История масонского движения в России

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История масонского движения в России

Забиров Р.И. 1
1МОАУ "Лицей №6"
Зайцева Ю.А. 1
1МОАУ "Лицей № 6"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Слово «масон» или «франкмасон» пришло в русский язык в начале XIX века из французского, на котором оно означает «свободный каменщик». Во французском языке оно применялось по аналогии с английским выражением «free and accepted mason» — «свободный и принятый каменщик», вошедшим в оборот в конце XVII в. (См. приложение 1)

Переживаемое нами время, когда рушится ветхий мир и происходит переоценка всех ценностей, особенно богато различного рода психозами.

Психика людей потрясена испытанными и переживаемыми бедствиями. Люди ищут ответов на многие непонятные и небывалые явления, но так как ответы на современные вопросы жизни гораздо сложнее обыденного человеческого мышления, а сами явления часто превышают масштаб понимания людей среднего ограниченного миропонимания, то здесь открывается доступ для так называемых бредовых идей. Всякий расценивает явления и события современной жизни соответственно своему сознанию, с точки зрения своего интеллектуального и морального развития.

Масонство – интереснейшее явление в истории человечества, которое по-разному и прямо противоположно характеризуют, и оценивают историки до настоящего времени. Для него характерно сопряжение мира библейских идей, понятий, образов, а равно и антимира, включающего то, что противостоит им. Это дает повод противникам масонов изображать их как служителей антихриста и культа сатаны, что, конечно же, является глубокой ошибкой.

В истории русской культуры нет более запутанного и сложного вопроса, чем вопрос о происхождении и развитии масонства в России. Особенно это справедливо относительно масонства XVII в. то есть в то время, когда оно играло значительную роль в ходе исторического развития России.

Актуальность темы. Масонство стремится укреплять устои свободного предпринимательства и капиталистического порядка на земном шаре. К числу позитивных результатов относится вклад в объединение Европы и распад социалистической системы. Как можно следить по неполным данным, орден видит свою дальнейшую миссию в усилиях, по укреплению существующих государственных и общественных режимов на земле. Он намерен поощрять образование региональных объединений крупного масштаба. Которые в отдаленном будущем должны привести к новому миропорядку. Члены ордена убеждены, что XXI век позволит человечеству успешно двигаться к более гармоничному сотрудничеству всех людей на земле.

Задачи научного исследования

1.     Изучить происхождение и понятие «масонство»;

2. Определение роли и места масонства в жизни российского общества, значимости деятельности знаменитых российских масонов для развития общества и государства.

3.Проанализировать историю масонства в России;

4.. Изучить материалы научной, научно-популярной литературы по данной проблеме, использовать по данной проблеме средства Интернета и СМИ.

5. Проанализировать и сопоставить фактический материал из различных источников по данной проблеме.   

6. Попытаться определить отношение сегодняшней молодежи к изучению данной проблематики.

Предмет исследования

Масонство в России: его характерные особенности как духовного течения и основные этапы развития через деятельность знаменитых масонов.

Объект исследования

История возникновения, организация, ритуалы и взгляды различных представителей масонства в России.

Методы исследования

1.Анализ различных источников

2.Изучение материалов, документов, очерков, статей, работ, материалов Интернет — сайтов, периодики по проблемам, связанным с историей развития масонства в России, его места в жизни и деятельности российского общества.                   

1. Возникновения масонства в России

Главной проблемой при изучении вопроса русского масонства, его развития, проникновения в Россию является недостаточность архивного материала, которая связана с упоминаемой выше предписанной масонскими законами тайной. Масоны, в том числе русские оставляли чрезвычайно мало следов своей работы, часть из которых была уничтожена в неблагоприятное для масонов время, часть уничтожается сейчас, дабы скрыть следы и подробности совершённых преступлений. В библиотеках можно найти литературу по описанию масонских ритуаловуставы, сборники, больший объём информации можно почерпнуть в Интернете.

    1. Появление масонства в России (первый период 1731-1762).

Среди русских масонов существовало предание о том, что первая масонская ложа в России была учреждена Петром Великим, немедленно по его возвращении из первого заграничного путешествия: сам Кристофер Врен, знаменитый основатель новоанглийского масонства, будто бы посвятил его в таинства ордена. Мастером стула в основанной Петром ложе был Лефорт, Гордон - первым, а сам царь вторым надзирателем. Предание это, лишённое какой бы то ни было документальной основы, находит себе лишь косвенное подтверждение в уважении к Петру среди масонов.

Первое безусловно достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 году, когда, как гласит официальный английский источник, гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером «для всей России» (См. приложение 2). Таким образом, первоначальное масонство пришло к нам, как и везде на континенте, из Англии, но, разумеется, здесь не может быть и речи о русском масонстве, и Филипс, конечно, распространял орденское учение лишь в тесном кругу своих единоплеменников, переселившихся в Россию.

В конце царствования Елизаветы русская интеллигенция начинает более серьёзно относиться к масонству, приобретает к нему живой интерес.

