимально информативной. Предусмотрено использование фрагмента одного из фильмов ГТРК «Регион-Тюмень» «Тюмень тыловая». - «Эвакуация детей из Ленинграда». В фильме – история гибели родных, тяжелейший путь в Сибирь и новая жизнь на Тюменской земле. Можно использовать и другие видеоматериалы, предложенные в дополнительном материале к Рекомендациям.
Основная часть занятия – это знакомство с фактическим материалом. Первый информационный блок заставляет окунуться в те проблемы, которые дети испытали в первый год эвакуации: холод, нехватка помещений, зимней одежды, продовольствия, медицинской помощи. В рекомендацию включены блиц-опрос, элементы беседы, экспресс - опрос, экспресс-тестирование. Такие формы работы позволят обучающемуся вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам. Нельзя допустить, чтобы ребята были просто слушателями и пассивными потребителями информации. В конце первого информационного блока - блиц-опрос: почему первый год эвакуации прошел так трагически? Слушатели называют причины первых неудач, приведших к увеличению детской смертности.
Второй информационный блок – документальные факты о том, какие меры были приняты местным руководством о достойном содержании, воспитании, обучении детей. Бескорыстная помощь детям со стороны местного населения. Форма проведения - беседа с обсуждением вопросов: почему тюменцы, сами испытывающие тяготы войны, бескорыстно помогают ленинградцам? Почему книга Ивана Кнапика названа «Согретые Сибирью»?
Третий информационный блок – факты, подтверждающие мужество и героизм ленинградцев. Экспресс-опрос: чем отличались «интернатские» от местных детей? Почему из согревшей их Сибири юные ленинградцы все равно стремились в разрушенный город Ленина? На что тратили заработанные деньги воспитанники детских домов?
В заключительной части занятия -слова благодарности бывших эвакуированных, ставших впоследствии знаменитыми ленинградцами; знакомство с современными акциями, мероприятиями, проводимыми в Тюменском регионе, цель которых – надолго оставить в памяти трагические события эвакуации.
В завершение занятия предусмотрена обратная связь от обучающихся через QR-код. Если такой возможности нет, опрос проводится в формате экспресс-тестирования.
Чтобы занятие проходило наиболее эмоционально, можно привлечь к его проведению выпускников детских домов времен Великой Отечественной войны; ученых тюменских вузов, сотрудников музеев, исследующих тему тыловой Тюмени; автора книги «Согретые Сибирью» И.Ф. Кнапика. В рамках проведения «Разговора о важном» можно предусмотреть выходы в музеи, возложение цветов к памятным знакам и мемориальным доскам. Тема об эвакуации детей- ленинградцев в Сибирь настолько обширна, драматична, интересна, что может быть включена в работу школьных театров, музеев и библиотек, школьного телевидения, движения РДДМ «Движение первых».
Заключение
Цель исследования достигнута: созданы Рекомендаций для проведения «Разговора о важном» о пребывании эвакуированных детей Ленинграда на Тюменской земле.
Полностью подтвердилась гипотеза исследования – в годы войны создана и апробирована система защиты прав и интересов детей-сирот, созданы условия для повседневной жизни и социализации эвакуированных. Спустя многие годы после Победы в Великой Отечественной войне не угасает интерес к тому, как удалось спасти, обучить и воспитать детей в жесточайших условиях тыла
Выстроена траектория внедрения Рекомендаций для проведения «Разговора о важном», включающая апробацию их в МАОУ «СОШ№22» города Тюмени, других образовательных учреждений Тюменской области, оценку содержания Рекомендаций проживающими в Тюмени бывшими воспитанниками детских домов.
В департамент образования и науки Тюменской области направлено Письмо с просьбой рекомендовать образовательным учреждениям представленные Рекомендации для проведения «Разговора о важном» 22января 2024 года (приложение2).
Казалось бы – пережита страшная трагедия. Но дети и сейчас являются жертвами военных конфликтов. Снова тревожат кадры новостей: Ранним утром 31 октября 2022 года на станции Тюмень 15 детей-сирот из Донбасса, уставших и немного испуганных, выводили из вагона их новые родители. Встречающий на вокзале губернатор Тюменской области А.В. Моор спокойно и твердо сказал: «Чужих детей не бывает. Теперь вы граждане Российской Федерации и мои земляки».
