ВВЕДЕНИЕ
В нашей семье есть традиция, которую мы сохраняем три поколения. А именно, коллекционирование монет и денежных купюр. Мне стало интересно узнать, а когда возникли деньги? Какие бывают? И для чего они нужны в современном мире?
«Деньги — это самое текучее твёрдое вещество», — этот афоризм подтверждает быстро меняющийся характер предмета. Ещё 15 лет назад люди с недоверием относились к электронным деньгам на банковских картах, а сейчас изобретают валюту, существующую только в цифровом виде в Интернете. На уроках истории и обществознания мы видим, как деньги выступают двигателем развития экономики и общества в целом. В математике деньги встречаются нам в различных задачах, особенно в практико-ориентированных.
Проблемным вопросом в данной теме можно считать высокую необходимость освоения в реальной жизни не только математических навыков подсчёта, но и умения правильно распоряжаться средствами. На помощь приходит финансовая грамотность, однако в нашей школе в программе нет такой дисциплины. Изучение базовой информации о деньгах обладает высокой актуальностью для учеников 5-6 классов, ведь полученные знания не просто формируют общее представление, но и позволяют усвоить основы финансовой грамотности. Это полезно как в прикладном смысле, так и для лучшего решения практико-ориентированных задач на уроках математики.
В данной работе мы ставим перед собой следующую цель: разработать дополнительные материалы для факультатива по теме «Финансы: инструкция к применению».
Для выполнения цели будет необходимо выполнить несколько задач:
Изучить историю денег в России.
Изучить основные принципы финансовой грамотности.
Составить сборник практико-ориентированных задач.
Подготовить из собранных сведений урок по теме «Финансы: инструкция к применению».
Объектом в нашей работе выступают финансы, предметом финансовая грамотность.
Выдвигаем гипотезу: мы предполагаем, что разработанный нами урок позволит детям не только разобраться в теоретических аспектах денег, но и развить первичные навыки финансовой грамотности.
В своём исследовании мы будем использовать следующий ряд методов и методик: изучение тематической литературы, анализ, синтез, сравнение данных, описание, фотографирование и визуализация, обобщение и подведение итогов.
Работа включает в себя две главы теоретического и практического характера. В первой будут затронуты такие аспекты как: определение паркета в разных отраслях и источниках, математическое значение паркета, его характеристика и типология, история паркета в России.
Во второй главе будут представлены результаты нашей работы, а именно исследование красноярских паркетов, описание процесса и результаты, сравнительный анализ стоимости напольных покрытий-конкурентов паркета, описание продукта исследования – игры-конструктора и процесса проведения занятий с её использованием.
Практическую значимость нашей работы мы видим в исследовании мало изученной темы и последующем донесении полученных сведений в лёгкой форме широкому кругу лиц, в частности ученикам, изучающим «Основы финансовой грамотности».
Глава 1. Что такое деньги?
1.1. Определение денег
Согласно «Большой советской энциклопедии», слово «деньги» в широком смысле — это особый товар, равностоимость или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех товаров. Специфическое свойство денег — выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.
В толковых словарях кроме этого можно найти ещё два определения. Ушаков даёт следующие значения слова:
– металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже;
– капитал, состояние, средства.
В Современной энциклопедии также обозначены функций. Деньги — это мера стоимости, средство обращения, средство сбережения.
Виды денег полностью отражают историю развития экономики и технологий в обществе и включают в себя товарные деньги (слитки и монеты из драгоценных металлов), банковские деньги (вклады и счета в банках), символические деньги (бумажные ассигнации и монеты из недорогих металлов, не равных по стоимости номиналу), электронные деньги (средства, находящиеся в цифровом пространстве — на веб-кошельках, в сервисах онлайн-банкинга и подобные), криптовалюта (средства, генерируемые компьютерной сетью).
Таким образом, не трудно понять, что деньги – понятие многозначное, поскольку несёт в себе как вещественное значение, так и нечто неосязаемое.
