История кораблестроения

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История кораблестроения

Шарафиев Т.Р. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Морозова Л.П. 1
1МАОУ "Гимназия №76"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

С древних времён, когда человек заметил, что ветки, упавшие в воду плывут сами по себе, появились первые мысли: «Как это можно использовать?». На прибрежных территориях водилось больше рыбы, чем у самого берега, и люди пытались ее как-то достать. Одним из величайших достижений первобытных людей является изобретение лодки. [6] Это позволило человеку развиться, расширить свои возможности и обеспечить себя едой и защитой.

Первые средства передвижения по воде были примитивными, но они представляли собой важный шаг в эволюции человечества. Первые лодки были созданы из дерева и шкур и использовались для охоты, рыбалки и переправы через реки и озера. Эти примитивные средства стали основой для развития транспорта и технологий, которые мы используем и в настоящее время.

Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли. Кроме грузовых и пассажирских судов, всегда были необходимы и военные корабли для обеспечения безопасности морских торговых путей и государственных границ. Кораблестроение внесло неизмеримый вклад в развитие мировой цивилизации.

Объект исследования: история строительства кораблей.

Цель: собрать материал по теме, изучить и расширить знания об истории кораблестроения.

Задачи исследования:

  • исследовать историю кораблестроения.

  • познакомиться с разными видами кораблей.

  • Составить вопросы и провести анкетирование на тему «Что я знаю о кораблях».

  • научиться изготавливать макеты разных видов кораблей.

Актуальность: человеческая цивилизация неразрывно связана с морем со времен ее зарождения. Корабли имеют огромное значение для мира, обеспечивая торговую и транспортную связь, защиту территориальных границ и возможности исследований и развлечений. Эта отрасль вызывает интерес у всех мировых держав, находится в постоянном развитии, корабли становятся все более «интеллектуальными» и устойчивыми.

Гипотеза: если изучить историю кораблестроения, то можно сделать вывод, что морской флот имеет большое значение в становлении и развитии морских держав.

Методы исследования:

  • отбор и анализ публикаций, материалов Интернета по данной теме.

  • сравнительный анализ собранных иллюстраций кораблей.

  • анализ знаний учащихся по теме, при помощи анкетирования.

ГЛАВА 1

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ

    1. Человек и вода

Достоверные сведения о судостроении и судоходстве имеют возраст 6000 лет. Но совершенно несомненно, что задолго до этого люди уже умели передвигаться по воде с помощью разных плавающих предметов. Тот неведомый доисторический человек, который, собирая невдалеке от берега съедобных моллюсков, забрался для отдыха на проплывавший мимо ствол дерева, и стал первым мореплавателем. [6] С этого момента у людей появился флот.

На первых порах он был крайне примитивным. Простейшим инструментом — каменным топором у дерева обрубали комель, вершину и лишние сучья. Из двух-трех получившихся бревен связывался плот. [6] Если говорить о плоте современным языком, то перед отдельным бревном он имел два важных преимущества: увеличенную грузоподъемность и устойчивость.

Этот древнейший тип судна почти неуправляем, на нем невозможно двигаться против течения или сильного ветра, но, несмотря на все свои недостатки, плот служил людям не одну тысячу лет. С его помощью сплавлялись и сплавляются по рекам грузы, на нем древние мореплаватели отваживались выходить в океан.

Постепенно люди догадались, что древесный ствол, если заострить его концы и выдолбить изнутри, превращается в лодку, которая поплывёт быстрее. Плавать на таких лодках было довольно опасно: они легко переворачивались. Для плавания между островами борта больших долбленых лодок наращивались досками, которые не прибивались, а привязывались через специально просверленные отверстия. Щели конопатили и смолили застывающим древесным соком, но, несмотря на все ухищрения, лодки безнадежно протекали. В плавании часть команды постоянно была занята вычерпыванием набравшейся воды. [6]

Плоты и долбленный флот, имевшие такое большое значение в расселении древних народов, оказались малоперспективными. Ограниченные размеры древесного ствола лимитировали величину судна, а отсутствие крупных деревьев еще более ограничивало кораблестроителей. Эскимосы до сих пор плавают среди льдов на подобных судах – каяках. [1] Индейцы также плавали на разукрашенных каноэ, которые не слишком отличались от всех прочих лодок.

В древности люди переплывали реки также и с помощью бурдюка, надутого воздухом. [1] Иногда из надутых шкур животных связывали целые плоты. Как и плот из любого другого материала, это надувное сооружение оказалось неэффективным и в дальнейшем применялось редко.