В Петровскую эпоху в умах русских интеллигентов прорываются неясные идеалистические искания, которые также ведут их в масонство, за новой Родиной, по Фёдору Михайловичу.

Итак, первоначальный период существования масонства в России характеризуется отсутствием национальной окраски масонов, а само масонское движение часто воспринимается как модное развлечение.

    1. Второй период (1762-1781).

Кратковременное царствование Петра III, хотя и было весьма благоприятным для распространения масонства, не могло ещё дать надлежащей почвы для широкого развития масонских идей в русском обществе. Новый император, оказывал явное покровительство масонству: он даже подарил дом ложе «Постоянства» в Петербурге и, по преданию, сам руководил масонскими работами в Ораниенбауме. Но это обстоятельство не способствовало широкому распространению ордена, слишком сильна была вера православная в сердцах русских людей.

Мощным толчком к развитию русской интеллигентной мысли послужило начало царствования Императрицы Екатерины II.

Русская общественная мысль в Екатерининское время двинулась вперёд на пути к просветительным идеям. Общественное сознание начало склоняться к религиозному содержанию масонского учения. Историки утверждают, что масонству в России ещё недоставало прочной и разветвлённой организации.

Настоящая история масонства в России начинается лишь в 70-х годах, когда одновременно возникают у нас две масонские системы, пользовавшиеся крупным успехом. Ложи этих систем,- так называемых Елагинской и Циннендорфской (шведско-берлинской),- работали в это время в первых трёх степенях «иоановского» или «символического» масонства, преследовавшего цели религиозно-нравственного воспитания человека. Русские масоны начинали работу как над очищением от пороков греховного человека. Такая масонская мораль оказала серьёзное влияние на общество.

Главная роль в этот период истории русского масонства принадлежит известному Елагину, благодаря которому в русском масонстве снова начало преобладать английское влияние. Но скоро «обществу Елагинской системы» пришлось встретиться и вступить в борьбу с проникшей в Россию новой формой немецкого масонства, с так называемой Циннендорфской или, шведско-берлинской системой.

Таким образом, в начале семидесятых годов в России сразу появляются две прочных масонских организации, которые немедленно вступают между собой в борьбу за преобладающее влияние в стране. Это соперничество сразу оказалось для немецкой стороны совершенно непосильным. Немецкая ложа обратилась к Елагину.

3 сентября 1776 года состоялось соединение Рейхелевских и Елагинских лож, при чём Елагин отказался от английской системы и дал обещание ввести в своих ложах работы по шведско-берлинской системе. Но главенство шведско-берлинской системы в России оказалось крайне непродолжительным. Соединение Елагинских и Рейхелевских лож не прошло без трений, в среде подчинённых им братьев произошёл раскол, который повёл затем к новым исканиям «истинного» масонства и к подчинению русских лож Швеции. Но дни шведско-берлинской системы были сочтены. Вскоре, из Берлина была прислана бумага, в которой выражалось желание учредить новую Великую Национальную ложу в Петербурге. Елагин, по-видимому, быстро разочаровался в этой системе и, вероятно, в течение ближайших лет вернулся к английскому масонству. Дальнейшую судьбу Елагинских лож трудно проследить по документам, доступным простому студенту, до самого их закрытия в 1784 году.

По рассказу одного масона, русские ложи в этот период времени работали совершенно беспрепятственно, но в 1784 году работы Елагинских лож были приостановлены по желанию провинциального гроссмейстера и с согласия членов лож, но без приказания со стороны высшего правительства; вследствие чего императрица удостоила передать ордену, что она, за добросовестность её членов избегать всяких контактов с заграничными масонами, при настоящих политических отношениях, питает к ним большое уважение. Елагин восстановил свои работы лишь в 1786 году и при том на новых основаниях.

В рассматриваемый этап масонской истории преобладание переходит на сторону новой, шведской системы. Циннендорфство же быстро исчезает совсем.

    1. Третий период(1781-1792): поиски высших степеней.

Из сказанного выше вытекает, что масонская деятельность в Петербурге во второй половине семидесятых годов носила очень оживлённый характер. Переходы братьев от одной системы к другой,- от Строгого Наблюдения к английскому масонству, от Елагина к Циннендорфу, далее от шведско-берлинской системы к шведскому тамплиерству и, наконец, от шведской системы к розенкрейцерству,- свидетельствует о том, что русское общество стало предъявлять к масонству новые требования и жадно искать в нём ответов на многие религиозно-философские вопросы.

Шведско-берлинская система, в противоположность английской, дала некоторое удовлетворение масонам, искавшим истины. Но тем не менее Рейхелевское масонство скоро разочаровало большинство братьев. Новиков объясняет это так: «привязанность всех к сему масонству умножилась, а барон Рейхель больше четырёх или пяти, не помню, градусов не давал, отговариваясь тем, что у него нет больше позволения, а должно искать». Здесь, в этих словах заключена большая истина: вечно ищущая русская душа хотела в масонстве найти глубину, соразмерную глубине души – русские братья не удовлетворялись содержанием масонской деятельности и масонских идей. Они не хотели стоять на месте в духовном плане; отойдя от Православия, они желали приобрести религию чище и глубже, но не находили - их душа требовала русского простора и глубины – они постепенно отрекались то от одного европейского учения, то от другого.

