Исследования истории моего рода

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Исследования истории моего рода

Гончаров А.П. 1
1ГБОУ «Школа 22025»
Куракина П.О. 1
1ГБОУ «Школа 22025»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Для каждого человека очень важно знать, кем были его предки. Так получилось что дальше бабушек и дедушек я никого из тех людей, кому я обязан жизнью, не знал. Не знал имен, фамилий, чем занимались, что сделали в жизни, чем увлекались. Обсуждая эти вопросы с родителями, бабушками и дедушкой стало понятно, что и они также многого не знают или уже не помнят. Тогда-то и родилась у нас в семье идея – всем вместе разобраться со своей родословной, построить генеалогическое древо, попытавшись при этом понять какими были наши предки, что они сделали для Отечества и народа. Однако как это сделать, если по некоторым ветвям информация в принципе отсутствует и родственников, которые могли бы что-либо рассказать, уже давно нет в живых? Как можно узнать о человеке, если нет людей, которые его помнили, и он был простым и обыкновенным человеком? И тогда мы решали собрать архивные документы моих предков, изучить их, построить генеалогическое древо и попробовать разобраться, кем были мои предки, чем они занимались и чего достигли в жизни.

Цель работы: Провести поиск и изучение архивных и семейных документов, построить генеалогическое древо и исследовать деятельность моих предков.

Задачи:

  • Провести поиск и изучение имеющихся и найденных документов моих предков;

  • Построить генеалогическое древо рода;

  • Провести исследование деятельности моих предков.

Объектом исследования является: архивные документы моих предков

Предметом исследования является: предки моего рода.

В ходе работы всей семьей занимались сбором документов моих предков. Непосредственно я, вместе с сестрой и папой, сортировал и сканировал документы, заносил информацию в таблицы, помогал анализировать и делать выводы. Кроме того, в сети интернет искал объяснение понятиям и определениям необходим для построения генеалогического древа семьи.

1. Изучение состава предков моего рода. Построение генеалогического древа.

1.1 Анализ имеющейся информации о предках моего рода на начало проведения исследования.

Данным направлением мы занимались всей семьей (мама, папа, сестры Софья и Наташа, бабушки и дедушка) несколько лет. На начальной фазе исследования мы с сестрами кроме своих родителей, бабушек и дедушек толком никого не знал.

Про свою маму я знал дату рождения, что она родилась в городе Рязани и в настоящее время работает учителем в школе. Про папу тоже толком ничего не знала, только что он родился где-то на Дальнем Востоке и то, что он был военным. При этом я не знал, где и когда родились и учились мои бабушки и дедушки, кем они были по профессии, чем по жизни им нравилось заниматься. Я даже не знал конкретную дату их рождению. У нас, конечно, были фотографии родственников старшего поколения, но тогда мне они были не интересны ведь я их лично не знал.

В своей работе под понятием «Род» мы будем использовать определение ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение[1].

Поколение — родственники одной степени родства по отношению к общему предку[1].

В своей работе мы попытаемся найти как можно больше поколений при этом сосредотачивая свои усилия только на прямом родстве. Прямым родством называют родство между представителями разных поколений одной семьи, просматривающееся по вертикальным и горизонтальным линиям (отец-сын, прабабушка-правнук и т.д.)[2].

Таким образом, в начале своего пути кроме обрывочной и неполной информации о предках моего рода до третьего поколения, я больше ничего не знал. И необходимо было разбираться в своей родословной, чтобы решить поставленные передо мной задачи. При поиске предков я буду ограничиваться только поисками прямых родственников.

1.2 Наука, изучающая родословную и способы систематизации информации для построения генеалогического древа.

В прошлые века изучение своих предков было вызвано, в основном, практическими соображениями. Составлением своей родословной чаще всего занимались представители знати, чтобы доказать свою принадлежность к дворянскому сословию, право на привилегии и право на наследование имущества. Обычно в семье велись некие документы, которые передавались от поколения к поколению. Простые люди (например: крестьяне) учили информацию по своим предкам и передавали ее из уст в уста. Помимо духовного значения эти знания также служили подтверждением своих прав на различные материальные ценности.