Другое дело – катамараны, которые были придуманы жителями тихоокеанских островов. [1] Сделаны они были по принципу детского велосипеда, к которому вместо колёс прикреплялись маленькие лодки, похожие на водные лыжи. Такая конструкция оказалась очень устойчивой.

    1. Древний Египет

В Древнем Египте, где не было леса, но по берегам Нила в изобилии росли тростник и папирус, стебли этих растений использовались для плавания по реке. Египтяне связывали из папируса не только примитивные плоты, но и большие лодки, или барки, с высоко поднятыми носом и кормой. В вязании барки древние египтяне не имели себе равных; потом их опытом воспользовались арабы. Хотя папирусный флот предназначался главным образом для передвижения по Нилу, отдельные барки, вероятно, выходили через его дельту в Средиземное море. Правда, толкать барку шестом дело утомительное, надо было придумать что-то другое. И египтяне придумали парус - одно из самых великих изобретений всех времен и народов. Кроме паруса, древние египтяне придумали и другую нужную вещь – руль. Во время обследования пирамиды Хеопса, там нашли остатки легкого корабля, на котором 5000 лет назад, возможно, плавал сам фараон. [1]

Но судно, связанное из пучков тростника, папируса, камыша или любого другого водного растения, для долгого плавания в океане было непригодно: оно быстро намокало, погружалось в воду и разваливалось. Более одного рейса на таком корабле совершить нельзя.

Еще один тип судов из растительного материала - это гигантские круглые просмоленные корзины – куффы. [1] В них египтяне до сих пор перевозят на небольшие расстояния различные товары, главным образом овощи и фрукты. Гребец вместе с грузом забирается в неуклюжее сооружение и с помощью шеста медленно передвигается вдоль берега.

Ни надутые шкуры животных, ни лодки, связанные из папируса, ни корзины в открытом море были слишком ненадежными. Перспективным материалом для строительства океанских кораблей оказалось только дерево, которое впоследствии было заменено металлом.

    1. Древние греки, финикийцы, римляне

Приблизительно 2600 лет появились более совершенные суда. [4] Древние греки, финикийцы и римляне для строительства кораблей стали использовать лесоматериал. Использование в судостроении длинных досок позволило увеличить общие размеры корабля, настелить палубу, а главное, укрепить корпус поперечными и продольными балками. Изменилась и мачта, приобрела вполне современный вид. Благодаря одноствольной мачте управление парусом стало намного проще и корабли приобрели маневренность, получив возможность передвигаться не только при попутном, но и при боковом ветре. На корабле могли находиться до 40 гребцов, но такое количество гребцов нельзя было уместить просто на одной палубе. Для этого нужен очень длинный корабль. Но выход был найден: нельзя на одной – разместим на двух, в два «этажа». Такие корабли стали называть биремами. [4] Потом появились триремы – «трехэтажные» корабли, квадриремы – «четырехэтажные» и кинкеремы – «пятиэтажные. [6]

На больших римских кораблях, длина которых была около 30 метров, появился маленький носовой парус на наклонной мачте. Этот парус назывался Артемоном. [5] С его помощью можно было «поймать» боковой ветер и заставить его работать.

    1. Викинги

Но в конце первого тысячелетия нашей эры заявили о себе знаменитые викинги. Жили они в Северной Европе, где пасмурно, ветренно, холодно и почти ничего не растёт, кроме деревьев. Такие условия сделали викингов людьми суровыми, серьёзными и работящими. Естественно, им хотелось посмотреть, как живут люди в других местах, а заодно и выяснить, нельзя ли как следует наживиться, если они живут побогаче. Для этого понадобились корабли, которые были бы лёгкими, удобными и внушающими ужас. Викинги прекрасно понимали, что напуганный противник – это почти побеждённый противник. Поэтому они украшали носы своих кораблей изображениями оскаленных драконов и прочей страшной нечисти, а по бортам укрепляли угрожающе размалёванные щиты. Их корабли достигали в длину 25 метров и могли плыть как под парусом, так и на веслах. [1]

1.5. Поморы

Жители Русского севера – поморы- всегда были хорошими мореходами. Они создали замечательный долговечный и прочный корабль – коч.[1] Он был вполне способен сопротивляться штормам и льдам.

1.6. Эпоха великих географических открытий

Прошло еще 500 лет. Все это время человечество совершенствовало свое умение покорять реки, моря и океаны. Появились первые примитивные карты, на которых многих известных сегодня островов и материков не было – их ещё не открыли. [6] Только в 15 веке наступила эпоха великих географических открытий.

