Героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны на страницах семейного альбома

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Героизм и мужество в годы Великой Отечественной войны на страницах семейного альбома

Кривошеев А.А. 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"
Серебрякова Е.Б. 1
1МБОУ "Симферопольская академическая гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Все дальше в историю уходит Великая Отечественная Война. Поколение, к которому принадлежим мы, выпускники девятого класса, знаем о войне не из уст участников, а по рассказам родителей, учителей, из книг и фильмов, и, конечно же, благодаря фотографиям и документам семейного альбома.

И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.

Актуальность моей работы заключается в том, что сила и мощь нашей страны напрямую зависит от того, насколько мы помним и чтим свое прошлое, свою историю, от наших патриотических чувств к ней.

Цель моей работы: показать важность семейных фотографий, их роль и значимость для семьи, истории и народа России!

Поставленная цель предусматривает решение таких задач:

1.Изучить литературу и материалы интернет - ресурсов по теме исследовательской работы.

2. Собрать документальный материал.

3. Изучить военную биографию моего прадеда.

4. Провести анкетирование среди сверстников.

5. Привлечь внимание сверстников к изучению истории своей семьи и истории нашей Родины.

Я выдвинул гипотезу, что многие мои сверстники до сих пор не знают историю своих родственников, об их вкладе в Великую Победу, в борьбе с нацизмом. Ни разу не заглядывали в семейные альбомы и даже не интересовались есть ли такие альбомы в их семьях.

В результате проведения работы я понял, что пока мы будем помнить героические подвиги своих прадедов, гордиться ими, будем так же любить и защищать свою Родину, любой враг будет побежден. Поэтому я считаю, что необходимо:

  1. Организовать во всех общеобразовательных учреждениях города Симферополя открытый урок на день освобождения Симферополя, где каждый из учеников расскажет о своем родственнике в годы Великой Отечественной войны.

  2. Создать в каждой школе «Книгу памяти» для школьной библиотеки, музея, рассказывающий о судьбах солдат в годы Великой Отечественной Войны на основе фотографий из семейного альбома, рассказов родственников и архивных документов.

  3. Ежегодно участвовать в акции-шествии “Бессмертный полк”.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………….………………4

РАЗДЕЛ 1. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ – КНИГА ПАМЯТИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ………………………………………………………………....6-7

РАЗДЕЛ 2. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА………………………………………………...…..8

2.1. История моей семьи в предвоенные годы ……………………………..…. 8-9

2.2. Судьба простого русского солдата на страницах семейного альбома…...9-13

2.3. Анкетирование среди сверстников…………………………………….….13-14

ВЫВОДЫ …………………………….…………………………………………15-16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ….………………..………....17

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………18-23

ВВЕДЕНИЕ

Великая Отечественная война – одна из самых тяжелых и страшных страниц в истории Российской Федерации, она унесла жизни многих безвинных. Война затронула близких и родственников 85 процентов россиян. Но далеко не все знают подробности боевого пути своих ветеранов, далеко не все рассказывают детям, внукам, правнукам о событиях войны. Война – событие страшное, жестокое и злое. Детство и война слились в единое целое для мальчишек и девчонок в 1941-1945 годах.

Люди всегда должны интересоваться своим прошлым, своей историей. Изучая прошлое, мы познаем законы истории, опыт предков, традиции.

Быть патриотом - значит, чтить память тех, кто своей грудью защищал нашу Родину. Именно так каждый человек может выразить свою любовь к Отечеству.

Мы живем в замечательном крае – в Республике Крым. Нам есть, чем гордиться, ведь мы - наследники славы героического народа, поэтому должны свято хранить и уважать память дедов и прадедов.

Современные школьники мало знают о Великой отечественной войне. А это недопустимо. Я считаю, что подрастающее поколение обязаны знать историю своей Родины.

Актуальность моей работы заключается в том, что сила и мощь нашей страны напрямую зависит от того, насколько мы помним и чтим свое прошлое, свою историю, от наших патриотических чувств к ней.

Цель моей работы: показать важность семейных фотографий, их роль и значимость для семьи, истории и народа России!

Поставленная цель предусматривает решение таких задач:

1. Изучить литературу и материалы интернет - ресурсов по теме исследовательской работы.

2. Собрать документальный материал.

3. Изучить военную биографию моего прадеда.

