Освещение воинской славы русского народа через реализацию комплекса гражданско-патриотических мероприятий

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Освещение воинской славы русского народа через реализацию комплекса гражданско-патриотических мероприятий

Кузьмин В.Е. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Урванцева Т.А. 1
1МБУ ДО ЦДТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В нынешнее время очень сильно угас интерес к изучению истории, молодёжь абсолютно не знает героев своей страны, помня лишь очень малый процент информации из школьной программы или тематических уроков, не проявляя к ним интерес. Необходимо заинтересовать подрастающее поколение изучать исторические личности, изменившие ход истории в нашей стране, героические подвиги их защитников.

Актуальность: в современных условиях очень важно поднимать темы патриотизма и поддерживать знания об истории своей Родины.

Представленный проект обусловлен необходимостью сохранения у учащихся исторической памяти о подвигах русского народа в разных исторических войнах. В современных условиях искажения фактов (в том числе в сети Интернет) фальсификация фактов истории русского народа в различных войнах, о его роли в разных событиях, ведет к снижению осознания молодежью ценности подвига своих соотечественников, утраты объективной информированности молодого поколения об исторических событиях, об истории своей Родины. В связи с этим актуальность таких просветительских проектов очень важна и возрастает.

Проблема: недостаток патриотического просвещения, знания об истории и героях Родины.

Цель: формирование и развитие у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, сопричастности к беспримерному подвигу русского народа путем вовлечения их в реальную деятельность по созданию художественных образов, на основе услышанного и осознанного исторического материала.

Задачи:

  1. Изучить литературу и интернет- источники о подвигах русских героев в разные эпохи.

  2. Разработать мероприятия по заданной тематике.

  3. Стимулировать познавательную деятельность подрастающего поколения к изучению подвигов Защитников Отечеств с помощью реальной деятельности.

  4. Содействовать развитию творческих способностей учащихся через разработку сюжета к патриотической открытке.

Объект: история России

Предмет: исторические личности героев России

Методы: сбор материала, анализ источников информации, анкетирование, проектная деятельность, внедрение игровых технологий.

II. Основная часть

Глава I. Периодизация российской истории. Русские солдаты и генералы

Из всей русской истории очень сложно выделить важных и не важных героев или правителей. Все защитники нашей Родины – одинаково ценны и заслуживают упоминания, но я бы хотел выделить именно наиболее ярких представителей русской героической культуры.

Было решено начинать изучение русской истории и культуры в хронологическом порядке, но самым острым и важным вопросом встало выделение наиболее важных событий в истории России: призвания варягов, объединения Руси, крещения, Ледового побоища и так далее. А также – разделения их по периодам. Были выделены: до монгольский (862-1480 гг.), после монгольский периоды (1480-1900 гг.), а также отдельно были взяты XX и XXI века, насыщенные военными событиями.

Глава II. Былинные герои и князья (862-1500 гг.) Блок I.

Первый блок был составлен, опираясь на школьную программу выбранной возрастной группы. Былинных героев и героев Древней Руси проходят с 1 по 6 классы включительно, огромное внимание уделяется подвигам Александра Невского и классической троицы богатырей, Святогора. Но в то же время в столь юном возрасте на изучение деятельности этих исторических персонажей уделяется крайне мало времени (40 минут). Я попытался донести информацию кратко, красочно и при этом сохранить все важные детали историй, чтобы освежить память и добавить некоторые новые знания.

Перед проведением круглого стола детям было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с русской историей и былинным эпосом: (см. приложение 1)

После подсчета результатов выяснилось, что большинство опрошенных называли среди русских богатырей лишь самых известных: Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Илью Муромца, некоторые герои сказок – Ивана Царевича. На второй вопрос правильно смогло ответить 50% опрошенных, все ответившие неправильно отмечали вариант «Владимир Красное Солнышко». На третий вопрос более количество опрошенных – 70% ответило верно, остальные 30% выбрали вариант «Невская Битва». На четвертый смогли ответить 50% опрошенных, отвечали Ивана Царевича (героя сказок), Александра Невского, Петра I, Петра II, И. Сталина, Ивана Грозного, Александра I и Екатерину II. Результаты первичного анкетирования порадовали, несмотря на малую осведомленность знания у учащихся остаются, они помнят информацию, полученную в школе.

