О бумаге, лесе и бережливости

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

О бумаге, лесе и бережливости

Ямалеева Ф.Н. 1
1МБОУ "СОШ №48"
Аюпова Р.З. 1Мингалеева Г.Ш. 2
1МБОУ "СОШ №48"
2МБОУ «СОШ № 48»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать её непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. 2017-й год был объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды. Но мы считаем, что охрана окружающей среды – это непрерывный процесс и воспитание экологической культуры учащихся в школе должна быть одним из приоритетных.

Экологические проблемы возникли не сегодня. Но в наши дни ситуация резко ухудшилась: каждую минуту на планете исчезает 23 га леса и 9 биологических видов.

Поэтому, обращая пристальное внимание на экологию, человек пытается, прежде всего, сохранить самого себя. Но, спасая себя, необходимо спасти природу.

Однако без изменения сознания человека все планы спасения природной среды останутся лишь благими пожеланиями. Поэтому, я считаю, одной из важных задач в школе является формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.

Математика создаёт условия для развития умения давать количественную оценку состоянию природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

В своей работе, я попыталась раскрыть вопросы о том, что происходит с лесами на нашей планете.

Цель:

– дать представления о практическом применении математики в окружающем мире и в решении экологических проблем;

– раскрыть «истинную цену» обычной бумаги.

Задачи:

  1. Формирование экологического сознания.

  2. Создать условия для развития умений давать количественную оценку состояния природных объектов.

  3. Познакомиться с технологией производства бумаги.

  4. Подсчитать расход бумаги нашим классом за год.

  5. Произвести расчет расхода древесины на то количество бумаги, которое необходимо нашему классу на 1 год.

Актуальность:

Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того, могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую важность приобретает нравственная сторона отношения человека к природе.

Объект исследования:

- бумага.

2. Основная часть

«Нет ничего краше и привлекательнее нашего леса! Леса – это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты, Леса учат человека понимать прекрасное» – эти замечательные слова принадлежат Антону Павловичу Чехову. И действительно, именно в лесах с необычайной силой и выразительностью представлены могущество и величественная красота природы.

Но лес – это не только украшение земли. Это ценнейшее сокровище нашей природы. Лес необходим для строительства сел и городов, фабрик и заводов, гидроэлектростанций. Производство бумаги и кинопленки, искусственного волокна и мебели, музыкальных инструментов и спортивного инвентаря не может обойтись без древесины. Древесина служит сырьем для получения массы ценных химических продуктов: спирта, кислот, канифоли. Высококачественный русский лес охотно покупают многие страны. Сегодня мы остановимся на производстве бумаги.

2.1 Производство бумаги

Основу любой бумаги составляют волокна целлюлозы. Эти волокна могут быть получены из разных источников – древесины, соломы. Хлопка или из самой же бумаги.

Подавляющее большинство используемой сегодня бумаги требует в качестве сырья древесину. Как правило, все сорта бумаг содержат смесь твердых (береза) и мягких (ель, сосна) пород древесины. Мягкие сорта дают длинные волокна, придающие бумаге хорошие прочностные свойства, твердые же сорта дают волокна короткие, благодаря которым улучшаются качественные показатели.

Использование макулатуры как источника волокон целлюлозы также является очень важным направлением в производстве бумаги.

2.2 Классификация и свойства бумаги

Бумагой и картоном называют материалы, изготовленные преимущественно из специально обработанных растительных волокон, связанных между собой силами поверхностного сцепления в листовую форму. Листовые материалы, имеющие меньшую толщину 1 и массу 250 г, относят к бумаге, а материалы с большей толщиной и массой 1 свыше 250 г — к картону.

Изобретение бумаги относится к началу нашей эры, когда в Китае около 1900 лет тому назад возник ручной метод производства бумаги. Этот метод изготовления бумаги медленно распространялся в страны Ближнего Востока, Восточной и Центральной Азии, Египет, а из них в XVI в. в Европу.

Появление бумаги в России датируется XII—ХШ столетиями. Первые бумажные «мельницы» появились в XVII веке. Технический переворот в бумажном производстве России произвела бумагоделательная машина, начавшая работать с 1816 г. в Петербурге. В 1916 г. в России уже действовало 55 целлюлозно-бумажных предприятий. Средняя ширина бумагоделательных машин не достигала н 2 м, а их скорости не превышали 100 м/мин.

После Великой Октябрьской социалистической революции на всех этапах становления Советского государства на основе общегосударственных планов-развития народного хозяйства развивалась и отечественная целлюлозно-бумажная промышленность. Сегодня целлюлозно-бумажная промышленность — современная неотъемлемая отрасль народного хозяйства. Бумага — это учебники и тетради, книги, газеты и журналы, телеграфная лента и обои, географические карты н фотографические снимки, это деньги, документы, ноты, рисунки и чертежи, электроизоляция и фильтрующие материалы, картонная тара, оберточные и упаковочные материалы, это салфетки, полотенца, скатерти, бумажная посуда я бумажная одежда. Этот далеко не полный перечень областей применения картонно-бумажной продукции убедительно подтверждает пророческие слова великого русского ученого Д. И. Менделеева о том, что современный период жизни людей можно считать веком бумаги.