Список использованных источников и литературы
1.Кнапик И.Ф. Согретые Сибирью, 1 том, Тюмень, 2018г., с.89,125, 97,44, 69
2.Нечаева А.М. Правовая охрана детства в СССР/М.,Наука,19876.-110с
3.Рогачева Л.И. Деятельность государственных и общественных организаций страны в годы Великой Отечественной войны: - М., 2000,-18с.
4.Государственный архив Тюменской области (ГАТО) Ф.Р.-301. Оп.2.Д.43л.,8
5. ГАТО Ф.Р.-1081 Оп.№1. Д.№11, 18
6. ГАТО Ф.Р-298.Оп.1.Д.102.
7. ГАТО Ф.Р -1351.Оп 1.Д.5.
8.Шестакова Н.М. Из истории детских домов и интернатов в Ялуторовске и Ялуторовском районе в годы Великой Отечественной войны// Ежегодник ТОКМ -1995.- Тюмень, 1998.-74с., с. 24.
9.Ермачкова Е.П. Летопись земли Заводоуковской, Заводоуковск, 2006, с.63.
10. ГАТО Ф.Р-11. 571.Оп.1.Д.3.Л.33.
11.СарафанниковаЛ.В.Моя школа//Явлутур-городской историко-краеведческий альманах.Вып.2.- Ялуторовск, 2007.,-с.128.
12. ГАТО Р-303.Оп.1.Д.405.с 14
13.Патранова В.А.Военный дом в Урманном, Тюменские известия-27января 1991г.
Приложения
Приложение 1. Земля, согревшая теплом: Ленинградские дети в Тюменском краев годы Великой Отечественной войны.Рекомендации по проведению занятияв рамках проекта «Разговоры о важном».
Цели: почувствовать мир тылового детства, помещенный в контекст катастрофических событий эпохи; пробудить интерес к истории своей малой родины.
Оформление - плакат, анонсирующий мероприятие:
https://www.google.com/imgres?imgurl=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FXrts7NnFeI8%2Fmaxresdefault.jpg&tbnid=biWJVigDTCyCXM&vet=1&imgrefurl=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DXrts7NnFeI8&docid=z_FM3fcVV3YiTM&w=1280&h=720&itg=1&hl=ru-ru&source=sh%2Fx%2Fim%2Fm4%2F3
Сценарный план проведения занятия
Этапы (количество минут) |
Цели |
Содержание |
Дополнительная информация |
Мотивационная часть (5 мин.) |
Создание эмоционального настроя, погружение в эпоху тыловой Тюмени |
Фрагмент фильма - «Эвакуация детей из Ленинграда» Youtube.com>watch |
Могут быть использованы другие рекомендуемые фрагменты |
Основная часть (до 20 мин.) Информационный материал –в исследовательской работе |
|||
Информационный блок №1 (6 мин.) Проблемы первых лет звакуации |
Демонстрация единства руководства, комсомола, пионерии и простых сибиряков и ответственности за судьбу детей-сирот. Воспитание потребности в знании истории своей малой родины, причастности к ее судьбе |
Глава 1, с. 5-7 Экспресс-опрос: -количество детских домов и контингента в них в годы войны в Тюменской области; -основные трудности в первый год эвакуации; -шаги по устранению проблем. |
Сопровождением информации может быть фотоколлаж «Дети и война» |
Информационный блок №2(6 мин.) Факты, подтверждающие самоотверженность сибиряков |
Воспитание чувства сострадания и милосердия, осознание, что главная ценность – это люди, взаимопомощь и взаимная поддержка. |
Глава 2, с.8-9 Элементы беседы: - почему тюменцы, сами испытывающие тяготы войны, бескорыстно помогают ленинградцам? -почему книга Кнапика названа «Согретые Сибирью»? |
После занятия в рамках проекта «Разговор о важном» рекомендуем организовать возложение цветов к памятным знакам , посвященным эвакуации |
Информационный блок №3 (8 мин) Факты, подтверждающие стойкость и героизм ленинградцев |
Воспитание патриотизма и активной жизненной позиции |
Глава 2, с.9-10 Экспресс-опрос: -чем отличались «интернатские» от местных детей? --Почему из согревшей их Сибири юные ленинградцы все равно стремились в Ленинград? -На что тратили заработанные деньги воспитанники детских домов? |
Сопровождением информации может быть фотоколлаж «Трудовые подвиги детей в годы войны» Презентация, слайд 2 |
Заключительная часть (2 мин.) Слова благодарности бывших эвакуированных ленинградцев |
Чувства благодарности, уважения за наших земляков. Гордость за историю своего народа. |
Информация о современных акциях, проводимых в Тюменском регионе, рекомендация к участию в них |
Информация об акциях в презентации, слайд 3 для самостоятельного ознакомления |
Осуществление обратной связи от обучающихся через QR-код (3 мин.) |
Закрепление информации |
Вопросы : -Интересна ли для вас эта тема? -что наиболее «зацепило»? -в какой поисковой акции примете участие |
В случае отсутствия технических условий, возможен формат короткого экспресс-тестирования |
Дополнительные материалы с кратким комментарием.