После анкетирования был проведен круглый стол, содержащий краткий экскурс в русскую историю, а также познавательная экскурсия по сказкам и русскому эпосу. Были выбраны возрастные категории от 7 до 9 лет и от 10 до 12 лет. В рассказе для первой группы больше внимания было отведено богатырям, а презентация содержала больше красочных изображений героев. Второй группе в равной пропорции было рассказано и об исторических деятелях русской истории IX-XV вв., и об эпических героях.

Инфо. Презентации имели следующее содержание (также представлена краткая справочная информация):

Рюрик – первый русский князь, прибывший после призвания варягов новгородцами. Основатель династии Рюрикович, основатель русского государства – 862 г.

Владимир «Красное солнышко» – русский князь, стремившийся объединить земли Руси, организовав народ единой верой, проводивший активные религиозные реформы, например, крестил Русь в 988 году.

Александр Невский – русский князь, прославившийся фразой «Кто к нам с мечом, придет, тот от меча и погибнет», участник Ледового Побоища 1242 года, победивший превосходящую армию тевтонцев тактикой, а не силой.

Дмитрий Донской – русский князь, боровшийся с монгольским нашествием, участник Куликовской битвы 1380 г., благословлен русским святым Сергием Радонежским, отправившим на помощь Пересвета и Ослябю. Во времена правления Дмитрия Донского происходил небывалый подъем патриотического движения, во время которого все регионы Руси объединились, чтобы дать отпор монгольским карателям.

Иван III – русский князь, освободил Русь от татаро-монгольского ига в ходе стояния на реке Угре – 1480 г.

Святогор - старший русский богатырь, олицетворяющий мощь народа и гордость, «бога»

Вольга Святославович – русский богатырь, прообраз – Олег Вещий, олицетворял хитрость и единение с природой.

Классическая троица Богатырей – Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович – наиболее популярные русские богатыри, защитники веры, военачальники.

Евпатий Коловрат – рязанский богатырь и боярин, отомстивший за сожжение Рязани татаро - монголам.

Несмотря на важность всех выбранных персонажей в Древней Руси, на некоторых был сделан особый акцент. На Олега Вещего, как объединителя земель и искусного стратега и на Микулу Селяниновича, как на олицетворяющего всю мощь русского народа и крестьянскую силу, персонажа.

Учащимся была рассказана краткая биография персонажей и описание нескольких героических подвигов.

Олег Вещий – родственник князя Рюрика, прибывший с ним при призвании варягов в Новгород, после смерти Рюрика ставший князем, организовал поход на Византию, где совершил свой первый подвиг. При нем Киев перешел под владение Руси. Второй подвиг был совершен уже в Византии. Встретив преграду на воде, Олег поставил корабли русской дружины на бревна и покатил по суше к воротам города. Греки вышли сразу, согласившись наладить с Русью торговлю, а князь прибил над Константинополем свой щит.

Микула Селянинович – крестьянин, владевший «всей тяжестью земли» и несоизмеримой силой, вероятно, является собирательным образом «русского мужика» и богатыря. После рассказа был проведён устный опрос детей, показавший, что о многих героях, о которых вёлся рассказ, не знали. Лишь единицы могли пересказать былины о самой популярной троице богатырей или знали о том, кто такие Рюрик и Олег Вещий. Некоторые активно участвовали в обсуждении, задавали вопросы, явно заинтересованные рассказом.

