Софья Палеолог. История Византийской принцессы в России

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Софья Палеолог. История Византийской принцессы в России

Засецкая Д.В. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №1
Илясова М.М. 1
1МБОУ Голицынская СОШ №1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В наши дни огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Любовь в Родине, чувство гордости за свою страну, дань уважения к ее материальному и культурному наследию, семье, готовность любой ценой защищать интересы своего народа стоят во главе нынешнего курса развития государства. Однако патриотизм не возможен без наглядных примеров, без опыта прошлых лет, без умения анализировать уже свершившиеся успехи и уже допущенные ошибки. Поэтому тема изучения и знания истории своей страны сегодня как никогда актуальна. В качестве исторической личности для создания проекта использовался образ Софьи Палеолог, чьё имя не знают не только школьники, но зачастую даже взрослые. Вместе с этим, ее появление на Руси оставило огромный след в истории нашего государства. Очень трудно представить нынешнюю Россию без двуглавого орла, Москву без Кремля, а историю без Ивана IV Грозного. Актуальность этой работы в возможности в легкой доступной форме познакомить молодое поколение с важными моментами истории.

Проблема изучения истории заключатся в том, что в учебниках зачатую содержатся сухие цифры, сложные формулировки и термины. Но история — это не краткий пересказ событий, не заученные схемы, это в первую очередь прожитая жизнь, в которой во все времена было место героям и великим открытиям, любви и ненависти, борьбе за власть и предательствам. И для того чтобы история стала легкой и интересной, она должна быть живой.

Так возникла идея проекта - исторический комикс. Сейчас комиксы пользуются особой любовью, их читают и дети, и взрослые. Они богаты яркими, эмоциональными картинками, на их страницах герои оживают. По сюжетам многих комиксов снимают фильмы. Продукт проекта отличается своей новизной, так как на момент начала работы над ним комиксы на основе исторических сюжетов массово не представлены.

Гипотеза - комикс, написанный на основе исторических событий, повысит интерес подрастающего поколения к истории России.

Цель работы – популяризация русской истории среди подрастающего поколения посредством создания литературы актуального жанра.

Задачи:

- изучить биографию Софьи Палеолог;

- проанализировать и выбрать значимые моменты ее жизни, оставившие наибольший след в истории России;

- познакомится с основными принципами создания комикса;

- написать сценарий комикса;

- с помощью графического планшета создать комикс;

- сверстать и распечатать полученную книгу;

- познакомить сверстников с комиксом, как с альтернативной литературой к изучению истории;

- оценить, насколько проект заинтересовал учащихся;

Работа над проектом была поделена на несколько этапов.

Теоретическая часть работы представляет собой обобщение полученных знаний. Максимально подробно жизнь Софьи Палеолог до ее приезда в Москву описана в книге Павла Пирлига «София» на ее основе написана первая глава теоретической части. Вторая глава изложена на базе интернет лекций о жизни Софьи Палеолог и Ивана III, с отсылками на исторические источники. Третья часть написана на основе книги Скотта Макклауда «Создание комикса», в которой подробно описаны основные принципы работы.

Во второй, практической часть, поэтапно представлен процесса создания комикса. А также приведена оценка учащихся данной работы.

Практическая значимость данной работы в ее доступности широкому кругу читателей, особенно она будет интересна школьникам. Комикс поможет вовлечь подрастающее поколение в изучение истории. Он может применять в качестве дополнительного материала как при изучении истории России XV века, так и для проведения уроков «Разговоры о важном».

ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Софья Палеолог – византийская невеста

После смерти первой жены Марии Борисовны у Ивана III остался наследник – Иван Молодой. В сыне он видел свою поддержку и опору, достойного продолжателя рода и могучего преемника или даже соправителя. Но по меркам того времени, единственный наследник – очень рискованный вариант, при котором государство может остаться без правителя. Поэтому князь принял решение женится второй раз.

