Развитие гимназического образования на примере Мужской классической гимназии г. Иркутска

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие гимназического образования на примере Мужской классической гимназии г. Иркутска

Бессараб Е.В. 1
1МБОУ СОШ №6 г.Иркутска
Малютина Л.Ю. 1
1МБОУ СОШ №6 г.Иркутска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дореволюционные мужские гимназии ставили целью – воспитать всесторонне развитую личность, готовую к службе на благо своего Отечества. Эти цели в наши дни также имеют особую значимость, поэтому гимназии сейчас приобретают большую популярность и широкое распространение. В Иркутске в 2023 году насчитывается 5 гимназий.

Актуальность:

Некоторые родители поднимают вопрос раздельного обучения мальчиков и девочек. Однако современные школьники зачастую не представляют, каковы были задачи и содержание дореволюционных гимназий. В рамках данной работы раскрывается сущность дореволюционного мужского гимназического образования в Иркутске, прослеживается сравнительный анализ с современной системой среднего образования.

В работе рассматривается процесс становления иркутской гимназии в первой половине XIX века

Цель: показать процесс становления гимназии в Иркутске и выделить факторы, определяющие успех обучения в Мужской губернской гимназии

Гипотеза: гимназия г. Иркутска -одна из лучших в первой половине 19 века в России

Задачи:

  • выявить роль гимназического образования в истории Иркутска, его место в системе образования всей Российской Империи;

  • определить достоинства и недостатки системы мужского гимназического образования в России начала 19 века.

  • сравнить систему мужского гимназического образования в России начала 19 века и современную системы среднего образования, выявить сходство и различия;

  • изучить материалы по образованию 19 века в Музеи истории и различных источниках

  • Создать презентацию и краткий терминологических словарь «Основные понятия в образовании XIX века»

Объект исследования: гимназическое образование 1 половины 19 века

Предмет исследования: обучение гимназистов в гимназии г. Иркутска

Методы и средства исследования:

- метод сбора информации в музеи

-метод сбора информации в исторических и литературных источниках

- метод сравнения

- метод обобщения

-логический

-системный

-поисковый

На основе работы с архивными материалами музея, историческими и литературными источниками, представлен количественный и социальный состав учащихся в разные периоды развития гимназии. Показана роль и вклад преподавателей.

Отражены правила приема и обучения мальчиков в гимназии. Отмечены сильные стороны подготовки учащихся и их общий кругозор. Освящена деятельность гимназии в Иркутске, как центра культурной жизни Сибири.

Сравнение современной школы и классической мужской гимназии. Выделены

пять причин, располагающих к обучению в гимназии XIX века

Глава1. История становления гимназического образования в первой половине XIX века

1.1 Понятие «Гимназия»

Термин «гимназия» греческого происхождения. В древней Греции в городах-государствах, гимназиями назывались учебные воспитательные заведения, которые обучали юношей из знатных семей в возрасте от 16 до 18 лет. Учащиеся занимались там в основном гимнастикой, а также получали литературное, философское и политическое образование

Термин "Gymnasion" (греч.) и "Gymnasium"(латин.) имел несколько значений:

  1. Место для физических упражнений и ведения бесед философов и ученых;

  2. Общеобразовательные школы, обладающие следующими признаками:

    • гуманитарный уклон обучения;

    • подготовка к университетскому образованию;

    • наличие классических языков (латинского и греческого)

1.2 История образования гимназий в России

Становление гимназического образования в России связывают с именем Александра I. В 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения. В начале XIX века в России были введены учебные округа и гимназии стали открываться повсеместно. В 1803 году Александр I приказал в каждом губернском городе открыть гимназию.

В 1804 году был принят «Устав университетов Российской империи» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Была введена должность попечителя. Территория была разделена на шесть округов, которые и возглавили шестеро членов Главного правления училищ. Вся система состояла из четырех ступеней:

I ступень – Приходская школа (1 год);

II ступень – Уездное училище (2 года), его цель – дать законченное начальное образование детям городских жителей, не принадлежащих к дворянству и духовенству, училище должно было готовить детей к гимназическому образованию;

III ступень – Гимназия (4 года) в губернских городах, на базе главных народных училищ, для дворян, чиновников, цель гимназии – подготовить к университетскому образованию;

IV ступень – Университетское образование

Перед гимназией ставилась две цели: подготовка юношей к учебе в университете. Вводилось бесплатное образование. Позднее за обучение была введена оплата.

