Введение
Однажды перед новым годом мы с бабушкой украшали новогоднюю елку. В коробке, которую мы достали, было большое количество игрушек. Это и шары, и сосульки, и всевозможные зверушки. Я спросила у бабушки: «Почему такие разные игрушки- предметы?» Бабушка ответила: менялись времена- менялись и игрушки. А еще хранители музея ёлочной игрушки в Великом Устюге, говорят, что по ёлочным игрушкам можно «прочесть» историю страны, ведь мастера ёлочных украшений как истинные художники всегда активно отзывались на события в стране новыми игрушками. Проверим эту гипотезу.
Гипотеза: ёлочная игрушка является не только атрибутом праздника, но и частью истории каждой страны и постоянно меняет свой облик.
Цель работы: узнать историю ёлочной игрушки.
Задачи:
изучить различные источники и получить информацию об истории возникновения ёлочных игрушек;
узнать технологию производства ёлочных игрушек в разные исторические периоды;
сделать выводы об изменениях технологий производства и форм ёлочных игрушек в разные периоды времени;
сделать ёлочную игрушку своими руками;
оформить результаты исследования;
Методы исследования: изучение литературы и интернет-источников по данному вопросу, структурирование своих знаний.
1. История появления традиции украшать ель игрушками.
Издавна люди почитали деревья, наделяли их сверхъестественной силой. На различные праздники к деревьям приносили подношения, их украшали цветными лентами, освещали огнями, устраивали вокруг них веселые пляски и пели песни.
Как же ель стала рождественским и новогодним символом?
Согласно старинной легенде, ель стала символом Рождества по желанию небесных сил. Когда в Вифлееме родился Спаситель, под пение ангелов на темном небе зажглась новая яркая звезда. На радостное событие спешила с далекого севера и Ель. Она пришла самой последней, стесняясь, встала в стороне, боясь уколоть младенца иголками. Тогда растения поделились с Елью своими дарами, украсив ее яблоками, цветами, орехами. Ель обрадовалась украшениям, поблагодарив всех, тихо подошла к Иисусу. Младенец улыбнулся, увидев красивую, разноцветную, добрую Ель, и тогда над самой ее верхушкой ярче засияла Вифлеемская звезда [4].
Точных свидетельств, где и когда впервые ёлка была установлена в доме для празднования Рождества, не существует. Известно, что в Германии, согласно записи в счётной книге, датированной 1521 годом, впервые появилась традиция украшать дома к Рождеству ёлками. Запись сообщает, что лесничему было выплачено 4 шиллинга за охрану ёлок, начиная со Дня святого Томаса (21 декабря) [1, 26; 3, 36].
Также начало использования ели как символа Рождества связывают с именем знаменитого немецкого реформатора Мартина Лютера. Сохранилась гравюра XVI века, на которой Лютер с семьей изображен возле рождественского дерева.
История подтверждает легенду о том, что обычай украшать ёлку в зимние праздники действительно родился в Германии и уже оттуда распространился по всему свету.
2. Этапы развития ёлочной игрушки
Рождественское дерево украшалось по особым каноническим правилам: верхушку венчала «Вифлеемская звезда», яблоки олицетворяли запретный плод. Горящие свечи - суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, напоминали о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.
Таким образом, сначала ёлочные украшения были только съедобными, но начиная с XVII века стали изготавливаться и более долговечные украшения: еловые и сосновые шишки серебрили, пустые яичные скорлупки покрывали латунью. Изготавливались бумажные цветы и искусные поделки из ваты. Из серебряной фольги делались блестящие звездочки, бабочки и фигурки зверей, а из скрученных оловянных проволочек делали мишуру. Модными украшениями в то время считались зажженные свечи, которые крепились на ветках при помощи тонкой проволоки.
В Россию традиция украшать дома еловыми ветками пришла с Петром I, а целые ёлки в доме стали ставить в тридцатые годы XIX века при Николае I, благодаря его супруге Александре Федоровне (урожденная принцесса Шарлотта из Пруссии).