Сейчас с каждым годом все больше людей интересуются историей рода и хотят знать своих предков. И у каждого на это есть свои причины.

Существует целая наука, которая занимается изучением родословной. Эта наука называется генеалогия - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением родословий[2].

Было множество ученых, которые внесли большой вклад в историю развития генеалогии. Генеалогию изучали такие ученые, как Александр Иванович Аксёнов, Луи Пастер и прочие. Методы исследования, которые используются в генеалогии, благодаря такому ученому, как Мендель, позволили заложить основы будущей новой науки – генетики.

Чтобы удобнее было хранить данные о своей семье, люди стали представлять информацию в виде описания и графического изображения, которое получило название генеалогическое древо. В настоящее время существует множество полезных прикладных программ, позволяющих автоматизировать этот процесс.

Мы искали программу для создания генеалогического древа. Выбирали из таких программ, как: «Family Tree Builder», «Древо жизни», «Семейная Летопись», «RootsMagic». Из-за удобства мы остановились на «Family Tree Builder» так как в нее можно вводить не только текстовую информацию, но также добавить фотографии, исторические документы, справки и многое другое.

Все введенные данные (дата рождения, фамилия, место рождения и пр.) анализируются на сайте разработчика, и в случае совпадений между нашим проектом и миллионами других деревьев, нам может отправиться соответствующее уведомление, что позволяет находить новых родственников и более точно строить свою родословную. Примечательно, что существует возможность обозначать на карте мира места, откуда родом мы и наши предки, что сделает наш проект еще более интересным.

1.3 Описание источников получения новой информации. Перечень имеющихся и найденных новых документов предков моего рода.

В начале исследования я имел не полную информацию о нашей семье до 3 колена.

Информацию по родителям и бабушкам с дедушкой мы получили путем расспросов. Мы узнали, по каким причинам они меняли свое место жительство, как звали их родителей (их бабушек и дедушек), когда и какие учебные заведения они закончили, кем работали и кем служили, где живут родственники, у которых можно уточнить информацию об общих предках.

В связи с отсутствием полной информации мы решили обратиться в Военные Комиссариаты по месту прежнего жительства родных. Мы обратились в Рязанский Районный комиссариат. Там нам удалось поднять личные дела моих прадедов-офицеров по линии мамы: полковника Бурменского Сергея Павловича и майора Герасимова Николая Петровича.

Мы узнали место их рождения, жительства, службы (неоднократно переезжали), уточнили государственные и ведомственные награды, образовательные учреждения которые они закончили, дальнейшее место их работы и немного информации про их семьи. Также в личных делах было не много информации о родственниках жен.

Помимо военкоматов мы обращались в Центральный Архив ВС РФ (г. Подольск). Там мы получили информацию о том, что мои дедушки по линии отца: Браварник Николай Иосифович и Гончаров Иван Егорович, государственных наград не имеют и участия в ВОВ не принимали.

Однако, в интернете мы наткнулись на исследовательскую работу по истории села Струговка Приморского края Октябрьского района (место жительства моего прапрадеда Гончарова Ивана Егоровича), где было упоминание о нем, как об участники Великой Отечественной войны. Написали обращение в школу и получили интересный ответ от преподавателя истории данной школы Разумной Нины Викторовны. По результатам ответа обратились в Октябрьский Военный Комиссариат находящийся в Приморском крае. Оттуда, мы получили ответ, что мой прапрадедушка Гончаров Иван Егорович действительно был участником Великой отечественной войны и у него имеется государственная награда (медаль «За победу над Германией»).

Потом мы обратились к дальним родственникам, с которыми никогда не общались ранее. Родственники из Сибири передали нам немного информации про Гончарова Константина Ивановича (прапрадедушка по папиной линии). Родственники из Украины передали нам военный билет Браварника Николая Иосифовича (прадедушка по папиной линии).

Результаты нашей работы с указанием степени родства и найденных документов сведены в таблицу 1 (линия отца) и таблицу 2 (линя мамы).

