Я знак бессмертия себе воздвигнул… (Быть ли памятнику Ивану Грозному?)

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Я знак бессмертия себе воздвигнул… (Быть ли памятнику Ивану Грозному?)

Бердников Р.А. 1
1МАОУ "СОШ №17"
Багаева В.Ю. 1
1МАОУ "СОШ №17"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

История злопамятней народа,

Особенно для царственного рода. Анатолий Чигалейчик

Еще учась в четвертом классе, я увидел в Детской энциклопедии изображение памятника «Тысячелетие России» скульптора М. О. Микешина, который находится в Великом Новгороде. Этот памятник поразил своими размерами, величием и множеством фигур исторических деятелей. На нем можно увидеть многих представителей династий Рюриковичей и Романовых, в том числе первую жену Ивана IV Анастасию Романовну, Сильвестра и Адашева. Но знакомясь с этим памятником поближе, меня удивило то, что на нем нет изображения Ивана Грозного, хотя он является первым русским царем.

История никогда не оставалась равнодушной к личности и деятельности Ивана IV. Он является одной из самых противоречивых фигур в Российской истории. Одни говорили, что эта личность – благо для России, другие считали её злом. Так почему же его изображения нет среди других исторических личностей на памятнике?

Проведя небольшое исследование, мы выяснили, что в России вообще не было ни одного памятника первому царю до XXI века. В 2016 году был появился памятник Ивану Грозному в городе Орле, где 70% населения поддержали эту идею. Так же в 2016 году хотели поставить памятник в городе Александрове, но отложили до 2017 года, в апреле которого он был открыт, но через час после открытия его сняли с постамента и перевезли в Москву к штабу Военно-исторического общества, так как было много недовольных. И только в декабре 2019 года его вернули на прежнее место. Мне стало интересно, почему? Я захотел узнать побольше об Иване Васильевиче, его деятельности и найти ответ на этот вопрос. Мне кажется несправедливым, что такой известный в России и других странах правитель не удостоился чести быть изображенным на памятнике.

Цель работы: формирование личной позиции к деятельности Ивана IV и создание эскиза памятника Ивану Грозному, в котором бы отразились положительные и отрицательные стороны его правления.

Задачи работы:

  1. Познакомиться с биографией Ивана IV;

  2. Проанализировать политику Ивана IV разных точек зрения, выделить ее положительные и отрицательные последствия для развития государства.

  3. Изучить мнение историков о его личности;

  4. Провести анкетирование среди обучающихся 7, 10-11 классов по теме исследования;

  5. Сделать выводы по теме исследования;

  6. Нарисовать эскиз памятника.

Объект исследования: Политика Ивана IV

Предмет исследования: заслуги и просчеты во внутренней и внешней политике Ивана IV.

Гипотеза: считаем, что памятник Ивану IV необходим.

Методы исследования: анализ, анкетирование, обобщение, проектирование.

Работа состоит из введения, трёх глав и заключения.

Глава I Личность первого русского царя

Отцом Ивана IV был великий князь Василий III, а матерью княгиня Елена Глинская. У Василия III долгое время не было наследника, поэтому ему пришлось развестись со своей первой женой Соломонией Сабуровой. Во втором браке появился долгожданный сын. Тит-Смарагд-Иоанн Васильевич Рюрик родился двадцать пятого августа тысяча пятьсот тридцатого года в селе Коломенском близ Москвы. Согласно легенде, в честь этого события именно там была возведена Церковь Вознесения Господня.

Очень рано мальчик стал князем, так как через три года отец Ивана, Василий III, умер. Перед смертью он завещал государство своему трёхлетнему сыну Ивану, составив при нём опекунский совет из «немногих бояр»: Василия Шуйского, Михаила Захарьина (одного из предков Романовых), Михаила Глинского (родственника Елены Глинской) и других. Умирающий великий князь потребовал от опекунов, чтобы наследник «учинився на государстве государем, была бы в земле правда, да в вас никакой розни не было» [1] .

Регентшей (правительницей при малолетнем князе) становится его мать, Елена Глинская. Желая укрепить власть, она расправляется с бесчисленными претендентами на престол, начинает проведение реформ для укрепления государства и власти. Ее политика вызвала недовольство среди бояр, и через пять лет Елена Глинская скончалась. По мнению историков, она была отравлена.

