Афганистан. Воины-интернационалисты

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Афганистан. Воины-интернационалисты

Тархов К.А. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оренбургская кадетская школа-интернат им. И.И Неплюева»
Борисова Е.И. 1
1Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оренбургская кадетская школа-интернат им. И.И Неплюева»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Российская Федерация - страна, которая славится героическими страницами своей

истории. Это связанно с особенностью менталитета российского народа, например, развитое чувство служения своей Родине, желание быть патриотом. История России 20 века знает и другие войны кроме Великой Отечественной. Их называют локальные вооруженные конфликты, в которых, как и в Великой Отечественной войне были проявлены героизм и мужество. Люди погибали, выполняя свой воинский долг. Они, конечно же, заслужили сохранения своих имен в памяти народа.

Актуальность данной работы заключается  в том,  чтобы донести до молодого поколения уважение к ветеранам боевых действий.

 Объектом моего изучения является локальный вооруженный конфликт в Демократической республике Афганистан - афганская война.                              

 Предметом изучения стала боевая служба в Афганистане моих односельчан.            

Цель работы: изучить участие в афганской войне жителей Грачевского района.    

Для достижения поставленной цели мне предстояло реализовать следующие задачи:

1) изучить теоретический материал о войне;

2)  собрать документальные сведения об участниках войны в Афганистане в селе Грачёвка;

3)провести поиск информации в фондах музея Грачевского района об участниках афганской войны.

Методы исследования:

1. анализ источников информации;

4. обработка полученных результатов.

Практическая значимость этой работы заключается в том, чтобы привлечь внимание моих сверстников к такой важной задаче для каждого из нас, как готовность встать на защиту Родины.

Предполагаемый результат проекта классный час в 21 взводе по теме «Афганистан. Воины-интернационалисты».

1.Теоретическая часть

1.1 Афганская война 1979-1989г.г.

Матери, рожавшие сыновей в мирные 60-е, не могли предполагать, что в мирные 80-е их сыновья, отправляясь на боевую операцию и возвращаясь с нее, будут буднично говорить о себе: «Уходим на войну», «Пришли с войны». Если бы мать могла, она прикрыла бы его от пуль и осколков, первой прошла бы по тропам, начиненными минами, напоила бы сына водой, умыла бы его лицо, измученное знойным ветром и пылью. Но ничего этого она не могла сделать. Могла только ждать. Афганская война самая долгая война в истории Советского Союза, но осталась в сердцах незаживающим ожогом памяти. Не извлеченные осколки, не долеченные раны, не вернувшиеся  друзья, останутся с нами, пока ходит по земле поколение, вынесшее и выстрадавшее эту войну. Советские воины, выполняя приказ, проявили себя, как мужественные защитники интересов мира и дружбы, взаимопомощи. Они показали себя беззаветно преданными сынами родного Отечества.

Афганская война началась в 1979 году. Ее причиной стало продолжительное политическое вооруженное противостояние сторон, разрастающаяся гражданская война. СССР стремился поддержать режим НДПА (народно - демократическая партия Афганистана). Противниками стали афганские и иностранные моджахеды. У которых численность была от 25 тысяч более чем 140тысяч людей, против войск СССР и ДРА. Численность, которых была от 150 тысяч до 250 тысяч человек, в состав которых были призваны мои односельчане.                                                      

Дорогую цену заплатили советские войска за помощь «братскому народу». Всем известно, что войны начинают политики, а расплачивается за них простой  народ. Солдаты не выбирают войну. Они выполняют приказ.

Конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия СССР как агрессивные, несмотря на длительную помощь многим из этих стран. Я считаю это чудовищной неблагодарностью!  Наша память неумолимо будет нести нас в событие тех лет. Мы будем испытывать гордость за наших солдат, которые предприняли попытку распространить мир ценою тысяч покалеченных судеб.

Сегодня   афганскую войну называют крупнейшей внешнеполитической ошибкой  Советского руководства. В гражданский конфликт различных политических сил оказался вовлеченным Ограниченный контингент советских войск, вступивших по приказу советского руководства СССР 25 декабря 1979 г. на территорию Афганистана. Тогда еще никто не знал, во что выльется этот конфликт.

