Сравнительный анализ пионерского движения в советские годы и движения первых на современном этапе

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сравнительный анализ пионерского движения в советские годы и движения первых на современном этапе

Ваганова В.Д. 1
1МКОУ «ПСОШ №4»
Паненко И.С. 1
1МКОУ «ПСОШ №4»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

  «Все начинается с детства»… - это не просто крылатая фраза, а скорее основа жизни нашего общества. Детство – это тот фундамент, на котором со временем воздвигается «здание» общества. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В разные времена детско-юношеским движениям в школе уделялось огромное внимание. Существовало большое количество подобных организаций. В советский период самыми распространенными считались:

Младшая ступень: октябрята,

Средняя ступень: пионеры,

Старшая ступень: комсомольцы.

Самой массовой, самой яркой и интересной считается Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина, которой уже более 100 лет.

Юное поколение очень мало знает о ней. Наши родители, бабушки и дедушки прошли через пионерскую организацию и большинство из них отзываются о своих пионерских годах с теплотой и полагают, что «организация подобная пионерской» была бы нужна и сейчас. Когда слушаешь «бывших пионеров», ощущаешь, с какой теплотой и ностальгией они говорят об этом, понимаешь, что пионерия была главным составляющим их школьной жизни.

С середины 90-х годов XX века в России началось активное возрождение детских общественных объединений. Сегодня детские организации самые разные, их – тысячи, и работают они по разным программам. Но есть то, что всех их объединяет – организация, из которой вышли наши отцы и деды, ее богатейший опыт, ее лучшие традиции и находки.

Актуальность: Я ученица 5Б класса, являюсь участником школьного движения «Движение первых». Поэтому меня заинтересовало, а каким было движение у моих сверстников в советский период? Является ли наше детское движение новым или оно унаследовало черты и традиции прошлого?

Цель данной исследовательской работы: сравнение характерных особенностей пионерского движения и движения первых.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Выявить характерные черты пионерского движения в советский период;

2.Определить особенности «Движения первых» на современном этапе;

3.Установить сходства и различия пионерского движения и движения первых.

Предмет исследования: Сравнительный анализ пионерского движения и «Движения первых»

Объект исследования: школьное общественное движение детей

Методы исследования:

  • изучение литературы и интернет-ресурсов;

  • опрос;

  • интервью;

  • анализ полученных материалов;

  • сравнение;

  • классификация;

  • визуализация;

  • анкетирование.

Тема нашей работы очень сложная, и невозможно в полной мере рассмотреть все аспекты, касающиеся данной темы, но мы остановимся на самых важных моментах.

Глава 1 Особенности Пионерского движения в советский период

Мы проанализировали различные источники информации, а также взяли интервью у бывшего главы администрации Поспелихинского района, который в свое время входил в ряды пионеров.

Мы узнали, что в СССР пионерская организация была образована решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года. До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака. 23 января 1924 года экстренный пленум ЦК РКСМ принял постановление о переименовании всех детских коммунистических организаций страны в единую организацию юных пионеров имени В.И. Ленина. В обращении к пионерам и всем детям СССР отмечалось: «Учиться, бороться и жить, как жил и боролся Ильич, - это самое важное дело...».

В 1925-1926 годах пионерские организации стали повсеместно формироваться на базе школ. К началу 1925 года в СССР по официальным данным насчитывалось до полутора миллионов пионеров.

Пионерская организация в СССР была массовой. В пионеры, как правило, принимались дети, начиная с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. В первую очередь пионерами становились отличники и активисты, затем остальные дети. Формально приём осуществлялся на добровольной основе, однако в 1950-1980-х фактически все школьники по достижению соответствующего возраста принимались в пионеры. Не брали в пионеры редко, обычно только отпетых хулиганов. Случались отказы по религиозным соображениям.

Для пионеров в СССР были построены пионерские лагеря - места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров - дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда». Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье — это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок» и республиканский лагерь «Молодая гвардия».

Для пионеров устраивали различные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность имела военизированная детская игра «Зарница».

Пионеры самоотверженно боролись с беспризорностью - агитировали сверстников, оставшихся без родителей и без дома, устроиться на работу, в детский дом, вступить в пионерский отряд. Трудной и важной была помощь пионеров в работе по ликвидации в стране неграмотности. Также Пионеры энергично боролись с антисанитарией, разъясняли населению правила гигиены.

Значительной была помощь пионеров в уборке урожая. Они участвовали в выращивании и сборе урожая зерна, картофеля, овощей и фруктов. В середине 20-х годов появились такие, ставшие традиционными, общесоюзные дела и акции пионеров, как День урожая, День охраны птиц, День леса, Праздник детской книги.

