Возрождение славянских традиций

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Возрождение славянских традиций

Каплюк Л.В. 1
1МАОУ Гимназия 177
Гильмиянова З.Б. 1
1МАОУ Гимназия 177
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Этим летом я ездила в город Коломну, где посетила несколько музеев, обустроенных по образцам купеческих лавок конца ХIХ века. У меня была возможность в ХХI веке погрузиться в атмосферу прошлого времени. Я побывала в музее «Калачная», который возродил старинный калачный промысел. Главным объектом музейного показа является процесс выпекания калачей по рецептам ХIV века в реконструированной калачной печи. Зашла я и в музей мануфактуру «Душистые радости», в котором налажено производство мыла с ароматом далеко ушедшей эпохи. Владелец лавки провел много исследований в библиотеках и архивах для возрождения дореволюционного мыловаренного ремесла.

В этом путешествии я увидела много старинных сооружений, старинных костюмов, узнала старинные рецепты и пословицы, которые появились в те времена. Мне настолько понравилась атмосфера старины, что я решила продолжить своё исследование сама.

Проблема: русская культура растворяется в мультикультуре мира. Появились заимствованные праздники у других народов.

Актуальность проекта: Сохранение культурных традиций, так как утрачиваются наши русские ценности.

Цель проекта возродить славянские традиции.

Объект: повышение уровня знаний и ценностей славянской культуры у гимназистов

Предмет: славянские традиции: праздники, игры, обереги.

Гипотеза проекта: если юное поколение будет знать истоки славянских традиций, то будет способствовать их возрождению.

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по теме славяне;

  2. Изучить традиции, игры, праздники и игрушки славян;

  3. Посетить Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера с целью знакомства с праздником «Капустинские посиделки»;

  4. Познакомить детей с народными праздниками, входящими в русский народный календарь, с историей их возникновения, подготовить сценарий и провести праздник «Капустинские посиделки»;

  5. Разработать мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Успешница», и провести его в классе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • теоретичесие анализ литературы, экскурсия в Свердловский областной краеведческий музей имени О. Е. Клера.

  • Экспериментальные: разработка мастер-класса по изготовлению куклы оберега «Успешница» и проведение его в классе, разработка сценария для проведения праздника «Капустинские посиделки».

Теоритическая значимость: результаты исследования позволят получить знания о традициях, праздниках, фольклоре, играх и игрушках древних славян. Обогатить родную речь путем изучения частушек, песен. Пробудить интерес к культуре и истории России.

При написании проекта мы использовали следующую литературу:

  1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2009

  2. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь.-М.:Индрик, 2003

Структура проекта: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Теоретическая часть

Происхождение славян и область их распространения

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов родственных по языку и культуре. Происхождение, история формирования и области распространения древних славян изучаются лингвистами, историками, археологами, генетиками. Процесс формирования этнической общности славян начался примерно в VI веке. До настоящего времени нет единодушного мнения о прародине славян, существует только гипотеза, что она располагалась на территории северо-западной Украины, Южной Белоруссии и юго-восточных областей Польши. Древние славяне жили племенами, включавших в себя несколько деревень или общин. В последствии начинается массовое расселение славян на Центральную, Восточную и Юго-Восточную Европу и с VII века возникают первые достоверно известные славянские государства.

На сегодняшний день славяне составляют основную часть России, Украины, Польши, Белоруссии, Чехии, Черногории, Словакии, Болгарии, Сербии. А 25 июня славяне во всем мире отмечают праздник День дружбы и единения, в этот день в разных странах проводят культурные мероприятия, направленные на возрождение традиций и культуры наших предков.

Вывод: до сегодняшнего дня историческую достоверность формирования славянской общности установить не удалось.

1.4. Жилище и быт славян

Большинство ученых, основываясь на данных письменных источников и археологии, пришли к выводу, что древние славяне старались селиться в лесной и лесостепной зоне поближе к водоёмам так как им нужно очень много воды, а ещё около водоёмов земля плодороднее. Немаловажным было наличие крутых склонов вокруг жилища, это помогало спасти их от нападений врагов и диких желаний. С этой же целью вокруг поселения ставили частокол, который делали из брёвен. Изначально славяне жили в землянках и полуземлянках, которые были сложены из срубленных бревен. Во время холодной зимы жилища утепляли глиной, внутри разжигали огонь, а для дыма были специальные отверстия. В жилищах было всегда темно, так не было окон, чтобы через них не уходило тепло. Позже начали строить избы, в которых были печки.

Основным занятием славян было земледелие. В далекие времена человек сравнивал жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых культур «жито», что означает жизнь, а позднее жизненно необходимый продукт. Основными орудиями труда были топор, серп, мотыга, соха, борона. С земледелием тесно связано и скотоводство. Славяне занимались разведение свиней, кроликов и мелкого рогатого скота. А волов и лошадей использовали в качестве рабочей силы. Другими занятиями были рыболовство, бортничество, охота.

