Введение
Актуальность: многие выпускники стремятся качественно подготовиться к экзаменам и поступить в ВУЗ на бюджетное место. Вопрос "Как можно качественно подготовиться к экзаменам за два года?" встает перед каждым десятиклассником. Сдача ЕГЭ зачастую окутана страхами и мифами о невозможности написать экзамены на высокие баллы и пройти в ВУЗ на бюджетную основу. Но это совершенно не так. По результатам ЕГЭ можно поступить даже в топовые ВУЗы страны, все зависит от приложенных усилий.
Не секрет, что значительная часть современных школьников живет в пространстве «экранной культуры», где наиболее привычным способом получения информации является ее просмотр на экране телевизора или компьютера. Использование художественных видеоматериалов при подготовке к экзамену по истории должно способствовать не только развитию образного восприятия прошлого, но и формированию навыков критического мышления и соотнесения получаемой с экрана информации с научно обоснованными знаниями, приобретенными на уроках истории.
Проблема: одной из причин низких баллов по истории является труднодоступность теории из-за перегрузки образовательного процесса информацией, которая не запоминается, из-за сложных формулировок и лишних фраз. Это, как правило, одна из причин отсутствия интереса и мотивации в изучении материала. Большое количество книжных пособий направлено в основном на тренинг в решении тестов. Очень важно решать как можно больше тестов, но это не единственная задача, возникающая у участников подготовки.
Цель: выявление исторических фильмов и соотношение их фрагментов с темами в основных разделах кодификатора ЕГЭ по истории.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. изучить и проанализировать теоретический материал в сфере киноискусства;
2. провести опрос среди выпускников по определению средств и методов подготовки к ЕГЭ, используемых выпускниками;
2. изучить и проанализировать темы, которые включены в кодификатор ЕГЭ по истории;
4. провести сбор и анализ исторических фильмов, которые можно использовать для изучения тем по кодификатору ЕГЭ по истории;
5. разработать методический материал «Кинофрагменты для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории»;
6. создать «Телеграмм канал», опубликовать исторические кинофрагменты, которые помогут обучающимся понять и усвоить материал для подготовки к ЕГЭ по истории.
Предмет исследования: фрагменты исторических фильмов как средство подготовки к экзамену по истории.
Объект исследования: государственная итоговая аттестация по истории.
Гипотеза: использование кинопросмотров в подготовке к итоговой аттестации пробудит интерес к предмету и повысит мотивацию к успешной сдаче экзамена по истории.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ходе исследовательской работы я сама смогла закрепить знания по истории. Подобранный и систематизированный материал поможет и другим обучающимся подготовиться к государственной итоговой аттестации. Данный способ подготовки к ЕГЭ сможет повлиять на выбор профильного предмета.
Методы исследования:сбор и анализ информации из периодической печати, литературы и интернета, опрос, описания, метод классификации, анкетирование.
Глава 1. Теоретические аспекты кино как разновидности искусства
История возникновения кино
История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года, когда в Париже на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа. Вскоре по всему миру начали создавать кинокомпании и киностудии. В первое десятилетие кинематографа кино превратилось из новинки в устоявшуюся индустрию массовых развлечений. Самые ранние фильмы были черно-белыми, длительностью менее минуты, без записи звука и состояли из одного кадра, снятого неподвижной камерой. Кинематограф развивался на протяжении многих лет благодаря появлению монтажа, движению камеры и другим кинематографическим приёмам. С конца 1890-х годов в кино стали использоваться спецэффекты. На широкое распространение кинематографа повлияло появление новых средств передачи информации, включая телевидение (с 1950-х годов), домашнее видео (с 1980-х годов) и Интернет (с 1990-х годов).
1.2. Эстетические параметры и выразительные средства, используемые в кино
За время своего существования искусство кинематографии создало собственные, достаточно обширные выразительные средства. Их характер определился главным образом особенностями восприятия человеком окружающего мира. Некоторые же из выразительных средств кино явились следствием особых возможностей, предоставляемых кинематографической техникой и оптикой киносъемочной камеры.
Эти средства и приемы, складывающиеся в четкую систему правил, имеют конкретное назначение, определенные случаи применения и воздействие на зрителя, ими нужно умело пользоваться.
К основным изобразительным средствам можно отнести: кинематографические планы, переходы между планами, кадрами и эпизодами, точки зрения кинокамеры и ее движения. Выразительные функции в фильме выполняют также организация времени, пространства и монтаж.
