Образ Пермского звериного стиля в городской среде и художественном творчестве современной Перми

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Пермского звериного стиля в городской среде и художественном творчестве современной Перми

Баландин Л.А. 1Пестов М.В. 1
1МАОУ Гимназия №1 г. Пермь
Артемов Евгений Эдуардович 1
1МАОУ Гимназия №1 г. Пермь
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Пермский звериный стиль (ПЗС) - художественная бронзовая металлопластика. Это уникальное и таинственное направление в русском искусстве, сосредоточенное на создании живописных образов животных, а также духов в архитектурных элементах и украшениях.

Истинная уникальность произведений ПЗС выражается в его сюжетной сложности, насыщенности образов в одной композиции. В этом стиле таится и представление предками мироздание, и шаманская мудрость, и даже высокохудожественное мастерство древних авторов.

Данное исследование имеет большую актуальность с точки зрения культурного наследия и обогащения культурной памяти Пермского края.

Цель данного исследования заключается в изучении влияния Пермского звериного стиля на современную городскую среду и художественное творчество Перми.

В данной работе решаются следующие задачи:

  • Провести теоретический анализ литературы о истории Пермского звериного стиля и о влиянии на мифологию древних людей пермской земли

  • Определить содержание основных образов Пермского звериного стиля

  • Выявить влияние ПЗС на современную городскую среду Перми

  • Определить задачи ПЗС на современное художественное творчество Перми

Для достижения поставленных целей использованы такие методы исследования, как анализ литературных источников, изучение исторических документов и архивных материалов, а также экскурсии к архитектурным объектам и сувенирным магазинам.

Объект исследования: История, символика, проявления и влияние Пермского звериного стиля на культурное наследие и современное общество.

Предмет исследования: Влияние образов ПЗС на городскую среду и художественное творчество современной Перми.

Новизна данного исследования заключается в том, что оно представляет собой системный анализ данного стиля, охватывая его историческое развитие, символическую семантику и влияние его на современную городскую среду.

Глава 1. Теоретический анализ истории и основных образов Пермского звериного стиля

1.1 История Пермского звериного стиля и его проявление в мифологии

История Пермского звериного стиля простирается на протяжении многих веков и является уникальным явлением в культурной и художественной истории Пермского края. Этот стиль, согласно археологическим исследованиям, существовал в зоне Камского бассейна с VII века до нашей эры до XII века нашей эры.

Происхождение Пермского звериного стиля остается объектом дискуссии в современном исследовательском сообществе. Одни ученые предполагают, что корни Пермского Звериного Стиля могут быть связаны с культурой древних Ассирии, Персии, Ирана или Индии. Другие исследователи утверждают, что скифо-эллинский мир оказал заметное влияние на его формирование. Однако большинство ученых склоняется к мнению, что изображения, характерные для Пермского звериного стиля, имеют свой собственный оригинальный характер и тесно связаны с местными религиозными культами. Они считают, что влияние соседних культур не играло определяющей роли в его развитии.

В эпоху викингов, Прикамье находилось на пересечении трех путей из Сибири в Европу, в Византию и в Среднюю Азию, с другой стороны это были своеобразные ворота в Сибирь на дороге из Скандинавии, Ирана и Средиземноморья.

На пересечении основных торговых и культурных путей Евразии, среди непрерывного потока грузов, людей и идей, у берегов реки Камы и Вишеры возникла уникальная цивилизация. Эта цивилизация принадлежала лесным народам, и характеризовалась отсутствием письменности, однако эта культура оставила нам бесценное наследие в виде обширного пантеона богов, духов и мифологических сюжетов, отлитых в металле.

Развитие Пермского звериного стиля было тесно связано с зарождением металлургии. Одной из главных черт этого стиля является то, что его первыми металлургами были женщины, о чем свидетельствуют археологические находки литейных формочек в женских захоронениях. Это делает Пермский звериный стиль еще более интересным, так как он отражает не только художественное мастерство, но и социокультурные аспекты общества Пермского края в прошлом.

Орнаменты ПЗС встречаются на каменных ритуальных и бытовых изделиях, на рубежах бронзового и железного веков встречаются керамические и металлические изделия. Наиболее распространены именно бронзовые изделия ПЗС, они выполнены по технологии литья в односторонние и двусторонние формы, практически у всех подобных изделий наблюдается наличие механической обработки.