Традиция украшать ёлку игрушками и свечами, украшать макушку рождественской звездой, дарить подарки, раскладывая их под ёлкой, быстро завоевала популярность среди придворных Петербурга, а затем и по всей России.
С этого момента начинает скалываться русская традиция празднования Рождества и украшения рождественской ели.
Дерево устанавливали на столе в горшке или ставили в крестовину. Под ним ставили крепости-макеты из бумаги и фигурки сказочных персонажей. Ёлочные игрушки делали из тряпок, соломы, цветных ленточек, позже из бумаги и фольги. Также ёлки украшались яблоками, орехами, конфетами и другими сладостями.
Когда же стали украшать ёлку стеклянными шарами?
По преданию, однажды выдался неурожай яблок. Тогда стеклодувы из города Лауша в Тюрингии в 1848 году предложили заменить фрукты стеклянными шарами. Шары изготавливались из прозрачного или цветного стекла, покрытого изнутри слоем свинца, а снаружи были разукрашены блестками.
Позднее вышел указ об использовании серебристых шаров из Лауши в качестве рождественских украшений. Германские ёлочные игрушки прославились на весь мир. Но и отечественные мастера быстро поняли, насколько это прибыльное дело. Одни из первых отечественных мастерских по производству стеклянных ёлочных игрушек находились в Круговской волости Клинского уезда.
Постепенно продажа рождественских украшений становилась прибыльным делом, и в 1867 году в городе Лауши был открыт газовый завод, ремесленники которого, пользуясь газовыми горелками с пламенем очень высокой температуры, выдували уже большие тонкостенные шары.
Вскоре свинцовое покрытие заменил слой нитрата серебра – и получился классический ёлочный шар, который мы используем для украшения и посей день. Также стали делать стеклянные фигурки – птичек, виноградные гроздья в керамических формах, кувшинчики, даже дудочки, в которые можно было дудеть!
Женщины и дети раскрашивали изделия мастеров золотой и серебряной пылью.
Наиболее популярными с середины XIX века в Германии были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические1 изображения: к плотной картонной основе прикреплялось отпечатанная картинка.
Позже стало популярно украшать ёлку просто: соломенными звездочками и фигурками из бумаги и картона. Вначале такие фигурки вырезали дома, а в последствии появилось и промышленное производство. Фабрики в Дрездене и Лейпциге специализировались на неглубоком тиснении золоченого и серебряного картона для фигурок, которые казались сделанными из металлических листов. Особым разнообразием славились игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. Здесь делали всевозможные музыкальные инструменты, экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли – и, разумеется, зверушек.
Лягушки, аисты, фазаны, медведи и слоны – все находили место на ветвях рождественских елок.
Продавались эти фигурки в виде листов с вытисненными деталями, которые надо было самостоятельно выдавить, вырезать и склеить.
Самые интересные и хрупкие художественные украшения собирались из стеклянных бусин и стекляруса. Такими ёлочными украшениями прославился город Яблонец в Северной Богемии (Чехия), бывшая тогда частью Австро-Венгрии.
В 1917 году в России прогремела Октябрьская революция и домашняя рождественская ёлка исчезла. В атеистической Советской России празднование религиозного Рождества было под запретом.
После запрета прекратился завоз игрушек из Германии. Купить ёлку стало невозможно, а привезти из лесу - опасно! Декретом Совнаркома в 1918 года был введен новый стиль ведения календаря. Новый год и Рождество стали обычными рабочими днями недели. Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время (а также в военные годы) появляется самое большое количество домодельных игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.
В тридцатые годы ёлку снова разрешили. Теперь она стала атрибутом не Рождества, а Нового года, и в 1935 году она была узаконена в этом качестве.
Изменилась традиция праздника, сменились и мотивы украшений, началась новая, советская традиция украшения ёлки и празднования Нового года.
Новое поколение ёлочных игрушек разительно отличалось от старого: до революции большой акцент делался на библейские сюжеты, причем такие игрушки предназначались в основном для Рождества, Новый год отходил на второй план. В советское же время религиозные мотивы сменились на красные пятиконечные кремлевские звезды и стеклянных пионеров.