Вступив на престол малолетним юнцом,
Он был беззащитен к интригам.
Отравлена мать, и беснуется Шуйский,
Надменный к державным веригам.

(Зорин Виктор)

После ее смерти все высшие посты в государстве захватили братья Андрей и Василий Шуйские. Против них козни стоили Бельские, а ещё через несколько лет власть захватили Глинские. Каждый раз новые властители назначали самих себя на важные должности и выдавали из государственной казны большое жалование, приговаривая: «Казна не убогая вдова, её не оберёшь». Бояре наместники увеличивали свои «кормы». Дворяне и посадские люди, обращающиеся с жалобами и прошениями в московские приказы, должны были давать «посулы» - взятки боярам – начальникам, если хотели, чтобы их выслушали. В народе ходили злые поговорки: «Дари судью, так не посадят в тюрьму»; «Карман сух, так и судья глух»; «Судьям то и полезно, что в карман полезло»; «Что мне законы, коли судьбы знакомы» [3].

Бояре не занимались воспитанием малолетнего Ивана. Он в своих воспоминаниях писал, что «нас с братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или нищих. Какой нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище; ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами так, как следует поступать с детьми. Одно припомню: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о посох нашего отца, положив ногу на стул, а на нас не смотрит» [2].

Однако он был любознателен, имел тягу к знаниям, поэтому к 10 годам Иван IV хорошо знал Библию и мог по памяти цитировать отрывки из неё, знал весь ход церковной службы и участвовал в ней певчим, читал русские летописи и жития святых. Молодой Иван мог написать яркое письмо, используя народные поговорки и сравнения, сочинял церковную музыку, играл в шахматы.

В своем окружении мальчик не чувствовал ласки, заботы, а был окружен ненавистью, злобой и жестокостью. Это сказалось на его чертах характера. Уже в 12 лет Иван Васильевич забавлялся, сбрасывая с крыш кремлевских теремов собак и кошек. В 13 лет он велел псарям затравить собаками Андрея Шуйского, который пьяным в грязной одежде завалился спать на постель покойного Василия III.

Окружавшие его бояре своим обращением с ним развивали в нем болезненное самолюбие и вызывали усиленную, но преждевременную работу мысли о его природном назначении, идеях о высоте и великом значении царской власти. Учась по церковным книгам, читая часословов, псалтирь, хронографы и летописи, он стал с жадностью ловить и запоминать те места, где говорилось о величии и полноте царской власти, о её Божественном происхождении и высоком служении. Маленького мальчика выводили на все официальные торжества и окружали здесь величием и раболепством. Ребенок- государь важно сидел на троне, окруженный рындами и боярами. К нему подходили иноземные послы и говорили ему превыспренние речи; Иван отвечал им также заученными, высокопарными фразами. Ему кланялись до земли, целовали у него руку. Князья и бояре величали себя его холопами; он принимал от них всевозможные челобитья и т.д. Но всё менялось как бы по мановению волшебного жезла, когда Ивана уводили с официальных приемов и торжеств во внутренние покои. Здесь лица, перед тем склонявшиеся перед ним, обращались с ним грубо, без нужды стесняли и оскорбляли его. Этот контраст не мог не броситься в глаза даже ребенку, не мог не вызвать в нем горького чувства. Преисполняясь высокими представлениями о себе, юный князь всё более и более проникался враждой к окружавшему его боярству, которое стесняло и оскорбляло его. [3]

Но отрок растёт: "Изменникам - смерть!"
Он правит, не ведая страха.
И царство растёт и день настаёт
Шапку одеть Мономаха.

(Зорин Виктор)

В 1547 году Иван IV венчается на царство в Успенском соборе Московского кремля. Он стал первым русским царем. Правление Ивана IV стало самым долгим в истории нашего государства с 1533 по 1584 год.

За эти полвека случилось многое…

Глава II Созидатель или тиран?

Иван IV – одна из самых противоречивых фигур в Российской истории.

Кто-то сравнивает его с Чингисханом, говорит о нем, как о человеке, стремящемся к завоеванию всей Европы, окружившем себя льстецами, искателями приключений, всякого рода дельцами.

Другие, сравнивая его с Нероном, утверждали, что он кровожадный тиран, которому доставляет удовольствие мучить людей.

Третьи называют его сумасшедшим развратником, жертвою беспробудного пьянства и звериной похотливости.

