Финансы: инструкция к применению

XXI Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Финансы: инструкция к применению

Михалева С.И. 1
1МБОУ СШ №133
Рогачева Т.А. 1
1МБОУ СШ №133
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В нашей семье есть традиция, которую мы сохраняем три поколения. А именно, коллекционирование монет и денежных купюр. Мне стало интересно узнать, а когда возникли деньги? Какие бывают? И для чего они нужны в современном мире?

«Деньги — это самое текучее твёрдое вещество», — этот афоризм подтверждает быстро меняющийся характер предмета. Ещё 15 лет назад люди с недоверием относились к электронным деньгам на банковских картах, а сейчас изобретают валюту, существующую только в цифровом виде в Интернете. На уроках истории и обществознания мы видим, как деньги выступают двигателем развития экономики и общества в целом. В математике деньги встречаются нам в различных задачах, особенно в практико-ориентированных.

Проблемным вопросом в данной теме можно считать высокую необходимость освоения в реальной жизни не только математических навыков подсчёта, но и умения правильно распоряжаться средствами. На помощь приходит финансовая грамотность, однако в нашей школе в программе нет такой дисциплины. Изучение базовой информации о деньгах обладает высокой актуальностью для учеников 5-6 классов, ведь полученные знания не просто формируют общее представление, но и позволяют усвоить основы финансовой грамотности. Это полезно как в прикладном смысле, так и для лучшего решения практико-ориентированных задач на уроках математики.

В данной работе мы ставим перед собой следующую цель: разработать дополнительные материалы для факультатива по теме «Финансы: инструкция к применению».

Для выполнения цели будет необходимо выполнить несколько задач:

  1. Изучить историю денег в России.

  2. Изучить основные принципы финансовой грамотности.

  3. Составить сборник практико-ориентированных задач.

  4. Подготовить из собранных сведений урок по теме «Финансы: инструкция к применению».

Объектом в нашей работе выступают финансы, предметом финансовая грамотность.

Выдвигаем гипотезу: мы предполагаем, что разработанный нами урок позволит детям не только разобраться в теоретических аспектах денег, но и развить первичные навыки финансовой грамотности.

В своём исследовании мы будем использовать следующий ряд методов и методик: изучение тематической литературы, анализ, синтез, сравнение данных, описание, фотографирование и визуализация, обобщение и подведение итогов.

Работа включает в себя две главы теоретического и практического характера. В первой будут затронуты такие аспекты как: определение паркета в разных отраслях и источниках, математическое значение паркета, его характеристика и типология, история паркета в России.

Во второй главе будут представлены результаты нашей работы, а именно исследование красноярских паркетов, описание процесса и результаты, сравнительный анализ стоимости напольных покрытий-конкурентов паркета, описание продукта исследования – игры-конструктора и процесса проведения занятий с её использованием.

Практическую значимость нашей работы мы видим в исследовании мало изученной темы и последующем донесении полученных сведений в лёгкой форме широкому кругу лиц, в частности ученикам, изучающим «Основы финансовой грамотности».

Глава 1. Что такое деньги?

1.1. Определение денег

Согласно «Большой советской энциклопедии», слово «деньги» в широком смысле — это особый товар, равностоимость или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех товаров. Специфическое свойство денег — выражать стоимость любого другого товара, служить всеобщим орудием обмена.

В толковых словарях кроме этого можно найти ещё два определения. Ушаков даёт следующие значения слова:

– металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже;

– капитал, состояние, средства.

В Современной энциклопедии также обозначены функций. Деньги — это мера стоимости, средство обращения, средство сбережения.

Виды денег полностью отражают историю развития экономики и технологий в обществе и включают в себя товарные деньги (слитки и монеты из драгоценных металлов), банковские деньги (вклады и счета в банках), символические деньги (бумажные ассигнации и монеты из недорогих металлов, не равных по стоимости номиналу), электронные деньги (средства, находящиеся в цифровом пространстве — на веб-кошельках, в сервисах онлайн-банкинга и подобные), криптовалюта (средства, генерируемые компьютерной сетью).

Таким образом, не трудно понять, что деньги – понятие многозначное, поскольку несёт в себе как вещественное значение, так и нечто неосязаемое.