Стеклодувы выдували шары через стеклянную трубочку, раскаленную на газовой горелке. Когда шар достигал нужного размера, один конец запаивали, шар охлаждали, погружали в цветной лак или нитрит серебра, делали роспись и приделывали «шапочку» с петелькой. Также изготавливали различные фигурки из стекла. Появились украшения из стекляруса, соединенного медной или стальной проволокой, так монтировали игрушки геометрической формы – звезды, абстрактные конструкции, даже самолеты [2].
В период войны игрушки делались из отходов производства: штамповались фигурки из жести, а затем раскрашивались, крутились проволочные украшения. Люди праздновали Новый год и не переставали верить в победу. Ёлки наряжали в тылу, в госпиталях, в окопах на передовой. И продолжали делать ёлочные игрушки. Их мастерили из всего, что было под рукой. Брали лампочки, раскрашивали их краской в разные цвета, рисовали вишенки и цветочки. Из отходов медной проволоки крутили бабочек и стрекоз. Самыми популярными игрушками становятся парашютисты. Так же военные ёлки украшались пистолетами, собачками-санитарами, танками, самолетами и солдатиками [2].
В 1947 году 1 января был объявлен нерабочим днем, тогда праздник окончательно стал народным. Популярность, какой пользовались ёлочные украшения, привела к тому, что в 50-е годы игрушки стали производить не только в Москве, но и в других городах России и республик [2].
Ватные игрушки делали до середины пятидесятых. Их изготавливали из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость и блеск. Лица кукол и мордочки животных лепили из глины, папье-маше, шили из ткани, использовались и хромолитографические изображения. [2]
Во времена правления Сталина, все прислушивались к мнению вождя. Сказал Сталин, что хоккей - это хорошо, так тут же начинали выпускать ёлочных хоккеистов. После выхода комедии «Цирк» на ёлках появились ватные негритята. В первые годы производства в стране легковых автомобилей «Победа» – игрушки-машинки. В конце пятидесятых годов, когда на экраны кинотеатров вышел фильм Э. Рязанова «Карнавальная ночь», появились ёлочные игрушки-часы, на которых всегда было без пяти двенадцать [2].
После запуска ракет в 60-е годы – появляются игрушки спутники, ракеты, космонавты в скафандрах. Впервые появляется верхушка-пика, выполненная в форме ракеты. Наибольшую популярность верхушка-пика завоевала в 70-е гг, хотя в Европе они появились еще в XIX веке [2].
В 60е годы ёлки украсила и любимица Хрущева – кукуруза, царица полей и другие игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, снопы пшеницы, хлеб.
Еще одна интересная тема – сказки. К юбилею А.С. Пушкина были выпущены наборы игрушек с изображениями героев из произведений нашего великого поэта: «Золотой петушок», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила». Кроме того, появились фигурки из сказок «Чиполлино», «Доктор Айболит», «Красная шапочка» и другие [2].
Выпускались также игрушки, одетые в национальные костюмы всех советских республик.
Ёлочные игрушки, произведенные до 1966 года считаются старинными – такое решение было принято Международной организацией коллекционеров ёлочных игрушек Golden Glow.
К концу 70-х гг. XX века производство ёлочных игрушек стало на поток. Игрушки становятся менее привлекательными и разнообразными, штампованными.
А вскоре, с развалом Советского Союза российские игрушки почти исчезают из продажи, на смену им приходит импорт, не всегда качественный, зато дешевый и яркий. Изготавливались такие игрушки в основном из пластмассы.
3. Современные ёлочные игрушки
Мода не стоит на месте: еще несколько лет назад, эталоном считались «ёлки-минималистки», то есть минимум украшений, все строго и аккуратно - мало игрушек, больше зелени и шишек. Затем появилось совершенно противоположное направление – максимум всего блестящего и сверкающего, чтобы ёлка терялась под слоем игрушек, серпантина и «дождика».
