Благодатный батюшка – Н.В. Кутепов

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Благодатный батюшка – Н.В. Кутепов

Фомичёва Я. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки».
Большова Н.В. 1
1ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени святого апостола и евангелиста Луки».
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение. Актуальность.

На одном из классных часов у нас состоялся разговор об истории нашей гимназии.Ей в этом году исполняется 24 года. А открытие её было почти чудом. Благочинный- отец Игорь Иудин под воскресную школу получил старое заброшенное здание бывшей библиотеки. Трудами и стараниями отца Игоря и его помощников в здании был сделантакой прекрасный ремонт, что оно превратилось в современное светлое и очень уютное помещение. Когда приехал митрополит Николай посмотреть новое начинание, то благословения на воскресную школу он не дал. Сказал: «Слишком жирно будет, надо гимназию открывать». На тот момент это казалось нереально. Не было ни документов, ни учебников, ни учителей, ни учеников. Но, видимо, воля Божия была в этом благословении - всё разрешилось наилучшим образом.

Владыка как будто умел смотреть сквозь время, видеть успех нового дела, его значимость.

Что же это за необыкновенный человек? Знают ли о нём современные гимназисты и учителя? Что ещё «чудесного» по его благословению свершилось в нашей области? Обо всём этом мы и решили узнать.

Гипотеза исследования:

Возможно, детство Н.В.Кутепова дало тот мощный заряд позитива, искренней веры и истинных ценностей, которые определили его дальнейшую жизнь.

Цели работы: Возродить память о Николае Кутепове в сердцах ребят и учителей, наполнить души благодарностью к этому человеку. Узнать о том, какой вклад он внёс в развитие Нижегородской епархии.Выяснить, какое влияние оказал период детства на становление Николая Кутепова как священника.

Задачи:

  1. Провести опрос среди учащихся 4 класса, 10 класса и преподавателей по теме исследования.

  2. Изучить материалы интернет-источников и литературу о Н.В.Кутепове.

  3. Посмотреть видео по теме.

  4. Взять интервью у людей, которые успели пообщаться с митрополитом.

  5. Изучить отзывы других людей о Н.Кутепове, в т.ч. и первых гимназистов.

  6. Посетить места памяти Н.В.Кутепова

  7. Выяснить, как почитается память митрополита в наше время.

  8. Посетить тематическое занятие в центральной библиотеке г. Семёнове.

  9. Обсудить и проанализировать с ребятами собранный материал.

  10. Оформить работу, презентацию к ней и книжечку-буклет.

Методы исследования:

  1. Работа с литературой и интернет-источниками.

  2. Просмотр видео.

  3. Опрос ребят и преподавателей.

  4. Анализ и обработка информации, полученной из различных источников.

  5. Интервью.

  6. Практические работы.

  7. Посещение памятных мест.

Субъект исследования: жизнь и деятельность Н.В.Кутепова

Объект исследования: источники информации о нём.

Практическая значимость: Создание условий для формирования у ребят правильных жизненных ценностей на основе положительного примера жизни и деятельности митрополита Нижегородского и Арзамасского Н.В.Кутепова. Развитие интереса к изучению его биографии, формирование благодарного отношения к его памяти.

  1. Основная часть.

а) Анкетирование.

Сначала мы провели опрос преподавателей и обучающихся и убедились

в актуальности выбранной темы. Память о Н.В.Кутепове в нашей гимназии, к

сожалению, утрачивается, не все ребята и преподаватели о нём знают.

Были предложены такие анкеты:

1.Знакомо ли Вам имя Н.В.Кутепова?

2. Что Вы о нём знаете?

3. Какое отношение к гимназии имеет этот человек?

У нас получились такие результаты

О прос среди учеников 4 и 10 классов.

 

Опрос среди учеников 10 класса

Опрос среди учителей

Видим, что процент незнания (красный цвет) в 4 классе довольно высок. Не все

учителя знают, кто дал благословение на открытие гимназии.

б)Теоретическая часть.