1.3 Становление гимназического образования в губернском городе -Иркутск

1805 год является годом создания первой иркутской Мужской гимназии, сформировавшейся на базе Иркутского Главного народного училища. Как же учились гимназисты?( Приложение2)

Рассмотрим программу обучения, состав учащихся и преподавателей, а также условия обучения учеников.

Гимназические программы часто менялись, они не были постоянными. По Уставу 1804 года должны были обучать следующим предметам:

1. Прикладная математика и опытная физика.

2. История, география, статистика.

3. Философия, изящные науки, политическая экономия.

4. Естественная история и начальные основания, относящиеся до торговли.

5. Французский язык.

6. Немецкий язык.

7. Латинский язык.

Курс был рассчитан на 4 года.

В период становления Иркутской гимназии из-за нехватки преподавателей, отдельные предметы не велись. Например, преподавание философии и политической экономии было начато в 1808 году, когда прибыл из педагогического института преподаватель М. Нежданов. Первоначально было открыто 2 класса, в 1807 году существовало 3 класса, 5 учителей, в 1809 году – 4 класса, 6 учителей, 1 директор к 1811 году имел место полный состав классов и учителей.

В 1811 году изучались следующие предметы:

1 класс – арифметика, логика, грамматика, история, немецкий язык, французский язык, рисование;

2 класс – арифметика, алгебра, минералогия, психология, нравственная философия, российская история, немецкий язык, французский язык, рисование;

3 класс – арифметика, алгебра, ботаника, риторика, эстетика, российская география, немецкий язык, французский язык, рисование;

4 класс – арифметика, алгебра, технология, естественная история, политическая экономия, естественное право, российская география, немецкий язык, французский язык, рисование.

Во всех классах много времени отведено математике и иностранным языкам. Не забыли, и рисование, и риторику. Еще одна особенность: в Иркутской гимназии преподавался японский язык. Был образован класс японского языка. Шесть учеников были переведены с преподавателем Н. Колотыгиным из Главного народного училища. В ведомости класса за 1807 год, в графе “чему научились”, читаем: “обучившись читать и писать по-японски, упражняются в разговорах и познают гиэроглифические литеры” [5]. В последствии этот класс был закрыт.

Постепенно произошли изменения в гимназических учебных программах. С 1819 года гимназисты должны были изучать “Закон Божий”, Св. Писание. Отменялись: греческий язык, философия, естественное право, изящные науки, психология, политическая экономия, торговля, технология; гимназиям предоставлялась возможность содержать учителя танцев, музыки, гимнастики. П. А. Словцов, бывший визитатором училищ в этот период, отмечал, что “ученики не только знают сию науку, но и с успехом занимаются риторическими упражнениями” [9]). Позднее, Закон Божий, св. Историю, музыку, танцы и греческий язык не преподавали.

В 1828 году Иркутская гимназия, вышла из подчинения Казанского университета и была отдана под надзор губернатора. В гимназии стали обучаться семь лет. Среди предметов обучения снова появились технология и коммерческие науки. Иркутск развивал торговлю с Китаем, добывали соль, уголь. Поэтому нужны были подготовленные гимназисты для обучения в этих областях.

Курс обучения Иркутской гимназии в целом соответствовал Уставу, имелись, однако, и некоторые особенности. Дополнительно введены новые предметы: языки, законоведение, даже ветеринарию. В 1829 году было получено “высочайшее повеление”, которое гласило: “избирать потребное число детей городовых сибирских казаков и заводских крестьян и обучать их в сибирских гимназиях, приготовляя таким образом к изучению ветеринарной науки; тех из них, кои обнаружат надлежащие успехи, отправлять собственно для обучения ветеринарным наукам в Санкт-Петербургскую медико-хирургическую академию и московское оной отделение” [5].

С 1840-х годов вместо греческого языка преподавались судопроизводство и законоведение и латинский язык. Кто не хотел изучать латинский язык- лишались права поступления в университет.

Таким образом, Иркутская гимназия имела интерес преимущественно к реальному образованию.