В качестве супруги из Италии к нему была сосватана Софья (а те времена ещё Зоя) Палеолог – дочь мореиского деспота Фомы Палеолога и племянница последнего императора Византии Константина XI Палеолога. После захвата турками Константинополя и падения Византийской империи «Зоя вместе со своей семьей бежала сначала на Корфу, а затем в Рим» [4,25] . «Воспитанная при дворе и на деньги Ватикана Зое отводилась особая роль в браке с князем» [4,38]. В середине XV века Русь оставалась единственным крупным православным государством. Целью замужества Зои Палеолог со сторону кардинала было обращение русского православного государства в католицизм. Он был уверен, что Зое удастся притворить в жизнь его замысел.

При дворе такую партию для государя приняли не однозначно. Ни митрополита Московского Филиппа, мать князя Марию Ярославну, ни боярское окружение Ивана III такой союз не устраивал. По мнению митрополита и матери, Зоя была латинянкой – которой не место на православной земле русской, а по мнению бояр – она бесприданница, то есть не ровня Государю.

Но у Ивана III на этот счет было свое мнение. Он был уверен, что вера православная на Руси непоколебима, а Софья – наследница великой православной Византийской Империи. Он видел в этом браке укрепление международного положения страны. «Мудрый Иоан III понял, что брак его с царевной Софией-Зоей получит значение передачи наследственных прав Императоров Греческих Русскому царскому роду, а вместе с тем значения Греции юной России». До момента брака с Софье Палеолог все правители на Руси носили титул «князя», с дипломатической точки зрения князь стоит на ступеньку ниже, чем царь или императора. И именно преемственность Византии положила начало становлению царской Руси.

Как показала история – этот брак действительно способствовал укреплению государства, развитию науки, культуры и религии, а также придал России новое мировое положение.

1.2. Влияние Софьи Палеолог на историю России

Иван III был человеком очень властным, но и очень мудрым. Его желание любыми способами сделать из Руси удельной, могучее единое государство, почитаемое и уважаемое во всем мире, свободное от татаро-монгольского ига способствовало выбору в жены византийской принцессы, наследницы императорской династии. В этом союзе он видел будущее для своей страны, но и Софья оказалась подстать князю – амбициозной, своенравной, готовой вместе с ним «строить» новую империю.

Говоря о вкладе Софьи Палеолог в историю России, нельзя не уделить внимания главному нашему символу – гербу. Сотни лет основным элементом герба России является двуглавый орел. Если обратится к геральдике – он символизирует, как независимость и могущество государства, так и его направленность России на Запад и на Восток. Но в данном проекте больший интерес представляет именно история появление этого символа на Руси. Она датируется 1497 годом - временем правления Ивана III. Но каким же образом это связано с Софьей Палеолог? Однозначно можно сказать, что символ пришел к нам из Византии. Действительно, после разгрома великой империи и падения Константинополя, центром православия стала Русь. Именно поэтому некоторые историки склонны считать, что двуглавый орел перешел к нам как символ православия, и никаким образом не связан с бракосочетанием Ивана III.

Однако если более подробно изучить данную тему, то становится понятно, что двуглавый орел – это не символ православия, и даже не символ Византийского государства – это личный герб династии Палеологов. Если даже предположить, что сам по себе двуглавый орел - изображение древних цивилизаций, появившийся задолго до прихода к власти династии Палеологов, и Иван III мог использовать его и по собственному разумению, то почему он принимает решение изменить его именно с появлением на Руси Софьи? Вот что написано об этом в различных исторических источниках. В «Историческом словаре российских Государей, Князей, Царей, Императоров и Императриц...» 1793 года представлена следующая информация: князь Иван III «…по супружеству с Греческую царевною присвоил Герб Римской империи орла двуглавного…» [3, 73]. Похожие данные представлены и в книге «Четырёхсотлетие Российского государственного герба» 1897 года «…Поэтому то в лице царевны Софьи, перенеся древний императорский род Греции на Русский престол и слив его с Царями Русскими, Иоан III мудро принял символический герб Византийский империи…» [1,19]

Таким образом, можно однозначно утверждать, что двуглавый орел украшающий нынешний герб Российской Федерации появился на Руси именно благодаря Софье Палеолог.