В 20-е годы возникла еще одна пионерская традиция - дружба с Красной Армией. Встречи с воинами, концерты для них, военные игры и походы, сборы средств на строительство пионерских самолетов. Пионеры работали в кружках - выполняли военные заказы: шили кисеты и наволочки, вязали носки и варежки, собирали теплые вещи в подарок воинам. Большую помощь пионеры оказали фармацевтической промышленности. 186 тысяч тонн лекарственных растений собрали пионеры за 1942-1944 годы. За труд в тылу многие пионеры и школьники были отмечены правительственными наградами. Около 20 тысяч пионеров столицы были награждены медалью «За оборону Москвы», 15249 юных ленинцев отмечены медалью «За оборону Ленинграда». Четырем из них: Марату Казею, Вале Котику, Лене Голикову и Зине Портновой посмертно присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Структура Пионерской организации была следующей:

Звено объединяло 5 - 10 пионеров. В него входили ребята, которые увлечены одним делом, дружили друг с другом, жили в одном доме или на одной улице. Во главе звена - звеньевой, который избирается один раз в год.

Отряд - это 30 - 40 пионеров, обычно класс общеобразовательной школы, председатель совета отряда – пионер, избранный отрядом.

Дружина - пионерская организация школы, 300 - 400 пионеров, председатель совета дружины - пионервожатый или молодой педагог-комсомолец.

Районная пионерская организация - все отряды и дружины учебных заведений района, возглавляет председатель совета районной пионерской организации.

Областная пионерская организация - все отряды и дружины, районные организации области, возглавляет председатель совета областной пионерской организации.

Пионерский сбор - высший орган отряда. Он проходил не реже одного раза в месяц. На сборе принимали в организацию новых членов, давали пионерские поручения, спрашивали отчет за их выполнение, намечали новые планы. Принятое коллективно решение пионерского сбора было обязательным для всех пионеров.

Символы и атрибуты Всесоюзной пионерской организации:

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. В каждой пионерской дружине имелась пионерская комната, где хранились соответствующие предметы, и проходили заседания совета дружины. В школе и в классах пионерами выпускались и вывешивались рукописного оформления дружинные и отрядные стенгазеты.

Пионерская форма в обычные дни совпадала со школьной формой, дополнявшейся пионерской символикой — красным галстуком и пионерским значком. Непременным ритуалом считался пионерский салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.   Пионерский девиз отражал главную идею всей организации. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Существовало торжественное обещание пионера. Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов.

Законы пионеров:

Пионер предан Родине, партии, коммунизму.

Пионер готовится стать комсомольцем.

Пионер держит равнение на героев борьбы и труда.

Пионер чтит память павших борцов и готовится стать защитником Родины.

Пионер настойчив в учении, труде и спорте.

Пионер – честный и верный товарищ, всегда смело стоит за правду.

Пионер – товарищ и вожак октябрят.

Пионер – друг пионерам и детям трудящихся всех стран.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в прошлом веке у наших сверстников было интересное детство. Быть пионером считалось очень почётно, ответственно и требовало от каждого члена организации соответствующего отношения и поведения. Пионеры были заняты очень важными делами не только для личных нужд, но и для нужд своей страны. Заботились о младших, помогали старшим, были смелыми и отважными. Пионеры XX века – звучит гордо!

Глава 2 Особенности детской организации «Движение первых» на современном этапе

Российское движение детей и молодёжи (РДДМ) «Движение Первых» было основано в 2022 году при поддержке президента России Владимира Путина для воспитания, организации досуга подростков и формирования мировоззрения «на основе традиционных российских духовных и нравственных целей». Законопроект о его создании был внесен в Госдуму в день 100-летия всесоюзной пионерской организации им. Ленина. Главной задачей глава государства назвал создание равной, доступной, интересной среды для развития и самореализации по самым разным направлениям. Миссия движения: «Быть с Россией», «Быть человеком», «Быть вместе», «Быть в движении», «Быть первыми». Главная его цель — объединить все общественные структуры и институты, чтобы в каждой школе появлялась безопасная среда, где человек может реализовать себя и обрести единомышленников.

