История кукольного театра в России. Пальчиковый кукольный театр, как возможность украсить семейный праздник

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История кукольного театра в России. Пальчиковый кукольный театр, как возможность украсить семейный праздник

Чехова С.А. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Большова Н.В. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение, актуальность.

Какое чудо — оказаться в сказке

С героями оживших вдруг легенд!

Нас удивляют их костюмы, маски,

Захватывает действия момент.

Они поют, горюют, размышляют…

Накал страстей передается нам.

Игрой своей нам души зажигают.

Искусство их — театр, не балаган.

Я очень люблю театр. Вместе с одноклассниками мы готовим театральные постановки к праздникам для родителей, учителей и других гимназистов начальной школы. Мне нравится в них участвовать. Мы побывали с классом в Нижегородском театре кукол, где посмотрели сказку «Сказ о граде Лебединце», в ТЮЗе побывали на спектакле «Сказка о потерянном времени». С мамой и братом мы также посмотрели в кукольном театре сказку «Снежная королева»

Обсуждая поездки, мы с ребятами и задумались над созданием своего театра. У нас возникло много вопросов, связанных с кукольным театром. В классе уже есть перчаточные куклы и куклы живой руки, поэтому особо мы заинтересовались пальчиковым театром, так как пальчиковых кукол в нашем классе ещё не было. А ведь у многих моих одноклассников есть младшие братья и сестры. И было бы неплохо иметь пальчиковых куколок дома. Ведь театр приносит огромную пользу для воспитания добродетелей, развивает речь и творческие способности, помогает с пользой для души организовать свободное от уроков время. Мы задумались и поставили перед собой такие вопросы:

- Как и когда появился театр? Нельзя было не узнать об этом, ведь кукольный театр - это одна из разновидностей театра вообще.

- С именами каких известных личностей связано возникновение театра в России?

- Какие куклы придумали люди, чтобы удивить публику?

- Чем интересны и насколько разнообразны современные театры кукол?

- Кто в России является основателем профессионального кукольного театра?

- Какие существуют наиболее распространенные виды пальчиковых кукол?

- Какими преимуществами обладает театр пальчиковых кукол?

Цель нашей работы:

Познакомиться с историей театра в России, кукольного театра и его разновидности – пальчикового театра, в частности. Увлечь этой идеей одноклассников и их родителей. Создать пальчиковый театр для класса и для семьи

Задачи:

  1. Исследовать информацию, связанную с историей театра в России и кукольного театра, в частности.

  2. Провести опрос по теме.

  3. Узнать имена основателей кукольного театра в России.

  4. Выяснить, какие бывают куклы

  5. Познакомиться с видами кукольных театров.

  6. Узнать о различных способах изготовления пальчиковых кукол.

  7. Изготовить самим и с помощью родителей пальчиковые куклы.

  8. Подготовить и провести театральные постановки.

  9. Оформить стенд по теме работы.

  10. Сделать выводы, защитить проект.

Методы исследования:

  1. Экскурсия в кукольный театр.

  2. Самостоятельная работа по изучению и сбору информации по теме

в библиотеке и в Интернет-источниках.

  1. Просмотр видеофрагментов по теме.

  2. Анкетирование.

  3. Практическая работа по изготовлению кукол и декораций к спектаклям.

  4. Театральная игра.

Гипотеза: «Возможно, создание пальчикового театра научит нас приносить радость своим близким, одноклассникам, знакомым. Постановка спектаклей -станет одним из любимых позитивных увлечений»

Объект исследования:

История возникновения театра в России и кукольного театра в частности.

Предмет исследования:

Театральная кукла.

  1. Основная часть (теоретическая)

2.1 Из истории театра.

Театр является древним искусством, к которому во все времена во всех странах

относились с большим уважением. Считается, что родиной современного кукольного театра являются Индия и Китай (1 век до нашей эры)… Позже этот вид искусства был занесён бродячими артистами в Древнюю Грецию…В нашей стране возникновение профессионального театра связано с именем Петра I. При нём на Красной площади было построено специальное здание, которое называлось Комедийная Храмина. Артисты были приглашены из Германии. Пьесы тоже были немецкие, поэтому популярности этот театр не получил. Широко были распространены народные и крепостные театры, где показывались более эффектные представления. Так же популярным был школьный театр при Славяно - греко-латинской академии, основанный Симеоном Полоцким в 17 веке.

