Идем в будущее, не забывая прошлое. Семейные реликвии

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Идем в будущее, не забывая прошлое. Семейные реликвии

Харин Я.А. 1
1МБОУ Школа №155 г.о. Самара
Хоружева И.А. 1
1МБОУ Школа №155 г.о.Самара
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Не зная прошлого, нельзя любить настоящее и думать о будущем»

С. Михалков

Введение

Моя исследовательская работа посвящена семейным реликвиям. Идея проекта зародилась, когда моя бабушка показала мне красивую статуэтку, которую ей подарил ее папа (мой прадедушка). Мне сразу захотелось подробнее узнать историю этой ценной вещи, почему она так дорога членам моей семьи, почему ее так оберегают и чтут, а также, какие еще старинные вещи есть в нашей семье.

Так же для меня стало важно и интересно, чтобы бабушка рассказала мне о моих предках, показала их фотографии, рассказала, кем они были, как и чем жили.

Актуальность исследования

Данная работа, на мой взгляд, является актуальной, так как в современном мире многие люди, растворяясь в пространстве информационных технологий, к сожалению, все чаще забывают о своем прошлом. А ведь именно обращение к исторической памяти своей семьи может помочь вернуть в нашу жизнь понятия добра и любви, ответственности и верности, чего так не хватает в современном мире.

Цель исследования: узнать историю реликвий моей семьи.

Задачи исследования:

  1. Изучить понятие «реликвия»;

  2. Доказать важность и ценность сохранения памяти о своих предках;

  3. Узнать происхождение и историю наших семейных реликвий;

  4. Узнать способы сохранения старинных вещей;

  5. Изучить литературу по данной теме.

Теоретическая часть

На Руси издавна была традиция хранить память о своих предках. А ведь и сегодня в некоторых семьях есть дорогие и близкие сердцу вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение, а вместе с ними переходят и интересные истории, связанные с ними, рассказы о тех, кому эти вещи принадлежали.

Приступив к исследованию, сначала я решил узнать, что же такое «реликвия».

Реликвия - свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Слово реликвия происходит от латинского глагола «оставаться». То есть вещь, которая остается испокон веков.

Рассматривая реликвию, как особый предмет, можно выделить несколько ее видов:

Исторические реликвии - являются своего рода документами, свидетелями былых событий. Яркими историческими реликвиями являются боевые знамёна, рукописи и древние манускрипты, регалии власти, государственные печати. Среди наиболее известных - Шапка Мономаха, Ботик Петра и др.

Религиозные реликвии - бывают подлинными или поддельными, а также образно-поэтическими, основанными на народной мифологии. Среди реликвий различных религий - Копьё Судьбы, Стена Плача, Чёрный камень Каабы, Зуб Будды и другие.

Семейные реликвии - документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству из поколения в поколение.

Технические реликвии - экземпляры машин или иных технических устройств, выпущенные в прошлом, сохранившиеся в работоспособном или восстановленном состоянии.

Когда я написал слово реликвия, мама предложила мне разбить его на слоги и внимательно прочитать. У меня получилось ре-лик-ви-я. Моё внимание привлёк слог «лик». Я обратился к толковому словарю В. И. Даля и узнал, что «лик» в русском языке означает «лицо, образ». Поэтому можно предположить, что семейная реликвия - это образ семьи.

Семейная реликвия - дорогая по воспоминаниям вещь, оставленная по наследству родными людьми. Реликвией может быть любая вещь от обычной фотографии до драгоценного камня. Хранить семейные реликвии - замечательная традиция, которая сохранилась в некоторых семьях, в том числе и в нашей.

Почему же мы храним эти вещи? Потому что они дороги и интересны нам как память о наших родных.

Порой семейные реликвии могут рассказать об истории семьи больше самых подробных родословных.

Если в семье есть семейные реликвии, то такая семья хранит светлую память о предках и чтит традиции семьи.

Практическая часть

1.Изучеие реликвий моей семьи

Приступив к исследованию, мне стало интересно узнать, какие же еще реликвии сохранились в нашей семье. Я попросил свою бабушку рассказать об этих дорогих ее сердцу вещах.

Дома у моих бабушки с дедушкой хранится неприглядная с первого взгляда коробка, в которой, как оказалось, спрятана память о наших предках, память о нашей семье, о нашем прошлом, в ней хранятся семейные реликвии.

Бабушка достала для меня эту заветную коробку и стала с упоением рассказывать о вещах, хранившихся в ней.

В своей исследовательской работе я бы хотел представить некоторые из них:

  1. Письма военных лет.

Когда началась война, папе моей прабабушки (моему прапрадеду Николаю) исполнилось около 30 лет. У него на тот момент было трое детей. Как и всех мужчин этого возраста его призвали на фронт. По дороге на фронт он писал письма своей семье: жене, детям. Он успел написать только три письма. Не доехав до точки назначения, под Смоленском, их эшелон разбомбили фашисты. Погибли почти все. Мой прапрадедушка считался пропавшим без вести, но позже его признали погибшим, среди его писем у нас хранится документ, свидетельствующий об этом.