4. Провести анкетирование среди сверстников.

5. Привлечь внимание сверстников к изучению истории своей семьи и истории нашей Родины.

В данной работе было проведено исследование путем анкетирования, которое подтвердило мое предположение, что школьники мало осведомлены о подвигах своих родственников, соотечественников.

Я выдвинул гипотезу, что многие мои сверстники до сих пор не знают историю своих родственников, об их вкладе в Великую Победу, в борьбе с нацизмом. Ни разу не заглядывали в семейные альбомы и даже не интересовались есть ли такие альбомы в их семьях.

Изучив военную биографию моего прадеда мне стали ближе и понятнее события военных дней. Я ценю и знаю важность мирного неба над головой, испытываю чувство гордости за свою страну, за защитников, чье мужество и героизм не вызывает сомнений. Понимаю, как важно бережно относиться к наградам наших предков, фотографиям, памятникам боевой славы. И чем дальше от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу.

РАЗДЕЛ 1. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ – КНИГА ПАМЯТИ МЕЖДУ ПОКОЛЕНИЯМИ

Для каждого человека словосочетание «память семьи» имеет свой особый смысл – это может выражаться в семейных фотографиях, рассказах родственников и близких к ним друзей, памятных реликвиях. В современном мире невозможно представить жизнь без процесса цифровизации - хранения всей информации, в том числе фотографий в электронном виде на мобильном телефоне и на компьютере.

Я думаю, что абсолютно у всех людей должно возникать особое трепетное чувство, когда берешь в руки семейный альбом, начинаешь разглядывать старые фотографии, вглядываться в такие знакомые и, вместе с тем, очень далекие во временном пространстве лица. В нашем доме альбом с фотографиями – настоящая семейная реликвия. Вся история нашей семьи отражена на его страницах.

Удивительно, как быстро летит время, но приятно знать, что я всегда могу отправиться в путешествие по закоулкам памяти, листая страницы моего семейного альбома. Глядя на каждую фотографию, я могу вспомнить истории, стоящие за ними — счастливые разговоры, слезы радости, забавные выражения лиц и особые моменты, которые мы разделили вместе.

Семейные фотоальбомы — это мощный инструмент, позволяющий заглянуть в прошлое. Через них мы можем пережить моменты радости, печали и даже боли. Эти альбомы могут вернуть ностальгические воспоминания о детстве, суровые образы повседневной жизни в военные и послевоенные времена, времена напряженности и борьбы за повседневное существование.

Семейный альбом — это гораздо больше, чем коллекция фотографий и документов. Это мощный инструмент для связи семей с их наследием и традициями. Когда мы смотрим на фотографии в семейном альбоме, мы чувствуем себя перенесенными в прошлое, в место общих воспоминаний и переживаний. Семейный альбом может приблизить нас к нашим предкам и помочь нам понять наши культурные и исторические корни.

На форуме в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин высказался о важности семьи, семейных фотографий и документов, подчеркнул необходимость изучать свою родословную. Об этом глава государства заявил в ходе лекции "Разговор о важном". "Одна из ценностей — крепкая семья. У меня бабушка есть, она великий человек. Мы написали своё семейное древо, шесть поколений нашей семьи…".

Лично для меня, особенное место на страницах семейного альбома занимают фотографии моего прадедушки Самарина Николая Николаевича, который является для меня и моей семьи примером героизма, мужества, патриотизма и любви к Родине.

Не было в нашей стране семьи, которая не понесла бы в этой войне тяжелой утраты. Долг живых — не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам, от поколения к поколению. Иначе нельзя. Одним из способов передачи такой памяти являются фотографии и архивные документы семейного альбома.

Мой прадед был участник Великой Отечественной войны. Он не очень любил фотографироваться и рассказывать о тех страшных годах и выпавших на его долю испытаниях. Но все же я смог найти упоминанием о нем в книгах, газетных очерках и самое ценное - это фотографии в семейном альбоме.

 

РАЗДЕЛ 2. ГЕРОИЗМ И МУЖЕСТВО В ГОДЫ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА

2.1. История моей семьи в предвоенные годы.

Я расскажу о моем прадедушке – Самарине Николае Николаевич, судьба которого была связана с событиями Великой Отечественной войны. Война потребовала от народа величайшего напряжения сил и огромных жертв в общенациональном масштабе, раскрыла стойкость и мужество советского человека, способность к самопожертвованию во имя свободы и независимости Родины.

