Легендарные летчики в годы Великой Отечественной Войны

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Легендарные летчики в годы Великой Отечественной Войны

Лой М.В. 1Лой Г.В. 1
1МБОУ МЛГ №33 г.о. Мытищи
Корнеева Е.Н. 1Козлова Г.А. 1
1МБОУ МЛГ №33 г.о. Мытищи
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Помните! Через века, через года, - помните!

О тех, кто уже не придет никогда, - помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!

(Р. Рождественский)

22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа остановилась, и началась Великая Отечественная война, унесшая миллионы жизней.

В разгром немецких захватчиков неоспоримый вклад был внесен представителями авиации и военно-воздушных войск. Ведь среди Героев, дважды и трижды Героев Советского Союза было больше всего именно лётчиков.

Но нам хотелось бы уделить особое внимание подвигам летчиков, которые были совершены во время войны, чтобы их имена запомнились нам всем. Конечно, все имена назвать просто невозможно, но обращу внимание в своей работе на некоторых из них.

1.1. Актуальность.

Данная тема актуальна и значима во все времена и для всех поколений, так как мы помним подвиги наших солдат, мы чтим память павших в те далекие и тяжелые годы. Роль всех родов войск в Великой отечественной войне была бесценна. Но особо нам хотелось бы выделить авиацию и великих летчиков, которые участвовали в воздушных боях, защищали Родину и отражали нападения захватчиков.

1.2. Цель проекта.

Знакомство с летчиками-героями Военно-воздушной авиации и изучение их подвигов в годы Великой Отечественной войны.

1.3. Задачи проекта.

  1. Изучение информации о летчиках, участвовавших в Великой отечественной войне.

  2. Сформировать представление о героизме.

  3. Вызвать чувство гордости и уважения к Защитникам Родины.

1.4. Гипотеза.

Легендарные летчики сыграли огромную роль в годы Великой Отечественной войны.

1.5. Методы.

Поиск и анализ различных источников информации об изучаемой теме.

1.6. Ожидаемые результаты.

  1. Получить информацию по исследуемой теме.

  2. Посетить Центральный музей Военно-Воздушных сил в г. Монино, Московская обл., мемориал «Могила Неизвестного Солдата».

  3. Приобрести знания по исследуемой теме.

  4. Принять участие в конкурсах и олимпиадах по исследуемой теме.

1.7. План работы над проектом.

  1. Подбор теоретической части проекта.

  2. Изучение материалов в реальности.

2. Кожедуб Иван Никитович – трижды Герой Советского Союза.

Будущий летчик родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года. Его отец занимался землей и работал на фабрике, но находил время для книг и даже сам сочинял стихи. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность.

В армии он был с февраля 1940 года. Являлся летчиком-инструктором в авиашколе, которая осенью 1941 года была эвакуирована в г. Чимкент. Казахстан. В 1942 г. ему было присвоено звание старшего сержанта. Через несколько месяцев Ивана Никитовича направили в 302-ю истребительную авиационную дивизию, которая дислоцировалась на территории Иваново.

Весной 1943 г. Кожедуб вместе с товарищами вылетел на Воронежский фронт. Первый воздушный бой завершился для него неудачей и едва не привел к смерти. Самолет советского летчика получил серьезные повреждения после схватки с немецким «Мессершмиттом». Жизнь Ивану спасла бронеспинка, в который угодил зажигательный снаряд. Более того, возвращаясь на свой аэродром, его самолет был обстрелян своими же зенитчиками.

В середине 1943 г. Кожедуба повысили в чине до младшего лейтенанта, доверив ему пост заместителя командира эскадрильи. В июле того же года на Курской дуге, в ходе 40-го боевого вылета, он сбил свой первый немецкий самолет-бомбардировщик.

Любопытно, что на протяжении следующих трех дней, Ивану Кожедубу удалось сбить 2 истребителя и еще один бомбардировщик. За это он был награжден орденом Красного Знамени, а также возглавил эскадрилью.

(Бюст Кожедубу И.Н. в Центральном музее Военно-Воздушных сил в г. Монино)

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Кожедубу Ивану Никитовичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К этому моменту биографии он совершил 146 боевых вылетов, сбив 20 немецких самолетов.