Другим государственно важным символом нашего государства во все времена был Московский Кремль. И его история также тесно связана с именем византийской принцессы.

Как уже было сказано ранее, Софья все свое детство провела в Италии. В те времена эту страну можно было по праву назвать «законодателем красоты, изящества и стиля». Эпоха рассвет архитектуры и живописи в Италии, и роскошь и помпезность ее родной Византии отразились на понимании Софьи, какой должна быть «великая империя». Москва середины XV века явно не вписывалась в эти рамки. С Софьей Палеолог на Руси появилось большое количество иностранцев.

Кроме того, Софья оказалась истинной православной верующей. Она не просто отказалась от идеи Ватикана введения на Руси католицизма, она всеми силами стала укреплять православную религию. Ей хотелось, чтобы новый храм Московского Кремля своим величием не уступал храмам Константинополя. Именно с этой целью по ее инициативе в Москву прибыл Аристотель Фиорованти, который стал первым архитектором при княжеском дворе.

Первой его постройкой стал Успенский Собор Кремля, который и по сей день является одним из самых ярких памятников архитектуры, сохранившихся с XV века. В дальнейшем и весь Московский Кремль начинает преображаться.

Следовательно, можно сказать, что именно желание Софьи жить в изяществе и роскоши, способствовало культурному развитию России XV века.

Еще одним эпизодом оставивший неизгладимый след в нашей истории стала неукротимая жажда власти византийской принцессы. В конце XV века на Руси особенно остро встал вопрос престолонаследия. После скоропостижной и весьма неоднозначной смерти Ивана Молодого – старшего сына Ивана III в качестве наследников престола стали рассматриваться два претендента: с одной стороны Димитрий – сын Ивана Молодого и Елены Стефановны (внук Ивана III), с другой стороны Василий – сын Ивана III и Софьи Палеолог.

Всё Московское боярство в качество приемника поддерживало именно Димитрия-внука. По обычаям того времен после смерти отца (Ивана Молодого), которому Иван III еще при жизни оставил самодержавную власть, Димитрий по праву становился престолонаследником. И сам Иван III венчал его на царство. Однако из истории известно, что после смерти Ивана III, престол занял его сын Василий. В ряде исторических источников находится подтверждение, тому, что именно Софья Палеолог оказала огромное влияние на восхождение сына на престол. В Записках о Московии барона Герберштейна упоминается следующее: «…Говорят, что эта София была весьма хитра и под влиянием её князь много делал. Между прочим утверждают, что она побудила мужа лишить внука Димитрия монархии и назначить на его место Гавриила1. Князь, убеждённый супругою, велел бросить Димитрия в оковы, и долго держал его в них. Наконец, на смертном одре, он приказал привести его к себе и сказал ему: «Милый внук, я согрешил пред Богом и пред тобою, заключив тебя в темницу и лишив тебя законного наследства; заклинаю тебя прости мне обиду; будь свободен, иди и пользуйся своим правом» [2,19]. 

Еще одно подтверждение влияния на Ивана III княгини Софьи можно найти в выдержках из беседы опального боярина Берсеня с Максимом Греком: «Как пришли сюда греки, - говорил он Максиму, - так земля наша и замешалась, а до тех пор земля наша Русская в мире и тишине жила. Как пришла сюда мать великого князя великая княгиня Софья с вашими греками, так и пошли у нас нестроения великие, как и у вас в Царегороде при ваших царях» [8].

Желание Софьи посадить на царский престол своего сына, ее уверенность том, что в жилах его течет кровь великих императоров Византийских и государя Всея Руси, изменила весь дальнейших ход русской истории. И если ее сына Василия III нельзя назвать выдающимся, то уж имя ее внука знает каждый. Иван IV Грозный – один из самых деспотичных, неоднозначных правителей, первый царь. Возможно мы никогда бы не узнали о нем, если бы не интриги и хитрость его бабушки, но история не терпит сослагательного наклонения.