Итак, желание проникнуть в тайны высших степеней, не получившее удовлетворения в Рейхелевском масонстве, навело русских братьев на мысль обратиться за новыми «градусами» к западноевропейским источникам. Принадлежа ранее к шведско-берлинскому масонству, они естественно подумали о Швеции. Таким образом в 1778 году был основан в Петербурге Капитуль Феникса, известный под именем Великой Национальной лож и шведской системы.

Став, таким образом, в тесную зависимость от Швеции, русские масоны думали, что, наконец, получат оттуда высшие орденские познания, но скоро им пришлось в этом жестоко разочароваться.

С этого момента кончается доминирующее значение Петербурга в истории русского масонства: первенствующая роль теперь переходит к московским ложам, в которых сосредоточились главнейшие масонские интеллигентские силы.

Среди лидеров московского масонства главное место занимал бывший сотрудник Рейхеля князь Н.Н.Трубецкой, мастер ложи Озириса, не примкнувшей к союзу Елагина и Рейхеля. Вообще московские ложи сильно страдали от отсутствия стройной организации и единства, и развитие здесь масонства шло по сравнению с Петербургом очень туго до тех пор, пока во главе его не стали главные деятели московского братства - Новиков и Шварц, приехавшие в Москву в 1779 году. Они дали мощный толчок быстрому развитию масонства во всей России, связанному с введением розенкрейцерства. Между тем дела масонские шли в Москве плохо: главная из лож, князя Трубецкого, «весьма умалилась и члены отставали», поэтому наиболее ревностные масонские братья учредили своеобразную ложу Гармония, состоявшую из малого числа членов ложи. В её состав вошли: Н.Н.Трубецкой, Новиков, М.М.Херасков, И.П.Тургенев, А.М.Кутузов и другие. Допущен был в эту ложу и Шварц. Он вскоре отправился в Курляндию для того, чтобы найти истинные акты. Приехав в Курляндию в 1781 г. Шварц получил от мастера Курляндской ложи два письма, которые решили дальнейшую судьбу русского масонства - таким образом, Шварц стал главой русского розенкрейцерства.

Со времени возвращения Шварца из-за границы (начало 1782 г.) и до его смерти (начало 1784 г.) московские масоны приняли двоякую организацию: во-первых, высший рыцарский градус строгого наблюдения, члены которого, сосредоточившиеся в двух капитулах - Трубецкого и Татищева, управляли собственно масонскими ложами, им подведомственными, и, во-вторых, розенкрейцерство, во главе которого стал Шварц.

За временное принятие «рыцарского градуса» московские масоны были вознаграждены получением «Теоретического градуса Соломоновых наук», содержавшего, кроме ритуалов теоретической степени, основные начала розенкрейцерской науки, которой они так страстно добивались. В половине 1782 года состоялся общемасонский конвент в Вильгельмсбаде, на котором система Строгого Наблюдения была резко преобразована путём отграничения от ордена тамплиеров. Таким образом, рыцарство было формально разрушено, и Россия получила признание 8-ой провинцией Строгого Наблюдения.

Количество масонских лож, подчинённых московской префектуре, быстро увеличивалось. После смерти Шварца верховным предстоятелем розенкрейцерства был назначен барон Шрёдер, который приехал в Москву около 1782 г. Но он не пользовался особенным влиянием в Москве и скоро разошёлся с русскими розенкрейцерами из-за денежных расчётов. В 1784 г. развитие розенкрейцерства несколько затормозилось объявлением «силанума» (молчания), последовавшим от высших орденских начальников. К 1785 году работы возобновились. Но судьбы розенкрейцерства близились к развязке.

В 1786 году, вероятно, вследствие каких-либо правительственных распоряжений, все масонские ложи, находившиеся под управлением московского братства, были закрыты. Правительственные гонения не помешали работам ни только розенкрейцеров, но и «теоретического градуса»: братья продолжали собираться «в тиши» и даже пытались печатать орденские книги в тайной типографии.

Таким образом, мы проследили начальный период истории русского масонства. На мой взгляд, именно это время представляет наибольший интерес, потому что именно тогда происходило установление и укоренение масонства и масонских идей в России. Мы видим, что масонство сначала не воспринималось как что-то серьёзное, но постепенно русский интеллигент стал искать в масонстве новую религию, новую чистую веру.

2. Представители масонства в современном мире. Русские представители масонства.

В современной России существуют масонские ложи, один из представителей масонов, Андрей Богданов, он баллотировался на президентских выборах в 2008 году. Официальный сайт Великой Ложи России вполне открыт для читателей и указывает, на своих руководителей и свою структуру (См. приложение 3).