В своей работе мы будем использовать собственное определение: деньги – это средства, выражающие стоимость любых товаров и предоставляющие возможность сберегать и оборачивать ресурсы в физическом и электронном виде.
Из изучения Всемирной истории мы знаем, что с развитием процесса производства ресурсов и переходом от обмена к продаже роль денег закрепилась за ценными редкостями местности: от ракушек и шкур животных до благородных металлов. Со временем предпочтение перешло к металлам и деньги получили форму монеты. В процессе обращения драгоценные монеты стирались, теряли в весе, что привело к отделению реального содержания металла в монете от ее номинала. Это дало основание для выпуска номинальных знаков стоимости – бумажных денег (банковские и казначейские ассигнации).
Первые монеты попадали в Россию с помощью торговли уже в конце VIII века: русские купцы активно продавали меха, мёд и другие товары на Восток и в Византию, получая оттуда золотые, серебряные и медные деньги. На Родине монеты либо продолжали свою жизнь в качестве платёжного средства, либо переплавлялись и становились украшениями.
Первые собственные монеты появились на Руси во времена Владимира I Святославовича: за образец взяли византийские деньги и чеканили свои монеты из золота (златники) и серебра (сребреники). Это был инструмент укрепления княжеской власти, однако просуществовали такие монеты недолго. Уже к XII веку они перестали носить массовое явление и постепенно замещались гривнами — слитками серебра весом до 200 граммов.
С четырнадцатого века такой формат денег приобрёл привычное нам название «рубль», а половину от него, также имевшую платёжную способность, назвали «полтиной». Ближе к концу столетия, переняв опыт Золотой Орды, в Москве и некоторых других регионах вновь вернулись к чеканке монет. Так появляются не только монеты Дмитрия Ивановича Донского, но и само название «деньги», образованное от золотоордынского «денга».
Первая денежная реформа была организована Еленой Глинской, матерью и регентом Ивана Грозного, в 1535-1538 годах. Тогда и были основаны денежные монетные дворы в крупных городах страны, организована централизованная чеканка монет единого образца. Появилась копейка, а рубль приобрёл значение счётно-весовой меры и был приравнен ста копейкам.
Первые бумажные деньги или же ассигнации появились в 1768 году, в правление Екатерины Великой. Тогда же были учреждены банки в Санкт-Петербурге и Москве для размена денег. Бумажные деньги были призваны облегчить процесс производства (в стране не успевали добывать нужное количество металлов и чеканить новые монеты) и транспортировку денежных средств.
При этом ассигнации не являлись деньгами в привычном понимании: они представляли собой расписки государства об обязательстве вернуть монеты, взятые у населения в долг. Разумеется, через некоторое время человек мог получить сумму монетами обратно, при этом уже с процентами. На вывоз ассигнаций из страны и обратный ввоз был наложен запрет. Первыми номиналами стали 25, 50, 75 и 100 рублей.
С годами русские ассигнации видоизменялись и уменьшались в размерах, механизмы защиты от подделки становилась всё более сложными, а дизайн более нарядным. Эти тенденции сохранились и до сегодняшних дней.
Можно подвести следующий вывод: история денег многогранна и интересна, при этом во все времена распоряжение деньгами было важным умением. Необходимо было уметь отличить настоящие средства от подделок, проводить грамотные расчёты при совершении покупок и продаж, а также уметь распорядиться деньгами для сохранения капитала.
Мы находим важным учесть это при разработке своего продукта – наши дополнительные материалы будут помогать разобраться с этими процессами.
1.2. Основные принципы финансовой грамотности
Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения.
Знание ключевых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.
Говоря о финансовой грамотности подростков, предполагаются навыки учёта доходов и расходов, планирования личного бюджета и создания сбережений. В своей работе мы будем рассматривать основные принципы этих задач.