Сегодня много ведется разговоров вокруг афганской темы. Но никому не дано права перечеркнуть эту страницу истории нашего народа. Тысячи и тысячи советских парней достойно выполнили на афганской земле свой долг. Только в минуты испытаний, когда воедино сливалось дыхание жизни и смерти, им довелось  сделать единственный выбор, продиктованный чувством долга, совести, боевого товарищества, братства.(приложение 2)

1.2 Афганский след в жизни советских людей

Афганскую войну, продолжавшуюся 9 лет 1 месяц и 19 дней официально подразделяют на 4 этапа:

- вступление советских войск на территорию страны и их размещение и закрепление в наиболее важных пунктах (первый год Афганской войны);

- активные военные действия против моджахедов, проводимые совместно с афганской регулярной армией, подотчетной правительству (до 1985 г.);

- передача основных полномочий афганским правительственным войскам;

- «политика примирения» и подготовка к выводу ограниченного контингента с территории Афганистана. Вывод войск 15 февраля 1989 года.

По различным данным, за годы войны ОКСВА прошли службу от 620 тысяч до 3 миллионов военнослужащих СССР. Более 14 тысяч из них погибли, почти 500 были взяты в плен или без вести пропали. Впоследствии, уже после вывода ОК за пределы Афганистана, 119 теперь уже бывших советских солдат были вызволены из плена. Часть из них вернулась на Родину. Ранения различной степени тяжести, контузии и травмы получили около 50 тысяч человек, почти 7 тысяч стали инвалидами. 86 советских воинов, отличившихся во время службы в Афганистане, были удостоены звания Героя Советского Союза (28 человек получили это высокое звание посмертно). Свыше 200 тысячам советских солдат и офицеров были вручены другие различные награды (почти 11 тысяч орденов и медалей было присвоено посмертно).(приложение 3)

1.3 Техника и средства

По итогам Афганской войны Союз потерял 109 самолетов, 300 вертолетов, 147 различных танков, свыше тысячи бронемашин, 400 минометов и других орудий, более десятка тысяч автомобилей.

На ведение войны по средним оценкам советское государство потратило более 70 миллиардов американских долларов. В частности, более 800 миллионов каждый год расходовалось на поддержание афганского правительства, на содержание боевой техники и военнослужащих – почти 3 миллиарда в год.

По окончанию войны была сформирована группа из лучших экономистов страны, призванных подсчитать точные финансовые потери СССР. Однако эти подсчеты так и не были опубликованы.

1.4 Потери Афганистана

Еще более массовыми были людские потери душманов. По самым скромным оценкам они составили более миллиона человек. Эти данные суммировались из сведений о погибших на полях сражений, разведданных разветвленной агентурной сети и т.д. По данным Генерального штаба ВС СССР только за один 1981 год было убито более 20 тысяч душманов, около 80 тысяч – ранено, 8 тысяч взяты в плен. При этом отмечается, что среди убитых и плененных моджахедов были не только этнические афганцы, но и многочисленные иностранные наемники. Кроме того, в боях с советскими войсками на территории Афганистана погибли тысячи пакистанских военнослужащих и десятки солдат и офицеров Ирана, поддерживавших радикальные группировки. Немало погибших было и среди мирного населения.

Многие современные историки считают, что основным итогом Афганской войны стал распад одного из крупнейших государств мира – СССР. В целом же, оценка итогов этой многолетней кампании сильно разниться. При этом довольно неоднозначна она именно на территории бывшего союзного государства. На западе все проще – там изначально считали введение войск Советского Союза в Афганистан обычной интервенцией.

2 . Практическая часть

2.1 Афганистан в судьбе Грачёвских жителей.

В ходе изучения данной проблемы мне удалось узнать, что в Афганистанской войне участвовали 59 жителей Грачевского района, побывали в пекле Афгана.