Набор визуального контента, комментарии
Материал, адрес |
Комментарии |
|
1. |
Weekend.rambler.ru> Истории об эвакуации. Видеофрагменты |
Может быть использовано в конце занятия |
2. |
VK.com>video-68489-456241297 Дети блокады. Жизнь в эвакуации. Следственный комитет России |
Факты преступлений против детства из рассказов свидетелей |
3. |
YouTube>Vladimir MalikChannel Детивойны. Кинохроника военных дней. 1941-1945гг |
Обширный фото и видеоматериал по теме Война и дети |
4. |
YouTube>konstantingolodaev Эвакуированные ленинградцы. |
Видеосвидетельства Елены Оленичевой, Ларисы Евдокимовой, эвакуированных в Сибирь |
5. |
VK.com>wall-12529410-33394 Дети блокадного Ленинграда. Реконструкция эвакуации детей |
О встрече ленинградцев в с. Ембаево. Может быть использовано в мотивационной части |
6 |
https//t-l.ru/349647.html Документальный фильм «Закаленные сибирской любовью» |
Фильм посвящен Аромашевскому детскому дому |
Приложение 2. Письмо в департамент образования и науки Тюменской области.
И.о. директора департамента
образования и науки
Тюменской области
И.П.Конончук
Об оказании содействия
Уважаемая Ирина Петровна!
МАОУ «СОШ №22» города Тюмени просит оказать содействие в информационной поддержке по ознакомлению образовательных учреждений Тюменской области с Рекомендациями по проведению занятия в рамках проекта «Разговоры о важном» - «Земля, согревшая теплом: Ленинградские дети в Тюменском крае в годы Великой Отечественной войны»
Чем руководствовались разработчики рекомендаций?
27 января 2024 года исполняется 80 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Одно из самых трагических событий Великой Отечественной войны наверняка учтено в программах воспитания каждого образовательного учреждения, запланированы циклы мероприятий, посвященных событию. В понедельник, 22января 2024 года, вместо рекомендуемой беседы «Непокоренные (Блокада)» в рамках проекта «Разговоры о важном» можно провести рекомендуемое мероприятие.
При планировании занятия педагог имеет право учитывать региональные особенности истории. В нашей рекомендации темой беседы с обучающимися является самоотверженность граждан всех регионов страны, в том числе тюменцев, сумевших сохранить жизни ленинградских детей, стойкость и героизм маленьких ленинградцев, сумевших выжить в тяжелейших условиях эвакуации и стать настоящими людьми.
Примеры истории тюменского края эмоционально ближе и понятнее современному подростку, легче воспринимаются и остаются в памяти, потому что это история малой родины, где он родился, вырос, живет.
Разработанные рекомендации – часть исследовательской работы ученицы 8г класса Шумихиной Арины. В пакет материалов включены рекомендации для учителя, сценарный план занятия, видеофрагмент для мотивационной части, интерактивные задания, плакат, анонсирующий занятие, дополнительные материалы.
Рекомендации прилагаются.