Введение
Архитектура является неотъемлемой частью культурного наследия каждой страны, отражая ее историю, общественные ценности и художественные предпочтения. В этом контексте стиль Модерн занимает особое место, оставляя неизгладимый след в архитектурной летописи России. В настоящем исследовании мы направляем внимание на архитектуру стиля Модерн в России, анализируя его особенности, влияние на современную архитектуру и общество, а также его место в культурном наследии страны. Исторически, стиль Модерн в России стал своего рода ответвлением от мирового модернизма, проникая в архитектурную практику в конце XIX - начале XX века. Он привнес новые формы, материалы и идеи в российскую архитектуру, подчеркивая индивидуальность и художественное выражение в строительстве.
Предмет исследования: Архитектурный стиль Модерн в России
Мы рассмотрим эволюцию стиля Модерн в России, его характеристики, особенности и влияние на современную архитектуру и общество. Анализ архитектурных объектов и их восприятие позволят нам лучше оценить роль данного стиля в формировании культурного и архитектурного облика России.
Исследование архитектуры стиля Модерн в России имеет большое значение не только для историков искусства и архитекторов, но и для широкой публики, поскольку это позволяет понять и оценить роль архитектуры в формировании культурного и исторического наследия страны.
Объект исследования: архитектурные сооружения стиля Модерн в Москве, Санкт-Петербурге, а также по всей России
Целью данного исследования является систематизация и анализ архитектурного наследия стиля Модерн в России с целью более глубокого понимания его значимости и влияния.
Задачи исследования:
1. Изучить исторические предпосылки и контекст возникновения стиля Модерн в России в конце XIX - начале XX века.
2. Систематизировать основные архитектурные формы, характерные для стиля Модерн в России, включая типичные элементы декора, конструкции и планировочные решения.
3. Проанализировать влияние идеологии Модерна на архитектурную практику в России
4. Выявить наиболее значимые архитектурные объекты стиля Модерн в различных регионах России и провести их детальный анализ
5. Оценить влияние архитектуры стиля Модерн на формирование общественной среды и культурного ландшафта России в XIX - начале XX в.в
1.Исторический обзор стиля Модерн в России
В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн. Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Стиль получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре сооружений появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.
Русский Модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком» (см. приложение 1). Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн в архитектуре. Хотя русский модерн имел много общих черт со своей западноевропейской ветвью, отказ от углов и прямых линий, предпочтение извилистым линиям, подчеркнутое внимание к растительным мотивам, интерес к новым архитектурным технологиям, подъем прикладного искусства имел ярко выраженный национальный характер. Приверженцы модерна и сецессиона на Западе работали, стремясь вернуться к простоте и практичности Средневековья, раннего Ренессанса и следовали эстетике Прерафаэлиты, философии Джона Рёскина в прикладном искусстве. Тогда как русские художники черпали вдохновение в народном искусстве возрождая отечественное художественное ремесло.
2.Влияние исторических, культурных и социальных факторов на развитие стиля Модерн в России
Влияние на развитие Модерна в России было огромным. Оно было обусловлено большим количество факторов, вот некоторые из них:
1. Исторические факторы:
В конце XIX - начале XX века Россия переживала период глубоких социальных, экономических и политических изменений. Это был период быстрого развития промышленности, расцвета культуры и искусства, а также активной интеграции с западными европейскими течениями. Период правления императора Александра III и Николая II оказал сильное влияние на формирование архитектурных предпочтений и атмосферу культурной жизни. Индустриализация и экономический рост - промышленное развитие в конце XIX - начале XX века привело к ускоренному городскому росту и повышенному спросу на жилье, что стимулировало строительство новых архитектурных объектов и развитие новых стилей, включая Модерн.
2. Культурные факторы:
Представители русского общества стали все более заинтересованными в новаторстве и творческой свободе, что нашло отражение в искусстве и архитектуре. Некоторые элементы архитектуры Модерна в России могли быть вдохновлены национальными традициями и фольклором, что придавало архитектурным объектам особую атмосферу и индивидуальность. Модерн в России часто взаимодействовал с другими художественными направлениями того времени, такими как символизм в литературе или импрессионизм в живописи, что отразилось на его характере и стилистике.
3. Социальные факторы:
Архитектура Модерна в России могла быть как символом статуса и богатства, так и доступной массовой архитектурой, в зависимости от контекста и целей заказчика. Социокультурные изменения также оказали влияние. Развитие образования и культурных связей в обществе в конце XIX - начале XX века также оказало влияние на архитектурный вкус и предпочтения, способствуя формированию новых архитектурных трендов. Стиль Модерн стал выражением социальных амбиций и стремлений к культурному прогрессу. Он символизировал стремление к индивидуальности, креативности и свободе выражения, что соответствовало духу времени и ожиданиям нового поколения.