Важнейшим подразделением киноизображения является план, определяющий характер изображения в композиционном смысле. Выражается он в отношении главного объекта к фону и является результатом изменения расстояния между кинокамерой и объектом съемки. Смена планов является следствием особенностей человеческого восприятия.
Для уяснения, что такое план и каково его значение в кинопроизведении, можно провести следующий эксперимент: наблюдая уличное движение, обратите внимание на механизм своего восприятия. Вы сразу заметите, что в зависимости от того, что нас в данный момент интересует, мы осматриваем всю перспективу улицы или небольшой ее участок. А иногда мы смотрим, например, только па подъезжающий к остановке автобус, его номер, выходящую из него женщину или даже только на ее лицо, глаза.
Такие куски изображения, снятые кинокамерой, и есть планы различной величины - крупности. Как из этого следует, применение тех или других планов делается с целью обратить внимание зрителя на важнейшие для развития действия элементы, поведение его участников или детали окружения.
Очередность расположения планов зависит от логической связи элементов развивающегося действия.
Выделяют три основных типа планов: общий, средний и крупный.
Общий - охватывает полностью место действия, в котором действующие лица являются мелкими элементами, расположенными на общем фоне.
Полусредний - человек занимает в нем всю или почти всю высоту кадра, фон значительно ограничен.
Средний - люди видны до колен.
Укрупненный - человек снят по грудь.
Крупный - лицо человека полностью заполняет кадр.
Деталь - часть лица или предмета.
Естественно, что такое деление планов имеет место, когда снимается человек. В некоторых документальных или научно-популярных фильмах эти пропорции будет диктовать не фигура человека, а другой главный объект фильма. Правильность применения соответствующего плана имеет большое значение для композиционного единства фильма и его выразительности.
А вот характеристика отдельных планов и примеры их наиболее частого применения.
Общим планом большей частью пользуются для показа места действия, для ознакомления с ним зрителя. Таким общим планом начинается и заканчивается большинство фильмов. Эффектное использование общего плана часто встречается в разных приключенческих фильмах, например в сценах погони. Он позволяет легко устанавливать пространственные и размерные соотношения между отдельными элементами в кадре.
Общий план благодаря большому количеству видимых в нем элементов требует от зрителя разделения внимания на много деталей и поэтому должен быть достаточно длинным. Именно по этой причине нельзя часто применять общий план, так как может появиться утомительное для зрителя впечатление монотонности.
Полусредний план применяется достаточно редко, главным образом как переходный между общим и средним или укрупненным планом. В помещениях он применяется иногда как вводный план или когда нужно показать большое количество действующих лиц (эпизоды танца, драки, переход из одного помещения в другое и т. д.). Полусредний план помогает также при желании перенести внимание зрителя с фона на героя.
1.3. Виды и жанры кино
Выделяют 4 основных направления кино:
Документальное кино– прародитель всех видов кинематографа – вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц.
Художественное кино (игровое, постановочное) – вид киноискусства, создаваемый на основе сценария и воплощаемый режиссером-постановщиком средствами актерской игры, операторского мастерства, монтажа, озвучивания и т. д. Научное кино: научно-исследовательское, научно-популярное, учебное. Основная цель этого направления киноискусства – дать знания, научить, исследовать.
Мультипликационное кино – вид кино ориентированный в основном на детскую аудиторию. Это может быть экранизация старой народной сказки или новой, специально написанной для мультфильма.
Внутри каждого направления сложилась своя система жанров – распределение фильмов по определённым типам на основе их стиля, формы или содержания.
Исследователи отмечают, что чёткой системы жанрового кино в настоящее время не существует. Исследователь Дэниел Чандлер даже называет эту проблему «минным полем теоретика». Киновед Бордвелл обращает внимание на то, что широкая публика и кинопроизводители не уделяют внимания академическим исследованиям в области теории киножанра, а применяют собственные жанровые ярлыки, которые являются не жанрами в строгом смысле слова, но расхожими определениями групп фильмов.
Авангардное кино. Это кино, предназначенное не столько для зрителей, сколько для самовыражения режиссёров. Подразумевает использование всевозможных нестандартных и экспериментальных приёмов и не рассчитано на коммерческий прокат. Термин «Авангард» иногда используется как синоним понятия «Экспериментальный кинематограф». Тем не менее, часто такие фильмы показывают на разнообразных фестивалях.
Авторское кино. Своеобразное название для типа кино, противопоставляемого кино, создаваемому корпорациями, крупными студиями, особенно такому, как продукция Голливуда. Главную роль здесь играет личность и индивидуальный стиль режиссёра.
