Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего

Кузнецов В.Г. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования "Знание" муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Идрисова О.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Центр образования "Знание" муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Сколько прекрасных мыслей о семье и родстве было сказано в свое время великими писателями, мыслителями и философами! Сколько написано проникновенных стихов о семье, о любви к родным и близким, о преданности и всепрощении. Семья – это не только ячейка общества, как принято ее называть. Она – главная человеческая ценность. В семейном климате, ее порядках, устоях, традициях закладываются основы воспитания будущих поколений. Поколений, для которых семья становится отправной точкой в большую жизнь.

«В современном мире есть большая беда, а именно: оторванность человека от корней. Люди блуждают, носимые ветром судьбы, как блеклые листья, нигде не закрепляясь, ни с чем не срастаясь, нигде не оседая, нигде не становясь верными, как внешне, так и внутренне…» Эти слова принадлежат философу и публицисту И. Ильину. В современном мире, в котором так много суеты и забот, мы не должны забывать не только о своих родных – людях, которым мы обязаны жизнью, но также и о далеких предках. Свою родословную мы должны не только знать, но и бережно хранить, чтобы впоследствии передать эти сведения дальше, своим детям и внукам.

Актуальность выбранной темы очевидна. Незнание своей родословной – это неуважение к своим корням. Древний мыслитель Абу-ль-Фараджи говорил: «Кто не помнит прошлого, тот не имеет будущего». Систематизировать семейную информацию - это не только интересно, но и полезно. Ведь таким образом мы обобщаем весь родовой опыт, обнаруживаем некоторые закономерности, передающиеся из поколения в поколение. Именно они помогут нам понять силу и слабость своего рода, укрепляя при этом родственные связи.

Гипотеза: возможно, в результате работы удастся не только собрать воедино весь разрозненный фактический материал о моей семье, найти новые неизвестные факты, но и оформить всё это в виде интересной работы, сохранить это для будущих поколений.

Целью  работы является исследование  генеалогического древа с 1729 года, систематизация полученной из разных источников информации о моих предках, составление окончательного варианта родословной.

Задачи:

1. собрать сведения о роде, познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами;

2. изучить семейный архив, проанализировать материалы Интернет – ресурсов, проработать информацию, содержащуюся в национальном архиве Ярославской области Российской Федерации через личный кабинет АИС, прочитать книгу родственницы-писателя т. Люси Орловой «Куклы и люди»,изданную в 2011 году в городе Киев;

Объектом моего исследования являются собранные материалы об истории рода Качаловых, начиная со второй половины 18 века и информация о «бесфамильных» родственниках до 1870 года.

Предмет исследования: генеалогическое древо с 1729 года.

Методы исследования:  

-изучение семейного архива (дневников прапрадеда, писем родственников, архивных документов времен ВОВ 1941-1945 гг.), интернет-ресурсов (Forum.yar-genealogy.ru, pamyat-naroda.ru, Obd-memorial.ru, электронные книги Вов); 

-беседы с родственниками;

-сопоставление полученных из различных источников фактов;

-анализ и обобщение собранной информации.

Практическая значимость  исследования заключается в желании оставить информацию потомкам, познакомить с нею родственников, привить продолжателям нашего рода уважение к своим предкам. Данный материал может быть использован на уроках и классных часах.

ГЕНЕАЛОГИЯ

    1. Генеалогическое древо

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

    1. Почему нужно знать своих предков?

Почему нужно знать своих предков до седьмого колена? Я думаю, что это вызвано тем, чтобы не допускать кровосмешения при браках. С давних пор замечено, что браки у близких родственников до седьмого колена могут дать неполноценное потомство. Этот факт, к сожалению, не учитывается сейчас в полной мере. В старину считалось, что каждое колено связано энергией, имеет свои функции и определяет многие особенности каждого из нас. Первое колено — это мы сами, имеет энергию Солнца. Второе колено формирует здоровье, окружение и эмоции, третье колено определяет интеллектуальный потенциал, способности, талант, коммуникабельность. Четвертое — отвечает за формирование материального благосостояния, любовного сценария. Пятое колено предков снабжает потомка волей, напористостью. Положение в обществе, возвышение обеспечивается шестым коленом. И наконец, седьмое колено играет особую роль — оно определяет судьбу своего потомка. Можно сделать вывод о том, что предки до седьмого колена формируют многие положения нашей жизни, наши характеры, особенности поведения в обществе и, главное, дают возможность предсказать наше будущее.

1.3. Ревизские сказки, метрические книги и исповедные росписи.

