ВВЕДЕНИЕ
«График – это говорящая линия, которая может о многом рассказать»
М. Б. Балк
Задания на построение графиков функции «модуль» и задачи с параметрами традиционно - это одна из самых трудных тем математики, поэтому она всегда включена в задания повышенного и высокого уровня ГИА и ЕГЭ.
Понятие «модуль» изучается в школе с 6 класса, причем на уровне, только определения и вычисления, несмотря на то, что он широко применяется во многих разделах школьного курса математики, например, в изучении абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа; в геометрии и физике будут изучаться понятия вектора и его длины (модуля вектора). Понятия модуля применяется в курсах высшей математики, физики и технических наук, изучаемых в высших учебных заведениях.
Перед выпускниками стоит проблема – удачно экзамены.
В этом году на уроках математики мы познакомились с понятием линейной функции и научились строить ее график. Было показано, что этот ее график берется за основу построения функции «модуль». Кроме того, учитель сказала, что уравнения бывают с одним и несколькими модулям. Я решила глубже изучить эту тему, тем более, что она мне пригодится при сдаче экзаменов.
Тема «Графический метод решения уравнений, содержащих абсолютную величину»
Цель работы: исследование возможности рационального построения графиков с модулями для решения уравнений, содержащих модуль и параметр
Задачи:
Изучить теорию по решению методов уравнений с модулем.
Научиться решать уравнения 1 степени, содержащие знак абсолютной величины.
Классифицировать графические методы решения уравнений.
Проанализировать достоинства и недостатки различных методов построения графиков функции «модуль».
Узнать, что такое параметр
Применить рациональные методы для решения уравнений с параметром
Объект – методы решения уравнений с модулем
Предмет - графический метод решения уравнений
Методы исследования: теоретические и практические:
теоретические - это изучение литературы по теме исследования; интернет – информации;
практические - это анализ информации, полученной при изучении литературы, результатов, полученных при решении уравнений с модулем различными способами;
сравнение способов решения уравнений предмет рациональности их использования при решении различных уравнений с модулем.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Определение: Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число, если а ≥0, или противоположное число – а, если а<0; модуль нуля равен нулю.
Модуль - это расстояние на координатной прямой от нуля до точки.
Уравнение с модулем – это уравнение, содержащее переменную под знаком абсолютной величины (под знаком модуля). Решить уравнение-это значит найти все его корни, или доказать, что корней нет.
Методы решения уравнений с модулем:
1. По определению модуля - «снятие модуля». Решение происходит на основе определения.
2. Аналитический метод- решение уравнений с использованием преобразований выражений, входящих в уравнение и свойств модуля.
3. Метод интервалов: раскрытие модуля на интервалах и полуинтервалах, образованными «нулями» модулей.
4. Графический метод. Суть этого способа заключается в том, чтобы построить графики данных функций, представляющих левую и правую часть уравнения. В случае, если графики пересекутся, то абсциссы точек пересечений данных графиков будут являться корнями данного уравнения.
Методы построения графиков функции с модулем
1. По определению. Строятся две прямые у=кх+в, где х>0, у=-кх+в, где х <0
2. Метод симметрии. Строится график у=кх+в, при х>0. Часть прямой при х <0 отображается относительно оси абцисс.
3. Преобразование функций:
а) у=|x|+n график сдвигается вверх по оси ординат на в единиц
б) у=|x|-n график сдвигается вниз по оси ординат
с) у=|x+n| график сдвигается влево по оси абцисс
d )у=|x-n| график сдвигается вправо по оси абцисс
4. Метод интервалов. Координатная прямая разбивается на интервалы и полуинтервалы нулями модулей. Далее, используя определение модуля, для каждой из найденных областей получим уравнение, которое необходимо решить на данном промежутке и получить функцию.
5. Метод расширения областей нулей. В том случае, когда модулей несколько, удобнее не раскрывать модули, а использовать следующее утверждение: алгебраическая сумма модулей n линейных выражений представляет собой кусочно-линейную функцию, график которой состоит из n +1 прямолинейных отрезков.
Тогда график может быть построен по n+2 точкам, n из которых представляют собой корни внутримодульных выражений, ещё одна — произвольная точка с абсциссой, меньшей меньшего из этих корней и последняя — с абсциссой, большей большего из корней.
Имеем уравнение ax+b=c. В этом уравнении х – неизвестное, a,b,c – коэффициенты, которые могут принимать различные числовые значения. Заданные таким образом коэффициенты называются параметрами. Одно уравнение с параметрами задает множество уравнений (для всех возможных значений параметров).
Это все уравнения, которые задает уравнение с параметрами ax+b=c.
Решить уравнение с параметрами – это значит:
Указать, при каких значениях параметров уравнение имеет корни и сколько их при разных значениях параметров.