Подводя итоги всему вышесказанному можно сказать, что Софья Палеолог оказывала колоссальное влияние, как лично на Ивана III, так и на историю России в целом.

1.3 Основные правила создания комикса

Комикс – это сопоставленные в определенном порядке графические и прочие изображения, призванные передать информацию и вызвать у зрителей эстетический отклик. Рисованная история, сочетает в себе литературу и изобразительное искусство. Его особенности является легкость прочтения и эмоциональная выразительность, переданные посредствам диалогов, мимики и жестов героев. Комикс способен глубже вовлечь читателя в происходящее.

По стандарту комикс состоит из следующих элементов:

- Обложка. Содержит название комикса, автора, а также небольшие тематические рисунки.

- 1 разворот - титульный лист. На нем размещено название, имя автора текста и иллюстратора, а также краткое вступление к комиксу.

- Основная часть - страницы комикса. Их количество не ограничено, но в стандартных комиксах преобладает от 20 до 40 страниц.

- Pin-up page. На ней расположены дополнительные рисунки художника и комментарии автора.

Существует несколько основных правил создания комикса:

Переходы от кадра кадру комикса могут быть разнообразными, но при этом автор точно должен понимать какую цель он преследует. Если необходимо выстроить четкую цепочку событий, то кадры располагаются слева направо, сверху вниз. Если же иллюстратору важнее создать определенный эмоциональный хаос, то кадры переходы могут быть резкими и неразборчивыми. События в одном кадре могут происходить как одновременно, так и последовательно.

Текст история комикса не может быть повествовательным или описательным. Он должен содержать преимущественно диалоги. Слова, реплики и комментарии должны сочетаться с изображениями.

Принято выделять этапов работы над комиксом:

Этап 1: Сценарий.  На этом этапе подробно прописывается история, все ключевые события, диалоги и персонажей.

Этап 2: Стиля. Стиль комикса напрямую зависит от истории есть биографические комиксы, познавательные и научные, комиксы-путеводители, большие графические романы. Стиль формируется исходя из идеи.

Этап 3: Черновая раскадровка. Этап подготовки к созданию визуальной части комикса.

Этап 4: Персонажи. Любой персонаж должен быть узнаваем и отличим от других действующих лиц комикса. У каждого из них должна быть своя история. Их мимика и поза должны соответствовать репликам.

Этап 5: Чистовая раскадровка. Это самый большой этап работы над комиксом, его каркас.

Этап 6: Обложка К нему стоит приступать в самом конце, когда основной материал комикса готов. Это красивый заключительный штрих. 

Изучив основные правила можно приступать к созданию комикса.

ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На основе изученного материала и представленных выше вариантов работы над комиксом была выбрана следующая схема: написание сценария; создание раскадровски и набросков; детальная отрисовка и верстка книги.

2.1 Создание текста

По замыслу автора, книга должна состоять из 4 частей. За основу каждой главы взяты наиболее яркие сюжеты из жизни византийской принцессы, сыгравшие особую роль в русской истории.

В первой части «Принцесса-бесприданница» рассказана история прибытия на Русь наследницы рода Палеологов. С ее появлением Москва получила статус «третьего Римом», коим остается и по сей день. Из этой истории читатели смогут узнать, почему князь выбрал себе в жены именно Софью? Какие политические интриги и заговоры стоят во главе этой свадьбы? Кто еще помимо князя был заинтересован в этом браке? И почему Софью не хотели принимать на Руси?

Часть вторая «Династический герб» особенно актуальна для современных читателей так как, несмотря на то, что прошло уже более пяти веков герб семьи Палеологов и сейчас используется в качестве главного символа Российской Федерации. Эта история поможет в первую очередь понять, откуда в России появился двуглавый орел, а также как он повлиял на личный статус Ивана III, и как с этого момента изменилось политическое отношение к России на мировой арене?