Ревизские сказки - документы, которые появились в результате 10 ревизий — переписей податного населения в России с начала XVIII века по 1861 год, до отмены крепостного права (в 1718-1719, 1743-1747, 1764-1767, 1782-1787, 1794, 1811, 1815-1816, 1833-1835, 1850, 1856-1759 годах). В них указывалось имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. В двух первых и в шестой ревизии женщин не переписывали. В остальные их тоже указывали, но не считали. В промежутках между ревизиями уточнялась причина отсутствия людей – умер, в бегах, отселён, в солдатах.

Метрическая книга — книга, в которой записывались рождения, браки и смерти всех прихожан церкви. Велись такие книги в России с 1722 года по 1918 год во всех православных приходах. Это основной документальный источник при изучении истории рода. В СССР метрические книги 75 лет хранились в ЗАГСах, а после передавались в государственный архив. В 2002 году срок хранения книг с записями актов гражданского состояния увеличен до 100 лет (Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22 октября 2004 года №125-ФЗ).

Исповедная роспись – книги, которые составлялись каждый год в каждом православном приходе в Российской империи с XVIII века до революции. Здесь фиксировалось социальное положение всех прихожан, а до отмены крепостного права — и владельческая принадлежность для крестьян и дворовых людей, место жительства, возраст и состав семьи. У каждого указывалось, был ли он в этом году во время постов на исповеди, причищался ли и, если нет, то по какой причине. Велись такие книги в двух экземплярах — один оставался в церкви, другой отправлялся в консисторию. Исповедная роспись считается родоведами одним из важнейших источников в генеалогических исследованиях.

РОДОСЛОВНАЯ

2.1. Родовое гнездо и фамилия

Мои предки по маминой линии были выходцами из Мышкинского уезда Ярославской области из деревень Тимонино и Дворково. Качаловы были из зажиточных . У кого-то была мельница, у кого-то маслобойня, кто-то держал торговую лавку… Даже пекли баранки и продавали их на рынке в Мышкине. Многие мои предки были раскулачены. На основании ревизских сказок за 1799 год удалось установить, что мой самый дальний предок Емельян Кузьмич был также выходцем из этой деревни. На тот момент в деревне было всего 5 дворов, в ревизских сказках жители числились крестьянами. В них указывалось имя, отчество и фамилия владельца двора, его возраст, имя и отчество членов семьи с указанием возраста, отношение к главе семьи. Таким образом удалось узнать, что главой был Емельян – 70 лет, жена его Ксения Степановна – 69 лет, сын их Василий – 32 года, жена его Авдотья Петровна – 25 лет, дети их Иван – 2 года, Семен – полугоду (наша ветка) и пасынок Емельяна – Осип 38 лет и его дети. В переписи мои предки имели самую многодетную семью. В процессе исследования и составления обновленного древа, стало понятно, что из Дворково Качаловы уехали только в 70- годах прошлого столетия. В заказанных архивных справках (сельскохозяйственная перепись) нам удалось ознакомиться с подворными карточками обследования крестьянских хозяйств деревни Дворково за 1916 год. Там числилось 7 дворов Качаловых , и все они держали коров, курей. В дневнике моего прапрадеда Качалова Тимофея Степановича есть интересная запись о покупке дома в.Дворково:

«1917 года…месяца куплен дом, двор, амбар мельница и пол-риги, за что и уплачено семьсот пятьдесят рублей (750р.) После чего начался ремонт такового. В 1917 году за 600 р. Был перенесен амбар на свою усадьбу. Плотники были крестные (?) А.М.Концов (неразборчиво) и В.Г.Редкин. Затем был покрыт двор. Плотником был И.С. Кисточкин и Д.И. Качалов. В 1919 году был произведен ремонт дома: переделан весь верх крыши. Новая обрешетка и новая крыша. Плотником был В.Е. Баклагин и Горач(?) Лукьянский. Не окончили таковой, забрали деньги и товар и скрылись. Ретировались со свободной совестью. Научили дурака, как нужно жить и знать, как с плыжниками иметь дело–не разевать рот, не быть разиней. Дураку впредь наука. Т.С. Качалов».

Также первое упоминание о Качаловых было в книге о Ярославском купечестве. Там сказано, что в 1873 году крестьянам д.Дворково Качалову Ивану Ивановичу продано в Давыдковой пустоши 9 дес. 200 саж. за 100 рублей, Качаловым Кузьме Арсентьевичу, Степану (наша ветка) и Порфирию Васильевым в той же Давыдковой пустоши 9 дес. 2000 саж. за 100 руб., крестьянину Гребенщикову из. Д.Тимонино (наша ветка, породнились позднее) 9 дес. 2000 саж. за 100 рублей. Интересный факт, фамилии уже есть, но в описании есть как бы вторая фамилия «Васильевы» по отцу.