В своей работе мы будем использовать собственное определение: деньги – это средства, выражающие стоимость любых товаров и предоставляющие возможность сберегать и оборачивать ресурсы в физическом и электронном виде.

Из изучения Всемирной истории мы знаем, что с развитием процесса производства ресурсов и переходом от обмена к продаже роль денег закрепилась за ценными редкостями местности: от ракушек и шкур животных до благородных металлов. Со временем предпочтение перешло к металлам и деньги получили форму монеты. В процессе обращения драгоценные монеты стирались, теряли в весе, что привело к отделению реального содержания металла в монете от ее номинала. Это дало основание для выпуска номинальных знаков стоимости – бумажных денег (банковские и казначейские ассигнации).

Первые монеты попадали в Россию с помощью торговли уже в конце VIII века: русские купцы активно продавали меха, мёд и другие товары на Восток и в Византию, получая оттуда золотые, серебряные и медные деньги. На Родине монеты либо продолжали свою жизнь в качестве платёжного средства, либо переплавлялись и становились украшениями.

Первые собственные монеты появились на Руси во времена Владимира I Святославовича: за образец взяли византийские деньги и чеканили свои монеты из золота (златники) и серебра (сребреники). Это был инструмент укрепления княжеской власти, однако просуществовали такие монеты недолго. Уже к XII веку они перестали носить массовое явление и постепенно замещались гривнами — слитками серебра весом до 200 граммов.

С четырнадцатого века такой формат денег приобрёл привычное нам название «рубль», а половину от него, также имевшую платёжную способность, назвали «полтиной». Ближе к концу столетия, переняв опыт Золотой Орды, в Москве и некоторых других регионах вновь вернулись к чеканке монет. Так появляются не только монеты Дмитрия Ивановича Донского, но и само название «деньги», образованное от золотоордынского «денга».

Первая денежная реформа была организована Еленой Глинской, матерью и регентом Ивана Грозного, в 1535-1538 годах. Тогда и были основаны денежные монетные дворы в крупных городах страны, организована централизованная чеканка монет единого образца. Появилась копейка, а рубль приобрёл значение счётно-весовой меры и был приравнен ста копейкам.

Первые бумажные деньги или же ассигнации появились в 1768 году, в правление Екатерины Великой. Тогда же были учреждены банки в Санкт-Петербурге и Москве для размена денег. Бумажные деньги были призваны облегчить процесс производства (в стране не успевали добывать нужное количество металлов и чеканить новые монеты) и транспортировку денежных средств.

При этом ассигнации не являлись деньгами в привычном понимании: они представляли собой расписки государства об обязательстве вернуть монеты, взятые у населения в долг. Разумеется, через некоторое время человек мог получить сумму монетами обратно, при этом уже с процентами. На вывоз ассигнаций из страны и обратный ввоз был наложен запрет. Первыми номиналами стали 25, 50, 75 и 100 рублей.

С годами русские ассигнации видоизменялись и уменьшались в размерах, механизмы защиты от подделки становилась всё более сложными, а дизайн более нарядным. Эти тенденции сохранились и до сегодняшних дней.

Можно подвести следующий вывод: история денег многогранна и интересна, при этом во все времена распоряжение деньгами было важным умением. Необходимо было уметь отличить настоящие средства от подделок, проводить грамотные расчёты при совершении покупок и продаж, а также уметь распорядиться деньгами для сохранения капитала.

Мы находим важным учесть это при разработке своего продукта – наши дополнительные материалы будут помогать разобраться с этими процессами.

1.2. Основные принципы финансовой грамотности

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию и принимать разумные решения.

Знание ключевых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты.

Говоря о финансовой грамотности подростков, предполагаются навыки учёта доходов и расходов, планирования личного бюджета и создания сбережений. В своей работе мы будем рассматривать основные принципы этих задач.

Обучение финансовой грамотности ребёнка считается целесообразным с возраста шести лет — согласно Законодательству РФ с этого возраста человек может совершать мелкие бытовые сделки, например, оплачивать покупки в магазине. В этом возрасте ребёнка стоит научить подсчёту денежных средств, а также рассказать о создании накоплений: подойдёт простое правило накопления 10% от каждой получаемой суммы (с вычислением суммы могут помогать родители).