Четвертые, напротив, утверждают обратное: московский царь - умный, трезвый государственный деятель, добрый, приветливый и слишком доверчивый, его часто обманывают собственные же, отечественные князья. Они стесняют его действия, мешают ему в его реформах.

Нашлись и такие, которые называли его гениальным государем, лучшим в Европе дипломатом и правителем. Попробуем разобраться, кто же он?

Начало правления царя - это время реформ, которые он осуществляет вместе со своими советниками, Избранной радой – неофициальным правительством Ивана Грозного. В него входили: митрополит Макарий, князь А. М. Курбский, дворянин А.Ф. Адашев, духовник царя Сильвестр, глава посольского приказа И.М. Висковатый.

Реформы затронули практически все сферы жизни общества. Для того, чтобы укрепить свою власть и ограничить произвол бояр в 1549 году созывается Земский собор, в который были избраны представители всех сословий кроме зависимых крестьян. Собор первого созыва был «собором примирения». С этого времени все важнейшие вопросы царь решал вместе с ним. Царь созывает соборы для грядущих реформ, лучшего понимания ситуации в стране. Фактически в России устанавливается сословно-представительная монархия.

С 1550 года создаются органы центрального управления – приказы. Эти ведомства играли большую роль, так как ведали всеми аспектами жизни страны и были связывающим звеном между царем и народом. Приказы занимались управлением внутри страны, собирали налоги и осуществляли суд. Руководили ими дьяки или бояре. Появление приказов означало, что складывается профессиональный аппарат управления.

В 1550 году был принят новый Судебник. Раньше суд и управление не были разделены. Следствием этого были взяточничество, волокита, произвол. Новый Судебник впервые в истории Руси вводил наказание за получение и дачу взяток. Также судебная реформа подтвердила права Юрьева дня (крестьяне могли в этот день переходить на службу другому помещику) и увеличила плату за «пожилое». Помещики стали ответчиками в преступлениях своих подданных, что привело к их большей зависимости от господ.

Митрополит Макарий, один из деятелей Избранной Рады, в 1551 г. организовал Церковный собор. Сам Иван Грозный принял участие в работе собора, результаты которого сложились в единый сборник Правил для церкви, состоявший из 100 глав, поэтому собор стали называть Стоглавым. Реформа в церкви включила следующее:установление единых правил поведения для священнослужителей,единого канона для икон и церковных книг, единых церковных обрядов, все местночтимые святые переведены в общечтимых. Церковная реформа привела к созданию единого религиозного пространства и одного стандарта во всей Руси.

Началом военной реформы стал 1550 г. Главной идеей было создание армии не по происхождению, а по умениям и знаниям людей. Издан документ, позволяющий назначать высший командный состав из тех, кто проявил умения в воинском деле. По реформе появились «служилые люди по прибору» – те, кто сам шел служить или попал в «набор»: пушкари, стрельцы, стража города, казаки. Стрельцами были пехота, вооруженная огнестрельным оружием.  Изначально стрельцы набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремеслами и торговлей.

В 1556 введено «Уложение о службе» – являвшееся единым законом, обязующим помещиков, «служилых людей по отечеству» выходить на военные действия «конно, людно, оружно». Владельцы 150 десятин земли были обязаны приводить с собой 1 человека с полным вооружением и 1 коня. При Иване Грозном на службу в армию в незначительной мере уже привлекались иностранцы. Усилилось оснащение артиллерией, появились пушки. Пограничную службу стали осуществлять казачьи отряды.

Реформы Избранной Рады способствовали централизации государства, усилению власти монарха и укреплению России, как сильной державы, росту ее международного авторитета.

Усилению государства способствовали и военные победы Ивана IV, который продолжил начатое ещё своим дедом Иваном III, победителем Орды, в результате распада которой возник ряд ханств, широкой полосой окаймлявших южные и восточные пределы Русского государства. С этого времени восточные окраины Руси стали подвергаться чуть ли не ежегодным опустошительным набегам татар, что вызывало недовольства русских людей. Земля, издревле заселенная и обжитая, опустела. Однако, расположение Казанского и Астраханского ханств по Среднему и Нижнему течению Волги было исключительно выгодным, что давало им огромные преимущества в торговле с Востоком, поэтому Иван IV решает идти походом на эти земли.