Арт-хаус. Арт-хаус - жанровое направление в кино, которое претендует на новаторство в кинематографе. Это может быть использование новых технических средств, необычный сюжет.
Также, как авангард, подразумевает, что фильм не предназначен для широкого проката и массовой аудитории, а рассчитан на "искушённых" зрителей.
Блокбастер. Не совсем жанр, однако довольно популярный на сегодняшний день термин. Происходит от англ. blockbuster - бомба большого калибра. Так называют фильмы, обладающие очень большим бюджетом (обычно более 100 млн. долларов). Они имеют очень высокие кассовые сборы, попадают в топ-рейтинги. С характерной высокой зрелищностью - взрывы, спецэффекты, экшен.
Боевик. Один из самых прибыльных жанров киноискусства, в котором основное внимание уделяется дракам, боям, погоням и т.п. Также для обозначения этого распространённого жанра используется термин "экшен" (англ. action - действие). Классический западный боевик отличается наличием несложного сюжета, противостояния между хорошим и плохим героем (героями), акцентом на зрелищность, обилием трюков и спецэффектов.
Вестерн. Это фильм на тему "освоение Дикого Запада (в США)". Как самостоятельный жанр, его, естественно, создали, американцы, но снимали вестерны и в других странах, например, Италии и Германии.
Военный. Реалистичный фильм о войне, с целью передать атмосферу событий, судьбы героев, с основанным на действительных фактах или вымышленным сюжетом.
Детектив. Основу сюжета здесь так же, как и в соответствующем литературном жанре, составляет расследование преступления. Элементы детектива часто используются и в фильмах других жанров (например, триллер).
Документальный (неигровое кино). Фильм, в основе которого лежат съёмки подлинных событий, лиц, культурных явлений, научных фактов и гипотез. Такие фильмы могут быть обучающими, исследовательскими, пропагандистскими, публицистическими и т.д.
Драма. Как известно, в классическом театре (со времён Древней Греции) существует три жанра - комедия, трагедия и драма. Особенность драмы в том, что главное внимание уделяется жизненным ситуациям, взаимоотношениям между персонажами, их внутренним психологическим переживаниям. При этом жанр драмы имеет огромное число поджанров. К числу поджанров драмы относятся, например, мелодрама и триллер.
Исторический. Понятно, что основная цель этого фильма - воспроизведение тех или иных исторических событий. Разброс уклонов в жанре исторических фильмов очень велик - от фильмов, похожих на документальные, до фильмов, похожих на боевики, в которых исторические события - лишь фон и антураж.
Комедия. Жанр кино, изображающий смешные, юмористические ситуации и персонажей. Очень распространённый жанр, который не только развился одним из первых, но и по сей день продолжает пользоваться огромной популярностью. При этом элементы комедии часто присутствуют и в фильмах других жанров.
Короткометражный. Фильм, длительность которого не превышает 40-50 минут (в среднем 10-20 минут), а сюжет не ограничен никакими рамками. За это небольшое время режиссер успевает показать глубокий смысл и заинтересовать зрителя.
Криминальный. Жанр фильмов о преступниках и преступлениях, где в основе лежат хитроумные аферы, разборки бандитских группировок, смелые ограбления, остросюжетные погони и борьба с преступным миром.
Мелодрама. Здесь акцент делается на ярких внутренних, в первую очередь, чувственных и эмоциональных переживаниях героев, с изображением ярких ситуаций эмоциональных контрастов – любовь-ненависть и т. п. Как поджанр мелодрамы, в свою очередь, можно выделить мыльную оперу – сентиментальный фильм (очень часто сериал) о семейных проблемах.
Мистика. Мистика —популярный жанр кино, в котором идет речь о сверхъестественных явлениях и сверхъестественных силах, и где присутствуют элементы духовной практики, направленной на связь с потусторонним миром.
Мультфильм (мультипликационный фильм). Анимационный фильм, предназначенный в большей степени для детской аудитории. Мультфильмы бывают рисованные, пластилиновые, кукольные, компьютерные и другие.
Мюзикл. Фильм с обилием музыки, песен и танцев, которые играют в нём основную, а не вспомогательную роль и лёгким, часто комедийным сюжетом.
Приключенческий фильм. Фильм с увлекательным сюжетом (действие часто происходит в отдалённой исторически/географически от обыденной обстановки реальности), при котором герой попадает в различные нестандартные ситуации, из которых вынужден выпутываться благодаря своим качествам и умениям.