Я уверен, что человек должен знать историю нашей страны, должен знать и передавать своим наследникам историю своей семьи, рода. Ведь те, кто отдали свои жизни за победу, думали, прежде всего, о нас, о своих детях, внуках, о нашем счастливом будущем.

В начале своих исследований я обратился к своим родственникам, родителям, потом я стал изучать литературу, искать информацию о прадедушке в музеях Республики Крым, книге Памяти города-героя Севастополя, и, конечно же, изучать фотографии семейного альбома. Упоминание о моем прадедушке и его брате во время военных действий в Крыму я обнаружил в книге Ивана Гавриловича Генова “Дневник партизана”. Данную книгу выпустило издательство “Крымиздат” в городе Симферополе в 1963 году. [Приложение 6]

Мой прадедушка Самарин Николай Николаевич родился в Крыму, в селе Зуйского района 5 сентября 1909 года. Детство моего прадедушки было очень тяжелым, основной едой в семье была жареная пшеница. Иногда мололи пшеницу вручную и готовили лепёшки, пекли хлеб, но это было очень редко. Еще собирали перезимовавший в поле картофель, его промывали, сушили, получалась мука. Но мой прадедушка не отчаивался, пойдя в 1 класс, дедушка всегда был очень активным и веселым мальчиком. Он всегда участвовал и выступал на различных праздниках. В школе он учился хорошо. С детства учился быть взрослым, потому что когда родители уходили на работу, все хозяйство было на нем. Хозяйство в семье всегда было большое, помимо Николая Самарина в семье было еще трое детей. Поэтому летом они не знали, что такое каникулы, потому что они всегда помогали родителям работой на поле. На поле косили сено для хозяйства. Прадедушка старался помочь родителям всем, чем мог. И когда прадедушка окончил 3 класса, он сразу пошел работать, так как семья была многодетной, и очень не хватало на жизнь.

2.2 Судьба простого русского солдата на страницах семейного альбома

Мой прадед был участник Великой Отечественной войны. Он не очень любил фотографироваться и рассказывать о тех страшных годах и выпавших на его долю испытаниях. Но все же я смог найти упоминанием о нем в книгах, газетных очерках и самое ценное - это фотографии в семейном альбоме.

Как настоящий патриот Самарин Николай пошел защищать свою родную землю, и записался в добровольцы в 25 Чапаевскую стрелковую дивизию, держать насмерть оборону Севастополя. [Приложение 1]

Оборона города-героя Севастополя 1941-1942 гг. вошла в историю Великой Отечественной войны как образец длительного и героического сопротивления врагу. Оборона Севастополя длилась более восьми месяцев.

4 июля 1942 года газета “Правда” писала: “Подвиги севастопольцев, их беззаветное мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава”.

25 Чапаевская стрелковая дивизия в период Великой Отечественной войны участвовала в обороне Одессы и обороне Севастополя. Дивизия сформирована 30 июля 1918 года в г. Николаевск (Поволжье) из добровольцев как дивизия Николаевских полков, а с 4 октября 1919 года получила название 25-й стрелковая им. В. И. Чапаева дивизией.

Всю оборону в Севастополе Николай Самарин обслуживал орудия на 35 береговой батарее. Во время обслуживания одного из орудий в бухте Омега произошло ЧП, одно из орудий взорвалось прямо на глазах у солдат и моего прадеда, так как давно требовало ремонта и списания, а возможности починить его в условиях блокады не было. Мой прадед делал все возможное, что бы орудие работало, а солдаты на свой страх и риск держали оборону и стреляли из него по армии немецко-фашистских захватчиков. К счастью после взрыва никто не пострадал, и бойцов отправили в расположение штаба. [Приложение 2]

Штаб дивизии с мая по середину июня 1942-го находился в искусственных пещерах Свято-Климентовского мужского монастыря. Во внутреннем дворике монастыря находится памятник бойцам 25-й дивизии.

