Башкиры в Отечественной войне 1812 года

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Гафаров Р.Д. 1
1МАОУ "Полилингвальная школа №23",г. Стерлитамак, РБ
Гафарова Р.Р. 1
1МАОУ "Полилингвальная школа №23",г. Стерлитамак, РБ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Почти двести десять лет назад шла нелегкая война с Наполеоном. В ней участвовали многие народы Российской империи, но я родом из Башкирии и поэтому остановился, на участии в ней наших земляков. История на сегодняшний день – единственная наука, благодаря которой мы можем узнать, что происходило много-много лет назад, прочувствовать, как тяжело приходилось нашим предкам, защищая Родину. Отечественная война 1812 года – общая беда, сблизившая всех жителей России, в том числе и наших земляков – башкир. Все поднялись на защиту. В начале XIX века по всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами» за присутствие в их вооружении лука и стрел. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. Отечественная война 1812 года – одна из самых героических страниц истории нашей Родины. Я выбрал тему «Башкиры в Отечественной войне 1812 года», так как хотел узнать об этом важном историческом времени.

Актуальность моей работы заключается в следующем:

  1. В этом году отмечается 210-летие Отечественной войны 1812 года;

2. Меня заинтересовали патриотизм башкирских воинов, проявленный в Отечественной войне 1812 года. В связи с актуальностью темы работы цель ее состоит в изучении основных ключевых вопросов, касающихся конкретно участия в войне против Наполеона башкирских воинов, их подготовленности к войне, тактики сражений, а также подвигов, совершенных башкирами. Для достижения цели были определены следующие задачи:

Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Изучить башкир, как воинов России;
2. Ознакомиться с вооружением башкирских воинов;
3. Изучить военную тактику башкир, показать в ней роль конницы;
4. Рассмотреть участие наших земляков в Отечественной войне 1812 года;
- Гипотеза: используя сохранившиеся документы, архивные материалы

можно восстановить картину событий далекого прошлого. 

-  Методы исследованияанализ, синтез, сравнение.

  1. Участие полков, сформированных на территории Башкирии, в Отечественной войне 1812 г.

После вторжения наполеоновской армии намного расширяется привлечение башкир и казаков в ряды русских войск. Были и добровольцы. Среди них башкиры братья Абдулхалик и Назир Абдулвахитовы, юртовый старшина Абуталип Абдрахманов с сыном Сагитом, русский юноша Яким Домашников и другие. Отмечая патриотический подъем среди башкир и других нерусских народов, участник войны 1812 года С.Н. Глинка писал, что «не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою и образом жизни, народы кочующие– и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую. Мордва, тептяри, мещеряки, черемисы ревностно и охотно шли на службу; башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».

В 1812 году по пять полков были сформулированы оренбургскими и уральскими казаками. В армии находились Уфимский пехотный и Оренбургский драгунский полки. Таким образом, в помощь русской армии, сражавшейся с иноземными захватчиками, Оренбургский край выставил 45 конных полков. Представители других народов находились в ополчении. Полки, созданные в 1812 гг. в Оренбургской губернии-

Наименование:

-Башкирские

-Уральские казачьи

-Оренбургские казачьи

-Оренбургский драгунский

-Тептярские

-Мишарские

-Уфимский пехотный

-Ставропольский (за Волгой) калмыцкий.

Многие народы создавали национальные отряды. Исторический Башкортостан (башкиры населяли 22 уезда Оренбургской, Саратовской, Вятской, Пермской губерний) выставил 45 полков: 28 башкирских, по 2 тептярских и мишарских, по 5 оренбургских и уральских казачьих, 1 ставропольский калмыцкий конные полки, а также Оренбургский пехотный. Башкирский конный полк состоял из 500 всадников и 30 человек командного состава (командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжих, 1 квартмейстер, 10 пятидесятников, 1 полковой мулла, 1-2 писаря).

Башкиры, мишари и тептяри пожертвовали до 15 августа 1812 г. в пользу армии 500 тыс. рублей. Дворяне губернии внесли 65 тыс. рублей, собранные с крепостных крестьян. Башкирский народ собрал и подарил армии 4139 лучших строевых лошадей.

Многие полки принимали участие на всех этапах войны. Вначале по два башкирских, оренбургских, уральских и один тептярский полки в составе русских войск участвовали в сражениях с наступающими французами. В ходе отступления русских войск в арьергардных боях отличились воины 1-го башкирского полка рядовые Узбек Акмурзин, Буранбай Чувашбаев, хорунжий Гильман Худайбердин, есаул Ихсан Абубакиров. 16 июня в боях под Вильно участвовал 1-й тептярский полк.