Одной из целей проведения круглого стола было вдохновения детей, учащихся в изостудии «Родник Творчества» на выполнение открыток с участием героев древнерусского эпоса и исторических деятелей, приуроченных ко Дню защитника Отечества. (см. Приложение 5)

Глава III. Национальные герои послемонгольского периода (1500-1900 гг.) Блок II

История героизма русского народа не заканчивалась на воинах IX-XV веков, богатырях и борцах с монгольским нашествием. После XVI века в России начались новые потрясения: Смута, Дворцовые перевороты, Наполеоновские войны и т.д. Народу требовались новые герои, способные защитить своих земляков от напасти извне и нестабильности внутри. Былинных героев заменили национальные освободители, князей – генералы и казаки. Но цель у всех была одна – защитить и укрепить Россию.

Второй Блок моего проекта был адаптирован для детей постарше (12-15 лет), уже изучавших в школьном курсе историю своей Родины, так как история XV-XIX вв. очень тяжела для восприятия и мало кто запоминает что-то из школьного курса истории, из-за малой заинтересованности.

Поэтому второй Блок объединяет в себе самые малопонятные для подрастающего поколения эпохи: Смуту, Наполеоновские войны, Дворцовые перевороты и т.д. Несмотря на то, что этим темам выделяется больше всего часов в школьной программе 7-9 классов, из-за нагрузки многую информацию дети не запоминают, из-за чего возникает путаница в исторических фактах.

Было решено провести очень краткий экскурс в историю России с XVI по XIX вв., а также рассказать о значимых героях, их очень и очень много, но были выбраны наиболее яркие. Первая женщина офицер, герои, помогавшие людям в боях и сами военные, генералы.

Информационная презентация, содержала подробные сведения про следующих героев:

Ермак – русский казачий атаман, участвовавший в освоении Сибири, защитник границ.

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – организовали второе народное ополчение с целью борьбы с польскими захватчиками на территории России во времена смуты – 1611 г.

Иван Сусанин – русский крестьянин, заведший польских захватчиков в леса ценой собственной жизни – 1613 г.

Михаил Кутузов – русский генерал времён вторжения Наполеона, благодаря тактике которого была одержана победа.

Фёдор Ушаков – великий русский флотоводец, непобедимый «Ушак-паша», участник русско-турецких войн и Наполеоновских войн.

Денис Давыдов – организатор партизанского движения времен Наполеоновских войн.

«Бородинская мадонна» - жена русского генерала, отправившаяся с ним на фронт, участвовавшая в лечении раненных солдат

Пётр Багратион – русский генерал, участвовавший в русско-турецких войнах и Наполеоновских войнах.

И также было решено выделить два акцента в рассказе. Сделаны они были на Александра Суворова – генерала, гениального стратега и на Михаила Кутузова.

Александр Суворов – русский генерал, основатель русской военной теории, великий полководец Нового Времени. Отец – генерал, чиновник. Поступил на службу в 15 лет, тут же показав отвагу и мужество, участник русско-турецких войн, в одной из которых заслужил высокий чин в армии. Известен своими заграничными походами и штурмом крепости Измаил, считавшейся, неприступной.

Михаил Кутузов - русский главнокомандующий, положивший основу победы в Отечественной Войне 1812 года. Проявил также мужество и в трёх русско-турецких войнах (1768, 1787 и 1806 годов). Но главный подвиг Михаила Кутузова - победа 500 тысячной армии Наполеона, которая была достигнута благодаря решительности, мудрости и тактики русского генерала. Великий русский генерал принимал участие также и во всемирно известном Бородинском сражении, победа в котором также была одержана благодаря тактике Михаила Кутузова.

С именами обоих генералов связана череда крайне важных побед русской армии, судьбоносных событий и решительных поступков, спасших страну от разрухи и проигрыша.

Глава IV. Открытки военных лет

Традиция дарить друг другу открытки в России появилась еще в XIX веке, но утратила свою роль после Гражданской войны. Во времена ВОВ традиция была возрождена, но несла уже совсем иную функцию. Через открытки народ раскрывал патриотические темы: призыв защищать Родину, работать в тылу на благо фронта или собирать гуманитарную помощь солдатам. Также открытки отправляли на сам фронт, но там уже приближались к праздничным: солдат поздравляли с Новым Годом, 23 февраля и не только, поддерживая боевой дух, веру в победу, напоминали о семьях, помогали объединить народ перед лицом врага.