Самое большое влияние архитектура модерна, безусловно, оказала на художественное искусство. Та эстетика, которой восторгались европейцы в «дягилевских» гастрольных балетах, была сформирована кругом художников, входивших в объединение «Мир искусства». Они смогли перенастроить оптику восприятия искусства, произвести в нем негромкую, но существенную революцию. И это был трамплин для тех, кто пришел потом и, естественно, отнесся к предшественникам пренебрежительно.
Всего несколько человек составили ядро объединения «Мир искусства», которое в 1898 году стало издавать одноименный журнал. Это были художники Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере, Мстислав Добужинский, Анна Остроумова-Лебедева. И конечно, Сергей Дягилев, антрепренер, импресарио, мотор и пружина всех мирискуснических инициатив. Для популяризации модерна они издают журнал, который делается по образцу европейских журналов, пропагандирующих стиль модерн. Этим журналом выступает журнал – «Мир искусства»
3.Характеристики архитектуры стиля Модерн в России
Основные черты модерна в архитектуре - это декоративность и рациональные конструкции. Практическое назначение строений на глаз определить было практически невозможно, потому что во главу угла ставились эстетические принципы, красота и декор.
Декорирование зданий же было богатым и разнообразным. Характерными элементами были – изогнутые линии, русские национальные орнаменты в частности с элементами растительности, абстрактных и крайне популярных в то время узоров.
Здания носили по-настоящему имперский лоск. «Их строгий, стройный вид» создавался на века, поэтому и материалы были соответствующими. Распространенными материалами для декорирования были камень, кирпич, дерево, кованные элементы. Впервые начали использовать прорывной железобетон.
Помимо по-имперски шикарной облицовки, здания русского модерна имели и комфортабельную планировку. Постройки русского модерна были склонны к обеспечению просторных и хорошо освещенных помещений. Это достигалось за счет широких окон, высоких потолков и использования открытых планировок. Одними из самых значимых объектов модерна стали Петербургская и Московская школы модерна.
3.1 Петербургский модерн
Модерн в архитектуре России расцветал с начала XX века, особенно в северных областях, пропитываясь вдохновением, привнесенным шведским и финским искусством, особенно в Санкт-Петербурге. Этот период часто ассоциируется с северным модерном. Подобно вихрю культурных потоков, он утончался в переосмыслении национальных истоков и дыхании средневековой архитектуры Балтики. Рождение этого стиля во многом связано с именем С. П. Дягилева, который в 1898 году устроил знаменитые выставки, представившие творчество финских и шведских мастеров русской публике. Волшебство их работ, созданных под покровом "национальных романтиков" как А.Цорна, К.Ларсона и А.Галлена-Каллела, оставило неизгладимый след в истории архитектуры, и звучание их имен продолжает разноситься на ветрах времени.
В дополнение, следует отметить, что важную роль в формировании архитектурного ландшафта северных регионов России сыграл выдающийся финский архитектор, непревзойденный мастер своего дела, Элиэль Сааринен. Его визиты в Петербург и членство в академии художеств этого города оказали значительное воздействие на архитекторов Российской империи. Под его влиянием они получили новые идеи и вдохновение, что способствовало появлению смелых и оригинальных проектов, гармонично сочетающих в себе классическое наследие и современные архитектурные тенденции.
К зданиям петербургского модерна относятся такие сооружения, как Толстовский дом, Магазин купцов Елисеевых, Дом компании «Зингер», или Дом книги, а также Универмаг «У Красного моста».
Однако самым интересным из них является Дом «Зингера» (см. приложение 2). Это сооружение должно было стать одним из самых высоких зданий Петербурга, однако запомнился для архитектуроведов другими примечательностями. Больше всего внимания привлекает стеклянная башня, которая делает здание заметным ориентиром на Невском проспекте. На ее вершине две фигуры поддерживают земной шар. Раньше на глобусе красовалось название компании — как символ стремления «Зингера» охватить своей торговой сетью весь мир.
После 1914 года стиль модерн в русской архитектуре севера подвергался критике. В частности, его декоративные элементы. Поэтому зодчие предпочитали пользоваться рациональными приемами.
Кратко. Главные особенности:
1. Сочетание искусственных и естественных материалов в отделке.
2. Облицовка гранитом (либо неотесанным, либо гладким со скульптурами).
3.Цвета подбирались с особенной тщательностью, именно поэтому большинство фасадов напоминают северные скалы и средневековые замки.