Обучение финансовой грамотности ребёнка считается целесообразным с возраста шести лет — согласно Законодательству РФ с этого возраста человек может совершать мелкие бытовые сделки, например, оплачивать покупки в магазине. В этом возрасте ребёнка стоит научить подсчёту денежных средств, а также рассказать о создании накоплений: подойдёт простое правило накопления 10% от каждой получаемой суммы (с вычислением суммы могут помогать родители).
Детям, обучающимся в начальной школе, стоит объяснить на простом примере, как работает финансовое планирование на примере приобретения крупных товаров. Например, при желании ребёнка приобрести велосипед, стоит определить список критериев, изучить стоимость и понять, сколько накоплений уже есть и как накопить недостающие средства.
Для детей 5-6 класса от усвоения прикладных принципов можно переходить к фундаментальным: «тратить меньше, чем зарабатываешь», «оплачивать сначала базовые потребности, а потом распределять деньги на удовольствия», «минимизировать расходы на спонтанные покупки». Стоит начать вести дневник финансовых трат на регулярной основе, чтобы понимать, какие пункты отнимают больше всего денег и регулировать такие траты.
Глава 2. Финансы: инструкция к применению
2.1. Разработка дополнительных тематических материалов
В своей работе мы решили сконцентрироваться на практико-ориентированных задачах. Практико-ориентированные задачи – это задания, вдохновлённые окружающей действительностью, тесно связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневности.
Выделяют три группы практико-ориентированных задач – теоретические, экспериментально-теоретические и расчётные. Отдельно различают несколько крупных категорий таких заданий: задачи на проценты, задачи на числа, задачи на движение, задачи на виды работ, задачи на оптимизацию, задачи с геометрическим содержанием.
Ключевая цель всех категорий задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают ученикам приобретать важные умения:
работать с информацией;
выделять и отбирать главное;
выстраивать собственные пути решения и обосновывать их;
работать в парах и в группах;
развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности.
Мы провели опрос среди учеников пятых-шестых классов школы МБОУ СШ №133 (164 человека заполнили анкеты) и выяснили, что большинство относятся к задачам с практической ориентацией положительно — ребятам нравится их решать. 82% респондентов отметили, что связь таких заданий с финансами повысит их заинтересованность в математике. Также 91% учеников считают, что финансовые задачи будут очень полезны в реальной жизни. Результаты анкетирования отображены в Приложении Б.
Поэтому мы решили остановиться на задачах с уклоном в финансовую тематику — заданиях, связанных с числами, процентами и оптимизацией. Также мы добавим логические загадки и вопросы на общую эрудицию, кроссворд, чтобы сборник нёс в себе не только математическую, но и метапредметную значимость.
Всего в сборник вошло 38 заданий разного уровня сложности, с иллюстрациями и дополнительными материалами. Также в сборнике есть ответы для самостоятельной проверки или использования вне уроков. Ознакомиться с нашим сборником можно в Приложении А. Подробно познакомившись с деньгами в истории, математике и финансовой грамотности, мы подготовили материалы для факультативного занятия. Первым продуктом нашего исследования стала презентация о деньгах, а вторым – сборник заданий для использования на уроках или самостоятельной практики, третьим – инструкция. Я провела такое занятие во 2Б, 6Б и 7А классах нашей школы. Ребята узнали теорию, увидели мою домашнюю коллекцию монет и купюр, получили практические советы для управления своими финансами, а также решали задания из сборника. Каждому классу понравилось такое занятие!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на известность и широкое применение, история денег и их прикладное значение огромны. Немаловажным является и развитие финансовой грамотности, включённой в нашу работу. Поэтому практическую значимость работы видим в ее дальнейшем применении. Мы планируем продолжить работать в данной тематике и вследствие нашей работы создать настольную игру для учеников 5-8 классов «Финансы: инструкция к применению», которая позволит углубиться в тему и закрепить необходимые в жизни навыки.
Думаем, что разработанный нами урок позволит детям не только разобраться в теоретических аспектах денег, но и развить первичные навыки финансовой грамотности.