В эпоху раннего железного века, с появлением новых материалов, таких как бронзовые булавки, браслеты, подвески, Пермский звериный стиль приобрел новые сюжеты и элементы. Скульптуры и украшения стали нести в себе фигуры змей, волков, собак и медведей. Однако, они стали не просто украшениями, а приобрели сакральное значение. Многофигурные композиции, встречающиеся на бляшках и других изделиях, стали иллюстрациями мировоззрения и религиозных верований древних жителей Пермского края.

Мифология Пермской земли богата и разнообразна. Звериный Стиль является своего рода зеркалом, отражающим этот богатый мир. Звери и птицы символизировали разные аспекты природы и культуры древних пермяков. Они были связаны с родовыми предками, духами мест, исцеляющими силами и обрядами. Легенды Пермского края объединяют христианскую традицию и мифологию традиционных народов: башкир, татар, марийцев, коми-пермяков.

Продолжительное время жители Великой Перми оставались загадочными, их земли казались недоступными и неприветливыми, их племена скрывали тайны. Особенно мистическим и интересным считался народ Чудь Белоглазой, мифическое уральское племя, чьи представители, как гласит легенда, обладали дуализмом — они были только наполовину людьми, а другую половину их сущности принадлежала миру духов.

В металле изображали родовых и домашних духов, а также духов, принадлежащих к конкретным местам, а также общий пантеон божеств, важный для народа. Эти духи сопровождали человека во всех сферах его жизни: они находились в доме, сопровождали его на охоте, в лесу, в святилищах и на пути в иной мир. Их металлические воплощения использовались для украшения предметов одежды, быта и были вплетены в косы женщин и девушек, присутствовали на священных местах, принимали участие в ритуалах и обрядах.

    1. Основные образы Пермского звериного

Основными сюжетами ПЗС являлись животные, птицы, духи и божества, их единство или противопоставление. В композициях часто участвует человек, но это не образ личности, это просто образ мира людей с их духовными убеждениями.

Наши предки верили в божественное происхождение животных, рассматривали их вестниками богов, творцами среднего (земного) мира. Образы древнего искусства и манера исполнения определялись взаимодействием окружающей природы и были связаны с деятельностью первобытного человека. Первобытные охотники и рыболовы хорошо знали повадки и особенности зверей, птиц и рыб. Научились изображать их.

Изображения выполнены в основном из металла. Первоначально звериный стиль был связан с тотемизмом (ранняя форма религиозных верований в существование предка в образе животного), предметы играли роль оберегов, а со временем культовые элементы стали условными мотивами орнамента.

ПЗС проявляется в таких основных образа художественного литья, как: зооморфный – изображения зверей, ящер и птиц; антропоморфный – изображения богов, духов, колдунов в облике людей; антропозооморфный – изображения совмещающие черты животных, богов, духов и людей.

1.2.1 Зооморфные образы

Создатели Пермского звериного стиля научились изображать животных, выделяя главное, замечая в то же время мельчайшие существенные детали. И наделяли их магическими свойствами.

Элементами Пермского звериного стиля в данной группе, являются изображения животных, таких как лоси, змеи, волки, собаки и медведи.

В мифологии медведь рассматривается как божество верхнего мира. Согласно легенде, спустившись с небес на Землю и среди людей, медведь нечаянно нарушил запреты богов и был убит людьми. Но согласно верованиям, зверь будет воскрешен, и его дух возвратится на небеса, к своему отцу. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами.

Птицы были связаны с божествами. По легенде, земля была создана с помощью водоплавающей птицы, которая погрузилась под воду и вытащила первую горсть суши, формируя землю. А фигурки из камня или металла использовались в качестве оберегов. Поздние пронизки-птицы стали украшением обычной одежды.

Кроме реальных животных, в Пермском зверином стиле присутствуют фантастические ящеры, которые, как правило, входят в состав сложных композиций, одиночные изображения встречаются реже.

1.2.2. Антропозооморфные образы

Антропозооморфные идолы включают в себя многофигурные композиции, которые иллюстрируют различные аспекты религиозных верований и жизни древних обществ. Особенно богатыми в смысловом плане эти композиции стают за счет содержания в них изображения: животных, путников трех миров; людей и божественных существ.