Вывод: жизнь наших предков была трудной и опасной.

1.2. Славянское язычество и праздники

Славянское язычество - представления славян о мире и человеке, основанные на мифологии и магии. Нынешнее поколение людей в состоянии объяснить даже самые страшные стихийные бедствия такие, как землетрясения, извержения вулканов, наводнения. А лунные и солнечные затмения не вызывают у нас столько трепета, как у наших далеких предков. В стародавние времена у людей было совершенно другое восприятие мира. Все происходящее вокруг них было недоступно для их понимания, они не могли найти объяснения происходящим изменениям в природе, проявлениям стихии, болезням, неурожаям. Поэтому каждый славянин свято верил богу и волшебным существам, например, феям, эльфам, дьяволам, демонам, призракам. Славяне считали, что все эти существа обитали в воде, на небесах, в огне и в земле, и считали себя зависимыми от этих сущностей, ведь от их расположения зависело многое. Именно из-за страха перед неизвестным и начинаются все религии, в том числе и славянские.

Главными обрядами славян – земледельцев было желание повлиять на божеств, чтоб получить хороший урожай. Славяне занимались возделыванием пшеницы, ячменя, ржи, проса, гороха, гречихи, разведением скота, охотой и т.д. в этом им помогал «магический календарь» в нём были отмечены дни с весенне-осенними сельскохозяйственными работами, в котором было рассчитано всё и посев семян, и жатва.

Но календарь важен не только буднями, его всегда украшают веселые праздники. Всего у славян было 58 праздников и некоторые мы даже празднуем в нашем ХХI веке. Одним из этих праздников является Масленица. В славянской мифологии Масленица – персонаж, символизирующий плодородие, зиму и смерть. Традиция сжигать соломенное чучело означала конец или смерть зимы. В наше время мы отмечаем этот праздник только с одним отличием, мы печём блины, потому что они символизируют солнце, которое принесёт тепло после холодной зимы. А славяне пекли блины для того, чтобы помянуть своих близких, которых нет в живых и в первую очередь блины отдавали бедным и бездомным, чтобы они тоже могли помянуть своих близких.

До наших дней дошел еще один вид праздников – Спас: Медовый, Яблочный и Третий. Эти торжества проводятся в августе. Наши предки называли своих богов – спасителями, а богатые урожаи – их дарами. На каждом празднике богам-покровителям урожая отдаются особые почести.

Праздник Ивана Купала славяне отмечали в день летнего солнцестояния, предположительно, как ритуал очищения. Главным действием во время праздника считалось купание в открытых водоемах и прыжки через костер. Считалось, что на Купальскую ночь вода была целебной, обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла и обрести хорошее здоровье. Любимым занятие молодых были прыжки через костер, Считалось, кто прыгнет выше и не заденет огонь, будет счастливым. После этого приходило старшее поколение и проводили скотину между кострами, что бы их не постигла смерть. Матери сжигали в кострах одежду с больных детей, чтобы болезни больше к ним не приставали.

До нас дошла и старинная традиция колядования, которая сейчас слилась с Рождеством. Считалось, что этот обряд приносил хозяевам высокие урожаи, приплод скота и благополучие в доме. Молодежь наряжалась в костюмы и маски, изображая разных персонажей, ходили по домам и исполняли поздравительные песни, за что хозяева вручали им угощения. Считалось, если ряженных не угостить, то жадных хозяев в новом году ждут несчастья.

Вывод: отсутствие у славян представлений об устройстве мира и человека привело к возникновению язычества.

1.3. Куклы-обереги

В древности славяне, чтобы защититься от Лиха, привлечь удачу и поддержать здоровье вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. У них была искренняя вера, что куклы в состоянии уберечь их от злых духов, болезней, защитить от негатива. Они были важной частью жизни славян. Первоочередной задачей куклы было привлечение желаемого для конкретного человека или семьи и использовалась в магически ритуалах. Куклы делались по случаю народных праздников, в качестве подарка, для семейных событий на свадьбу или рождение ребенка, в качестве приданного. И только спустя многие годы кукла стала украшением быта славян и игрушкой для детей.

Кукол делали только женщины, так как они были хранительницы традиций, а у мужчин были другие дела добывать пищу или охранять дом. Женщина делала куклу у себя на коленках, ведь столом пользовались нельзя было, на нем была энергии всей семьи. Мужчины в этот момент не мог находиться избе, так как считалось, что только хранительница домашнего очага в состоянии сделать достаточно сильный оберег.