Мы изучили информацию о Николае Васильевиче Кутепове, связанную с его служением в Нижегородской области. Было интересно узнать о его деятельности в 1977 - 2001, ведь времена были непростые: восстановление веры и храмов после богоборчества.

Мы хотим назвать основные его свершения:

  1. 1991 год – второе обретение мощей Серафима Саровского, восстановление Серафимо-Дивеевского монастыря.

  2. В честь 50-летия Победы в Нижегородском Кремле был установлен памятник Георгию Победоносцу. Ведь война закончилась в день его памяти.

  3. Восстановление храмов и приходов. До его служения в епархии их было 43, при нём стало 376.

  4. Восстановление 9 монастырей, в том числе:ТроицкогоСерафимо-Дивеевского , Вознесенского Печерского, Благовещенского монастырей в Нижнем Новгороде, Макарьевского монастыря.

  5. Появились православные периодические издания, теле- и радиопередачи.

  6. Участвовал в организации в Нижнем Новгороде фонда Минина и Пожарского.

  7. Поддерживал молодёжное движение «Алтарь Отечества», которое организовывало походы по городам, где в 1612 году проходило народное ополчение.

  8. Поддерживал инициативу признания 4 ноября Государственным праздником – днём народного единства (признание произошло после его смерти).

  9. Открыл Духовную семинарию, Епархиальное духовное училище, Выксунское духовное училище.

  10. Помогал людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

И, наверняка, сделал ещё очень много того, чего мы не знаем.

Вот такая плодотворная деятельность развернулась в годы служения этого человека.

А человеком он был необыкновенным, просто замечательным. Вот что пишет о нём его однокурсник священник (Санкт-Петербургский и Ладожский) Владимир Котляров: «Это был человек необыкновенно прямой, бесхитростный, великолепный организатор и талантливый руководитель.». И просто хороший человек: очень любил детей (для них у него всегда был с собой гостинец), заботился о своих близких, поддерживал порядок во всём.

Откуда же такой мощный потенциал позитивной созидающей деятельности? Как когда-то сказал Антуан де Сент Экзюпери «Все мы родом из детства».. И мы решили поподробнее изучить период детства и поискать там предпосылки глубокой веры, духовной силы, искренней всеобъемлющей любви к людям, стремления сделать этот мир лучше, приблизить его к Богу.

Знакомиться с информацией о детстве Н. Кутепова было очень интересно. Сразу было ясно, что он был необычным ребёнком. Православные традиции семьи и условия, которые создавались способствовали определению его жизненного выбора в направлении к Богу.

Родился он в заповедных, с красивейшей природой, местах близ города Тулы в 1924 году.

1.Послерождения старшей дочери Нины мама Варвара Ивановна вымаливала наследника перед иконой Николая Чудотворца 11 лет.

2.Жили всей большой дружной семьёй с дедушкой и бабушкой на хуторе Кутепово (в честь деда) вдали от мирской суеты на лоне природы.Душа с младенчества впитывала красоту Божьего мира. Возможно, здесь Господь вдохнул в него силу и благодать.

3.Регулярное посещение храма было для Николая праздником.

4.Он был не таким как все дети.Игры его тоже были особенные. Он, то из кубиков и щепочек храмы строил. то примерял на себя роль дьякона и пытался кадить.

5. Женщины в их роду все были молитвенницами. А две сестры матери – Екатерина и

Пелагея были монахинями. Они не только молились, но и рассказывали племянникам об угодниках Божиих, истории святых обителей.

6. Мужчины были крепкими, сильными. привыкшими к труду на родной земле. Они были самостоятельными, умелыми и очень ответственными. У детей тоже были свои обязанности.

А детей всего было трое, через 5 лет после Николая родилась младшая сестра Римма. Хозяйство было крепким: сад, огород, коровушка, куры и гуси.