Божественное существо выступает как посредник между миром людей и высшими божествами. Оно также обладает властью над животными и птицами, и олицетворяет важное божественное присутствие.

Птицы с изображением лица на груди представляют собой предков этой культуры создателей Пермского Звериного Стиля. Существовали птицы с одной и даже тремя головами, которых считали вестниками богов и символизировали их присутствие в трех мирах (надземном, земном и подземном).

Крылатый герой в виде человеколося-птицысамый загадочный и распространенный сюжет пермского звериного стиля. Занимает промежуточное положение между небом и землей, скорее всего, это покровитель людей, посредник между людьми и небесными богами.

1.2.3. Антропоморфные образы

Символика антропоморфных элементов Пермского звериного стиля, также имеет сакральное значение и может относиться к религиозным обрядам, мифологии или духовным убеждениям древних жителей Пермского края.

На антропоморфных фигурах в основном изображены люди в полный рост или только одна голова. Также на этих произведениях могут присутствовать птицы и животные. Одно свойство, которое отличает антропоморфные изображения от антропозооморфных – это то, что человеческая фигура или личина представлена мастером на переднем плане.

Для упорядочивания информации представим в виде таблицы классификацию основных образов.

Таблица 1

Название

Образа

Основные черты

Примеры

1.1

Зооморфный

Птица

Выступала проводником в другой мир и образом человеческой души. Мотив полета души проявлялся, в том, что душа человека принимала птичий облик во сне, а душа умершего могла, подобно птице, улетать. Утка-священная птица, на неё не охотились

 

1.2

 

Лебедь- священная птица. Обитал в Юсьвинском районе, это доказывают сосуды с изображениями водоплавающих птиц, которые использовались как жертвенная посуда в религиозных целях.

 

1.3

 

Птице видный идол с крупными прорезными крыльями. Трехперистый хвост и человеческая фигура на груди. VIII-IX вв. Бронза, литье. 17,5 х 14,6 см. р. Ухта, Коми.

 

1.4

 

Фигура летящей птицы с изогнутым туловищем. VIII-IX вв. Бронза, литье.7,6 х 7,3 см. р. Ухта, Коми.

 

1.5

 

Гагара-водоплавующая птица, которым поделать три стихии-воздух, вода, земля. Железная Гагарина, частая гостья мёртвого мира.

 

1.6

 

Филин божество. Одна нога персонажа всегда короче другой. Эти герои — единое божество, хромой бог. С одной стороны, это солнечное божество, крылатый бог-птица, с другой стороны — это ночной бог (филин), близкий подземным духам. Обычно это бог целитель. 

 

1.7

 

Уральский Карс-гигантская перелётная птица, подобная оружие или грифу. Обладает необыкновенно силой. Может говорить как человек.

 

1.8

 

Звери. Кони

 

1.9

 

Образ коня-связан с солнцем и богиней природы - матерью всего сущего. Служило амулетами-оберегами или украшениями одежды - шумящими подвесками.

 

1.10

 

Соболь-фигура со стилизованным изображением куницы, свернувшиеся в клубок фигурки змей, сплошь покрытые орнаментом. Змея символизировала нижний мир и входила в состав сложных композиций.


 

1.11

 

Ящеры обычно имеет удлиненное туловище, раскрытую пасть – иногда с выступающими вперед клыками, короткие лапы с когтями или раздвоенными копытами. Глаза и ноздри даны углубленным рельефом.

 

1.12

 

Чёрные змеи-сторожа границы земли с иным миром. Чёрные и красные змеи имели прямые отношение к болезням и смерти человека.

 

1.13

 

Собака Бобр- считалась у хантов пограничным зверем, она роет землю и стремится в Нижний мир. Очень старая собака уходит в воду, становится ящером, у нее появляется хвост бобра и плавники щуки. В то же время собака –помощник человека, на ящере-собаке всегда изображено одно из главных божеств.

 

1.14

 

Ялпын уй-огромный священный змей. В его распоряжении находилось все золото.

 

1.15

 

Уроборос-змей глотающий свой хвост, часто приводят в качестве иллюстрации понятия бесконечности или вечного возрождения.

 

1.16

 

Лягушка-волшебное существо. Обернуться красавицей, принять свой настоящий вид, лягушка может только ночью, когда наступает время духов, загораются звезды и на небо выходит луна.

