Введение:
У России очень богатое наследие от прошлых князей, императоров . Они оставили нам большое количество материальных и духовных памятников. Но кроме России развивались и европейские страны. В истории средних веков, российская культура тоже внесла немалый вклад воюя, торгуя и участии в династических бракосочетаниях.
В России самый запоминающийся человек занимающийся этим был Ярослав Мудрый. Он соединил с иностранными правителями практически всех своих дочерей. Я хочу рассказать о одной из дочерей Ярослава Мудрого об Анне Ярославне или в будущем прозвавшуюся в Европе рыжей Агнесс.
Выбирая тему проекта я с удивлением открыла для себя, что между Россией и Францией существует богатые исторические связи и начало они берут еще задолго до поездки Петра I, «прорубившего» окно в Европу.
История Анны Ярославны, русской княжны, которая стала королевой Франции, до сих пор окутана многими тайнами. Неизвестно, когда и где она родилась, хотела ли стать женой короля Франции, зачем после его смерти согласилась на ещё один скандальный брак, где прошли последние дни королевы. Но, несмотря на белые пятна в биографии Анны, её судьба стала поистине удивительной, а во Франции княжну до сих пор помнят и чтут.
При подготовке проекта я поставила перед собой цель – познакомиться со связями между Россией и Францией на примере судьбы Анны Русской – французской королевы.
Для достижения этой цели я запланировала такие задачи как:
1. Познакомиться с судьбой Анны Ярославны – французской королевы.
2. Оценить влияние, оказанное Анной на развитие французской культуры и быта.
ОТЕЦ АННЫ
Ярослав Владимирович, прозванный Мудрым, прославился своей активной внешней политикой и многочисленными союзами в государями Европы, которые он заключал самым надежным в ту пору способом – посредством брачных уз. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингегерде, получившей в крещении имя Ирина. Свою сестру Ярослав выдал замуж за польского короля Казимира, старшую дочь Елизавету – за норвежского короля Харальда Сурового, вторую дочь — Анастасию – за венгерского короля Андраша I. Сыновья Ярослава тоже были женаты на иноземных принцессах.
Прозвище «Мудрый» (в Ипатьевской летописи – «великыи премудрыи») устойчиво прослеживается в историографии только с 20 в. Гипотеза о том, что Ярослав Владимирович являлся организатором убийств своих братьев, в современной историографии отклонена.
Фигура Ярослава Владимировича помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862, автор проекта – М. О. Микешин), памятники ему установлены в Ярославле (1993, скульптор О. К. Комов), а также в ряде городов Украины, в том числе в Белой Церкви (1983, скульптор М. В. Константинова) и Киеве (1997, по проекту И. П. Кавалеридзе).
Бракосочетание с Генрихом
Анне повезло меньше всех. Франция, раздираемая феодальными войнами, в ту пору еще не была столь сильным королевством, как в более поздние времена. Первоначально Ярослав хотел выдать Анну за германского императора Генриха III, и это был бы, безусловно, более выгодный брак, но не получилось. И тут в Киев нагрянули послы из Франции.
Королю Генриху I в то время было уже сильно за сорок лет — возраст по тем временам почти старческий. Он был один раз женат и овдовел. Супруга умерла при родах, вместе с ней умер и неродившийся наследник. Королю нужен был сын. Но к тому времени в Европе сложилась весьма непростая ситуация: все короли, герцоги и князья были в родстве между собой, и Папа Римский, дабы прекратить кровосмесительные союзы, объявил, что отлучит от Церкви всякого, кто сочетается браком с родней ближе седьмого колена. Поэтому выбор пал на русскую принцессу. Она была знатна, состояла в родстве с многими королевскими домами, о могуществе и богатстве ее отца ходили легенды. К тому же до короля дошла молва о том, что Анна очень хороша собой. Историк 17 века писал, что до Генриха I Французкого
« дошла слава о прелестях, дочери Георгия, короля Руссии, ныне Московии, он был очарован рассказом о её совершенствах»
Бракосочетание 43-летнего Генриха I Капетинга и 18-летней Анны Ярославны Киевской состоялось 19 мая 1051 года в Пятидесятницу в знаменитом Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Reims). . В список добродетелей французского рыцаря того времени не входила грамотность. Образованными были только представители духовенства. А знающих грамоту женщин вообще не существовало в Париже. Поэтому вместо росписи Генрих 1 постовил крестик, но наша Анна поставила полноценную роспись.