4. Практически не встречается мелкий орнамент.
3.2 Московский модерн
Архитектурный стиль русского модерна отличался яркой национальной идентичностью, пронизывая философию своего времени через творческое общество Абрамцевского кружка. Этот кружок, окруженный атмосферой интеллектуального мастерства, являлся источником вдохновения для многих талантливых личностей. В его центре стояла фигура выдающегося мецената и предпринимателя - Саввы Мамонтова, который был не только финансовым спонсором, но и душой этого созерцательного сообщества.
До того, как архитектурный модерн обрел свой характерный облик, его черты уже проявились в нескольких замечательных произведениях, включая церковь, созданную Поленовым и Васнецовым. Еще одним фокусом восстановления национального духа стало поместье Телашкино под Смоленском, где располагались мастерские по дереву, гончарные и вышивальные ателье.
В отличие от Петербурга, где в основном возводились общественные здания, в Москве преобладали частные особняки, претерпевавшие метаморфозы в соответствии со стилем. Один из выдающихся архитекторов этой эпохи, Федор Шехтель, воплотил свою визию в первом модерновом особняке Москвы - доме З. Г. Морозовой, построенном в 1893 году. Здесь Михаил Врубель создал несколько панно, дополнявших облик здания.
Московский архитектурный модерн представлен разнообразно. Один из ярких примеров - особняк С. П. Рябушинского, заядлого коллекционера. Шехтель украсил его светло-желтые фасады сиреневой мозаикой, изображающей ирисы, и установил на окна разнообразные кованые решетки с цветочными мотивами. Внутреннее оформление также было весьма продуманным, где все элементы подчинены закону морской волны: от мозаики на полу до изгибов лестницы.
Зачастую в работе над фасадами и интерьерами участвовали мастера Абрамцевского кружка, создавая тематические картины и великолепную облицовочную керамическую плитку, дополняющую визуальное великолепие зданий.
Каждый регион страны тяготел к какому-то своему направлению. В Москве это был неорусский стиль.
4. Влияние стиля Модерн на современную архитектуру и общество
Продолжение и трансформация идей Модерна в современной архитектуре являются важным аспектом эволюции архитектурного стиля и его приспособления к современным потребностям и технологиям. Современные здания все больше стремятся быть более конструктивными, избегая лишних элементов украшательства. Однако, современная архитектура продолжает черпать некоторые принципы модерна.
Современные архитекторы используют передовые материалы и технологии для создания зданий, как в эпоху Модерна, но в более современном ключе. Например, использование стекла, металла и композитных материалов позволяет создавать здания с изящными формами и легкими конструкциями. Помимо этого, идеи устойчивости и экологичности, заложенные в Модерне, стали еще более актуальными в современной архитектуре. Здания проектируются с учетом энергоэффективности, использования возобновляемых источников энергии, а также с учетом воздействия на окружающую среду.
Велико и влияние модерна на культуру России, и его нельзя переоценить. Этот стиль, который возник в конце XIX - начале XX века, оказал значительное влияние на развитие архитектуры, дизайна и искусства в России.
Во-первых, Модерн привнес новаторство и смелость в российскую архитектуру. Этот стиль отличался отступлением от классических канонов в пользу экспериментов с формой, линиями и декоративными элементами. Его архитекторы, такие как Федор Осипович Шехтель и Сергей Васильевич Шервуд, создали знаковые здания, такие как Дом Зиновьева в Москве, или Дом на набережной в Санкт-Петербурге, которые стали неотъемлемой частью городских пейзажей и культурного наследия.
Во-вторых, данный стиль стимулировал развитие российского дизайна и прикладного искусства. Художники и мастера этого времени создали множество предметов интерьера, мебели, украшений и других объектов, олицетворяющих новаторство и эстетику Модерна. Эти предметы стали не только символом эпохи, но и важным компонентом культурного наследия страны.
Третье, Модерн оказал влияние на развитие русской культуры и общества в целом. Он стал частью интеллектуального и культурного движения, которое стремилось к обновлению и прогрессу. Модернистские идеи в сфере архитектуры и искусства оказали воздействие на другие сферы общественной жизни, включая литературу, философию и политику.
Наконец, наследие Модерна продолжает жить в современной России. Множество архитектурных памятников и художественных произведений этого периода остаются важными объектами культурного туризма и исследований. Кроме того, элементы Модерна встречаются в современной архитектуре и дизайне, демонстрируя его актуальность и важность в современном контексте.