Таблица 1. Перечень родственников и имеющиеся документы по линии отца

ФИО

Колено

Перечень имеющихся (найденных) документов

1

Гончаров Павел Николаевич

2

  • Военный билет офицера запаса

  • Диплом о окончании Общевойсковой академии ВС РФ

  • Свидетельство о браке

  • Диплом об окончании Финансового университет при Правительстве РФ

  • Диплом об окончании Уссурийского ВВАКУ

  • Диплом о ученой степени Кандидата технических наук

  • Свидетельство о рождении

  • Аттестат о среднем образовании.

  • Удостоверения о государственных и ведомственных наградах

2

Гончарова

(Браварник)

Людмила Николаевна

3

  • Свидетельство о рождении

  • свидетельство о заключении брака

  • диплом об окончании приморского авиационного техникума

  • аттестат о среднем образовании

3

Гончаров Николай Константинович

3

  • Свидетельство о рождении

  • Трудовая книжка

  • Удостоверения о государственных и ведомственных наградах

  • свидетельство о заключение брака

  • диплом об окончании Уссурийского Совхоз-техникума

  • Военный билет

  • Учетная карточка офицера запаса

4

Гончарова Мария Сергеевна

4

- Свидетельство о смерти

5

Гончаров Константин Иванович

4

  • Свидетельство об окончания курса по переподготовке бригадира тракторных бригад

  • Свидетельство о рождении

  • Трудовая книжка

  • Военный билет

  • Учетно-послужная карточка

6

Гончарова Фекла

5

Нет информации

7

Коваленко Сергей Георгиевич

4

  • Свидетельство о смерти,

  • Ответ из Октябрьского РВК

8

Анна Браварник(Марченко)

4

Нет информации

9

Коваленко Анна

5

Свидетельство о смерти

10

Гончаров Иван Егоровича

5

Ответ из Октябрьского РВК

11

Браварник Николай Иосифович

4

Военный билет

Таблица 2. Перечень родственников и имеющиеся документы по линии мамы

ФИО

Колено

Документы и образование

1

Гончарова Наталья Геннадиевна

2

  • Свидетельство о рождении

  • Диплом об окончании Рязанского педагогического университета

  • Комсомольский билет

  • Паспорт

2

Герасимова (Бурменская) Ирина Сергеевна

3

  • Свидетельство о рождении,

  • свидетельство о браке

  • Диплом об окончании Рязанского государственного педагогического института

3

Герасимов Геннадий Николаевич

3

  • Свидетельство о смерти,

  • свидетельство о браке

  • Свидетельство о рождении

  • Диплом об окончании Рязанского медицинского института

  • Паспорт

  • Удостоверение офицера

4

Бурменский Сергей Павлович

4

  • Выписка из личного дела офицера запаса

  • Личная карточка водителя

  • Свидетельство о смерти

  • Классификационное свидетельство военного летчика

  • Диплом об окончании Военно-Воздушной Академии

  • Удостоверение офицера

5

Бурменская (Пояскова) Нина Михайловна

4

  • Свидетельство о смерти

  • Диплом об окончании Моршанского Государственного учительского института;

  • Удостоверения к государственным и ведомственным наградам

6

Герасимов Николай Петрович

4

  • Выписка из личного дела офицера

  • свидетельство о смерти,

  • учетная книжка члена КПСС

  • учетная карточка парашютиста

  • свидетельство о браке

  • свидетельство военного летчика третьего класса

7

Герасимова (Баранова) Анна Глебов

4

  • Паспорт,

  • выписка из зачетной ведомости

  • трудовая книжка

  • пенсионное удостоверение

  • выписка из Ценирального архива ВС РФ

8

Бурменский Павел Афанасьевич

5

Нет информации

9

Бурменская Мария Трофимовна

5

Нет информации

10

Поясков Михаил Кузьмич

5

Нет информации

11

Пояскова Мария Кузьминична

5

Нет информации

12

Баранов Глеб Панфилович

5

Нет информации

13

Баранова Екатерина Поликарповна

5

Нет информации

14

Герасимов Петр Иванович

5

Нет информации

15

Герасимова Мария Сергеевна

5

Нет информации

1.4. Построение генеалогического древа Гончарова Александра

По результатам проведенного исследования в выбранной программе «Family Tree Builder» были заполнены формы документов и составлено генеалогическое древо. Результаты данной работы представлены в приложении 1.