Чаще всего изготавливались тряпичные куклы-обереги без применения иголок и ножниц, чтобы не нанести вреда своим хозяевам. А нитки обрывали руками или перекусывали зубами, даже ткань в старину рвали руками. Каждая кукла была только с белым лицом, символизирующим чистоту помыслов. Славяне никогда не вышивали своим куклам глаза, рот и нос ведь злые духи могут вселиться в куклу через них. Ткань завязывали белыми или красными нитками и только на нечетное количество узлов. Запрещалось мастерить в пятницу, выходные и праздничные дни и только за один раз, не растягивая процесс.

Кукла-оберег Зернушка имела несколько названий Горошинка, Крупеничка и считалась главной куклой в семье, поэтому и ставили ее в красный угол рядом с иконами. В руках куклы был мешочек с гречкой и именно из него брали первые зерна для посева. После уборки полей мешочек наполняли зерном из нового урожая. Эта кукла приносила в дом достаток и делала жизнь семьи сытой.

Кукла «Кубышка-Травница» тоже была в каждом доме и отвечала за порядок и чистый воздух в доме. Куколку наполняли лечебной травой, подвешивали ее там, где застаивался воздух или над колыбелью. Достаточно было пошевелить или помять и по избе разносился травяной запах, который отгонит злых духов и болезни. Через два года траву необходимо менять.

Кукла-Подорожница –верный хранитель путешественника в дороге. В руках у нее маленький узелок с горстью родной земли и зернышком, чтобы путь был сытым.

Кукла-Желанница делалась из скрученной ткани для исполнения желаний. На основу надевали народное платье и для получения задуманного (к примеру, удачного замужества) украшали бусинами, цветами, узорами. Обязательно прятали куколку от чужих глаз.

Вывод: куклы-обереги славян - это не только воплощение языческих верований народа, но и настоящие произведения искусства.

1.4. Игры и игрушки славянских детей

Меня, конечно же, заинтересовали игры и игрушки, которыми играли дети давным-давно. У славян были игрушки тарахтушки, соловьи, ревуны, кубарь, дзык, фурчалка, но самая известная игрушка это оберег. Поскольку в те далекие времена не было фабрик по изготовлению игрушек, их мастерили для своих детей родители. Игрушек было мало и все изделия делались исключительно из подручных материалов. Остатки ткани уходили для изготовления куклы-оберега, из глины получались отличные свистульки, погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Значительную часть игрушек занимали обереги это куклы, которые защищали славян от плохих духов. Существует несколько видов оберегов. Куклы из дерева вырезали мужчины для любимых женщин из сломанных ветром веток священных деревьев. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети. Из соломы чаще всего делали духовобереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Ещё они помогали решать семейные проблемы. Куколки-мотанки из ниток первоначально делали только женщины, как оберег для своих близких, а позже их стали делать даже маленькие дети для своих игр. Помимо магических свойств куклы-оберега, способствовало развитию мелкой моторики у малышей.

Народные игры и забавы, которые были у наших предков более века назад имели свой смысл. Они развивали ловкость, силу, выносливость, скорость реакции. К таким играм относятся «Малечина-Калечина», «Бабки», «Веревочка», «Репка», «Бой мешками» и т.д. До наших дней дошли сведения об играх и игрушках древних славян, зачастую этой информацией владеют музеи и славянские культурные центры, но нынешним дети не грают в старинные игры.

Вывод: независимо от отсутствия фабрик по производству игр и игрушек, у детей древних славян была возможность самостоятельно изготавливать их и развиваться.

Глава II. Практическая часть

2.1. Экскурсия в краеведческий музей

Мы должны знать свою культуру и традиции! Поэтому мы с семьей посетили Свердловский областной краеведческий музей, в котором научные сотрудники нам рассказали о древнем славянском празднике «Капустинские посиделки». (Рис. 1. Приложение 1). Его история началась очень давно. Картофеля раньше не было и основным и самым ценным овощем для питания служила капуста. Хранить ее в свежем виде долгое время не представлялось возможным, поэтому на зиму капусту квасили. Ее заготавливали в больших объемах, а так как хозяйке самой тяжело было справляться с этой работой она и звали к себе подружек на подмогу. Раньше зимы была суровее, чем сейчас и поэтому славяне заготавливали, как можно больше капусты. Для работы необходимо иметь корыто, которое мог вырубить мужчина из толстого березового полена, сечка для рубки капусты и берёзовой туес, в который закладывали капусту и хранили всю зиму. Первым делом славяне проверяли поспела ли капуста, если она хрустит значит спелая и можно готовить, а если нет хруста, то нужно положить её обратно на грядку. Со спелой капусты снимали верхние листки и отдавали домашнему скоту.

