В благодарность прадедушке

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

В благодарность прадедушке

Шарипова А.А. 1
1МАОУ Лицей №4
Полякова Н.С. 1
1МАОУ Лицей №4
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Великая Отечественная война была много лет назад. К сожалению, с каждым годом ветеранов, защищавших нашу Родину в те страшные годы, становится все меньше.

Мой прадедушка, Шарипов Вильдан Аюпович, участник войны. К счастью, он жив, и в редкие наши встречи он рассказывает нам истории, которые случались с ним в военное и послевоенное время. Воспоминания о прошлом мой прадед записывал. В его домашней библиотеке много сборников стихотворений собственного сочинения. В своем творчестве прадедушка писал о красоте природы родного края, о земляках, с которыми они вместе ушли на фронт, о сослуживцах. Мне кажется, таким образом, мой прадедушка хочет сохранить историю для нас, своих внуков.

Мне стало известно, что у прадедушки сохранились рукописи стихов, которые он не успел напечатать, так как с годами его здоровье стало слабым. В знак своей любви и уважения к нему, мы совместно с родителями решили выпустить сборник его стихов. В него включили:

  • биографические данные из жизни прадедушки Шарипова Вильдана Аюповича, включающие его воспоминания и рассказы моего дяди Шарипова Тагира Вильдановича и тети Шагмановой Гульнур Вильдановны;

  • стихи Шарипова Вильдана Аюповича.

Цель работы: изучение жизненного пути моего прадедушки.

Задачи работы:

  1. Сбор и систематизация данных из жизни прадедушки;

  2. Перевод рукописей прадедушки в электронный текст;

  3. Художественное оформление сборника;

  4. Печать сборника в типографии.

Методы: поисковый, аналитический, интервьюирование.

Глава 1. Довоенные годы моего прадеда

Мой прадедушка Шарипов Вильдан Аюпович родился 10 января 1923 года третьим из семерых детей в деревне Саитбаба (самая большая башкирская деревня) республики Башкортостан.

Детство прадеда было тяжелое. Когда он учился в начальной школе, его отца командировали в д. Узбайзак Гафурийского района. Там он трудился на лесоповале. Позже, в 1934г. когда отец продолжил работу на стекольном заводе кадровщиком, его семья перебралась в д. Узбайзак. Несмотря на юный возраст он один остался и продолжил обучение в д.Саитбаба. Чтобы прокормить себя, сажал картошку, по осени ходил на пшеничное поле, собирал пшеничные зерна из хомячьих нор.

После окончания 6 класса, каждый год на летних каникулах, он помогал отцу. Они заготавливали из древесины дуба клепки для паркета. Прадедушка вспоминает: «Как сейчас помню, вылавливал кротов и продавал их шкурки, собирал и продавал ягоды. На вырученные деньги покупали ткань, из которой шили одежду».

Так же прадедушка говорит: «Я не жалею о том, как прошло мое детство. Ведь именно благодаря сложностям я в столь ранние годы освоил мастерство обработки дерева. Эти умения мне пригодились в жизни».

По решению отца, в 1939 г. его семья вернулась в родную д. Саитбаба.

В 1940 г. он окончил 10 класс, это был первый выпуск школы. В августе того же года, семерых выпускников, в том числе и моего прадедушку направляют по разным деревням района, преподавать в школах. Таким образом, он начинает работать учителем начальных классов в д. Явгильды Гафурийского района. Через полгода, из-за нехватки учителей он возвращается в родную школу.

В 1941 г. учителя и ученики вышли в помощь на колхозные работы, так как рабочих рук не хватало. Работы всегда было много. Прадед работал учетчиком на силосной яме. На конных повозках к яме привозили скошенную траву, он ее взвешивал. Дальше ее перемалывали лопатами и складывали в силосную яму. В один из рабочих дней прадедушке случайно попали лопатой в пятку. Он очень переживал, когда услышал предложение одного из хирургов ампутировать пятку. Но, к счастью, другой врач с ним не согласился. Утром 22 июня 1941 года ему сделали операцию, а в полдень по радио объявили о начале войны.

Глава 2. Военные годы моего прадеда

В это лето много мужчин ушли на фронт, провожали их всей деревней.

В тылу работы стало больше чем прежде, так как в деревне мужчин не осталось.

20 февраля 1942 года прадедушка ушел на войну. Он служил разведчиком в составе 219 стрелковой дивизии. После боевой подготовки, с 7 по 16 мая эшелоны дивизии отправились в район станции Кирсанов Тамбовской области.