ГЛАВА 2. Анализ организации обучения в первой Мужской гимназии

2.1 Кто учился и сколько лет обучались в гимназии

Количество учащихся было небольшим. Население Иркутска к 1825 году составило всего 14,5 тыс. человек. В гимназии обучалось 35 человек. Особенно это было заметно в годы управления директора П. А. Словцова (1815–1828 годы). Гимназия при его руководстве достигла расцвета.

В Иркутской гимназии учились дети дворян и чиновников: в первой четверти XIX века они составили около половины всех учащихся, хотя следует заметить, что детей из дворянских семей было мало, больше обучалось детей купцов и мещан (25 человек). По количеству учащихся Иркутская гимназия не уступала другим в Казанском учебном округе и была наиболее крупной.

Дети учились по-разному. В Казанский университет в 1837 году был отправлен первый гимназист, а в период с 1848 по 1857 годы уже поступили не менее 30 человек [пятеро из них закончили курс по медицинскому факультету. “Иркутские губернские ведомости” сообщают, что с 1847 по 1857 годы окончили гимназический курс 74 ученика, 32 человека (около 44 %) поступили в высшие учебные заведения, из них 21 человек – в Казанский университет, 11 – в Медико-хирургическую академию, все получили дипломы на степень кандидата [3, c. 1–3]. Однако, не все учащиеся заканчивали полный курс обучения, выбывали, не переводились в следующий класс.

2.2 Режим обучения и система оценивания знаний. В краеведческом музеи г. Иркутска можно посмотреть гимназические журналы, учебники, аттестат, учебные расписания гимназии. Расписания занятий показывают, что уроки проводились 6 дней в неделю: в первую половину дня до 11–12 часов, а в послеобеденное время с 2 до 4 часов. Успеваемость и поведение учащихся, судя по классным журналам, оценивались в баллах. (приложение 4)

До 1821 года существовали 10- и 5-балльная системы, затем была введена 4-балльная. Училищный комитет предлагал ввести высший балл – 4 – для отличных успехов и поведения, 3 – для хороших, 2 – “не худых”, 1 – слабых. Более поздние документы указывают на наличие “хороших”, “средственных” и “слабых” учеников по ежемесячным ведомостям, а полугодовые отчёты различали учеников по “способностям”, обозначавшимся баллами 1, 2, 3, 4 [8]

2.3 Учебники и пособия для гимназистов

Гимназисты изучали историю по учебникам: Ф. Лоренца «Всеобщей истории», К. Арсеньева по истории Древней Греции, где отражалось много фактов, гимназисты не просто читали материал, но и выясняли причины событий и анализировали их последствия. В основе лежал не механический пересказ, а осмысление. Математику изучали по учебнику Т.М. Осиповского. Известный математик Н.И. Лобачевский разработал памятку “Наставления учителям математики в гимназиях”, где указывалось, что преподавание математики должно, развивать ум ребёнка, дать полезные знания и умение применить их на практике. Использовались учебники Н. П. Щеглова, Э. Х. Ленца по физике, химии, зоологии, ботанике. Книга А. И. Галича “Картина человека” легла в основу создания учебника «Естествознания», в ней давалось описание человека, систем его органов, имелись физиологические, психологические, философские знания.

Была создана библиотека. Например, 1831 году в гимназии было 1287 книг. Также были созданы помещения (подобие современных лабораторий), где хранились: одна пара глобусов, 31 физического инструмента, 1460 штуфов минералов, 82 разных пород раковин, географических карт.

2.4 Правила приема в гимназию

Конечно, совсем небезынтересно узнать правила приема в учебные заведения Иркутска. Перед приемом в гимназию, печаталось объявление о приеме в одной из местных газет. Приемные испытания производились с 16 по 22 августа, с 9 утра до часа дня. В училище принимались «дети всех сословий и вероисповеданий. Возраст для желающих поступить был ограничен: в приготовительный класс с 10 до 12, в первый класс до 13 лет» [1]

При поступлении от родителей принимали подтверждение о выполнении всех распоряжений, например «от родителей обязательство в содействии учебному начальству, в точном исполнении всех распоряжений начальства, касающихся учеников технического училища». [1] Не имеющие в Иркутске родителей могли квартировать только у лиц, пользующихся доверием учебного начальства.

Были организованы приемные испытания:

«По русскому языку: свободное и толковое чтение, пересказ прочитанной статейки и письмо под диктовку, без грубых орфографических ошибок.

