История пионерского движения и похожие организации в моем городе

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История пионерского движения и похожие организации в моем городе

Чинякова П.О. 1
1МОУ лицей
Скрипниченко Ирина Юрьевна 1
1МОУ Лицей
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.ВВЕДЕНИЕ

Проблемы:

  1. Недостаток финансирования: Организация может столкнуться с проблемой нехватки средств на реализацию своих проектов. Это может привести к задержке или отмене некоторых мероприятий и программ.

  2. Отсутствие поддержки со стороны государства или местного самоуправления: Местные власти могут не оказывать достаточной поддержки организациям, что затрудняет реализацию проектов.

  3. Недостаток квалифицированных кадров: Организации могут испытывать дефицит опытных и квалифицированных специалистов, способных эффективно управлять проектами и организовывать мероприятия.

  4. Проблемы с привлечением участников: Некоторые проекты организации могут быть недостаточно привлекательными для молодежи, что может привести к низкой активности участников и отсутствию интереса к проектам.

  5. Сложности в координации работы

Гипотеза: Современные пионерские и схожие организации могут успешно развиваться и привлекать участников, если они будут адаптированы к потребностям и интересам молодежи, активно использовать цифровые технологии и социальные медиа для продвижения своей деятельности.

Актуальность: Актуальность моего исследования заключается в том, что с воспитанием подрастающего поколения связываются судьба и развитие России. Изучение опыта пионерского движения на различных исторических этапах и в целом на протяжении истории страны и общества является полезным и нужным.

Задачи:

  1. Анализ потребностей и интересов современной молодежи для определения направлений деятельности пионерских движений.

  2. Изучение опыта использования цифровых технологий и социальных сетей другими молодежными движениями и организациями.

  3. Оценка эффективности предложенных мер по адаптации пионерских движений к современным условиям.

  4. Найти изучить материалы интернет ресурсов, архивов музеев, специальной литературы, собрать и проанализировать воспоминание участников движения;

  5. Оформить экспозицию в школьном музее.

Цель исследования: изучить возможности адаптации пионерских движений и схожих организаций к современным условиям для повышения их привлекательности для молодежи и успешного развития.

Пионерские организации являются одним из ключевых аспектов истории и культуры бывшего Советского Союза. Они представляли собой массовые детские и юношеские организации, которые были неотъемлемой частью социалистического воспитания. Пионерские организации играли важную роль в формировании личности, развитии общественных навыков, воспитании чувства коллективизма и патриотизма у детей и молодежи.

Цель данного проекта заключается в изучении истории пионерских организаций, анализе их влияния на формирование личности и общества, а также в определении места и роли этих организаций в контексте советской и постсоветской истории. Для достижения этой цели мы обратимся к архивным материалам, мемуарам, научным исследованиям и другим источникам, которые позволят нам составить комплексное представление о пионерском движении и его значении для советского народа.

В ходе проекта мы рассмотрим историю создания пионерских организаций, их структуру, принципы работы, основные мероприятия и традиции, а также проанализируем общественные организации в моем городе.

Вот на груди алый галстук расцвел,

Юность бушует, как вешние воды.

Скоро мы будем вступать в комсомол –

Так продолжаются школьные годы.

Многие не знают данный отрывок, некоторые не знают что существовала пионерская организация имени В. И. Ленина, что конечно очень плохо, так историю забывать не следует.

Для каждого интересно узнать что-то из прошлого своих родственников, я попросила мою бабушку рассказать что-то из детских воспоминаний. Работая над данной работой, я заметила, как бабушка рассказывала с теплотой и ностальгией о своих пионерских годах. В ходе работы я осознала, что во времена пионерского движения дети жили в другом обществе, с другими ценностями. Сейчас другая эпоха, другое время, то что осталось в прошлом уже невозвратимо. Пионерия навсегда осталась в истории и сердцах миллионов людей.

2.1. История пионерского движения в СССР

Предпосылки к созданию пионерии

Предпосылки создания пионерской организации можно разделить на несколько основных причин:

  1. Социальные изменения в обществе: После революции 1917 года в России произошли значительные социальные изменения, которые требовали новых подходов к воспитанию молодежи. Старые методы воспитания, основанные на религиозных и монархических ценностях, уже не работали, а новые еще не были разработаны.

  2. Политические цели: Создание пионерской организации было также связано с политическими целями советского правительства. Пионерская организация должна была стать инструментом воспитания молодого поколения в духе коммунистической идеологии и патриотизма.

  3. Экономические условия: В условиях экономической разрухи

Необходимую важность тогда сыграла Надежда Крупская. Идея создания пионерии относилась именно ей. Видный деятель скаутского движения Иннокентий Жуков придумал пионерский девиз «Будь готов!»

Как появилась пионерия?