16 июля 1812 г.2-й башкирский полк майора Курбатова в составе 3-й армии принимал участие в битве под г. Корбином, восточнее Брест-Литовска, когда было убито 2 тыс. солдат противника, взято в плен 2382 француза, в том числе 76 офицеров и 2 генерала.

27 июля кавалерия атамана М.И. Платова, в составе которой находился 1-й башкирский полк, нанесла поражение дивизии Себастиани.

Во время Бородинского сражения 26 августа 1812 года, когда французам удалось захватить батарею Н.Н. Раевского, генерал А.П. Ермолов с одним батальоном Уфимского полка и Оренбургским драгунским полком остановил покинувшие батарею части и повел их в контратаку. Батарея была освобождена от врага. За участие в этой операции 9 офицеров-драгунов получили награды «За храбрость и неустрашимость».

Чтобы оттянуть силы противника от оказавшегося в тяжелом положении центра и левого фланга русских войск, М.И. Кутузов отдал приказ казачьим частям атаковать левый фланг и тыл французов. Конница М.И. Платова, в составе которой был 1-й башкирский полк, выйдя в тыл французов у д. Валуево на Новой Смоленской дороге, посеяла панику на левом фланге противника. Наполеон вынужден был направить туда сильную группу войск в 28 тыс. человек. Рейд конницы М.И. Платова обеспечил выигрыш во времени для перегруппировки войск.

В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. В сентябре 1812 года 1-й башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, затем его передали полковнику Н.Д. Кудашеву, 1-й башкирский полк успешно действовал на Серпуховской, Коломенской и Калужской дорогах. Вслед за отступающими французами 7 октября вступили в Москву воинские части, среди которых было несколько сотен воинов башкирского полка и 1-й мишарский полк. Последний был оставлен в Москве и нес гарнизонную службу с 1812 по 1814 гг.

В развернувшейся «малой войне» под Рославлем отличился 1-й тептярский полк майора Темирова. Его командир был награжден орденом Св. Владимира 4 степени, прапорщик Мунасыпов и зауряд -хорунжий Ибрагимов– орденом Св. Анны 3 степени. Уральские казачьи и 3,4,5-й башкирские полки принимали участие в боевых операциях корпуса генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии маршала Макдональда. 2-й башкирский полк, входивший в войсковые части генерала Е.И. Чаплица, 8 октября принимал участие в разгроме отрядов Конопки.

С ноября 1812 г. пятнадцать башкирских полков, с 6-го по 20-й, в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. В составе Дунайской армии находился 3-й уральский казачий полк. Оренбургские казаки составляли личный конвой М.И. Кутузова, охранявший его штаб.

Башкирская и казачья легкие конницы показали себя боеспособной частью армии. Сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов восклицал: “Вы не можете представить, Ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их”.

В заграничных походах русской армии 1813-1814 годов в штурме и во взятии городов Данцинга, Варшавы, Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Дрездена, Эрфурта, Глогау, Веймар показали воинскую доблесть и отвагу воины 15 башкирских, двух тептярских, всех русских казачьих полков.

Участвуя в дальнейшем наступлении русской армии, 9 башкирских полков победоносно вступили в Париж. Воины всех полков были награждены серебряными медалями “За взятие Парижа 19 марта 1814 года”. Все участники войны получили серебряные медали “В память войны 1812 года”.

За проявленный особый героизм в годы войны были награждены орденами Святой Анны и Святого Владимира многие воины. Среди них были башкиры: Ирназар Давлетчурин, полковой командир 1-го полка Ихсан Абубакиров, Аюп Каюпов, Ибрагим Бикчурин, Хусаин Кучербаев, Абдулнасыр Наурузов, полковой командир 14-го полка Абдулла Сурагулов, Аралбай Акчулпанов, есаул Кутлугильде Ишимгулов и другие.

2.Вооружение башкир в Отечественной войне 1812 г.

В 1812 году в Башкирии был неурожай, народ голодал, но снаряжал воинов  конями, обмундированием и оружием.