7.В семье царили взаимоуважение и любовь. Даже, когда их раскулачили, и Кутеповы переехали в Тулу к сестре отца, где было ещё двое детей. Старенькие дедушка с бабушкой тоже переехали с ними, потом пришли тётушки-монахини, когда закрыли монастырь, не было ни ссор, ни обид, ни претензий друг к другу. Каждый делал своё дело, молились, слушали пластинки с записями служб из Троице-Сергиевой лавры. Много читали.

8.В семье всегда была свежая выпечка. Пирогами и плюшками угощали гостей-ребятишек, которые приходили к детям.

9.Когда в школе узнали, что Коля ходит в храм, его стали дразнить «поп» .Мама посоветовала принять это со смирением. И в этой травле была пророческая истина.

10.Во время войны Тулу бомбили, все бежали в бомбоубежище, чтобы укрыться, а Николай предавал себя воле Божией оставался дома, читал.

11.Далее – Тульское пулемётное училище, наспех организованная учёба в нём и война. Говорить о войне он не любил.

Вот таким было его детство: и радость с любовью, и суровые испытания, которые его закалили и дали силу. Всё здесь переплелось.

Кратко дальнейшие этапы биографии Н.В.Кутепова представлены на слайде.

По окончании средней школы был зачислен в Тульское пулемётное училище и в 1942 году направлен на фронт. Воевал рядовым под Сталинградом. После ранения (два пулемётных ранения и обморожение конечностей) попал в госпиталь, откуда после ампутации пальцев обеих ног, демобилизовался и в 1943 году возвратился в Тулу.

В сентябре 1944 года поступил на 1-й курс Тульского механического института.

Будучи студентом, прислуживал за архиерейскими богослужениями в должности иподиакона.

С октября 1946 года был секретарём Тульского архиепископа Антония (Марценко), арестованного в декабре 1951 года.

В 1947 году выбыл из числа студентов механического института.

Церковное служение

В сентябре 1950 года поступил в 3-й класс Московской духовной семинарии.

В 1952 году окончил полный курс Московской семинарии и уволен от должности секретаря.

В 1953 году был принят в клир Вологодской епархии и назначен на должность сверхштатного псаломщика при Череповецком кафедральном соборе.

12 июля 1953 года епископом Гавриилом (Огородниковым) рукоположён во диакона к Казанской церкви города Устюжны.

В 1954—1958 годы — обучался в Ленинградской духовной академии. Кандидат богословия. После окончании академии написал книгу «Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский)», которая была издана в 2009 году.

С 1958 года — помощник инспектора и преподаватель Киевской духовной семинарии.

В ноябре 1959 года рукоположён в сан священника.

Монашество

20 декабря 1959 года принял монашество, став последним постриженником Киево-Печерской лавры перед её закрытием, и в начале 1960 года назначен инспектором Саратовской духовной семинарии, закрытой после окончания 1960/1961 учебного года.

28 августа 1961 года возведён в сан архимандрита.

Архиерейство

10 сентября 1961 года хиротонисан во епископа Мукачевского и Ужгородского. Хиротонию совершали: митрополиты: Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов), Херсонский и Одесский Борис (Вик); архиепископы: Эдмонтонский и Канадский Пантелеймон (Рудык), Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов); епископы: Подольский Киприан (Зёрнов), Костромской и Галичский Никодим (Руснак), Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер).

С 9 октября 1963 года — епископ Омский и Тюменский.

16 декабря 1969 года — епископ Ростовский и Новочеркасский.

С 1 декабря 1970 года — епископ Владимирский и Суздальский.

9 сентября 1972 года возведён в сан архиепископа.

Отпевал епископа Рязанского Бориса (Скворцова), скончавшегося 11 августа 1972 года, и был назначен временно управляющим Рязанской епархией; освобожден от временного управления 11 октября того же года.

С 17 апреля 1975 года — архиепископ Калужский и Боровский.

С 11 июня 1977 года — архиепископ Горьковский и Арзамасский.

27 мая 1981 года на Второй Всесоюзной конференции общества «Родина» избран членом Совета Общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом «Родина».