Необходимость в пальчиковых куклах возникла очень давно. Наши предки не знали о мелкой моторике, мышечном тонусе и прочих премудростях неврологии, но делали своим детям хорошие пальчиковые игрушки. Как только малыш начинал интересоваться своими ладошками, для него придумывали пальчикового зайку. Квадратный кусочек ткани сворачивали жгутиком по диагонали, складывали пополам и обматывали верёвочкой или тесьмой. В образованное кольцо просовывался палец руки, играя роль головы зайки, а свисающие концы ткани становились ушками. Получившийся зайчик, надетый на мизинец, был не только игрушкой, но и обладал сильным терапевтическим эффектом – помогал правильно сжимать ладошку в кулачок.

История развития кукольного театра связана и с Рождественскими праздниками.

В средние века в монастырях устраивались представления, где показывали

сцену Рождества Господа Иисуса Христа. Главными персонажами были куклы..

Вертеп – образ пещеры, где родился Господь – представлял собой ящик без передней стенки, на донце были прорези, позволяющие с помощью креплений двигать куклы. Были и другие библейские темы, главными персонажами которых являлись дева Мария, Иисус, святые. С именем Марии связано название одного из видов кукол – марионетки.

Народный кукольный театр появился в Италии в 16 – 17 веках. Главным его персонажем был хулиган и потешник – деревянная кукла-озорник в смешном колпачке, с крючковатым носом, с палкой – чтоб поколотить обидчика. В каждой стране у него есть своё имя:(обр. внимание на слайд)

в Италии – Пульчинелло,

в Турции – Карагёз,

в Чехии – Кашпарек,

в России – Петрушка.

Кукольники в своих спектаклях рассказывали о добре и зле, о любви и ненависти, о мечтах и страданиях – о том, что их тревожит.

Первые такие артисты в России были приезжие гастролёры из Италии и Греции.

Первые русские кукольники в конце 18 – начале 20 веков не имели своих помещений. Обустраивались в местах народных гуляний. Это происходило в большие православные праздники.

Спектакли смотрели все, большей частью взрослые.

Предполагалось участие 1 актёра. Театр Петрушки был мужским. Артист носил с собой на плече складную ширму, в руках – шарманку и сундучок с куклами. Всё это весило около 30 кг. Для установки театра на ровном месте в землю вбивались 2 кола, между которыми натягивалась ткань. Вот и готовая ширма. Или артист делал ширму из юбки, к подолу которой пришивал обруч. Эту юбку он одевал поверх своей обычной одежды и, поднимая обруч, становился скрытым от зрителя. Часто это делал его помощник-шарманщик. Артист брал куклу, играл представление.

Ширма из 4-х деревянных рам, обшитая тканью появилась в середине 19 века. Она просто ставилась на землю.

Герой представлений - Петрушка, или Пётр Иваныч Уксусов, одевался в красную рубаху, холщовые штаны и остроконечный колпак с кисточкой.Чтобы говорить не своим голосом, а писклявым и неразборчивым, кукловод вставлял в горло специальный пищик, что-то вроде свистка. Представление длилось не более 20 минут.

В начале 20 века перчаточная кукла утратила былую популярность из-за 1-ой мировой войны и «пошла» в школы. Там Петрушка был примерным мальчиком, который рассказывал интересные истории, учил хорошему поведению. Стали популярны и домашние кукольные театры, где представления устраивались по выходным дням.

2.2 Известные в России кукольники.

Иван Афиногенович Зайцев (1863 – 1936 г)

Заслуженный артист Центрального кукольного театра. Сначала был артистом

Московского цирка. Акробат, шпагоглотатель, танцор. В 27 лет увлёкся театром марионеток. Ходил со своей ширмой и шарманкой по московсим улицам и дворам,

Побывал в различных городах России, в том числе Ярославле, Нижнем Новгороде… Километры его путешествий измерены искренностью, смехом, чистотой и честностью. В 1932 году он со своей помощницей вступили в группу Центрального театра кукол, но итам выступали со своими куклами.