 

1.17

 

Лось- подобно медведю, почитался как тотемное животное многими племенами Прикамья.

 

1.18

 

Единорог ИБН Фалана-копытом с одним рогом существовал на просторах Евразии.

 

1.19

 

Дракон Конунг-использовали в сражениях свои магические способности. Они любили превращаться в драконов.

 

1.20

 

Дракон двухголовый-перевозчики в иной мир: они несут через границу миров людей и духов и возвращают обратно, уже в ранее бессмертных героев.

 

1.21

 

Гиппокамп-комбинация волшебного коня с волшебным змеем. Он соединил в себе возможность птичьего полёта, надёжность лошади и боевые свойства змеи.

 

1.22

 

Медведь- коми-пермяков в прошлом был культ медведя – «оша». Охотники очень уважали медведя, называли его «хозяином». сущность, происходящая от божества верхнего мира.

 

1.23

 

Медведь в жертвенной позе. Бляхи с изображением медведя служили мощными оберегами. Найден: Пермский край, Лысьвенский район, д. Кын. Материал: Бронза Датировка: IV — VI вв.

 

1.24

 

Коми промысловый календарь помимо отсчета времени он напоминал охотникам на кого нельзя охотиться в конкретный момент времени. Круг включает в себя Медведя, оленя, горностая, росомаха, лося, выдра, лисица, белка, курица.

 

2.1

Антропозо

оморфные

-птица — Это сложное существо, которое может ходить на двух ногах, как человек и как лось на четырех; но и летать, как птица, представляло образ живого мира, в котором слились три вида живых существ.

 

2.2

 

Человеколоси расположены на ящерах, охраняющих вход в подземный-подводный мир, они находятся в земном среднем мире.

 

2.2

 

Богиня на лошади с орлом на плечах. VII-VIII вв. Место находки: ПОС. Курган Чердынского р-на, Пермского края. Бронза, литье. Размер: 169х120 мм Пермский звериный стиль.

Композиция всегда состоит из трех частей: элемент Верхнего небесного мира — лик солнечной богини или орел, или души-птицы, далее средний уровень — сама земная богиня с людьми, человеколосями и животными, затем граница невидимого подземного мира — конь, медвежата, лоси.

 

2.3

 

Богиня солнца и огня (солярный знак на лбу) с двумя человеколосями на лосиных головах. Современные мастера называют ее Чердынской Богоматерью. Южная Кельтма Чердынского района. Бронза, литье, 145х63 мм

 

2.4

 

Богиня с крыльями и медвежьей головой над тремя ликами стоит на ящере. Место находки неизвестно, датировка тоже.

 

2.5

 

Крылатая богиня на пауках. Паучиха-обитает на небе-мать всех пауков. Связана с людьми невидимыми нитями бангос.

VII-VIII вв найдена в 1957 г. в пос. Курган Чердынского р-на.

 

2.6

 

Богиня VII-VIII вв, окруженная животными и птицами. На ее косах - птицы, обращенные к солнечному божеству.  В руках у нее пушные звери. Змеи - реки вселенной текут из Нижнего мира - ящера - в Верхний. Пос. Курган, Чердынского р-на. Бронза, 16,4х7мм

 

2.7

 

Богиня с аистами на медведях. Аисты как проводники душ держат наверху 5 душ. Еще одна душа на медвежатах - главный смысл амулета. Это душа больного, которая находится в беде, между миром живых и миром мертвых. найден в 1911 г у деревни Усть-Каиб Чердынского р-на.  Бронза, литье, 161х67мм.

 

2.8

 

Божество на ящере в окружении лосиных голов, руки с 4 пальцами показывают, что божество Альви может превращаться в зверей (горностая) и птиц (гуся). VII-X вв, р.Язьва

 

2.9

 

Божество и два человеко-лося на ящерах, прорезная бляха. Найдена в 1929 г в с.Редикор Чердынского р-на, Чердынский краеведческий музей, бронза, VIII-X вв, 74х37мм

 

2.10

 

Прорезная бляха с изображением трех фигур - божества и двух человеколосей, стоящих на ящере. Найдена на жертвенном месте у камня Светик на реке Кольвик в 1894 г, деревня Подбобыка Чердынского р-на. Бронза, литье, 84х42мм

 

2.11

 

c.Редикор Чердынского района, бронза, VIII-X вв, Чердынский краеведческий музей. Семейная пара, стоящая на ящерках под небосводом из лосиных голов, из клада, найденного в 1929, 48-41 см

 

2.12

 

Родители с ребенком на ящере под небосводом из лосиных голов. Бронза, литье, VIII-X вв, 80х4гмм. Чердынский художественный музей.