В XXI веке с помощью открыток снова стали поздравлять с праздниками. С началом СВО снова вернулась потребность в поддержке с их помощью бойцов на передовой, поддержке боевого духа и воодушевлении своих соотечественников в тылу. Когда мы начинали проект, то не нашли примеры открыток, посвященных нашим бойцам на передовой, которые можно было бы разместить на титульную сторону письма, отправляемого на фронт. Поэтому нами было решено составить собственные сюжеты открыток внешнего облика письма.

Глава V. Герои России XX-XXI вв. Блок III.

Третий Блок – наиболее важный и актуальный для нашего проекта. На него был сделан основной ориентир. Происходящие в нынешнее время события требуют от подрастающего поколения роста патриотических настроений. Чтобы поднять национальный дух – было решено показать наиболее близких нам по времени героев, чьи судьбы, вероятно, похожи на наши. В этот блок были взяты наиболее крупные конфликты XX и XXI веков: Первая и Вторая Мировые Войны, Чеченская и Афганская кампании, СВО. Многие из ветеранов живут среди нас до сих пор, благодаря чему можно также организовать встречи, которые тоже поднимут патриотический дух, разъяснят многие вопросы, можно в живую показать героев нашей страны детям, услышать их истории из первых уст.
На наших глазах происходят исторические события, меняется мир, и дети должны поддержать именно свою страну в этих изменениях.

Для краткого экскурс в истории героизма русского народа были выбраны XX и XXI вв:

Мария Бочкарёва – крестьянка, женщина-офицер, участвовала в боях Первой Мировой Войны – 1914 г.

Кузьма Крючков – русский герой Первой Мировой Войны, награжденный за отвагу Георгиевским крестом.

«226 Землянский полк» - полк русской императорской армии, отравленный газом, но всё равно давший отпор немцам.

Лавр Корнилов – русский генерал Первой Мировой Войны, умерший в боях.

Валя Котик – пионер-герой, разведчик, умер в дозоре. Герой Великой Отечественной Войны.

«Панфиловцы» - дивизия, давшая отпор немецким танковым частям во время обороны Москвы.

«Молодая Гвардия» - антифашистская молодежная организация, партизаны.

Дмитрий Карбышев – русский инженер, умерший при пытках, находясь в концлагере.

Георгий Жуков – русский генерал времен ВОВ и унтер-офицер времен ПМВ, маршал Советского Союза.

Валерий Ухабов – русский пограничник, участвовавший в Афганской Войне, организатор нескольких военных операций, погиб при исполнении.

Сергей Мальцев – русский солдат, проезжавший через туннель на КамАЗе, уступивший дорогу машине, груженной афганскими детьми и женщинами, из-за чего погиб, упав с обрыва.

Александр Мироненко – старший сержант, вступивший в неравный бой с моджахедами, после чего взорвал их гранатой.

Виктор Романов - русский капитан времен Чеченской Кампании, принявший «огонь на себя» во время Битвы на высоте 776.

Александр Лебедев – будучи раненным, вынес из-под огня генерала армии, бросился на моджахедов с гранатой в руках.

Евгений Родионов – попал в плен, подвергался пыткам, но не выдал расположение русских войск, не принял ислам под угрозами боевиков.

Для проведения круглого стола нами также был приглашен гость: Ярослав Андреевич – человек, приехавший в отпуск с передовой, готовый рассказать детям о своих личных подвигах и о подвигах своих сослуживцев. Встречу было решено организовать в дружеской, теплой обстановке. Ярослав Андреевич рассказал нам о двух известных ему подвигах: о подвиге Евгения Ларионова – нашего земляка, спасшего жизнь своему товарищу, оказав ему помощь, при этом истекая кровью и жертвуя собой. А также о подвиге неназванных им солдат из Омска, проникших в тыл противника и спасших оттуда 12 военнопленных, оставшись незамеченными. Но при этом Ярослав А. также заметил, что каждый человек, находящийся на передовой совершает своего рода подвиг ежедневно, с чем мы, несомненно, согласились. После окончания встречи с разрешения Ярослава Андреевича нами были переданы на фронт открытки в количестве 50 штук. Как подметил наш гость, открытки – это лучшая помощь в данной ситуации: продемонстрировать поддержку, благодарность и передать частичку тепла из дома, о котором солдат помнит, сражаясь за нашу Родину.