Семейный фильм. Фильмы, которые рассчитаны на различные возрастные группы и предназначены для просмотра всей семьёй. В связи с тем, что эти фильмы ориентированы в том числе и на детскую аудиторию, они часто лишены сцен насилия и не содержат материалы, которые будут сочтены неподходящими для детей. Обычно включают в себя элементы комедии с незамысловатым юмором.
Сериал. Фильм, в котором сюжет растягивается на несколько (иногда много) серий.
Фильм-сказка. Фильм-сказка как совершенно самостоятельный жанр существовал и был популярен в СССР и странах соцлагеря. Сюжет строился на основе сказки или, ещё чаще, по типу "старая сказка на новый лад". На Западе похожие фильмы входят в жанр "семейное кино".
Триллер. Главное место в триллере занимает создание сильной атмосферы напряжённости и волнения. Также акцент делается на изображении ярких психологических моментов, внутренних переживаний героев.
Ужасы. Хороший фильм ужасов - это фильм, способный хорошо напугать зрителя, вызвать в нём самые разнообразные явные и тайные страхи и т. п. В отличие от триллеров, фильм ужасов отнюдь не старается создать реалистическую атмосферу и сюжет, в нём могут быть представлены инопланетяне, вампиры, мутанты и т. п.
Фантастика. Фантастика подразумевает использование вымышленных реалий, событий, технологий и т. п., однако таких, которые могут, в принципе, восприниматься зрителем как потенциально, гипотетически реальные или возможные. Этим они отличаются от фильмов в жанре фэнтези (с квазиреалистичным, но сказочным сюжетом, мистики и т. п.).
Фэнтези. Фэнтези - представляет собой вид искусства (литературного, художественного, кинематографического и др.) с элементами волшебства, мифологии и сказок. Действие в фэнтези обычно происходит в выдуманном мире, где главные герои встречаются с нереальными существами и явлениями. Фэнтези фильмы обычно представлены борьбой добра и зла или света с тьмой и часто сняты по мотивам аналогичных литературных произведений.
Существует еще много других киножанров, например: гангстерский фильм (на тему 30-х годов в США), карате-фильм (драки в стиле восточных единоборств), биографический фильм, фильм-катастрофа, эротика и другие.
Всего насчитывают около 60 видов и подвидов и их количество увеличивается со временем. Однако чёткого и ясного разделения фильма по жанрам и определения самих жанров: это скорее условное разграничение: один фильм может соединять в себе нескольких жанров, а также переходить из одного жанра в другой.
Глава 2. Практическое исследование «Кинопросмотр как средство подготовки к ЕГЭ по истории»
2.1. Средства и методы подготовки к ЕГЭ, используемые обучающимися
Подготовка к ЕГЭ — это не только повторение школьной программы, но и подготовка к самому экзамену. В значительной степени успешная сдача экзамена зависит от знакомства с его структурой, типичными заданиями. Иначе говоря, чтобы сдать ЕГЭ, нужно хорошо потренироваться, прорепетировать, проходя стандартные задания. Мною был проведен опрос среди обучающихся 10-11 классов МАОУ «Гимназия «Солнечная радуга» в количестве 68 человек. Было задано 3 вопроса открытого типа.
На первый вопрос: «Какие предметы в качестве профильных были Вами выбраны в 10-11 классах». Среди опрошенных 45% выбирали – историю и обществознание, 22% - химия, биология, 13% - физика, информатика, 20% - остальные предметы (Приложени1).
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что достаточно большое количество респондентов сделали свой выбор в пользу истории и обществознания.
На второй вопрос «Какие методы и способы Вы использовали для подготовки к ЕГЭ?». Самый распространенный вариант ответа – сайт «Решу ЕГЭ», ФИПИ, так ответило 62% респондентов. На втором месте по популярности оказались онлайн школы, бесплатные вебинары – 57%. На третьем месте по ответам – репетиторство, что составило 38%. Среди названных средств подготовки к ЕГЭ было отмечено участие в проекте «Открытый университет», что составило только 14%. Что касается учебных пособий, то их использовали все участники опроса (Приложение 2).
На третий вопрос «Какая тема у Вас вызывает трудности в изучении материала при подготовке к ЕГЭ по истории?»
Среди тем, которые интересны будущим выпускникам, были выделены следующие: правление Александра Невского, Иван Грозный и Софья Палеолог, конфликт царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа, восстание Степана Разина, Петр I, восстание декабристов 1825 года, тайные политические общества декабристов, февральская и октябрьская революции 1917 года, другие. (Приложение 3)
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство выпускников готовятся к экзаменам, прибегая к помощи репетиторов и самостоятельной подготовке при помощи учебной и дополнительной литературы, информационных ресурсов. Никто из респондентов не назвал кинопросмотр как средство к подготовке к ЕГЭ по истории.