По арифметике  четыре действия над небольшими простыми числами и умение решать устные и письменные задачи». [1] (приложение 5)

2.5 Где продолжали обучение выпускники гимназии

Иркутские гимназисты зарекомендовали себя, как успешные студенты. Отмечались наградами за успешную учёбу, оставались для продолжения научной деятельности, печатали научные труды. Например, выпускник Иркутской гимназии, студент Санкт-Петербургской академии Иннокентий Павлинов издал линогравированный курс органической химии. Многие выпускники становились учителями. Среди выпускников гимназии были также крупные чиновники, общественные деятели, известные деятели науки и культуры. Так, «Восточно-сибирский календарь» за 1875 год сообщает, что в 1873 году среди чиновников на службе по гражданскому ведомству, составивших 513 человек, 101 имел гимназическое образование, т. е. гимназия готовила до 20 % служащих государственного аппарата. М. С. Волконский, сын декабриста, в 1880-е годы был товарищем Министра народного просвещения, не имея другого образования, кроме гимназического, полученного в Иркутске. Успехам учеников, которые к середине XIX века «вполне удовлетворяли требованиям Министерства народного просвещения» [5, c. 221], в немалой степени способствовала деятельность педагогов Иркутской гимназии. Педагогический состав гимназии был достаточно сильным.

2.6 О преподавателях

Автор известного учебника «Арифметика» Магницкий писал следующее:

«Сибирский генерал-губернатор (М.М. Сперанский) пишет мне, что Иркутская гимназия есть достоверно лучшая во всей России».[9]

И это не было преувеличением. Одним из ярких директоров был П. А. Словцов. Это был творческий человек с широким кругозором. По его инициативе в гимназический курс был введён церковно-славянский язык. Составлял много инструкций для организации работы в гимназии, где перечислялись их обязанности М. М. Сперанский писал: Словцов “всеми уважаем и в истинном смысле есть судья совестный. Гимназия его есть, может быть, одна в России, которая идёт весьма правильно и с успехом; он каждый день в ней бывает” [5, с. 472]. (приложение 3)

Библиотека при Губернской гимназии была лучшей в Сибири.

Одним из ярких педагогов гимназии был С. С. Щукин, директор, учитель естественной истории, математики, физики, “исполнен знаний по своим предметам, ревностен к своим должностям и похвального поведения” П. А. Словцов оценивал творческий, научный характер преподавания Щукина «Благоуспешность по многим наукам в гимназии принадлежит г. Щукину как преподавателю, равно по уездному и приходским училищам в Иркутске состоящим ему же, как наблюдением и поощрением руководствующему» [5]. Вместе с учениками он занимался метеорологическими наблюдениями, которые были начаты ещё в 1809 году. За успешную работу в 1827 году Щукин был награждён орденом Св. Владимира. Оставил большой след в развитии культуры города. Он посещал городские литературные кружки, где читались авторские стихи, прозаические произведения, обсуждались проблемы провинциального бытия, высказывались мнения о прочитанном.

Преподаватель гимназии И. Катаев разработал собственный курс истории. Этот курс отличался от принятого изложенных сухих фактов, и в нем отражались проблемы быта, культуры народа, быть понятным, доступным и интересным для учащихся. Предполагалось даже опубликовать этот курс в Петербурге.

Таким образом, педагогов иркутской гимназии отличает ум, эрудиция, научность преподавания, любовь к детям и знание детской психологии.

3 Практическая часть

3.1 Основные отличия современного обучения в современной школе от обучения в гимназии XIX века

Основные отличия гимназии I половины 19 века и школы 21века

Таблица 1

Критерии сравнения

Мужская гимназия начала 19 века

Средняя школа настоящего времени

 

Кто учился

Дети

дворян, чиновников, канцелярских служащих, купцов, мещан

Доступность образования для всех граждан РФ с 7-8 лет

 

Оценка знаний

10-5 баллов (позднее 4б)

высший балл-4

для «хороших» -3

для «не худых» -2

для «слабых»-1

высший балл- 5

хорошо -4

удовлетворительно-3

неудовлетворительно-2

плохо-1

 

Предмет православного образования

Закон Божий

Церковь отделена от государства

 

Сколько лет учились

4 (1805г) -7лет(1828г) ( в разные периоды)

11 лет

Учебные предметы начала XIX и начала XXI веков

таблица 2

Гимназия 19 век (1811 г.)