Над боевыми позициями появился самолет, который шел на небольшой высоте и постепенно разбрасывал листовки. Они медленно разлетались, опускаясь на окопы, где находился мой прадед со сослуживцами устилая землю по обе стороны переднего края. В листовках писалось, что если сопротивление не прекратится добровольно, немецкое командование уничтожит всех до одного человека, включая пленных и раненых. И мне кажется, что именно это придало тем, кто еще мог держать в руках оружие, еще больше ярости, твердости и решимости.

Когда немецко-фашистские захватчики прорвали блокаду, дивизию в которой служил Самарин Николай оставили прикрыть отход советских войск.

Во время одного из ожесточённых боев в окоп попала мина. На глазах моего прадеда его друга разорвало пополам осколком мины, а Николая Самарина контузило.

Немного спустя противник бросил в бой бронетранспортеры. Плотно обстреливала артиллерия противника. Правда, живой силы противник пока не бросал. Думаю, что это до некоторой степени облегчало тяжелое положение солдат. Были израсходованы оставшиеся выстрелы. Стреляло только два орудия, расположенных далеко друг от друга. Однако удалось избавиться от бронетранспортеров.

Мой прадед организовал сбор патронов и оружий у убитых и даже раненых, перечищал и подносил их на передний край. Управлял этим сопротивлением.

30 июня 1942 года немцы взяли Малахов курган – господствующую высоту. 30 июня 1942 года главнокомандующий Советской армии отдал приказ оставить Севастополь. Но сделать это было физически не возможно. Бои продолжались вплоть до конца июля 1942 года. В городе оставались ещё около 5500 боеспособных военнослужащих, 15 тысяч раненых с медицинским персоналом, в том числе и мой прадед Самарин Николай Николаевич, и очень много мирного населения – женщин и детей. Чуть позже противник официально сообщил о взятии 100 тысяч пленных – военных и мирных жителей, хотя историки называют более осторожную цифру 30 тысяч пленных. Это означает, что подавляющее большинство защитников Севастополя пали смертью храбрых.

Тяжелый выпал последний день июля 1942 года. Знойная жара, отсутствие воды и питания, сильное изнурение из-за плохого отдыха – все давало себя чувствовать. Когда наступало временное затишье, люди засыпали. Продолжала свирепствовать авиация. По ее маршруту легко можно было определить, что бомбовому удару подвергается все побережье, все бухты. А ведь там так много людей, большинство – беззащитные раненые. Как ни больно, но убитых уже не подбирали; их было очень много, да и хоронить не было времени.

Бойцы дивизии, оставшиеся в осаждённом Севастополе, утопили знамёна своих частей в Чёрном море, дабы те не достались гитлеровцам. Дивизия была расформирована 30 июля 1942 года.

В районе Байдарских ворот остатки дивизии попали в окружение и моего прадеда Самарина Николая и еще 20 человек взяли в плен.

Кто-то из соседей сообщил моей прабабушке, что Николая Самарина держат в концлагере “Картофельный городок”. Долго держали в плену и всячески издевались.

В отличии от концентрационного лагеря «Красный», концлагерь “Картофельный городок” был не лагерь уничтожения, а концлагерь, в котором содержались пленные для “сортировки” и дальнейшей пересылки в другие концлагеря.

Николай Самарин рассказывал, что девушек и подростков сразу же отправляли в Геpманию, простых солдат мучали в течении трех месяцев и распределяли кого на каторжные работы, кого перегоняли в другие лагеря. С особой ненавистью относились фашисты к защитникам города Севастополя, их постоянно пытали, морили голодом, мучали, истязали и, только потом, кто оставался в живых отправляли в другие концлагеря.

Территория лагеря была огорожена колючей проволокой в два ряда.

Особое значение немецкие солдаты уделяли охране лагеря. По внешнему периметру организовано было круглосуточное патрулирование немецкими солдатами с злобными собаками, всяческие попытки к бегству заканчивались расстрелом. Прадедушка рассказывал, что несмотря на то что лагерь имел статус перевалочной сортировочной базы, все равно в лагере проводилось массовые уничтожения заключенных, расстрелы, отравления газом.

“Особым трофеем” считались заключенными – военнопленные, которые героические защищали Севастополь. Спустя некоторое время состав узников меняется все чаще, и в концлагерь “Картофельный городок” стали доставлять гражданские лица, подозреваемые или замеченные в связях с партизанами, подпольным движением, старики, женщины, дети.