Считаем, что цель нашей работы достигнута, задачи реализованы в полном объёме. Мы изучили историю денег и определили главные принципы грамотного обращения с ними. Узнали, какие методы позволяют развивать навыки и закреплять их практическим путём, создали собственные задачи по теме. Кроме того, мы подготовили материалы для использования на уроках математики и факультативных занятиях для 5-6 классов.
Наша гипотеза нашла частичное подтверждение – разработанные материалы действительно способны принести пользу ученикам, но стать полностью финансово грамотным человеком можно, только применяя знания на практике! Мы же можем ознакомить с сутью явления, дать возможность потренироваться в рамках урока, но финансовая грамотность — прикладной навык, а значит полностью развивается только в условиях ежедневных выборов реальной жизни.
Считаем, что наша работа может быть использована для расширения кругозора любого человека! В рамках школьного образования можно использовать на факультативах и уроках, ведь это поможет осознать в полной мере, что представляют собой деньги, а также приобрести полезные навыки для ежедневного использования, закладывая прочный фундамент финансовой грамотности во взрослом возрасте.
Список использованных источников
Банковская энциклопедия: справочное издание / под ред.: С. И. Лукаш, Л. А. Малютина. - Днепропетровск: Баланс-Аудит: Каисса Плюс, 1994.
Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской книги, 2008.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. – М.: Мнемозина, 2022. – 255 с.
Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. – М.: Мнемозина, 2022. – 260с.
Современная энциклопедия. / [Авт.-сост. Гусев Игорь Евгеньевич]. - Минск : Харвест, 1999.
Федеральный портал Истории России: https://histrf.ru/
Arzamas, «Краткая история денег в России»: https://arzamas.academy/materials/1014
Приложение А
Сборник заданий
Кроссворд
Вопросы:
По вертикали
1) оборотная сторона монеты или медали; 3) дисциплина, изучающая денежные знаки; 6) денежная единица в Древней Руси; 7) дисциплина, изучающая историю монет; 9) «обрубок», а также название денежной единицы.
По горизонтали:
2) бумажный денежный знак; 4) долговая ценная бумага; 5) лицевая, главная сторона монет и медалей; 8) обозначение стоимости монеты на её аверсе; 10) десятикопеечная русская монета 18 века; 11) денежные знаки из кожи тюленя.
Задание №1
Как назывались бумажные деньги в царской России?
Задание №2
Разменяйте денежные купюры:
500 рублей по 100 рублей = |
5 000 рублей по 1 000 рублей = |
1 000 рублей по 500 рублей = |
5 000 рублей по 500 рублей = |
1 000 рублей по 100 рублей = |
5 000 рублей по 500 и 1 000 рублей = |
1 000 рублей по 100 и 500 рублей = |
Задание №3
Найдите площадь и периметр купюры, если её длина равна 15,7 сантиметров, а ширина — 6,9 сантиметров.
Задача №4
Соедините стрелками купюры и города, к которым они относятся:
Допишите, какого города не хватает:_____________________________________
Задание №5
Проведите обратный размен на более крупные купюры:
Пять купюр по 100 рублей = |
Две купюры по 500 рублей = |
500 рублей и пять купюр по 100 рублей = |
Десять купюр по 10 рублей = |
Три монеты по рублю и одна двухрублёвая = |
Две монеты по 50 копеек = |
Задание №6
Переведите денежное значение в десятичную дробь:
1 рубль 50 копеек = |
90 копеек = |
25 рублей 40 копеек = |
21 рубль 30 копеек = |
1000 рублей 20 копеек = |
32 350 копеек = |
Задание №7
В парфюмерном магазине Жанна купила гель для душа за 135 рублей, шампунь за 98 рублей и мыло за 65 рублей.
Сколько сдачи получит Жанна, если для оплаты она использовала:
— 500 рублей;
— 1000 рублей;
— 5000 рублей.