 

2.13

 

Божество на волке. Бронза, окрестности г.Пермь, Гляденовское костище III-V вв. Гляденовская культура Прикамья

 

2.14

 

Божество на двух ящерах — это космограмма, которая показывает устройство мира: плывет рыба-ящер, на рыбе стоит собака-ящер. На ящерах находится герой, сын бога, покровитель людей. X век. Сургут, Советский район. Бронза, литье, 85х44 мм

 

2.15

 

Полая подвеска в виде двух всадников на ящере найдена в Республике Коми, р. Ухта. Бронза, литье, VIII — X вв, 40х122 мм. Государственный Исторический музей

 

2.16

 

Богиня на коне-лосе следит за порядком между мирами. Сверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня. Ребристая линия, знак воды, окружающей землю, замыкает композицию. 

 

2.17

 

Орел трехглавый-головы смотрели в Верхний, Средний и Нижний подземный мир. Птица-вестник передавала приказы богов обитателям трехмерного космоса.

 

2.18

 

Птицевидный идол с распахнутыми прорезными крыльями.

На груди изображены человеческая личина. IX-XI вв. Бронза, литье. 4,8 х 8,3 см. с. Нижнее Мошево Соликамского р-на Пермского края.

 

2.19

 

Птицевидный идол с распахнутыми крыльями. На груди изображены человек в фас и лошадь в профиль (мотив всадника). Края широких крыльев и хвоста украшены линейным орнаментом. Пришивался к одежде. XII-XIII вв. Бронза, литье. 6,8 х 6,4 см. Кудымкарское городище, г. Кудымкар, Пермского края.

 

2.20

 

Бляха с изображением человеческой личины и ящеров по сторонам. VIII-IX вв. Бронза, литье.7,4 х 6,2 см. р. Ухта, Коми. с. Яныдор Чердынского района Пермской области.

 

2.21

 

Идол с птичьими крыльями.

I-III вв. Бронза, литье. 14,5 х 9 см. Гляденовское костище, Пермский р-н Пермского края. Пермский краеведческий музей.

 

2.22

 

Вороны-бронзовые птицы сидят на плечах божества и что-то говорят ему прямо в уши. Бог посылал воронов на рассвете, чтобы к обеду получить картину земных обитателей

 

2.23

 

Двухголовые: Медведь, Единорог и Журавль-монстры, связанные с нижним миром, существовали и в урало-сибирской мифологии.

 

2.24

 

Крылатые собаки-небесная собака всегда связана со смертью.

 

2.25

 

Бог Минлей-Орел старик. Рот у него как огромная дыра. Минлей очень стар. Он знает все, что было и что будет.

 

2.26

 

Шелаб-крылатый Медведь, которого народы Сибири считали «летучие дьяволом», «медведем -дьяволом», мощным и опасным духом.

 

3.1

Антропоморфные

Комполэн-получеловек живёт в лесах и на болотах. Его ещё называют болотный духом. Известно, что дух может легко превращается в различных зверей.

 

3.2

 

Жены Колдунья и Сестры Людоедки-вовремя новолуние, когда на небе ярче всего светит звезда Венера, которую шумеры отождествляли с Инанной, месяц не виден на небе.

 

3.3

     

3.4

 

Тарэн-многоликая и многоязычная дева древнейшие божество, дух огня, мирового пожара огненного потопа. найдена в д. Усть-Каиб Чердынского района, бронза, литье, 164х90 мм.

 

3.5

 

Матери-богини Земли, III – V вв. Скородумский клад, обнаруженный в 1976 г. в деревне Скородум Ильинского р-на Пермского края. Бронза, литье, 83х43 мм.