2.2. Выявление исторических фильмов и соотношение их фрагментов с темами основных разделов кодификатора ЕГЭ по истории.
Мною был изучен проект кодификатора по истории на 2024 год.
В целях выявления исторических фильмов и соотношения их фрагментов с темами в основных разделах кодификатора ЕГЭ по истории я обратилась к перечню тем, которые вызывают интерес при их изучении. Данные темы были соотнесены с компонентами кодификатора ЕГЭ по истории.
Следующим шагом стал поиск и подбор фильмов - помощников изучения материала, а также определение вопросов, ответы на которые можно получить путем просмотра фильма.
Тема: Александр Невский
Компонент кодификатора: Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада.
Середина XIII века - сложный период для русского народа и Руси в целом, так как после монголо-татарского нашествия наша страна понесла катастрофические потери и последствия в области экономики и культуры. Это период правления Александра Невского. Этот правитель сумел защитить русскую землю от западных противников. С одной стороны, успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. Но, с другой стороны, на востоке русским князьям пришлось склонить голову перед гораздо более сильным врагом - монголо-татарами.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«Александр Невский» |
Почему правление Александра Невского нельзя оценить однозначно? Почему эпоха правления Александра Невского в целом стала периодом переломным и очень трудным? С каких сторон Русь в тот момент подвергалась удару? |
Тема: Софья Палеолог.
Компонент кодификатора: Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения.
Иван III — Государь и Великий князь всея Руси в 1462-1505 г. У него было два брака. Первая жена умерла рано, в 1467 году, Мария Борисовна Тверская, оставив сына Ивана Молодого. Новой женой в 1472 году стала Софья Палеолог — наследница византийского императора Константина, его племянница.
Папа римский рассчитывали, что данный династический брак окажет значительную роль во влиянии на Россию, на её князя Ивана III, который к тому времени уже отличался проведением успешной внешней и внутренней политики. Папа Римский надеялся на сближение католической и православной церквей.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«София» |
Принес ли выгоду брак Ивана III с Софьей Палеолог? В чем проявлялось влияние Софьи, которое было направлено на усиление мощи Руси? Какую роль сыграла Софья в развитии культуры страны? |
Тема: конфликт царя Ивана Грозного и митрополита Филиппа.
Компонент кодификатора: Установление царской власти. Опричнина. Закрепощение крестьян. Ливонская война.
Мрачные годы правления Ивана IV, когда страна погружена в ужас Опричнины и сражается в Ливонской войне. Жесткий правитель назначает нового митрополита — Филиппа Колычева, своего старого друга. Однако Филипп критикует действия царя, пытаясь превратить Ивана Грозного в милосердного правителя.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«Царь» |
Почему митрополит Филипп, не пошел против царской воли и опричных злодеев? Чем был вызван гнев царя, который привел к убийству Филиппа? По какой причине и как происходила казнь воевод после их возвращения из Полоцка в Москву? Почему царь поставил Малюту Скуратова во главе сыскного дела опричнины? |
Тема: восстание Степана Разина.
Компонент кодификатора: Социальные движения XVII века.
Известный атаман Степан Разин, который поднял на Дону и в Поволжье восстание против бояр, помещиков, церковников и прочих угнетателей простого люда Заступник Земли Русской, который осмелился поднять народ на борьбу со своими угнетателями, но после серьёзного поражения под Симбирском бежал на Дон, где его предали свои же казаки, а свою жизнь он закончил на плахе.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«Степан Разин» |
Почему личность Степана Разина считают противоречивой? Какова связь крепостного права с восстанием? Восстание Степана Разина - беспощадный бунт или борьба с несправедливостью? Какая характеристика применима для данного периода – «Бунтарь Тишайшего царя» или «Бурная жизнь лихого атамана»? |
Тема: правление Петра I.
Компонент кодификатора: Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации. Северная война. Провозглашение Российской империи.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«Петр I: Последний царь и первый император» |
Как занять престол, когда ты – четырнадцатый ребенок в семье? Как отвоевать выход к морю, когда в стране нет профессиональной армии и флота? Как за несколько десятилетий вывести в мировые лидеры страну, с которой раньше никто не считался? |
Тема: восстание декабристов 1825 года.
Компонент кодификатора: движение декабристов.