Задание №8
Разменяйте металлические монеты:
10 рублей по 1 рублю = |
10 рублей по 5 рублей = |
5 рублей по 1 рублю = |
10 рублей по 1 и 5 рублей = |
2 рубля по 1 рублю = |
5 рублей по 2 и 1 рублю = |
1 рубль по 50 копеек = |
1 рубль по 10 копеек = |
1 рубль по 50 и 10 копеек = |
50 копеек по 10 копеек = |
Задание №9
Посчитайте, сколько денег у Незнайки в кошельке:
1. Из первой строки выберите наименьшее число;
2. Из второй строки выберите наибольшее число;
3. Из третей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число;
4. Вычислите сумму всех выбранных купюр =___________________________________________________________________
500 рублей |
10 рублей |
5 рублей |
100 рублей |
50 рублей |
1 000 рублей |
2 000 рублей |
200 рублей |
5 000 рублей |
Задание №10
Муж и жена брали деньги из одного сундука,и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 890 рублей.
Сколько было денег в самом начале?
Задание №11
Трое выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось 1/4 этой суммы, на долю второго — 1/7, а третий получил 17рублей.
Как велик весь выигрыш?
Задание №12
Некий человек нанял работника на год, обещав дать ему 12 рублев и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин рассчитал его по достоинству — дал 5 рублев и кафтан. Знать надлежит, какой цены сей кафтан был?
Задание №13
Некто взял из сокровищницы 1/13, а из оставшегося другой взял 1/17. Оставил же в сокровищнице 192 монеты. Сколько было в сокровищнице изначально?
Задание №14
Матроскин подоил корову.
Половину молока он продал на рынке, 1/6 отдал Печкину, а остальное оставил себе. Сколько молока дала корова, если Матроскин оставил себе 5 литров молока?
Задание №15
Наша семья состоит из 5 человек.
Я учусь в 6 классе, старший брат учится в университете, мама и папа работают, а бабушка уже на пенсии. Наш семейный доход состоит из заработных плат родителей, а также пенсии бабушки и стипендии брата.
Зарплата папы равна 36 000 рублей, а мамина — 4/5 папиной зарплаты. Пенсия бабушки равна 14 500 рублям, а стипендия брата — это половина пенсии бабушки.
Чему равен ежемесячный доход нашей семьи?
Задание №16
Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы ниже:
Продукт |
1913 |
1927 |
1947 |
Мясо, кг |
50 копеек |
1,9 рублей |
30 рублей |
Яйцо, десяток |
30 копеек |
40 копеек |
12 рублей |
Молоко, литр |
6 копеек |
24 копейки |
3 рубля |
Сахар, кг |
32 копейки |
79 копеек |
13,5 рублей |
Соль, кг |
5 копеек |
6 копеек |
1,6 рублей |
Творог, кг |
20 копеек |
35 копеек |
92 копейки |
Хлеб, кг |
7 копеек |
22 копейки |
6,2 рублей |
В каком году был самый дешевый хлеб
В каком году стоимость продуктового набора самая высокая?
Сколько килограммов мясо можно было купить в 1913 году на 1 рубль?
Сколько яиц можно было купить на 1 рубль в 1927 году?
Сколько составляет разница в стоимости сахара за 1 килограмм в 1947 и 1913 году?
Задание №17
Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы ниже:
ГОД |
Стоимость хлеба, в рублях за 1 кг |
Средняя заработная плата |
1950 |
1,3 рубля |
699 рубля |
1970 |
0,23 рубля |
115 рублей |
1996 |
3 000 рублей |
790 200 рублей |
2003 |
12 рублей |
5 499 рублей |
2017 |
46 рублей |
39 167 рублей |
2021 |
66 рублей |
49 517 рублей |
В каком году была самая низкая заработная плата?
В какой год на зарплату можно купить больше хлеба?
На сколько больше хлеба можно купить в 1950 году в сравнении с 1970 годом?