Детям, обучающимся в начальной школе, стоит объяснить на простом примере, как работает финансовое планирование на примере приобретения крупных товаров. Например, при желании ребёнка приобрести велосипед, стоит определить список критериев, изучить стоимость и понять, сколько накоплений уже есть и как накопить недостающие средства.

Для детей 5-6 класса от усвоения прикладных принципов можно переходить к фундаментальным: «тратить меньше, чем зарабатываешь», «оплачивать сначала базовые потребности, а потом распределять деньги на удовольствия», «минимизировать расходы на спонтанные покупки». Стоит начать вести дневник финансовых трат на регулярной основе, чтобы понимать, какие пункты отнимают больше всего денег и регулировать такие траты.

Глава 2. Финансы: инструкция к применению

2.1. Разработка дополнительных тематических материалов

В своей работе мы решили сконцентрироваться на практико-ориентированных задачах. Практико-ориентированные задачи – это задания, вдохновлённые окружающей действительностью, тесно связанные с формированием практических навыков, необходимых в повседневности.

Выделяют три группы практико-ориентированных задач – теоретические, экспериментально-теоретические и расчётные. Отдельно различают несколько крупных категорий таких заданий: задачи на проценты, задачи на числа, задачи на движение, задачи на виды работ, задачи на оптимизацию, задачи с геометрическим содержанием.

Ключевая цель всех категорий задач – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации. Практико-ориентированные задачи помогают ученикам приобретать важные умения:

  • работать с информацией;

  • выделять и отбирать главное;

  • выстраивать собственные пути решения и обосновывать их;

  • работать в парах и в группах;

  • развить свои точки зрения, чувства, убеждения и желания в поисковой творческой деятельности.

Мы провели опрос среди учеников пятых-шестых классов школы МБОУ СШ №133 (164 человека заполнили анкеты) и выяснили, что большинство относятся к задачам с практической ориентацией положительно — ребятам нравится их решать. 82% респондентов отметили, что связь таких заданий с финансами повысит их заинтересованность в математике. Также 91% учеников считают, что финансовые задачи будут очень полезны в реальной жизни. Результаты анкетирования отображены в Приложении Б.

Поэтому мы решили остановиться на задачах с уклоном в финансовую тематику — заданиях, связанных с числами, процентами и оптимизацией. Также мы добавим логические загадки и вопросы на общую эрудицию, кроссворд, чтобы сборник нёс в себе не только математическую, но и метапредметную значимость.

Всего в сборник вошло 38 заданий разного уровня сложности, с иллюстрациями и дополнительными материалами. Также в сборнике есть ответы для самостоятельной проверки или использования вне уроков. Ознакомиться с нашим сборником можно в Приложении А. Подробно познакомившись с деньгами в истории, математике и финансовой грамотности, мы подготовили материалы для факультативного занятия. Первым продуктом нашего исследования стала презентация о деньгах, а вторым – сборник заданий для использования на уроках или самостоятельной практики, третьим – инструкция. Я провела такое занятие во 2Б, 6Б и 7А классах нашей школы. Ребята узнали теорию, увидели мою домашнюю коллекцию монет и купюр, получили практические советы для управления своими финансами, а также решали задания из сборника. Каждому классу понравилось такое занятие!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на известность и широкое применение, история денег и их прикладное значение огромны. Немаловажным является и развитие финансовой грамотности, включённой в нашу работу. Поэтому практическую значимость работы видим в ее дальнейшем применении. Мы планируем продолжить работать в данной тематике и вследствие нашей работы создать настольную игру для учеников 5-8 классов «Финансы: инструкция к применению», которая позволит углубиться в тему и закрепить необходимые в жизни навыки.

Думаем, что разработанный нами урок позволит детям не только разобраться в теоретических аспектах денег, но и развить первичные навыки финансовой грамотности.

Считаем, что цель нашей работы достигнута, задачи реализованы в полном объёме. Мы изучили историю денег и определили главные принципы грамотного обращения с ними. Узнали, какие методы позволяют развивать навыки и закреплять их практическим путём, создали собственные задачи по теме. Кроме того, мы подготовили материалы для использования на уроках математики и факультативных занятиях для 5-6 классов.