Сегодня, после всех этих крайностей в моду вошли неординарные и нестандартные игрушки и украшения, все чаще на ёлках можно встретить и необычные материалы, такие как дерево, глина и ткань, компьютерные диски.
На фабриках выпускаются как штампованные игрушки с различными современными героями мультфильмов, так и игрушки выполненные полностью вручную. Помимо тематики «супер-героев», также популярна новогодняя и рождественская тематика, патриотическая, зимняя, юмор, игрушки-символы предстоящего года.
Всё большую популярность завоёвывают ёлочные украшения в стиле «HandMade», т.е. выполненные своими руками в различных техниках: декупаж2, оригами3, квиллинг4, пэчворк5 и другие.
Существует множество способов как обновить старую, штампованную игрушку, чтобы подчеркнуть индивидуальность, так и создать совершенно новую.
По-прежнему популярно украшать ёлку сладостями: конфетами и печеньем различной формы.
Также игрушки делают из природных или современных материалов, в старинной технике или придумывается нечто новенькое. В ход идут: расписные и серебрённые шишки и орешки, бумага, картон, бисер и бусины, нитки, ленты, пластиковые стаканчики, вата, различная ткань, соленое тесто и многое другое.
Но несмотря на всё многообразие материалов и форм – классический ёлочный шар до сих пор пользуется популярностью и не пропадает с новогодних и рождественских ёлок.
Свою первую игрушку для коллекции я сделала из цветной бумаги, но т.к. материал этот недолговечный, я сделала еще 2 уже из бусин, в технике бисероплетения.
Заключение
Мы проследили историю ёлочных игрушек от самого начала, до современных дней.
Как мы узнали из анализа материала, на протяжении всего существования традиции украшения ёлки, существует и традиция изготовления игрушек своими руками.
Для истории каждой семьи такие игрушки являются наиболее ценными. Наряду с другими памятными предметами они создают наследие, передаваемое из поколения в поколение.
Изучив весь материал, я узнала много нового и интересного, научилась мастерить игрушки самостоятельно и решила создать в нашей семье свою традицию: изготавливать памятные игрушки, отражающие современную действительность, памятные события в семье или символ предстоящего года. Хранить эти игрушки и впоследствии, передать эту традицию своим детям.
Наша гипотеза о ёлочных игрушках подтвердилась. Они являются не только атрибутом праздника, но и частью истории каждой страны и постоянно меняют свой облик. Из этого делаем вывод, что ёлочная игрушка имеет свою историю. Меняется эпоха, власть и игрушка тоже претерпевает изменения, отражая определенные исторические периоды и нравы общества.
В завершение хотелось бы всем пожелать творческих успехов и хорошего настроения.
Библиографический список.
Душечкина Е.В. Русская ёлка: История, мифология, литература. - СПб., 2002,Русская ёлка.
Сальникова А. История ёлочной игрушки, или как наряжали советскую ёлку. – Издательство «Новое литературное обозрение». М.; - 2012 г.
Бруннер Б. История рождественской ёлки. - Издательство: Текст, 2016 г.
http://shkolazhizni.ru/culture/articles/11887/
http://retrobazar.com/journal/interesting/1017_istorija-novogodnej-igrushki.html
http://christmas-collection.narod.ru/
http://www.liveinternet.ru/users/3662045/post144292987
http://www.christmasheaven.ru/articles.php?article_id=108
http://avivas.ru/topic/christmas_toys
https://ru.wikipedia.org
1 Хромолитография (греч. chroma - цвет) – это способ печати тиражных изображений с использованием нескольких цветов.
2 Декупаж (фр. découper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и далее покрытии полученной композиции лаком ради сохранности, долговечности и особенного визуального эффекта.
3 Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
4 Квиллинг (англ. quilling; от quill «птичье перо») — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
5 Пэчворк (англ. patch – латка, лоскут, клочок; work — работа), также известен как лоскутное шитьё — вид рукоделия, в котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков). Современные мастера выполняют также в технике лоскутного шитья объёмно-пространственные композиции.