С 23 по 31 мая 1985 года в составе делегации общества «Родина» находился с Италии и в том же году с 23 июня по 1 июля во главе делегации Русской Православной Церкви участвовал в праздновании 40-летия встречи на Эльбе в Торгау (ГДР).

С 1990 года член Синодальной Библейской комиссии.

С 22 ноября 1990 года — член комиссии Священного Синода по подготовке изменений в Уставе об управлении РПЦ.

С 29 января 1991 года — председатель комиссии по систематизации и описи документов Патриарха Тихона, переданных РПЦ из архива КГБ СССР.

25 февраля 1991 года возведён в сан митрополита.

Занимается восстановлением монастырей и храмов, открытием духовных учебных заведений.

Кончина

20 июня 2001 года Владыка Николай был доставлен с инфарктом в реанимацию 1-й Градской больницы и скончался в 8:45 21 июня 2001 года.

Похоронен у алтаря кафедрального (на тот момент) Спасского Староярмарочного собора Нижнего Новгорода. Над могилой возведена часовня.

2 октября 2009 года в Большом зале Законодательного собрания представлена книга «Святитель земли Нижегородской. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов)».Выпуск книги приуроченн к 85-летию со дня рождения архиерея.

Отзывы. Хочется обратить ваше внимание также на отзывы об этом человеке.Вспоминается только хорошее, представлены только слова благодарности.

1.Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл о нём отзывался так:

В 1990 году я – молодой студент Софийской духовной академии – приехал на нижегородскую землю и попросился в Дивеево. Здесь несли служение два моих брата – протоиерей Игорь и ныне покойный протодиакон Владимир Покровские. С благословения владыки Николая я был клириком в обители до 1993 года, а потом получил назначение в нижегородский Благовещенский монастырь, настоятелем.

После смерти моего отца в 1997 году владыка стал мне вторым отцом. Каким он был? Человеком старых правил, великолепно знал уставные богослужения, церковное пение. С одной стороны – достаточно строгим. Он четко следовал дисциплине, необходимой для порядка в епархии, мог быть достаточно жестким, если того требовали обстоятельства. Но в тоже время всегда старался быть справедливым.

2.Сергей Александрович Обозов, директор по развитию производственной системы госкорпорации «Росатом»:

– Мы в девяностые годы еще не видели такого количества восстанавливаемых храмов и монастырей, как сейчас. В тот период все только начиналось. А митрополита Николая многие из нас – тех, кто был в то время во власти, – знали не как ходатая за новые стройки и даже не как проповедника, миссионера. Он скорее был… как отец.

Есть такой термин – «отеческий стиль управления», но к владыке Николаю его не отнесешь. Его общение с нами – это не стиль и не управление. Тут другое. Любящий отец – точнее, наверное, не скажешь. И что удивительно – для многих из нас.

3.Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря:

– Господь поручил владыке Николаю великое и святое дело: открытие нашей обители и организацию встречи мощей преподобного Серафима Саровского на нижегородской земле.

Митрополит Николай напоминал преподобного Сергия. У него как у архиерея линия поведения была миротворческая. Он всегда всех старался примирить: и светских руководителей, у которых иногда не совпадали мнения по каким-то вопросам, и в церковной среде. Внушал, что должно быть единомыслие.

Его награды:

Церковные:

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (9 сентября 1986) — в связи с 25-летием архиерейской хиротонии

  • Орден святого равноапостольного великого князя Владимира II степени (1963)

  • Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (29 октября 1981) — в связи с 20-летием архиерейского служения

Государственные:

  • Орден Отечественной войны II степени (11.03.1985)

  • Орден Трудового Красного Знамени (3 июня 1988 года) — за активную миротворческую деятельность и в связи с 1000-летием крещения Руси[4]

  • Медаль «За боевые заслуги»

Общественные:

  • Золотая медаль Советского фонда мира (1988)

Почётные звания:

  • Почётный гражданин Нижнего Новгорода

Как же почитается память об этом человеке. Вот что мы узнали.

1.О митрополите Николае создано множество фильмов, статей и книг.