Найти все выражения для корней и указать для каждого из них те значения параметров, при которых это выражение определяет корень уравнения.
Выводы: Таким образом, существуют разные методы построения графиков с модулем, которые необходимо исследовать на возможность их рационального применения.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ ФУНКЦИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МОДУЛЬ, И ПРИМЕНЕНИЕ
Изучая виды уравнений с модулем, мы увидели, что их можно и разделить по типам и методам решения.
Таблица. Классификация типов уравнений и их методов решения.
Тип уравнения |
Вид уравнения |
Метод решения |
1.Уравнение с одним модулем |
|x|=a |x n|=a |x| n=a |
1.По определению модуля 2.Графический 3.Аналитический |
2.Уравнение, содержащее 2 модуля |
|x n| |x m|=a |
1.По определению модуля 2.Графический 3.Метод интервалов 4.Аналитический |
3.Вложенные модули |
|||x n| m||=а |
1.По определению модуля 2.Графический |
Вывод: таким образом, классификация уравнений дает нам общие методы решения всех типов уравнений - это по определению модуля и графический метод.
Анализ построения графиков.
Тип 1. Построение у=|x|
По определению.
1.Строим прямую у=х
2.Выделяем часть прямой при х 0
3.Строим прямую у=-х
4.Выделяем часть прямой при х<0
Метод симметрии
1.Строим прямую у=х
2.Строим симметрию относительно оси абцисс при х<0
Вывод: метод симметрии рациональнее
Тип 2.
Задание: построить график
1.Метод интервалов
1. на получаем у=-х+3+1-х-4;
у = -2х
2. на получаем у=-х+3-1+х-4;
у = -2
3. на получаем у=х-3-1+х-4;
у = 2х-8
4.Строим все прямые.
5.Выделяем части прямых на интервалах
2.Метод расширения областей нулей
1. Нули: 3 и 1; расширенная область: 2,4,0
2. Вычисляем значения в: 3,1,2,4,0
это: -2, -2, -2, 0, 0
3. Расставляем точки с их координатами и соединяем
Вывод: Метод расширения области нулей рациональнее
Тип 3. Вложенные модули-«матрешка»
И сследуем построение у=||х|-1|
1. По определению модуля
По определению главного модуля имеем:
1) х>0 у=|х|-1
2) х<0 у=-|х|+1
2. «Снимаем» следующий модуль:
Модуль: у=х-1, х>0 и у=-х+1 х<0
у=-х+1 х>0 у=х-1 х<0
3. Строим графики
Вывод: метод симметрии рациональнее.
П рименение рациональных методов построения графиков к решению уравнений с модулем и параметром
1.Решить уравнение :
Строим у= и у=0,5-х
1.Нули: 0,1
2. Расширенная область: -1,2
3. (0;-1), (1;1), (-1;-1) (2;1)
4. Проводим отрезки и лучи
Ответ: 0,5
2. Найдите все значения а, при каждом из которых уравнение , имеет ровно 1 корень.
Решение:
,
Преобразуем: -4+а=3
и -4+а=-3
- +7=а - -1=а
Построим графики функций у = а, , .
При а =7 прямая пересекает график только в одной точке. Значит, данное уравнение имеет ровно один корень при а =7.
Ответ: 7.
При каком значении параметра уравнение имеет 4 корняа=|||х|-2|-2|?
Решение: применив поэтапно метод симметрии и преобразований:
Первый раз: у=
Второй раз: у==|||х|-2|-2|
Построим прямую у=а
Ответ: при а=2 уравнение имеет 4 корня
4.Решить уравнение: |х – 1| + | х – 2| + | х – 3| = 6
1 способ решения: метод интервалов.
Найдем нули подмодульных выражений.
х – 1=0, х – 2 = 0, х – 3 = 0
х = 1, х = 2, х =3.
1.Отметим нули подмодульных выражений на координатной оси, разделив его на промежутки.
Получилось 4 промежутка: а) (- ∞ ; 1] б) (1; 2 ] в) (2; 3 ] г) (3; +∞ ).
2. Решим исходное уравнение на каждом из промежутков, раскрывая модули для данного промежутка.
а) ( -∞ ; 1] , | х – 1| = – (х – 1) ; |х – 2| = – (х – 2) | х – 3| = – (х – 3 ). На данном промежутке уравнение | х – 1| + | х – 2| + |х – 3| = 6 равносильно уравнению – (х – 1) – (х – 2) – (х – 3) = 6. Решая это уравнение, получаем корень: х = 0. Этот корень принадлежит промежутку а) ( – ∞ ; 1], следовательно на рассматриваемом промежутке исходное уравнение имеет единственный корень х = 0.