19 мая 1922 года в ходе 2-й Всероссийской конференции комсомола было принято заключение о повсеместном создании пионерских отрядов. Согласно идее Крупской, детская организация обязана была опираться на принципах движения скаутов. В переводе с французского слово "пионер" значит "первопроходец", так и стали именовать участников организации.

В первые годы пионерское движение носило имя Спартака, в 1924 году ему присвоили имя Ленина, а в 1926 году наименование поменяли на Всесоюзную пионерскую организацию имени В.И. Ленина первоначально пионерские отряды объединили детей рабочих и крестьян и функционировали в рамках комсомольских ячеек заводов, фабрик, учреждений.

Целью пионерской организации было воспитание детей в коммунистическом духе, развитие их физических и умственных способностей, а также подготовка к вступлению в комсомол. В пионерской организации дети учились коллективизму, взаимопомощи, уважению к старшим и труду.

Основными мероприятиями пионерской организации были походы, спортивные соревнования, сбор макулатуры и металлолома, помощь старикам и инвалидам, а также участие в праздничных демонстрациях.

Как принимали в пионеры?

Пионерами могли стать дети в возрасте от 10 до 14 лет. Зачисляли в детскую организацию в несколько этапов. 7 ноября был этап для наиболее активных и отличившихся ребят. 23 февраля и 22 апреля посвящение в пионеры проходило в честь дня рождения Владимира Ленина. 19 мая – последний этап приема.

Перед принятием в пионеры ребенок должен был пройти специальную подготовку, которая включала изучение основ коммунистической идеологии, истории пионерской организации и правил поведения пионера. Затем ребенок проходил собеседование с членами совета пионерской дружины, которые оценивали его готовность к вступлению в пионеры.

Церемония принятия в пионеры обычно проходила в школе или на районной пионерской базе. Ребенок приходил на церемонию в белой рубашке и красных галстуке и пилотке. Затем он произносил клятву пионера, обещая быть верным идеалам коммунизма, трудиться на благо Родины и защищать ее от врагов. После этого ему повязывали красный галстук, символизирующий принадлежность к пионерской организации.

Пионеры участвовали в субботниках, помогали бороться с детской беспризорностью и неграмотностью, посещали одиноких стариков, учились в спортивных кружках и секциях, собирали металлолом и макулатуру.

Во время Великой Отечественной войны члены пионерии наряду со взрослыми оберегали Родину от немецких захватчиков, работали в тылу и воевали на фронте. Также они дежурили в госпиталях, устраивали там концерты, собирали урожай, многие ребята шли в партизаны. За свою доблесть и самоотверженность некоторые дети были удостоены медалями, а четыре человека обрели звание Героя Советского Союза.

Принятие в пионеры было не только торжественной церемонией, но и важным моментом в жизни ребенка. Оно означало, что ребенок становится полноправным членом советского общества и готов выполнять свои обязанности перед Родиной.

(приложение 1)

2.2. Как выглядели и что означали пионерские символы и атрибуты? Традиции пионеров.

Пионерский галстук был одним из основных атрибутов пионерской организации в СССР. Он символизировал принадлежность к этой организации, готовность следовать ее идеям и принципам. Галстук был красного цвета, что символизировало революцию и кровь, пролитую в борьбе за коммунистические идеалы.

Галстук носили на шее, завязывая специальным узлом. Он был сделан из шелка или других легких тканей и имел форму треугольника. На галстуке могли быть вышиты различные символы и надписи, например, имя пионерской организации или лозунг “Всегда готов!”.

Пионерский галстук являлся не только символом, но и практичным элементом одежды. Он защищал шею от солнца и ветра, а также мог использоваться для различных целей, например, в качестве повязки на голову или шарфа.

Таким образом, пионерский галстук был важным атрибутом пионерской организации, который символизировал ее идеалы и служил практическим целям.

Значок пионерской организации также был важным атрибутом, который носили на груди. Он представлял собой красную пятиконечную звезду с изображением пионерского костра на ней. Внутри костра располагались буквы “П” и “О”, обозначающие “пионерская организация”. Значок носился на левой стороне груди и символизировал принадлежность к пионерскому движению, готовность к труду и обороне, а также верность идеалам коммунизма.

Салют в пионерской организации был приветствием, которым пионеры обменивались при встрече. Салют выполнялся поднятием правой руки перед грудью, затем резким опусканием ее вниз с небольшим наклоном тела вперед. Этот жест символизировал готовность пионера служить своей стране и коммунизму. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. Пионер отдавал салют, находясь в строю и вне строя. На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры исполняли команду «Смирно!» с равнением направо или налево. Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют давали только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.