Глава VI. Практическая реализация проекта

Для наиболее простого представления материала, в частности для младшей аудитории нашего проекта, решено было внедрить в проект игровые технологии.

Второй блок, повествующий о былинных героях, было решено преобразовать в викторину (см. Приложение 3), содержащую в себе разнообразные вопросы, задевающие разные этапы русской истории IX - XV веков. Для более успешного усвоения информации и культурного просвещения были использованы разнообразные средства представления материала: видеоматериалы (например, фильм Сергея Эйзенштейна “Александр Невский”), живописные полотна русских авторов (например, картина Василия Сурикова “Покорение Сибири Ермаком”), с соответствующими пометками, ссылающимися на автора и название работы. Также как дополнение и помощь в закреплении, участникам провели подробное сообщение, содержащая в себе информацию о периоде.

Герои русской истории XVI - XIX вв. были представлены более взрослой ребятам в лице КВЕСТ-игры (см. Приложение 4), состоящей из четырех частей, отражающих соответствующие важные события русской истории, а именно: Северное направление - Северная Война и Петр I, Восточное направление - покорение Сибири Ермаком, Южное направление - Наполеоновские Войны и А. Суворов, Западное направление - Смута и русские ополчения. В ходе КВЕСТА участникам предоставляется серия головоломок, разгадав которые они получают информацию о том герое, которому посвящены задания. Так, например, в Северном направлении участники получают объемную информацию о Петре I и адмирале русского флота - Шереметьева, а также про Полтавскую битву в контексте Северной Войны. В Западном направлении - про значимость подвига Минина и Пожарского, про значение дня народного единства, а также про русского крестьянина-героя Ивана Сусанина в контексте Смуты. В Южном направлении - подробную информацию о Наполеоновских войнах на территории России, а также о взятии Измаила, ставшего возможным только благодаря мастерству Александра Суворова. И, наконец, в Восточном направлении участники КВЕСТА узнают о том, как русские отряды казаков осваивали те территории, на которых они сейчас проживают - о походах Ермака Тимофеевича.

Третьему блоку также была посвящена викторина, содержащая в себе информацию о подвигах русских героев в период XX-XXI вв. Викторина носит исключительно просветительский характер и нацелена на демонстрацию подвигов русского народа, совершенных не так давно. А также на ознакомление участников с деятельностью их земляков, о которых они могут услышать прямо сейчас или в своей семье.

III. Заключение

Наш проект имеет два этапа;

Первая часть проекта преследовала следующие цели: Сохранение и обогащение исторической памяти подрастающего поколения через вовлечение в творческую деятельность по созданию открыток защитникам Отечества. Цель была достигнута, ребята из изостудии, опираясь на мастер-классы и рассказы о подвигах русского народа, приняли участие в большом количестве акций, поддержав наших бойцов, на передовой. Студия приняла участие в акции «Мы вместе», «Поддержим наших защитников», «Добрые письма», «Защитники Кузбасса, фронтовая открытка», занималась сбором и отправкой гуманитарной помощи на фронт, помимо открыток на военную тематику, ребята также поздравили солдат с Рождеством и Новым Годом, отправив партию открыток в канун праздников. Как было подмечено одним из участников СВО, оказали тем самым огромную поддержку, поднимая боевой дух солдат, получили благодарность от участников боевых действий.

Но наш проект был рассчитан не на один год. Уже в 2023-2024 была проведена серия просветительских мероприятий. Цель второй части проекта: формирование и развитие у учащихся чувства патриотизма, национального самосознания, сопричастности к беспримерному подвигу русского народа путем вовлечения их в реальную деятельность по созданию художественных образов, на основе услышанного и осознанного исторического материала.