У самых знатных русских родов фамилии появились в XIV–XV веках. Они давались по названию земель: например, Шуйские правили городом Шуя, Вяземские — Вязьмой, Мещерские — Мещерой. С конца XVII века фамилиями стало обзаводиться и духовенство. Учащиеся духовных семинарий придумывали себе фамилии на «дворянский» манер, с окончанием на -ский: Преображенский, Рождественский, Покровский. За основу брали названия праздников, церковных приходов, библейские термины, греческие и латинские слова. Крепостным не полагалось иметь фамилии. Низшие сословия в западных районах страны, на Русском Севере и в Сибири в меньшей степени страдали от крепостничества, а потому фамилии у них появились значительно раньше, чем у крестьян Центральной России. Впервые государство обязало россиян иметь фамилии в 1888 году. Указ Сената гласил: «Именоваться определенной фамилией составляет не только право, но и обязанность всякого полноправного лица, и означение фамилии на некоторых документах требуется самим законом». Правда, большая часть населения все равно не имела фамилий: в деревнях одного человека отличали от другого по отчеству и прозвищу. Лишь после 1932 года, когда Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли «Положение о паспортах», фамилии появились у всех граждан страны.

2.2. Изучение рода Качаловых

В основу конечного варианта нашего древа легла разработка моего деда Качалова Виктора Евгеньевича, который с 1980 года собирал устные факты о предках и документы. Но в процессе составления древа на основе архивов, выяснилось, что многие путали имена и родственную принадлежность. Да и война отпечаталась в памяти многих. Этим летом мне посчастливилось познакомиться и пообщаться с моей внучатой бабушкой, которая живет в городе Санкт-Петербург, ей 92 года. Она пережила войну в д.Дворково будучи ребенком, ее отправили на каникулы к бабушке, и началась война.

Чтобы найти «бесфамильных» предков, пришлось идти с конца….

Мы знали, что у маминого прапрадеда было 6 братьев (Арсентий, Кузьма, Федор, Парфентий, Семен, Степан). С них началась фамилия «Качаловы», больше о них мы ничего не знали, кроме нашей ветки по Степану. Найдя в АИС- архиве метрики за 1840-1918 года, мы получили данные о возрасте, семьях почти всех из нашего древа. Правда, пришлось параллельно вести и древо двоюродных и троюродных Качаловых. Ведь нас там было целая деревня! Так как Качаловых Иванов Ивановичей было аж 3 человека, нам пришлось сопоставлять факты из разных источников. По метрическим книгам мы определили, что помимо 6 братьев была еще и сестра Наталья, о которой никто не знал. Ее следы теряются после 18-летия. Либо вышла замуж и уехала в другую деревню, либо умерла. Просматривая исповедные росписи и метрические книги мы перешли в ревизские сказки и по отчеству искали более раннего предка, сопоставляя по возрасту. Так и дошли до 1729 года. Более ранние переписи существуют, но разобраться в них сложно, они на «латыни» написаны. Считая от меня – это уже 10 колено. Теперь древо значительно выросло и в ширь, и в вверх. Размер печатной формы древа 2847 мм х 420 мм. Но все равно оставались незаполненными круги в отдельных семьях, особенно во времена Вов. Заполнить нам их помогли интернет-порталы с рассекреченными данными Министерства обороны РФ. Так, например, на сайте https://pamyat-naroda.ru/ в одном из документов, мы нашли телефон. Состоялся разговор с соседями по коммуналке в г.Ленинград. Правда, пришлось подобрать новый код города. Соседи были очень дружны и рассказали нам о семье Качалова Александра Васильевича 1915 года (двоюродный брат моего прадеда), удалось получить информацию о его судьбе. Он прошел всю войну, дошел до Берлина, имел 5 наград. Мы узнали, как звали его жену , к сожалению, детей у них не было. Эта ветка Качаловых закончилась, так же как и его сестры Анны Васильевны Качаловой, у которой была дочь и тоже умерла. Также информацию собирала двоюрдная сестра моего деда Орлова Людмила, у нее сохранились дневники Качалова Тимофея Степановича. Она их отсканировала и передала нам копии. Также она выпустила книгу «Куклы и Люди» в Киеве в 2011 году, где подробно рассказала о роде Качаловых и Гребенщиковых из д.Дворково.

2.3. Изучение рода Абашиных.