За мастерское владение луками французы башкир прозвали «северными амурами». Из мемуаров французского генерала Марбо: “…Во время нашего пребывания на высотах у Пильница неприятель, в особенности русские, получили многочисленные подкрепления, из которых главное под начальством Беннигсена, состояло не менее как из 60 тыс. человек. Это подкрепление было приведено из-за Москвы и заключало в себе очень большое количество татар и башкир, вооруженных одними луками и стрелами. Наши солдаты за их луки и стрелы прозвали башкир “северными амурами”. Эти новички, еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая обратить нас в бегство при первой встрече, в самый день своего появления в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, башкиры вынуждены были отступить, оставив на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того чтобы охладить их наступление, казалось, только его подогрели. И, так как они двигались без всякого построения и никакая дорога их не затрудняла, то они носились вокруг наших войск, точно рои ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно, атаки этих варваров постоянно повторялись и русские поддерживали их отрядами гусаров, чтобы воспользоваться тем беспорядком, который башкиры могли произвести в том или другом месте нашей линии. Варвары громкими криками окружили наши эскадроны, пуская в них тучи своих стрел… Один из самых храбрых моих унтер-офицеров Меляэн, кавалер ордена Почетного Легиона, был ранен на вылет стрелою, которая вошедши в грудь, вышла через спину… Но в моем полку было несколько людей и лошадей раненных, да и сам я был легко ранен в ногу этим забавным снарядом”.

Детальное описание вооружения башкир дает Жан-Батист Бретон: «Башкирские воины вооружены длинною пикой, укра­шенной флажком, по которому они определяют офицера, саблей, луком и колчаном с двадцатью стрелами. Луки у них небольшие, имеют типичную азиатскую форму и, как правило грубо выделаны. На наконечниках стрел мало перьев. Однако стреляют они отменно, с удивительной меткостью».

Он же обратил внимание на их отношение к службе: «Башкиры - прекрасные наездники и отменные стрелки. Для этих смелых воинов царская служб; не ярмо - это их долг, который они исполняют с радостью».

Интересные заметки о башкирах, как о противнике оставил Симон Рюппель унтер-лейтенант 2-го гусарского вестфальского полка. Он попал в плен в августе 1812 г. под Валутиной горой. Направляясь в качестве пленного вглубь России, он описывает события октября между Арзамасом и Симбирском. «Наш путь проходил через деревни населенные черемисами, татарами башкирами и также мордвинами, которые занимались пчеловодством, хорошие возможности для которого предоставляли плодородные степи. Несколько дней мимо нас друг за другом шли башкирские полки, которые как кавалерия представляли для меня особый интерес. В таком полку - 400-500 человек: все исключительно сильные, широкоплечие, со смуглыми монголоидными лицами, так что друг от друга их не отличить. Вооружены они были казачьими пиками, большими кожаными колчанами с луком и стрелами также маленькой саблей. Они носили сапоги без шпор, а вместо них исполь­зовали нагайку. Голову их покрывали круглые синие шапки с меховой подбивкой, которую они, когда было очень холодно, могли опустить до самых ушей. Офицеры носили красные шапки, темно-синие меховые кафтаны, пе­ревязь сабли и уздечка у них были украшены серебром, сбруя у них на манер казачьей. Еще я должен заметить, что во всех казацких, калмыцких и баш­кирских частях знаком высокого ранга является седло, искусно украшенное слоновой костью, перламутром, серебром или золотом. В областях, где я побывал позже, богатые крестьяне и дворяне пользовались только так назы­ваемыми «казачьими седлами», отличие которых от венгерских состоит в том, что капа установлена вертикально. Трубачей в таких полках я не видел. Наверное, они были совсем и не нужны, я наблюдал тогда, как при постое целая сотня, иногда даже целый полк размещались на одном большом под­ворье, так что отряды не расходились. Я заходил на такой двор и был удив­лен, увидев, как лошади толпой, словно овцы, стояли вокруг корыта, лежа­щего на земле, и ели из него. Даже в сильные морозы многие башкиры раз­гуливали в одной рубахе. Их бритые головы со свисающим с макушки чубом выглядели очень чудно». Заметки Рюппеля, кстати, профессионального ка­валериста, очень информативны. Описано вооружение, снаряжение, конская упряжь. Рюппель хорошо показывает боевой дух башкир, особенности по­стоя их на марше.

  1. Башкирская конница в Отечественной войне 1812 года.

Боевым помощником воина всегда был конь. Русская армия использовала башкирских лошадей, происходящих от пород степного и лесного типов, сформировавшихся в условиях резконтинентального климата при круглогодичном пастбищном содержании. Разводилось в Уфимской, Оренбургской губернии. Встречалось в Пермской, Казанской, Самарской губерниях и на почтовых трактах Западной Сибири. На башкирской тройке без отдыха и кормления можно было за 8 часов преодолеть 120-140 км.