МБОУ СОШ №6 XXI век (2023г.)

1.Арифметика(Алгебра, геометрия )

 1.Математика

2.Латинский язык

 2.Литературное чтение

3.Французский язык

3. Русский язык

4.Технология

 4.Технология

5.Естественная история

5. Основы религиозных культур и светской этики (4класс)

6.Политическая экономия

 

7.Естественное право

 

8.Российская география

 6.Окружающий мир

9.Немецкий язык,

7. Английский язык (2-4 класс)

10.Рисование

11.Изящные науки

8. ИЗО

9.Музыка

12.Закон Божий (с 1819)

(позднее упразднен)

 

13.Японский язык (позднее упразднен)

10. Физкультура

Анализируя список и количество предметов, можно отметить, что распределение предметов направлено на изучение математики, географии, истории, экономики и права. Количество предметов значительно больше, чем у современных школьников. Все эти дисциплины изучаются в 7-9 классах. Поэтому современные ученики меньше начитаны, а некоторые очень плохо читают и 5 классе. Серьезное отношение было к религии, долгое время изучали Закон божий, хотя к 1829 году отменили. Конечном нам повезло, что нас не наказывают розгами и не закрывают в специальных комнатах.

Дети 19 века занимались дольше по времени-урок длился 50 минут, и многие жили в пансионате при гимназии. Также при учебном заведении и были квартиры некоторых педагогов.

Доступность образования на современном этапе более широкая-имеют возможность обучаться все дети с 7 (8) лет, граждане России. Образование не ограничивается принадлежностью к какому-либо положению семьи. Является бесплатным.

Заключение

В рамках моего исследования, я посетил краеведческий музей истории г. Иркутска, осмотрел материал на выставочном стенде, посвящённому образованию 19 века, где представлены фотографии, письменные принадлежности гимназистов мужской гимназии.

Также съездил и осмотрел здания, где ранее существовала мужская губернская гимназия (ул. Ленина, д.5), расположены 2 здания, занимаемые прежде мужской классической гимназией. Наиболее старое из них, в настоящее время Авиационный техникум, было построено иркутским архитектором А. И. Лосевым в 1795— 1799 гг. Ранее в этом здании было расположено Главное народное училище.

В 1805 г. училище было преобразовано в гимназию, первую в Сибири. На здании размещена мемориальная доска, что свидетельствует о большом вкладе в истории просвещения Иркутска и является одним из интереснейших мемориальных памятников города. Горожане чтят память.

Изучил в областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского часть литературы, посвященной этому периоду.

На основании проделанной работы, сделаны выводы: первая мужская гимназия была одной из лучших в России, в ней работали прекрасные преподаватели, которые создавали свои курсы и учебники, собрали первую библиотеку и научную лабораторию. Что меня привлекает в системе обучения в мужской классической гимназии, и почему я бы выбрал обучение в гимназии:

1.Небольшое количество обучающихся

2.Формирование широкого кругозора. Знание иностранных языков,

литературы, истории и географии

3.Отсутствие механической зубрежки. Образное

и нестандартное мышление

4. Возможность поступления в университет без экзаменов

5. Поддержание чести и достоинства гимназиста

В современном обществе среди учащихся и их родителей, а также учителей растет интерес к гимназическому образованию. Гимназии прекрасно оснащены: у них есть лаборатории, они работают по различным направлениям по изучению различных углубленных предметов.

Во многих гимназиях работают преподаватели из университета, талантливые учителя. Все они хотят: научить детей своему предмету хорошо, дать возможность раскрыть способности одаренных детей. Центром современного гимназического движения России в настоящее время являются петербургские гимназии. Иркутские гимназии нарабатывают опыт. Нам часто говорят равняться на учеников гимназии, которые успешно выступают на олимпиадах и участвуют в интеллектуальных конкурсах.

Гимназическое образование прошло долгий путь развития, но укрепилось в обществе. Этому способствовал огромный опыт Мужской классической гимназии г. Иркутска. В будущем таких учебных заведений будет больше.

В ходе работы, я узнал много интересных фактов о становлении гимназии, о ее учениках, организации учебного процесса, о лучших преподавателях, о укладе гимназистов. Гимназия была одной из лучших, что подтверждает мою гипотезу. Научился составлять презентацию, познакомился с разными источниками, съездил в краеведческий музей и музей Сукачева. Для современных школьников составил краткий терминологический словарь «Основные понятия в образовании первой половины XIX века». Моя работа может быть использована на уроке «Иркутсковедения» и на факультативных курсах по изучению истории нашего города.