Задание №18
Ознакомьтесь с инфографикой и ответьте на вопросы ниже:
В каком году можно было купить наибольшее количество сахара?
Сколько стоят 5 килограммов картофеля в 1940 году?
Сколько стоит 1 батон хлеба в 1913 году?
Задание №19
Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 800 рублей, мама получает 1 400 рублей ежедневно. Ежемесячная пенсия дедушки составляет 18 600 рублей, а бабушка получает 16 890 рублей в месяц. Старший брат получает стипендию 5 125 рублей. Помоги вычислить ежемесячный доход семьи. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).
Задание №20
Артур задумался, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 900 рублей, а мама получает 1 500 рублей. Пенсия бабушки составляет 12 090 рублей в месяц.
Помоги Артуру вычислить доход семьи в этом месяце. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).
Задание №21
Ира и Даша задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 400 рублей, а мама – 1 350 рублей, старшая сестра Соня получает стипендию 1 300 рублей, а еще есть пенсия дедушки – 18 300 рублей в месяц.
Помоги девочкам вычислить доход семьи в этом месяце. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).
Задание №22
Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37 000 рублей, поэтому родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения.
Записи за месяц таковы:
ДОХОДЫ |
РАСХОДЫ |
Заработная плата папы 45 000 рублей |
Продукты 22 000 рублей |
Заработная плата мамы 32 000 рублей |
Школьные обеды 3 398 рублей |
Пенсия бабушки 13 800 рублей |
Корм для собаки 1 300 рублей |
Оплата ЖКХ 5 158 рублей |
|
Оплата Интернета 399 рублей |
|
Затраты на проезд 1 570 рублей |
|
Бензин 7 000 рублей |
|
Репетитор по английскому языку 8 400 рублей |
Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить ноутбук?
Задание №23
Ознакомьтесь с тарифными планами на водоснабжение и водоотведение.
Затем рассчитайте, сколько необходимо заплатить семье за воду в этом месяце, если были израсходованы 11 м3 холодной и 7м3 горячей воды.
Стоимость, 1 м3 |
|
Холодная вода |
64 рубля |
Горячая вода |
93 рубля |
Водоотведение |
27 рубля |
Задание №24
1 киловатт-час электроэнергии стоит 2 рубля 50 копеек.
Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта — 12805 киловатт-часа.
Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль?
Задание №25
На счету твоего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей.
Сколько минут длился разговор, если, согласно твоему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?
Задание №26
По просьбе дедушки ты отправил 15 SMS-сообщений с поздравлениями на 23 февраля его друзьям.
Стоимость одного SMS-сообщения 2 рубля, а на счету у дедушки было 39 рублей. Хватит ли денег, чтобы поздравить еще пятерых его друзей?
Задание №27
Бабушка Кати все лето варила варенье и отправляла внучку в магазин за сахаром по 54 рубля за килограмм. Всего Катя в течение лета принесла бабушке 50 килограммов сахара.
Бабушка Олега тоже варила варенье, но она еще в конце мая купила целый мешок сахара — 50 кило за 2250 рублей.
Что выгоднее: купить 50 килограммов сахара оптом (сразу) или в розницу (по 1 кг) и насколько?
Задание №28
В кафе «Море» рядом с домом любимый торт Жени стоит 260 рублей, а в кафе «Лето», до которого нужно ехать на автобусе, – 190 рублей. В каком кафе и на сколько выгоднее купить торт, если билет на автобус в одну сторону стоит 20 рублей?
Задание №29
Через полгода в семье Лены появится братик или сестренка. На семейном совете было решено откладывать каждый месяц по 3 350 рублей на покупку посудомоечной машины. Но Лена засомневалась, что посудомоечную машину за 26 800 рублей они успеют купить к рождению малыша.
Права ли Лена? Если да, то сколько денег необходимо откладывать семье каждый месяц?
Задание №30
Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине.
Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр.
Сколько рублей необходимо заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?