Научный сотрудник музея поведала нам о необычном обряде осеннего периода «Похороны мух», который так же проходил и во время «Капустинских посиделок», и особо был любим детьми. Ритуал направлен на изгнание насекомых из дома. Первым делом славяне вырезали из овощей небольшие «гробики» и собирали туда всяких мошек, блошек и мух. Затем выбирали человека, который будет стоять в центре хоровода и будет держать гробик. Остальные водили хоровод вокруг человека и приговаривали слова. И последним делом они брали лопаты и шли во двор закапывать мух с рыданиями-причитаниями.

Вывод: во время посещение музея я узнала о праздниках, обрядах, фольклоре древних славян, необходимых для моего исследования.

2.1. Проведение мастер-класса по изготовлению куклы-оберега «Успешница»

Для знакомства одноклассников с культурой наших предков мы разработали и провели мастер-класс по изготовлению куклы-оберега «Успешница». Пред началом процесса я подготовила для одноклассников презентацию, в которой рассказала о главных куклах-оберегах в жизни славян и правилах ее изготовления (Приложение 2).

Этапы изготовления куклы-оберега «Успешница» (Рис.2, рис.3, рис.4. Приложение 3. Рис.5, рис.6, рис.7. Приложение 4. Рис.8. Приложение 4).

  • Изготовление туловища:

Материалы: бязь белого цвета, размер 0,5х1,5 м, нитки «Ирис» красного цвета.

Ткань разложить на столе, затем сложить её по ширине в три слоя. Получится изделие размером 0,16х1,5 м. Ткань плотно скатать в рулет, чтобы кукла могла стоять и фиксируем красной нитью крест на крест. Концы нити завязать в три узла.

  • Изготовление головы:

Материалы: бязь белого цвета, размер 24х24 см; вата 10 г, нитки «Ирис» красного цвета.

Сформировать вату в твердый шарик, плотно прижать к туловищу. Накрыть голову из ваты лоскутом ткани, два любых противоположных угла лоскута опускаем вдоль туловища, два других противоположных угла лоскута расправляем в стороны. Формируем голову, растягивая ткань без складок вокруг ваты, обвить красной ниткой на шее и завязать концы нитки на три узла.

  • Изготовление ладоней:

Материалы: нитки «Ирис» красного цвета.

Два противоположных расправленных в сторону конца лоскута по отдельности подвернуть примерно на 0,5 см внутрь, подвернутый край сложить вдвое и на расстоянии 0,5 см от края лоскута обмотать нитью красного цвета и завязать концы нитки на три узла.

  • Изготовление груди:

Материалы: вата 3 г, нитки «Ирис» красного цвета.

Под переднюю часть ткани, отступая от шеи примерно 1 см, разместить вату, сформированную в валик. Туловище под грудью обмотать нитью и завязать ее концы на три узла.

Изготовление одежды: для каждого вида одежды необходимо взять ткани разных цветов.

  • Изготовление рубашки:

Материалы: бязь яркого цвета 20х20 см, нитки «Ирис» красного цвета.

Сложить ткань пополам, получившуюся длинную сторону сложить еще раз пополам. Срезать получившийся уголок отступая 0,5 см от вершины. Развернуть и сделать маленькие надрезы в три стороны, чтобы можно было надеть рубашку через голову. Сторона без разреза будет лицевой. Надеть рубашку через голову, расправляя два противоположных угла в стороны вдоль рук, два других опустить вдоль туловища. Рукава рубашки по отдельности подогнуть внутрь до красной нитки. Обмотать ниткой и перевязать в том же месте, где завязывали ладошки. Противоположные концы рубашки, расположенные вдоль туловища, обмотать под грудью ниткой и завязать на три узла.

  • Изготовление нижней юбки:

Материалы: бязь яркого цвета 35х14 см, нитки «Ирис» красного цвета.

Перевернуть куклу вниз головой, изнаночной стороной приложить к кукле юбку на поясе. Обмотать несколько раз нитью отступая 2 см от края юбки, завязать нить на три узла. Сделать равномерные складки, чтобы юбка была пышнее. Поставить куклу на ноги, опустить юбку.

  • Изготовление верхней юбки:

Материалы: яркая ткань 35х11 см, нитки «Ирис» красного цвета.

Верхняя юбка делается по такому же принципу, как и нижняя.

  • Изготовление нижнего и верхнего фартуков:

Материалы: бязь яркого цвета 7х12 см, бязь яркого цвета другой расцветки 6х9 см, нитки «Ирис» красного цвета, тесьма из хлопка шириной до 2 см и длиной 7 см.

К нижнему фартуку 7х12 см внизу пришить тесьму. На него наложить фартук размером 6х9 см и примотать ниткой тем же способом, что и юбки, завязать концы нитки в три узла.