Удостоившись звания капитана, продолжил выполнять боевые вылеты на новом истребителе-моноплане «Ла-7». К концу войны уже майор Кожедуб выполнил 330 вылетов, сумев уничтожить 62 вражеских самолета.

Второе и третье звания Героя Советского Союза Кожедуб Иван Никитович получил 19 августа 1944 года и 18 августа 1945 года.

(Фронтовой истребитель Кожедуба Ла-7)

Кожедуб имел репутацию отменного стрелка. Он предпочитал вести огонь по врагу с расстояния 200-300 м. Интересен факт, что за все годы войны он никогда не был сбит противником. Его имя наводило страх на всех фашистов.

Именем Кожедуба названы улицы в Москве и других городах России и Украины. Его имя носит 237-й гвардейский центр показа авиационной техники имени ВВС России. На родине Героя в Ображеевке был установлен его бюст, действовал музей. Другой бюст находится в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. в Москве. Мемориальная доска И.Н. Кожедубу установлена на доме в Сивцевом Вражке в Москве, где он жил в последние годы. Его самолет Ла-7 экспонируется в Центральном музее ВВС в Монино.

(Фронтовой истребитель Кожедуба Ла-7)

3. Покрышкин Александр Иванович – трижды Герой Советского Союза.

Город Николаевск, ныне Новосибирск. 19 марта 1913 года в семье рабочих рождается второй мальчик — Саша. Всего в семье Покрышкиных было семь детей: шесть мальчиков и одна девочка. С детства Саша был смышлёным парнишкой, мечтавшим о небе.

В армии – с июня 1932 года. Дальше он поступает в Качинскую военную авиационную школу летчиков. Менее, чем за один год оканчивает знаменитую Качу и получает назначение в 55-й истребительный авиаполк, располагавшийся на западной границе, под Бельцами (Молдавия). Там и застало А.И. Покрышкина начало Великой Отечественной войны.

(Бюст Покрышкину А.Н. в Центральном музее Военно-Воздушных сил в г. Монино )

Первый вылет произошел в первый день войны 22 июня 1941 года. Тогда Александр Иванович был в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте. В начале войны его привлекают для выполнения разведовательных полетов с указанием — «не вступать в бой». Но Покрышкин постоянно в них ввязывается, считая зазорным возвращаться на аэродром с полным боекомплектом. 26 июня 1941 года Александр одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109.

Через некоторое время наш герой понимает, что тактика боя очень устарела и начинает делать заметки на этот счёт. Он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Эти заметки, вырезки, схемы стали началом его науки побеждать.

Первую «Золотую Звезду» Героя Советского Союза гвардии майор Покрышкин Александр Иванович получил 24 мая 1943 года.

За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 – в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага. Стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу. К концу 1943 года выполнил 550 боевых вылетов, провёл 137 воздушных боёв, сбил 53 самолёта противника.

В марте – апреле 1944 - командир 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, с апреля 1944 – командир 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Воевал на 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на ясском направлении, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных побед, Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя «Покрышкин». В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро «Покрышкинская». В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

4. Маресьев Алексей Петрович – история о настоящем человеке.

20 мая 1916 года, в городе Камышине родился прославленный советский летчик Алексей Петрович Маресьев, чей подвиг лег в основу книги «Повесть о настоящем человеке», вошедшей в курс советской и российской школьной литературы. После смерти отца в 1919 году семье пришлось совсем туго – мать работала уборщицей и самостоятельно поднимала троих сыновей. После окончания школы Алексей окончил фабрично-заводское училище, и устроился токарем на Камышинский лесозавод. Юноша страстно мечтал о карьере летчика, но по состоянию здоровья не мог пройти строгую медкомиссию в летное училище.

В августе 1941 г. Алексей Петрович был направлен на Юго-Западный фронт в составе 296-го истребительного авиационного полка (ИАП). Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. До марта 1942 г. он сражался в составе 296-го ИАП, а затем был направлен на Северо-Западный фронт в состав 580-го ИАП. Здесь, в небе над демянским выступом, лейтенант Маресьев записал на свой боевой счет первый сбитый самолет – военно-транспортный Ju-52. К концу марта 1942 г. Маресьев увеличил счет сбитых фашистских самолетов до 4-х; 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит, а сам Алексей Петрович тяжело ранен.