Существует двенадцать направлений, которые охватывают важнейшие сферы деятельности детей и молодёжи:

- Образование и знания – «Учись и познавай!»;

- Наука и технологии – «Дерзай и открывай!»;

- Труд, профессия и свое дело – «Найди призвание!»;

- Культура и искусство – «Создавай и вдохновляй!»;

- Волонтёрство и добровольчество – «Благо твори!»;

- Патриотизм и историческая память – «Служи Отечеству!»;

- Спорт – «Достигай и побеждай!»;

- Здоровый образ жизни – «Будь здоров!»;

- Медиа и коммуникации – «Расскажи о главном!»;

- Дипломатия и международные отношения – «Умей дружить!»;

- Экология и охрана природы – «Береги Планету!»;

- Туризм и путешествия – «Открывай Страну!».

Основными направлениями считаются: жизнь и достоинство, патриотизм, дружба.

Участвуя в проектах и инициативах «Движения Первых», школьники получают возможность прохождения стажировок и курсов, встреч с артистами, посещения культурных событий, консультаций с экспертами и многое другое.

«Движение Первых» является массовым и объединяет все организации, где есть дети или люди, которые работают с детьми, или те, кто готов создать условия для того, чтобы дети к ним приходили, развивались. Во всех таких организациях появятся первичные отделения – это тот фундамент, который будет основой движения.

Участником «Движения первых» может стать любой ученик с 6 лет, а находиться в ней можно до окончания школы или колледжа.

Существует единая информационная система: будьвдвижении.рф, в которой предусмотрена процедура регистрации участников движения. Каждый ребенок имеет шанс получить поддержку в «Движении первых» и использовать свою энергию, свои идеи, в мирных целях.

Организация принимает всех желающих. Но не надо забывать о том, что участник из движения может быть исключён. Одно из оснований для исключения – неисполнение обязанностей, определённых уставом или внутренними документами движения.

Также в организацию «Движение первых» могут вступать взрослые. Они могут стать участниками движения в качестве наставников – при наличии опыта работы с детьми, педагогического образования. Это не только молодёжь, студенты, но и мамы, папы и даже дедушки и бабушки юных участников движения. Для них тоже разработано очень много проектов – спортивные, туристические мероприятия, участниками которых могут быть и дети, и взрослые. Это делается для того, чтобы те взрослые, которые неравнодушны, интересуются будущим своих детей, тоже могли участвовать в проектах и акциях, получить поддержку движения в реализации своих идей. Ряд мероприятий приурочен к семейным праздникам, командные состязания рассчитаны именно на то, что представители разных поколений одной семьи будут принимать участие в различных активностях вместе.

«Движение первых» появилось совсем недавно. Поэтому свои флаги, эмблемы, гимн и другая символика находятся в стадии разработки.

Однако, уже готов логотип. Логотипом «Движения первых» стал белый символ в виде цифры "1" и слово "Первые" на красном фоне.

  • Он создан в соответствии с современными трендами в дизайне.

  • Он минималистичен и понятен молодежной аудитории. 

  • Символ является ярким знаком единства и инициативы, стремления быть вместе, нести ответственность лидерства и взаимовыручки.

Новая визуальная концепция символизирует постоянное движение, стремление вверх, которое помогает преодолевать трудности и достигать целей, покорять новые вершины и продолжать историю страны, ее традиции и культуру, гордиться результатами и менять мир к лучшему.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что быть участником Движения – это выбор сильных и готовых вписать свое имя в историю России.

Это возможность стать лучшей версией себя, достойным наследником великих дел первооткрывателей, основателей и первопроходцев, которых отличает стремление к победе во всех начинаниях и нежелание останавливаться на достигнутом.

«Движение Первых» — это сотни уникальных программ воспитания и становления личности, активного и ответственного молодежного сообщества, для которого важны уважение к традициям и культурам народов России, историческая преемственность и сопричастность с судьбой страны, в которой главной ценностью была, есть и будет – семья.

Глава 3 Сходства и различия «Пионеров» и «Движения первых»

Являясь активным участником «Движения первых», слушая воспоминания моих бабушек, которые обе были пионерами и пионервожатыми, я постоянно сравнивала деятельность пионерской организации и «Движения первых». Мне показались удивительно схожими направления деятельности этих двух организаций. Во время подготовки к мероприятиям, посвященным Великой Победе, мы с ребятами изучили много материала, посвященного подвигам детей во время войны, большинство из них были пионерами – героями. Меня заинтересовала история пионерской организации. Прочитав о ней много интересного, я еще раз убедилась, что пионерия и «Движение первых» имеют много общего.

Затем, мы решили провести исследование, позволяющее установить или исключить взаимосвязь между пионерской организацией и Движением первых. Прежде чем приступить к исследовательской работе, мы решили выяснить у моих сверстников, учащихся 5-х классов, возраст которых соответствует возрасту пионера и члена «Движения первых», знают ли они о деятельности этих двух организаций, их целях и задачах.