 

В результате проведенного анализа, нами было найдено 54 образа ПЗС. Среди них 24 зооморфных образа, 5 антропоморфных образов и наибольшее количество фигур содержится в антропозооморфных образах, среди них встречались многофигурные композиции, чаще изображались крылатые боги или боги-птицы верхом на звере, ящерах или пауках. Антропозооморфные образы, символизируют гармонию природы и объединение человека с божественным-наивысшим миром и окружающим-зримым миром.

Эти результаты отражают мифологическое представления о мире, глубокую веру творцов Пермского звериного стиля в существование трех различных миров и важность культов, связанных с богинями, властителями непостижимого человечеству.

Таким образом, на основании изученного материала можно сделать вывод, что история Пермского звериного стиля связана с богатым культурным наследием Пермского края, его природой, этнографией и мифологией.

Основные черты этого стиля включают в себя использование звериных и птичьих мотивов, стилизацию и узорчатость, неся в себе тотемное значения.

Этот стиль стал отражением уникальной духовной и культурной идентичности региона, воплощая в себе традиции и обычаи местного населения, его представления о мире и его животных хранителях.

Глава 2. Пермский звериный стиль в городской среде и художественном творчестве современной Перми

2.1. Проявления Пермского звериного стиля в городской среде современной Перми

Пермский звериный стиль, уходящий своими корнями в глубину веков, продолжает оставаться живым и актуальным элементом современной городской среды. Элементы этого искусства находят свое воплощение в современных архитектурных объектах, в скульптурах, живописи и украшениях, сохраняя и подчеркивая уникальность Пермского края и его культурное наследие.

Скульптурные композиции, выполненные в стиле Пермского Звериного Стиля, можно увидеть в различных частях города. Эти произведения искусства могут включать в себя изображения сказочных существ, духовных, придавая городу художественный колорит.

В Перми наблюдается тенденция связанная с пользованием ПЗС в различных проявлениях городской среды.

Представим ПЗС в различных проявлениях городской среды в виде таблицы.

Таблица 2

Элементы городской среды (по видам искусства)

Описание

Рисунок

Название

Образа

Архитектура

Пермский аэропорт «Большое Савино» на оконных витражах расположены наклейки с изображением Матери-богини Земли и Богиня на коне-лосе сверху семь лосиных голов, зверь и птица – символы животного мира, которым правит богиня.

 

антропозооморфный

 

ЦУМ, ул. Ленина, 45

Наклейки с изображением визитной карточки Перми — набор орнаментов Пермского звериного стиля.

На окнах изображены - птицечеловек (на двух верхних окнах), Кудым-Ош и Человек на ящере.

(дизайн — Иван Моисеенко).

 

антропозооморфный

Скульптура

«Кама река»

Скульптура была установлена на улице Ленина, перед гостиницей "Урал". Мастерами скульптурной композиции являются ижевские мастера Михаил Васев, Дмитрий Постников и Александр Суворов. Для изготовления памятника материалом послужили металл и кунгурский известняк. Скульптура представляет собой пять больших столбов, на которые опирается ладья из черного металла. Столбы украшены язычковыми письменами и металлическими вставками- ПЗС.

 

антропозооморфный

 

Инсталляция. Выставка в пространстве ЦГК Пермь, улица Пушкина 15, арт-проект, посвященный уникальному явлению древней и современной Перми-пермскому звериному стилю.

 

зооморфный

 

Древний ящер- символически изображает основу мира, а два существа на его спине отражают неразрывно связь человека с духами природы. Расположено на улице Комсомольский проспект.

 

антропозооморфный

Монументальная живопись

Витражи гостиницы "Урал", ул. Ленина,58.

В центральном холле гостиницы встроены витражи, выполненные по мотивам пермского звериного стиля.

На витражах также изображены птицечеловек, а также парящая в полете птица. Птица, уносящая на своей груди человека, символизировала душу, которая покидает тело после смерти, возносясь в высший мир.

Автор проекта - известный пермский художник Равиль Исмагилов. Исполнители витражей Николюк А. М., Селиванов С. С., Черемных Ю. А., Селивёрстов Н. В. Витражи были установлены в 1992 году.

 

антропозооморфный

Уличная живопись

Трехглавая птица — символ божественного начала, роста и устремления вверх

Расположено на фасадах домов 44 и 46 по улице Чкалова .

 

зооморфный

 

Медведь-нарисован на опоре эстакады под мостом на въезде в аэропорт.