Подполковник Л. У. Миско (с. Абрышкино); А. Г. Летуновский, награжденный орденом «Красной звезды», А. А. Наумов, П. А. Посашков, Н. Н. Букарев, И. Н. Жавинов (с. Грачевка); Г. В. Бочарников (с. Старояшкино); А. Б. Радчук (с. Петрохерсонец); И. А. Шмелев (с. Александровка), А.В.Булгаков, Ю.Н.Булгаков, Г.И.Калачнюк, С.В.Карпачев, Е.П.Климова, В.Д.Коротких, В.Н.Куряев, А.Д.Михальков, С.А.Мулькин, В.И.Уколов, А.С.Гусаров, С.В.Кистанов, Г.Н.Широбоков, А.М.Елисеенко , В.Иванов. В.Никулин – это лишь малая толика тех солдат, которых мы называем «афганцами». (приложение 7)

Русских военных постоянно втягивают в военные конфликты, к которым наши люди не имеют никакого отношения. Так же было и с Афганистаном. Политики, ведущие игры на самом «высшем уровне», отправили совсем еще мальчишек и офицеров выполнять воинский долг. И они выполняли, не зная и не понимая ни причин конфликта, ни целей войны.

Столько страдания и горя, отчаянья и трудностей пришлось испытать нашим «афганцам», что даже спустя более двух десятилетий они не любят вспоминать об этом.

Мы должны помнить всех, кто исполнил долг перед своей Отчизной ценой собственной жизни. Мы разделяем боль и горечь утраты с матерями, отцами, детьми, жёнами, и всеми, кто потерял своих родных и близких на Афганской земле. Ваш воинский подвиг и несгибаемая воля являются достойным примером для современного молодого поколения, как любить Родину и дорожить гражданской честью. Мы обязаны бережно хранить память, по праву гордиться и чтить память воина-интернационалиста, какие бы перемены не происходили вокруг нас.

«К сожалению, для солдата война в Афганистане была не последней. За ней последовали Нагорный Карабах, Дагестан, Чечня... В Чеченской войне погибли и наши ребята: Сергей Викторович Петров, Николай Александрович Трифонов, Алексей Анатольевич Липатов, Владимир Васильевич Бондаренко... Война была, и от этого уже никуда не денешься. Потому важно не забывать о тех, кто был на ней. У каждого по-разному складывалась жизнь после возвращения домой. Не забывайте о том подвиге, который когда-то совершали люди.

2.2. Воспоминания Сергея Карпачева (приложение 5)

В музее Грачевского района мне удалось найти информацию в газете «Призыв» от 13 февраля 2015 года с интервью Карпачёва С.В.

Сергей Васильевич Карпачев - служащий в Демократической Республике Афганистана, родился и вырос в селе Покровка нашего района. После окончания школы, по линии военкомата, был направлен на курсы водителей. Отучившись, получил права. В 1984 году Сергея Васильевича призвали в армию. В это время из Грачевского района в ряды Советской армии были призваны одиннадцать человек, из которых 10 человек попали в Афганистан.

-Служить я начинал в Армении, - рассказывает Сергей Васильевич, - прошел карантин. Карантин - это, прежде всего, учеба по вождению машины(ведь дороги в этих местах сплошной серпантин), изучение огневой подготовки. Там отслужил два с половиной месяца. Затем был направлен в 101-й полк, который находится в городе Герат республики Афганистан, а позже - на точку. С точки был переведен в город Шинданд и служил в отряде боевого сопровождения колонн. Бывало дико, что в стране мирное время, а здесь настоящая война. Всякое бывало, попадали под обстрелы душманов, сами обстреливали. Со мной служили земляки и верные товарищи: Вячеслав Иванов, Владислав Никулин, Иван Жавинов. В Демократической Республике Афганистан я отслужил два года и восемь дней. Хочу заметить, что служба здесь дала особую закалку, выносливость.