б) (1; 2] , |х – 1| = х – 1; |х – 2| = – (х – 2) |х – 3| = – (х – 3). На данном промежутке уравнение |х – 1| + |х – 2| + |х – 3| = 6 равносильно уравнению х – 1 – (х – 2) – (х – 3) = 6. Решая это уравнение, получаем корень: х = -2. Этот корень не принадлежит промежутку б) (1; 2] следовательно, на рассматриваемом промежутке исходное уравнение не имеет корней.
в) (2; 3] , | х – 1| = х – 1; | х – 2| = х – 2 | х – 3| = -(х – 3). На данном промежутке
уравнение | х – 1| + | х – 2| + | х – 3| = 6 равносильно уравнению х – 1 + х – 2 – ( х – 3 ) = 6. Решая это уравнение, получаем корень: х = 6. Этот корень не принадлежит промежутку в) ( 2; 3] следовательно, на рассматриваемом промежутке исходное уравнение не имеет корней.
г) ( 3; +∞ ] , |х – 1| = х – 1; | х – 2| = х – 2 | х – 3| = х – 3 . На данном промежутке
уравнение | х – 1| + | х – 2| + | х – 3| = 6 равносильно уравнению х – 1 +х – 2 + х – 3 = 6. Решая это уравнение, получаем корень: х = 4 Этот корень принадлежит промежутку г) (3; + ∞ ), следовательно на рассматриваемом промежутке исходное уравнение имеет единственный корень х= 4.
3 .Таким образом, исходное уравнение | х – 1| + | х – 2| + | х – 3| = 6 имеет два корня: х = 0 и х = 4.
Ответ: 0 ; 4.
2 способ решения: метод расширения областей нулей
1.Нули: 1,2,3; расширенная область: 0,4
2.Вычисляем значения в: 3,1,2,4,0
3.Расставляем точки с их координатами и соединяем
4.Строим прямую у=6 и находим точки пересечения прямой с графиком
x |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
y |
6 |
3 |
2 |
3 |
6 |
Ответ: 0 ; 4.
5. Постройте график функции и найдите значения m, при которых прямая y=m имеет с ним ровно две общие точки.
Решение. Раскроем модули:
Получаем, что график функции совпадает с прямой при совпадает с прямой при и совпадает с прямой при .
График изображен на рисунке.
Прямая y=m имеет с графиком данной функции ровно две общие точки при m= - 3 или m=0.
Ответ: m = - 3, m = 0.
6. Сколько корней имеет уравнение относительно параметра а ?
Ответ: при a>2 - два корня, a=2 - один корень, a<2 - нет корней.
Сведем анализ результатов в таблицу:
Метод |
Тип |
Знания и умения |
Недостатки |
По определению |
1, 2, 3 |
|
-громоздкие решения -применение большого объема знаний -при «снятии» модуля можно допустить ошибки |
Метод симметрии |
1, 2, 3 |
|
-знание алгоритмов преобразования графиков |
Метод интервалов |
2 |
|
-громоздкие решения -много вычислений и преобразований при снятии нулей -занимает много времени -правильность определения интервалов и полуинтервалов |
Метод расширения области нулей |
2 |
|
- допуск ошибок в вычислениях |
Метод преобразований функций |
1 |
|
- знание алгоритмов преобразования графиков |
Вывод: анализируя таблицу, делаем вывод, что метод симметрии и преобразования графиков удобно использовать при заданиях содержащих один модуль или вложенные модули, а если задание содержит два или более двух модулей, то рациональнее использовать метод расширения области нулей, так как содержат меньше всего действий для построения, а значит экономят время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе проделанной работы нам удалось изучить и проанализировать разные методы построения графиков. В результате анализа и сравнения методов построения графиков получили следующие выводы:
-перевод алгебраической задачи на язык графиков позволяет избежать громоздких решений;
-при решении уравнений, содержащих модуль и параметр, графический способ является более наглядным и сравнительно более простым;
-при построении графиков, содержащих 2 модуля и «матрешку» практичнее метод симметрии;
-хотя графический способ решения уравнений является приближенным, т.к. точность зависит от выбранного единичного отрезка, толщины карандаша, углов под которыми пересекаются линии и т.д., но этот метод позволяет оценивать кол-во корней уравнений для решения уравнений с параметром.
Учитывая, что одни из самых популярных заданий на ЕГЭ и ГИА уравнения с модулем, то, что главным моим результатом является то, что я могу решать уравнения с модулем и параметром графическим способом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Данкова И. «Предпрофильная подготовка по математике», Москва, 2006г.
Внеклассная работа по математике. Альхова З.Н., Макеева А.В., г. Саратов: Лицей, 2003.
Математика. Учебное пособие под редакцией Муравья Л.Я., г. Москва Бридж, 1994.
Математика. 8-9 классы: сборник элективных курсов. Выпуск-2.Автор-составитель: М.Е. Козина., г. Волгоград: Учитель,2007
Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. М,2006г.