Из воспоминаний моего прадеда мы узнали, что с первого дня нахождения на фронте, солдаты ощутили на себе все тяготы военной жизни- голод, нехватка оружия, ржавые винтовки…

Чтобы справиться с голодом солдаты собирали ракушки на берегу Дона и съедали содержимое. Были и те, кто сбивал с деревьев вороньи гнезда и съедал либо воронье яйцо, либо птенцов…

Со 2 июля части дивизии начали марш к р.Дон. Отряд дивизии 6 июля вступил в бой на западном берегу Дона в районе Белогорье, где прикрывал переправу через реку. В течении лета-осени 1942 г. осуществлялись боевые поиски с целью вскрытия обороны противника, взятия пленных и уточнения расположения вражеских частей. Было выяснено что на западном берегу Дона занимают оборону противники. Потери дивизии в этих операциях составили 146 убитых и 340 раненых, 331 пропал без вести. Большие потери (до 250чел. убитыми и ранеными) дивизия понесла в ходе операции 16-17 августа в районе Коловерть. В ходе атаки противника переправившиеся на западный берег подразделения во избежание больших потерь были отведены обратно [4]1.

Тяжелый бой под Воронежем прадедушка описывает в своем стихотворении «Ни шагу назад»

Мой друг, бери пример с героев,

Не позволяй страху взять верх над собой!

Защищай свою родную землю

Не отступай перед врагом!

14 января 1943 года дивизия приняла участие в Острогожско-Россошанской операции. Из интернет источников нам стало известно, что за день дивизией было уничтожено до 600 солдат и офицеров противника, 1 минометная батарея, взято 200 пленных, захвачено 20 орудий, 6 минометов, 20 станковых и 20 ручных пулеметов, 1 средний танк, 2 автомашины. По рассказам прадеда, в той операции погибло много русских солдат [2]2.

20 января 1943 г. прадедушка получает серьезное ранение и попадает в госпиталь. Он не любит вспоминать этот день.

Прадедушка вспоминает: «Это было 20 января 1943года. В Подгоренском районе Воронежской области был расположен немецкий полк. На рассвете мы пошли в наступление на шести танках, на которых разместились мы - солдаты в белой маскировочной одежде. Как только фашисты услышали рев наших танков они стали выбегать из захваченных домов и занимать оборонительные позиции. Наши танки начинают обстреливать из пулеметов. В этот момент мне казалось, что эта битва никогда не закончится. Каждая минута длилась как час… Когда я получил ранение ноги, перед глазами, вдруг, все потемнело. Пока я был в сознании, думал лишь о том, чтобы удержаться на танке…Когда я пришел в сознание ко мне привели немецкого доктора, который оказал мне первую помощь».

После долгого лечения в госпитале, прадедушка вернулся в родную деревню.

Вспоминая тот бой, прадедушка рассказывал:

«В том бою, когда я был тяжело ранен, погиб мой товарищ, земляк. Стоя перед его могилой, я дал обещание: всю оставшуюся жизнь служить во благо родного края».

Глава 3. Послевоенные годы

Вернувшись с войны, прадедушка продолжил работать в школе учителем географии.

Война продолжалась. В деревне не хватало рабочих рук, учителей. Все мужчины трудоспособного возраста ушли на фронт. В то время, в Саитбабинской средней школе директором работал Джалиль Гиниятович Киекбаев (советский лингвист-тюрколог, доктор филологических наук, профессор, организатор науки и высшего образования, видный башкирский писатель, член Союза писателей Башкирской АССР. Отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный деятель науки БАССР) [2]3. Он и пригласил его работать в школу учителем географии.

Первые годы после возвращения с фронта стали периодом испытаний и закалки для прадедушки. Он думал о том, как удовлетворить изголодавшееся любопытство и стремление к познаниям ребят, как заинтересовать наукой подрастающее поколение. В районной библиотеке из журнала «Мировая экономика международных отношений», он брал дополнительный материал к урокам.

Прадед понимал, что 10 классов образования недостаточно для того, чтобы дать глубокие знания своим ученикам. Поэтому он решил продолжить обучение и поступил в педагогический институт г.Стерлитамак на заочное отделение.

Мой прадедушка 29 лет проработал в школе, из них 14 лет директором школы. Бывшие ученики до сих пор благодарят его за прочный фундамент знаний, который он смог им дать.

В 1968 г. прадедушку избрали секретарем в партийную организацию колхоза «Звезда», там он проработал 17 лет. За военные заслуги мой прадедушка был награжден орденом Отечественной войны, за трудовые заслуги медалью «За трудовую доблесть» и многочисленными Почетными грамотами Российской Федерации и республики Башкортостан.

В послевоенный период 1946-1947 г.в стране был голод.

1947 год был голодным годом. Чтобы хоть как то облегчить ситуацию голодающих односельчан, прадедушка с двумя товарищами отправился на поиски картофеля. Сначала через с.Каварды отправились в Архангельский район- ничего не нашли. Дальше через паром направились в Кармаскалинский район. И тут ничего не нашли. На третий день отправились в Аургазинский район, здесь они набрели на чувашскую деревню. В этой деревне им продали картофель. Возвращаясь домой, они остановились на ночлег у одной деревни. Отварили немного картошки и первый раз за четвертый день скитаний по районам поели. 16 июня вернулись в свою деревню. Сердцевину картошки вырезали для пропитания. А глазки картошки вырезали и высадили.