Параллельно с составлением родословной Качаловых, я изучаю и родословную Абашиных - рода по линии прабабушки. В данном случае в основном информация получена от родственников, интернет- архива Рязанской области Российской Федерации . Предстоит еще многое сделать. На данный момент получилось заполнить пустоты и заметить интересный факт: у моей прапрабабушки был сводный брат, которого она никогда не видела. Отец после смерти матери оставил детей на попечении старшего сводного брата и создал новую семью, женившись на вдове своего родного брата. Тогда все родственники перестали с ним общаться. Может совпадение, а может и карма какая-то, но с того времени по роду идет странность. Начиная с Абашина Устина (1869-1931), того неродивого отца, в каждом последующем поколении кто-то из детей остается без семьи. Его дочь, Абашина Наталья Устиновна умерла незамужней, без детей; дочь его сына Ивана Устиновича Валентина (23.12.1930-08.03.2006) умерла незамужем, без детей, его правнучка Абашина Ирина Анатольевна, живет в Санкт-Петербурге, 1963 г рождения, незамужем, детей нет, мой внучатый дедушка Качалов Юрий Евгеньевич 1947 г.р (от брака Качалова и Абашиной) , не женат , детей нет, и моя родная тетя Качалова Наталья Викторовна, ей 43 года, незамужем , детей нет.

Вернемся к бабушкиному брату Семену. В интернете мама наткнулась на справочник г. Москвы с указанием телефонов и фамилий и нашла его городской телефон. К сожалению, оказалось, что он умер, но нам удалось пообщаться с его сыном Андреем. Выяснилось, что Семен никогда не рассказывал о своей семье, о братьях и сестрах. Видимо, не хотел рассказывать сыну о поступках его дедушки. И по сей день он неохотно с нами общается, обещал прислать имена своих дочерей, но так и не прислал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мои корни начинаются в Ярославской области нашей огромной страны. На данный момент нам удалось собрать информацию о своих родственниках, начиная с 1729 года. Составлением родословной начал заниматься мой дед в 1980-х годах. Ему удалось собрать много информации от живших тогда наших близких родственников. Но многие данные в старом варианте древа вызывали сомнения. В 2019 году на платформе АИС мы обнаружили много оцифрованных документов, которые помогли нам значительно расширить данные о моих предках. Я безмерно счастлив, что мне удалось застать в живых очевидца тех далеких событий - сестру моего прадеда, которая живет в городе Санкт-Петербург и которой 92 года. Этим летом мне удалось познакомиться и поговорить с ней лично.

Я считаю, что цель исследовательской работы достигнута, гипотеза подтвердилась.

В результате исследовательской работы мы изучили наброски генеалогического древа, сделанные моим дедом, ознакомились с семейным архивом, где сохранились фотографии, документы, семейные реликвии, письма с фронта, медали моего прадеда Качалова Евгения Тимофеевича и прабабушки Анны Устиновны.

В ходе работы нам удалось не только собрать воедино весь разрозненный фактический материал о моей семье, найти новые неизвестные факты, но и оформить всё это в виде интересной работы, сохранив это для будущих поколений.

Составление генеалогического дерева помогает человеку видеть свое место в родовой, семейной системе. Велика роль и значение традиции почитать предков до седьмого колена. Почитание предков автоматически подразумевает умение ценить своих живых родителей, дедов и бабушек. Каждый из нас несет ответственность за связь с ушедшими и будущими поколениями. И это наше богатство.

Я надеюсь, что составленная родословная моей семьи будет иметь продолжение. И мои дети будут помнить свои корни, имена своих прародителей, знать, что сделал каждый конкретный предок для своей семьи, для своей страны.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орлова Л. Куклы и люди: о ярославских, архангельских и русских северных куклах из коллекции Л. Орловой и А. Найдена. - К.: ИД «Стилос», 2011. - 176 с.; 48 с. илл.

  2. Сайт Государственного архива Ярославской области https://www.yararchive.ru/

  3. Семейный архив Качаловых, Абашевых

  4. Сайт «Память народа 1941-1945 » Память народа::Подлинные документы о Второй Мировой войне (pamyat-naroda.ru)

  5. Электронный банк документов «Подвиг народа в Великой отечественной войне 1941-1945 гг.» Подвиг народа (podvignaroda.ru)

  6. Эл.журнал Байкал-инфо http://baikal-info.ru/pri-chem-tut-sedmoe-koleno

7. https://cloud.mail.ru/public/r8ae/Uv1WaAXaX (окончательная версия родословной).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ревизские сказки за 1799 год.

Метрическая книга 1838 год

Исповедная роспись за 1813 год

Рассекреченные данные из архива с телефоном

Книга т.Люси Орловой 2011 год, г.Киев, 222 страницы

Визитка Качалова Тимофеея Степановича

Семейные фотографии

Похороны Качалова Тимофея Степановича 1935, Ленинград.

Дневники моего прапрадеда

Просмотров работы: 56