Как видно из представленного древа нам удалось найти родственников до 5 колена. Мы открыли для себя 18 предков, которым я обязан жизнью и о которых я раньше не имел представление.

Таким образом, изучение состава предков моего рода на начало проведения исследования показало, что кроме обрывочной и неполной информации о них до третьего поколения, я больше ничего не знал. Для получения данных о предках моего рода мы обращались в Рязанский и Октябрьский областные Военкоматы, в Центральный архив ВС РФ ( г.Подольск) и в Cреднюю общеобразовательную школу п. Струговка Приморского края. Там мы получили информацию, которая позволила нам найти дальних родственников в Сибири, на Украине и на Дальнем Востоке. В результате всей проделанной работы нам удалось получить копии более 200 различных документов о предках моего рода и найти информацию о 18 новых предков о которых я ранее не имел представления. Мы составили таблицу по документам моих предков до 5 колена и с помощью программы «Family Tree Builder» и сформировали генеалогическое древо.

2. Методика проведения исследований

Мы собирали все имеющиеся документы (паспорта, свидетельства о рождения и смерти, документы об образовании, аттестаты, военные билеты и т.д.). Для проведения исследования необходимо провести систематизацию имеющейся информации в найденных документах. При обобщении полученной информации мы систематизировали следующую информацию:

  1. Количество детей в семье

  2. Государственные, ведомственные и профессиональные награды

  3. Образование

  4. Профессиональная деятельность

  5. Количество лет трудового стажа

  6. Служба в армии

  7. Количество прожитых лет

Далее необходимо провести анализ имеющейся информации по каждому из родственников.

После проведения такого анализа необходимо соотнести полученные данные между поколениями, найти зависимость и сделать выводы.

  1. Проведение исследований

    1. Систематизация имеющей информации в найденных стандартизированных документах.

Информация, которую мы можем получить из имеющихся основных стандартизированных документов, приведена в таблице 5.

Таблица 3. Распределение информации по найденным стандартизированным документам

Информация

Военный билет

Паспорт

Свидетельство о рождении

Свидетельство о смерти

Выписка из личного

дела военнослужащего

Документы об окончании учебного зав.

учебного заведения

Трудовая книжка

Удостоверения

о наградах(награды)

Свидетельство

о браке(разводе)

1

ФИО

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Дата рождения

+

+

+

+

+

       

3

Место рождения

+

 

+

 

+

       

4

Информация о родителях

   

+

 

+

       

5

Место жительства

+

+

 

+

+

       

6

Образование

+

     

+

+

     

7

Должность и место работы

+

     

+

 

+

   

8

Какое учебное заведение окончил

       

+

+

     

9

Годы учебы

       

+

+

     

10

Годы работы

       

+

 

+

   

11

Информация о детях (ФИО, год рождения).

       

+

       

12

Годы службы в армии

+

     

+

       

13

Места службы

+

     

+

+

+

   

14

Государственные награды

       

+

   

+

 

15

Другие награды

       

+

 

+

+

 

16

ФИО жены (мужа)

 

+

   

+

     

+

17

Дата и причина смерти

     

+

         

Таким образом, в стандартизированных документах имеется некоторое количество информации, позволяющее с ее помощью понять какими были мои родные.

    1. Анализ и обобщение информации.

Анализ предков по линии отца представлен в таблице 6.