Наша гипотеза нашла частичное подтверждение – разработанные материалы действительно способны принести пользу ученикам, но стать полностью финансово грамотным человеком можно, только применяя знания на практике! Мы же можем ознакомить с сутью явления, дать возможность потренироваться в рамках урока, но финансовая грамотность — прикладной навык, а значит полностью развивается только в условиях ежедневных выборов реальной жизни.

Считаем, что наша работа может быть использована для расширения кругозора любого человека! В рамках школьного образования можно использовать на факультативах и уроках, ведь это поможет осознать в полной мере, что представляют собой деньги, а также приобрести полезные навыки для ежедневного использования, закладывая прочный фундамент финансовой грамотности во взрослом возрасте.

Список использованных источников

  1. Банковская энциклопедия: справочное издание / под ред.: С. И. Лукаш, Л. А. Малютина. - Днепропетровск: Баланс-Аудит: Каисса Плюс, 1994.

  2. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. - Москва: Дом Славянской книги, 2008.

  3. Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика : учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. – М.: Мнемозина, 2022. – 255 с.

  5. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика : учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений 10-е издание. – М.: Мнемозина, 2022. – 260с.

  6. Современная энциклопедия. / [Авт.-сост. Гусев Игорь Евгеньевич]. - Минск : Харвест, 1999.

  7. Федеральный портал Истории России: https://histrf.ru/

  8. Arzamas, «Краткая история денег в России»: https://arzamas.academy/materials/1014

  9. Приложение А

Сборник заданий

Кроссворд

Вопросы:

По вертикали

1) оборотная сторона монеты или медали; 3) дисциплина, изучающая денежные знаки; 6) денежная единица в Древней Руси; 7) дисциплина, изучающая историю монет; 9) «обрубок», а также название денежной единицы.

По горизонтали:

2) бумажный денежный знак; 4) долговая ценная бумага; 5) лицевая, главная сторона монет и медалей; 8) обозначение стоимости монеты на её аверсе; 10) десятикопеечная русская монета 18 века; 11) денежные знаки из кожи тюленя.

Задание №1

Как назывались бумажные деньги в царской России?

Задание №2

Разменяйте денежные купюры:

500 рублей по 100 рублей =

5 000 рублей по 1 000 рублей =

1 000 рублей по 500 рублей =

5 000 рублей по 500 рублей =

1 000 рублей по 100 рублей =

5 000 рублей по 500 и 1 000 рублей =

1 000 рублей по 100 и 500 рублей =

 

Задание №3

Найдите площадь и периметр купюры, если её длина равна 15,7 сантиметров, а ширина — 6,9 сантиметров. 

Задача №4

Соедините стрелками купюры и города, к которым они относятся:

   
 
 
 
 
 
 

Допишите, какого города не хватает:_____________________________________

Задание №5

Проведите обратный размен на более крупные купюры:

Пять купюр по 100 рублей =

Две купюры по 500 рублей =

500 рублей и пять купюр по 100 рублей =

Десять купюр по 10 рублей =

Три монеты по рублю и одна двухрублёвая =

Две монеты по 50 копеек =

Задание №6

Переведите денежное значение в десятичную дробь:

1 рубль 50 копеек =

90 копеек =

25 рублей 40 копеек =

21 рубль 30 копеек =

1000 рублей 20 копеек =

32 350 копеек =

Задание №7

В парфюмерном магазине Жанна купила гель для душа за 135 рублей, шампунь за 98 рублей и мыло за 65 рублей.

Сколько сдачи получит Жанна, если для оплаты она использовала:

— 500 рублей;

— 1000 рублей;

— 5000 рублей.