Самым интересным приключением того времени стало открытие Америки Христофором Колумбом на самом крупном корабле того времени – «Санта-Мария» - был длиной всего около 29 метров.[2] В наши дни на таких маленьких кораблях и по рекам не плавают.

К 16 веку люди очень хорошо научились строить парусные корабли. Теперь дело не ограничивалось одной мачтой с поперечной балкой и прямым, как простыня, парусом. То, чем отныне оснащались все крупные суда, стало называться парусным вооружением и включало в себя рангоут, такелаж и сами паруса. Рангоут – это все мачты и прочие палки, на которых паруса держатся. А такелаж – это верёвки, тросы и цепи, которые не дают рангоуту упасть и растягивают паруса на мачтах. Каждой мачте, палке, верёвке и парусу давалось своё название.

Корабли потом стали называться по-разному: в зависимости от своего парусного вооружения. Например, бриг имел две мачты с прямыми парусами; бригантина – две мачты с прямыми и косыми парусами. Затем появились барк и баркентина. [7]

Активно развивались и строились военные корабли с большим количеством пушек. На военном фрегате можно было разместить до 80 пушек, а на бриге – всего около восьми.

1.7. Русский флот

У России в XVII веке не было больших военных кораблей. Родоначальником русского военного флота принято считать маленькое суденышко – ботик. [3] Первым регулярным формированием русского Военно-Морского Флота стала Азовская флотилия, она была создана Петром I для борьбы с Османской империей за выход в Азовское и Черное моря. При Петре I было построено более 1000 кораблей. Русский флот стал самым мощным флотом и на все века определил статус России как крупнейшей морской державы. Русский флот не потерпел после Петра I ни одного поражения на протяжении двух столетий.

В 1669 году был построен первый русский военный корабль «Орел». На берегах Невы заложили большую верфь, на которой было построено множество высококлассных военных судов, таких как «Полтава» (54 пушки), фрегат «Штандарт» и шнява «Мункер» (14 пушек).

1.8. Первый пароход. Технический прогресс

Но вот появились паровые машины. В 1807 году американец Роберт Фултон построил пароход «Клермонт». [2] Судно двигалось благодаря гребным колесам.

Технический прогресс увлекал человечество все дальше и дальше к новым свершениям. Теперь пришло время переходить от дерева – к металлу, а от паруса и гребного колеса – к винту. И первому кому это удалось, был английский инженер Брюнель. Пароход «Грейт Бритн» был сделан целиком из железа, имел длину 100 метров.

В ХХ веке в России были построены и спущены на воду примерно 40 тысяч кораблей различного типа и назначения.

Во время Первой мировой войны (1914-1918гг.) были созданы первые авианосцы, они использовались для взлета авиатранспорта. Такие как американский атомный авианосец «Нимиц», авианосец «Игл». [2]

Почти одновременно с авианосцами появились и подводные лодки.

Российская подводная лодка «Акула» 1911 года постройки была способна совершать дальние морские переходы.

Но людям этого показалось мало. И они стали строить специальные устройства: батисферы, батистаты и батискафы. [7] С их помощью можно спускаться в самые темные и неизведанные глубины мирового океана.

Современные суда бывают различного типа и назначения: пассажирские, исследовательские, прогулочные, военные, грузовые и рыболовные. Современные корабли обладают огромными запасами мощности главных двигателей, а также очень прочными корпусами, что позволяет им уверенно штормовать в открытом море.

За последние десятилетия были разработаны новые типы кораблей, такие как супертанкеры, атомные ледоколы и подводные лодки, авианосцы и круизные лайнеры.

ГЛАВА 2.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1.1.Результаты анкетирования

Одним из методов сбора информации в ходе исследования было анкетирование моих одноклассников. Обработка и анализ полученных данных, позволили мне сделать некоторые выводы о знаниях ребят об истории кораблестроения.

Для анкетирования я взял 8 вопросов. Всего в опросе участвовало 25 человек.

(См. приложение № 1)

Выводы из анкетирования можно сделать следующие:

  • Многие не знают каким было первое «морское судно».

  • Никто не знает, что такое однодерёвка.

  • Большинство ребят не знают, кто был основателем Российского флота.

  • Очень мало человек в классе правильно ответили на вопрос: «Кто первый задумался о создании подводной лодки?»

  • Первый морской корабль был с парусами, так думают большинство ребят.

  • Никто из ребят не знает кто создал первые прочные корабли.

  • На вопрос «Что такое драккары?», многие ответили неправильно.

  • На вопрос «Какое государство считается родиной кораблестроения?» ребята не смогли ответить.

В результате анкетирования я понял, что для моих сверстников мой исследовательский проект будет интересен и познавателен, ребята узнают много новых сведений о истории и развитии кораблестроения.