5. Заключение
Стиль Модерн, возникший в конце XIX - начале XX века, продолжает оставаться одним из наиболее влиятельных и заметных явлений в истории архитектуры и дизайна. Он сформировался как реакция на индустриальную революцию и стремление к новаторству во всех сферах жизни. В современном обществе, находясь в контексте постиндустриальной эпохи и глобальной культурной динамики, стиль Модерн продолжает влиять на наше восприятие архитектуры, дизайна и культуры в целом.
В современном обществе восприятие стиля Модерн остается многогранным и контекстуальным. Оно зависит от множества факторов, таких как культурные традиции, исторические особенности, индивидуальные предпочтения и современные тренды. Для многих людей Модерн ассоциируется с инновациями, прогрессом и креативностью. Они видят в нем выражение смелых идей, экспериментов с формой и материалами, а также стремление к гармонии между человеком и окружающей средой.
Однако для некоторых Модерн может быть ассоциирован с излишней эклектикой, несоответствием с традиционными стилями или даже с принципиальным отходом от классических канонов. Оценка этого стиля может быть исторически обусловленной, привязанной к определенным периодам и событиям, таким как урбанизация, индустриализация или культурные движения.
Современное общество также характеризуется широким спектром интерпретаций и переосмыслений стиля Модерн. Многие современные архитекторы, дизайнеры и художники находят в Модерне источник вдохновения и используют его элементы в своих работах, смешивая их с современными тенденциями и технологиями. Это позволяет сохранить свежесть и актуальность Модерна в современном контексте, делая его неотъемлемой частью современной культуры и архитектурного ландшафта.
Более того, в современном обществе усиливается внимание к устойчивости и экологичности, что приводит к переосмыслению некоторых аспектов Модерна. Эстетика этого стиля может быть сочетана с современными технологиями и материалами, создавая таким образом устойчивые и функциональные объекты.
В заключение, восприятие и оценка стиля Модерн в современном обществе являются динамичными и многослойными. Он продолжает вдохновлять и вызывать интерес, сохраняя свою актуальность и значимость в контексте современных культурных и архитектурных трендов.
Литература и Интернет-ресурсы
https://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/stil_modern_v_rossii/
https://arthive.com/publications/4273~Russian_art_nouveau_the_power_of_artists_the_spectacular_of_designers_and_architectural_ecstasy
https://arzamas.academy/materials/1201
https://www.culture.ru/materials/51611/yugendstil-on-zhe-tiffani-on-zhe-secession-on-zhe-liberti-on-zhe-modern
https://bdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217314242/Metodicheskoe_soobshhenie_Ershovoj_S.V._Modern_v_arKhitekture.pdf
https://journal.tinkoff.ru/list/modern-spb/#nine
Приложения
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Абра́мцевский худо́жественный кружо́к (мамонтовский кружок) — неформальное объединение русской интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей и др.). Кружок был задуман в 1872 году в Риме. Началом своей деятельности участники кружка считали 1878 год, так как пятнадцатилетний юбилей отмечали в январе 1893 года. Время окончания деятельности объединения определить затруднительно. Последний домашний спектакль в Абрамцеве состоялся в 1897 году. Выросшая из театральной деятельности кружка Русская частная опера просуществовала до 1900 года, а затем преобразованная в Товарищество оперных артистов — до 1904 года. Ещё дольше работали художественные мастерские: гончарная в Москве до 1918 года и столярная в Абрамцеве до 1920-х годов.
Художественная жизнь кружка развивалась в основном в Абрамцеве — усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова, расположенной вблизи Сергиева Посада.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Дом компа́нии «Зи́нгер» («Дом кни́ги») — историческое здание в Санкт-Петербурге, расположенное по адресу Невский проспект, 28, памятник архитектуры федерального значения. Дом был построен в 1902—1904 годах по проекту архитектора Павла Сюзора для компании «Зингер». Вплоть до революции в здании располагалась штаб-квартира российского представительства «Зингер» и различные конторы-арендаторы. В 1919 году здание национализировали, в него перевели магазин «Петрогосиздата», филиалы различных издательств и редакции газет и журналов, целое крыло занимал государственный комитет цензуры. Название «Дом книги» закрепилось в речи горожан по магазину, работавшему в здании с 1938 года.
12 ноября 2022 года в доме Зингера был вновь открыт «Дом книги», работавший с 1938 по 1999 год. После многолетних судебных тяжб владельцем магазина вновь стало правительство города. В помещениях отреставрировали витражи и венецианскую штукатурку, закупили новую мебель. Главным отличием нового книжного стал ассортимент представленной литературы — место туристических путеводителей и сувениров заняли книги независимых издательств и петербургских авторов