Задание №8

Разменяйте металлические монеты:

10 рублей по 1 рублю =

10 рублей по 5 рублей =

5 рублей по 1 рублю =

10 рублей по 1 и 5 рублей =

2 рубля по 1 рублю =

5 рублей по 2 и 1 рублю =

1 рубль по 50 копеек =

1 рубль по 10 копеек =

1 рубль по 50 и 10 копеек =

50 копеек по 10 копеек =

Задание №9

Посчитайте, сколько денег у Незнайки в кошельке:

1. Из первой строки выберите наименьшее число;

2. Из второй строки выберите наибольшее число;

3. Из третей строки выберите не наименьшее и не наибольшее число;

4. Вычислите сумму всех выбранных купюр =___________________________________________________________________

500 рублей

10 рублей

5 рублей

100 рублей

50 рублей

1 000 рублей

2 000 рублей

200 рублей

5 000 рублей

Задание №10

Муж и жена брали деньги из одного сундука,и ничего не осталось. Муж взял 7/10 всех денег, а жена 890 рублей.

Сколько было денег в самом начале?

Задание №11

Трое выиграли некоторую сумму денег. На долю первого пришлось 1/4 этой суммы, на долю второго — 1/7, а третий получил 17рублей.

Как велик весь выигрыш?

 

Задание №12

Некий человек нанял работника на год, обещав дать ему 12 рублев и кафтан. Но тот, проработав 7 месяцев, восхотел уйти и просил достойной платы с кафтаном. Хозяин рассчитал его по достоинству — дал 5 рублев и кафтан. Знать надлежит, какой цены сей кафтан был?

 

Задание №13

Некто взял из сокровищницы 1/13, а из оставшегося другой взял 1/17. Оставил же в сокровищнице 192 монеты. Сколько было в сокровищнице изначально?

Задание №14

Матроскин подоил корову.

Половину молока он продал на рынке, 1/6 отдал Печкину, а остальное оставил себе. Сколько молока дала корова, если Матроскин оставил себе 5 литров молока?

Задание №15

Наша семья состоит из 5 человек.

Я учусь в 6 классе, старший брат учится в университете, мама и папа работают, а бабушка уже на пенсии. Наш семейный доход состоит из заработных плат родителей, а также пенсии бабушки и стипендии брата.

Зарплата папы равна 36 000 рублей, а мамина — 4/5 папиной зарплаты. Пенсия бабушки равна 14 500 рублям, а стипендия брата — это половина пенсии бабушки.

Чему равен ежемесячный доход нашей семьи?

Задание №16

Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы ниже:

Продукт

1913

1927

1947

Мясо, кг

50 копеек

1,9 рублей

30 рублей

Яйцо, десяток

30 копеек

40 копеек

12 рублей

Молоко, литр

6 копеек

24 копейки

3 рубля

Сахар, кг

32 копейки

79 копеек

13,5 рублей

Соль, кг

5 копеек

6 копеек

1,6 рублей

Творог, кг

20 копеек

35 копеек

92 копейки

Хлеб, кг

7 копеек

22 копейки

6,2 рублей

  1. В каком году был самый дешевый хлеб

  2. В каком году стоимость продуктового набора самая высокая?

  3. Сколько килограммов мясо можно было купить в 1913 году на 1 рубль?

  4. Сколько яиц можно было купить на 1 рубль в 1927 году?

  5. Сколько составляет разница в стоимости сахара за 1 килограмм в 1947 и 1913 году?

Задание №17

Ознакомьтесь с таблицей и ответьте на вопросы ниже:

ГОД

Стоимость хлеба,

в рублях за 1 кг

Средняя заработная плата

1950

1,3 рубля

699 рубля

1970

0,23 рубля

115 рублей

1996

3 000 рублей

790 200 рублей

2003

12 рублей

5 499 рублей

2017

46 рублей

39 167 рублей

2021

66 рублей

49 517 рублей

  1. В каком году была самая низкая заработная плата?

  2. В какой год на зарплату можно купить больше хлеба?

  3. На сколько больше хлеба можно купить в 1950 году в сравнении с 1970 годом?

Задание №18

Ознакомьтесь с инфографикой и ответьте на вопросы ниже:

  1. В каком году можно было купить наибольшее количество сахара?

  2. Сколько стоят 5 килограммов картофеля в 1940 году?

  3. Сколько стоит 1 батон хлеба в 1913 году?

Задание №19

Катя и Алексей задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 800 рублей, мама получает 1 400 рублей ежедневно. Ежемесячная пенсия дедушки составляет 18 600 рублей, а бабушка получает 16 890 рублей в месяц. Старший брат получает стипендию 5 125 рублей. Помоги вычислить ежемесячный доход семьи. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).