Сергей Владимирович Образцов(1901 -1992г.)

Основал Центральный театр кукол в Москве.

Потомственный дворянин, сын учёного. Однажды в детстве, увидев в Московском парке Сокольники выступающего кукольника затаил в своём сердце мечту стать кукловодом. Первую перчаточную куклу ему подарила мама.

В 1931 году создал театр кукол и более 60 лет был его руководителем. Он вырастил в театре несколько поколений блистательных актёров, режиссёров,

сценаристов, художников и драматургов.

В здании театра есть музей кукол.

А на фасаде здания – необычные знаменитые музыкальные часы – визитная карточка театра..

2.3. Виды театральных кукол.

- Одинаковы или различны куклы в театрах?

- Если различны, то чем они отличаются?

Об этом нам тоже хотелось узнать. Пользуясь интернет-источниками, мы вместе с родителями узнали и подготовили презентации о видах театральных кукол.

Оказывается, в театрах есть разные виды кукол, которые различаются способами

управления.

Перчаточные куклы – их называют ещё бибабо – самые простые театральные куклы. Это Петрушка, различные человечки, зверушки. Такая кукла одевается

на 3 пальца кисти руки. Указательный палец вставляется в голову куклы, большой

и средний вставляются в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы «оживают» благодаря специальным палочкам-тростям или

проволочкам, которые прикрепляются к одежде кукол. Голова надевается на

специальный стержень – гапит. К нему же крепятся плечи и руки. Это довольно

большая кукла по своим размерам. Может быть более полуметра.

Куклы-марионетки считаются низовыми куклами. Актёр управляет ими сверху.

Это самая сложная в управлении кукла. Кукловод держит «вагу» - подвижный

крестообразный держатель. На ней крепятся нити, отвечающие за разные части тела куклы. Чтобы кукла играла, двигалась, актёр попеременно управляет ими. Таких театров немного: в Москве,Петербурге, в Грузии, в Беларуси. Санкт-Петербургскому театру марионеток имени Е.С.Демени 1 декабря этого года исполнится 100 лет

Механические куклы приводятся в движение благодаря специалным механизмам:

резиночкам, рычажкам.

Мимирующие куклы. Это тканевые или резиновые куклы. Кукловод вставляет пальцы руки в голову такой куклы и она может менять выражение лица.

Теневые куклы – это изображения людей, животныхили каких-то предметов,

которые отбрасывают тень на экран.

Вертепные куклы укрепляются в штырь или прочную пластину, похожую на

линейку, которые двигаются по прорезям в донце ящика или на полу. В вертепном

ящике разыгрываются представления о Рождестве Христовом.

Куклы-великаны появляются на уличных представлениях. Могут ходить на

ходулях. Это участники праздников и карнавалов.

Пальчиковые куклы. Это разновидность перчаточной куклы, которая одевается

на пальчик.

Кукла живой руки имеет большие сценические возможности.Она может ходить по залу, брать детей за руку, танцевать.Всё это благодаря своему устройству.У неё

пустые ладошки (куда кукловол вставляет свои руки).Голова куклы крепится лентой на шее актёра.

Напольные куклы до полутора метров высоты. У них пустые ладошки и тапочки.

Кукла-тантамареска – у неё голова человека, а тело кукольное.

Какие виды кукольных театров существуют в наше время? В чём их особенности?

2.4. Типы кукольных театров.

  1. Театр верховых кукол .

В нём куклами управляют снизу. Артист скрыт ширмой. Это перчаточные, паль-

чиковые, тростевые куклы.

  1. Театр низовых кукол. Это театр марионеток. Актер находится на специальном балкончике – тропе и управляет куклой сверху.

  2. Театр срединных кукол. Здесь можно увидеть ростовых кукол, мимирующих кукол, великанов. Куклы на уровне роста кукловодов.