Первый большой поход под Казань зимой 1547/48 года возглавил сам Иван IV. Войско двинулось из Москвы 20 ноября, чтобы максимально использовать санный путь для перевозки артиллерии. Но в тот год зима выдалась теплая и дождливая, и пушки с огромным трудом довезли только до Нижнего Новгорода. Там оказалось, что «весь лед покрыла вода на Волге, и пушки, и пищали многие провалились в воду». Иван Васильевич, не дождавшись, когда дороги исправятся, отъехал от войск в Нижний Новгород, а его рати продолжили путь к Казани и даже нанесли татарам поражение у ее стен. Однако без поддержки артиллерии взять город они не смогли. В ноябре1549 года Иван Васильевич вместе с братом Юрием предпринял новый поход на Казань, которой вновь оказался неудачным. Эти неудачи показали, что необходим опорный пункт рядом с Казанью. Для «казанского дела ради». возвели город Свияжск.

В третьем наступлении на Казань летом – осенью 1552 года начали долгую осаду. Ивана IV сам объезжал осажденный город, намечал места, где будут построены укрепления для решающего штурма. Рвы вокруг города были засыпаны бревнами и землею. Под крепостную стену сделали подкопы и заложили в них бочки с порохом. 2 октября бочки взорвали, и через образовавшиеся проломы в город устремились русские ратники. Спустя несколько часов татарская столица была взята[3].

Но для контроля над Волгой нужно было подчинить и другие ханства: земли Большой Ногаи, которые практически добровольно вошли в состав России, и Астраханское ханство. Ранней весной 1554 года З0 тысячная московская рать под командованием князя Ю. И. Пронского отправилась вниз по Волге на стругах. 2 июля 1556 года Астрахань без малейшего сопротивления была взята русскими войсками. Им удалось захватить оружие и освободить русских пленных. Взятие ханств сделало Волгу «русской рекой», а это способствовало развитию разносторонних связей с государствами и народами Востока. В состав Российского государства вошли многие народы, населявшие территорию Поволжья. Теперь их историческая судьба оказалась тесно связана с Россией. Российское государство становилось все более многонациональным.

После присоединения к России Поволжья взоры русского царя обратились на Сибирское ханство. Экономическое значение этих земель велико - они были богаты рудой, серебром, пушниной. В 1581году на средства купцов Строгановых снаряжен отряд казаков Ермака Тимофеевича, который начал поход за Урал. Через год его отряд достиг столицы ханства города Кашлык, находившегося на берегу реки Иртыш при впадении в неё речки Сибирки. В битве при Чувашском мысу 26 октября 1582 года казаки одолели татарское войско и захватили город, найдя там богатую добычу. Но окончательно Западная Сибирь вошла в состав России уже после смерти Ивана Грозного в 1598 году.

Ливонская война 1558-1583 гг. за выход к Балтийскому морю вызвала разногласия между Иваном IV и членами Избранной рады, которые выступили против войны. В начале Россия сражалась с уже ослабленной Ливонией, поэтому смогла присоединить часть ее земель. Однако в войну на стороне Ливонского ордена выступили Швеция и Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша с 1569 г.), война приняла затяжной характер, требовала нового подкрепления, вооружения и средств для содержания войска, вводились новые налоги, что приводило к разорению и недовольствам.

В этой войне, начавшейся удачно, Россия потеряла побережье Балтийского моря (Ям, Копорье, Ивангород, Нарву), которые забрала Швеция, и вынуждена была отдать земли Ливонии и Полоцк Польше.

Однако в период войны Иван Грозный вводит опричнину, политику, направленную на завершение централизации страны, ставшей государственным террором и системой чрезвычайных мер. Он разделил государство на опричнину и земщину, создал опричное войско, которое подчинялось лично царю и расправлялось с несогласными. «Цель опричнины как системы политических и экономических мер - установление в России режима личной власти царя»,- считала Т.М. Жиганова. С.М. Соловьев считал, что «…Опричнина, с одной стороны, была следствием враждебного отношения царя к своим старым боярам, но, с другой стороны, в этом учреждении высказался вопрос об отношении старых служилых родов, ревниво берегущих свою родовую честь и вместе свою исключительность посредством местничества, к многочисленному служилому сословию, день ото дня увеличивавшемуся вследствие государственных требований» [7]

В ходе опричнины были уничтожены 22000 человек (по Синодику), из 48 членов Боярской думы 19 были казнены. Около половины дворов разорены, многие крестьяне бежали от своих владельцев, что заставило Ивана отменить в 1581 году Юрьев день, что привело к утверждению крепостного права.