Задание №20

Артур задумался, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 900 рублей, а мама получает 1 500 рублей. Пенсия бабушки составляет 12 090 рублей в месяц.

Помоги Артуру вычислить доход семьи в этом месяце. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).

Задание №21

Ира и Даша задумались, откуда в семье берутся деньги и сколько их. Папа сказал, что зарабатывает в день 1 400 рублей, а мама – 1 350 рублей, старшая сестра Соня получает стипендию 1 300 рублей, а еще есть пенсия дедушки – 18 300 рублей в месяц.

Помоги девочкам вычислить доход семьи в этом месяце. Помни, что в месяце рабочих дней меньше, чем календарных (обычно 23 дня).

Задание №22

Наташа хочет новый ноутбук, который стоит 37 000 рублей, поэтому родители предложили ей вести учет доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения.

Записи за месяц таковы:

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Заработная плата папы

45 000 рублей

Продукты

22 000 рублей

Заработная плата мамы

32 000 рублей

Школьные обеды

3 398 рублей

Пенсия бабушки

13 800 рублей

Корм для собаки

1 300 рублей

 

Оплата ЖКХ

5 158 рублей

 

Оплата Интернета

399 рублей

 

Затраты на проезд

1 570 рублей

 

Бензин

7 000 рублей

 

Репетитор по английскому языку

8 400 рублей

Сможет ли семья Наташи в этом месяце купить ноутбук?

Задание №23

Ознакомьтесь с тарифными планами на водоснабжение и водоотведение.

Затем рассчитайте, сколько необходимо заплатить семье за воду в этом месяце, если были израсходованы 11 м3 холодной и 7м3 горячей воды.

 

Стоимость,

1 м3

Холодная вода

64 рубля

Горячая вода

93 рубля

Водоотведение

27 рубля

Задание №24

1 киловатт-час электроэнергии стоит 2 рубля 50 копеек.

Счетчик электроэнергии 1 февраля показывал 12628 киловатт-часов, а 1 марта — 12805 киловатт-часа.

Сколько рублей нужно заплатить за электроэнергию за февраль?

Задание №25

На счету твоего мобильного телефона было 87 рублей, а после разговора с другом осталось 39 рублей.

Сколько минут длился разговор, если, согласно твоему тарифному плану, 1 минута разговора стоит 2 рубля?

Задание №26

По просьбе дедушки ты отправил 15 SMS-сообщений с поздравлениями на 23 февраля его друзьям.

Стоимость одного SMS-сообщения 2 рубля, а на счету у дедушки было 39 рублей. Хватит ли денег, чтобы поздравить еще пятерых его друзей?

Задание №27

Бабушка Кати все лето варила варенье и отправляла внучку в магазин за сахаром по 54 рубля за килограмм. Всего Катя в течение лета принесла бабушке 50 килограммов сахара.

Бабушка Олега тоже варила варенье, но она еще в конце мая купила целый мешок сахара — 50 кило за 2250 рублей.

Что выгоднее: купить 50 килограммов сахара оптом (сразу) или в розницу (по 1 кг) и насколько?

Задание №28

В кафе «Море» рядом с домом любимый торт Жени стоит 260 рублей, а в кафе «Лето», до которого нужно ехать на автобусе, – 190 рублей. В каком кафе и на сколько выгоднее купить торт, если билет на автобус в одну сторону стоит 20 рублей?

Задание №29

Через полгода в семье Лены появится братик или сестренка. На семейном совете было решено откладывать каждый месяц по 3 350 рублей на покупку посудомоечной машины. Но Лена засомневалась, что посудомоечную машину за 26 800 рублей они успеют купить к рождению малыша.

Права ли Лена? Если да, то сколько денег необходимо откладывать семье каждый месяц?

Задание №30

Семья из трех человек едет из Санкт-Петербурга в Вологду. Можно ехать поездом, а можно — на своей машине.

Билет на поезд на одного человека стоит 660 рублей. Автомобиль расходует 8 литров бензина на 100 километров пути, расстояние по шоссе равно 700 км, а цена бензина равна 19,5 рублей за литр.