  3. Вертеп. Это специальный ящик, где воспроизведена сцена Рождества, имитирующая пещеру.

  4. Настольный. Может быть театр игрушек, кунусный, театр пластиковых стаканчиков, «шагающий» театр…

  5. Театр кукол на воде. Такие театры есть во Вьетнаме и Китае.

  6. Домашний или школьный кукольный театр. Здесь возможна полная свобода творчества. Это и картинный театр, и театр из дисков, театр ложки деревянной – где герой нарисован и пластиковой, где герой дополнен либо рисунком, либо

аппликацией, либо лепкой, а для одежды его взят обычный конфетный фантик.

Это может быть театр «живой куклы», где дети сами с помощью костюмов и

грима перевоплощаются в кукол.

2.5. Виды и возможности пальчикового театра.

Сейчас увлечение театром получило широкое распространение, Пальчиковых кукол существует тоже множество видов.

- Пальчиковые куклы из бумаги.

- Пальчиковые куклы из картона.

- … шитые из ткани.

- … из фетра.

- … валенные из шерсти.

- …деревянные.

- … кукольные головки.

- … из бросового материала.

- … из природного материала.

Знакомясь с информацией по выбранной теме, я была приятно удивлена возможностями пальчикового театра. С его помощью можно интересно провести с малышами пальчиковую гимнастику, рассказать о полезных свойствах овощей и фруктов, познакомить с русскими народными сказками и авторскими произведениями, рассказать о правилах поведения в природе и в общественных местах и ещё много-много чего придумать. Пальчиковый театр компактен. Он удобен для хранения и перемещения. В нашем классе он стал большой радостью.

А творчески подходить к его созданию стали все: и взрослые, и дети.

Результаты опроса подтвердили правильный выбор темы моей работы, ведь в год семьи увлечение театром может стать одной из замечательных традиций.

В наше время пальчиковый театр – это форма театрального искусства. Существует благотворительная программа «Мир новых возможностей», которая для обеспечения комфортного проживания народов северных регионов одобрила проект по организации мастер-классов по созданию пальчикового театра.

Таким образом, пальчиковый театр можно использовать в самых разнообразных форматах:

- обучение,

- воспитание,

- развлечение,

- терапия,

- разрешение конфликтных ситуаций,

- формирование положительной мотивации к деятельности…

. 3. Основная часть (практическая).

3.1.Результаты опроса.

Мы провели опрос ребят нашего класса по теме работы, и вот что у нас получилось.

1.Нравится ли вам театр?

Нравится

Не нравится

18 человек

2 человека

2.Были ли вы в театре?

Были

Не были

20 человек

О человек

  1. Если были, то в каком театре вам больше всего понравилось?

Кукольный театр

Филармония

ТЮЗ

8 человек

6 человек

6 человек

  1. Кем вам больше нравится быть: артистами или зрителями?

Артистами

Зрителями

И артистами, и зри-телями одинаково

8 человек

9 человек

3 человека

  1. В каком ещё театре вам бы хотелось побывать с классом?

ТЮЗ

Кукольный

Оперы и балета

Филармония

Т-р кошек

3 человека

9 человек

2 человека

4 человека

2 человека

  1. Хотели бы вы иметь домашний мини-театр?

Хотели бы

Нет такой необходимости

20 человек

 
  1. Хотели бы вы, чтобы в семье появилась традиция театральных пальчиковых постановок к праздникам?

Хотели бы

Нет такой необходимости

20 человек

 

Меня порадовали результаты опроса, у моих одноклассников присутствует интерес к теме моей работы, и они приветствуют организацию поездок в театр. Поэтому мне захотелось расширить их представления по теме и подготовить стенд о театре (Что такое театр? Как он устроен? Какова его история? Имена каких известных людей связаны с театром? Театральные профессии. Необычные кукольные и пальчиковые театры. Какие правила поведения нужно соблюдать в театре? Возможности пальчикового театра.)

Мы поделились с родителями и учителем нашими планами о необходимости создания пальчикового театра. Взрослые нас поддержали.

3.2. Изготовление пальчикового театра.