  • Изготовление волос и очелья:

Материалы: тонкие шерстяные нитки 100 м, нитки «Ирис» красного цвета, тесьма из хлопка шириной не более 1,5 см длиной 28 см, две атласных ленты красного цвета 0,5х15 см.

Для того чтобы сделать волосы на тонкую книгу высотой 25 см намотать нить и завязать на три узла шерстяной нитью. Снять нитки с книги и разрезать в противоположной стороне от узла. Волосы плотно прижать к голове, обмотать красной ниткой вокруг шеи, концы нитки завязать на три узла. Разделить волосы на две части, заплести косы, завязать лентами. Очелье приложить ко лбу, его концы убрать на шею, обмотать ниткой и завязать на три узла.

  • Изготовление платка:

Материалы: бязь яркого цвета.

Для платка необходимо выкроить лоскут в виде треугольника. Длина основания 55 см, длина сторон по 32 см. На голову куклы приложить платок, по бокам сделать складки, чтобы ткань плотно прилегала, скрестить концы под подбородком, убрать на шею и завязать в один узел.

  • Изготовление пояса:

Материалы: три толстых шерстяных нитки разных цветов по 50см.

Из ниток сплести косичку, с обоих сторон по краям завязать узелки. Лишние нитки обрезать. Получившуюся косичку завязать на поясе на один узел.

  • Изготовление сумки:

Материалы: шерстяные нитки, спицы.

Набрать на спицах 10 петель. Вязать полотно длиной 10 см по схеме:

  1. ряд: 1 п снять, *1 лицевая, 1 изнаночная *- повторять до конца ряда;

2 ряд: 1 п снять, *над лицевой петлей вязать изнаночную, над изнаночной петлей вязать лицевую*- повторять до конца ряда.

Полотно сложить вдвое, сшить по бокам. Крючком связать цепочку 15 см и пришить к сумке.

В сумку можно положить записку со своим желанием, что и сделали мои одноклассники (Рис.8. Приложение 3).

Вывод: одноклассники научились изготавливать куклу-оберег «Успешница»

2.2. Проведение праздника «Капустинские посиделки»

В теоретической части проекта мы рассмотрели известные праздники, которые дошли до нашего времени. В практической части проекта мы разработали сценарий и провели праздник «Капустинские посиделки» в классе (Приложение 6). На Руси много было разных праздников, но самые интересные были осенью они посвящались сбору урожая. Я рассказала одноклассникам об истории возникновения праздника и традициях празднования.

Для праздника я подготовила календарный лист «27 ревун» со старославянским произношением месяца. Именно с той даты начали приглашать на празднование посиделок. Для того чтобы дети могли узнать о всех видах капусты, которую мы употребляем в пищу, я приготовила белокочанную, краснокочанную, брокколи, савойскою, кольраби, пекинскую, брюссельскую и цветную. Для каждого вида капусты подготовила табличку с ее названием (Рис. 9. Приложение 7).

На посиделках я рассказала об орудиях труда для заготовки капусты это старославянские корыто и сечка, а так же шинковка и шинковочный нож. (Рис.9. Приложение 7). Как в старину все одноклассники рубили капусту сечкой в корыте, мяли ее, затем закладывали капусту в дубовую кадушку. Добавляли шинкованную морковь, соль, лавровый лист, перец, ягоды клюквы и можжевельника. (Рис. 10. Приложение 7). Я рассказала, что необходимо приготовленную капусту накрыть кругом с отверстиями и придавить гнетом. Затем оставить кадушку с капустой в теплом месте для брожения примерно на неделю, пока не перестанет выделять пенящиеся пузырьки, периодически протыкать капусту длинной острой палкой.

Среди присутствующих гостей провела конкурс. Дети передавали капусту друг другу и пытались определить вес кочана по своим ощущениям. Кто окажется ближе к результату, тот и победитель. После взвешивания капусты, этот же кочан я вручила в подарок однокласснику. (Рис. 11. Приложение 8).

Работа по заготовке капусты закончилась, пришло время веселья. С девочками мы разучили и спели веселые частушки про капусту. Как правило ни один праздник у славян не обходился без хоровода. Несколько одноклассниц исполнили задорную песню «Вейся, вейся, капустка белая». В это время с остальными детьми я водила хоровод «Капустка». (Рис. 12. Приложение 8). Существует несколько вариантов этого хоровода, но я выбрала вариант, когда все дети становятся в шеренгу, берутся за руки и завиваются в капусту. Потом так же раскручиваются.