В течении 18 суток тяжело раненный в ноги пилот пробирался ползком к линии фронта. Его нашли жители деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района.

В начале мая 1942 г. Маресьев был переправлен в московский госпиталь, где из-за развившейся гангрены врачам пришлось ампутировать летчику обе голени. Он освоил протезы и попросил вернуть его в действующую армию. В начале 43-го он прошел медкомиссию и был направлен на тренировки в 3-ю авиационную школу первоначального обучения (поселок Ибреси и село Климово Чувашской АССР, ныне Чувашия).

В июле 1943 года Алексей Петрович совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя. Маресьеву присудили звание Героя Советского Союза, и слава о нем распространилась по всей стране.

К концу войны на счету летчика-героя было 86 боевых вылетов и 11 сбитых немецких самолетов. При этом семь из них были уничтожены, когда Маресьев совершал вылеты на протезах.

Именем Маресьева названы улицы в Москве, поселке Ибреси Чувашской республики, в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск, Чернигов. На родине героя, в г. Камышин, в честь 90-летия со дня рождения 20 мая 2006 года был торжественно открыт монумент работы заслуженного художника России С.А. Щербакова, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.

5. Речкалов Григорий Андреевич. Забытый «третий лишний».

Родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяково, ныне посёлок Зайково Свердловской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы и аэроклуб. С 1938 года в рядах Красной Армии, в 1939 году окончил Пермскую военную авиационную школу пилотов.

Примечательно, что будущему летчику-асу всего лишь за сутки до вторжения гитлеровцев в СССР выписали запрет летать из-за выявленного дальтонизма.

Этот момент мог навсегда перечеркнуть возможность совершить те выдающиеся подвиги, которые были впоследствии совершены летчиком. Но после возвращения в часть командование штаба отдало летчику срочный приказ на доставку документации. На медзаключение тогда просто не посмотрели.

Большинству наверняка имя Речкалова ничего не говорит. Ведь даже в советские времена на слуху были всего две фамилии отечественных асов: Кожедуб да Покрышкин, и Речкалов оказался у них в тени. А он, между прочим, — третий или четвертый в ранжире лучших советских асов, лишь чуть-чуть уступив Кожедубу и Покрышкину.

Григорий Речкалов вошел в историю, как самый результативный ас, одержавший на истребителе P-39 «Аэрокобра» больше всех побед. К концу войны на его «Кобре» было 56 звезд, которые символизировали 53 личных и 3 групповых победы летчика. Речкалов был вторым по результативности летчиком союзников. На его счету значилось 61 личная победа и 4 групповых.

Григорий Речкалов воевал в составе той же части — 55-го истребительного авиаполка (ИАП; впоследствии — 16-й гвардейский истребительный авиаполк, ГвИАП) и того же соединения — 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в которых служил и Покрышкин. Последний, собственно, был его вышестоящим командиром.

На 35-й день войны Григорий был тяжело ранен. При штурмовке вражеской переправы через реку Днестр осколки зенитного снаряда впились в ногу. С трудом дотянул до своего аэродрома. Более двадцати осколков было извлечено в госпиталях после трех тяжелых хирургических операций и врачебный приговор: не годен к полетам на боевых самолетах. Только в апреле 1942 года он вернулся в свой авиаполк.

21 апреля 1943 года восьмерка истребителей под командованием Речкалова сопровождала большую группу штурмовиков. Внезапно появились 9 истребителей врага. Немецкие стервятники не смогли прорваться к нашим штурмовикам. Потеряв несколько самолетов, они покинули поле боя. Два самолета уничтожил лично Григорий Речкалов. И так почти каждый день. Прибавлялись алые звездочки на борту самолета Речкалова.

24 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

1 июля 1944 года за успешно проведённые воздушные бои награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями. На родине дважды Героя установлен бронзовый бюст.

6. Кутахов Павел Степанович. Главный маршал авиации, дважды Герой Советского Союза.

Мы гордимся тем, что рассказываем здесь о нашем родственнике, который является двоюродным братом родного прадедушки.

Павел Степанович Кутахов родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка Матвеево - Курганского района Ростовской области в семье крестьянина - бедняка. В трудное время вступал он в жизнь. Кончилась Первая мировая война, началась Гражданская. В 1918 г. умер его отец, мать осталась с тремя ребятишками.