ЖИЗНЬ С ГЕНРИХОМ
Уже через год молодая жена родила королю наследника, которого назвали Филиппом. После этого у королевской четы было еще трое детей.
О том, как складывались отношения между Генрихом и Анной, судить сложно, поскольку хронисты, подробно описывая военные походы и политические неурядицы, редко останавливали свое внимание на частной жизни. Все, что известно о годах, когда Анна сидела на королевском троне рядом со своим мужем, основано на легендах, преданиях и более поздних романтических вымыслах. Говорят, что народ прозвал Анну «рыжей» — за золотой цвет ее волос. Этот же цвет тщательно выписан и на средневековых миниатюрах, изображающих Анну. Говорят, что она была очень образована, во всяком случае, на фоне французского королевского двора, где нередко знатные сеньоры не умели читать. В Реймсе хранится Евангелие, написанное кириллицей. Это так называемое Реймское Евангелие, на нем присягали во время коронации все французские короли после Генриха I. Согласно легенде это Евангелие привезла из Киева Анна. Во многих документах, вышедших из канцелярии короля, стоит надпись: «В присутствии жены моей Анны» или «С согласия жены моей Анны», что свидетельствует о серьезном влиянии на короля со стороны молодой супруги. Есть и письмо Папы Николая II, датируемое 1059 годом, в котором сказано: «Слух о ваших добродетелях, восхитительная дева, дошел до наших ушей, и с великою радостью слышим мы, что вы выполняете в этом очень христианском государстве свои королевские обязанности с похвальным рвением и замечательным умом». Многие историки склонны считать этот текст подлинным, но с небольшой оговоркой: письмо не столько восхваляет Анну, сколько указывает на ее чрезмерное рвение в государственных делах и рекомендует ей быть несколько скромнее.
В 1060 году Генрих умер. Регентом при малолетнем Филиппе был назначен Бодуэн Фландрский. Анна не была отстранена от управления королевством и сохранила влияние при дворе. Она участвовала в поездках юного короля по его владениям, на документах появлялась ее подпись кириллицей «Анна реина» («королева Анна»). А потом Анна вновь вышла замуж.
БУДУЩЯЯ ЖИЗНЬ С РАУЛЕМ III
Рауль де Крепи был настоящим наказанием для французского королевского дома. Он относился к числу самых знатных сеньоров Франции. Его владения составляли едва ли не половину тогдашней Франции. Всю свою жизнь проведя в распрях с соседями, Рауль де Крепи не очень-то опасался и самого короля, поскольку был богаче и сильнее монарха. В Анну он был, по-видимому, влюблен давно. Она овдовела, когда ей было около 30 лет, и оставалась по-прежнему красивой, желанной и богатой. От мужа ей достались в наследство город Санлис и владения между Ланом и Шалоном.
Однажды во время охоты, которую Анна очень любила, пылкий граф де Крепи похитил вдовствующую королеву и увез в один из своих многочисленных замков.
Разгорелся страшный скандал. Рауль, который приходился родственником покойному королю, был женат. Эту проблему он разрешил довольно просто: обвинил свою жену в прелюбодеянии и добился развода. Гораздо хуже был тот факт, что Анна была матерью короля Франции. Она покинула и Филиппа, и других своих детей, младшему из которых не было и семи лет. У архиепископа Реймского Жерве были основания писать Папе: «Наша королева вступила в новый брак с графом Раулем, из-за чего король и весь двор в большом горе». Дело усугубила жалоба оболганной первой жены Рауля, с которой она обратилась в Рим.В итоге в 1062 году Рауля де Крепи отлучили от Церкви. Новобрачным было запрещено появляться при дворе. Однако влюбленные наслаждались свободой, охотой и предавались разнообразным забавам в богатых владениях графа де Крепи. Через 9 лет, когда началась война с Фландрией и королю понадобились сильные союзники, с дерзкого графа сняли отлучение — пара вернулась ко двору. В 1074 году граф Рауль де Крепи умер — Анна вновь овдовела.