После праздника и взрослые, и дети всегда играли в подвижные игры. Я предложила игру наших предков «Ручеек». (Рис.13. Приложение 9). Необходимо стать парами друг за другом. Взяться за руки и поднять их вверх. Тот кто остался без пары встаёт в конец, проходит под ручейком, забирает себе любую пару и вместе идут в начало. Тот, у кого пару забрали, становится в конец и также выбирает себе пару выводя её в начало «ручейка».

В конце нашего веселого и познавательного праздника я угощала своих гостей пирожками с капустой и чаем, как и было принято у наших гостеприимных предков. (Рис. 14. Приложение 9).

Вывод: одноклассники узнали историю древнеславянского праздника «Капустинские посиделки», заготовили капусту.

2.3. Перспективы сохранения традиций наших предков

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, родной речи - задача первостепенной важности» - сказал Д.С. Лихачев.

Поэтому в решении данной задачи должны принимать участие все. И родители, и учителя, и музеи и культурные центры. В России практически все краеведческие музеи направлены на сбор информации о жизни в прошлом и передаче этой информации ныне живущим. Например, сотрудники Свердловского областного краеведческого музея имени О. Е. Клера собрали огромное количество информации о старославянской культуре и постоянно проводят театрализованные представления праздников, которые отмечали наши предки. Все представление максимально приближено к исторической действительности, включая орудия труда, костюмы, фольклор.

В МАОУ гимназии № 177 г. Екатеринбурга, где я учусь, традиционно проводится праздник Масленица для всех учащихся (Рис.15. Приложение 10). Праздник проходит с блинами, конкурсами, костюмами. Масленица издревле была любимым праздником на Руси, а теперь это наш любимый праздник. С одним лишь отличием, в старину славяне прославляли языческого бога солнца Ярилу, а в наше время мы просто в этот день провожаем зиму.

Я тоже самостоятельно изучаю славянскую культу и стараюсь делиться знаниями со своими друзьями. В прошлом году меня заинтересовали рождественские колядки. Я изучила историю праздника, подготовила текст колядки, атрибуты и ходила к подругам колядовать (Рис. 16. Приложение 10).

Мое исследование оказалось очень интересным и мне, и мои одноклассникам, поэтому я решила и дальше продолжить изучение жизни славянских народов. Я собираюсь заняться изучением игрушки кубарь, составить схему для изготовления и научить своих одноклассников в нее играть.

Вывод: у нас есть возможность узнать культуру и традиции своих предков и передать знания о них следующим поколениям.

Выводы к практической части:

  1. Славянство — это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание рода, предков и древних славянских обычаев.

  2. Традиции русского народа — это бесценный опыт многочисленных поколений наших предков. Воспитывая в нас тот самый «загадочный русский дух», славянская традиция преподносит нам обычаи, вечно родные всем русским людям. И сколько бы эпох не миновало, сколько бы не пытались перенять традиции других народов, русские люди всегда возвращаются к родной традиции.

  3. Заключение

Перед началом работы над проектом с целью полного представления о жизни славян я изучила литературу об их быте, условиях проживания в сообществе, добыче питания, об игрушках, играх, куклах-оберегах, традициях и праздниках. Повседневная жизнь древних славян была заполнена тяжелым физическим трудом: чтобы добыть пищу, необходимо было много работать. Орудия труда были очень примитивными, почва требовала отдыха после сбора урожая. Огромных усилий требовало и скотоводство, необходимо было запасать корм на зиму. Рыболовство и охота приносили результат только при максимальных усилиях, так как опять оружие было примитивным.

Изготовление одежды для зимы, строительство и отопление жилища тоже требовало огромного труда. Тяжелые условия жизни из-за голода, холода, болезней, нападения врагов несли за собой гибель целых поселков.

И все-таки это была жизнь. Древние славяне радовались и тому, что могли иногда поесть досыта, и приходу лета, что избавляло их хоть на время от пронзительного холода, и помощи друг друга. Они сообща веселились на праздниках, всем поселением отмечали сбор урожая и продолжали познавать мир. Славяне боготворили природу, почитали своих предков.

В результате проведенной мною работы мои одноклассники узнали о язычестве славян, их оберегах, фольклоре, играх. Они приняли участие в старославянском празднике «Капустинские посиделки», узнали об орудиях труда для заготовки капусты и научились ими пользоваться. Сделали куклу-оберег «Успещница». Моя гипотеза, что если сам народ не будет передавать свои традиции из поколения в поколение, то потеряет свою культуру, была проверена и подтвердилась.

Я выполнила все поставленные задачи и достигла желаемого результата.