В этой части проекта были разработаны коллажи, созданные их участниками на основе предоставленной информации. Так же была организована отправка писем с пожеланиями для военнослужащих в госпиталя.

Планируется, разработать и провести КВЕСТ-игру по блокам проекта, опирающуюся на историю России и подвиги её народа в XVI-XIX вв., а также серию викторин, посвященных периоду IX-XV вв. и XX-XXI вв.

Поставленные цели достигнуты

Список используемой литературы

  1. Информационный ресурс Культура.рф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.culture.ru/ , свободный – (29.03.2023).

  2. История России учебное пособие для абитуриентов. / Под ред. В. Н. Шевелев. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2008. – 447.

  3. Учебное пособие по Истории России за 6 класс/ Под ред. А. Н. Сахарова – М.: «Дрофа», 2002. – 240 с.

  4. Учебное пособие по Истории России за 7 класс/ Под ред. А. Н. Сахарова – М.: «Дрофа», 2008. – 272 с.

  5. Учебное пособие по Истории России за 8 класс/ Д.Д. Данилов, В.А. Клоков, С.С. Кузнецова, Н.С. Павлова, В.А. Рогожин, Е.В. Сизова — М.: Баласс, 2013. — 369 с.

  6. Электронная библиотека исторических документов Российское Историческое Общество [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://historyrussia.org/, свободный – (25.03.2023).

  7. Электронный справочник Солдаты РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.soldati-russian.ru/, свободный – (26.03.2023).

Приложение 1

Анкетирование к первому блоку

  • Каких вы знаете Богатырей

  • Какой правитель на Руси был первым?

  • Рюрик

  • Олег

  • Игорь

  • Владимир Красное Солнышко

  • Какая битва – одно из важнейших событий в русской истории?

  • Ледовое Побоище

  • Невская Битва

  • Битва на реке Вожже

  • Каких вы знаете героев России? (богатырей, солдат, полководцев, правителей)

Приложение 1.1

Анкетирование ко второму блоку

  • С кем связывают освоение Сибири?

  • Чем прославился Кузьма Крючков?

  • Кто был маршалом русской армии в 1812?

    • Наполеон

    • М. Кутузов

    • И. Багратион

    • П. Чайковский

Приложение 2

План проекта

Этапы проекта

срок

Ответственный

Итоги работы

Подготовка теоретического материала

составление презентации

01.10.2022 -

10.11.2022

Автор проекта: Кузьмин Владимир

презентация

Проведение круглого стола по Блоку I

20.11.2022 -

25.11.2022

круглого стола

Составление сюжетов

по информации, полученной в Блоках I

30.11.2022

фабула открыток

1 Отправка с оформлением детскими рисунками лицевой стороны писем на СВО

20.12.2022 – 22.12.2022

открытки

2 Отправка с оформлением детскими рисунками лицевой стороны писем на СВО

10.02.2023

открытки

Проведение встречи с участником СВО

10.03.2023

круглого стола

Подготовка писем для сослуживцев из Кузбасса

25.03.2023

открытки

Подготовка теоретического материала

01.10.2023 - 01.11.2023

презентация

Проведение круглого стола по Блоку II

14.11.2023 – 20.11.2023

круглого стола

Разработка писем для отправки на фронт, метод коллаж, в госпиталь

25.11.2023

открытки

Сбор информации о героях России и военных конфликтах XX и XXI веков

21.01.2024

информации о героях

Оформление информационной презентации в Блок III

22.03.2023

презентация

Проведение круглого стола по Блоку III с участием героя СВО

27.03.2024

круглого стола

Оформление открыток по Блокам II и III

30.03.2024

оформление

Отправление открыток на передовую

09.04.24

отправка

Проведение встреч в городской библиотеке или школе

Апрель - май

 

Приложение 3

Викторина

Приложение 4

План Квеста

Приложение 5

Открытки детей

Просмотров работы: 8