Утром 14 декабря 1825 года представители лучших дворянских родов России вывели на Сенатскую площадь войска и начали бунт против императора.
К вечеру, после безуспешных переговоров и нескольких артиллерийских залпов, все было кончено. Организаторы восстания, которых позже назовут декабристами, были осуждены по обвинению в государственной измене. Пятеро повешены, остальные отправлены на каторгу.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«Дело декабристов» |
Какова хронология событий восстания? Роль Александра Христофоровича Бенкендорфа в расследовании дела? С какими трудностями столкнулся император и главный следователь? Почему своей прямой цели восставшие не достигли? Какие направления общественно-политической жизни были определены в результате восстания декабристов? |
Тема: февральская и октябрьская революции 1917 года.
Компонент кодификатора: Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения.
Российская империя в 1917 году погрузилась в хаос. Результатом Февральской революции было падение царя. Другая вооруженная революция, начавшаяся в октябре, привела к захвату власти партией большевиков. Восстание подпитывалось усталостью общества и Первой мировой войной.
Фильм |
Вопросы, на которые позволит ответить фильм |
«1917: 1 год - 2 революции» |
Какие цели преследовало Временное правительство? Почему оно потеряло свою популярность. Каков был план спасения России у Ленина, Троцкого, Керенского, Корнилова? |
Таким образом, можно сделать вывод, что наряду со школьными занятиями, занятиями с репетиторами можно использовать кинопросмотр в подготовке к ЕГЭ по истории. Данный способ поможет «оживить» страницы литературы, проанализировать материал. Визуальный ряд, созданный режиссером, позволяет не только высказать свое отношение к герою, событию или процессу, но и дает возможность зрителю сформировать собственное мнение, оценку к происходящему.
Заключение
Уникальность художественного исторического кино заключается в возможности увидеть историческое лицо или определённое событие, благодаря мастерской игре актёров воссоздать внутренний мир исторического деятеля.
Использование кинопросмотра открывает широкие возможности для подготовки к ЕГЭ по истории, для проявления творческой деятельности обучающегося, позволяющей повысить интерес к предмету.
Использование кинопросмотров в процессе изучения курса по истории не только в определенной мере помогает восполнить недостаток знаний обучающихся, а также поможет учащимся в выполнении заданий на едином государственном экзамене в той части, где необходимо привести фактическую аргументацию для доказательства позиции.
Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что немалая часть будущих выпускников делают свой выбор на истории как профильном предмете, что, несомненно, требует больших усилий в подготовке к ЕГЭ. Как правило, обучающиеся используют традиционные методы подготовки, стандартные способы изучения материала.
В ходе исследования мною были выявлены темы, которые вызывают наибольший интерес к изучению по истории. Это позволило мне подобрать соответствующие фильмы на заявленные темы и «оживить» материал для подготовки к ЕГЭ по истории.
В результате исследовательской работы я разработала материал, который будет доступен для всех желающих, изучить ту или иную тему, включенную в КИМы ЕГЭ по истории. Создала материалы, в которых обозначила исторические фильмы и соотнесла их фрагменты с темами в основных разделах кодификатора ЕГЭ по истории. В сети интернет нашла информацию о том, как создать и оформить Телеграмм-канал. Применила ее на практике и смогла создать свой собственный. Оформила его исторической тематикой, дала название: «Кинопросмотр как средство подготовки к ЕГЭ по истории".
В первые дни работы Телеграмм-канала, я заметила большую активность со стороны пользователей, что, несомненно, подтверждает мою гипотезу (Приложение 5).
Я планирую дальнейшую работу над Телеграмм - каналом. Продолжу распространять и рекомендовать канал ученикам, которые также будут заинтересованы в подготовке к экзамену по истории.
Список литературы
Аркус. Л. Новейшая история отечественного кино. СПб. 1986 – 2000. В 3-х т. / Гл. ред.: Сеанс, 2001
История кино: Киносъемки, кинопромышленность, киноискусство / Игорь Беленький. — М.: Альпина Паблишер, 2019. — 405 с
Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005
Кино. Всемирная история [Текст] / [авт.-сост. Д. Белл и др.] ; гл. ред. Ф. Кемп ; предисл. К. Фрейлинг ; [пер. с англ. Б. Кораблев, Ю. Евелева]. - Москва : Магма, cop. 2012. - 576 с. : ил., цв. ил., портр.; 26 см.; ISBN 978-5-93428-084-1 (в пер.)
Йен Хейдн Смит ; пер. с англ. М. Захарова ; науч. ред. Т. Круговых. Главное в истории кино. Фильмы, жанры, приемы, направления — 2-е изд. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 224 с. : ил.