1.2. Изготовление моделей и макетов кораблей

В наш век компьютерных игр и технологий, люди часто забывают, как важно уметь что-то делать своими руками. Занятия творчеством и умение мастерить играет большую роль в развитии каждого ребёнка.

С раннего возраста я увлекался собиранием конструктора, фигурками оригами, любил лепить из пластилина и рисовать красками. Также мне очень нравилось собирать модели машин и кораблей.

К своему исследовательскому проекту «История кораблестроения» я сделал:

  1. Макет плота

  2. Модель подводной лодки

  3. Модель военного корабля из дерева

  4. Модель русской ладьи

  5. Модель греческой биремы

  6. Рисунок парусника

  7. Памятный календарь с кораблями

В результате изготовления этих моделей я развил свои творческие и креативные способности. Познакомился с основными понятиями и базовыми принципами сборки бумажных и деревянных моделей.

Эта работа помогла мне развить внимание, глазомер, мелкую моторику рук, воображение, образное и логическое мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении я задал себе вопросы: «Чем для меня была полезна работа над исследовательским проектом? Чему она научила?»

Я узнал много нового, интересного и полезного. Ведь тема о кораблестроении меня заинтересовала давно, я часто задавал себе вопросы, на которые получил ответы в результате работы над проектом. Я научился находить и выделять главное в огромном мире информации.

Я научился сравнивать и анализировать, приобрёл опыт в исследовательской деятельности.

Я узнал об истории создания первых кораблей, какими они были, как они видоизменялись и совершенствовались на протяжении 6000 лет.

Человечество достигло огромных вершин в развитии кораблестроения. Корабли стали неотъемлемой частью современного мира. Они укрепляют экономические связи между государствами и способствуют прогрессу человечества. Без кораблей нам было бы трудно представить нашу жизнь и современное общество в целом.

Моя гипотеза подтвердилась: интерес к кораблям существовал во все времена человеческой цивилизации, морской флот имеет большое значение в становлении и развитии морских держав.

В ходе исследовательской работы было достигнуто следующее:

  • изучена краткая история кораблестроения;

  • составлены вопросы для анкеты по данной теме;

  • отобран материал для презентации;

  • сделаны макеты и модели кораблей;

  • научился вязать морские узлы;

  • развил усидчивость, терпение и аккуратность;

  • поделился своими знаниями с одноклассниками.

Практическое применение моей работе можно найти на уроках окружающего мира, географии и истории, когда говорим о достижениях в науке и технике, или о великих путешественниках и первооткрывателях.

Я хочу продолжать изучение истории человеческих изобретений и великих открытий, считаю, что вопросы о нашем прошлом будут интересны всегда.

Историю над изучать, чтобы понимать современность и предвидеть будущее!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кацаф А. «Корабли» серия «Узнай мир» - наука и техника.

  2. Морской флот // www.seapeace.ru.

  3. Первые корабли //dostizhenya.rukorabli/pervye-korabli

  4. Под парусами по всем морям //mystic-chel.rushippings/first/372.html

  5. Рыжов К. «100 Великих изобретений» Москва «Вече»

  6. Фрегаты, клиперы, барки - Старинные парусные корабли

//watercraft.prokorabli/starinnye-parusnye-korabli

  1. Энциклопедия «Корабли и подводные лодки» серия «Умка»

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Анкета «История кораблестроения»

  1. Каким было первое «морское судно»?

……………………………

  1. Что такое однодерёвка?

……………………………

  1. Какое государство считается родиной кораблестроения?

……………………………

  1. Кто создал первые прочные корабли?

……………………………

  1. Что такое драккары?

А. Украшение на корабле

Б. Корабли финикийцев

В. Корабли викингов

6. Кто основал Российский императорский флот?

……………………………

  1. Какие современные корабли ты знаешь?

……………………………

  1. Кому первому пришла идея о создании подводной лодки?

А. Леонардо да Винчи

Б. Михаилу Ломоносову

В. Жюль Верну

ПРИЛОЖЕНИЕ№2

Лодка из бревна [3]

Папирусное судно древних египтян [3]

Древнегреческий корабль [3]

Финикийское военное судно [3]

Греческая бирема [3]

Драккар – корабль викингов [5]

Русская ладья [4]

Фрегат [4]

Ботик Петра I [4]

При Петре I было построено более 1000 кораблей [4]

Первый паровой корабль [2]

Ледокол [2]

Подводная лодка [2]

Авианосец [2]

Пассажирские лайнеры [2]

Просмотров работы: 1596