Сейчас закрытый политический процесс тоже существует: есть закрытые группы, общества, структуры, которые принимают очень серьезные решения - финансовые, политические и военные.

В книге Платонова «Россия под властью масонов» всерьез говорится, что во время перестройки целый ряд известных людей были агентами влияния масонов США.

Существует архив Берберовой, там находятся подлинный архив, в котором указаны имена масонов начала 20 века.

В книге бывшего сотрудника ЦРУ Л. Гонсалез-Мата «Подлинные властелины мира» приводится список людей, принадлежащих к масонским организациям, среди которых основатель ЦРУ Аллен Даллес, генеральный секретарь Бильдербергского клуба Джозеф Ретингер, бывший президент Европейского банка реконструкции и развития Жак Аттали, президенты США Гарри Трумэн, Ричард Никсон, Джеральд Форд и Джордж Буш, руководитель Трехсторонней комиссии Дэвид Рокфеллер и многие другие.

В России к таковым относят десятки политиков и бизнесменов, принадлежащих не только к регулярным ложам, но и к закрытым клубам, которые относятся к так называемому «белому масонству».

Великий магистр ложи Жан-Ребер Рагаш на встрече с журналистами в 1991 году заявил, что масоны Франции стремятся «положить свой камень в строительство демократии в Восточной и Центральной Европе». Он был обеспокоен из-за «возрождения сепаратистских и ирредентских настроений в Восточной Европе», а также в связи со «стремлением Церкви осуществить новую Евангелизацию».

Для достижения этого ложа «Великий Восток Франции» выделила 1,2 миллиона франков, «Великая ложа Франции» — 300 тысяч франков, «Великая национальная ложа Франции» — комплект шпаг, фартуков и орденов. Из этого можно сделать вывод, что современное масонство господствует практически на всём земном шаре мира.

Заключение

Как любое явление масонство имело свои расцвет и упадок на определенных стадиях развития, для меня основная философия масонства близка как человеку, но эту философию некоторые политики использовали для завоевания господства над умами людей и использовали после этого свою власть в недостойных человеку целях, что привело к недопониманию и отрицательному отношению к понятию масонства. Как явление оно и в будущем требует более полного исследования его, в истории человечества, и в последствии займет достойное для него место.

И по сей день, масонов невежественно причисляют к неким сектантам. Но насколько основательно такое утверждение? Масонские ложи скорее общественное явление. Мораль масонов была альтернативой общественному массовому сознанию.

Быть может, стоит прислушаться к тем истинам, о которых напоминают нам масоны? Настали времена, когда сместились общие представления о добре и зле.

Но нам необходимо научится отделять зерна от плевел, а также обращаться к опыту российской общественной мысли, приобретенному за многие века.

Цель масонства — вести человечество к достижению «золотого века», царства любви и истины.

Самой яркой личностью в масонстве XVIII столетия был Н. И. Новиков. Вначале он отнесся к масонству с недоверием, но именно в ней нашел ответ своим просветительским и благотворительным стремлениям. Новикова заносят в политические консерваторы из-за его решимости действовать «внутри системы». Еще одна яркая личность – это Елагин. Он открыл первую масонскую ложу, которая работала по английской системе и пришел к выводу, что масонство должно заключать в себе превосходное и полезное для рода человеческого.

Русские масоны видели давно в лице Павла – «отца» своего движения. Но взгляды Павла на масонство резко изменились после Французской революции. Всеми действиями и распоряжениями Павел стремился показать, что масонство при нем ничего не достигнет. Масоны задумали устранить императора. Царствование Александра I было «золотым» веком для масонов. Они практически выходят из подполья.

После запрещения в 1822 году Александром I тайных обществ движение масонов начало возрождаться только с 1906 года. Инициатором возрождения масонства в России был депутат I Государственной думы М.М. Ковалевский. Он стремился сблизить политические группировки.

Конец 1909 года – это переломный момент в развитии масонства в России. До тех пор, пока не были «усыплены 3 ложи, возникшие под эгидой «Великого Востока Франции», движение носило обывательский характер, когда ложи вошли в объединение «Великий Восток народов России», оно политизировалось».

Роспуск прежних лож стал исходным моментом для перелома, поскольку ложи, основанные после 1909 года, и их верхушки никому не подчинялись.

Люди, вращавшиеся в ложах в то время, характеризовали отношения в них: организация не имела программы, члены ее сохраняли свободу действий, от них не требовали подчинения, не давали им директив. Кроме масонских лож этого течения, в России действовали также и другие ложи. После падения монархии и легализации политических партий масонские связи утратили прежнее значение.

Со дня своего образования и до сегодняшнего масонство изменялось постоянно, своими действиями оно влияло на политическое движение и своими идеями привлекая к себе образованных и интеллигентных людей.

В декабре 1965 года на Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Ей предшествовали тайные совещания с обсуждениями и спорами. Взывание на демонстрации к совести есть не что иное, как масонское эхо. Масонские ложи стремились расширить сферу своего влияния в государстве. В их союзы, что было немаловажно, входили и люди, находящиеся на руководящих постах. Но разобщенность внутри лож сыграла свою отрицательную роль и в ХХ столетие масоны вошли не в единстве. Усилия масонства в унисон с западными державами концентрировались на борьбу с СССР. Итог известен: СССР и социалистический лагерь перестали существовать.