В первые дни Великой Отечественной войны П. Кутахов участвовал в прикрытии Ленинграда и Выборга от налетов финской авиации. К этому времени летчики эскадрильи освоили новые самолеты-истребители и на равных сражались с вражескими машинами. С июля 1941 г. и до конца войны служба П. Кутахова проходила в суровом Заполярье.

За годы Великой Отечественной войны П. Кутахов совершил 367 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и 28 — в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен звания дважды Героя Советского Союза, награжден 16 боевыми орденами Советского Союза, орденом Британской империи IV степени и многими медалями.

С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи, летал на МиГ-3. С июля 1941 года воевал в составе 145-го ИАП. 28 января 1942 года - командир эскадрильи. Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и "Аэрокобре". Сражался на Северном и Карельском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев.

(Майор П.С. Кутахов в кабине истребителя Р-39 «Аэрокобре», Карельский фронт, 1944 год)

27 марта 1943 года был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте. С апреля 1943 года - помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

В 1944 году майор Кутахов уже командовал гвардейским полком. П.С. Кутахов был не только отличным воздушным бойцом, но и заботливым воспитателем, умелым командиром. Слава о нем, его боевых товарищах шла по всему фронту. Десять Героев Советского Союза выросло в его полку.

В 1944 году гвардии майор Кутахов указом английского короля Георга был награжден орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране союзнических конвоев.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В 1972 г. ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

  1. Анкетирование моих ровесников.

1. Что для тебя значит Великая Отечественная Война?

Великий подвиг – 60%

История моей страны – 35%

Далекое прошлое – 5%

2. Интересна ли тебе история Великой Отечественной Войны?

Да – 90%

Нет – 5%

Не знаю – 5%

3. Есть ли среди твоих родственников живые или погибшие участники ВОВ?

Да – 93%

Нет – 7%

4. Важен ли для тебя праздник «День Победы»?

Да – 91%

Нет – 3 %

Не знаю – 6%

5. Можешь ли назвать героев ВОВ?

Да – 35%

Нет – 55%

Не знаю – 10%

8. Заключение.

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,

Преодолеть пространство и простор.

Нам разум дал стальные руки-крылья,

А вместо сердца – пламенный мотор.

Всё выше, выше и выше!

Стремим мы полёт наших птиц.

И в каждом пропеллере дышит

Спокойствие наших границ.

(Авиационный марш

Слова Павла Германа, музыка Юлии Хайт)

Советские Военно-воздушные силы (ВВС) в Великой Отечественной войне решали следующие основные задачи: завоевание стратегического господства в воздухе, авиационная поддержка и прикрытие сухопутных войск и сил флота, ведение воздушной разведки. Военная авиация решала задачи и по уничтожению объектов глубокого тыла противника. Борьба за господство в воздухе явилась составной и неотъемлемой частью всей вооружённой борьбы на фронте, первоочередной задачей советских ВВС, одним из непременных условий успешного проведения операций.

Главными факторами Победы нашей страны в Великой Отечественной войне стали боеспособность самолетов, увеличение производства самолётов, а также замечательные лётчики-асы – Герои войны.

История войн не знает подвигов, подобных тем, которые советские лётчики совершали в годы Великой Отечественной войны.

Список литературы.

  1. Авиация: Энциклопедия. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  2. Бодрихин Н.Г. Кожедуб. Москва, «Молодая гвардия», 2010.

  3. Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.

  4. Герои Великой Отечественной войны. Выпуск IV. 1974.

  5. Денисов Н.Н., Карпович М.Д. Трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб. М., 1948.

  6. Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своем командире. М., 2014.

  7. Овчинников В. В дымном небе войны: Дважды Герой Советского Союза Г. А. Речкалов // Восход. — 1984

  8. Полевой Б.Н. «Повесть о настоящем человеке». – М.: Детская литература, 1955.

  9. Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые летчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.

  10. Сорокажердьев В.В. Они сражались в Заполярье. – Мурманск, 2007.

  11. Хоробрых А. «Лётчик Маресьев». – газета Советская Россия от 04.05.1986 г. № 106.

Просмотров работы: 19