В какой-то период времени немецким главнокомандующим было принято решение перегнать около тысячи человек из концлагеря “Картофельный городок” в концлагерь в Норвегию. Босиком, моря голодом Самарина Николая и его сослуживцев угнали в далекую северную Норвегию, где продолжали держать в плену и всячески издеваться.

О том, что мой прадедушка жив узнали только в 1946 году, хотя война закончилась в 1945 году.

К сожалению, многих, кто был в плену отправляли на вредное производство в Сибирь. Так Николай Самарин очутился на заводе по добыче никеля на Урале.

Директор завода заметил моего прадеда, так как он зарекомендовал себя ответственным и добросовестным работником, выслушав его историю, командировал его домой в Крым. Там вместе с семьей стал поднимать сельское хозяйство Республики Крым, и, даже был назначен на руководящую должность в колхозе. [Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5]

Реабилитировали и дали все ветеранские пособия и льготы в 90-х годах.

Я считаю, что многому нужно поучиться у поколения наших дедов и прадедов. 9 мая я ежегодно принимаю участие в шествии “Бессмертного полка” в своем родном городе Симферополь с фотографией своего прадеда из семейного альбома. Я хочу прожить счастливую жизнь, жизнь без войны и быть похожим на своего прадедушку Самарина Николая Николаевича.

2.3. Анкетирование среди сверстников.

Я провел опрос среди сверстников и задал вопрос: “Что вы знаете об участии ваших родственников в годы Великой Отечественной Войны?”.

В исследовании приняли участие 200 человек. Из них 120 человек (60%) – не владеют информацией вообще, 68 человек (34%) смогли назвать родственников – участников войны, но не смогли рассказать об их подвигах. И только 12 человека (6%) знают подробности об участии родственников в военных событиях. Я сделал вывод, что не во всех семьях рассказы о воинах-родственниках передаются из поколения в поколение.

Далее мне стал интересен вопрос о существовании семейного альбома и наличие в нем фотографий родственников, которые жили во время Великой Отечественной войны, принимали участие в боевых действиях или оказывали помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

У 70 процентов ребят (140 человек), прошедших анкетирование семейные альбомы есть, из них только у 42 человек (30 процентов) есть фотографии родственников, которые жили во время Великой Отечественной войны, принимали участие в боевых действиях или оказывали помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

К сожалению, моя гипотеза подтвердилась, многие мои сверстники не знают о своих родственников – участников войны, не догадывались, что дома есть семейные альбомы, в которых хранятся очень ценные фотографии и рассказы о вкладе их предков в Великую победу, в борьбу с нацизмом.

Иметь семейный альбом не только важно для меня, но и то, что я с гордостью могу передать будущим поколениям. С каждым поколением создается новый семейный альбом, полный прекрасных воспоминаний и историй. Я уверен, что такая традиция, обязана передаваться из поколения в поколение, чтобы наши близкие всегда могли оглянуться на особые моменты и воспоминания, которыми мы поделились, особенно воспоминания связанные с победой наших прадедов над фашистскими захватчиками во время Великой Отечественной войны.

Пока мы будем помнить героические подвиги своих прадедов, гордиться ими, сохранять о них память в виде рассказов, историй, фотографий и документов в семейном альбоме - никакой враг нам не страшен, граждане Российской Федерации всегда с особым мужеством и героизмом будут выполнять свой священный долг - защита своей Родины.

ВЫВОДЫ

Никто не забыт, ни что не забыто. Пока мы будем помнить героические подвиги своих прадедов, гордиться ими, будем так же любить и защищать свою Родину, любой враг будет побежден. Я считаю, что многому нужно поучиться у поколения наших дедов и прадедов. 9 мая я ежегодно принимаю участие в шествии “Бессмертного полка” в своем родном городе Симферополь с фотографией своего прадеда. Я хочу прожить счастливую жизнь, жизнь без войны и быть похожим на своего прадедушку Самарина Николая Николаевича. По результатам исследовательской работы я убедился, что семейный альбом – это настоящая книга памяти между поколениями, в которой зафиксированы героизм и мужество наших прадедов и их бесценного вклада в Великую победу.