Подводя итог выше изложенному, можно сказать, что тема масонства не разгадана до конца и, наверное, не будет разгадана никогда. Она так завуалирована, что, разгадывая одну загадку, натыкаешься еще на две. Все перемешано и переплетено: религия, политика, мистицизм, вольнодумчество.

Компоненты порой несовместимы. Может потому оно и притягивает к себе интеллигенцию, то есть – людей думающих и рассуждающих.

Видна и пассивность в действиях этой организации. Масонство дает повод для размышления, даже подсказывает методику и методы борьбы в некоторых случаях, пускает сомнения в умы людей, но дальше этого не идет. Если вследствие таких действий происходит значимое событие, то они поддерживают его. Масонство никогда не являлось ни школой, ни церковью. Оно ставило себя над культурами и философскими системами.

Литература

  1. Андреев Д.А. Эволюция политической доктрины русского масонства 1906-1917. М.: Издательство Новая Волна, 1993. 450 с.

  2. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.: Просвещение, 1991. 295 с.

  3. Берберова Н.Н. Люди и ложи. М.: Прогресс — Традиция, 1997. 400 с.

  4. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. М.: МарТ, 1922. 348с.

  5. Валишевский К.Ф. Петр Великий. М.: Знание, 1908. 354 с.

  6. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. на Западе. С-Пб.: Луч, 1900. 312 с.

  7. Гелиос М. Символика масонства. М.: Тайное издание, 1996. 255 с.

  8. Гессен И.В. В двух веках. Жизненный отчет. М.: Высшая школа, 1937. 368 с.

  9. Гульбинский Н. Масонство. М.: Дом печати, 1989. 405 с.

  10. Елагин И. П. Записки из архива. М.: Просвещение, 1864. 268 с.

  11. Иванов И. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.: Второе издание, 1998. 374 с.

  12. Карпачев С.П. Масонство. Минск: Харвест, 1987. 215 с.

  13. Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. Масонство. Минск: Харвест, 1998. 530 с.

  14. Николаевский В.И. Русские масоны и революция. М.: Просвещение, 1990.

  15. Пайс Р. Россия при старом режиме. М.: Импульс, 1993. 416 с.

  16. Платонов О.А. Терновый венец России. М.: Родник, 1966. 458 с.

  17. Пыпин А.Н. Масонство в России XVIII и первая часть Х1Х века. М.: Наука, 1997. 400 с.

  18. Розенталь М., Юдин П. Краткий философский словарь. М.: Политическая литература, 1954. 298 с.

  19. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике ХХ века. М.: РОССПЭН, 1998. 317 с.

  20. Топорков И.В. Самарские масоны. М.: Информсервис, 1996. 328 с.

  21. Трубецкой С.И. Учение о логосе в его истории. М.: Издательксий Дом ОНИКС, 1906. 389 с.

  22. Финдель И.Г. История франкмасонства. С-Пб.: Феникс, 1874. 288 с.

  23. Шелохаев В.В. Вопросы истории. М.: Дом печати, 1998. 348 с.

  24. Южин-Сумбатов А.И. Воспоминания, записи, статьи. М.: Знание, 1941. 314 с.

  25. Яковлев Н.Н. Рассказы о «детях вдовы». Минск: Харвест, 1983. 368 с.

  26. Берберова Н.Н. Люди и ложи. Русские масоны ХХ столетия. – Харьков: Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с.

  27. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М., 1990

  28. Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.

  29. Под редакцией С.П Мельгунова и Н.П. Сидорова Масонство в его прошлом и настоящем.

  30. Москва, СП « ИКПА» 1991г.

  31. Пыпин А. Н., Русское масонство. XVIII и первой четверти XIX в., П., 1916;

  32. Вернадский Г. В., Русское масонство в царствование Екатерины II, П., 1917

  33. Андреев Д.А. Эволюция политической доктрины русского масонства 1906-1917. М.: Издательство Новая Волна, 1993. 450 с.;

  34. Бакунин Т.А. Знаменитые русские масоны. Вольные каменщики. М.: Просвещение, 1991. 295 с.;

  35. Берберова Н.Н. Люди и ложи. М.: Прогресс - Традиция, 1997. 400 с.;

  36. Боровой А.А. Современное масонство на Западе. М.: МарТ, 1922. 348с.;

  37. Вернадский Г. В., Русское масонство в царствование Екатерины II, П., 1917;

  38. Виппер Р.Ю. Общественные учения и исторические теории XVIII и XIX вв. на Западе. С-Пб.: Луч, 1900. 312 с.;

  39. Гелиос М. Символика масонства. М.: Тайное издание, 1996. 255 с.;

  40. Гульбинский Н. Масонство. М.: Дом печати, 1989. 405 с.;