Библиографический список и информационные источники

1. Гольдфарб С. И. Как учились иркутяне: история образования в Иркутске / С. И. Гольдфарб // Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала: сайт.2012.URL: http://irkipedia.ru/content/kak_uchilis_irkutyane_istoriya_obrazovaniya_v_irk utske (дата обращения: 15.11.2023).

2. Жуков В.И. Университетское образование: история, социология, политика

- М: Академический Проект, 2003. 384 с

3. Иркутские губернские ведомости.1858. № 4. 10с.

4.Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: "Оттиск", 2003. Т. 2.

5.Кузнецова М. В. Гимназическое образование в г. Иркутске в первой половине XIX века // Педагогический ИМИДЖ. 2019. № 4 (45). С. 520–535. DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-4-520-53

6. Косых А.П. История Иркутской области: учебное пособие по краеведению для учащихся 7-10 классов// Восточно -Сибирское книжное изд-во ,1983. 172с

7. Кудрявцев Ф., Вендрих Г. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск: Восточ.-Сиб. кн. изд-во, 1971. 440 с.

8.Путеводитель по школам Иркутска прошлого и настоящего, от века XVIII к веку XXI / А. П. Шинкарѐва. Иркутск: МиГ, 2002. 160 с

9. Терновая И. И. Образовательные заведения города Иркутска во второй половине XIX — начале XX веков / И. И. Терновая, И. В. Терновой. Иркутск: Оттиск, 2009. 174 с. 3. Шинкарѐва А. П. Дорога в будущее.

10.(Сайт «Российское образование: Федеральный портал») http://www.edu.ru/index.php?page_id=50&op=word&wid=

Приложение 1

Краткий терминологическийсловарь «Основные понятия в образовании первой половины XIX века»

Букварь — пособие для обучения детей грамоте.

Балл – условная цифровая оценка успеваемости учащихся, для контроля знаний. Успеваемость учащихся в нашей стране оценивается по цифровой пятибалльной системе: «5», «4», «3», «2», «1».

Гимназия –среднее общеобразовательное учебное заведение, гуманитарно-филологического направления, дающее учащимся классическое общее образование.

Гуманитарные науки – науки, имеющие отношение к изучению человеческого общества (история, филология, экономические науки и т.д.).

Духовное училище — низшее уездное или приходское духовно-учебное заведение в Российской империи (с 1808г).

Заповедь — «повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление» (В. Даль). Религиозно-нравственное предписание, запрет.

Земские школы — начальные учебные заведение, созданные на средства земств (1864—1918). На первых порах были с трехлетним сроком обучения, а с 1890-х гг. — четырехлетние

Класс (от лат. classis — «группа») — группа учеников одного возраста, соответствующая году обучения.

Кондуитный журнал -  штрафной журналЖурнал, в который заносились проступки учащихся.

Логика (от греч. logos — «слово, понятие») — наука о законах и операциях правильного мышления.

Начальные народные училища - внесословные бесплатные учебные заведения в дореволюционной России, предназначенные для начального обучения мальчиков и девочек. Возникли в 1864 г.

Университет (лат. universitas — «всеобщность») — высшее научно-образовательное заведение, где ученые осуществляют научно-исследовательскую работу и преподают фундаментальные и также прикладные науки.

Устав – свод правил, устанавливающий порядок деятельности учреждения, организации, коллектива.

Педагог (греч. пайс, пайдос - дитя и аго - веду, воспитываю) - 1) в Древней Греции - образованный раб, преподававший в педагогиуме, либо раб-воспитатель, сопровождавший в школу ребенка из знатной семьи; 2) позже лицо, ведущее преподавательскую или воспитательную работу

Приходские школы – школы, открываемые при церковных приходах, размещавшиеся в специальной комнате.

Попечитель учебного округа — должностное лицо, возглавлявшее в Российской империи учебный округ, подведомственными Министерству народного просвещения, в 1803–1917 годах.

Реальная гимназия - среднее учебное заведение с упором на точные науки, готовящее к поступлению в технический вуз.

Приложение 2

Приложение 4

Приложение 3

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Просмотров работы: 30