2.3 Воспоминания Алексея Михалькова(приложение 5)

Также из интервью в районной газете «Призыв» от 22 февраля 2019 года можно узнать о службе Алексея Михалькова участника военных действий в Афганистане. Проходил военную службу с 1983 по 1985 год. После учебной части был отправлен в звание сержанта в Афганистан водителем БМП. Деятельность механика-водителя непосредственно связана с доставкой личного состава мотострелкового отделения на поле боя, умелым и своевременным перемещением боевой машины пехоты (БМП) в ходе выполнения отделением боевой задачи. При движении на местности обеспечивать грамотное использование ее защитных свойств, создавать наводчику-оператору наилучшие условия для ведения огня, вести наблюдение за противником, докладывать командиру об обнаруженных целях и результатах их поражения. Прослужил весь срок безвыездно. Со мной служило много наших Оренбургских ребят – вспоминает Алексей Михальков. Землячество для нас значило много. К оренбургским отношение было особое, уважительное. Никто из наших парней не подвел товарищей. Армейская дружба была крепкой. о потерях говорить тяжело, всегда больно смотреть в глаза родителям не дождавшимся сыновей домой

2.4 От кадета до офицера

Я хочу, чтобы мои сверстники понимали, мы – люди, мы – разные. По-разному сложились, и будут складываться наши судьбы. Пусть понятия: долг солдата, честь мужчины, верность присяге и боевой дружбе будут для всех нас не пустыми словами.   Вынося уроки из этой войны, мы надеемся, что вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны!

В Оренбургской кадетской школе-интернат им. И.И. Неплюева проходят мероприятия 15 февраля, посвященные Дню вывода войск из Афганистана. На это мероприятие приглашаются ветераны Афганской войны: Тагиров Рашид Бариевич, Успанов Анатолий Михайлович, Банников Владимир Михайлович, которые рассказывали нам о том как выполняли свой интернациональный долг. Кадеты выпускали газеты и подготовили выступления. (Приложение 9)

Заключение

Афганистан стал для многих граждан нашей страны рубежом, разделившим их жизнь на 2 половины: до и после афганской войны, ставшей ужасным военно-политическим просчётом советского руководства. Но никто не умалит героизма советских воинов в афганском аду. Ввод войск в Афганистан предотвратил формирование в центре Европы рассадника политической нестабильности, мирового терроризма, наркотрафика. Наши жертвы не были напрасными. Человечество получило время, чтобы отразить новую угрозу.

На афганской земле каждый советский солдат честно выполнил свой долг, был верен Присяге, данной Родине, в ожесточенных боях проявил беспримерную стойкость и мужество, прославился несгибаемым боевым духом и храбростью. Подвиг героев афганской войны неподвластен времени. И поэтому мы всегда будем помнить павших сынов России и воздавать дань уважения ветеранам-афганцам. Страна гордится этими подвигами, которые служат для молодого поколения примером храбрости и патриотизма, хранит светлую память о тех, кто погиб вдали от Родины. Сейчас по-разному оцениваются в обществе и характер этой войны, и её последствия. Но никому не дано права перечеркнуть отвагу и мужество наших солдат и офицеров, достойно выполнивших на афганской земле свой воинский долг. Они продолжили славные боевые традиции русского воинства, Советской Армии. Среди участников войны в Афганистане наши земляки. Мы гордимся ими. Нам есть на кого равняться, с кого брать пример. Дело чести каждого – быть достойным героического прошлого нашего Отечества, его верных сынов и дочерей!

Я хочу, чтобы мои сверстники понимали, мы – люди, мы – разные. По-разному сложились, и будут складываться наши судьбы. Пусть понятия: долг солдата, честь мужчины, верность присяге и боевой дружбе будут для всех нас не пустыми словами.   Вынося уроки из этой войны, мы надеемся, что вступим в эпоху мира и согласия и навсегда сможем уберечься от ужасов войны!

Список использованной литературы:

  1. Ашраф М., Афганистан: трудный путь к миру. Перевод - Москва: АПН, 1987г.

  2. http://www.priziv-lyambir.ru/-2015-/181-7.html

  3. ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Афганская_война_(1979—1989)

  4. «Из пламени Афганистана», составитель Ткаченко П., Издательство «Советская Россия» 1990г.

  5. Ляховский А.А., Забродин В.М. «Тайны Афганской войны», Издательство «Планета», 1991 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 9