  41. Елагин И. П. Записки из архива. М.: Просвещение, 1864. 268 с.;

  42. Иванов И. Русская интеллигенция и масонство от Петра I до наших дней. М.: Второе издание, 1998. 374 с.;

  43. Калейдоскоп; М.: Прогресс-Традиция, 1997. – 400 с.;

  44. Карпачев С.П. Масонство. Минск: Харвест, 1987. 215 с.;

  45. Масонство в его прошлом и настоящем, т. 1—3, М., 1914—22; Пиксанов Н. К.;

  46. Мельгунов С.П., Сидоров Н.П. Масонство. Минск: Харвест, 1998. 530 с.;

  47. Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем: М., 1990;

  48. Москва, СП « ИКПА» 1991г.;

  49. Николаевский В.И. Русские масоны и революция. М.: Просвещение, 1990.;

  50. Пайс Р. Россия при старом режиме. М.: Импульс, 1993. 416 с.;

  51. Под редакцией С.П. Мельгунова и Н.П. Сидорова  Масонство в его прошлом и настоящем;

  52. Политология. Энциклопедический словарь: М., 1993.;

  53. Соловьев О.Ф. Масонство в мировой политике ХХ века. М.: РОССПЭН, 1998. 317 с.

  54. 1.В.С.Брачев «Масоны в России»

  55. 2.В.А. Истархов «Удар Русских Богов»

  56. 3.Архив Оренбургской области

  57. 4.Борис Башилов «Масонство в царствование Екатерины II»

  58. 5.А.Т.Васильевна журнал «Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета» № 11 / 2012

  59. электронный ресурс http://www.mason.ru/

  60. электронный ресурс: http://www.mason.ru/newforum/

  61. электронный ресурс: http://www.russianmasonry.ru/

  62. электронный ресурс: http://memphis-misraim.ru/library/reviews/putevoditel-po-masonskim-tainam/

  63. электронный ресурс: http://wiki02.ru/encyclopedia/orenburgskoe_taynoe_obshhestvo/t/10426

  64. электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/Масонство

  65. электронный ресурс: http://ru-masons.chat.ru/mas_who.html

Приложения

Приложение 1.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ МАСОНСКИХ ТЕРМИНОВ

Алтарь - место, где восседает Досточтимый Мастер. Ареопаг - мастерская, где собираются братья из разных лож, но все имеют степень не ниже 15-й. Архивист - библиотекарь. Архитектор - заведующий храмом. Белое масонство - куда принимают женщин и приглашаются профаны.

Великая Коллегия Ритуалов - следит за исполнением ритуалов.

Великий Эксперт - заменяет Привратника или Секретаря, а иногда даже Великого Мастера. Он считает голоса при выборах нового кандидата, пишет отказы забаллотированным и т.д.

Вульгарное общество - устарелое наименование, в XX веке отброшенное, замененное словом "профан", т. е. не масон.

Высшие Мастерские - собрания масонов от 4 до 33°.

Дародатель - заведующий благотворительными суммами (иногда также исполняющий обязанности устроителя банкетов).

Делегат - выбранный для масонской судебной сессии.

Депутат - выбранный в масонский Конвент. Долина - город, в котором заседает Капитул.

Инициация - посвящение. И.С.- истинный свет.

Конвент - Генеральная Ассамблея Масонской Федерации.

Кирка - вилка. Лопатка - ножик.

Носитель Знамени - иногда он же Носитель Шпаги, Носитель Священного Огня, иногда помогающий Мастеру церемоний или банкетов.

Передник - кожаный, квадратный, обязателен во всякое время на сессиях, начиная с 3°.

Перчатки - носятся на сессиях. Их кладет в гроб умершему его жена или близкий друг. Подмастерье - масон 2°.

Прибавка жалованья - повышение в следующий градус (напр., из Мастера 3° в Тайного Мастера 4°). Прикосновения - масонские знаки для узнавания братьев.

Работа - занятия братьев на сессиях, а также на агапах.

Радиация - исключение из тайного общества, на время или навсегда.

Роза и Крест - символы масонов 18°. Рыцарь Розы и Креста - брат 18°.

Страж дверей - он же привратник, стоит у дверей, внутри или снаружи, открывает их только по приказанию 2-го Секретаря или Наблюдателя.

Сессия - собрание масонов.

Тайный Мастер - первая степень Мастера.

Украшения - звезды, знаки, ленты, шнуры, кисти и т. д. (носимые на себе).

Уснуть - выйти на время из ложи.

Уснуть на Востоке Вечном - умереть.

Усыновление - аффильяция, принятие в ложу масона, бывшего до этого в другой ложе либо того же, либо другого Послушания.

Усыпить - отстранить брата на короткое время. Ученик - масон 1°.

Философский Совет - Мастерская братьев от 30° до 33°.

Флаг - салфетка. Черепица - тарелка.

Приложение 2.