[https://infoselection.ru/infokatalog/kino-video/kino-sajty/item/677-napravleniya-i-zhanry-kino-kratkij-gid?ysclid=lr3kbyrgja738857127]
[https://www.kinopoisk.ru/?ysclid=lr3kdcmxtu457927633&utm_referrer=yandex.ru]
[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0]
[https://www.kino-teatr.ru/kino/art/pr/5547/?ysclid=lr3kfxkgv074084748]
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
№ |
Тема кодификатора |
Название фильма |
Режиссер |
Сюжет |
1 |
Монгольское завоевание. Образование Монгольского государства. Русь и Орда. Экспансия с Запада. |
Александр Невский |
Максим Беспалый |
Годы юности и княжения Александра Невского пришлись на эпохальные для Руси моменты. С запада надвигались Ливонский орден, Швеция, Литва, с юга и востока приближались монголо-татарские полчища, не прекращались внутренние усобицы князей в борьбе за власть. Речь шла не просто о локальных конфликтах: под вопросом было само существование государства. Но именно благодаря Александру Невскому Русь смогла выстоять, сохранить свою государственность и веру. |
2 |
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение ордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. |
София |
Алексей Андрианов |
Вторая половина XV века: Русь уже два столетия под гнетом монголо-татарского ига. Иван III, князь Московский, в целях укрепления государства принимает решение о заключении брака с византийской принцессой Зоей Палеолог. После того как турки захватили Константинополь, спасшиеся члены династии византийских императоров Палеологов бежали и нашли покровительство у Папы в Риме. Папа Римский хочет отдать Зою в жены московскому князю с расчетом усилить влияние католической церкви на Руси – однако Зоя, принявшая при крещении имя София, не оправдывает его надежд. Прибыв на русскую землю, она демонстрирует верность новой родине и вере своих предков, православных христиан. Москва встречает новую правительницу неласково. Бояре и митрополит московский Филипп настроены против брака. Решение Ивана о заключении брака принесло московской земле необычайную выгоду: этим браком он укрепляет свой статус Великого Князя, становится более значимым участником европейской политики, а, главное, приобретает настоящую соратницу и единомышленницу. Именно благодаря твердой поддержке Софии князь принимает судьбоносное решение, положившее конец татаро-монгольскому игу на Руси, а также прекращает феодальные междоусобицы. По приглашению Софии в Москву приезжают искусные итальянские мастера – оружейники, литейщики, строители, в том числе архитектор Аристотель Фиораванти, построивший Успенский Собор Московского Кремля. София привезла с собой библиотеку византийских императоров – редчайшее собрание книг и фолиантов, включая свитки из знаменитой Александрийской библиотеки. Именно эту библиотеку называют «библиотекой Ивана Грозного», которому она досталась в наследство от Софии – его родной бабушки. София принесла на Русь опыт Византии в области государственного управления, организации военного дела, разработке законов. |
3 |
Установление царской власти. Опричнина. Закрепощение крестьян. Ливонская война. |
Царь |
Павел Лунгин |
1565 год. Темные времена. Правление Ивана Грозного. Русь растерзана голодом и ливонской войной. Во всем мерещатся правителю измена и предательство. Его верные слуги, опричники, залили страну кровью. В каждом готовы они увидеть государева врага. Главный закон для них - царь. Единственный, кто пошел против царской воли и опричных злодейств, - митрополит Филипп, верный друг детства Ивана Грозного. Он возвысил голос свой и принес себя в жертву. Это противостояние расскажет о том, на что была способна Русь и в падении и в величии духа. |
4 |
Социальные движения XVII в. |
Степан Разин |
Иван Правов, Ольга Преображенская |
Донской казак Степан Разин поклялся отомстить боярам за своих замученных пытками друзей. Возглавив восставших крестьян, он становится предводителем целого войска. Со всей земли русской стекаются к нему униженные и оскорбленные. Царь Алексей обеспокоен растущей силой атамана. Церковь предает анафеме Степана, собравшегося в поход на Москву. Регулярным царским войскам удается остановить отряды повстанцев у стен Симбирска. Сподвижники гибнут, а сам атаман схвачен. Тяжелые пытки не сломили волю Разина. |
5 |
Движение декабристов. |
Дело декабристов |
Максим Беспалый |
14 декабря 1825 года, когда вся страна присягала новому государю Николаю I, мятежные гвардейские части вышли на главную площадь империи, чтобы сорвать присягу. Еще никто не знал, что в рядах восставших действуют революционеры. По собравшимся был открыт огонь. В результате погибло более тысячи человек. |