Сколько рублей необходимо заплатить за наиболее дешевую поездку на троих?

Задание №31

Месячный доход семьи составляет 60 000 рублей, расходы семьи составляют 40 000 рублей.

Сможет ли семья за 1 год накопить на автомобиль стоимостью 350 000 рублей?

Задание №32

Сколько средств уходит на абонентскую плату за домашний телефон в год, полгода и квартал(3 месяца), если за месяц она составляет 325 рублей?

Задание №33

Футболка стоила 800 рублей. После снижения цены она стала стоить 680 рублей. На сколько процентов была снижена цена на футболку?

Задание №34

Флакон шампуня стоит 160 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 25%?

Задание №35

Магазин закупает цветочные горшки по оптовой цене 120 рублей за штуку и продает с наценкой 20%. Какое наибольшее число таких горшков можно купить в этом магазине на 1000 рублей?

Задание №36

Цена на электрический чайник была повышена на 20 % и составила 1440 рублей. Сколько рублей стоил чайник до повышения цены?

Задание №37

Брюки дороже рубашки на 20%, а пиджак дороже рубашки на 44%. На сколько процентов пиджак дороже брюк?

Задание №38

Тариф за пользование холодной водой составляет 38 рублей 6 копеек за 1 м. куб, горячей – 188 рублей 53 копейки за 1 м. куб, за водоотведение – 27 рублей 1 копейка за 1 м. куб воды.

Определите расходы семьи Сергея за месяц на водоснабжение, если по показаниям счетчиков семья потребила 8 м. куб холодной воды и 6 м. куб горячей.

Ответы к кроссворду

Ответы к заданиям

№1: Ассигнация

№2:

500 рублей по 100 рублей =

5 купюр

5 000 рублей по 1 000 рублей =

5 купюр

1 000 рублей по 500 рублей =

2 купюры

5 000 рублей по 500 рублей =

10 купюр

1 000 рублей по 100 рублей =

10 купюр

5 000 рублей по 500 и 1 000 рублей =

2 купюры по 500 и 1 купюра в 1000

1 000 рублей по 100 и 500 рублей =

5 купюр по 100 и 1 купюра в 500

 

№3:

Площадь тысячерублёвой купюры = 108,33 см²

Периметр такой купюры = 45,2 см

№4:

10 рублей — Красноярск

50 рублей — Санкт-Петербург

100 рублей — Москва

500 рублей — Архангельск

1000 рублей — Ярославль

5000 рублей — Хабаровск

5 рублей — Нижний Новгород

№5:

Пять купюр по 100 рублей = 500 рублей

Две купюры по 500 рублей = 1 000 рублей

500 рублей и пять купюр по 100 рублей = 1 000 рублей

Десять купюр по 10 рублей = 100 рублей

Три монеты по рублю и одна двухрублёвая = 5 рублей

Две монеты по 50 копеек = 1 рубль

№6:

1 рубль 50 копеек = 1,5

90 копеек = 0,9

25 рублей 40 копеек = 25,4

21 рубль 30 копеек = 21,3

1000 рублей 20 копеек = 1 000,2

32 350 копеек = 323,5

№7:

— 202 рубля;

— 702 рубля;

— 4 702 рубля.

№8:

10 рублей по 1 рублю =

10 монет

10 рублей по 5 рублей =

2 монеты

5 рублей по 1 рублю =

5 монет

10 рублей по 1 и 5 рублей =

5 монет по рублю и монета в 5 рублей

2 рубля по 1 рублю =

2 монеты

5 рублей по 2 и 1 рублю =

2 монеты по 2 рубля и монета в рубль

1 рубль по 50 копеек =

5 монет

1 рубль по 10 копеек =

10 монет

1 рубль по 50 и 10 копеек =

1 монета в 50 копеек и 5 по 10 копеек

50 копеек по 10 копеек =

5 монет

№9:

500 рублей

10 рублей

5 рублей

100 рублей

50 рублей

1 000 рублей

2 000 рублей

200 рублей

5 000 рублей

В кошельке у Незнайки лежат 3 010 рублей.

№10:

Изначально в сундуке лежали 2 300 рублей.