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ масонов сводятся к следующим понятиям:

Наспех составленный список из 12-ти пунктов на небольшом листке пожелтевшей бумаги нашелся в Парижском архиве. В них изложена вся философия тайного общества св. Тибаль-да, но в несколько модернизированном виде:

1. Будем вместе.

2. Будем любить друг друга.

3. Будем говорить о благе свободы.

4. Будем уважать друг друга.

5. Будем устраивать памятные собрания после смерти друг друга.

6. Будем стараться не спорить друг с другом.

7. Будем собираться часто.

8. Платить взносы.

9. Будем не огорчать друг друга.

10. Будем читать доклады на всякие темы.

11. Будем соблюдать ритуалы.

12. Будем хранить тайны.

Приложение 3.

КОНСТИТУЦИЯ ВЕЛИКОЙ ЛОЖИ РОССИИ

Принята Ассамблеей Великой Ложи 1 февраля 6003 года Истинного Света на Востоке г. Москвы

 

Великая Ложа России создана, инсталлирована и освящена 24 июня 5995 года Истинного Света Великой Национальной Ложей Франции и почитает свою материнскую Великую Ложу, ее Конституцию, традиции и установления источниками духовного влияния и свидетельствами непрерывности Масонской посвятительной цепи.

Основополагающие принципы

Масонство берет свое начало в средневековых цеховых гильдиях оперативных каменщиков. В основе его ритуалов лежит символизм строительных работ.

Обычаи и ритуалы являются следствием развития традиций незапамятных времен, известных под названием Древних заповедей, или Ландмарок, передаваемых Мастерами Ученикам и содержащихся в различных древних текстах, почитающихся основополагающими, в которых содержится изложение общепринятых и неизменных во времени принципов Масонства.

Масонство основывается на нерушимой вере всех его посвященных во Всевышнего Бога, Которому поклоняются под именем Великого Архитектора Вселенной. Принципы масонского мировоззрения сводятся к двум основным положениям: "Познай самого себя" и "Твори другому то, что желал бы, чтобы творили тебе".

Масонство - это свободное сообщество независимых людей безотносительно к их вероисповеданию, стремящееся к осуществлению идеалов мира, любви и братства.

Масонство полагает своими целями нравственное усовершенствование человечества и практику истинной благотворительности.

Масонство налагает на всех своих посвященных обязательство уважать чужое мнение и строго запрещает любые дискуссии по политическим или религиозным вопросам, дабы являться неизменным центром братского единения, в котором царит совершенная гармония мысли. Масоны собираются в местах, именуемых ложами, для проведения ритуальных работ, к каковым работам допускаются только люди добрых нравов, безупречной репутации, люди чести и долга, лояльные к законным властям, благоразумные и по всем признакам достойные звания Братьев.

Собирающиеся в ложах обязаны любить свою страну, быть верны ее законам и законно избранным властям, полагать труд основным долгом человека, почитать труд во всех его формах; всеми силами своими: словом, примером, полезными печатными трудами, - оберегать Масонскую тайну.

Истинный масон обязан непрестанно помогать своим Братьям, даже под угрозой самой его жизни, всегда и невзирая ни на какие внешние обстоятельства жизни, оставаться спокойным, держать себя в руках в том, что касается помыслов и слов.

ДВЕНАДЦАТЬ ПРИНЦИПОВ РЕГУЛЯРНОСТИ

Масонство является посвятительным братством, основывающимся на традиционной вере в Бога - Великого Архитектора Вселенной.

Масонство основывается на Древних заповедях и Ландмарках братства, содержащих в себе основные особые традиции Ордена, соблюдение которых является неотъемлемым условием регулярности юрисдикции.

Масонство является Орденом, принимающим в свои члены только людей свободных и безупречной репутации, согласных трудиться во имя осуществления идеалов мира, любви и братства.

Масонство полагает своей целью нравственное совершенствование своих членов, и, в конечном счете, всего человечества в целом.

Масонство налагает на всех братьев обязательство строго и точно соблюдать ритуалы и сохранять традиции масонского символизма как основу для признания другими членами духовного посвятительного Ордена.

Масонство налагает на всех братьев обязательство уважать мнение и веру друг друга. Оно запрещает братьям какие бы то ни было дискуссии по вызывающим противоречия политическим и религиозным вопросам. Оно считает себя неизменным центром братского единения, терпимости и взаимопонимания, плодотворной гармонии между людьми, которые вне него склонны к спорам и раздорам между собой.

Масоны приносят свои торжественные обязательства на Книге Священного Закона своей веры, дабы приносимое ими обязательство обретало для них силу священной и нерушимой клятвы.

Масоны оставляют профанский мир и собираются в ложах, в которых всегда присутствуют и находятся на виду три великих Светоча Ордена: Книга Священного Закона, Циркуль и Наугольник, и работают там с усердием и рвением, в соответствии с ритуалом и принципами и неизменными уложениями Конституции и Общего Регламента послушания.

Масоны принимают в свои ложи только людей добрых нравов и безупречной репутации, лояльных к светским властям и благоразумных, достойных и во всех отношениях, заслуживающих именоваться Братьями, верующих в высокое предназначение человека и беспредельное могущество Предвечного.