Таблица 4 Информация о моих предках по линии отца

ФИО

Колено

Количество детей в семь

Гос. и вед. награды

образование

Профессия

Количество лет трудового стажа

Годы службы в армии

Количество прожитых лет

1

Гончаров Павел Николаевич

2

3

Да

В

Военный

22+

1991-2013

+

2

Гончарова (Браварник) Людмила Николаевна

3

2

-

СС

Служащая

43+

 

+

3

Гончаров Николай Константинович

3

2

Да

СС

Водитель

44

1968-1970

+

4

Гончарова(Коваленко) Мария Сергеевна

4

2

-

О

кр

18

 

39

5

Гончаров Константин Иванович

4

2

-

О

Рабочий

42

1949- 1952

75

6

Коваленко Сергей Георгиевич

5

1

-

О

кр

50

1914 г

73

7

Коваленко Анна

5

1

-

О

кр

55

-

91

8

Гончаров Иван Егоровича

5

8

Да

О

кр

50

1942-1945

77

9

Гончарова Фекла

5

8

-

-

кр

Нет инф.

 

нд

10

Браварник Николай Иосифопович

4

5+1

-

СС

Служащий

30

1941-1946

66

11

Браварник Анна

4

2

-

нд

кр

Нет инф.

 

нд

В-высшее, СС- среднеспециальное, О-Общее

Информация о моих предках по линии мамы представлен в таблице 7.

Таблица 5. Информация о моих предках по линии мамы

ФИО

Колено

Количество детей в семь

Гос. и вед. награды

Образование

Профессия

Количество лет трудового стажа

Годы службы

Количество прожитых лет

1

Гончарова

(Герасимова)

Наталья Геннадьевна

2

3

-

В

Учит.

22+

 

+

2

Герасимова

(Бурменская) Ирина Сергеевна

3

2

-

В

Учит.

42

 

+

3

Герасимов Геннадий Николаевич

3

2

Да

В

военный

35

1975-1994

64

4

Бурминский Сергей Павлович

4

2

Да

В

военный

48

1944-1980

67

5

Бурменская (Пояскова) Нина Михайловна

4

2

Да

В

Учит.

30

 

83

6

Герасимов Николай Петрович

4

2

Да

В

военный

45

1941-1963

75

7

Герасимова (Баранова) Анна Глебов

4

2

-

СС

медик

50

 

88

8

Бурменский Павел Афанасьевич

5

3

-

-

кр

     

9

Бурменская Мария Трофимовна

5

3

-

-

кр

     

10

Поясков Михаил Кузьмич

5

2

-

-

кр

     

11

Пояскова Мария Кузьминична

5

2

-

-

кр

     

12

Баранов Глеб Панфилович

5

5

   

кр

     

13

Баранова Екатерина Поликарповна

5

5

   

кр

     

14

Герасимов Петр Иванович

5

3

   

кр

     

15

Герасимова Мария Сергеевна

5

3

   

кр

     

Проведенный анализ документов показал:

1.Количество детей в семье по линии отца в 3 семьях, а по линии мамы только в 4 семьях более 2. Большое количество детей (больше 2) более свойственно для 5 поколения.

2. Государственными наградами по линии отца отмечены 3 человека по мужской линии, по линии мамы 3 человека по мужской и 1 по женской линии (моя прабабушка – учитель русского языка и литературы награждена медалью «Ветеран труда» и «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945»). В копилке моих предков множество орденов и медалей. Перечень указан в приложении 2.

3. Ведомственными, региональными и профессиональными наградами мои предки поощрялись неоднократно. Хочу отметить награды моей мамы «Материанская слава Одинцовского района».

4. Большинство моих предков по материнской линии имели социально-значимые профессии (военные, педагоги, медики). По линии отца он является пока первым военным. Социально-значимая профессиональная деятельность характеризуется ненормированным рабочим днем, на данных работах не разбогатеешь, и туда идут в основном по зову сердца или долга (я это вижу по своим родителям). Отдельным удивительным фактом явилось для меня то, что моя мама является учителем в 3 поколении.

5. Количество лет трудового стажа у большинства выше 40 лет. Все мои предки много трудились на благо Родины, семьи и себя.