Опричники разорили Новгород, который потерял свое торговое значение.

Итогом опричнины становится завершение централизации страны, что является ее положительным последствием. Однако, с другой стороны идет становление деспотического самодержавия. Опричнина привела к тяжелому экономическому кризису, стала одной из причин поражения в Ливонской войне. Опричное войско не смогло защитить Москву от крымского вторжения.

Таким образом, политику Ивана IV нельзя оценивать однозначно. Она была направлена на укрепление государства, царской власти, завершение централизации. Все мероприятия задумывались как благое для страны, но итог оказывался не таким, какого хотел царь. Даже опричнина задумывалась как способ завершения централизация государства, но привела к кризису, деспотии и стала одной из причин Смуты.

Мы решили узнать мнение обучающихся нашей школы о том, что они знают и как они относятся к Ивану Грозному.

Вопросы

7А класс

10 класс

11 класс

да

нет

да

нет

да

нет

Знаете ли Вы, кто такой Иван Грозный?

100%

-

93%

7%

100%

-

Знаете ли Вы годы его правления?

23%

77%

7%

93%

93%

7%

Респонденты знают такие факты из жизни Ивана Грозного как: женат был несколько раз, воспитывался среди бояр, убил своего сына, имел самую большую библиотеку, стал правителем в три года, был требователен. Его правление связывают с тем, что он первый венчанный царь на Руси, который взял Казань, построив в честь этого собор Василия Блаженного, взял Астрахань, открыв путь к Волге, покорил Сибирь. Респонденты знают, что вместе с Избранной радой провел такие реформы как созыв первого Земского собора, Стоглавый собор, издание Судебника в 1550 г. Называют респонденты и опричнину, с помощью которой Грозный укрепил абсолютную монархию и завершил централизацию государства, но разорил страну, уничтожив огромное количество людей разных сословий. Так же во время его правления была Ливонская война, которая привела к потере территорий и социально-экономическому кризису.

Мы решили узнать, как респонденты относятся к установке памятника Ивану IV.

Вопрос

7А класс

10 класс

11 класс

да

нет

да

нет

да

нет

Как Вы считаете нужно ли поставить ему памятник?

62%

38%

77%

23%

70%

30%

Глава III Памятнику быть?!

Мы считаем, что несмотря на противоречивое правление Ивана Грозного, имеющее отрицательные стороны и последствия для страны, он сделал многое для укрепления своего царства, его роста и развития как централизованного государства, поэтому он заслуживает быть увековеченным на памятнике. Однако этот памятник должен отразить противоречивость самого Ивана IV, его деятельности, его времени,

В нашей школе мы провели анкетирование среди обучающихся 7,10 и 11 классов. Результаты показали: большинство респондентов МАОУ «СОШ №17» считают, что памятник Ивану Грозному должен быть поставлен в Москве, так как он жил и правил в этом городе. Местом для памятника определяют Красную площадь, рядом с Храмом Покрова, что на рву (Храмом Василия Блаженного), который был воздвигнут в честь взятия им Казани или в селе Коломенском, где он родился. Некоторые из респондентов в качестве города, где должен находиться памятник, называют Казань, которую покорил Иван IV.

Респонденты предлагают различные варианты памятника. Часть из них видят памятник Грозному, сидящему на троне с посохом в руке. Выражение лица жестокое. Некоторые хотят изобразить его стоящим со скипетром и державой, в царских одеждах на трупах невинных людей. Были предложения изобразить его с Судебником в руках. Интересен вариант памятника в виде слоеного торта, где выше всех Иван Грозный, ниже Избранная рада и опричники.

Исходя из всех предложенных вариантов, мы хотим представить свой уникальный памятник Ивану IV. Наш памятник мы предлагаем установить в Москве, в музее-заповеднике Коломенское рядом с церковью Вознесения Господня, которая по преданию построена в честь рождения Ивана Грозного. Ведь именно здесь он появился на свет, здесь был крещён, здесь начало всей его деятельности.