СМЕРТЬ АННЫ
После своих скандальных похождений Анна не просто вернулась ко двору в статусе королевы-матери, но и возвратила себе былое влияние. Есть сведения о том, что она управляла дворцовым хозяйством. Дни свои Анна окончила в основанной ею обители святого Винсента в Санлисе около 1089 года. Есть легенда, что онавернулась на родину.
ПАМЯТЬ ОБ АННЕ В НАШЕ ВРЕМЯ И ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Учёный иезуит Менетрие (фр. Claude-François Ménestrier; 1631–1705) опубликовал 22 июня 1682 года, сообщение об «открытии» им могилы Анны в храме аббатства Вилье, находившегося возле Ла-Ферте-Але в графстве Гатине. По его словам, на могильной плите были выбиты следующие слова: Hic jacet domina Agnes, uxor quondam Henrici regis (здесь лежит госпожа Агнеса, некогда супруга короля Генриха), затем часть надписи не сохранилась, и далее …eorum per misericordiam Dei recuiescant in расе (они милостью Божией покоятся в мире). Это сообщение оказалось обычной фальсификацией, поскольку могилу обследовали ещё в 1642 году, затем специально и тщательно исследовали в 1749 году и никакого слова «regis» не обнаружили. К тому же само аббатство было основано в 1220 году, а стиль надписи и изображение женщины на могильной плите определённо относятся к середине XIII века[44][46]. Само аббатство было разрушено в ходе церковных погромов времён французской революции.
Место захоронения Анны неизвестно, никаких его следов не найдено ни в усыпальнице Сен-Дени, где погребён Генрих I, ни в Сен-Бенуа-сюр-Луар, где лежит её сын Филипп. Есть некоторые основания полагать, что она была похоронена в Сен-Венсане, но захоронение исчезло при последующих перестройках монастыря[47].
В связи с историей о несуществующей могиле исследователи рассматривали вопрос о том, приняла ли Анна во Франции имя Агнесы (Аньес). Авторы «Христианской Галлии» (Gallia Christiana) категорически утверждали, что она никогда не называлась Агнесой, однако есть несколько актов, где её имя пишется как Agna, а в родительном падеже Agne и Agnetis. Ке де Сент-Эмур, занимавшийся этим вопросом, склонялся к выводу, что тут обычная путаница, характерная для средневековья, когда определённое написание имён ещё не устоялось, сами эти имена в разных местностях воспринимались на слух по-разному, и соответственно, фиксировались на письме в различных формах (Anne, Ane, Angne, Agne, Annes)[48].
Заключение.
На подготовку данного проекта я потратила почти неделю. Эта работа захватила меня. Мне часто приходилось слышать, что средневековая Русь была темной и малообразованной и я надеюсь мне удалось донести ту гордость, которую испытала я, изучив то влияние, которое оказала русская княжна на развитие французского государства.
Думаю, при подготовке проекта мне удалось достичь поставленных задач.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Анна Ярославна // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. — Т. Ia. — С. 792.
2. Назаренко А. В. Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия. — М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. — Т. IV. — 512 с. — ISBN ISBN 978-5-91244-013-7.
3. Тимирязев В. А. Французская королева Анна Ярославна // Исторический вестник. — 1894. — Т. LV, № 1. — С. 198—209.
4. wikipedia
5. https://yavarda.ru/annarussianqueenoffrance.html
6. https://hamster-travel.ru/anna-yaroslavna-koroleva-frantsii-i-gorod-sanlis-senlis/