Сейчас, вспоминая это голодное время, прадедушка хочет, чтобы сегодняшнее поколение ценило то, что имеет.

Тяжелые послевоенные годы не стали помехой для настоящей любви прадедушки и прабабушки. Прадедушка с моей прабабушкой Шариповой Хафизой Сахаутдиновной прожили вместе 77 лет и достойно воспитали семерых детей и более тридцати внуков и правнуков. Прадедушка много стихов посвятил прабабушке, в них он передает свою любовь к ней и благодарность за поддержку.

Помимо работы, прадедушка писал стихи, статьи о выдающихся земляках, об истории края. Им были составлены списки участников Великой Отечественной войны из деревни Саитбаба, списки вдов ветеранов, работников тыла, собраны воспоминания о довоенных, военных, послевоенных событиях в жизни села и колхоза «Звезда». Накопленный годами материал он передал в Башкирский историко-культурный центр «Саитбаба». Написанные им книги также хранятся в БИКЦ «Саитбаба». Особенно ценна книга воспоминаний, где собраны много статей о жителях д.Саитбаба – простых тружениках с непростой судьбой.

Глава 4. Сборник стихов

В комнате моего прадедушки очень много книг. Он любит читать. 10 января 2023 ему исполнился 101 год. К сожалению, в силу своего возраста он стал плохо слышать и видеть, теперь он не может читать книги самостоятельно, поэтому каждый день просит почитать ему новости из газет.

Летом прошлого года мы гостили у прадедушки в деревне. Тогда мы узнали, что у него остались стихи, которые он не успел напечатать. И нам захотелось завершить начатое, но, к сожалению, незаконченное дело моего прадедушки. Прадедушка поддержал мою идею и передал нам рукописи.

Нам предстояла большая и ответственная работа, которую мы выполнили в несколько этапов:

  1. Изучили биографию прадеда.

Много историй мне рассказал мой дядя Шарипов Тагир Вильданович, тетя Шагманова Гульнур Вильдановна и родители. На основе полученных данных мы составили и записали хронологию событий в жизни прадедушки.

  1. Перевод рукописей в электронный текст.

Для перевода рукописи в электронный текст, на домашнем компьютере мы установили башкирский шрифт, потому что прадедушка писал на своем родном башкирском языке.

  1. Художественное оформление будущей книги.

На данном этапе мы сформировали общий образ книги, ее макет. Иллюстрации подготовили мои одноклассники, которых я познакомила со стихами прадедушки. Подобрали фотографии из семейного фотоальбома. Я нарисовала обложку будущей книги.

  1. Печать книги в типографии.

Подготовленный материал передали в типографию для печати.

На новогодних каникулах мы навестили прадедушку и показали ему получившуюся книгу. Он ее не смог разглядеть, но по выражению его лица я поняла, что он обрадовался такому подарку. Напечатанный нами сборник стихов прадедушки мы распространили среди родственников.

Заключение

В ходе поисковой работы я узнала много интересных фактов из детства и юности прадедушки. Благодаря его рассказам я узнала, насколько тяжелыми были военные и послевоенные годы. На основе собранной и обработанной информации у нас получилась книга.

Я рада, что у нас получилось завершить начатое прадедушкой дело. Я благодарна своему прадедушке за то, что он сохранил память о военных годах и передал нам ее в своих рассказах и книгах. Книги мы сохраним, и будем передавать их из поколения в поколение. Таким образом, мы сохраним в памяти героические подвиги участников Великой Отечественной войны.

Список литературы

  1. Воспоминания Шарипова Вильдана Аюповича

  2. https://ru.wikipedia

  3. Интернет портал «Память народа 1941-1945гг» https://pamyat-naroda.ru/

  4. Сайт посвященный соединениям РККА в годы Великой Отечественной войны https://rkkawwii.ru/division/219sdf2

  5. Рассказы Тагира Вильдановича Шарипова, Гульнур Вильдановны Шагмановой

  6. Приложение 1

Рукописи Шарипова Вильдана Аюповича

Автобиография (подготовленная для редакции районной газеты «Табын»)

Приложение 2

1942 год 9 мая 2017 год

2019 год

Шариповы Хафиза Сахаутдиновна и Вильдан Аюпович

«75 лет совместной жизни»

2019 год

Шариповы Хафиза Сахаутдиновна и Вильдан Аюпович в кругу семьи

Приложение 3

Приложение 4

Сборники стихов прадедушки

Приложение 5

Ссылка на сборник стихов прадедушки https://drive.google.com/file/d/1oZR5Dmg9tsosXihlMxeyTeS1dgIbA70h/view?usp=sharing

1 Сайт посвященный соединениям РККА в годы Великой Отечественной войны

2 https://ru.wikipedia

3 https://ru.wikipedia

Просмотров работы: 12