Башкирская лошадь поставлялась и русской армии во время всех войн, которая вела Россия. Военными специалистами ценились такие качества лошади башкирской, как смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом (карьер) и резвой рысью (пастельной), что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь и рубить саблей. Выносливость лошади к этим аллюрам башкиры вырабатывали специальными тренировками. Башкирская лошадь неприхотлива, вынослива, обладает высокой работоспособностью и под седлом и под вьюком, и в упряже.

Забегая вперед, скажем, что башкирские лошади получили высокую оценку в отечественной войне 1812 г., когда башкирская конница, преодолела  с боями путь до Парижа и обратно. Французский генерал д`Марбо в своих мемуарах писал, что «…башкирских конников не затрудняла никакая дорога. Они появлялись всюду, словно рой ос».

Очевидец Павловский в 1846 году в газете «Оренбургские губернские ведомости» так описывает внешность башкирской конницы: «Мчится взвод башкирцев на своих степных конях, известных своей крепостью и быстротою, в красных суконных кафтанах, обшитых позументами с высокими остроконечными шапками, вооруженных пиками, луками и колчанами со стрелами; в числе их резко обозначаются витязи, покрытые сверх кафтанов кольчугами, в железных шлемах». Джигит и конь всегда рассматривались в народе как единое целое. В одной из песен, широко распространенной в народе, говорится:

«Эй, батыры, садитесь на коней,

Возьмите луки и стрелы,

Смелей идите в бой

С победой возвращайтесь домой!»

В многочисленных песнях и народных преданиях воспевается образ коня. Он же является, героем многих поэтических произведений. Так, известный башкирский писатель Г. Рамазанов посвятил коню следующие строки:

«Когда-то до Берлина и Парижа

Он дошагал, как доблестный солдат!

И к Пугачеву был доставлен им же

Прославленный батыр наш — Салават»  

Заключение.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в Отечественной войне 1812 года, где, по их словам, «доказали преданность и усердие Отечеству». В боях за свободу России крепла дружба башкирского народа с русским народом. С чувством заслуженной гордости перед Родиной возвращались победители Наполеона в свои хижины. Их грудь – «непреодолимый щит Отечества»,- как говорил Кутузов, украшена была знаками отличия и славы».

«Ой, Родина, моя красавица!»- воспевали в порыве радости родную сторону – Урал – башкирские конники на возвратном пути:

«Мы вернулись к тебе с победой, родной!

Ой, Родина, моя любимая!»

Из поколения в поколение старики, крестьяне и казаки передавали быль о том, «как с французами воевали, с императором в Париже были. Все немецкие земли отвоевали у француза, отстаивали немецкие крепости и города…».

В тот или иной период истории народов происходили важные события, оставлявшие большой след в их общественном сознании. На мироощущение башкир сильное влияние оказала Отечественная война 1812 года, которая так заметно отразилась на различных жанрах его фольклора: особенно в исторических песнях и легендах.

Например: легенда о 20ти летнем батыре Кахым-Туре, всем известная песня «Любезинький Любезар»

На Москву ходили мы,

Наполеона били мы,

Как французов выгоняли,

Горы разносили мы

Любезинький любизар,

Маладис, маладис.

Возможно, что имена многих батыров, отличившихся в Отечественной войне 1812 года, не дошли до наших дней. Но в башкирских исторических песнях, как мы видели, создан их героический и обобщенный образ, в котором отражены лучшие черты характера башкирского народа. Окрашенные мотивами патриотизма и бессмертия народа, вставшего за честь и свободу общей родины – России, эти песни, как память тех героических лет, и поныне живут в народе, глубоко его волнуют, выполняя большую воспитательную и познавательную функции. Совместная борьба русского и башкирского народов против иноземных захватчиков укрепляла боевую дружбу башкирского конника и русского солдата.

Башкиры всегда гордились своим массовым участием в освобождении России от нашествия Наполеона, показав тем самым свою преданность общей Родине. В борьбе за независимость страны крепла боевая дружба народов.

Литература.

1.С.А.Галин, Ф.Т.Кузбеков «Культура Башкортостана» Уфа: Китап, 2003

2. И.Г.Акманов «История Башкортостана». Уфа: Китап, 2009

3. С.Г.Асфатуллин «Братство по оружию 1812». Уфа: Китап, 2007

4. С.Г.Асфатуллин «Северные амуры в Отечественной войне 1812 года». Уфа: Китап, 2000

5. Общественно-политический, научно-популярный журнал «Ватандаш».

6. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть первая. – Уфа: Китап, 2005.

7. Журнал «Российская Федерация сегодня», №19,2002.

8. https://vuzlit.com/1434165/boevoy_put_bashkirskih_polkov

9. https://urok.1sept.ru/articles/609374

10. http://newskif.su

Просмотров работы: 66