6 |
Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье-бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развёртывания модернизации |
Петр I: последний царь и первый император |
Андрей Кравчук |
Фигура императора Петра Великого, как и эпоха его становления и правления, до сих пор будоражит умы людей во всем мире. Создатели отвечают на вопросы, как занять престол, когда ты — четырнадцатый ребенок в семье; как отвоевать выход к морю, когда в стране нет профессиональной армии и флота; как за несколько десятилетий вывести в мировые лидеры страну, с которой раньше никто не считался, и многие другие. |
7 |
Ликвидация последствий Смуты. Первые Романовы. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права |
Романовы |
Максим Беспалый |
Сюжет включает в себя исторические события, начиная от воцарения Михаила Фёдоровича и заканчивая расстрелом Царской семьи. Каждая серия посвящена как правило двум Царям и Императорам Дома Романовых. |
8 |
Революция 1905–1907 гг. Становление российского парламентаризма. Либерально-демократические, радикальные, националистические движения. |
1917: 1 год- 2 революции |
Бернард Джордж |
За небольшой промежуток времени в девять месяцев от февраля до октября в 1917 году Россия, всегда представляющая из себя несокрушимую и непоколебимую твердыню власти, пережила две революции. Начиная с февраля, все эти месяцы страна находилась в состоянии неопределенности, ведь её тяготила затянувшаяся Первая Мировая война и беспорядок, сквозь который трудно было прийти к свободе и лучшей жизни, к которой так стремились люди. Новая революция под руководством большевиков в октябре прервала курс нового правительства и изменила будущее государства... В 1917 году голодающее население России свергло царя и создало правительство. Позже в том же году, когда правительство оказалось непопулярным, они тоже были свергнуты в результате восстания под руководством большевиков. |
9 |
Гражданская война и иностранная интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны |
Чапаев |
Георгий Васильев, Сергей Васильев |
Василий Иванович Чапаев (Борис Бабочкин), командир 25-ой дивизии Красной армии, готовится к решающему сражению с отборными частями каппелевцев, возглавляемых опытным кадровым офицером, полковником Бороздиным (Илларион Певцов). Партия присылает ему на помощь Дмитрия Фурманова (Борис Блинов) — молодого, но образованного и умного комиссара, чьи мемуары впоследствии легли в основу романа и фильма, обессмертившего имя Чапаева в памяти советских граждан. |
10 |
Законодательное оформление сословного строя. «Просвещённый абсолютизм» |
Емельян Пугачев |
Алексей Салтыков |
Донской казак Емельян Пугачев прощается с женой и детьми и «уходит» в бега. Старец Филарет благословляет его возглавить восстание под именем царя Петра Федоровича. Жестоко расправляются восставшие с крепостниками. Царица Екатерина II направляет войска против бунтовщиков. Предатели выдают Емельяна, и вот уже его везут через всю Россию в железной клетке... |
11 |
Превращение России в мировую державу в XVIII в. |
Суворов |
Михаил Доллер, Всеволод Пудовкин |
Биографический фильм о великом русском полководце генералиссимусе Александре Васильевиче Суворове, охватывающий период последних лет его жизни в эпоху царствования Павла I. В центре фильма легендарный переход через Альпы. |
12 |
Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и её последствия для страны. |
Нахимов |
Игорь Луковский |
Историческая киноэпопея о знаменитом русском флотоводце середины XIX века, победителе турецкой флотилии и организаторе обороны Севастополя 1853-1855 гг., геройски погибшем на Малаховом кургане. |
13 |
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы. |
Ленин в Октябре |
Михаил Ромм, Дмитрий Васильев |
Сюжет описывает события Октябрьской революции 1917 года и роль Ленина в организации восстания большевиков. В Петрограде неспокойно, среди рабочих происходят волнения. Ленин тайно прибывает на вокзал Петрограда, через оцепление его проводит телохранитель — рабочий Василий. Ленин встречается со Сталиным, который показан как его ближайший соратник. Вскоре начинается подпольное собрание Центрального комитета партии большевиков, где готовится восстание. Далее показаны все важные в новейшей истории СССР события: подготовка восстания на фабриках и заводах Петрограда, известный холостой залп «Авроры», штурм Зимнего дворца. Неоднократно подчёркивается измена Каменева и Зиновьева, которая не смогла сорвать планы большевиков. Фильм заканчивается провозглашением победы революции на II съезде Советов. |
Приложение 5