 

зооморфный

 

В центре Перми недалеко от Перми-2 в автомобильном туннеле по улице Локомотивной.


 

зооморфный

 

Расположено на подземном пешеходном переходе по шоссе Космонавтов возле Центрального рынка в Ленинском районе.

 

Антропоморфные

Прочее

Авторская шикарная работа.

Часы " Хранители Времени" размер 50 х 20 см., тонированы, покрыты мастикой.

Выполнены по мотивам пермского звериного стиля.

 

антропозооморфный

 

Образ Богини на двухгодовом хищном животном, возможно, медведе. В окружении лосиных голов и фантастических птиц. Бляха с таким изображением найдена в 1911 году в Чердынском районе Пермского края

 

антропозооморфный

 

Богини Пермского стиля на кунгурской керамике.

Демонстрируют веру создателей пермского звериного стиля в существование трех миров и культ богинь-матерей.

 

антропозооморфный

 

Кто ты? Лиса или олень?

На этот вопрос вам поможет ответить древний охотничий календарь КОМИ. Артефакт в пермском зверином стиле.

Магазин Пермского звериного стиля.

 

зооморфный

 

Один из самых популярных бюджетных сувениров - носки с изображением Медведя.

Магазин Пермского звериного стиля

 

зооморфный

 

Чай - Секрет чуди, Сила медведя, Золото гор, Оберег женщины, Здоровье рода.

Магазин Пермского звериного стиля

 

зооморфный

 

Футболка с изображением Медведя. Магазин Пермского звериного стиля.

 

зооморфный

 

Кресало с конями.

панно

Магазин Пермского звериного стиля.

 

зооморфный

 

Птица счастья.

панно

Магазин Пермского звериного стиля.

 

антропозооморфный

 

Люк- на бульварной части и тротуарах Комсомольского проспекта установлены канализационные люки с гравировкой звериного стиля. На них был отражен образ «жертвенного» медведя, название города и дата основания Перми – 1723 год.

 

зооморфный

 

Арт- объект расположен в торговом центре Планета. Расположен

 

антропозооморфный

Пермский звериный стиль – это уникальное направление в современном искусстве, которое объединяет в себе элементы скульптуры, архитектуры, монументальной и уличной живописи.

Было выявлено, что более реализуемой в городской среде стала живопись с использованием и зооморфных, и антропоморфны, и антропозооморфных образов. Среди изображений имеется облик Богини Торен, которая являлась духом огня, мирового пожара огненного потопа. Это говорит о том, что магическая составляющая стала утрачивать значение. Современные создатели не предают значение образам.

В городской среде также встретились канализационные люки с барельефом образа медведя в жертвенной позе. Это говорит о том, что символика ПЗС стала глубоко пронизывать утилитарную, прикладную сферу жизни человека, уже на бытовом уровне.

Архитектурные объекты, оформленные в пермском зверином стиле, приобретают новую жизнь и становятся настоящими произведениями искусства. Используя различные материалы – от металла до дерева, мастера создают удивительные скульптуры животных и сказочных существ, которые украшают городские пространства и придают им уникальный характер.

Таким образом, пермский звериный стиль является ярким примером того, как искусство древнего народа со временем может утратить магическое значение. Но несмотря на это, воплощая в себе элементы скульптуры, архитектуры, монументальной и уличной живописи, этот стиль покоряет сердца жителей и гостей города, делая его уникальным и неповторимым.

2.2. Влияние Пермского звериного стиля на современное художественное творчество Перми

Пермский звериный стиль является важным культурным явлением, сохраняющим свою актуальность и роль в истории искусства Пермского края. Его оригинальность, красота и символическое значение делают его важным элементом культурного наследия региона, украшая его не только архитектуру и интерьеры, но и различные украшения предметы быта, отражая богатство мифологии и природы Пермской земли.

Пермский звериный стиль характеризуется использованием мотивов и образов животных в живописи, графике и скульптуре. Этот стиль имел значительное влияние на развитие современного художественного творчества в Перми.

Пермские художники, вдохновленные изобилием образов Пимского звериного стиля, создавали произведения искусства. Кроме того, звериный стиль способствовал развитию новаторских техник и приемов в изобразительном искусстве.