Задание №31
Месячный доход семьи составляет 60 000 рублей, расходы семьи составляют 40 000 рублей.
Сможет ли семья за 1 год накопить на автомобиль стоимостью 350 000 рублей?
Задание №32
Сколько средств уходит на абонентскую плату за домашний телефон в год, полгода и квартал(3 месяца), если за месяц она составляет 325 рублей?
Задание №33
Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?
Задание №34
Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?
Задание №35
Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?
Задание №36
Цена на электрический чайник была повышена на 20 % и составила 1440 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?
Задание №37
Брюки дороже рубашки на 20%, а пиджак дороже рубашки на 44%. На сколько процентов пиджак дороже брюк?
Задание №38
Тариф за пользование холодной водой составляет 38 рублей 6 копеек за 1 м. куб, горячей – 188 рублей 53 копейки за 1 м. куб, за водоотведение – 27 рублей 1 копейка за 1 м. куб воды.
Определите расходы семьи Сергея за месяц на водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 8 м. куб холодной воды и 6 м. куб горячей.
Ответы к кроссворду
Ответы к заданиям
№1: Ассигнация
№2:
500 рублей по 100 рублей = 5 купюр |
5 000 рублей по 1 000 рублей = 5 купюр |
1 000 рублей по 500 рублей = 2 купюры |
5 000 рублей по 500 рублей = 10 купюр |
1 000 рублей по 100 рублей = 10 купюр |
5 000 рублей по 500 и 1 000 рублей = 2 купюры по 500 и 1 купюра в 1000 |
1 000 рублей по 100 и 500 рублей = 5 купюр по 100 и 1 купюра в 500 |
№3:
Площадь тысячерублёвой купюры = 108,33 см²
Периметр такой купюры = 45,2 см
№4:
10 рублей — Красноярск
50 рублей — Санкт-Петербург
100 рублей — Москва
500 рублей — Архангельск
1000 рублей — Ярославль
5000 рублей — Хабаровск
5 рублей — Нижний Новгород
№5:
Пять купюр по 100 рублей = 500 рублей |
Две купюры по 500 рублей = 1 000 рублей |
500 рублей и пять купюр по 100 рублей = 1 000 рублей |
Десять купюр по 10 рублей = 100 рублей |
Три монеты по рублю и одна двухрублёвая = 5 рублей |
Две монеты по 50 копеек = 1 рубль |
№6:
1 рубль 50 копеек = 1,5 |
90 копеек = 0,9 |
25 рублей 40 копеек = 25,4 |
21 рубль 30 копеек = 21,3 |
1000 рублей 20 копеек = 1 000,2 |
32 350 копеек = 323,5 |
№7:
— 202 рубля;
— 702 рубля;
— 4 702 рубля.
№8:
10 рублей по 1 рублю = 10 монет |
10 рублей по 5 рублей = 2 монеты |
5 рублей по 1 рублю = 5 монет |
10 рублей по 1 и 5 рублей = 5 монет по рублю и монета в 5 рублей |
2 рубля по 1 рублю = 2 монеты |
5 рублей по 2 и 1 рублю = 2 монеты по 2 рубля и монета в рубль |
1 рубль по 50 копеек = 5 монет |
1 рубль по 10 копеек = 10 монет |
1 рубль по 50 и 10 копеек = 1 монета в 50 копеек и 5 по 10 копеек |
50 копеек по 10 копеек = 5 монет |
№9:
500 рублей |
10 рублей |
5 рублей |
100 рублей |
50 рублей |
1 000 рублей |
2 000 рублей |
200 рублей |
5 000 рублей |
В кошельке у Незнайки лежат 3 010 рублей.
№10:
Изначально в сундуке лежали 2 300 рублей.
№11:
Весь выигрыш составляет 28 рублей.
№12:
Цена сего кафтана равняется 4 рублям и 80 копейкам.
№13:
В сокровищнице изначально лежала 221 монета.