На нашем памятнике Иван IV восседает на царском троне, в правой его руке, посох, а левая опирается на подлокотник трона. Одет в дорогую царскую платну (распашная длинная одежда, расширенная к низу и украшенная дорогими каменьями). На голове шапка Мономаха, на шее крест. Выражение лица строгое, брови нахмурены, глаза слегка прищурены. На ногах царя виднеются сафьяновые сапоги.

Постамент состоит из двух ярусов наполовину белого и наполовину черного цвета, что символизирует созидательное и тираническое в его правлении. На верхнем ярусе белого цвета изображен А. Ф. Адашев с Судебником в руке, сверху надпись: «Избранная рада». Рядом на черном фоне изображен Малюта Скуратов в обличии опричника на лошади с притороченными к седлу метлой и собачьей головой.

На нижнем ярусе белого цвета карта с изображением территории Российского государства, где выделены присоединенные Иваном Грозным территории. На черном фоне зависимые крестьяне и надпись: «Вот тебе бабушка и Юрьев день»

Заключение

В ходе исследования мы выяснили, что личность Ивана Грозного, время его правления вызывало и вызывает до сих пор множество споров неслучайно. С одной стороны, это великий правитель, государственный деятель, который стремился превратить Россию в сильную державу, увеличить ее территорию, укрепить власть. Иван IV провел целый ряд прогрессивных реформ, укрепил государственное единство и сделал многое для развития местного самоуправления. Он раздавал права и поместья не тем, кто имел родственные связи, а тем, кто отличился на службе государства. При нем территория Русского государства увеличилась почти вдвое, вырос уровень защищенности его южных и восточных границ, появилась возможность по Волге вести торговлю с Востоком. При Иване Грозном Русь впервые стали воспринимать в Европе, как серьезного игрока на политической арене.

При этом Ивана Грозного обвиняют в неоправданной жестокости по отношению к подданным, в репрессиях, поражении в Ливонской войне и провоцировании социально-экономического кризиса, в результате которого страна погрузилась в Смутное время.

Несмотря на то, что в российском обществе нет единства по поводу установки в стране памятника первому русскому царю, звучат протесты и по поводу уже установленных памятников в Орле и Александрове, мы считаем, что Ивана Грозного незаслуженно обошли своим вниманием, он заслуживает быть увековеченным в памяти народа. Но на памятнике должен быть изображен не только сам царь, но еще нужно отразить противоречивость его политики, противостояние реформаторской политики Избранной рады и опричной политики, рост территории государства и ужесточение политики по отношению к крестьянам.

Библиографический список

  1. Иван IV. Жестокий век / Князья, цари и императоры России, выпуск 17 – Москва: Ашет Коллекция, 2016

  2. Иван IV. Первый царь всея Руси / Князья, цари и императоры России, выпуск 4 – Москва: Ашет Коллекция, 2016

  3. Иван IV. По воле Грозного царя / Князья, цари и императоры России, Выпуск 14, – Москва: Ашет Коллекция, 2016

  4. История России XVI – конец XVII века 7 кл.: учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. – Москва: Дрофа, 2016

  5. История России XVI-XVIII в. 7 класс: учебник длч общеобразовательных учреждений / Д.Д. Данилов, Д.В. Лисейцев, Н.С. Павлова, В.А. Рогожкин. – Москва: Баласс, 2013.

  6. Костылев В.И. Иван Грозный в 2-х томах – Москва: Рипол, 1998

  7. Юрганов А.Л. Опричнина и страшный суд/ Отечественная история. – 1997. – No 3.

  8. Иван Грозный – биография [электронный ресурс] URL: https://biographe.ru/politiki/ivan-grozniy

Приложения

Памятник Ивану IV,

Автор Бердников Роман

 

Вопросы анкетирования

  1. Знаете ли Вы, кто такой Иван Грозный?

  2. Знаете ли Вы годы его правления?

  3. Какие факты Вы знаете из жизни и деятельности царя?

  4. Как Вы считаете нужно ли поставить ему памятник?

  5. Где должен находиться этот памятник?

Результаты анкетирования

Вопрос

7А класс

10 класс

11 класс

да

нет

да

нет

да

нет

Знаете ли Вы, кто такой Иван Грозный?

100%

-

93%

7%

100%

-

Знаете ли Вы годы его правления?

23%

77%

7%

93%

93%

7%

Как Вы считаете нужно ли поставить ему памятник?

62%

38%

77%

23%

70%

30%

Просмотров работы: 22