Для начала мы заказали готовый пальчиковый театр из фетра «3 поросёнка». Он нам очень понравился, мы сразу же распределили роли и стали готовить театральную постановку.

Родители охотно захотели поучаствовать в таком полезном увлечении и связали нам кукол для сказок «Зайкина избушка» и «Кот, лиса и петух». Это будут наши следующие выступления со сказками.

Мы сами, имея небольшой опыт по пошиву мягкой игрушки, начали шить пальчиковых куколок к сказке «Теремок», чтоб каждый мог порадовать дома своих близких театральной постановкой к какому-либо празднику. Здесь тоже было всё не совсем просто. Нужно было соблюдать определенные условия, чтоб куколка получилась.

1.Найти или придумать подходящих персонажей.

2. Подготовить шаблоны.

3. Нанести шаблоны на ткань, соблюдая припуски на швы.

4. Вырезать заготовку по припускам.

5. Сшить детали швом «назад иголку»

6. Вывернуть изделие.

7. Украсить изделие элементами из другой ткани или из ватных дисков.

8. Примерить куколок на пальчики.

9. Разыграть спектакль.

Но, чтобы пьеса получилась, нужно почувствовать своих персонажей, полюбить их, подумать над их характером и особенностями, чтобы всё это отразить в своём выступлении.

4. Заключение

Выполняя эту работу, нам удалось достичь поставленной цели:Познакомились с историей театра в России, кукольного театра и его разновидности – пальчикового театра, в частности. Увлекли этой идеей одноклассников и их родителей. Создали пальчиковый театр для класса и для семьи. Мы узнали, что ребята и родители воспринимают этот вид искусства только положительно и интересуются этой темой.

Все поставленные задачи мы выполнили. (слайд с задачами) Кроме того, мы узнали, что есть профессиональные праздники – День кукольника 21 марта и Всемирный День театра 27 марта, который празднуют во всём мире . Театр помогает укреплению мира между народами. В годы Великой Отечественной войны артисты России показали более миллиона спектаклей для поддержания боевого духа наших солдат.

Выводы нашей работы состоят в том, что кукольный театр в семье, в школе, приносит радость, восхищает, вдохновляет, развивает душу, интеллект и творческие способности,сплачивает класс, возвращает в детство взрослых людей.А мы очень любим быть в нём артистами. И, если в классе в театральных постановках не всегда каждому достается роль, то теперь, создав свои пальчиковые мини-театры мы можем выступать перед младшими братишками и сестрёнками, радовать бабушек и дедушек, родителей, своих родственников и соседей. Долгое время мы были увлечены интересным и полезным делом. Гипотеза нашей работы «Возможно, создание пальчикового театра научит нас приносить радость своим близким, одноклассникам, знакомым. Постановка спектаклей - станет одним из любимых позитивных увлечений»подтвердилась. Родители и ребята из других классов смотрят наши постановки с удовольствием. В перспективе мы планируем сшить куколок из фетра. У нас для этого еще много времени до конца учебного года. У нас уже есть 4 вида театра( перчаточные, ростовые, картинные куклы, куклы живой руки), которые помогают нам делать добрые дела для других людей и самим становиться лучше.А вам мы желаем создать свой кукольный театр. В год семьи это будет очень кстати.

Кулисы, занавес, актёры. Афиши, публика, цветы.

Не слышно глупых разговоров, сюжетом все увлечены.

Пусть легендарный дух театра Вас защищает от невзгод,

Согреет душу вам азартом, успешность, веру принесёт.

Спасибо за внимание!

5. Список использованных источников и литературы .

1. Деммени Е. Школьный кукольный театр. –Л.: Детгиз ,1960.

2. Технология обработки ткани. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение , 1989 .

3. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. Перевод с английского Трошиной А.С.- М.: Просвещение, 1979.

4. Семья и школа. Журнал № 10- 1994, № 3 - 1994, № 8 - 1994, № 9 - 1994, № 5 - 1994, № 7 - 1995, № 10 - 1996.

5. Караманенко Т. Н. «Кукольный театр», М. 2001.

6.Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Просмотров работы: 224