№14:
Матроскин надоил 14 литров молока.
№15:
Ежемесячный доход семьи составляет 86 550 рублей.
№16:
В 1913 году (хлеб стоил 7 копеек).
В 1947 году (стоимость продуктового набора составляла 67 рублей 22 копейки).
В 1913 году на 1 рубль можно приобрести 2 килограмма мяса.
В 1927 году на 1 рубль можно приобрести 25 яиц.
Разница в стоимости 1 килограмма сахара между 1947 годом и 1913 годом составляет 5,5 рублей.
№17:
Самая низкая заработная плата была в 1970 году.
Наибольшее количество хлеба на среднюю заработную плату можно было купить в 2017 году (851,5 килограммов).
Больше на 37,7 килограммов хлеба можно купить на среднюю заработную плату в 1950 году.
№18:
В 1913 году можно купить наибольше количество сахара за 1 рубль (4,3 кг).
5 килограммов картофеля в 1940 году стоили 25 рублей.
1 батон хлеба в 1913 году стоил 4 копейки.
№19:
Ежемесячный доход семьи составляет 114 215 рублей.
№20:
Ежемесячный доход семьи составляет 90 290 рублей.
№21:
Ежемесячный доход семьи составляет 82 850 рублей.
№22:
После ежемесяных трат у семьи останется 41 575 рублей, а значит они смогут приобрести ноутбук за 37 000 рублей.
№23:
В этом месяце необходимо заплатить за воду 1 841 рубль.
№24:
Электроэнергия в феврале по счётчику будет стоить 442 рубля 50 копеек.
№25:
Разговор длился 24 минуты.
№26:
На ещё 5 SMS-сообщений денег не хватит.
№27:
Выгоднее купить 50 килограммов сахара оптом, разница составит 450 рублей.
№28:
Выгоднее съездить за тортом в удалённое кафе «Лето», разница — 30 рублей.
№29:
Лена права, семья не успеет. Необходимо откладывать по 4 467 рублей.
№30:
Дешевле отправиться в поездку на машине, это будет стоить 1 092 рублей.
№31:
Семья не сможет накопить указанную сумму за год.
№32:
Абонентская плата за год составляет 3 900 рублей, за полгода —1 950 рублей, а за квартал необходимо заплатить 975 рублей.
№33:
Цена футболки снижена на 12%.
№34:
Во время распродажи на 1 000 рублей можно приобрести 8 таких флаконов.
№35:
В этом магазине на 1 000 рублей можно приобрести 6 таких горшков.
№36:
До повышения цены чайник стоил 1 200 рублей.
№37:
Пиджак дороже брюк на 20%.
№38:
Семья Сергея потратила на водоснабжение 1 813 рублей 80 копеек.
Анкета участника опроса
1. Нравится ли вам решать практико-ориентированные задачи?
ДА НЕТ
2. Как бы вы отнеслись к практико-ориентированным задачам, связанным с финансами?
Мне бы понравились такие задачи
Мне бы не понравились эти задачи
3. Считаете ли вы, что такие задачи будут полезны в реальной жизни?
ДА НЕТ
Результаты анкетирования
№ п/п |
Наименование вопроса |
Количество ответов «Да» / «Понравились», шт |
Доля, в % |
Количество ответов «Нет» / «Не понравились», шт |
Доля, в % |
Общее количество анкет |
1 |
Нравится ли вам решать практико-ориентированные задачи? |
125 |
76,21 |
29 |
23,79 |
164 |
2 |
Как бы вы отнеслись к практико-ориентированным задачам, связанным с финансами? |
134 |
81,70 |
30 |
18,30 |
164 |
3 |
Считаете ли вы, что такие задачи будут полезны в реальной жизни? |
149 |
90,85 |
15 |
9,15 |
164 |
Инструкция «Базовые принципы финансовой грамотности»
Рисунок 1. Инструкция, сторона 1
Рисунок 2. Инструкция, сторона 2