Мною было предложено ребятам ответить на вопросы разработанной нами анкеты. (Приложение 1). Результаты анкетирования я оформила в виде диаграммы. (Приложение 2).

Всего в опросе приняли участие 37 учащихся 5А и 5Б классов. Результат показал, что многие ребята ничего не знают о пионерской организации (68%). Однако, большинство ребят знакомы с организацией «Движение первых» и многие являются ее участником. (92%)

При этом все без исключения участники анкеты (100%) считают, что несомненно существуют сходства и различия у этих двух организаций и ребята хотели бы о них узнать.

Исходя из этого мы еще раз убедились в том, что тема нашего исследования является актуальной и интересной.

Согласовав свою деятельность с научным руководителем, обсудив план исследований, мы приступили к работе.

Следующим этапом нашей работы была встреча с представителями пионерии и Движения первых. Сначала мы встретились и взяли интервью у Краутера бывшего главы администрации Поспелихинского района, который в свое время входил в ряды пионеров. Затем мы сходили к Дудник Елене Владимировне, куратору Движения первых в нашей школе. Мы узнали для себя много нового и очень интересного.

Следующим этапом стало изучение справочной литературы и интернет источников по данному вопросу.

Мы выявили что у пионерской организации и организации «Движение первых существует ряд сходств и различий.

Сходства:

  1. У каждой организации есть своя символика.

У пионеров Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей знамени общегосударственного флага. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Пионерский значок был вторым по значению после пионерского галстука. В центре пятиконечной звезды профиль Ленина, под ним девиз «Всегда готов!», над звездой три языка пламени.

Важнейшими пионерскими атрибутами были дружинное знамя, отрядные флажки, горн и барабан, которые сопровождали все торжественные пионерские ритуалы. Непременным ритуалом считался пионерский салют - приветствие пионеров. Поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных.   Пионерский девиз отражал главную идею всей организации. На призыв: «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» пионер отвечал: «Всегда готов!»
Существовало торжественное обещание пионера. Обязательным для каждого пионера было соблюдение определенных законов.

«Движение первых» появилось совсем недавно. Поэтому свои флаги, эмблемы, гимн и другая символика находятся в стадии разработки.

Однако, уже готов логотип. Логотипом «Движения первых» стал белый символ в виде цифры "1" и слово "Первые" на красном фоне.

  • Он создан в соответствии с современными трендами в дизайне.

  • Он минималистичен и понятен молодежной аудитории. 

  • Символ является ярким знаком единства и инициативы, стремления быть вместе, нести ответственность лидерства и взаимовыручки.

  1. Основные ценности:

И у РДДМ, и у пионерии схожие ценности. Нынешние ценности РДДМ: «Жизнь и достоинство», «Патриотизм», «Добро и справедливость» и лозунги «Быть с Россией», «Быть человеком», «Быть вместе», «Быть в Движении», «Быть первым». Эти лозунги и ценности по идеологии, полностью соответствуют с пионерией.

  1. По базовым принципам эти организации во многом схожи, потому что основываются на добровольном участии, на самоуправлении, на желании сделать себя и окружающий мир лучше, принести пользу и себе, и Отечеству, и окружающим.

  2. Основные направления тоже во многом схожи. В отличие от пионерии, в РДДМ добавились такие направления как:

- Медиа и коммуникации;

- Дипломатия и международные отношения;

- Туризм и путешествия. Эти изменения объясняются сменой времени.

  1. В обе организации принимали всех детей. У каждого ребёнка была и есть возможность использовать свою энергию, свои идеи, как говорится, в мирных целях и получить поддержку. Но участник движения может быть исключён. Одно из оснований для исключения – неисполнение обязанностей, определённых уставом или внутренними документами движения.

Отличия:

  1. Название

При выборе названия для «движения первых» одним из наиболее популярных был вариант «пионеры» как синоним слова «первые».

К тому же если бы «Движение первых» называлось пионерским, взрослые, которые помнят своё пионерское детство, начали бы сравнивать и, возможно, пришли бы к выводу, что в их время пионерия была другой. И я с ними согласна: возможно, пионерское движение было нужным, соответствовавшим своему времени. Но сейчас совсем другая ситуация, мир изменился, сознание людей изменилось, нужны другие подходы, другие механизмы во всём – начиная даже с названия. Кстати, название выбирали дети, они выбрали именно такое – «Движение Первых».

  1. Российское движение детей и молодежи было создано полностью по инициативе детей, а пионерия по инициативе государства.