№11:

Весь выигрыш составляет 28 рублей.

№12:

Цена сего кафтана равняется 4 рублям и 80 копейкам.

№13:

В сокровищнице изначально лежала 221 монета.

№14:

Матроскин надоил 14 литров молока.

№15:

Ежемесячный доход семьи составляет 86 550 рублей.

№16:

  1. В 1913 году (хлеб стоил 7 копеек).

  2. В 1947 году (стоимость продуктового набора составляла 67 рублей 22 копейки).

  3. В 1913 году на 1 рубль можно приобрести 2 килограмма мяса.

  4. В 1927 году на 1 рубль можно приобрести 25 яиц.

  5. Разница в стоимости 1 килограмма сахара между 1947 годом и 1913 годом составляет 5,5 рублей.

№17:

  1. Самая низкая заработная плата была в 1970 году.

  2. Наибольшее количество хлеба на среднюю заработную плату можно было купить в 2017 году (851,5 килограммов).

  3. Больше на 37,7 килограммов хлеба можно купить на среднюю заработную плату в 1950 году.

№18:

  1. В 1913 году можно купить наибольше количество сахара за 1 рубль (4,3 кг).

  2. 5 килограммов картофеля в 1940 году стоили 25 рублей.

  3. 1 батон хлеба в 1913 году стоил 4 копейки.

№19:

Ежемесячный доход семьи составляет 114 215 рублей.

№20:

Ежемесячный доход семьи составляет 90 290 рублей.

№21:

Ежемесячный доход семьи составляет 82 850 рублей.

№22:

После ежемесяных трат у семьи останется 41 575 рублей, а значит они смогут приобрести ноутбук за 37 000 рублей.

№23:

В этом месяце необходимо заплатить за воду 1 841 рубль.

№24:

Электроэнергия в феврале по счётчику будет стоить 442 рубля 50 копеек.

№25:

Разговор длился 24 минуты.

№26:

На ещё 5 SMS-сообщений денег не хватит.

№27:

Выгоднее купить 50 килограммов сахара оптом, разница составит 450 рублей.

№28:

Выгоднее съездить за тортом в удалённое кафе «Лето», разница — 30 рублей.

№29:

Лена права, семья не успеет. Необходимо откладывать по 4 467 рублей.

№30:

Дешевле отправиться в поездку на машине, это будет стоить 1 092 рублей.

№31:

Семья не сможет накопить указанную сумму за год.

№32:

Абонентская плата за год составляет 3 900 рублей, за полгода —1 950 рублей, а за квартал необходимо заплатить 975 рублей.

№33:

Цена футболки снижена на 12%.

№34:

Во время распродажи на 1 000 рублей можно приобрести 8 таких флаконов.

№35:

В этом магазине на 1 000 рублей можно приобрести 6 таких горшков.

№36:

До повышения цены чайник стоил 1 200 рублей.

№37:

Пиджак дороже брюк на 20%.

№38:

Семья Сергея потратила на водоснабжение 1 813 рублей 80 копеек.

Приложение Б

Анкета участника опроса

1. Нравится ли вам решать практико-ориентированные задачи?

ДА НЕТ

2. Как бы вы отнеслись к практико-ориентированным задачам, связанным с финансами?

Мне бы понравились такие задачи

Мне бы не понравились эти задачи

3. Считаете ли вы, что такие задачи будут полезны в реальной жизни?

ДА НЕТ

Результаты анкетирования

№ п/п

Наименование вопроса

Количество ответов «Да» / «Понравились», шт

Доля, в %

Количество ответов «Нет» / «Не понравились», шт

Доля, в %

Общее количество анкет

1

Нравится ли вам решать практико-ориентированные задачи?

125

76,21

29

23,79

164

2

Как бы вы отнеслись к практико-ориентированным задачам, связанным с финансами?

134

81,70

30

18,30

164

3

Считаете ли вы, что такие задачи будут полезны в реальной жизни?

149

90,85

15

9,15

164

Приложение В

Инструкция «Базовые принципы финансовой грамотности»

Рисунок 1. Инструкция, сторона 1

Рисунок 2. Инструкция, сторона 2

Просмотров работы: 18