2.В историческом музее Печерского монастыря хранится много информации о нём, ему посвящены выставочные стенды.

3.Рядом со зданием Духовной семинарии, где он был ректором, митрополиту Николаю установлен памятник, где он представлен с книгой и с добродушным выражением лица, жестом будто бы приглашает присесть.

4.Рядом со Староярмарочным собором находится усыпальница, где покоятся его мощи. Там всегда живые цветы. А в день тезименинства 22 марта ( 40 мучеников Севастийских) здесь служится Лития в память о нём. Приходит много людей помолиться, поблагодарить, вспомнить

5.Создан фонд его памяти.

6.В здании Законодательного собрания Нижнего новгорода организовывалась фотовыставка, посвященная Владыке. Многие именитые нижегородцы поговаривают о его канонизации.

7.В библиотеке горда Выксы проводилось мероприятие «Сердце разумного ищет знания» к 95-летию Николая Кутепова.

8.В Нижегородском Художественном музее проводятся вечера его памяти.

9. О нем молятся в монастырях и храмах. На утренней молитве в гимназии мы тоже поминаем его.

10.Живёт благодарность в сердцах людей. которых ним сводила жизнь.

11. Палестинское общество в нашем городе организовывало заседание в память о нём.

Земной путь этого человека был очень ярок. И Владыка Николай прошёл его с честью. Он обладал главными для спасения души добродетелями: страх Божий и любовь к людям.Во многом его жизненный путь был указан Господом ещё в детстве. Именно тогда Господь будто вдохнул в него благодать и силу.

в) Практическая часть.

- Мы посетили памятные места, связанные с Николаем Кутеповым, в Нижнем Новгороде.

В усыпальнице и у памятника Н.В.Кутепову.

- Побывали на тематическом занятии в библиотеке.

- Взяли интервью у библиотекаря Надежды Андреевны Узденёвой. Она рассказала, что Николай Васильевич неоднократно бывал в Семёнове. Он не только служил в храме, но и посещал фабрику «Хохломская роспись», приобретал её продукцию. Постоянно оказывал материальную помощь в реставрации храма и ремонте здания гимназии.

- Взяли интервью у учителя начальных классов Молодцовой Светланы Владимировны.Она присутствовала на самом первом Дне гимназии, ещё не работала учителем. Владыка Николай приезжал благословить ребят – первых гимназистов. Он был похож на доброго Деда Мороза.Обогрел своей любовью всех присутствующих.

- Мы смотрели и обсуждали фильмы о Николае Кутепове

- Повторно проведенный опрос показал, что ребятам понравилась наша работа и была для них очень полезной.

3. Заключение.

Жизнь этого человека была подвигом во Славу Божию. Он очень многое успел сделать. Николай Васильевич стал для нас примером.

В дальнейшем планируем продолжить изучение его жизни и деятельности. Хотим приобрести книгу о нём для семейного чтения. Возможна поездка на его Родину, чтобы полюбоваться природой (там много заповедных мест) и окунуться в атмосферу благодати, с которой связано его детство.

Считаем, что подтвердили выдвинутую гипотезу, достигли поставленной цели, справились с задачами. Спасибо за внимание!

4.Список литературы и интернет-источников:

1).https://tulainpast.ru/nashi_zemlyaki/row1011/

2).https://nne.ru/mitropolit-nikolai-kutepov-voeval-kak-vse-voevali-v-samom-vysokom-zvanii-riadovoi/

3)https://diveevo-monastyr.ru/articles/vozrodivshij-diveevskuju-obitel-mitropolit-nikolaj-kutepov/

4)https://church-necropol.ru/personalii/mitropolit-nikolaj-kutepov

5)https://vyksa-eparhia.ru/publikacii/soldat_stavshij_arhiereem/

6) Пастырь добрый. Взгляд сквозь годы: воспоминания о митрополите Нижегородском и Арзамасском Николае (Кутепове) / автор-составитель Н.А. Муравьева. Нижний Новгород: Кварц, 2021. 288 с.: ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров работы: 29