Список литературы

  1. Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. -М.:Индрик, 2003

  2. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. Справочник. – М.: Флинта: Наука, 2009

  3. Коваль В.И. Мифологические верования восточных славян. - Гомель: ГГУ им. Ф.Скорины, 2016

  4. Солнце Н. Славянские праздник. Или как наши предки жили в согласии с ПриРОДой. – Издательские решения, 2022

  5. Супрун А.Е. Жизнь древних славян по данным их языка. – Минск: БГУ, 2020

  6. День дружбы и единения славян: история и традиции праздника https://ria.ru/20130625/945453869.html

  7. Кукла-оберег Успешница: делаем своими руками https://vashobereg.ru/kukly/uspeshnitsa

  8. Кукла Успешница, или как привлечь к себе удачу https://1nerudnyi.ru/kukla-uspeshnitsa-01

  9. (Не)забытые славянские обряды и обычаи https://culture.pl/ru/article/nezabytye-slavyanskie-obryady-i-obychai

  10. Приложение 1

Рис.1. Посещение Свердловского областного краеведческого музея

Приложение 2

Презентация «Славянские куклы-обереги»

Славяне - это крупнейшая в Европе группа народов родственных по языку и культуре. Все славяне верили, во всяких сущностей, например, в богов, фей, демонов и т. д. и считали себя зависимыми от них. Поэтому славяне начали делать куклы-обереги, которые будут их защищать от злых сил и приносить удачу.

Кукла Берегиня - это славянский оберег, создаваемый для защиты дома и семьи от всякой нечисти. Ещё куклу Берегиню называли «Столбушка», потому что она вся прямая и напоминает столбик. Куклу изготавливали из старой одежды членов семьи.

Дети более беззащитны перед злом, чем взрослые. Чтоб защитить своих маленьких детей от тьмы, славяне изготавливали для детей кукол «Пеленашек». Такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности, забирая их себе.

По традиции «Десятиручку» дарили молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у неё не случайно, считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяйке всё успевать готовить еду, убирать и за детьми смотреть.

Многие ассоциируют Бабу-Ягу со злым персонажем, но на самом деле это не так. Именно славяне начали делать Баба-Ягу, она была не только хорошая советчица, но хранительница очага. Её вешали на входную дверь или на окна. Так она отметала своей метлой от дома всякую гадость видимую и невидимую.

Кукла «Успешница» служила для привлечения успеха и благополучия в дом. Славяне верили, что «Успешница» помогает добиваться поставленных целей. Отличается от других кукол только одним атрибутом - это сумочка, в которую можно положить своё желание, написанное на бумаге.

При изготовлении куклы-оберега у славян существовали правила, которые они неукоснительно соблюдали, чтобы получился эффективный оберег. Куклу может делать только женщина и только у себя на коленках, так как делать куклы обереги работа исключительно женская, а столом пользовались все в том числе и мужчины, которые не должны мешать рукодельнице и находиться рядом.

Для изготовления куклы-оберега необходимо использовать только натуральные ткани. Для головы и тела белого цвета, для одежды – яркие. Завязывать ткани только нитками красного цвета и только на нечетное количество узлов. Во время работы нельзя использовать иглу и ножницы. Славяне считали, что разрезанная ткань или перерезанная нить может уменьшить положительную энергию. Ткань нужно было только рвать.

Нельзя делать кукле лицо, потому-то нежеланные злые духи могут вселиться в нее и приносить только вред.

Приложение 3

Рис. 2. История куклы-оберега и правила ее изготовления.

Рис. 3. Разработка мастер-класса по Рис.4. Проведение мастер-класса

по изготовлению куклы-оберега по изготовлению куклы-оберега

Приложение 4

Рис. 5. Мастер-класс по изготовлению Рис.6. Мастер-класс по

куклы-оберега изготовлению куклы-оберега

Рис.7. Одноклассник пишет желание

Приложение 5

Рис. 8.Мастер-класс по изготовлению куклы-оберега

Приложение 6

Сценарий древнеславянского праздника «Капустинские посиделки»

Оборудование: костюмы, кадка, корыто, сечка, шинковка, несколько видов капусты

Хозяйка

Приглашаю вас на «Капустинские посиделки»!

Сегодня вы узнаете, как в старину квасили капусту. Много было праздников на Руси, но самые радостные были осенью, когда люди убрав урожай с огорода, делали заготовки на долгую зиму. Оказывается раньше это обычное дело превращалось в целый праздник – Капустник, который начинали отмечать с 27 сентября.

Хозяйка

Капуста очень ценный овощ! Выращивание капусты – тяжелый кропотливый труд. Недаром в народе говорят «Капусту растить-спину ломить». Но зато какой результат! А каких только видов капусты нет!

Капуста

Показать какие виды капусты есть

Белокочанная, краснокочанная, брокколи, брюссельская, пекинская, кольраби, цветная, савойская

Хозяйка

В день Капустника хозяйки приглашали подружек на «капустинские вечёрки» - помочь нарубить капусту на зиму. Отказать хозяйке было нельзя, это считалось неуважением. Капустницы, приходя в дом, поздравляли хозяйку с капустой, как с праздником. Хозяйки готовили обед, главным блюдом был пирог с капустой. После работы водили хороводы, пели песни, играли в веселые игры.