  2. Важное отличие – у «Движения первых» не так ярко выражена идеологическая составляющая. Представители старшего поколения помнят, что пионеров воспитывали как будущих строителей социализма, нацеленных на реализацию коммунистических идей. Но сейчас идеология – любая, хоть коммунистическая идея всеобщего равенства и братства, хоть капиталистический принцип личного обогащения – в прошлом, общество наконец-то возвращается к традиционным национальным ценностям, на них базируется наше движение.

  3. Прием в организацию:

В пионеры принимали с 9-летнего возраста (обычно в 3-4 классах советской средней школы) и состояли в ней до 13-14 летнего возраста, когда начинался приём в комсомол. Участником «Движения первых» может стать любой ученик с 6 лет, а находиться в ней можно до окончания школы или колледжа.

  1. Ещё одно отличие «Движения Первых» от пионерии – в него могут вступить и взрослые. Они могут стать участниками движения в качестве наставников – при наличии опыта работы с детьми, педагогического образования. Это не только молодёжь, студенты, но и мамы, папы и даже дедушки и бабушки юных участников движения. Для них тоже разработано очень много проектов – спортивные, туристические мероприятия, участниками которых могут быть и дети, и взрослые.

  2. В РДДМ инициатива в делах идёт от детей, в пионерской организации инициаторами были ВЛКСМ и КПСС

Заключение

XXI век – век перемен: многое изменилось в последние годы не только в детском общественном движении, но и во всей стране. Конечно, перемены затронули не все – самое лучшее из пионерии прошлых лет переняли современные детские движения. Наша общественная организация Движение первых сейчас находит новое и вспоминает старое. Изучение истории детского движения дает возможность увидеть положительное и прогрессивное для использования в наши дни и извлечь уроки из ошибок.

Выявив все сходства и отличия, изученных нами организаций, мы можем утверждать, что Пионерская организация является усовершенствованным прототипом действующей организации Движение первых.

Изучая вопрос прошлого, настоящего и будущего пионерии невольно задумываешься: Что такое время? Что такое прошлое? Настоящее? Будущее? Как связаны между собой эти категории? Для себя я ответила на все интересующие меня вопросы. Я продолжу быть активным участником Движения первых. И хочу, чтобы все дети, вступали в ряды нашей, но уже изменённой детской организации.

Выполненная нами исследовательская работа будет интересна детям, а также может быть использована для изучения на классных часах.

Список использованной литературы

  1. https://vk.com/@pressrkomi-andrei-beznosikov-dvizhenie-pervyh-eto-vozmozhnost-detyam-i

  2. https://infourok.ru/

  3. https://nsportal.ru/

  4. https://komiinform.ru/news/251338

  5. https://multiurok.ru/files/doklad-detskie-i-iunosheskie-organizatsii-khkh-vek.html

  6. https://vk.com/@184891437-iz-istorii-vsesouznoi-pionerskoi-organizacii

  7. https://vk.com/@arkmus-vsegda-bud-gotov-pionerskaya-simvolika

  8. https://vk.com/wall-70420063_9115

  9. https://vk.com/wall-159880276_12227

  10. https://ru.wikipedia.org/wiki/

  11. https://satinskypioneer.wordpress.com/

  12. http://www.vkomsomole.ru/articles/2280-2021-05-12-05-35-32

  13. https://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/god_rossiiskoy_istorii/pioneriya/

  14. https://ussr-cccp.moy.su/publ/obshhestvennye_organizacii_sssr/pionerskaja_organizacija_sssr/vsesojuznaja_pionerskaja_organizacija_imeni_v_i_lenina_v_sssr/184-1-0-278

  15. https://xn--90acagbhgpca7c8c7f.xn--p1ai/

  16. https://rg.ru/2024/02/02/dvizhenie-pervyh-kto-oni-i-kak-stat-pervym.html

  17. https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 1.

АНКЕТА для учащихся 5-х классов

1. Знаете ли Вы о существовании Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, ее истории и основной деятельности? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Знаете ли Вы, что с 2022 года в Российской Федерации указом Президента создана организация детей и молодежи «Движение первых»? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Считаете ли Вы, что есть сходства и различия у этих двух организаций? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за участие в опросе!

Приложение 2

Знаете ли Вы о существовании Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина, ее истории и основной деятельности?

Знаете ли Вы, что с 2022 года в Российской Федерации указом Президента создана организация детей и молодежи «Движение первых»?

Считаете ли Вы, что есть сходства и различия у этих двух организаций?

Просмотров работы: 548