Пионерский флаг является одним из символов пионерской организации. Он представляет собой красное полотнище с изображением пионерского костра в центре. Этот костер символизирует огонь, который горит в сердцах пионеров и призывает их быть готовыми к труду, обороне и служению своей стране. Флаг используется во время различных мероприятий и церемоний, чтобы подчеркнуть важность пионерских идеалов и ценностей.

Флаговый должен был уметь выполнять надлежащие команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место сохранения флага находилось в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, сберегались горны и барабаны.

Наименования пионерские горн и барабан появились почти одновременно со словом «пионер». История этих музыкальных инструментов так же велика, как и история человечества. Но это нечто большее, чем просто музыкальные инструменты. Звуки горна и барабана - это вызов к пионерам, к их единению, к их деятельности, направленной на защиту Родины, служению добру, к поиску и утверждению справедливости.

Горн вызывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь исполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым.Горн в пионерской организации использовался для подачи сигналов и оповещений. Он был символом пионерской организации и напоминал пионерам о том, что они всегда должны быть готовы к труду, обороне и служению своей стране.

Барабан аккомпанировал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь исполнять строевые приемы, выполнять «Марш», «Дробь».

Все эти символы и ритуалы были заимствованы организаторами из скаутизма, также как и деление по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, в пионерском значке три языка пламени костра заменили три лепестка скаутского значка, 3 конца галстука стали означать 3 поколения - пионеров, комсомольцев и коммунистов и пр.

Клятва произносилась каждым вступающим в ряды организации.

Звучала она так: «Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской организации, перед лицом своих товарищей, торжественно клянусь: горячо любить свою Родину; жить, учиться и бороться как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия; всегда выполнять законы пионеров Советского Союза.

Закон пионеров Советского Союза должны были знать наизусть все пионеры.

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер равняется на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память погибших борцов и готовится стать защитником Отечества.

Пионер лучший в учебе, труде и спорте.

Пионер - честный и верный товарищ, всегда смело стоящий за правду.

Пионер - товарищ и вожатый октябрят.

Пионер - друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

(приложение 2)

2.3 Волонтеры в нашем городе и школе.

В 1940 году, после написания повести Аркадия Гайдара про Тимура и его команда, в стране появились тимуровцы - школьники, оказывавшие посильную помощь семьям фронтовиков, старикам и инвалидам. Они добровольно помогали людям нуждающихся в помощи. В наше время таких людей называют волонтерами. В нашей школе есть волонтерское объединение "Капитошка", которое существует с 2011 года и объединяет людей готовых бескорыстно помогать всем нуждающимся, не требуя ничего взамен. У нас проводятся разнообразные акции, например:

1. Ежегодно наши волонтеры посещают дом-интернат для пожилых людей. Встречи всегда оказывались очень радушными и трогательными. Бабушки и дедушки поют песни вместе с нашими исполнителями и танцуют зажигательные танцы. Завершается праздник, уже по доброй традиции, вручением баночки варенья. Дедушки и бабушки ещё долго не хотят отпускать наших ребят, беседуют, рассказывают о себе, интересуются жизнью молодежи. Порой им очень не хватает хотя-бы частички нашего внимания.

2. Каждый учебный год проводится акция "Семья помогает семье". Если у семьи есть вещи в хорошем состоянии, из которых дети выросли, но они могут еще послужить, наши волонтеры примут вещи и постараются найти им новых хозяев. А если необходима помощь мы обязательно поможем нуждающимся. Оставшуюся одежду и канцелярские товары передают в пункт раздачи гуманитарной помощи.

3. Ежегодно проводится новогодняя благотворительная акция "Новый год для каждого", которая дарит море улыбок и радость детям специализированного Дома ребенка. Добрый Дедушка Мороз, Снегурочка, пёс Бобик и скоморохи со снеговиком приезжают к ребятам, чтобы вместе поиграть и раздать подарки, с любовью собранные семьями лицеистов. 10 лет назад наши волонтеры "Капитошка" дали старт этой замечательной акции. И она продолжает быть нужной и полезной для всех - и для тех, кто получает подарки, и для тех, кто дарит.

Я считаю, что волонтеров можно назвать тимуровцами, потому что их всех объединяет безвозмездное помощь нуждающимся.

В нашем городе есть движение детей и молодёжи "Движение первых". Идея создания Российского движения детей и молодежи была озвучена на третьем очном заседании наблюдательного совета АНО «Россия – страна возможностей» в апреле 2022 года. Спустя месяц законопроект о российском движении молодежи и детей внесли в Госдуму. В пояснительной записке говорилось, что целями движения будут являться содействие проведению государственной политики по вопросам детей и молодежи, участие в воспитании детей, их профориентации, организации досуга, а также создание среды для их самореализации. В каждом субъекте будут созданы региональные отделения, а в муниципальных образованиях – местные. Документ был принят в трех чтениях, закон подписан президентом 14 июля, а 29 июля стало известно, что Владимир Путин возглавил наблюдательный совет детского движения. Главной задачей глава государства назвал создание равной, доступной, интересной среды для развития и самореализации по самым разным направлениям.