3. Практическая часть

Мною были проведены несколько исследований. Первое исследование заключалось в том, чтобы вычислить, сколько нужно вырубить леса для того, чтобы издать один учебник «Математика», по которому мы занимаемся.

Этапы работы:

1. Вычислила площадь одной страницы учебника: 16 см × 21 см = 336 см2.

2. Умножила площадь одной страницы на количество страниц в учебнике

В учебнике 288 страницы или 144 листа, значит площадь всех страниц учебника

288 см2 × 144 = 48384 см2 = 4 м2 8384 см2.

3. В Интернете на сайте Российский экологический центр http://www.rusecocentre.ru нашла какую площадь лесных угодий вырубают, чтобы получить 1000 м2 бумаги (ответ: на 1000 м2 требуется ¼ га леса)

На 1000 м2нужно вырубить ¼ га = 2500 м2 деревьев, т.е. в 2,5 раза больше.

Значит на производство одного учебника требуется 12 м2 960 см2 деревьев

4. Умножила на тираж учебника

На весь тираж в 35 000 экземпляров требуется

120960 см2 × 35000 = 4233600000 см2 = 423360 м2 леса = 42,336 га

Я для себя сделала вывод, что прежде чем портить учебник, надо подумать, сколько погибнет деревьев для издательства нового.

Второе исследование было посвящено тому, чтобы вычислить, сколько в нашей школе остается бумаги за день после уроков? Сколько за 210 учебных дней?

После уроков в параллелях 5-х классов остается в среднем 417 г бумаги, в нашей школе в них 68 учеников. Значит, на одного ученика выброшенной бумаги приходится

417: 68 = 6 (г).

В учебном году 210 учебных дней, за это время будет выброшено

417 × 210 = 87570 (г) = 87 кг 570 г.

Если всю эту бумагу мы сдавали бы на макулатуру, то за год сохранили бы почти 2 дерева.

В третьей работе мне помогали мои одноклассники. Для того, чтобы подсчитать расход бумаги нашим классом мы посчитали вес всех бумажных учебных принадлежностей: тетрадей, учебников, учебных пособий, справочников, которые использовались нашим классом в течение года.

Согласно нашим расчётам, один ученик нашего класса в процессе учебного года тратит 22 кг бумаги, а весь класс 528 кг бумаги.

Подсчет расхода дерева.

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного дерева – 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

Бумага

Древесина

Деревья

5,6 м3

17 деревьев

1 кг

0,0056 м3

0,017 дерева

1 г

0,0000056 м3

0,000017 дерева

Учащиеся (чел.)

Время (мес.)

Бумага (кг)

Древесина (м3)

Деревья (штук)

1 чел.

12 мес.

22 кг

0,1232 м3

0,4 шт. деревьев

24 чел.

12 мес.

528 кг

2,9568 м3

9,6 шт. деревьев

Наш класс за один учебный год тратит по приблизительным подсчетам 528 кг бумаги, для изготовления которой необходимо 10 деревьев. Если брать в масштабе только 5-х классов нашей школы, то потребуется около 28 деревьев. А ведь чтобы вырастить полноценное дерево, нужно 50-80 лет.

Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

Деревья не только поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Они "работают” как фильтры, очищая воздух от сажи и пыли.

60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево. За 1 полугодие мы всей школой собирали использованную бумагу, в общей сложности 600 кг. Этим поступком мы сохранили жизнь 10 деревьям.

4. Заключение

Испокон веков лес был и остается верным другом и защитником человека. Ведь лес и кормит, и лечит, и одевает, и согревает людей. Лекарственные растения, ягоды, грибы, плоды дарит лес людям, а взамен требует только одного – бережного обращения с ним. Во многих странах приняты законы об охране природы, в том числе и растений, создаются охраняемые природные территории: заповедники, заказники и национальные парки. Составлены специальные списки охраняемых видов животных и растений, так называемые Красные книги. Сберечь и сохранить растительный мир Земли для потомков – важнейшая задача человечества. Любить лес, охранять его – это долг каждого человека.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относится добрей.

5. Список используемых источников

  1. Моисеев Н. «Экология человечества глазами математика». М., Молодая гвардия, 1996г.

  2. Миркин Б.М., Наумова А.Г. Экология России. – М.: просвещение, 1996.

  3. Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. – М.: АО «Аспект Пресс», 1994.

  4. Газета «Первое сентября» №2, 2015г.

  5. Газета «Математика в школе» №4, 2015г.

  6. http://www.rusecocentre.ru

  7. Википедия – свободная энциклопедия.

Просмотров работы: 70