Его жена Феодосия растила детей одна, так и не выйдя больше за муж, прожив до глубокой старости, как и их дети.

  1. Статуэтка человека, играющего на гуслях.

Эта статуэтка появилась в семье родителей моего прадедушки Николая (бабушкиного папы) в 40-х годах.

Сразу после окончания Великой отечественной войны мой прадед, которому едва исполнилось 14 лет, пошел работать на завод, чтобы помочь родителям прокормить большую семью (в их семье было 5 детей). На заводах тогда платили очень мало и зарплаты едва хватало на еду. Но в преддверии дня рождения своей мамы мой прадедушка накопил немного денег и купил ей в подарок эту статуэтку. С тех пор она стояла на почетном месте сначала у родителей моего прадеда, потом у прадеда, с 2004 года эта статуэтка хранится у моих бабушки и дедушки. Она очень хорошо сохранилась до наших дней.

  1. Иконка с изображением Николая чудотворца.

Эту медную икону с изображением Николая Чудотворца моей прабабушке Антонине подарила ее мама (моя прапрабабушка) Феодосия, а ей- мама моего пропавшего без вести во время Великой отечественной войны прапрадеда Николая. Вместе с иконкой хранится рукопись моей прабабушки с описанием истории этой иконки. По рассказам моей прапрабабущки Феодосии, мама моего прапрадеда получила эту иконку в дар от своей мамы Анастасии в 1895 году. С тех пор (с конца 19 века) эта дорогая сердцу вещь передается из поколения в поколение. С 2004 года она хранится в семье моих бабушки и дедушки.

2.Как сохранить семейные реликвии.

Семейные реликвии являются большим сокровищем, но могут быть легко повреждены со временем светом, высокой температурой, влажностью, вредителями и неправильным обращением. Я задался вопросом, как же сделать так, чтобы эти вещи сохранились как можно дольше, для наших последующих поколений? Мы с мамой изучили литературу на эту тему и выявили несколько способов, как ухаживать за старыми вещами, за реликвиями, перешедшими к нам от прошлых поколений.

  1. Хранить старинные вещи можно только в сухом месте, защищенном от попадания прямых солнечных лучей, так как от света предметы выгорают, а от влаги в них может образоваться разрушительный грибок.

  2. Хранить реликвии нужно в футлярах, ящиках или коробках. Это обеспечит старинным предметам дополнительную защиту от внешних воздействий и повреждений.

3. Хрупкие (стеклянные, керамические, глиняные) предметы нужно обернуть в мягкий материал: использование мягкого материала, такого, как ткань или бумага, позволяет предотвратить повреждения старинных вещей.

  1. Бумажные реликвии (письма, документы, фотографии) нужно хранить в индивидуальном полиэтиленовом файле. Также для более надежной сохранности важно перевести их в электронный вид, оцифровать. Мы вместе с мамой отсканировали на компьютер все старинные документы, хранящиеся в нашей семье, а также письма, фотографии.

  2. Создать журнал учета семейных реликвий с описанием истории каждой вещи.

Мы с мамой завели такой журнал. В этом журнале мы подробно изложили историю каждой реликвии, сохранившейся в нашей семье, описали, когда, от кого и при каких обстоятельствах она передавалась. Создание такого журнала позволило собрать рассказы, истории наших родственников воедино, упорядочить хронологию событий, связанных с той или иной вещью, чтобы сохранить и передать эту память нашим последующим поколениям.

Заключение

В результате исследования мною было усвоено много новой, интересной информации.

Во-первых, я изучил значение понятия реликвия, ее разновидности.

Во-вторых, я узнал много нового о жизни моих предков, прикоснулся к истории моей семьи, изучив семейные реликвии.

В-третьих, изучил способы сохранности старинных вещей.

В-четвертых, начал работу по сохранению наших семейных реликвий для последующих поколений.

В процессе исследования я получил опыт поиска нужной информации в научных книгах, в сети Интернет, а также ее изучения и применения на практике.

В результате моей работы я сделал вывод, что каждому из нас необходимо сохранять память о прошлом своей семье, о своих предках, так как это поддерживает семейные традиции, передает историю семьи, чувство гордости за предков. Считается, что без прошлого не может быть будущего. Знание и память прошлого дарит человеку более интересную и значимую жизнь.

Список используемой литературы

1. В.И. Даль. Иллюстрированный толковый словарь русского языка;

2. Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь русского языка;

3. Бейн Смит Джеймс, Джулия Бирре. Реставрация. Методы консервации антиквариата и старого антиквариата;

4. Детская энциклопедия «Все обо всем»;

5. Интернет-источники.

Просмотров работы: 16