Мы обязаны помнить о каждом из них ещё и для того, чтобы никогда не допустить повторения чего-то подобного с нами, с нашими детьми и внуками. Мы должны передать им эту память как эстафету, как напоминание о том, чьи они потомки, чью славу и чью боль они наследуют, поэтому я считаю, что необходимо:

  1. Организовать во всех общеобразовательных учреждениях города Симферополя открытый урок на день освобождения Симферополя, где каждый из учеников расскажет о своем родственнике в годы Великой Отечественной войны.

  2. Создать в каждой школе «Книгу памяти» для школьной библиотеки, музея, рассказывающий о судьбах солдат в годы Великой Отечественной Войны на основе фотографий из семейного альбома, рассказов родственников и архивных документов.

  3. Ежегодно участвовать в акции-шествии “Бессмертный полк”.

Все эти мероприятия приведут к такому результату:

  • знакомство учащихся с историческими фактами и датами родных и близких принимавших участие в боевых действиях;

  • расширение знаний о военной истории;

  • укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

  • воспитание чувства патриотизма;

  • воспитание чувства гордости, за людей, защищавших Родину.

Пока мы будем помнить героические подвиги своих прадедов, гордиться ими, сохранять о них память в виде рассказов, историй, фотографий и документов в семейном альбоме - никакой враг нам не страшен, граждане Российской Федерации всегда с особым мужеством и героизмом будут выполнять свой священный долг - защита своей Родины.

Создавайте семейные альбомы, передавайте их из поколения в поколение. Это замечательный способ сохранить историю семьи, историю народа и историю нашей страны! Семейная фотография нужна, как связь времен — прошлого, настоящего и будущего.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Книга Ивана Генова «Дневник партизана»

2. Акт Крымской (республиканской) чрезвычайной комиссии по установлению и расследованию злодеяний нем немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям Крымской АССР

3. А. И. Кокурин, К. В. Петров «ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960».

4. Монография «Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР»1940 г.

5. Рассказы родственников и близких.

6. Сведения из интернета.

Приложение № 1

Фото из семейного альбома - Самарин Николай Николаевич.

Приложение № 2

Фото из семейного альбома - “Самарин Н. Н. и его сослуживцы”

Приложение № 3.

Фото из семейного альбома - “Самарин Н. Н. и его семья”

Приложение № 4.

Фото из семейного альбома - “Самарин Н. Н. и его семья”

Приложение № 5.

Фото из семейного альбома - “Самарин Николай Николаевич и его супруга Самарина Александра Федоровна”

Приложение № 6.

Выдержки из книги Ивана Гавриловича Генова “Дневник партизана”:

12 июня 1942 г.

Наши разведчики заметили, что на южных склонах горы Тирке и на зеленых холмах яйлы Демерджи вот уже несколько дней пасется большое стадо овец, раньше принадлежавших колхозам Алуштинского района. Теперь вражеские интенданты собираются ими кормить оккупационные войска. Противник организовал хорошую вооруженную охрану этого стада. Чабанами подобраны предатели из татар.

Были выделены партизаны для наблюдения. И вот сегодня на рассвете группа под командованием Ивана Георгиевича Куракова совершила внезапное нападение. Охрану обезоружили и пригнали в лес более тысячи голов овец и ягнят. Эта операция проведена без потерь с нашей стороны.

Нетрудно себе представить, что сейчас делается в штабе Манштейна. Ведь он собирался задушить партизан костлявой рукой голода, и вдруг овцы, которых откармливали для гитлеровских войск, попали к партизанам. Видимо, этот партизанский "сюрприз" будет стоить головы кое-кому из фашистских холопов.

О настроении партизан и говорить нечего. У нас нет хлеба, нет соли, но есть мясо, что очень важно для изголодавшихся и обессиленных людей.

Ночью отправил новую группу подпольщиков. Среди них Михаил (Владимир Данилович Белецкий), Виктор (Николай Николаевич Самарин), Степан (Василий Иванович Бугаев), Илья (Алексей Иванович Макаров) и др. Все они прекрасно воевали в лесу, имеют жизненный и партийный опыт, и все же я боюсь за них. Они, как и многие другие наши товарищи, уходили в подполье без паспортов и других документов, дающих право, на легальную жизнь. Большинство из них не имеет даже необходимой одежды и обуви. Весь Крым опутан сетью гестаповских организаций. Никто из подпольщиков не гарантирован, что в любой день и час не может быть арестован. В этих условиях очень трудно не только работать, но и жить.

Просмотров работы: 121