Часть третья «Великое преображение» рассказывает о переменах, произошедших на территории Московского Кремле. О том кто построил один из красивых и самых знаменитых до сих пор соборов России? И о том какую роль в это сыграла Софья Палеолог?

Часть четвертая «Цена власти» - заключительная часть комикса. В ней показана история борьбы за российский престол. Большинству читателей очень хорошо знакома такая исторической личностью, как Иван Грозный, однако не многим известно, что, если бы не огромное количество смертей, интриг и заговоров со стороны Софьи Палеолог, в истории России никогда бы не появился столь неоднозначный и деспотичный правитель, так похожий на свою византийскую бабушку.

Для того чтобы комикс получился привлекающим внимание и вызывающим желание дочитать его до конца, каждая глава должна быть динамичной, яркой, с сюжетом, где тесно переплетаются добро и зло, ненависть и предательство, слава и величие. Это позволит читателям погрузиться в события того времени, прожить их и сделать свои выводы о героях и их роли в истории.

Определившись с сюжетной линией можно переходить к написанию текста. Главной особенностью комикса является то, что в основном он должен состоять из диалогов. Используемые реплики должны быть краткими, эмоциональными и понятными читателю. Вместе с тем, необходимо учитывать особенности речи и словообразования XV века, чтобы в разговорах сохранить исторический стиль того времени.

Главными героями стали Софья Палеолог и Иван III, а также их ближайшее окружение.

В начале каждой части содержится краткая предыстория происходящих событий. А в конце представлены небольшие выводы, благодаря которым читатель может понять роль этого эпизода в русской истории.

Таким образом, получился не просто пересказ жизни византийской принцессы Софьи Палеолог, а история, раскрывающая ее черты характера, позволяющая понять насколько она была амбициозным, сильным, бесконечно преданный Руси и православию человеком, но вместе с тем женщиной, изменившей ход истории России.

2.2 Отрисовка персонажей и покадровая отработка сюжета

После того как была определена сюжетная линия и написан текст можно приступать непосредственно к отрисовке комикса.

На листах А4 для каждой части была создана раскадровка. Это необходимо для того, чтобы понять какая из реплик будет размещена на каком кадре, какого размера должна быть рамка кадра, сколько кадров будет расположено на странице. Также на данном этапе выбраны ракурсы и расстояния размещения персонажей. Там, где необходимо передать эмоции используются крупные планы, а в моменты, когда важно показать взаимоотношения героев используются общие и средние планы. Все это в черновом варианте было отражено в набросках. На этом работа в карандаше закончилась.

Вся последующая работа велась с использованием графического планшета. В программе Paint каждый из героев был изображен с 4 ракурсов: со спины, анфас, профиль справа, профиль слева – и сохранен в формате .png на прозрачном фоне. Данный формат позволяет использовать изображение в качестве одного из слоев для создания целостного кадра. На основе четырех базовых образов в дальнейшем по средствам внесения изменений в мимику, жесты и позы были отрисованы персонажи для каждого конкретного кадра комикса.

Главы комикса были поделены на отдельные эпизоды в зависимости места происходящих событий. Для каждого из них был подобран соответствующий фон.

Далее началась работа над созданием моментов. Для этого использовалась программа Paint.net. В отличие от программы Paint она позволяет работать со слоями. Путем послойного наложения на фон необходимых элементов формировались изображения. Каждый из эпизодов комикса состоит из 2-4 слоев. При отрисовке учитывались следующие нюансы: если кадр представляет собой крупный план, особое внимание уделялось мимике героя, в случае среднего или общего плана важно было учесть правила построения композиции с грамотной расстановкой акцентов. После окончания работы над кадром все слои объединялись между собой, образую единый рисунок, который сохранялся в формате .jpeg.

В итоге получилась библиотека изображений, состоящая из более 300 различных иллюстраций. Некоторые особо важные эпизоды были отрисованы как крупным, так и средним планом, чтобы впоследствии при окончательной раскадровке и верстке книги принять решение, какой из рисунков более гармонично вписывается в сюжет истории.