Масоны в своих ложах культивируют любовь к своей стране, почтение к ее законам и законно избранным властям. Они считают труд во всех его формах наивысшей и почетнейшей обязанностью человека.

Масоны своим примером и постоянными упорными трудами смело и с достоинством блюдут масонскую тайну во имя процветания Ордена.

Масоны обязуются помогать друг другу и защищать друг друга, даже под угрозой своей собственной жизни. Они при любых обстоятельствах сохраняют спокойствие и уравновешенность, необходимые для совершенного владения собой.

ОБЯЗАННОСТИ МАСОНОВ

Масоны торжественно обязуются и клянутся никому не раскрывать никаких таинств Ордена, кроме истинных и законных братьев или вдолжным образом учрежденной и открытой ложе Вольных Каменщиков. Они также хранят в своих сердцах любовь к своим Братьям, должны утешать их в часы невзгод и приходить им на помощь в случае необходимости. Также они обязуются почитать и соблюдать правила, предусмотренные в вышеизложенных двенадцати принципах регулярности.

Масоны полагают, что все люди, несмотря на различия в их общественном положении и в одаренности, обладают равными правами и обязанностями. Они долгом своим почитают сами вести себя в соответствии с этой убежденностью и побуждать всех окружающих относиться к ближним своим по-братски, с любовью и уважением, на основе всеобщего равенства и братства.

Масоны стремятся к духовному и умственному совершенствованию членов своего Ордена и на практике осуществляют принципы человеколюбия. Принципы их деятельности суть следующие: использование универсальной системы символических наставлений, известных под именем Царственного Искусства, уважительное использование установленных ритуалов, благотворительная деятельность, терпимость и безупречное поведение.

            Ложа является местом, где царят совершенная гармония и братская любовь; в нее не допускаются никакие профанские страсти. Во время масонских собраний все Братья должны вести себя так, чтобы никаким своим словом или поступком не нарушить гармонию собрания.

            Масоны принимают в Братство только людей свободных и добрых нравов, намеревающихся активно работать во имя своего духовного и нравственного совершенствования. Они не делят своих посвященных в зависимости от их веры, расы, национальности или общественного положения.

Никакому Масону не разрешается носить свои Масонские регалии - запоны, ленты, подвески и прочее - вне стен ложи и не во время регулярного и должным образом открытого собрания, кроме случаев особого распоряжения Великого Мастера.

Никакому Масону не разрешается публиковать, издавать или каким-либо иным образом обнародовать - в Масонской или профанской прессе - какие-либо документы, публикуя которые, он, по своей воле или нет, нарушает какие-либо Масонские законы или какие-либо пункты его обязательств по отношению к Ордену или отдельным его членам, а также документы, противоречащие принципам Ордена или порочащие его честь или честь отдельных его членов.

Все Братья обязуются не принимать никакого участия, явного или тайного, в собраниях каких-либо масонских организаций, не признанных Великой Ложей России.

Все Братья обязуются признавать и уважать юрисдикцию и прерогативы Великих Лож, если они должным образом учреждены и признаны.

 

Основные принципы признания Великой Ложи

В своих масонских трудах, а также принимая решение о признании какой-либо Великой Ложи в качестве братской юрисдикции, Великая Ложа России руководствуется следующими правилами, принятыми Объединенной Великой Ложей Англии 4 сентября 1949 года:

Регулярность происхождения: каждая Великая Ложа должна быть законно учреждена и признана законно учрежденной Великой Ложей или тремя и более законно учрежденными ложами.

Вера в Великого Архитектора Вселенной и Его волю, явленную посредством Откровения, является необходимым и основополагающим условием членства в Ордене.

Все посвященные должны приносить обязательства перед открытой Книгой Священного Закона, под этим термином понимается Откровение свыше, изложенное в священном писании религии того или иного кандидата.

Членами Великой Ложи и отдельных Достопочтенных Лож в ее юрисдикции могут быть только мужчины, и никакая Великая Ложа не должна иметь никаких масонских связей с какими-либо ложами со смешанным или женским членством.

Великая Ложа должна обладать верховной и суверенной властью над ложами под своей эгидой, то есть она должна являться ответственной, независимой и самоуправляющейся организацией, обладающей безраздельной и неоспоримой властью над масонством символических градусов (Ученик, Подмастерье, Мастер) на своей территории, никаким образом не подчиненной, или не разделяющей власть с Верховным Советом или какой-либо другой масонской властью, претендующей на власть или управление данными градусами.

Три Великих Светоча масонства (а именно: Книга Священного Закона, Циркуль и Наугольник) должны всегда присутствовать в Великой Ложе и подчиненных ей отдельных ложах во время их собраний; главным из них является Книга Священного Закона.

Дискуссии по религиозным и политическим вопросам в ложе строго запрещены.

Принципы Древних Ландмарок, обычаи и традиции масонства должны строго соблюдаться.

Просмотров работы: 478