6. Служба в армии абсолютно для всех мужчин в моем роду была долгом, который они исполняли с честью. Более того для 4 мужчин это стало профессией (Герасимов Николай Петрович- майор, Герасимов Геннадий Николаевич - подполковник, Бурменский Сергей Павлович и Гончаров Павел Николаевич – полковники). При этом Коваленко Сергей Григорьевич служил во время 1 Мировой войны, Браварник Николай Иосифович был призван 23 июня 1941 г, Гончаров Иван Егорович 07 апреля 1942 г., Герасимов Николай Петрович 13 августа 1941 г., Бурменский Сергей Павлович 9 июля 1943 г. В том числе благодаря их службе во время Великой отечественной войны нашей стране удалось выстоять и победить.

7. И по линии мамы и по линии отца семьи неоднократно вынуждены были переезжать исходя из задач, которые перед ними ставила страна (будь то переселение на Дальний восток для организации колхоза или переезд исходя из служебной необходимости вместе со всей семьей во время службы в армии). Например, моя мама, будучи внучкой, дочкой и женой военного меняла место жительства 9 раз.

  1. Отдельной категорией является образование. Некоторые мои предки имели несколько образований в своей жизни, что так же свидетельствует о желании профессионального роста и стремление к самореализации. Более того новое образование некоторые из них получали уже в зрелом возрасте. Бурменский Сергей Павлович закончил военное училище и военную академию, Гончаров Павел Николаевич закончил военное училище, военную академию и Финансовый университет при Правительстве РФ, Гончаров Николай Константинович получил средне-техническое образование, имея уже 2 детей.

  2. Средняя продолжительность жизни моих предков по материнской линии для женщин составляет 85 лет, а для мужчин 69. По отцовской по женской линии составляет 68 лет, а по мужской 73, что в целом выше среднего по России и свидетельствует о заботе о собственном здоровье и хороших генах.

  3. Все мои предки трудились достаточно долго. Трудовой стаж для женщин составляет более 35 лет, для мужчин более 45 лет. Многие продолжали трудиться и после выхода на пенсию (особенно это характерно для педагогов, врачей и военных), что свидетельствует о стремлении улучшить материальное положение семьи, востребованности в профессии и хорошем состоянии здоровья.

Таким образом, несмотря на то, что большинство из предков я не знал лично (а в некоторых случаях даже нет людей, которые их помнили), изучив информацию в документах, я смог составить представление какими они были, чем занимались, чего достигли в жизни и каким образом это им удалось.

Заключение

  1. В ходе проведения исследования нам удалось значительно расширить свои знания о моих предках и получить сведения о них до 5 колена. Для получения информации мы работали с Рязанским и Октябрьским(Приморский край) областными Военкоматами, в Центральным архивом ВС РФ ( г. Подольск), Средней общеобразовательной школой п.Струговка Приморского края, дальними родственниками в Сибири, на Украине и на Дальнем Востоке. По результатам этой работы я открыл для себя 18 предков, о которых я раньше не имел представление. С помощью программы «Family Tree Builder» нам удалось систематизировать информацию и составить генеалогическое древо.

  2. В результате проведенного поиска нам удалось получить копии более 200 различных файлов и документов о предках моего рода. Мы изучили найденные (имеющиеся) документы на предмет того, какую информацию можно из них извлечь.

  3. Изучение найденных документов позволило нам понять, какими были мои предки в жизни, чем они занимались, чего достигли, что сделали для Отечества.

Таким образом, цель, поставленная в работе в части поиска и изучения архивных и семейных документов, построения генеалогического древо и исследования деятельности моих предков, достигнута.

В ходе исследования было найдено много интересных фактов, с которыми хотелось бы разобраться (например: полностью отсутствует информация о предках на Украине и Ростовкой области в 6 и дальнейшем колене).

  1. Список литературы

  1. Толковый словарь русского языка [Текст] : 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова ; Российская АН, Ин-т рус. яз., Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Азъ, 1994.

  2. https://www.vrodu.ru/pages/zachem-znat-svoyu-rodoslovnuyu.html

  3. https://cengen.ru/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/?yclid=5731205306217136127

  4. Материалы школьного музея МОБУ «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского муниципального округа».

Приложение 1

Приложение 2

Просмотров работы: 26