2.3 Верстка книги

По окончании работы над каждым отдельным кадром комикса остался заключительный этап – верстка. Для верстки книги, была использована программа NetPrint. Она позволяет создать книгу в электронном виде, а затем получить ее печатный экземпляр. Сравнительно простой интерфейс программы, большое количество разнообразных рамок и шрифтов и широкие возможности для использования имеющихся в собственной библиотеке изображений позволяют легко создавать книги различного формата.

Обложка книги содержит название и автора, на обратной стороне помещена небольшая история о Софье Палеолог. Далее на основе имеющейся раскадровки на каждый разворот книги помещены готовые панели комикса. Для каждого кадра созданы соответствующие комикс-облака с репликами героев.

Для того чтобы придать книге стилистический оттенок того времени все пояснения в начале и в конце глав выполнены на фоне берестяной грамоты. В качестве шрифта использован «cyrillic_old» - его очертания максимально напоминают старорусские тексты. В итоге получился исторический комикс:

В электронном виде работа над проектом была завершена осталось только получить в распечатанном виде продукт проект – готовую книгу-комикс.

Распечатанная книга была представлена одноклассникам, а также ребятам из 6 и 8 классов. Книга-комикс очень заинтересовала ребят. Большинство прочитали ее полностью. Что подтверждает высказанную ранее гипотезу, о том, что комикс, написанный на основе исторических событий, повысит интерес подрастающего поколения к истории России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы хочется отметить, что само по себе создание комикса это очень занимательный и интересный, но и вместе с тем очень трудоемкий процесс. Только на окончательную отрисовку одного кадра уходит в среднем от 30 минут до одного часа. Важен каждый момент, каждый взгляд, так как именно мимика, жесты, позы героев придают эмоциональности и создают эффект присутствия. Сюжеты сами по себе должны быть динамичными и интригующими. При этом не стоит забывать, что необходимо было отрисовать комикс на основе исторических событий, что требует от сценария максимальной точности и внимания к историческим фактам.

Однако не смотря ни на что, в процессе работы были выполнены все поставленные задачи, гипотеза доказана. Погрузившись в подробное изучение биографии княгини Софьи стало понятным, сколько загадок и тайн тех времен так и остались нераскрытыми. Систематизировав полученную информацию удалось пройти от начала до конца процесс создания книги. Познакомив ребят с книгой, получить отзывы, на основе которых сделать определенные выводы и доказать гипотезу.

Цель работы была достигнута. Исторический комикс «Софья Палеолог. История Византийской принцессы в России», будет интересен подрастающему поколению, так как именно этот литературный жанр на сегодняшний день является самым модным и актуальным. Любой комикс вызывает живой интерес современной молодежи, поэтому его можно использовать в качестве дополнительного материал для изучении истории России XV века, а также в качестве базы для проведения одного из уроков «Разговоры о важном».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Воронец Е. Н. Четырехсотлѣтіе Россійскаго государственнаго герба/ Е. Н. Воронец – Харьков: "Южного Края", 1898 – 58 с.

  2. Герберштейн Записки о Московiи (rerum moscoviticarum commentarii) Барона Герберштейна/ Герберштейн – Санкт-Петербург: В. Безобразова и комп., 1866 – 256 с.

  3. Нехачин И. В. Исторической словарь россiйскихъ Государей, Князей, Царей, Императоровъ и Императрицъ.../И. В. Нехачин – Москва:  А. Решетникова, 1793 – 231 с.

  4. Пирлинг П. О София/ П. О. Пирлинг – Москва: Центрполиграф, 2017 – 191

ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ

5. https://www.yandex.ru/video/preview/16884113629117368777

  1. https://yandex.ru/video/preview/9525062240589646033

  2. https://runivers.ru/bookreader/book473882/#page/10/mode/1up

  3. https://runivers.ru/new_htmlreader/?book=7814&chapter=451196

1 Гавриил –христианское имя царя Василия III

Просмотров работы: 70