В декабре на первом съезде определились с названием. Новая организация стала называться «Движение первых». Оно объединило все молодежные организации и движения страны, в том числе, в него вошли «Юнармия», «Большая перемена» и «Российское движение школьников». Цели – качественное образование, участие в культурной жизни, волонтерство, сохранение исторической памяти, здоровый образ жизни, развитие экологических проектов, охрана природы, развитие туризма по России.

(Приложение 3)

3. Практическая работа

В ходе практической работы, я проводила социологический опрос между взрослыми респондентами и учащихся средней школы.

Для взрослых респондентов были заданы вопросы следующего характера. Давайте рассмотрим и проанализируем их.

Вопрос №1: «Были ли вы когда-нибудь пионерами?». Из 20 человек все ответили «Да».

Вопрос №2: «Считаете ли вы, что нужно вернуть пионерскую организацию?». Из 20 человек 15 ответили, что «Да», так как по их мнению пионерская организация воспитывает у детей любовь к знаниям и ответственное отношение к учёбе, прививает интерес к науке. 5 человек из 20 опрошенных ответили «Нет», так как по их мнению, для заинтересованности подрастающего поколения, нужно создать новую организацию со своей атрибутикой и разнообразными традициями.

Вопрос №3: «Считаете ли вы, что волонтерская организация заменяет пионерскую?». 11 человек из 20 ответили «Да». 8 человек ответили «Частично», так как считают, что волонтерская организация немного отличается от пионерской. 1 человек ответил «Нет». Из этого можно сделать вывод, что взрослые отвечали на вопросы с ностальгией, рассказали мне много полезной и интересной информации, которой они владеют. (приложение 4)

Для учащихся средней школы были заданы вопросы следующего характера. Давайте рассмотрим и проанализируем их.

Вопрос №1: «Знаете ли вы, что такое пионерское движение». Из 20 человек 15 ответили «Да», сказав, что многое рассказывали родители и подчерпнули много информации в школе и подробно владеют сведеньями о данной организации. 5 человек ответили, что «Частично» знают о пионерии, поверхностно знают немного информации. «Нет» ответили 0 Человек. Вопрос №2: «Хотели бы вы, чтобы сейчас существовало пионерское движение в нашей школе?». 18 человек ответили, что «Да», так как им интересно узнать, как проходило посвящение в пионеры и интересуют различные детали данной организации. 2 человека ответили, что хотели бы чего-нибудь нового.

Вопрос №3: «Хотели бы вы, чтобы существовали какие-либо организации по типу пионерской?». Большинство 19 из 20 ответили «Да», им интересно придумать, создать и организовать что-то подобное. «Нет» ответил 1 из 20, так как ему показалось неинтересны подобные мероприятия. Из этого можно сделать вывод, что школьники заинтересованы и хотят развивать подобные организации, тем самым воспитывая помощь ближнему, почитание старшего поколения, развитие таких качеств, как честность, благородство, патриотизм и укрепления авторитета. (приложение 5)

  1. Заключение

В ходе данной исследовательской работы, я могу сделать вывод, что волонтерское движение может частично или вовсе заменить пионерскую организацию. Такие выводы я могу сделать, на основании моей практической работы. Моя гипотеза доказана, современные пионерские и схожие организации могут успешно развиваться и привлекать участников, если они будут адаптированы к потребностям и интересам молодежи, активно использовать цифровые технологии и социальные медиа для продвижения своей деятельности. Это я смогла сделать в результате размышлений с участниками пионерского движении и с воспитанниками нашего волонтерского объединения «Капитошка». В результате активного участия в данных организаций формируются различные качества, которые помогут во взрослой жизни. Это и сострадание, милосердие, сочувствие, взаимоподдержка формируются в результате работы в данных организация.

5. Список литературы

  1. https://ren.tv/longread/976300-kak-poiavilas-pionerskaia-organizatsiia-i-kakie-traditsii-u-nee-byli

  1. https://mir24.tv/articles/16508506/kak-vyglyadeli-i-chto-oznachali-pionerskie-simvoly-i-atributy-k-100-letiyu-pionerii

  1. https://ria.ru/20070519/65737726.html

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%81%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%92._%D0%98._%D0%9B%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B0

  2. Богданов Н. «Когда я был вожатым»

  3. Гайдар А. «Тимур и его команда»

  4. Кассиль Л. «Великое противостояние»

6. Приложения

(приложение 1)

(приложение 2)

(приложение 3)

(приложение 4)

Социологический опрос взрослого респондента.

(приложение 5)

Социологический опрос учащихся средней школы.

Просмотров работы: 21