Элементы Пермского звериного стиля представляют собой художественные детали, которые отличаются своей оригинальностью и символичностью. Эти элементы могут быть обнаружены не только в современной городской среде, но и в художественном творчестве современных мастеров.

Благодаря влиянию Пермского звериного стиля, искусство в регионе остается оригинальным и узнаваемым. В приведенной выше таблице (Таблица 2) можно увидеть разнообразие сувенирной продукции с символикой Пермского звериного стиля, уже ставшей визитной карточкой города, но утеряв свое тотемное предназначения, неся в себе лишь значение памятного сувенира или бытового предмета.

Таким образом, Пермский звериный стиль, воплощая в себе традиции и обычаи местного населения, его представления о мире и его животных хранителях, оказал значительное влияние на современное художественное творчество в Перми.

Проявления Пермского звериного стиля в современной городской среде не только придают художественный колорит, но и помогают сохранить и передать богатое культурное наследие Пермского края новым поколениям, напоминая о важности истории и традиций этого уникального региона.

Заключение

Пермский звериный стиль представляет собой уникальное культурное явление, присущее данному региону. Пермский звериный стиль олицетворяет магию и волшебство мифологического мира выполняет важную функцию представления мира, делая его неотъемлемой частью культуры и идентичности Пермского края.

Пермский звериный стиль, не смотря на свою первобытность, не утратил свое значение и является важным культурным феноменом, сохраняющим свою актуальность и роль в творчестве, в истории искусства города.

Его оригинальность, красота и символическое значение делают его важным элементом культурного наследия региона, украшая его архитектуру, интерьеры и предметы быта и отражая богатство мифологии и природы Пермской земли.

В данной работе было проанализировано, какое влияние оказывают образы ПЗС при создании элементов городской застройки в виде архитектуры, скульптуры, при создании арт-объектов. В то же время он проявляется и в художественном творчестве — это и выпуск большого количества сувенирных изделий, носков, наклеек, часов, и создание подарочных панно, и рисунки на футболках, и сборы полезных трав с Коми промысловый календарь.

В ходи изучения истории влияния на мифологию ПЗС мы определили три основных образа зооморфный, антропоморфный и антропозооморфный. Каждый их них в современной Перми достаточно ярко выражен и представлены в городской среде и художественном творчестве.

Образы ПЗС являются вдохновляющей средой для художников и скульпторов на создания изделий художественного творчества, но уже не с целью сакральных, магических функций, а с целью эстетических. Но хотя традиция и прошла эволюцию от магического характера к эстетическому, но она сохранилась в виде конкретных образов. И в настоящее время в городской среде мы наблюдаем иногда промелькивающие образы богов Всемирного огня, которых боялись предки. А в художественном творчестве мы наблюдаем преобладание антропозооморфных образов, символизировавших хранителей трех миров, но для современных создателей они уже не несли эту значимую функцию.

Исследование Пермского звериного стиля позволило мне понять необычное применение различных предметов и символику, заключенную в этом стиле. Разнообразие культурных элементов Пермского края удивляет своей уникальностью и сложностью, особенно если учесть, что все это было создано в давние времена, когда средства и техники были ограничены.

Список литературы

  1. Мельничук А.Ф., Чагин Г.Н. Чудские, камские, пермские древности // Кулябина Н.В. Наследие камской чуди. Пермский звериный стиль: из собрания Пермского краеведческого музея. Екатеринбург – Пермь, 2021. С. 9-16.

  2. Оборин В.А. Древности народов Прикамья. Пермский звериный стиль. Пермь, 1976. Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988. Чагин Г.Н. На древней Пермской земле. М., 1988.Глава I.

  3. Пермский звериный стиль как явление региональной культуры/ Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного педагогического университета. Выпуск 2, Серия STUDIA MISTORICA JUVENUM. Пермь: ПГПУ, 2020. С. 23-28.

  4. Пермский звериный стиль.//Традиционная культура народа коми. Этнографические очерки. Сыктывкар, 1994 с. 225-234

  5. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов Северного Поволжья и Прикамья. //МИА, № 28. М. Л., 1952, с. 80 - 82, 174 - 189

  6. Третьякова Т.Н., С.В. Федорова, Лонтева М.С. Пособие. Челябинск; Издательский центр «Уральская академия», 2017. — ч.2. -210-215 с.

Просмотров работы: 422