И у нас сегодня Капустник! Вот я и позвала к себе помощников.

Конкурс

А теперь конкурс. Необходимо передавать капусту друг другу и попытаются определить вес по своим ощущениям. Кто окажется ближе к результату, тот и победитель. Нужно называть сколько кг и г весит капуста

Хозяйка

Уж вы кумушки, голубушки мои,

Вы придите поработать у меня!

Пособите-ка капусту усолить!

 

Мойте рученьки свои белые!

Да берите кочаны спелые!

Кто пироги любит есть,

Для того работушка есть.

Хозяйка

Ну пора за работу. Но до этого хозяйка должна приготовить три вещи. И вот вам загадка

  1. Деревянная толстуха, подпоясанная туго

Сохраняет до поры, лета щедрого дары –

Овощи соленые, яблоки моченные. (Кадушка)

  1. Деревянный круг с отверстиями.

  2. Гнёт. Им может служить камень.

Показать корыто, сечку

В старину для рубки капусты в каждом доме имелось особое корыто, которое ни для чего иного не использовалось, и сечка.

Шинковка

Позже использовалось другое приспособление – шинковка, специальный станок для нарезки капусты в виде стружки

Нож для шинковки

А сейчас используют для нарезки капусты вот такой нож

Кочерыжка

Из капусты вырезали кочерыжку, затем кочаны рубили сечкой. Рубить сечкой в корыте нужно наискосок, чтоб не повредить волокна дерева.

Девочки и мальчики, помогайте!

Хозяйка

Мальчишки, сейчас пригодится ваша силушка. Выходите мять капусту. Нашинкованную капусту тщательно перемешать с солью и шинкованной морковью. Хорошо намять, чтоб выделился сок и утрамбовать в кадушку.

 

А с чем же квасили капусту?

Капусту квасили с тмином, можжевеловыми ягодами. Можно добавлять душистый перец, лавровый лист, клюкву.

Круг с отверстиями, штырь

Все готово! Теперь капусту необходимо сложить в кадушку, сверху – круг с отверстиями, а на него гнет. Через некоторое время капуста под тяжестью осядет и покроется рассолом. Процесс брожения длиться примерно неделю. Как только на поверхности начнут показываться пенящиеся пузырьки, капусту необходимо проткнуть в нескольких местах острой длинной палкой. Через неделю капусту следует перенести в холодное место.

Хозяйка

Лето целое старалась:

Одевалась, одевалась,

А как осень подошла

Все наряды отдала,

Сотню одежонок

Сложили мы в бочонок.

 

Вот и кончилась работа! Веселиться вам охота?

Ксения Стефания

Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

5Ксения Стефания

В огород козла пустил

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козёл,

Съел капусту и ушёл

Алиса Марина

Я капустицу полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и не капусты-

Любо-дорого смотреть!

Алиса Марина

Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

Хозяйка

Песни пели вы умело.

А теперь пора за дело

Хозяйка

На капустник, на капустник

Приглашаем весь народ,

Пусть танцует и кружится

Наш веселый хоровод!

Хоровод

«Капустка»

Вейся, вейся, капустка,

Вейся, вейся, белая.

Как же мне, капуске, не виться,

Белою- белою не родиться.

Как вечор на нашу капустку,

Как вечор а нашу белую.

Чистый дождик поливает,

Нас с тобой домой загоняет.

Дома наст с тобой хозяин встречает,

Дома нас богатый встречает,

Он к столу нас приглашает,

Пирогом с капустой угощает.

Игра «Ручеек»

Сейчас будем играть в игру наших предков «Ручеёк» становимся парами друг за другом. Берёмся за руки и поднимаем их вверх. Тот кто остался без пары встаёт в конец, проходит под ручейком, забирает себе любую пару и вместе идут в начало. Тот у кого пару забрали становится в конец и также выбирает себе пару выводя её в начало ручейка.

Чаепитие

В конце работы все пили чай и угощались пирожками с капустой. Приглашаю вас к столу отведать пирожков.

Приложение 7

Рис. 9. Виды капусты и орудия труда для заготовки капусты.

Рис. 10. Рубка капусты

Приложение 8

Рис. 11. Конкурс

Рис. 12. Хоровод с песней

Приложение 9

Рис. 13. Славянская игра в «Ручеёк»

Рис. 14. Чаепитие.

Приложение 10

Рис.15. Масленица в нашей гимназии.

Рис. 16. Колядование

Приложение 11

Оригинальность проекта

Просмотров работы: 16